Разделы портала «Азбука веры» ( 87  голосов:  4.7 из  5) Оглавление Эти воспоминания схиигумения Мария (Дохторова) (1886–1978) написала в 1959 году по благословению епископа Левкийского Парфения. Он называл ее «живая святая». Всероссийский старец, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) , также очень почитал схиигумению Марию и многим советовал прочитать ее жизнеописание. Митрополит Ловечский Гавриил (Динев) (Болгарская Православная Церковь), бывший духовным чадом Матушки, сам написавший книгу о ней: «Схиигумения Мария», говорил по ее кончине: «Если бы я знал, что она где-нибудь в Америке, я туда пешком пошел бы!» – Названную по-монашески скромно – «Годы странничества», – книгу схиигумении Марии (Дохторовой) читаешь с неослабевающим интересом. Достаточно проглядеть ее содержание. В добрый путь! “Годы странничества. Воспоминания” схиигумении Марии (Дохторовой) Во мне живет уверенность, что народ (имею в виду русских), способный рождать таких церковных чад, — это народ великий и необычайно богатый. Такой народ будет храним Богом до скончания века. Митрополит Ловичский (Ловчанский) Гавриил (Динев), ученик старицы Марии, Болгарская Православная Церковь “Для русских — Болгария после России — самая родная по духу” (так говорила мать Мария (Дохторова)) В родительском доме Схиигумения Мария (в миру Лидия Николаевна Дохторова, принявшая в постриге это имя в честь святой равноапостольной Марии Магдалины), родилась в 1896 году в Киеве в интеллигентной семье среднего достатка. У них в доме было принято держать детей в особой строгости, прививая им послушание, скромность и трудолюбие. Так, старица вспоминала, как однажды ей не позволяли два часа вставать со стула: нужно было съесть яйцо всмятку, а ей его не хотелось. Сладкого малышам не давали до четырех часов дня, хотя в доме и было изобилие всяких лакомств. Для воспитания и обучения детей приглашали гувернанток. К деньгам не разрешалось и прикасаться: взрослые сами покупали, что нужно, и старались делать так, чтобы подростки не приучались к презренному металлу.

http://azbyka.ru/fiction/gody-stranniche...

Митрополит Гавриил: «Мы приняли решение не ехать на Критский собор независимо и по совести» 1 июня 2016 года Священный Синод Болгарской Православной Церкви принял решение отказаться от участия в «Святом и Великом Соборе» на Крите. Либеральные болгарские СМИ увидели в этом «руку Москвы». О том, какие догматические соображения стояли за этим решением и почему оно не могло быть принято под влиянием Москвы, каково отношение болгар к русским и грекам, почему на предварительных совещаниях болгары согласились принимать решения принципом консенсуса, как следует относиться к Всемирному совету церквей и экуменизму, рассуждает митрополит Ловчанский Гавриил (Динев) . Митрополит Ловчанский Гавриил (Динев) – Ваше Высокопреосвященство, решение Святого Синода Болгарской Православной Церкви не участвовать во Всеправославном соборе на Крите вызвало разноречивые отклики. Многие из них были крайне критическими и осуждающими, в том числе в церковных СМИ. Как бы Вы объяснили простым языком, что произошло и почему архиереи решили поступить таким образом? – Наше решение – последствие другого решения, от 21 апреля 2016 года, когда Святой Синод выразил свою позицию по проектам документов, подготовленных Всеправославной комиссией для рассмотрения и принятия на Святом великом соборе. По одному документу, касающемуся отношения Православной Церкви с остальным христианским миром, мы высказали достаточно критические замечания. И решили, что данный документ не может быть принят в настоящем виде, поскольку узаконит экуменизм. Мы собирались ехать на собор. Зарезервировали места в отеле на о. Крит. Договорились и о самолете, на котором полетим на остров для участия в соборе. Отдали также немалую сумму в качестве предоплаты за проживание в отеле на острове Крит, что означает, что у нас было серьезное намерение поехать на собор и отстаивать нашу православную позицию. В крайнем случае – если не сможем защитить ее или же не будем услышаны – мы думали не подписывать документов собора. Однако на заседании Синода 1 июня 2016 года после обсуждения было решено предложить отложить собор на другое время , с тем чтобы подготовка к нему была продолжена. Мы решили, что в настоящий момент отсутствует готовность к действительно большому, великому и святому собору. Соображения наши были таковы.

http://pravoslavie.ru/94370.html

«Екатеринбургская трагедия не вполне осмыслена большей частью наших современников» Митрополит Ловчанский Гавриил Источник: Центр святителя Василия Великого Представляем вниманию наших читателей интервью, которое митрополит Ловчанский Гавриил (Динев) из Болгарской Православной Церкви дал Аналитическому центру свт. Василия Великого по поводу 100-летней годовщины мученической кончины последнего русского императора Николая II и его святой семьи. Владыка Гавриил учился в Московской духовной академии и жил в России, общался со многими русскими людьми, известными подвижниками благочестия, благодаря чему у него была возможность узнать русский народный дух и церковную жизнь.      - Ваше Высокопреосвященство! Благословите! Сотрудники Аналитического центра святителя Василия Великого благодарят Вас за возможность этой беседы. Мы хотим посвятить её столетию трагического события русской, а ещё шире – общеславянской и православной истории XX столетия – мученической смерти святого страстотерпца императора Николая II, его августейшей семьи и их верных слуг в 1918 году. Это событие известно почти всем, однако есть ощущение, что оно ещё не вполне осмыслено большинством наших современников. Как Вы считаете, в чём религиозный смысл екатеринбургской трагедии? Мировая история, увы, знает многие примеры цареубийств, но почему именно гибель последнего российского царя вызывает столько споров по сей день, как в России, так и на Балканах? - Екатеринбургская трагедия не вполне осмыслена большей частью наших современников, потому что личность православного царя-мученика на протяжении десятилетий была запятнана атеистической и антирусской пропагандой. Воспитание нового советского человека ставило целью показать в монархии символический пример тирании, жестокости, алчности и прочего, чтобы внушить отвращение к православной монархии и к её последнему великому святому представителю в России – царю-мученику. Это основная причина многих споров вокруг его личности, потому что последствия безбожной пропаганды остаются и по сей день.

http://pravoslavie.ru/114359.html

«Никогда в жизни мы не видели такого человека» К 10-летию со дня кончины митрополита Питирима (Нечаева) Митрополит Питирим на схождении Благодатного Огня    4 ноября 2013 года исполняется 10 лет со дня кончины митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) . Пожалуй, нет в Русской Церкви человека, который не слышал бы об этом удивительном архиерее. Его знали как талантливого руководителя Издательского отдела, блестящего проповедника, благоговейного служителя алтаря, ценителя старинных традиций и живое их воплощение. Однако лишь работая над подборкой воспоминаний об усопшем иерархе, мы ощутили, насколько многогранной была его личность. Хотелось бы, чтобы и вы, прочитав рассказы всех этих людей, среди которых его друзья и родные, коллеги и подчиненные, священники и миряне, «физики» и «лирики», академики и простые смертные, нашли для себя нечто ценное и от всего сердца помолились об упокоении этого замечательного архиерея Церкви Христовой. Большая часть историй была записана во время дружеского чаепития, устроенного архимандритом Тихоном в Сретенском монастыре. Митрополит Ловчанский Гавриил (Динев) , Болгарская Православная Церковь «Светлый луч среди своих современников» За десять лет, прошедшие со дня кончины любимого нами митрополита Питирима, мы не только не забыли владыку, но углубились в то духовное наследие, которое он нам оставил. Владыки Ловечский Гавриил на 75-летии митрополита Питирима. Фото: М. Юрченко/Православие.Ru    Он проводил жизнь подвижническую, монашескую, был истинным архиереем православным. Сочетал в себе достоинство архиерейства и смирение, любовь монаха и подвиг молитвы, подвиг служения людям и заботы о христианах и подвиг строительства храмов. Многих он привлекал к себе. К нему тянулись люди, которые сами имели какое-то смирение и искренность. И чем больше смирения и искренности в них было, тем больше они видели духовное богатство владыки, тем более стремились к нему. Возможность глубоко общаться с владыкой зависела во многом от нас самих, а не только от него. Господь хочет, чтобы с Ним общалось как можно больше людей, но мы видим, что люди лукавые закрыли свою дверь для Господа. Так и с настоящими рабами Христовыми: человек может к ним приблизиться, если старается бороться со своими страстями, немощами.

http://pravoslavie.ru/65424.html

«В личности владыки Питирима сочетались все добродетели русского человека» Беседа о митрополите Питириме (Нечаеве) и жизни современной Болгарской Церкви Митрополит Гавриил (Динев) 16 мая в Волоколамске состоялось торжественное открытие памятника митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму (Нечаеву) – человеку, который является олицетворением целой эпохи в истории Русской Церкви и русской культуры. О личности владыке Питирима, его выдающейся церковной деятельности мы побеседовали с митрополитом Ловчанским Гавриилом (Динёвым) – одним из самых известных иерархов Болгарской Православной Церкви, который был духовным чадом митрополита Питирима, его другом и коллегой. Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) – Владыка, расскажите о своём приходе в Церковь и знакомстве с митрополитом Питиримом. – Будучи на 1 курсе инженерно-строительного института, по милости Божией, я сподобился познакомиться с выдающимся архиереем Болгарской Церкви – владыкой Парфением (Стаматовым), епископом Левкийским, который поистине был человеком высокодуховной, чистой жизни, очень грамотным и интеллигентным. Я был верующим, но в то же время мало знакомым с церковной жизнью человеком, ведь в школе нам прививали атеистические идеи, принципы, которые с церковной жизнью имели мало общего, и владыка Парфений повёл меня по пути церковной жизни, неоценимую красоту которой я стал постепенно замечать. Одним из ярких эпизодов моего воцерковления было знакомство со схиигуменьей Марией (Дохторовой), которое состоялось благодаря владыке Парфению. Матушка Мария жила в скиту Прп. Параскевы недалеко от г. Софии и являла пример настоящей подвижнической жизни, рядом с ней всегда было тепло и радостно. В то время, когда я стал общаться с этой подвижницей, мне было 22 года, а матушке 77 лет. В скором времени от рака скончалась последняя монахиня матушкиной обители, и я решил перейти на заочный сектор моего института, для того чтобы быть рядом с матушкой и помогать ей. Все те духовные сокровища, которые я приобрёл в те годы, мне дала матушка.

http://pravoslavie.ru/139643.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛОВЧАНСКАЯ ЕПАРХИЯ (Ловечская) [болг. Ловчанска епархия] Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Объединяет приходы и мон-ри на территории Ловечской обл. (Болгария). Кафедральный город - Ловеч. Кафедральный собор - во имя св. равноапостольных Кирилла и Мефодия (2008). Наместничества: Ботевградское, Пирдопское, Тетевенское и Троянское. Правящий архиерей - митр. Гавриил (Динев) , с 2001 г. Ок. 140 приходов. В Л. е. действуют мон-ри: Ботевградский (Зелинский) в честь Рождества Пресв. Богородицы (г. Ботевград, основан, вероятно, в XIV в., восстановлен в 1926, мужской), Врачешский во имя 40 мучеников (близ г. Ботевграда, основан в XIII в., восстановлен в кон. XIX в., женский), Гложенский муж. мон-рь , Златицкий в честь Вознесения Господня (близ г. Златица, основан в XIX в.), Новоселский во имя Св. Троицы (г. Априлци, основан в 1830, восстановлен в кон. XIX в., женский), Правецкий во имя св. Феодора Тирона (близ г. Правец, время основания неизв., восстановлен в 1866, мужской), Скравенский во имя свт. Николая (с. Скравена близ г. Ботевграда, время основания неизв., восстановлен в 1947, женский), Скравенский в честь Преображения Господня (близ с. Скравена, время основания неизв., восстановлен в 1608, по преданию, св. Пименом Зографским, и в 1930), Тетевенский во имя прор. Илии мон-рь (г. Тетевен, основан в период 2-го Болгарского царства, в XVII в. был важным книжным центром, в XVIII в. разорен, ныне действует как приход), Троянский мон-рь , Чекотинский во имя арх. Михаила (близ г. Ботевграда, основан в XIV в., восстановлен в XIX в., мужской), Этропольский мон-рь . Известия о Л. е. относятся к периоду 2-го Болгарского царства. Пять митрополитов Ловчанских (Лонгин, Мелетий, Киприан, Симеон I и Симеон II), правивших в сер. XII - нач. XIII в., упоминаются в Борила царя синодике (нач. XIII в.) на 3-м месте, после иерархов Преслава и Червена (совр. Русе). Митр. Ловчанский Парфений участвовал во II Соборе в Тырново (1360), Л. е. занимала тогда 4-е место среди болг. кафедр. После подчинения Болгарской Церкви К-полю в 1-й пол. XV в. кафедра получила ранг епископии. С сер. XV до сер. XIX в. известны имена 24 Ловчанских иерархов. После учреждения Болгарского Экзархата статус митр. Ловчанского Илариона (Иванова) в числе первых 4 болг. иерархов был подтвержден султаном. Главы Л. е. неск. раз становились предстоятелями БПЦ: митр. Иларион (Иванов) в 1872 г. был избран 1-м экзархом Болгарским; митр. Иосиф I (Йовчев) в 1877 г.- экзархом Болгарским; митр. Максим (Минков) в 1971 г.- патриархом Болгарским. Лит.: Никитов И. За Ловчанска епархия. Ловеч, 1932; Бакалов Г., Павлов П., Маринов Б. Ловчанска епархия: Минало и настояще. София, 2008. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2110638.html

Митрополит Ловечский Гавриил (в миру — Динев Цветан Методиев) родился 16 июля 1950 года в Софии. Детство провел в Чехословакии. По возвращении в Болгарию окончил Высший инженерно-строительный институт в Софии. В конце 1979 году принял монашество, через несколько месяцев рукоположен во иеродиакона и во иеромонаха и назначен игуменом Клисурского монастыря. Закончил Софийскую и Московскую (аспирантура) духовные академии, кандидат богословия. В 1986 году возведен в достоинство архимандрита. В 1986-1991 годах возглавлял подворье Болгарской Православной Церкви в Москве. По возвращении в Болгарию был назначен протосингелом Софийской епархии, совмещал эту должность с игуменским служением в Клисурском монастыре. В 1998 году рукоположен во епископа Макариопольского и назначен викарием Софийской епархии. В 2001 году избран митрополитом Ловечским. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/vo-vtoroj-tur-vyborov-...

Старец был великий православный педагог, “детоводитель ко Христу” Учёный Евгений Андронов: «Я хочу поведать, как под руководством старца, благодаря его духовному опыту, святым молитвам и трудам человек меняется. Старец был, не побоюсь сказать, великий православный педагог, по словам апостола Павла, “детоводитель ко Христу”, полагающий за овцы своя не только время и силы, но и жизнь свою». Митрополит Ростовской и Новочеркасский Меркурий Митрополит Ростовской и Новочеркасский Меркурий: «Отец Иоанн обладал удивительным даром любви к людям. Даже тогда, когда он казался суровым и требовательным, заставляя чад своих задуматься о смысле происходящего в духовной жизни. Но стоило только человеку вспомнить о Боге, обратиться к Богу, начать трудиться, исправляя свои ошибки, батюшка менялся. Он весь становился светом, дающим возможность душе в греховных сумерках жизни не потерять правильного пути, он весь – теплота любви, своим обаянием и многолетним пастырским опытом взращивающий любую добрую поросль мысли, он – мудрый и терпеливый отец, ожидающий до последнего мгновения возвращения оступившегося чада». Болгарский митрополит Ловчанский Гавриил (Динев): «Отец Иоанн принял нас с большой любовью, и я тогда же понял, что отец Иоанн не говорил ничего случайного, что он своим внутренним духовным взором видел тебя насквозь и говорил то, что для тебя необходимо и полезно. При прощании я попросил его молитв, чтобы в Болгарии меня оставили в скиту преподобной Параскевы, где я раньше жил. Отец Иоанн внимательно глянул на меня и вдруг произнёс: “Вы будете представителем Болгарской Православной Церкви в России”. Он повторил эти слова три раза и очень твёрдо. Не зная, как это может случиться, я всё же поверил его слову. Мне было очевидно, что старец изрек то, что повелел ему Господь. И, вопреки логике тогдашнего времени, я в тот же год получил от своего священноначалия назначение служить в России». Архимандрит Афанасий (Культинов) Архимандрит Афанасий (Культинов) : «Однажды нападения на меня начались, другие помыслы: “Не спасёшься… Погибнешь…” – и всё такое прочее. Отец Иоанн подходит ко мне и говорит: “Сам спасёшься, и семья спасётся!” – прямо на помыслы ответил».

http://pravoslavie.ru/78861.html

О старческом служении отца Иоанна вспоминает болгарский митрополит Ловчанский Гавриил (Динев) 134 : «Будучи студентами Московской духовной академии, весной 1986 года мы побывали в Санкт-Петербурге, и нас принимал митрополит Антоний (Мельников). Владыка на меня произвел впечатление духовного человека. Провожая, он рекомендовал мне не уезжать на родину, пока я не встречусь со старцем архимандритом Иоанном из Псково-Печерского монастыря. Летом я поехал в Печоры. Отец Иоанн принял нас с большой любовью, и я тогда же понял, что отец Иоанн не говорил ничего случайного, что он своим внутренним духовным взором видел тебя насквозь и говорил то, что для тебя необходимо и полезно. При прощании я попросил его молитв, чтобы в Болгарии меня оставили в скиту преподобной Параскевы, где я раньше жил. Отец Иоанн внимательно глянул на меня и вдруг произнес: «Вы будете представителем Болгарской Православной Церкви в России». Он повторил эти слова три раза и очень твердо. Не зная, как это может случиться, я все же поверил его слову. Мне было очевидно, что старец изрек то, что повелел ему Господь. И, вопреки логике тогдашнего времени, я в тот же год получил от своего священноначалия назначение служить в России. С того времени прошло уже почти двадцать лет. По милости Божией я ежегодно по несколько раз имел возможность бывать у старца. Я руководствовался его духовным ведением. Он был истинным духоносным старцем. За своим смирением он скрывал духовное величие и обильные благодатные дары, данные ему Господом: прозорливость, чудотворную молитву и подвиги. Но, как сказано в святом Евангелии, «зажегши свечу, ее не ставят под спудом, но на свещнице да светит всем» ( Мф.5:15 ). Господь через отца Иоанна облегчал нам прискорбный и тесный путь шествия к Отечеству Небесному. Благодать Святого Духа – светильник Божьего света – озаряла ему, а через него и нам путь по дороге жизни, темный от недоброжелательства недругов наших. В моей жизни множество примеров его благодатной духовной помощи, наставлений, советов, из которых становятся явны его знания человеческого сердца и предведение грядущих событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

131 Архимандрит Досифей (Сороченков Константин Сергеевич) родился в 1928 г. в с. Большие Лученцы Юрьев-Польского р-на Владимирской обл. В 1957 г. поступил послушником в Псково-Печерский монастырь. В 1958 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. В 1966 г. был направлен на Святую гору Афон в Русский Свя-то-Пантелеимонов монастырь. Перед отъездом в Грецию в Троице-Сергиевой Лавре был рукоположен во иеромонаха. В 1982 г. вернулся в Псково-Печерский монастырь. Скончался 5 августа 1998 г. 132 Архимандрит Феофан (Молявко Фома Андреевич) родился в 1913 г. на хуторе Ос-вея Освейского р-на Витебской обл. В 1926 г. окончил 4 класса школы и поступил послушником в монастырь Смоленской Божией Матери г. Осташкова Тверской епархии. С 1928 по 1930 г. трудился в монастыре прпп. Зосимы и Савватия Пеновского р-на Калининской обл. После закрытия монастыря был вынужден вернуться домой. С 1934 г. служил псаломщиком в церкви с. Печниково Каменского р-на Калининской обл. В 1937 г. был пострижен в монашество старцем Ниловой пустыни схиигуменом Михаилом, вскоре после пострига арестован и осужден на 10 лет лагерей. Отбывал заключение в Ярославской обл. В 1943 г. был досрочно освобожден и вынужден уехать в Ташкент. В 1944 г. был призван в армию, при освобождении Будапешта в 1945 г. получил тяжелое ранение. Вернулся в Тверскую епархию и в декабре 1945 г. был рукоположен во иеродиакона. В 1951 г. поступил в число братии Псково-Печерского монастыря и вскоре рукоположен во иеромонаха. С 1955 г. исполнял послушание благочинного монастыря, много лет был регентом братского хора. В 1963 г. возведен в сан игумена, а в 1976 г. – в сан архимандрита. С 1978 по 1988 г. исполнял послушание братского духовника. Скончался в январе 2001 г. 133 Монах Алексий (Саяпин Александр) родился в 1968 г. в г. Комсомольске-на-Амуре. Окончил среднюю школу и медицинское училище в г. Риге. Служил в армии. В 1995 г. поступил послушником в Псково-Печерский монастырь. В 2003 г. пострижен в монашество. 134 Митрополит Ловчанский Гавриил (Динев Цветан Методиев) родился 16 июля 1950 г. в Софии. В юном возрасте Цветан познакомился с Левкийским епископом Парфе-нием и стал его духовным чадом. В 1972 г. впервые приехал в Клисурский монастырь св. Петки в пригороде Софии и стал духовно окормляться у русской по происхождению схи-игуменьи Марии. В 1979 г. пострижен в монашество с именем Гавриил. На Вознесение Господне 1980 г. рукоположен во иеродиакона, а в день Святого Духа – во иеромонаха. После рукоположения назначен игуменом в Клисурский монастырь. В 1984 г. заочно закончил Софийскую духовную академию и был направлен на специализацию в Московскую духовную академию. В мае 1986 г. возведен в сан архимандрита. С 1986 по 1991 г. возглавлял Подворье Болгарской Православной Церкви в Москве. В октябре 1998 г. архимандрит Гавриил был хиротонисан во епископа Макариопольского и назначен викарием Софийской епархии. 21 января 2001 г. епископ Гавриил был избран митрополитом Ловчанским.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010