Каждый Новый год мы старались придумать забавные подарки друг другу: например, он мне подарил микроскоп и телескоп, а мы ему – гитару и шахматы. В последний год я спросил его: «Что ты хочешь в подарок?», – и он ответил: «Увидеть тебя!». Я приехал к нему, и мы провели выходные вместе, гуляли в горах, бродили по маленьким городкам. Для меня дядя Саша навсегда останется мудрым собеседником, с которым интересно поговорить обо всем на свете. Я уверен, что его бессмертная душа присматривает за нами... Отец Гавриил делился красотой Православия с другими Михаил Квасников , брат отца Гавриила: Брат почти не знал английского, а полицейские – русского, но непостижимым образом они понимали друг друга – Много воспоминаний, связанных с моим братом, храню в сердце… Поделюсь одной историей, веселой и забавной, но в то же время говорящей о том, что отец Гавриил – настоящий воин Христов, никогда не стеснялся свой веры. Наоборот, хотел поделиться красотой Православия с другими. Когда брат гостил у меня в Нью-Йорке, я уговорил его зайти со мной в бар-ресторан. Я отлучился на несколько минут по своим делам и оставил брата одного за столиком. Возвращаюсь и наблюдаю такую картину: отец Гавриил сидит в окружении полицейских, у которых была там вечеринка, рассказывает им о Православии, о том, что это истинная вера, о красоте церковных служб и песнопений. Стражи порядка оставили развлечения, шутки, выпивку, танцы и внимательно слушали брата. Скажете: ну и что? Возможно. Только добавлю такой штрих: мой брат почти совсем не знал английского языка, а полицейские – русского, но каким-то непостижимым образом все понимали друг друга, и американские «силовики» увлеченно слушали брата. Такой интерес и внимание нельзя подделать, да и зачем это полицейским, их никто же не заставлял слушать… О молитвенной помощи отца Гавриила Ольга Изотова , прихожанка: – Отец Гавриил оказал большую молитвенную помощь нашей семье. В марте 2013 года у моего мужа Павла был диагностирован рак головного мозга, нашей самой младшей дочке было тогда только два месяца. Я сразу же позвонила отцу Гавриилу, он посоветовал каждый день читать Евангелие дня и сосредоточенно провести Великий Пост (тяжелая новость о здоровье мужа совпала с этим периодом). Я просила молиться за мужа, чтобы он прожил хотя бы еще лет пять: тогда бы у нашей младшей дочки осталась какая-то память о ее отце.

http://pravoslavie.ru/141687.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконопись ВЫШАТИН Михаил Иванович (1667 - 1732), старообрядец поморского согласия, церковно-общественный деятель, писатель, иконописец ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГАВРИИЛ млад. [Белостокский, Заблудовский] (1684-1690), мч. (пам. 20 апр. и в Соборе Белорусских святых, 9 сент. в Польской Автокефальной Православной Церкви - обретение и перенесение мощей из Гродно в Белосток)) ГАД 7-й сын ветхозаветного патриарха Иакова от Зелфы, служанки его жены Лии, и родоначальник одноименного колена (память в Соборе святых праотец и в Соборе святых отец) ГАЛАКТИОН (Бельский Гавриил Иванович; 1535 - 1612), прмч. (пам. 24 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГЕДЕОН величайший вождь и судья Израиля в XII в. до Р. Х., прав. (пам. в Соборе святых праотец; пам. греч. 26 сент.) ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕОРГИЙ (Конисский Григорий Осипович; 1717 - 1795), архиеп. Могилёвский, богослов, свт. (пам. 24 июля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕОРГИЙ (Лавров Герасим Дмитриевич; 1868-1932), архим., преподобноисп. (пам. 21 июня, 28 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/123174_9.html

23 июля 1811 г. М. прибыл в Н. Новгород, 24 июля приветствовал новую паству в кафедральном Преображенском соборе. Много внимания уделял улучшению состояния духовно-учебных заведений епархии и повышению духовного образования юношества. Часто посещал вверенную его наблюдению семинарию, ректором которой в 1818-1828 гг. состоял архим. св. Гавриил (Городков) . Внимательно читал акты, приготовленные для диспутов, поощрял наставников к занятию науками. Опытный педагог и преподаватель, обладавший разносторонними познаниями, М. выявил определенные недостатки в постановке обучения и написал «новую программу преподавания наук по такому методу, какой считал самым удобным для Русского духовенства». Этой системы в семинарии придерживались до выхода указа о ее преобразовании 15 окт. 1818 г., к-рое, по замечанию биографа, архиерею «не совсем приятно» было видеть ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 211). М. составил учебник по риторике, записки по каноническому праву, толкование на литургию свт. Василия Великого и образцы для катехизических бесед (не изданы). Среди рукописей архива Синода указаны сочинения М.: «Начертание гомилетической богословии» (1823) и «Систематическое сокращение Догматической и Нравственной богословии» (извлеченное из молитв свт. Василия Великого по литургии начиная с «Достойно и праведно есть» и до «Отче наш») ( Никольский А. И. Описание рукописей, хранящихся в архиве Св. Правительствующего Синода. СПб., 1906. Т. 2. Вып. 1. С. 426. 1593; 1910. Т. 2. Вып. 2. С. 88-89. 2074). В 1820 г. по ходатайству архиерея Нижегородская ДС была причислена к 3-му разряду, смета на ее содержание увеличена до 20 390 р. После пожара, случившегося в семинарии в авг. 1823 г., М. инициировал строительство нового здания, к 1825 г. была утверждена смета на строительство. В 1821 г. М. открыл 2 ДУ: приходское, при арзамасском Спасском мон-ре, на пожертвования «от доброхотных дателей», и уездное, «с бурсою» в нижегородском Печерском в честь Вознесения Господня монастыре , настоятелем к-рого с 1821 г. был архим. Гавриил (Городков).

http://pravenc.ru/text/2563988.html

Епископы Рязанские и Муромские: Сильвестр Холмский 1723–1725. Гавриил Бужинский 1726–1731. Лаврентий Горка 1731–1733. Алексий Титов 1733–1750. Архп. Димитрий Сеченов 1752–1757. Палладий Юрьев 1758–1764. Рязанские и Шацкие: Палладий Юрьев 1764–1778. Симон Логов 1778–1779. Рязанские и Зарайские: Симон Логов 1779–1804. Архп. с 1792. Амвросий Яковлев-Орлин 1804–1809. Феофилакт Русанов 1809–1817. Сергий Крылов-Платонов 1817–1821. Архп. с 1819. Филарет Амфитеатров 1825–1828. Архп. с 1826. Григорий Постников 1828–1831. Евгений Казанцев 1831–1837. Гавриил Городков 1837–1858. Смарагд Крыжановский 1858–1863. Иринарх Попов 1863–1867. Алексий Ржаницын 1867–1876. Палладий Раев 1876–1882. Архп. с 1881. Феоктист Попов 1882–1894. Архп. с 1885. Иустин Полянский 1894–1896. Мелетий Якимов 1896–1900. Полиевкт Пясковский 1900–1902. Аркадий Карпинский 1902–1906. Никодим Боков 1906–1911. Димитрий Сперовский 1911. Михайловское викариат., учр. в 1868 г. Епископы (в Рязани): Ювеналий Карюков 1868–1871. Василий Левитов 1873–1880. Авраамий Летницкий 1880–1881. Августин Гуляницкий 1881–1885. Иустин Полянский 1883–1885. Феодосий Рождественский 1886–1892. Иоанникий Казанский 1892–1895. Полиевкт Пясковский 1895–1900. Иосиф Соколов 1900–1902. Владимир Благоразумов 1902–1906. Исидор Колоколов 1906–1911. Амвросий Смирнов 1911. Самарская, учр. в 1850 г. Кафедра в Самаре Епископы Самар. и Ставропольские: Евсевий Орлинский 1850–1856. Феофил Надеждин 1857–1865. Герасим Добросердов 1866–1877. Серафим Протопопов 1877–1891. Владимир Богоявленский 1891–1892. Гурий Буртасовский 1892–1904. Константин Булычев 1904–1911. Симеон Покровский 1911. Уральское викариатство, учр. в 1908 г. 45 Епископы: Тихон Оболенский 1908. С.-Петербургская 46 Кафедра в С.-Петербурге Архиепископы: Никодим Сребницкий 1742–1745. Еп. Феодосий Яиковский 1745–1750. Сильвестр Кулябка 1750–1761. Еп. до 1760. Вениамин Пудек-Григорович 1761–1762. Гавриил I Кременецкий 1762–1770. Еп. до 1762. Митрополиты: Гавриил II Петров 1770–1799. Архп. до 1783.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Этот случай оставил у преосв. Гавриила тяжелое впечатление. Московский митр. Филарет , выражая преосвященному свое сочувствие написал: " По рассуждению древнего философа, ударом от осла не должно тревожиться " . Однако тяжелое чувство не покидало архиеп. Гавриила. Лично простив обидчика, преосвященный Гавриил был вынужден участвовать в следствии по этому делу. Приходилось давать показания, накладывать резолюции на рапорты Консистории и Святейшего Синода. Архиеп. Гавриил написал прошение об увольнении на покой. 5 июня 1858 года уволен на покой в Ольгов монастырь Рязанского уезда с правом управления этим монастырем. Незадолго до приезда святителя в обитель в монастырской часовне явилась чудотворная Иверская икона Божией Матери . По благословению архиеп. Гавриила ее перенесли в Успенскую церковь монастыря, святитель любил молиться перед этим образом. При нем в монастыре была построена каменная ограда, настоятельские деревянные кельи, гостиница для паломников, к алтарю Троицкой церкви пристроена каменная ризница. На пожертвования рязанцев был куплен крупный колокол для монастырской звонницы. Архиеп. Гавриил активно занимался благотворительностью, жертвуя деньги на монастыри, на содержание причта ряда храмов, на Рязанскую духовную семинарию и др. Он сам избрал место погребения, повелев рабочим вырыть могилу и выложить кирпичом своды склепа возле правого клироса южного придела Троицкого храма. Во время работ Владыка пришел осмотреть место своего упокоения и долго стоял над ним в задумчивости. Затем сказал работникам: " Вы видели, православные, какую честь отдают Архиерею в храме Божием? - и, указав на могилу, продолжил, - Вот чем оканчивается всякая почесть земная! Помните, любезные мои, что за гробом, там, - указывая на небо, - встречены будут с почестию одни только добрые дела наши, и уже никогда не будут зарыты в землю! " Кончина и почитание Рака с мощами свт. Гавриила в Рождественском соборе в Рязани, 2004 год Икона свт. Гавриила Рязанского В обращении с людьми, и особенно инославного исповедания, он избегал укорения. По его словам, " укорять, значит раздражать, а раздражать - значит уменьшать способность к принятию истины " .

http://drevo-info.ru/articles/500.html

Тогда же Владыка Гавриил (Городков) , по возращении из поездки в своем предложении Рязанской духовной консистории писал: « О чудотворной иконе Богоматери Боголюбской, находящейся Раненбургскаго уезда в селе Зимарове дознано, что к ней с давнего времени православныя христиане оказывают особенную преданность и прибегают с молитвами, берут оную в другия не только окрестныя, но и отдаленныя селения и города, особенно в постигших каких-либо общественных бедствиях, так что непрерывное ей молебствие и шествие с нею из одного места в другое сопровождаемое тысячами народа продолжается иногда несколько месяцев. Вера и усердныя молитвы прибегающих к ней нередко ознаменовывались явными милостями Божиими. Так во время эпидемической болезни холеры во многих селениях зараженных оною по принесении пред сею иконою молитв, болезнь начинала ослабевать и вскоре прекращалась. Такое милосердие Божие, подаваемое ходатайством Богоматери весьма много способствует к утверждению в тамошнем краю православных в вере и благочестии. По сгорении в том селе деревянной церкви ныне успешно сооружается пожертвованиями усердствующих и кошельковою суммою пространная и благовидная в архитектурном отношении каменная церковь под наблюдением учрежденнаго строительнаго комитета, член которого гвардии полковник Семенов особенную оказывает заботливость и усердие к построению оной». Святитель не только собирал интересный архивный материал, но и щедро делился им со своими друзьями, среди которых был известный общественный деятель своего времени Николай Иванович Надеждин. Историк и этнограф, философ и критик, преподаватель логики, русской словесности, мифологии и других наук, Надеждин происходил из духовного звания Зарайского уезда Рязанской губернии. По окончании Рязанской духовной семинарии в 1820 году, а затем Московской духовной академии в 1824 году он был определен в Рязанскую духовную семинарию профессором немецкого языка и словесности. ……………………………………………………………………………………………………………………… С 1830 года он стал профессором Московского университета, с 1828 года – сотрудником журнала «Вестник Европы». Николай Иванович изучал русскую народность, язык и этнографию, историю раскольничьих сект в России, и архиепископ помогал ему в сборе материалов по рязанской епархии, собирая материал по истории сект.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Gorodk...

Зная о высокой духовной жизни Калужского владыки, Святейший Синод решил, что только такой архипастырь, «отличающийся просвещенностью, деятельностью и кротостью», может справиться с великой задачей – возвращением униатов Могилевской губернии в лоно Православия – и сообщил ему о переводе на Могилевскую кафедру. Узнав о столь трудном назначении, владыка заскорбел. Однако Господь через святителя Филарета вновь укрепил его. Московский митрополит написал ему: «...кратко сказать, советую Вам о себе, как можно, следовать указанию Провидения Божия, и не избирать себе своего пути без крайней нужды. Возьмите на путь в Могилев терпение, осторожность, намерение, ищущее не своих си, но яже Господа, и Господь поможет Вам. Не без основания могу сказать Вам, что внимание Государя Императора по особенным причинам обращено на Могилев более, нежели на Калугу, и Ваше действование благоразумное с терпением, твердое с кротостию обратит на Вас взор Его благоволения. Впрочем, молю Бога, чтоб Он Вас и наставлял, и сохранял, поручая и себя взаимно молитвам Вашим». Последовав совету старшего друга,святитель Гавриил принял послушание, словно из рук Господа. За время пребывания святителя Гавриила на Могилевской земле православие приняли около 60 тысяч католиков. Сама внешность святителя Гавриила: благообразное лицо с большими голубыми глазами, худощавость, тихая походка – располагала к нему. В общении с людьми, особенно инославного исповедания, он избегал укорения, ибо, как говорил сам: «Укорять – значит раздражать, а раздражать – значит уменьшать способность к принятию истины». После пятилетнего служения в Могилеве святитель был переведен на Рязанскую кафедру. Часть территории нынешней Елецкой епархии входила тогда в состав Рязанской епархии. 21 июля 1837 года преосвященный Гавриил вновь ступил на Рязанскую землю. Городское духовенство с крестом, хоругвями и святыми иконами, при небывалом стечении народа, встречало его на Соборной площади перед Ильинским храмом. Кафедральный протоиерей здесь же вручил ему архипастырский жезл митрополита Стефана (Яворского).

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Gorodk...

В связи с эпидемией холеры в Рязанской губ. в июле-сентябре 1848 года архиеп. Гавриил призвал паству к общей молитве, организовал крестный ход из кафедрального собора Рязани вокруг города. Чтимая рязанцами чудотворная икона Божией Матери " Знамение " (Корчемная) по благословению святителя была перенесена в церковь прп. Симеона Столпника, а затем в новую часовню. Люди носили икону по домам, получая избавление от болезни. Последствия холеры были ужасны. Она унесла 155 человек только священнослужителей епархии, многие дети остались сиротами. Архиерей приступил к устройству в Архиерейской Слободке в Рязани училища для девочек-сирот на 90 мест. Пожертвовал 1 тыс. руб. и создал неприкосновенный фонд для содержания воспитанниц. Книги для библиотеки училища приобретались на средства архипастыря, на праздники архиеп. Гавриил присылал учащимся подарки и деньги. В Рязани организовал церковно-исторический комитет, собрал обширную библиотеку древних рукописей и впоследствии передал ее в Ольгов Успенский монастырь , по просьбе губернатора собрал сведения о рязанских храмах и монастырях. Благословил построить часовню на городище Старая Рязань , на месте обнаружения фундамента одного из храмов с честными останками рязанских князей и княгинь, погибших в 1237 году во время нашествия хана Батыя. В 1849 году украсил усыпальницу рязанских архиереев в Архангельском соборе Рязанского кремля киотом с крестом из кости. Особо почитал чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери , благословил устроить в ее честь придел в Сергиевской церкви Рязанского Троицкого монастыря , 24 октября 1852 года собственноручно перенес икону в храм из Борисоглебской церкви Рязани. В 1856 году подготовил церковное торжество присоединения к православной Церкви старообрядцев г. Зарайска. По его благословению в дар единоверческой церкви в честь Нерукотворного образа Спасителя была передана старинная утварь из архиерейской ризницы и крестовой церкви. Увольнение на покой Уход на покой архиеп. Гавриила был вызван нелепым случаем, имевшим место во время посещения преосвященным Казанского девичьего монастыря. 22 октября 1857 года в игуменских покоях Рязанского Явленского девичьего монастыря во время трапезы у игуменьи монастыря в горницу вошел неизвестный человек. Он направился в сторону владыки, как бы за благословением. Преосвященный сам встал навстречу ему. Как только владыка хотел благословить незнакомца, тот сильно ударил святителя по голове, так что последний упал на пол. Этим " незнакомцем " был умалишенный иеродиакон Невской лавры Варлаам. Архиерей, получив неожиданный удар, " тихо и кротко сказал ему: " Что ты, Бог с тобою " .

http://drevo-info.ru/articles/500.html

– Если истинно, что святой Евдоким чудотворец и исцелит меня от жестокой болезни, я для священной его главы устрою серебряную раку. После этого он погрузился в тонкий сон и видит подошедшего к нему боголепного старца, походившего на образ св. Евфимия Великого, который, коснувшись рукою его бедер, сказал: – Твоя болезнь нисколько не опасна, а потому будь покоен, она скоро пройдет. – Что ты, старче, шутишь надо мной, – отвечал Гавриил, – разве не видишь, как я страдаю и нахожусь в безнадежном положении? – Ну, будь же от сего часа здоров, – сказал явившийся и пошел от больного. По пробуждении Гавриил увидел себя исцеленным от тяжкой болезни, но не мог понять: во сне ли все это было или наяву, а потому спросил прислуживающего ему брата: – Откуда тот старец, который сейчас разговаривал со мной? Когда же прислужник сказал, что он никого не видел и никто в келью не приходил, тогда Гавриил вспомнил, как он обращался с молитвою к преподобному Евдокиму, а равно и о своем обете. А потому немедленно пожелал в знак благодарности святому исполнить данный им обет; для этого вызван был мастер, которому и заказана серебряная рака на главу преподобного. А чтобы не утратилась память сего чудесного исцеления, то на раке вырезали следующие слова: «Устроена сия рака для честной главы преподобного Евдокима монахом Гавриилом, которого сей преподобный исцелил от тяжкой болезни». Молитвами преподобного отца нашего Евдокима, да избавимся и мы все от встречающихся с нами недугов, душевных и телесных, и да наследуем Царствие Небесное. Аминь.   6 ОКТЯБРЯ Страдание святого преподобномученика Макария Святой преподобномученик Макарий происходил от бедных родителей-поселян, живших в селении Кион, в Вифинской области, отца по имени Петр, и матери Анфусы. Во святом крещении он назван был Мануилом; когда он достиг отроческих лет, тогда родители отдали его одному ремесленнику-портному, от которого он научился не только этому мастерству, но и христианскому благочестию, так как ремесленник отличался примерной благочестивой жизнью. Таким образом Мануил прожил у своего хозяина ремесленника до 18-летнего возраста. В это время отец его из-за временного благосостояния и довольства к жизни самовольно отрекся от христианской и принял магометанскую веру и, для снискания себе большей чести, оставил свое родное селение Кион и поселился в многолюдном мусульманском городке Бруссе.

http://isihazm.ru/1/?id=1831

Преосвященный Гавриил (по фамилии Городков), магистр первого выпуска с.-петербургской духовной академии, уже по окончании в ней курса, в 1815 году, принял монашество, через год был сделан архимандритом, еще через год назначен ректором семинарии орловской, отсюда через два года, в 1819 году, был переведен ректором в семинарию нижегородскую, где пробыл девять лет. В 1828 году он был назначен епископом в Калугу, оттуда в 1831 году был переведен в Могилев, наконец в 1837 году занял кафедру епархии Рязанской, на которой и оставался до 1858 года, когда вследствие старости и слабости здоровья уволен был на покой в любимый свой Ольгов монастырь (в двенадцати верстах от Рязани), им приведенный в благоустройство. Здесь он скончался в 1862 году. Преосвященный Гавриил принадлежит к числу достойнейших иерархов отечественной церкви, наиболее видных и выдающихся ее представителей, группировавшихся около Московского святителя Филарета. Сверстник и товарищ по академии Г. П. Панского, Григория Постникова (в последствии митрополита с.-петербургского), Кирилла Богословского-Платонова, Моисея Платонова, Поликарпа Гайтапникова, Мелетия Леонтовича, Венедикта Григоровича, в этой плеяде учеников Филарета, из которых каждый занимал более или менее выдающееся положение в иерархи и ознаменовал свое служение Церкви более или менее важными услугами и полезною деятельностью, преосвященный Гавриил занимал одно из самых видных мест. Уже в 1834 году он был архиепископом и затем присутствовал в Синоде одновременно с двумя Филаретами, Московским и Киевским. Филарет Московский , по-видимому, особенно любивший его, вел с ним переписку о вопросах догматических, канонических и церковно-административных (см. письма его к преосв. Гавриилу в чтениях москов. общ. ист. и древ. 1868 г. II, стр. 114–207). Затем с ним имели постоянные почти письменные сношения и совещались по вопросам епархиального управления и общецерковным Иосиф, митрополит Литовский, Никанор, архиеп. Минский, Григорий, архиеп. Тверской, Владимир, архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010