Повесть-притча «Мост короля Людовика Святого» («The Bridge of San Luis Rey») была опубликована в 1927 г. Получила Пулитцеровскую премию (1928) – наиболее престижный в США литературный трофей. 2 Король Людовик Святой– французский король из династии Капетингов Людовик IX (1214—1270), прославившийся своим благочестием. 3 Вавилонская башня – центральный образ библейского сюжета о попытке людей построить в Вавилоне башню «высотою до небес» (Бытие, 11:1—9). Однако бог Яхве, решив воспрепятствовать строителям, смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и рассеялись по всей земле. В более широком смысле – символ богоотступничества. 4 Инквизиция – религиозно-политический институт, созданный в Западной Европе в XIII b. с целью борьбы с ересью в католических странах. Образован по инициативе папы Иннокентия III в связи с распространением еретических течений катаров (альбигойцев) на юге Франции. В Испании, второй крупнейшей католической державе Европы, и в испанских колониях инквизиция действовала вплоть до конца XVIII в. 5 …пути Творца пред тварью оправдать… – строка из поэмы Джона Мильтона «Потерянный рай» (перевод А. Штейнберга). 6 …для богов мы как мухи, которых бьют мальчишки летним днем… – Автор приводит слова Глостера из трагедии Шекспира «Король Лир» (акт IV, сц. 1): «Как мухам дети в шутку,//Нам боги любят крылья обрывать» (перевод Б. Пастернака). 7 …в окрестностях Пласы. – Пласа – центральная площадь в Лиме. 8 Катай – старинное название Китая. 9 Чича – спиртной напиток, изготовляемый из маиса и маниока. 10 Гекуба – в греческой мифологии жена троянского царя Приама, мать Гектора, Париса, Кассандры; героиня одноименной трагедии Еврипида, по мотивам которой в Новое время был создан ряд драматических и оперных произведений. Гекуба упоминается в трагедии Шекспира «Гамлет», когда речь идет о выступлении бродячих актеров. 11 «…Пути Творца пред тварью оправдать» – строка из поэмы Д;к. Мильтона «Потерянный рай» (перевод А. Штейнберга). 12 Гавриил – архангел, возвестивший Деве Марии о том, что у нее родится Спаситель. «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет… Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная!.. зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Евангелие от Луки, 1:26—33). 13

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

1100 Пол. Собр. Зак. Рос. Ими. XXIII, 17418. В манифесте, приложенном к именному указу 14 дек. 1795 г., данному Сенату по прекращении мятежа, граница новых областей, составивших две губернии обозначена довольно подробно. Она начиналась от пределов Волынской губернии по течению р. Зап. Буга, притока Вислы, шла на северо-запад до Бреста Литовского и, поднимаясь далее, доходила до пределов Подляхиип и затем почти прямой линией по рубежам воеводств Брестского и Новогрудского поднималась еще севернее к р. Неману против Гродно, откуда этой рекой вниз (через Гродно) доходила до того места, где правый берег р. Немана входил в прусские области (близ Ковно), и, наконец, севернее Немана по старой границе королевства Прусского граница доходила до Палангена и моря Балтийского. 1105 Летопись Екатеринославской ученой архивной Комиссии, вып. V, стр. 141. О митр. Гаврииле (Бодони) см. специальное исследование А. Стадницкого (ныне архиепископа новгородского Арсения) «Гавриил Банулеско-Бодони экзарх молдовлахийский (1808 – 1812 г.) и митрополит кишиневский (1813 – 1821г.) Кишинев. 1894 г. и прот В. Жмакина «Гавриил Бодони»... (Русский Архив 1898 г. ч. III, стр. 309). 1106 После епископа Досифея (Возмуйлова), назначенного на вновь открытое Феодосийское и Мариупольское викариатство 2 мая 1787 г. и скончав. 2 сент. 1790 г., феодосийским викарием был несчастный Моисей Гумилевский (с 5 июня 1791 г. по 6 окт. 1792 г.), из префектов греко-славянской академии. Потемкин завез его в новоприобретенный край на побережье Черного моря, где он получил Феодосийское викариатство. В Ст. Крыму Моисей завел хозяйство, выпросил пять певчих и концертных нот у белгородского епископа Феоктиста (Мочульского), любителя и знатока пения, человека ученого. Епископ Моисей был связан необыкновенной дружбой с Потемкиным. 30 сент. 1792 г. он служил панихиду по князе, плакал и жаловался на головную боль; ровно через месяц пел панихиду по архиепископе екатеринославском Амвросии (Серебренникове, ск. 1792 г. 13 окт.) и местоблюстителе Молдо-Влахийской экзархии, известном проповеднике и любимце Потемкина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

151 В Раузату-с-Сафа (Vol. II, p. 164), мы слышали, что перед походом в Табук, сам Мохаммед давал те же распоряжения по своим войскам (в краткой форме); см. ч. III, гл. VII. 153 Причина, побудившая богодухновенного бытописателя умолчать в книге Бытия о происхождении ангелов, выяснена св. Златоустом, св. Афанасием и бл. Феодоритом. См. православно догматическое Богословие А. Макария. Спб. 1850 г., т. 2, стр. 47. Для Мохаммеда не было никакой причины умалчивать об этом. 154 См. Коран 6, 95–100 и мн. др. места. В 100 стихе говорится: «они (т. е. язычники-арабы) представляют джиннов товарищами Бога, а между тем Он сотворил их». Байзави под джиннами разумеет ангелов, которых язычники-арабы почитали дочерями Божьими и которым они, поэтому преклонялись. См. толкование его на 6, 100 и на 21, 21 Корана. 156 О влиянии философии мусульманской религии на философию религии Моисея Маймонида... Ионы Гурлянда. Спб. 1869, стр. 115. 157 Труды Киевской духовной академии. 1870, т. 2, стр. 225. Статья Олесницкого. Из талмудической мифологии». 158 См., например, гл. 3, ст. 120; гл. 6, ст. 61; гл. 8, ст. 9 и 12; гл. 40, ст. 7; гл. 42. ст. 3 и др. 165 Толкование на Коран. Том 2, стр. 148. Неудивительно поэтому, если мусульмане рассказывают, что Гавриил, спустившись на землю с самого отдалённого неба, входил в рукав одежды Мохаммеда и передавал ему откровение Божие, и что при этом ни сам Гавриил не уменьшался, ни рукав Мохаммедовой одежды не увеличивался, хотя у Гавриила было 500 крыльев и между каждым крылом было расстояние 500-летнего пути. Рисаля-и-Газизя, стр. 16. 177 Под именем «Мохаммедова света» разумеется у мохаммедан светлая, первосозданная материя, разделившаяся по сотворении на две части. Тончайшая часть её названа была «свет»; другая же более грубая, но всё-таки лучшая среди других предметов, была названа «огонь». Из первой были образованы ангелы, звёзды, души пророков и проч., а из другой – джинны с их потомством и разные роды низших существ. Отсюда, по замечанию Мирхонда, объясняется мысль, что все, кроме Бога, возникло из Мохаммедова света, как сказано в предании: «если бы не ты (Мохаммед), Я (Бог) не сотворил бы небеса».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Предмет ходатайства купеческой депутации, видимо, касался интересов самого купечества, быть может, по поводу июльского закона о работе малолетних. Но депутация была отклонена вследствие общего направления тогдашней внутренней политики и прямого распоряжения, см. No 300. 268. Виноградов Гавриил Киприанович. Стрельников В. С, см. No 222. 269–285. Письма и телеграммы А. III к К. П. Победоносцеву . 270. Московский генерал-губернатор князь В. А. Долгоруков (см. No 77) обычно присылал приветствия в Новый год, и А. III просит Победоносцева составить ответ, вместо Сергея Александровича Танеева, управлявшего собственною канцелярией императора. 271. Манифест о коронации об " явлен был 24 января 1883 г. Текст его совпадает с проектом Победоносцева, см. No 306. 272. Рачинский Сергей Александрович (см. No 45). Очевидно, в письме его содержалась благодарность за помощь на доброе дело. О спектаклях в великом посту см., NoNo 62, 74, 286, 325 и 320. 273. Письмо было ответом на сообщение Победоносцева о тяжелом положении русских православных людей в Австрии (ср. No 288) и о качествах выборного начала в представительстве. 274. Анонимной записки о судах не сохранилось. Взгляд Победоносцева см. в No 47. 275 и 276. Два письма А. III говорят о ликвидации самостоятельности Общества Добровольного Флота и о передаче его судов и дел в морское министерство. Шестаков Иван Алексеевич – морской министр, Алексей – великий князь Алексей Александрович, генерал-адмирал, главный начальник флота и морского ведомства. Об отношении к этому вопросу Победоносцева см. его доклад No 289. 277. Письмо указывает на пожертвования с определенным назначением, ср. NoNo 195 и 197. 279. Князь В. П. Мещерский, издатель «Гражданина». Нескучный сад и дворец в Москве, в котором А. III жил перед коронацией в мае 1883 г. 281. О Мещерском см. No 279. К. П. Победоносцев пользовался летом гостеприимством великой княгини Екатерины Михайловны в Ораниенбауме. Примечания к письмам и запискам. 417 382–283. Письмо с приложением касается судьбы мальчика В. Солнышки на, которого приютил Победоносцев (см. No 353). Граф Сергей Дмитриевич Шереметев управлял придворными оркестром и капеллой.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

483 Этот отзыв напечатан в Москвитянине (издан М. И Погодиным), за 1846 год, часть I, стр. 181–224 488 Письма Филарета к Гавриилу, стр. 72. Издание Общества любителей истории и древности, Москва. 1868. 489 См., например, Письма Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 133, 155; Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, Душеполезное Чтение, 1883, I, 174. 490 Так именно послал он по экземпляру ректору Московской духовной академии и членам цензурного комитета (Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1882, III, 287), наместнику лавры и в самую лавру (Письма Филарета к Антонию, II, 193–194), Григорию, архиепископу Тверскому (Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1877, III, 140), А. Н. Муравьеву Письма Филарета к А. Н. Муравьеву, 155) и другим, между прочим, и Иннокентию Борисову (Христианское Чтение, 1834, I, 210) раньше приславшему ему экземпляр своих проповедей. 492 Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1883, III, 42–43 «Материалы для истории русской Церкви». 493 Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1883, III, 42–44, 47; Письма Филарета к князю С. М. Голицыну, стр. 48–49. Москва, 1884; Письма Филарета к Антонию, II, 206, Письма Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 166. 503 Письма Филарета к Алексию, стр. 27; срав. Прибавления к творениям святых отцов, 1884, 34, 310–311. 504 См. Письма Филарета к Алексию, стр. 96; сн. Прибавления к творениям святых отцов, 1885, 36, 433. 505 См. 26 дел архива Московского духовно-цензурного комитета за 1845 год (начало дела относится еще к 1843 году). Срав. дело 28 того же архива за 1846 год и другие. 506 См. Сушков, Записки о жизни и времени Филарета, стр. 159. Срав. Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1874, IV, 22 «Материалов для истории русской Церкви». 512 См. письма Филарета к родным, стр. 285 Срав. Письма его же к викарию Иннокентию Сельно-Кринову в Прибавлениях к творениям святых отцов, 1871, 24, 424–425 515 Прибавления к творениям святых отцов, 1871, 24, 424–425. См письма Филарета к родным, стр. 285.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Справка: 1) В числе студентов Императорской Московской Духовной Академии состояли к началу текущего учебного года (на III курсе) два болгарских уроженца: турецкий подданный иеродиакон Гавриил (Мануилов) и болгарский подданный Иван Малинков. – 2) Относительно первого из них в делах Совета Академии имеется указ Святейшего Синода, от 3 сентября с. г. за 10982, коим отклонено личное ходатайство иеродиакона Гавриила (Мануилова) о разрешении ему продолжать образование в Императорской Московской Духовной Академии (никаких дальнейших распоряжений об иеродиаконе Гаврииле в указе не содержится); относительно же Малинкова, до получения настоящего циркулярного указа Святейшего Синода за 40, никаких распоряжений в Академию не поступало, хотя он, во избежание каких-либо недоразумений и неприязненных столкновений с товарищами, тем не менее удален был из Академии еще в начале минувших летних каникул. – 3) Подробные сведения о названных болгарских уроженцах и их настоящем положении сообщены Г. Московскому Губернатору, на официальный запрос последнего от 3 сего декабря за 24345, отношением И. д. Ректора Академии архимандрита Илариона, от 9 декабря с. г. за 749. —149— Определили: Болгарских уроженцев – турецкого подданного иеродиакона Гавриила (Мануилова) и болгарского подданного Ивана Малинкова исключить из списков студентов III курса Академии, о чем и сообщить Правлению Академии – для зависящих распоряжений. III . а) Сданное Его Высокопреосвященством с надписью: «22 ноября 1916. В Совет Академии для исполнения» – предложение на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода, от 16 ноября за 71: «Из Святейшего Синода настоящее прошение препровождается к Вашему Преосвященству для доставления Святейшему Синоду по содержанию оного сведений и заключения Епархиального Начальства». б) Прошение на имя Святейшего Правительствующего Синода священника Орловской епархии, Болховского уезда, села Березуя Феодора Турбина: «С самого детства своего имел я склонность к учению. Шести лет я уже знал грамоту, а восьми лет был принят в приготовительный класс Севского духовного училища, откуда перешел для учения в Орловскую Духовную Семинарию. С большой любовью я занимался науками и даже подумывал о высшем образовании, но жизненные обстоятельства часто бывают сильнее людей. Отец мой был сельскими псаломщиком, да еще в наибеднейшем селе, а нас его детей училось сразу четверо, да и дома еще оставались. Получали мы пособие, но содержаться на него было трудно и потому приходилось заботиться о себе самими же. Необходимо было иметь посторонний заработок.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тучков Николай Николаевич (1869–?) – помещик. Депутат II и IV Гос. Дум от Ярославской губ., к.-д., окт. Окончил кадетский корпус и военное училище. С 1893 г. уездный земский начальник, в 1896–1899 гг. – председатель Угличской уездной земской управы, с 1899 г. – предводитель дворянства в Угличском уезде. – 319, 350 Тычинин Василий Константинович (1864–?) – Депутат III Гос. Думы от Гродненской губ., нац. Окончил в 1890 г. Киевскую духовную академию, кандидат богословия. Служил преподавателем духовных семинарий. С 1898 г. инспектор народных училищ. – 103, 140, 323, 343 Уваров Алексей Алексеевич (1859–?) – граф, крупный помещик, земский деятель, чиновник Министерства внутренних дел при Плеве. Депутат III Гос. Думы от Саратовской губ. В Думе был сначала во фракции октябристов, потом перешел к беспартийным и наконец примкнул к прогрессистам; входил в комиссии местного самоуправления, городскую и др., считался одним из лучших думских ораторов. Окончил в 1883 г. юридический факультет Московского университета. Чиновник особых поручений при варшавском губернаторе. – 64, 235, 335, 343 Уваров Сергей Семенович (25.08.1786–04.09.1855) – граф, в 1818–1855 гг. – президент Петербургской АН. В 1833–1849 гг. министр народного просвещения. Занимался научной деятельностью, им опубликован ряд работ по древнегреческой литературе и археологии. Автор формулы: «Православие, самодержавие, народность». В период его пребывания на должности министра просвещения было положено начало реальному образованию, был организован Киевский университет, восстановлен порядок командировок ученых за границу. Инициатор принятия устава университетского образования 1835 г. и ужесточения цензуры. – 13 Уваров Федор Алексеевич (04.05.1866–?) – граф, член Гос. Совета. Окончил Московский университет и Казачье военное училище. Занимался сельским хозяйством. Хорунжий терского казачьего войска. 12.08.1914 ушел добровольцем на войну в чине младшего офицера в составе своего полка. – 127, 179 Удовицкий Гавриил Гавриилович (1873–?) – казак-земледелец. Депутат III Гос. Думы от Полтавской губ., окт. Участник русско-японской войны, Георгиевский кавалер. – 258, 343

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Его прославляют как «божественного (θεος) пастыреначальника» и человека «всесвятейшего». Он отличался рачительностью в распоряжении материальными средствами церкви и желал ввести в патриархии возможную экономию, – и это дело ему пришлось вести с немалыми трудами, тем более, что окружающие его, которых он сам именовал «сонмищем диавола», мало сочувствовали ему в этом деле. Он умел вызвать на помощь, изнемогавшей от долгов, патриархии тогдашнего молдавского господаря Василия, которому патриарх в благодарность за его заслуги даровал мощи св. Параскевы Новой, сохранявшиеся дотоле в патриаршем храме. На этот последний факт можно смотреть неодинаково. Но едва ли можно сомневаться, что на эту крайность побудила патриарха другая крайность – невыносимая задолженность патриархии, происшедшая от предыдущей быстрой смены патриархов, каковая смена отразилась самыми неблагоприятными последствиями на финансовом положении патриаршей казны. Нужно сказать, что Парфения «старца» очень любил народ в Константинополе. Когда он был низвержен со свой кафедры, то константинопольские христиане плакали, считая это несчастием для церкви. 2201 К несомненно лучшим патриархам следует отнести Дионисия IV Музелима, не раз правившего константинопольскою церковью. Он, как его характеризуют, был «строг в речи, неутомим в делах, тверд в решениях, но не горазд был тратить деньги и роскошествовать». Он умел добиться того, что иностранные послы в Константинополе относились к нему с уважением и считали его выдающимся патриархом. Тем не менее, он твердо держался преданий святоотеческих. 2202 Больше чем в XVII веке можно насчитывать достойных патриархов в течение XVIII века, до конца —279— правления Самуила I. Историки с похвалой отзываются о Гаврииле III. Его называют мужем благочестивым, разумным, кротким, поборником мира церковного, правившим церковью праведно и богоугодно и с ревностью о её благе. 2203 Кирилла IV признают также человеком благочестивым и ведшим богоугодную жизнь. Высоко должен быть поставлен, рассматриваемый в нравственном отношении, и Иеремия III.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

779 Багалей – История колонизации... 127 стр. Напр., новые села Верхоценской волости Тамбовского уезда, как видно из писцовой книги 1678 года, населены пришлыми людьми из следующих уездов: Шацкого, Козловского, Тамбовского, Романовского, Доброго городища, Темниковского Усманского, ст. Елатьмы, с Венева, с Сапожка, Рязанского уезда, Ряжского, Скопинского, Касимовского, Михайловского, Тульского, Нижегородского, Ломовского, Арзамасского, Белевского, Коломенского, Зарайского, Воронежского, Владимирского, Переяславского, Стародубского, Елецкого и друг. уездов. (Лет. Зап. Археогр. Комис., IV, Материалы, 44). 782 Доп. Акт. Ист. VI, 137, XII, 72. После смутного времени, войн, народных волнений и моровых поветрий половины XVII в. в России на пространстве 500 верст, по сказаниям иностранцев, едва можно было встретить 10 женщин и одного мужчину (Иконников. Опыт исследования о культурном значении Византии в Русской истории, стр. 141). 785 Опис. Докум. и Бум. Арх. Мин. Юст. IV, 66, 101, л.л. 15–16, кн. 99. Ср. Каз. патр. прик. кн. 97. л. 13. 789 Соловьев. Истор. России III, XIII, гл V; Акт. Ист. IV, 202, 226. Дополн. Акт. Ист. VI, 2, стр. 4–30; 12 стр. 56–74. Тяжелая подать, воевода, подъячий, земский староста и разбойники выживали крестьянина и заставляли его уходить дальше за камень в Сибирь, говорит Соловьев. В второй пол. XVII в. в Москву пришла весть, что Устюжский уезд пустеет. Приехавшие мирские челобитчики – на вопрос: отчего у них бегут крестьяне? ответили: крестьяне бегут от больших податей, от воеводских налогов и посулов и от солдатских поборов, потому что сверх всяких податей воеводы князь Гавриил Мышецкий и Яков Змеев брали с нас – с 240 сошек деньгами на год слишком по 2 рубл., да хлеба – по осьмине ржи и по осьмине овса. У воеводы Якова Змеева было два племянника, которым давали с сошки по 2 гривны. Было много других платежей. Кружечные дворы увеличивали зло – крестьяне пропивались. (Соловьев. Ист. Рос. III, XIII 731–733, 1035–1037). С таких крестьян не только не приходилось брать, наоборот, приходилось им давать. Известен случай, когда вместо того, чтобы брать с крестьян патриаршего Иверского монастыря, обедневших от хлебного недорода, сверхгодового оброка, наметного перебора и всяких государевых податей и т. п., пришлось выдать им монастырских 1000 руб. деньгами и 500 четверт. хлебом (Акт. Ист. IV, 156).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Другие полагают, что Моисей родился при Тутмесе I, усыновлен был его дочерью Гатасу и вывел евреев из Египта при Тутмесе III или IV. Третьи полагают это событие при Аменготепе IV. Наконец, предполагают, что Сети I повелел убивать еврейских мальчиков, что евреи особенно страдали при Рамессу II Мейамуне, и вышли из Египта при Менефте (Аменофисе II), хотя при этом последнем предположении нужно допустить, что они жили в Египте по изгнании гиксов около 380 лет, тогда как всего пребывания евреев в Египте обыкновенно считается 215 лет. (Современная историческая наука до сих пор не может точно ответить на вопрос: кто из фараонов угнетал израильтян и кто был фараоном времен исхода Израиля. Среди высказываемых версий господствуют следующие: фараон-угнетатель – Тутмос III (1501–1477 гг. или 1482–1428 гг. до Р. Х.), исход произошел при Аменофисе II (1447–1420 гг. или 1428–1401 гг. до Р. Х.). Или: фараон-угнетатель Рамзес II (1292–1225 гг. до Р.Х), фараон исхода – Мернеффа (Мернепта или Мернептал, 1225–1215 гг. или 1234–1225 гг. до Р. Х.). Еще одна версия связана с фараоном Яхмасом (Амадисом), изгнавшим гиксов из Египта (начало XVI в. до Р. Х.). Интересно, что его мумия не найдена и не существовало его заупокойного культа и гробницы (египтяне строили в честь умерших фараонов храмы, как в честь богов). Этот последний, удивительный для египтологов факт легко объясняется, если учесть, что фараон исхода утонул в море вместе со своими воинами (Василиадис Н. Библейская археология. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2006. С. 108–110) – редакция) 194 «В Чермнем мори Неискусобрачныя Невесты образ написася иногда: тамо Моисей, раделитель воды, зде же Гавриил, служитель чудесе; тогда глубину шествова немокренно Израиль, ныне же Христа ради безсеменно Дева; море по прошествии Израилеве пребысть непроходно, непорочная по рождестве Еммануилове пребысть нетленна. Сый и прежде Сый, являйся яко Человек, Боже, помилуй нас» (догматик 5 гласа) – редакция 195 Пустыня Сур и другие места, по которым евреи странствовали 40 лет, проходя из Египта в Палестину, находятся в каменистой Аравии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010