О. Игумен, видимо, был тронут и настроением, и словами о. Гавриила и потому обещал постричь даже чрез неделю, если о. Гавриил пожелает остаться. Но последний, кланяясь в ноги о. Игумену, просил не оставить этой милостью на будущее время, если не оправдаются его надежды на Москву, а остаться в Оптиной не согласился, – «иначе-де и вы станете считать меня нетвердым монахом, колеблющимся туда и сюда»... Простившись и поблагодарив о. Игумена, о. Гавриил быстро собрался к отъезду, и покинул Оптину пустынь, о которой и до последнего времени вспоминал со слезами умиления и благодарности. Москва. Искушения. Иеродиаконство В Москву о. Гавриил прибыл 28 декабря 1874 г. Ему дали хорошую келлию и сразу же назначили экономом и расходчиком; кроме того о. Архимандрит Григорий, ценя прекрасный тенор нового инока, поручил ему пение на правом клиросе и чтение очередных суток. В порученных ему экономических делах о. Гавриил в скором времени заявил себя прекрасным хозяином. Он быстро освоился с условиями покупки и продажи в Москве и, пользуясь богатым опытом жизни дома и в Оптиной пустыни, повел дело в Петровском монастыре на новый лад, – прекрасно, почти богато, но без лишних расходов. Напр., для трапезы братии он почти всегда старался взять самую лучшую белугу – в том соображении, что из нее совершенно нет никаких отбросов (костей, плавников, хвостов и проч.), и потому братия получает порцию, ласкающую и взор, и воображение и вкус, и бывает более сыта и удовлетворена от такого блюда, между тем как в конечном итоге цена ему обходится та же, что и за мелкую дешевую рыбу. Руководствуясь такими точными расчетами, о. Гавриил давал братии прекрасный, даже богатый стол. И в то же время у него во всем получались сбережения, так как никто из продавцов и поваров не могли его обмануть, хотя попытки и делали. О. Гавриил действовал независимо, с большим размахом в покупках и с знанием дела и времени, поэтому у него всегда были запасы всего необходимого, обитель ни в чем не испытывала нужды, и в то же время не было ни долгов, ни убытков.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmie...

Отец Гавриил с большим благоговением относился к святыням. Он всё время искал и находил выброшенные иконы. Его любимым занятием было изготавливать рамочки для икон, чистить подсвечники, убираться в алтаре. Однажды в нише у могил святых Наны и Мириана 13 он нашёл частицу Животворящего Столпа. «Когда я первый раз прикоснулся, какая-то сила отбросила назад», – рассказывал старец. Так была найдена большая святыня. Владыка Даниил и отец Гавриил с осторожностью перенесли частицу в алтарь храма Преображения Господня Самтаврийского монастыря, где она и находится по сей день. Как-то решили в храме Самтаврийского монастыря поменять иконостас. Отец Гавриил был категорически против: ему, Божию угоднику, было открыто очень многое. И действительно, вскоре иконы начали мироточить. Первым это заметил старец и сообщил сёстрам. Мироточение продолжалось целый месяц. Однажды митрополит Даниил обсуждал с сёстрами вопросы монастырской жизни. Одна из монахинь жаловалась на игуменью. Отец Гавриил в это время поднимался по лестнице и услышал её слова. Он подошёл к ней и пригрозил: «Что ты тараторишь, что ты говоришь об игуменье?! Сейчас же прекрати!». Потом подошёл к владыке и сказал: «Береги её, пожалей её!». Все молча слушали, боясь сказать слово. А старец резко повернулся и вышел. Владыка с удивлением сказал: «Как интересно, я уже собирался высказать своё мнение, но отец Гавриил заставил меня его изменить. Как будто его устами говорил со мной Сам Господь». Однажды в Светицховели зашли богато одетые туристы. Отец Гавриил, стоя рядом с местом, где захоронен хитон Господень, некоторое время молча наблюдал за вальяжными иностранцами, а потом закричал: «Вы не знаете, где находитесь! Перед Лицом Всевышнего подобает проявлять уважение и благоговение, а вы стоите, заложив руки за спину!». Переводчица словно воды в рот набрала, но иностранцы и так всё поняли. Старец чуть не выгнал их из храма, угрожая палкой. Отец Гавриил как-то спросил пришедших к нему людей: «Зачем вы ко мне приходите?». Они ответили: «Потому что мы скучаем по Вас». Он крикнул им: «Что значит скучаете? Я что вам – Ната Вачнадзе 14 ?! Ко мне, только когда вам трудно, приходите».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однажды он пропал на месяц; нашёл пустынников, которые жили в горах, и стал подвизаться вместе с ними, живя в отдельной пещере. Потом его нашли родители и с тех пор перестали ругать за то, что он не может научиться читать. Как-то раз мать ему сказала: - Гавриил, дитя моё, пойди в церковь и попроси Божию Матерь помочь тебе научиться читать. В их приходском храме была чудотворная икона Богородицы. После трёхдневного поста и многочасовых коленопреклонённых молитв маленький Гаврил ночью, чтобы его не увидели люди, пошёл в храм молиться. У притвора храма он встал на колени и принялся со слезами молиться, потому что двери были заперты. Он просил Божию Матерь: «Царица Небесная, помоги мне научиться читать!» Вдруг двери церкви распахнулись, вошла Богородица, взяла мальчика за руку, подвела его к иконе Христа и сказала: «Сыне Мой, пусть маленький Гавриил научится читать». «С этими словами, - рассказывал сам старец, - Она меня благословила, поцеловала и сказала: “Теперь ты умеешь читать”. И вошла в северную дверь алтаря». Гавриил, видя, что Она не выходит, сам вошёл в алтарь. Обыскал весь храм, но найти Её не мог. Подошло время службы. Сторож, увидев открытые двери, Гавриила в храме, не зная, что и подумать, в недоумении спросил: - Как ты здесь оказался ? Гавриил в подробностях рассказал ему, как всё было. Сторож, дабы убедиться в истинности его слов, дал ему книгу. Гавриил стал читать красиво и чётко. - На самом деле, это была Божия Матерь! - удивился сторож. После такого чудесного события родители и все родственники стали весьма почитать Гавриила. А он продолжал ходить в пещеры и подвизаться. Собирал друзей и строил вместе с ними маленький монастырь с храмом и кельями, в котором сам был игуменом. В четырнадцать лет Гавриил со своими родственниками поехал в Константинополь, так как стало известно, что дядя его, который жил там, перешёл в мусульманство. По дороге в столицу они проезжали одним пустынным местом, и помысел сказал ему, что здесь обитают пустынники, которых можно попросить помолиться о дяде. Гавриил оставил своих спутников и стал искать в лесу пустынников, но никого не нашёл. Он сбился с дороги и в отчаянии просил о помощи святого Георгия.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1326

В таком благом воздействии на паломников большое значение имела личность старца-игумена отца Германа. Прославленный в лике святых в 2000 году, преподобный Герман (в миру – Гавриил Симеонович Гомзин) родился 20 марта 1844 года в Звенигороде, по соседству со святой обителью Саввы Сторожевского. Четырех лет от роду Гавриил лишился матери, и его взяла на воспитание тетка, Матрена Матвеевна Бабкина, – родная сестра отца, которая была его крестной матерью. Учился он недолго и впоследствии с сожалением говорил о том, что так рано оставил учебу. Его отец стал насельником Гефсиманского скита. И сам Гавриил с двенадцати лет решил, что будет монахом. В Саввином монастыре, напротив которого стоял дом тетки, жил иеромонах Даниил, родной дядя мальчика. Он все звал племянника к себе в монастырь, но тот мечтал уйти к отцу, в Гефсиманский скит. Сначала его взял к себе в Москву старший брат Алексей, который немного рисовал и приохотил к этому делу брата, затем отдал его в обучение к живописцу. В сентябре 1859 года, когда Гавриилу было пятнадцать лет, опасно заболел его отец. В Мариинской больнице, у постели умирающего Симеона Матвеевича, собрались сыновья: Алексей, Василий и, младший, Гавриил. Отец уже был так слаб, что не мог поднять руки, чтобы благословить детей, и Гавриил, возложив себе на голову отцовскую десницу, мысленно произнес: «Батюшка, благословите меня вместо себя в монастырь пойти». Сказать об этом вслух он побоялся. Наконец в феврале 1868 года Гавриил Гомзин поступил в Гефсиманский скит. Этот «молодой» монастырь, любимое детище угодника Божия святителя Филарета (Дроздова) , расположенный в дивной по красоте местности, в окрестностях Троице-Сергиевой Лавры, уже прославился к этому времени своими иноками-подвижниками. Гавриил был пострижен в рясофор 25 июня 1870 года. В скиту тогда подвизались два старца: иеромонах Тихон (†1873) и иеросхимонах Александр (†1878). Так было угодно Господу, чтобы инок последовательно проходил науку монашеского жития сначала у одного из них, затем – у другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Был в то время в Иверской обители монах родом из земли Иверской именем Гавриил, нравом простейший, проводящий отшельническое житие и непрестанно наедине молящийся Богу. Ради безмолвия удалялся Гавриил на лето на самые высокие вершины горы Афонской, а зимой, когда наступала там стужа и выпадал снег, он сходил с гор и затворялся в уединенной монастырской келье. Носил Гавриил власяницу, пищей ему были дикие травы, а питием — вода. Простота его была блаженная; и был он истинно земной Ангел и небесный человек. Гавриил этот, помолившись, уснул и видит Пресвятую Богородицу в сиянии великой славы. И говорит ему Пречистая: — Иди в монастырь и возвести настоятелю, что Я хочу дать ему и братии Мою икону в покров Мой и помощь. Сойди на морской берег и иди с верою по водам, взяв Мою икону, да все уразумеют любовь и заботу Мою об обители вашей и да ведают, что Я Сама пришла на помощь вашу. Сказала слово это Богородица и стала невидима, а Гавриил, муж Божественный, поспешно сошел с горы своей в обитель и возвестил настоятелю виденное. Настоятель же повелел собраться всем монахам в церковь; и, зажегши светильники, вышла из храма вся братия во главе с настоятелем, творя литию с пением псалмов Божественных, воссылая к небу дым кадильниц благовонный, и так достигли они морского берега, радуясь любви Богородицыной. И пошел Гавриил по водам морским (о, чудо великое!), и приблизилась к нему сама чудотворная икона; и принял ее в объятия свои Гавриил с радостью неописуемой, с пением и славословием Богу велегласными. И сам настоятель пошел навстречу Гавриилу, сойдя в море, а когда взошли они оба со святою иконой на берег, то радости и веселию монашествующих и конца, казалось, не будет: три дня и три ночи продолжалось молитвенное пение и бдение, и без перерыва шла Божественная служба пред святой иконой в устроенной на берегу моря часовне. Затем перенесена была Владычица в соборную церковь и поставлена в святом алтаре. И вновь пето было пред Нею всенощное бдение. По совершении бдения разошлись монахи Афонские по своим монастырям, а наутро, в час утрени, вошел кандиловжигатель в храм, чтобы приготовить все для совершения по чину церковному утренней службы, и не нашел иконы на своем месте — в алтаре храма. Стали искать, и после долгих поисков нашли ее сверх врат, на стене монастырской ограды. Дивились монахи, как и кем могла быть перенесена на это место святая икона, и перенесли ее опять на старое ее место в алтарь храма; но оттуда она опять невидимою силою оказалась перенесенной на стену, над святыми вратами обители.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Услышав отказ, Гавриил сильно опечалился. Он рассказал о том, что видел Божию Матерь и что это Она повелела ему обратиться к игумену. Но старец-игумен ни под каким видом не хотел брать Гавриила с собой на Афон и не придал никакого значения особому указанию Госпожи Богородицы, Которая может поступать и вопреки человеческим правилам, какими бы хорошими они ни казались. Разговор происходил в присутствии капитана корабля, на котором игумен Григорий приплыл в Константинополь. Он посочувствовал Гавриилу и сказал ему так: - Ты спрячься на корабле, а когда приплывём на Афон, выйдешь к старцу. Из Константинополя Гавриил отплыл в 1828 году, и через несколько дней корабль причалил у монастыря Григориат. Гавриил вышел из своего укрытия и упал игумену в ноги со словами: «Богородица привела меня на Афон». Из глаз его катились слёзы. Но игумен всё равно стоял на своём - не хотел принимать в монастырь. Он даже избегал с ним встречаться. Но отцы монастыря переубедили своего старца, и он, наконец, принял Гавриила. Ему сразу назначили послушание помощника повара, и он стал усердно служить братиям и ревностно подвизаться в духовной жизни. Однажды, когда Гавриил был ещё новоначальным монахом, под престольный праздник святителя Николая из-за плохой погоды рыбаки не ходили в море, и отцы переживали, что останутся без рыбы и угостить гостей будет нечем. Но Гавриил был спокоен, потому что знал, что для Святителя добыть рыбу проще простого. Он попросил Святого, и на монастырский причал накануне праздника стала чудесным образом сама выбрасываться большая хорошая рыба. Отцы с радостью принесли её в монастырь и приготовили, славя Бога.       После этого события Гавриил ушёл на Кавсокаливью, чтобы избежать почестей от отцов монастыря. В монастыре Григориат он прожил примерно два месяца. Там он узнал, что в скиту Кавсокаливьи есть один опытный духовник, папа-Неофит Караманлис, его земляк, ревностный подвижник, отмеченный Благодатью Божией. К нему в каливу святого Георгия и направился Гавриил. Папа-Неофит принял юношу с радостью, потому что увидел на лице у него свет Благодати Божией.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1326

Людмила Людмила 2013/08/15, 13:36:37 Отце Гавриил! Прошу святых молитв за мою семью о здравии: Заблуждающейся Екатерины Отрока Григория Младенца Николая Болящей Ларисы Александра Александр 2013/08/07, 19:08:18 Батюшка! Пожалуйста помолитесь за меня и р.б татьяну! иван (16 лет) 2013/08/07, 17:29:30 Дорогой отче Гавриил,помолитесь о здравии болящей Фотинии,болящей Елены,отр.Екатерины,Алексея и Инны. Помолитесь о р.Б.Елене, чтобы научиться молиться ,терпеть все искушения без раздражения и бороться с унынием. Спаси Господи! 2013/08/03, 23:01:39 Батюшка Гавриил! Во имя Иисуса Христа, прошу Вашей молитвенной помощи за здравие р р.Б. Анны, Татианы, Ильи, Юлии, Михаила, Ульяны, Татианы, а также за умножение моей веры. Живу с престарелой мамой, у нее пропадает память, она впадает в уныние, как могу, помогаю ей, сама же чувствую упадок сил, физических и душевных.. Спаси Вас Господь!. Татьяна 2013/07/27, 12:44:31 Батюшка Гавриил!Помолитесь о моем сыне р б заблудшем Олеге Помогите! Просим Господа чтоб Он помиловал нас грешных Наталия 2013/07/24, 18:05:00 Благослови,отчеГаврииле!Просим молитв о здравие и помощи ПресвятойВладычицы во всех благих начинаниях и делах и всех сродников,другах и благотворящих и о упокоение всех сродников и всех усопших православных. р.Б.Наталия 2013/07/24, 13:36:52 Благословите! Прошу,молитвенной помощи о исцелении р.б.Ларисы,грешной. Лариса 2013/07/24, 10:20:52 Господи, дай долгих лет и крепкого здоровья Отцу Гавриилу! рб.Даниил 2013/07/23, 15:39:31 ОТЕЦ ГАВРИИЛ ПРОСИМ ГОСПОДА ЧТОБЫ ОН ПОМИЛОВАЛ НАС ГРЕШНЫХ ! РАБА БОЖЬЯ ГАЛИНА И ТАТЬЯНА И ТАИСИЯ 2013/07/21, 17:46:06 Святой Отец Гавриил! Слёзно прошу Ваших Святых молитв о моём сыне р.б. Владимире, об исцелении его от зависимости. Приобрести силу духа, воли и православную веру. Чтобы осознал чем это может закончиться. Я поддерживаю его материнской любовью, заботой и молитвами, но ему очень тяжело. И прошу Ваших молитв обо мне грешной р.б. Людмиле, о даровании мне терпения,сил и здоровья, чтобы вытащить сына. Сердечно прошу Ваших молитв о здравии р.б. Александра и р.б. Сергея. Низкий Вам поклон. Храни Вас Господи.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=150...

Тропарь, глас 4 Небесных воинств Архистратиг,/непрестанно молим тебя мы, недостойные,/чтобы ты оградил нас твоими молитвами/под кровом крыл невещественной твоей славы/сохраняя нас, припадающих усердно и взывающих:/«От бед избавь нас,/как начальник Вышних Сил!» КАНОН, ГЛАС 4 Песнь 1 Ирмос: Отверзу уста мои,/и они исполнятся Духа;/и слово изреку Царице Матери,/и явлюсь светло торжествующим,/и воспою радостно Ее чудеса. Припев: Святой Архистратиг Божий Гавриил, моли Бога о нас. Как ставшего светом богоподобным и невещественным,/через невещественное приобщение к Свету высочайшему,/молю тебя, Архангел Господень:/ум мой просвети молитвами твоими,/чтобы я смог воспевать тебя. Составим в сей день весело хор Божественный,/почитая того, кто первым из бесплотных Умов,/возвестил неизреченную радость, в мир пришедшую/по Божией благости. Слава: Тебя, заступника величайшего,/и пред Богом ходатая,/и стену, и утверждение имея, Гавриил,/мы, любящие тебя, избавляемся/от бед и вреда, причиняемого змием,/когда восхваляем тебя. И ныне: Когда Тебя, Чистую Всенепорочную, Гавриил узрел,/он Тебе, Владычица, «Радуйся!» ясно возгласил,/брака не познавшая, людям спасение,/Ангелов хвала и чествование! Песнь 3 Ирмос: Твоих песнопевцев, Богородица,/– живой и обильный источник,/устроивших духовный праздник, утверди/и в божественной Твоей славе/удостой венцов славы. Припев: Святой Архистратиг Божий Гавриил, моли Бога о нас. Приобщением к Свету невещественнейшему/невещественно просвещаясь,/ибо сам воистину невеществен, Гавриил,/ты видим был, как Свет второй,/просвещающий всегда вещественных –/людей, воспевающих тебя. Величайшей славы ты сподобился,/великое таинство нам открыв,/величайший из Ангелов,/– им вознесены были от земли к величайшей высоте/мы, безмерно чтущие тебя. Слава: Явись с небес всем,/с любовью ищущим тебя всегда,/и прекрати надвигающуюся на нас/бурю напастей и скорбей,/о Гавриил Архистратиг! И ныне: Изъясняя издревле сокровенное таинство,/Гавриил Тебе, Отроковица, некогда взывал:/«Радуйся, Божий Дворец, куда вселившись,/Он всех людей обожил, как Милосердный!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

1 декабря 1911г. его избирают митрополитом Рашско-Призренским. Епископская хиротония состоялась через три дня. Митрополит Гавриил, после завершения 1-й Балканской войны, в ходе которой территория его епархии освобождена от турок сербами и черногорцами, переименован в митрополита и архиепископа Печского. Тогда, как зрелый и умелый человек и духовник, митрополит Гавриил (Дожич) начал в освобождённых краях начал в новых условиях урегулировать духовную жизнь своей паствы. Особое внимание он уделял созданию единства сербской нации и налаживанию церковной жизни. Начавшаяся 1-я мировая война принесла неисчислимые страдания сербскому народу. Когда в 1915 г. под ударами превосходящих сил Германии, Австро-Венгрии и Болгарии, сербская армия и правительство, начали отступать через Черногорию и Албанию к морю, митрополит Гавриил остался разделить страдания своей паствы. Оккупанты интернировали его в венгерский город Сегед, где он от страданий и издевательств заболел и был отправлен в черногорский город Ульцинь на адриатическом побережье, где пребывал под надзором австрийцев, оккупировавших Черногорию. После освобождения, митрополит Гавриил участвовал в работе Великой народной скупщины в Подгорице, которая 18 декабря 1918г. приняла решение об объединении Черногории и Сербии. Скупщина выбрала 18 депутатов, которые во главе с владыкой Гавриилом привезли в Белград это решение. После смерти черногорского митрополита Митрофана (Бана), Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви 17 ноября 1920г. избрал новым митрополитом Черногорско-Приморским Гавриила (Дожича). После борьбы православных Югославского королевства против конкордата с Ватиканом и трагической смерти патриарха Варнавы Росича (по всем признакам он был отравлен врагами Православия и сторонниками унии с Римом) 8 февраля 1938г. черногорский митрополит Гавриил избран Сербским Патриархом. Патриарх Гавриил твёрдо стоял на защите веры и нации. 27 марта 1941г. он вместе со всеми сербскими архиереями энергично выступил против пакта с нацистской Германией, подписанного изменническим югославским правительством Цветковича. В этот день патриарх от своего имени, а также от имени Архиерейского Собора (внеочередное и чрезвычайное заседание которого состоялось 27- 31 марта 1941г.) выступил со своей исторической речью по Радио Белграда, в которой остался верен заветам и духу своей Церкви и своего народа.

http://pravoslavie.ru/39484.html

В деле «Киевская духовная семинария. Списки учеников семинарии за 1841 г.» (Ф. 712. Оп. 2. Д. 1233) есть именная ведомость об учениках Киевской духовной семинарии, составленная по окончании учебного курса в 1841 г. (Л. 17 об.). Во втором классе среднего отделения значится: «Гавриил Говоров Елецкой округи, села Чернавска, умершего священника Василия сын, 21 года. Поступил в семинарию 1 сентября 1837 г. На казенном содержании. Способностей очень хороших, успехов хороших. Поведения очень хорошего. 1-го разряда. Поступил (перешёл) в высшее отделение семинарии». То есть Гавриил Васильевич родился в 1820 г. Эта запись допускает возможность одновременного приезда в Киев двух братьев – Егора и Гавриила Говоровых. Только один поступил в академию, а другой – в семинарию. Гавриил Васильевич окончил Киевскую семинарию со степенью студента. Мемуаристы отмечают «под руководством брата иеродиакона Феофана», окончившего академию в 1841 г. Мы не знаем точно, когда вышел из семинарии Гавриил Говоров и что он делал сразу по окончании учёбы. Известно, что во второй половине 1840 х гг. Гавриил Васильевич занял место священника села Вышнее Ольшаное Ливенского уезда Орловской губернии после смерти старшего из братьев Говоровых – священника Ивана Васильевича. В Орловском архиве по с. Вышнему Ольшаному сохранилось всего три метрические книги по интересующему нас периоду: за 1843, 1852 и 1861 гг. В 1843 г. служил Иван Васильевич Говоров, в 1852 г. – Гавриил Васильевич Говоров, в 1861 г. – Евграф Николаевич Острогорский, женатый на Дарье Ивановне, дочери Ивана Васильевича Говорова. Умер Гавриил Васильевич тридцати пяти лет в 1855 г. После его ранней смерти остался сын Алексей (был ли он единственным ребёнком?), «я остался сиротой по отце четырёх лет» («Воспоминания»). После смерти отца сначала он жил с матерью у деда по матери, потом «по обстоятельствам матери» – у её родственников. В 1860 г. «мать по приказанию святителя Феофана» привезла девятилетнего Алёшу в Тамбов, где епископ Феофан был правящим архиереем с лета 1859 г. Далее в «Воспоминаниях» Алексей Гаврилович о своей матери ничего не упоминает. Создаётся впечатление, что она исчезла из жизни сына. Но в письме от 29 августа 1868 г. к Ивану Гавриловичу Переверзеву, другому своему племяннику, святитель Феофан сообщает: «Алеша и домой съездил, и здесь на Выше был». 358

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010