Новая книга о старчестве Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 1 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 (Монахиня Игнатия. Старчество на Руси.  М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. Серия: “Библиотека журнала «Альфа и Омега»”. — 316 стр.) 1 Монахиня Игнатия не нуждается в особом представлении постоянным читателям “Альфы и Омеги”; им хорошо известны как ее многочисленные публикации, посвященные исследованиям по церковной гимнографии, так и замечательные очерки-воспоминания о жизни православной Москвы 1920–1940-х гг. А недавно в Издательстве Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в серии “Биб­лиотека журнала «Альфа и Омега»” была издана ее книга “Старчество на Руси”, которая была написана в 1987–1990-х годах как итог многолетних духовных размышлений, преломленных через собственный богатый опыт автора. “Старчество на Руси” состоит из трех частей. Первая представляет собой общий обзор истории старчества в русском монашестве с момента его возникновения до наших дней. Вторая часть посвящена обзору и сопоставлению письменного наследия великих старцев-подвиж­ников XIX–XX столетий. В третьей части опубликованы уникальные письма отдельных старцев: Ивана Ивановича Троицкого, преподобного Гавриила (Зырянова) и схиархимандрита Игнатия (Лебедева). Письма преподобного Гавриила к насельницам Марфо-Мариинской обители милосердия и почти половина писем из заключения старца Игнатия опубликованы впервые. Значение этих документов для истории старчества трудно переоценить; именно поэтому название третьей части (“Приложения”) представляется не совсем удачным. Внутренний строй книги (не говоря уже об объеме “Приложений”: они занимают почти половину всей книги) создает впечатление того, что автор рассматривает собственный текст как некоторое приложение, или, лучше сказать, введение к этим писаниям. Поступательное приближение к письмам старцев: от общего исторического обзора — к конкретным личностям, и далее — к их писаниям, раскрывающим внутренний мир великих подвижников, — внимательно и благоговейно готовит читателя к встрече с живым отеческим словом.

http://pravmir.ru/novaya-kniga-o-starche...

Так, собственно, надо вообще писать жития, что доселе не делалось, но что мир в биографиях своих «светочей» всегда делает» 175 . Жизнеописание не доведено автором до окончательного завершения. Он предполагал «хорошо стилизовать и научно обработать» 176 текст, дополнив его новыми случаями из жизни учителя, намеревался также поместить в виде приложений ряд статей на темы, сопутствующие главным мыслям книги, в частности очерк о диете, монашеской полноте и тучности партийных чиновников, образными ассоциациями связав научные сведения о предмете с повседневными представлениями о них в советской действительности (см.: Добавки…). Вот перечень новых свидетельств об о.Гаврииле (в сравнении с уже известными из книги архим. Симеона), сообщенных в его жизнеописании еп. Варнавой: 1 . Случай в оптинской пекарне: озорные послушники насмешничают над Ганей Зыряновым. 2 . Проявление его необычайной физической силы: сцена прощания с игуменом Оптиной пустыни, когда Гавриил сорвал крюк с двери; отражение наскока со стороны оборванца (Москва, район Цветного бульвара). 3 . Письмо старца академику-монаху (по-видимому, Николаю Беляеву ). 4 . Описание собственных, о.Варнавы, встреч со старцем; видение старца – предсказание будущих испытаний своему ученику (о.Варнаве). 5 . Пример сверхъестественной памяти старца: в разговоре со случайным попутчиком цитирует наизусть страницу из Исаака Сирина . 6 . Случай с князем Д. – пример подхода старца к людям. 7 . Упоминание о чудесном видении старца камчатскому миссионеру. 8 . Отношение о.Гавриила к Распутину. 9 . Свидетельство о рукописях, оставшихся после смерти старца. 10 . Последние слова старца: «Спастися подобает многими скорбями». Рукопись книги представляет собой самодельную тетрадь (157 листов), сшитую из желтых контокоррентных бланков (размером 10,5 х 17 см), предназначавшихся «для машин Астра и Герц». Последнее изгнание (По архивным материалам) Старец Гавриил пробыл в должности наместника Седмиезерной пустыни неполных семь лет (1902–1908 гг.). За это время он попытался возродить в ней подлинно монашеский дух и придать ее хозяйственной деятельности больший размах и динамичность. При нем численность братии возросла вдвое (до 130 человек, не считая послушников) 177 , что говорило, как о привлекательности обители для ищущих спасения, так и о ее возросшем материальном благосостоянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Наталья 2015/03/13, 17:40:43 Батюшка Гавриил! Помоги мне избавиться от лишнего веса, вызванного приемом лекарств. 2015/03/09, 19:41:35 Слава Тебе, Господи,что Ты к каждому стучишь! Слава и благодарение за Милость на пути! Радуйся, отче Гаврииле! Николай 2015/03/09, 16:48:07 /«Истина освободит вы, и вы поистине свободни будете…»/ Как первенец и сорванец коснулся детства я слегка, И вот пятнадцать мИнуло, и восьмилетка за плечами. Отец выводит на крыльцо, Он смотрит грустно на меня и говорит: - Что смог тебе я дать - я дал, теперь свободен ты на все четыре сторонЫ, За всякий шаг, проступок, слово, больше уж не стану заступаться за тебя. О, тот полёт души впервые в жизни подросткОвой! Тогда, счастливый и свободный, Лежал в траве под звёздами ночными долго-долго. Умом стремился ввысь: " непостижима тайна неба " ! По осени уехал в Пермь учиться, И долгих девять лет всё ждал когда " на ноги встану " . Женитьба, дети и карьерная натужная забота на работе Не вытравили памяти о первом ощущении свободы. Ан, незаметно " вляпался " в деянья беззаконные - тюрьма " светила " : " О свободе - позабудь, преступник. " Засел за книги и вникал в искания мятущихся поэтов, И философии касался краем глаза, И мистики индийские притягивали душу ненадолго, А Кастанеда и Карнеги лишь фантазии мои пленяли. Нет ничего дороже ясного свидетельства живого человека, Которому свобода дорогА - такого Ты, Христе, мне даровал, И он вдохнул " глоточек " в душеньку мою - я это понял, Когда - к р е щ ё н н ы й - мир вокруг увидел чистым и прекрасным. Конечно, страсти и греховные привычки " опустили " снова душу, Но Промысл Твой, Господь, остановил падение и путь к свободе показал, Он прост - смиренномудрием зовётся. Теперь смиряюсь с обстоятельствами каждый день, Читаю лишь отцов святых - довольно лжи своей. Ты нас спаси, Владыка, вЕдомым Тебе путём(путями), Да будем истинно свободными во Царствии Твоем. 2015/03/09, 12:12:55 Иулиания, Спаситель и не призывает нас не любить ближних, а совсем наоборот. " Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя " (Лк. 10:27)

http://isihazm.ru/?id=384&sid=10&iid=501

В ночь накануне выхода Ганя во сне видит какую-то дорогу; мелькают пред ним деревни, села, реки, леса; он стремится все дальше, дальше, но не знает – куда и что это за путь?... Когда же пошли на другой день, Ганя начал узнавать во всех попутных деревнях, лесах и реках все то, что видел во сне: – знакомая дорога! В Верхотурье говели, приобщились и на седьмой день собрались уходить. Ганя непокоен: у него в кармане лежат новые медные пятачки, а подать их некому, – нет того дивного странника, которого он повстречал при входе в город Верхотурье, и который был так похож на явившегося ему во сне исцелителя. И вдруг, когда уже не было надежды видеть, этот дивный странник вдруг тоже встал возле Гани: – стоит на коленях, смотрит на него и, протягивая руку, тихо говорит: – Монах будешь! схимник будешь! – и еще, показалось Гане, прибавил: ... здесь будешь! А Ганя тем временем спешит – торопливо вынимает из кармана новенькие пятачки и кладет их в руку странника. Странник быстро смешался с толпой и скрылся. Пророчество дивного странника сбылось: Ганя стал и монахом и схимником. Но что означали слова «здесь будешь» – об этом и сам Батюшка-старец не любил говорить, уклонялся. Прошло еще года два-три. Ганя уже стал юношей, усердно помогает отцу в обширном сельском хозяйстве. Но у него мало силы физической. Родные объясняли это тем, что семья Зыряновых не ест мяса, и настаивали кормить Ганю мясом. Но Ганя больше верит в силу Божию, чем в мясо; он убежден, что Господь и без нарушения поста может сделать его сильным. И вот Ганя начинает молиться своему Ангелу-Архистратигу Гавриилу и всем вообще небесным силам об укреплении его физических сил. Прошло лет пять. Ганя все не перестает молиться, а видимого результата нет. Но вот однажды Гане поручили нарубить дров из длинных жердей. Он с утра отправился на работу и тут-то стал с удивлением замечать, как легко ему удается одним взмахом топора сразу перерубать довольно толстые жерди. Вот пора уже обедать, а Ганя с воодушевлением все рубит, рубит. Отец и мать удивляются, даже с испугом смотрят на мощные удары Гани, а Гане – хоть бы что! Так весь лес и изрубил!

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmie...

Почему в Оптиной, в той Оптиной, в непосредственной близи от моря света и тепла, согревавшего всю Россию, мучился всеми забытый голодный и холодный отрок, будущий старец Гавриил (Зырянов) ? Почему, в конце концов, ожесточил Господь сердце фараона ? Конечно, чтоб не скоро забыли цену избавления; чтоб познали верность Господа и истинность Его обетований; чтоб испытали, сколь безгранична и могущественна Его милость к избранным Своим, трусливым, малодушным и жалким; наконец, чтоб помнили – самим, не имея ни средств на выкуп из плена, ни сил на борьбу, ни организации, ни единства, не сделать бы и первого шага. Фараон в книге «Исход» выступает не просто как царь, правитель; согласно египетским верованиям он считался воплощением верховного солнечного божества Амон-Ра; как ложный бог, фараон олицетворяет всю богоборческую сущность мира , всё зло, воюющее на Бога истинного . Побеждает фараона Сам Господь; народ же может только следовать за Ним, туда, к Чермному морю, за которым – свобода. Так каждому из нас, по выражению святителя Григория Нисского , предстоит осуществить переход через бурное море жизни, временами черное и мрачное, и желательно свершать свой путь без удивления, т. е. без сетований и стенаний. Мы пережидаем скорби как нечто временное, как препятствия на пути, между тем они и есть путь, так нам суждено . Можно уйти в пустыню, скрыться от людей, спрятаться от государства, политики, культуры, но некуда сбежать от себя: ибо призваны мы восходить к Небу по вертикали, а отягощающая горизонталь –самостьнаша, внутренняя запутанность, связанная с наследственностью и воспитанием, с ошибочными психологическими, социальными, нравственными установками. Опрометчиво и глупо сводить истоки и смысл страданий только к возмездию за грехи; уместно лишь склониться в благоговейном молчании перед сей неразгаданной тайной . Но если и уподобимся мы апостолу Павлу, который все почитал сором и тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса , это будет не скоро, а пока наше сердце вопит, оно желает возвести прочные кущи на Фаворе и миновать Голгофу; оно требует определенности, каких-то рамок и норм или в конце концов хоть объяснений, за что и почему.

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

Здоровье мое, как тебе известно, было слабое, теперь стало, после всего пережитаго, еще слабое (посему на питание приходится волей-неволей обращать особое внимание ): scopolaminum не принимаю и двигаюсь только с noмoщiю другого, да и вообще самообслуживать себя не в состоянии, еще к основной моей болезни прибавилась сердечная слабость, которая дала себя чувствовать в апреле, мае, iюhe, сердце все время подкрепляли , а теперь оно опять поослабло, с iюля еще прибавилась 3-я болезнь – склероз всех суставов рук и ног (при ней бывает в суставах боль, малоподвижность и треск) По такому плохому cocmoяhiю моего здоровья я, начиная со 2/IV, все время находился в больнице и теперь нахожусь в лазарете. Все это немало меня заботит, посему усердно прошу тебя и всех знаемых попещися о мне-старике насколько это нужно будет, а также не погнушаться принять мою худость и немощь – когда на сие придет время... думается, что по лукавству дней (ср. Еф 5:16 ), в сем последнемъ (принятии) необходимо преемство. Но... «руце Твои сотвористе мя и создасте мя» ( Пс 118:73 ), а посему – Ты «вразуми и направи стопы моя по судьбам Твоим, да не обладает мною всякое беззаконие» ( Пс 118:133 ). А также: «призри с небесе, Боже, и виждь, и посети в д Твой и утверди и управи И, его же насади десница Твоя» 307 . В сем 1-м и//2-м все мое успокоение. Прошу и вас так мудрствовать. Кроме прочих предметов мне потребны и пшено и гречневая крупа. Денег мне пока не надо. Спишись с Лизой, дай ея адрес мне. Узнай адрес о. Ксен 308 , спишись с ним, и узнай все условия жизни там. Как вы теперь живете на своем месте – я даже представить не могу... «Надеющиеся на Господа уподобишася горе святей»... 309 и далее. Пока писать довольно – устал. Простите. Господь с вами. Вчера (14/XI) получил твою посылку и всех вас благодарю – спаси вас Господи! Теперь с каждой посылки взыскивают 30 копеек за кило местных почтовых расходов, а потому дня за 3–4 до отправки посылки переводите рублей 15–20 для оплаты посылки и для расходов; следующая посылка к празднику.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

1/ХI 37. Любящий тебя твой дядя. Вчера (1-го) неожиданно получил твою открытку (от 26/Х), и... напугался – от перемены формы письма и неожиданности получения! ....................... 521 , все благополучно! Только наш страдалец, Ф Ф , продолжает страдать... – это «очень печально!» ........................... А тебя, Варинька, благодарю за твои неусыпныя заботы о старике, недостойном и памяти. Простите. 2/ХI Письмо 80 # Дорогая и родная племянница моя, Варя с домашними твоими, здравствуйте! 27/I получил твое письмо от 21/I и благодарю. Только ты опять не пишешь, какия получила от меня письма? Очень рад, что вы все живы и здоровы и я взаимно кланяюсь всем. Я пока жив и по-прежнему, сравнительно, здоров. Сегодня исполнилось 15 лет со дня кончины моего Батюшки Г . Как жалко Ф Ф , что он так расстроился здоровьем – я ему недавно предлагал лекарство, каким сам лечился (сегодня) в 30 г. 522 . На днях виделся с твоим дядей Николаем В., он здоров и кланяется тебе, ведь я тебе писал еще 3/ХII, что здесь свиданья никому более не разрешаются, а только посылки, ожидаю... . А у меня вышло лекарство да и продукты (кишечные порошки ), а главное – Scopolamin, без которого расстроилось у меня как движение, так и общее самочувствие. Помоги, Господи, вам всем в ваших трудах! Прости! Пиши. И Т кланяется. 30/I Любящий тебя твой дядя. Письмо 81 # Дорогая и родная племянница моя, Варя с домашними твоими, здравствуй! 20/II получил твое письмецо от 13/II и очень тебя благодарю, что не забываешь меня старика! Очень прискорбно для меня, что ты не получала известий от твоей мамы 523 такой долгий срок, ведь она была сравнительно здорова в то время и вероятно обычно писала тебе. Я пока жив и сравнительно здоров, чего и вам всем желаю, не сравнительно, а совершенно. Посылку от 23/I получил 4/II, о чем и писал тебе. Дядя Ник и И Т кланяются тебе и я и прошу молитв. Великая нужда в Scopolamin’e сказывается: всего связало. Посылки нужны – содержания прошлого года. Порошки Рецепт для Ф Ф [см.] поищи в бумагах мамы под 17/I 30 г. Простите меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

27/VIII н. ст. Любящий тебя дядя. Письмо 25 # Дорогая и родная племянница моя, Варя, с домашними твоими, здравствуйте! 1-го сентября получил твои два письма (от 25 и 26/VIII) и благодарю за утешение. Здесь погода тоже изменилась: сделалось дождливо и холодновато. Относительно «исправления пути» твоего – буди благословен тот срок, который сложится из обстоятельств, тебя окружающих. Меня удивляет и не укладывается в моем сознании настоящая жизнь крымцев, те мелочи, которые их занимают и переживаются не как должно – спаси их, Господи. Подобное заявление о себе мною подано еще 11/V, а теперь прокурор на днях бывшей врачебной комиссии отказал ходатайствовать о подведЕнии меня под 458 статью 386 – вот, теперь что хотишь, то и делай! Спроси благословения (кланяюсь) у дяди Ник – как быть дальше? Воздаяние тете Ол да даст Господь одинаковое – яже с 2-мя лептами ( Мк 12:42 ; Лк 21:2 ). Если пальто не готово – то захвати с собой теплое одеяло – как можно хуже и теплые брюки и пока больше ничего. Господь с вами. Простите. 3/IX Твой любящий дядя. Письмо 26 # Дорогая и родная племянница моя, Варя, с домашними твоими, здравствуйте! Как-то ты дошла и доехала? А у меня с первой же ночи начались Божии испытания: чрез окно, из-под головы вытащили мой саквояж, но утром, по приказанию П. А. 387 принесли: саквояж, очки, зеленую коробочку 388 (о, горе!) – пустую, и лекарства. Слабит меня как прежде – лекарств маловато. С первой же посылкой вышли 100 сухариков с мелким сахаром 389 , а теплыя вещи – поторопитесь, поторопитесь и еще – поторопитесь. Напиши В Г мое покаяние о зеленой коробочке – я виноват 390 ? Сердце что-то ослабло. Но не пугайтесь, дорогие мои! Господь с вами. Простите. 28/IX Любящий тебя дядя. Письмо 27 # Дорогая и родная племянница моя, Варя, с домашними твоими, здравствуйте! Немного с опозданием получил твое алатырское письмецо и очень рад, что вы там утЕшились. А вчера (5/Х н. ст.) прибыло и письмо твое с описанием дальнейшей поездки, и за все случившееся и за сданную работу 391 – за все слава Богу! А как твое здоровье? Поправляешься ли? Надо полечиться отъобоюду... Причина твоей болезни пожалуй правильна. Стомах 392 мой мало-помалу поправляется вашими святыми молитвами. Продукты идут понемногу вперед. Теперь простудился и т-т П. А. Сердце мое пока служит, а вот рука – плохо подчиняется (не сетуйте на меня, что помалу пишу .). Горюю по Безценной Потере 393 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Когда надмевается помысл и в сердце слышатся какие-либо славолюбивые доводы, тогда отвечайте им словами псалма: «О, да возвратятся абие стыдящеся глаголющии Ми: благо же, благо же» ( Пс 69:4 ) 256 . О смирении. Сердце смиренномудренное есть сокровище, отовсюду огражденное благодатию Божиею, возграждение идеже ни червь, ни тля тлит, идеже татие ни подкапываются, ни крадут ( Мф 6:20 ) 257 . Обилие здоровых плодов нагибает до земли древесные ветви и множество добродетелей смиряет мудрование благодатного мужа. Как подставка поддерживает у обремененного плодами дерева ветви, так страх Божий – добродетельную душу; возделывайте ум поучением в законе Божием, потому что непрестанное поучение в нем искореняет худые помыслы 258 ; памятуйте всегда о Боге и небом сделается ум ваш. Радуйтесь смиренно, ибо порождается им высота великая, пасть не могущая. Таково смиренномудрие, Вы это знаете и сами. Но это ваше знание меня и понуждает беседовать с вами, чтобы не потерять мзды трудов своих. А для того, чтобы спасти свою душу, непременно нужно иметь смирение и любовь. Посредством Слова совершилось Боговселение в человецех, посредством благодати Святаго Духа мы уразумеваем любовь Бога-Слова Иисуса Христа. Господь заповедал иметь между собою любовь ( Ин 13:34 ; Ин 15:12,17 ). Побеседуем о любви. Слово < " > любовь < " > великая вещь есть, благо выше всех благ. Она одна облегчает все тягостное для нас и дает силу терпеливо перенести все превратности жизни. Она несет бремя свое, не чувствуя его тяжести, и самую горесть услаждает. Любовь ко Господу Иисусу Христу и ближнему ради Христа возвышает душу человека. Она направляет ко всему великому и побуждает стремиться к более совершенному, святому. Любовь возвышает и не допускает, чтобы что-либо земное удерживало нас. Любовь желает быть отрешенной от всякой мipckoй привязанности, чтобы ничто не затемняло ее взора, никакое временное благо не связывало и никакое лишение не смущало. Ничего нет отраднее любви и нет ничего сильнее ее, возвышеннее и приятнее, ничего нет обширнее и лучше ее ни на небе, ни на земле, потому что любовь происходит от живого источника – Бога и может найти покой только в Боге, превыше всего творенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Пишущий П. А. кланяется вам. Письмо 33 # Дорогая и родная племянница моя, Варя, с домашними твоими, здравствуйте! Жду письма. Как ты путешествовала? Мы все и все наше в руках Σωρατορα_а . Моя кишечная болезнь по-прежнему переменна Каг не надо: заботы и различные неприятности не окупятся могущей произойти пользой. Варим разныя разности – благодарю за них! голова распухла, а проветрить времени нет. Двое суток – как много и как мало – времени 401 , как много говорено и как мало сказано и прочувствовано! Очень сожалею! Все боюсь, что не повторятся... ведь опять открылась дверь – исшествия... Заявление подано вчера (18-го). Сегодня (поздравляю) – день памяти Отца – Старца – моего дорогого, любимаго (Слава Тебе, Боже! – 3-жды) 402 . Мама ваша пишет, что все обстоятельства склоняются к уничтожению домиков, где она, бедная, проживает, и не знаю, где придется склонить голову – ей, горемыке... 403 Ευνοια του Ψεου всем вам. Простите. 20/ХI Любящий тебя твой дядя. Письмо 34 # Дорогая и родная племянница моя, Варя, с домашними твоими, здравствуйте о Κυριοθе . 21/ХI получил твое письмо от 16-го. Δξα τφω Ψεφω ! Как быстро на сей раз доехала! Напиши ™ и бабушке ея от меня – Божие благословение и мою глубокую благодарность за труды по шитью пальто, мед и предложения яже о доме – спасиБо им за их любовь! Перехожу по состоянию своего здоровья на собственное, кроме хлеба, иждивение 404 , с 1-й посылкой требуется: сухариков (домашнего приготовления), вермишели (побольше), пшена, луку, томата, постного масла и сливочного, сахара (пиленого), [риса,] перца стручкового, селедок (мал бочонок) и икры, сушеной рыбы (если есть готовая), фруктового чая, 4 ученических тетради Что изрек красный † ? Вчера (26-го) получил твое письмо от 17 и умиляюсь и премного благодарю за ваши заботы о моем здоровьи. О посылке со здоровьем еще не слыхать 405 , а уже с неделю назад ­­O Κριοθ послал мне выздоровление и только за ваши молитвы, в которых и впредь прошу не оставить. Ожидаем разгрузочной комиссии. Итак, будьте в мире, благодаряще του Ψεοφυ о всем! Простите.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010