Часть 5, стр. 14. 54 Зачем я, священник и проповедник слова Божия, совершитель Таин Божиих и причастник Божественного Тела и Крови, провожу время в сластях, отягощаю себя пищею и питием, внимаю 55 о хлебех или просфорах? Господи! Помоги мне воздержать себя: без Тебя не могу ничего; даруй мне искреннее, сильное, твердое желание воздержания! 17-е мая, понедельник. Духов день. Слова Василия Великого о воздержнике. Воздержник слегка и едва прикоснется к необходимому для жизни, как бы совершает тяжелое служение природе, скучает временем, употребляемым на это, и тотчас убегает из-за стола к занятию делами! Думаю, что душу не привыкшего воздерживать чрево, не может никакое слово так тронуть и привести к исправлению, как одна встреча с воздержником. И сие-то, кажется, есть и пить во славу Божию, так чтобы и за трапезою светились добрые дела наши к прославлению Отца нашего, Иже на небесех. Там же. За безумный смех третьего дня при чтении об искушениях афонского монаха, пришельца из России, Паисия (Гавриила) поплатился я сам жестоким искушением от Велиара, едва выносимым: он жалил меня хуже всяких блох и клопов всю обедню. Поделом мне за мое сластолюбие и невоздержание! 17 мая. Духов день. Утро. Не смейся же над чужими напастями. Не чешись, говорил старец Паисию, когда будут тебя кусать блохи и клопы. Ты не жмись, не ежься, когда жалят бесы, а терпи и оставайся покоен, тверд, неподвижен, как наковальня. Господи! Благодарю Тебя всей душей моей за величайший дар любви и силы Твоей, за обновление существа моего чрез служение литургии в Духов день, хотя и притрудное и прискорбное по причине тяжкой борьбы с искушениями противника, и чрез причащение Божественных, Животворящих Таин Твоих Пречистого Тела и Крови Твоея. О, как бесценно для меня совлечение ветхого человека с деяньями его: с злобою, гордостию, завистию, чревоугодием и сластолюбием, корыстолюбием, скупостию, унынием и прочими страстями! Совлецы, совлеки с меня, Господи, ветхого человека, как он ни противится и ни упорствует; да восторжествует благодать Твоя над страстями моими, да изгонит из града Твоего этих хананеев 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Между тем, идя по задворкам селения, он встретился с одним старым своим знакомым, шедшим в то селение. Этот, узнав своего приятеля, просил его зайти к нему в дом. Верный послушник отвечал своему приятелю, что теперь не имеет времени, но на возвратном пути непременно побывает у него. Явившись в селение, приятель Тимофея известил девиц – детей его, что отец их проходит мимо их селения, и что он теперь еще близко. Можно представить вспышку любви юных сердец к родителю своему, столь долго разлученных с ним. Любящие дети не побежали, а полетели вслед за отцом своим и, увидев его уходящим от них, усилили свой бег: – напряг свои силы и растроганный отец, и бежал от них дотоле, пока стал ими невидим. Сколько ни употребили они молений, воплей, сколько ни пролили слез – все напрасно. Они не только не услышали беседы родителя своего, но даже не увидели лица его. Разумеется, было не каменное у него сердце. Он плакал много и горько, сердце его горело таким же жаром любви к своим детям, как и у них к нему: но он все-таки уходил от них с стесненным сердцем, желая быть точным в исполнении обязанности послушания. Вот как благословенный сын послушания хранил послушание! (Пат. Ч. 2, стр. 426–427). Прибегая за помощью к святым угодникам Божиим, мы иногда, испрашивая у них оную, даем перед Святыми обеты, в случае исполнения наших молитв к ним, сделать то или другое дело доброе. Но, тут являются вопросы: слышат ли Святые – обеты наши? И если слышат, то угодны ли они им? И даваемые нами обеты – споспешествуют ли успеху наших молитв к Святым? Как решить вопросы сии? Решим при помощи примера. Однажды монах – афонец, именем Гавриил, сам весьма искусный в врачевании, почувствовал такое расстройство в теле, что не мог ни двигаться, ни сидеть, ни избрать другое положение без страдания. Для освобождения себя от этой жестокой болезни, он употребил все, что знают врачебная наука и опыт; но его усилия были напрасны. Братия, глубоко тронувшись невыносимыми его страданиями, советовали ему обратиться с теплою молитвою к святому Евдокиму Ватопедскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Зосима. Коневская пустынь 7 . 21-го Мая 1799 года. Глава VI. Странствование Наконец, отягчившись славою человеческою и увидев возможность исполнить свое всегдашнее постоянное и сильное желание удалиться во внутреннюю пустыню на глубочайшее безмолвие Василиск и Зосима прибегли с прошением к Митрополиту Гавриилу, который, зная их ревность о благоугождении Богу и предваренный Отцом Адрианом, немедленно уволил их из Коневца, где прожили они 10 лет. Радуясь духом и благодаря Господа, и с несомненною верою предавшись его промыслу и водительству, они отправились в путь. Первая цель их стремления была Святая гора Афонская, и три раза они были уже на границе своего отечества, но каждый раз непреоборимые препятствия заставляли их возвращаться, то война с Турками, то карантины по причине бывшей тогда чумы, то запрещение высшего Начальства, никого не пропускать за границу. (Добрые благодетели; а более всех Боголюбивейший муж, Московский гражданин, Афанасий Иванович Долгов снабжали их деньгами на сии путешествия, но возвращаясь, они каждый раз возвращали и деньги своим благотворителям, которые удивляясь их бескорыстью, тем более любили и уважали их.) Однако же они решились сделать еще последнюю попытку, подали прошение блаженной памяти государю Императору Павлу Петровичу, и получив отказ, уверились сим, что Бог не благоволит к их намерению поселиться во Св. горе Афонской, и потому, оставив оное, они решились на другое еще труднейшее. Они просили некоторых купцов мореплавателей завести их на какой-нибудь необитаемый остров и там оставить их, но сии добродушные и благочестивые люди отвращали их от сего говоря: может быть какие варвары пристанут кораблем к острову вашему, и, найдя вас, возьмут в плен, тогда вместо пустынного безмолвия всю жизнь свою будете невольниками у неверных. Хотя Василиск и Зосима находили сии убеждения благоразумными и справедливыми, но веруя промыслу Вышнего, без воли коего ничего не может случиться, и утверждаясь сим упованием, не отложили бы оного намерения своего, если бы не встретили и здесь также много препятствий и неудобств, а по сему они и заключили, что видно Богу не угодно и сие их предприятие, ибо где благоволит Бог , там вся тварь споспешествует.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

По всей видимости, ощущения захлебывающихся гнойной мокротой пациентов, отец Иоанн считает достойной заменой страданию от самой болезни. Эвтаназия: почему нельзя? Ясно, что подобные взгляды редко находят поддержку в православной среде. Так, например, в книге иеромонаха Гавриила (Кранчука) «Афонское приношение современному человеку» цитируется ответ афонского иеромонаха Саввы, врача по образованию: «Цель медицины – оказать помощь больным и любой ценой сохранить пациенту жизнь». Греческий старец архим. Епифаний (Феодоропулос) на вопрос «Зачем оказывать врачебную помощь тяжелобольным, например людям, перенесшим инсульт и оставшимся полностью парализованным, или раковым больным?» отвечал: «Мне всегда нравилось определение медицины как науки, которая борется со смертью и заботится о продлении жизни». Сначала приведем аргументы против эвтаназии (в данном случае неважно – активной или пассивной) нерелигиозного характера. Одно из них – это депрессивное состояние пациента. Даже самые активные апологеты эвтаназии указывают, что существует «много клинических случаев, когда пациент с меланхолической депрессией до лечения высказывает нежелание жить, желает смерти, вполне рационально его обосновывает, и с радостью бы «принял медицинское пособие» в достижении легкой безболезненной смерти. Все эти желания благополучно исчезают после купирования депрессии, то есть они слишком часто (почти всегда) являются симптомом психического расстройства». Ирецкий А.Н. Ангел блаженной смерти. Философия старости: геронтософия. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 24. – СПб, 2002. – С. 112-114. Хочу указать, что у пациентов, страдающих боковым амиотрофическим склерозом (БАС), депрессия на определенной стадии присутствует всегда именно потому, что пациент остается в полном сознании. И лишь немногие из этих больных с помощью врача выходят из депрессии. Вторым является возможность злоупотребления со стороны общества, в особенности, когда дело касается неизлечимых больных. Третьим аргументом является то, что последовательное претворение идеи эвтаназии из гуманных соображений в жизнь делает ненужной медицину как таковую («все равно, когда умереть»). Интересно, что таким образом либеральная позиция смыкается с гиперконсервативной, предполагающей вообще отказ от какого либо вмешательства в судьбу пациента.

http://pravmir.ru/dolzhnyi-li-myi-umirat...

Радуйся, всего себе страху Божию пригвоздивый. Радуйся, селение Духа, а не ктому селение греха себе показавый. Радуйся, входом покаяния всякаго злодея, всяку страсть от сердца твоего отгнавый. Радуйся, преподобне отче Гаврииле, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче. Кондак 6 Проповедует гора Афонская подвиги и труды твоя, достоблаженне отче, приим бо пострижение монашеское с именем небеснаго благовестника Архистратига Гавриила, и сам яко бесплотен и невеществен явился еси, силою Божиею попаляя греховное терние и возращая цветы пречудных добродетелей, да очистив чувствия сподобишися узрети Господа, вознося пение умиленное: Аллилуиа. Икос 6 Возсиял еси в душе твоей, преподобне, свет присносущный Спаса Господа, просвещающий всякого человека, грядущаго узким и тесным путем равноангельнаго подвига. Достигшу же ти зрелости духовныя, облагодатствова тя Пастыреначальник Христос велиею честию священства, да не токмо о себе молишися, но и священнодействуеши за люди, принося Богу жертву хвалы и благодарения. Мы же, видяще непорочное служение твое у престола Божия, сицевая тебе воздаем: Радуйся, Божественнаго Царя рабе благий и верный. Радуйся, Архиерея Вечнаго служителю усердный. Радуйся, возшедый в радость Господа своего. Радуйся, яко в малом вернаго над многим Домовладыка тя постави. Радуйся, сосуде честный, освященный и Богу благопотребный. Радуйся, делателю неукоризненный, право правящий слово истины. Радуйся, пастырю священнейший, добре служение твое совершавый. Радуйся, о хранении веры православныя непрестанное рачение имевый. Радуйся, преподобне отче Гаврииле, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче. Кондак 7 Хотя братии послужити, блаженне отче, послушание эконома монастырскаго корабля “Святый пророк Илия” приял еси, доставляя по морю в скит вся ко пропитанию потребная. Бысть же корабль сей яко ковчег спасительный, по бурным волнам безбедно преплавающий, монаси бо в нем мореплаватели быша, и в палубнем храме уставныя богослужения неустанно совершахуся. Мы же тя, мудраго кормчаго корабля сего яко новаго Ноя почитающе, молитвенно взываем к Богу: Аллилуиа. Икос 7

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

В раздумьях об иноческом местопребывании мысль многих обращалась, быть может, к Ватопеду, Великой Лавре и Русику. Что ж, такие монахи есть и там, но самых выдающихся пустынножителей этого рода отыщем мы среди русских в Каруле и среди греков в Катунакии. Здесь, в негостеприимной Каруле, живет свыше тридцати лет иеромонах Парфений, сын русского графа, чьи имения в Прикарпатье равнялись всей Македонии. Другой, отец Никон, из высших офицеров царской армии, говорит на нескольких языках и славится обширными богословскими познаниями. К нему приезжает много иностранцев, особенно протестантов, часть которых, под влиянием собеседований с ним, обращается на путь истинной веры. Один из них, в прошлом член Палаты общин английского парламента, всей душой принял Православие и теперь ревностно служит Церкви в Лондоне, благодарный отцу Никону, который духовно пробудил его и близких ему людей. Двое тамошних греков пришли из нашей Дионисиевой обители и живут уединенно: один – в пещере, почти на стометровой высоте, другой – в каливе пониже – двадцать пять метров над морем. Катунакия Выше Карули, в сорока пяти минутах пешего пути от моря, есть другое поселение пустынников – Катунакия 87 (правильнее – Кандунакия), название которого связано с Кандуни, вершиной на южной стороне Афона. Оно состоит примерно из тридцати строений, разбросанных по склону от Кармилиона до «малого» скита Святой Анны и Карули. Как и карулиоты, пятьдесят его насельников лишены всякого земного утешения и чают все той же влаги с небес. Этому скалистому выступу Афонской горы от природы выпало быть безводным, ибо потоки с ее вершины изливаются с обеих сторон в овраги Святой Анны 88 и Керасьи 89 . Катунакийские отцы не раз с великими трудами, но тщетно раскапывали скальные впадины в поисках источников и теперь довольствуются малыми цистернами для дождевой воды, пользуясь любой возможностью пополнить их с помощью самых нехитрых средств. Но и здесь недостаток у одного насельника восполняется братолюбием другого, и доселе наблюдается у них состязание в любви и готовности отдать последнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Особо скажем о иеромонахе Евдокиме, который написал историю монастыря и составил каталог его библиотеки (оба труда, образцовые по стилю и пунктуальности, опубликованы лет двадцать назад). Любимый всеми святогорцами за благородный и кроткий нрав, пользующийся особым уважением у членов Священного Кинота, он был почтен должностью антипросопа Ксиропотама в Карее. Именно иеромонах Евдоким вместе с четырьмя другими афонскими отцами был избран Кинотом для работы над Уставной хартией. Ему же принадлежит главная роль в улаживании спорных дел о ксиропотамских подворьях, равно как и других проблем родной его обители, которыми он занимался с величайшим усердием и поразительным бескорыстием. Умер отец Евдоким лет пятнадцать назад, оставив по себе добрую память у всех святогорцев, не говоря уже о прямых его соработниках. Уход такого мужа стал невосполнимой потерей для монастыря, особенно ощутимой после недавнего огненного испытания. Но и этот выдающийся агиорит, ревнитель афонской славы, трудившийся не покладая рук ради духовного и материального процветания Ксиропотама, до дна испил в последние свои дни горькую чашу пренебрежения. Разбитый параличом, до крайности изнуренный, он не получал должного ухода и отошел ко Господу в тяжких телесных страданиях. Вселюбящий Отец, желая, чтобы сей добрый и благой делатель до конца совершил подвиг терпения, укрепил его, и тот безропотно сносил удаление из монастыря своего послушника, как и общее безучастие. Воистину это был праведник – один из тех, кто умираяй остави раскаяние (ср.: Притч. 11, 3 ). Да, судьбы Господни – бездна многа (ср.: Пс. 35, 7 ) и в предсмертных страданиях – искупление человеков, но оскудение братолюбия в такие минуты особенно тягостно и мучительно для страждущих. Мало кого так оплакивала Святая Гора, как иеромонаха Евдокима, духовные же труды этого подвижника пребудут в ее памяти навеки. В глубокой старости проводит дни и другой праведник Ксиропотама – проистамен иеромонах Василий. Много потрудившись на месте своего покаяния, он претерпел ссылку на Митилену за то, что во время Первой мировой войны воспротивился грабительским притязаниям солдат французских оккупационных сил. О злоключениях, перенесенных там вместе с другими агиоритами, отец Василий рассказал в книге, выпущенной десятилетие назад. Теперь в терпеливой надежде ожидает он блаженного исхода, имея возле себя замечательных послушников с университетским образованием, воспитанных архимандритом Максимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Свободно стал подниматься… Достигнув поверхности воды, хотел было за что-либо ухватиться, но сильная буря не позволила сделать этого, и я не мог долго держаться на воде… Снова пошел вниз. На дне морском вода стала душить меня, и я уже достаточно ее набрался. Думал: тут мне и конец. Вероятно, и все, кто потонул, также мучились. Господи…, – размышлял я, – прожил в монастыре 25 лет… и вот пришлось утонуть в море… За какие грехи? А впрочем, что мне спрашивать об этом? Ведь вся моя жизнь была нерадива… и Богу, видно, угодно, чтобы я утонул… Но одного жаль, – того, что, отправляясь в море, я не взял у старцев благословения, и что они, узнав о моей гибели, будут обо мне скорбеть… Но что я медлю на дне морском? Попытаюсь снова всплыть наверх. Может быть, за что-либо там и ухвачусь… И опять свободно стал подниматься на поверхность. Поднялся, оказался около парохода, ухватился за винт; но в этот момент пароход дал ход; меня оттолкнуло, и я опять пошел вниз. Тяжко… Мучительно… Воздуху не хватает. Соленая вода вызывает тошноту. Глаза режет… Стал в душе взывать к св. великомученику Пантелеймону, прося его помощи ради молитв моих святых духовных отцов… Силы мои, между тем, совершенно ослабели. И я решился еще раз всплыть на поверхность не для того, однако, чтобы ухватиться за что-либо и попытаться спастись, – ни на что подобное я уже не рассчитывал, – а для того, чтоб оповестить «отцов», что тону. Хотелось проститься и попросить прощения. Хотелось крикнуть о том, чтобы они передали старцам, что я утонул. Снова поднялся наверх, сложил руки, поднял их над головой и кричу «отцам», бывшим на пароходе: простите, отцы святые! Утопаю. Помолитесь обо мне грешном… Я не пытался уже ни за что хвататься. И в этот-то момент подбоцман схватил меня за руки… Я потерял сознание и не помню, что было дальше. Очнулся в «матросской», где около меня суетились доктора и прислуга, приводившие меня в чувство… И вот теперь по Вашим молитвам св. великомученику Пантелеймону я жив… О. Гавриил отрекомендовал меня старцу-духовнику о.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Во время третьей остановки показано петь: Покой Спасе наш. Помян Господи. Егда словом Твоим. Болезнь Адаму бысть: а подходя к «гробнице» петь: Зряще мя безгласна, и: Земл зинувши. Затем показано читать молитву: Помян Господи Боже иже о вере, и возливать на умершего масло, после чего петь четыре стихиры: Образом Креста Твоего, и другие, потом: Трисвятое, Со духи праведными и т. д. В Иноческом же Потребнике после стихир на целование второго гласа, и других восьмого гласа показано читать молитву: Помян Господи, и возливать на умершего масло, потом петь все вышеуказанные стихиры, за ними: Трисвятое и Со духи праведными, и уже после сего нести умершего во «усыпальницу». г) Священников 6 В Потребниках филаретовском и иоасафовском 7144 г. положен был особый чин священнического погребения. А в иоасафовском Потребнике 7147 г. этот чин отменён, и положено отпевать священника мирским погребением. В объяснение того, почему так поступлено, издатели этого Потребника напечатали в нём следующее замечание: А поповское погребéние оставлено, по повелению великаго господина святейшаго Иоасафа патриарха московскаго и всеа Русии. Потому, что то погребение учинено от еретика, Еремея попа болгарскаго, а в Греческих переводех его нет. Такоже и в старых харатейных, и в писмяных в старых, и малыя Росии яже в киевских нет же, и того ради положено зде всей книзе, погребати священника мирскм погребением, и никтоже о сем да соблажняется 26 . Впоследствии чин священнического погребения опять внесён в Потребники иосифовского издания. д) Скончавшихся в неделю св. Пасхи Замечание. Во всех старопечатных Потребниках находится особый чин погребения: аще кто преставится в которыи день светлыя недели, до недели фомины, с объяснением, что чин сей переведён с греческого на славянский язык Гавриилом, протом Афонской горы. В иоасафовском Потребнике 7147 г. к этому прибавлено ещё следующее примечание: А си погребение во всю светлую неделю, всем людем учинилося в руской земл в малых летех, а при цар Иване, и при цар Феодоре и при цар Борисе, и при патриархе Иове и при цар Василии, и при патриархе Ермогене, погребали усопших во всю светлую неделю не против сего гаврилова перевода, но всегдашним мирским погребением, точию вначале, Христос воскресе, трижды, и прочее все поряду».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Zaharo...

Горе, в ските св. Анны, и стал донимать преследованиями лучшего профессора Афонской академии (как иногда называют рассматриваемую школу) и подготовил эту самую школу к упадку. Упомянем, наконец, о таких патриархах XVIII в., которые, по ясным свидетельствам, принадлежали или к малообразованным, или же к совсем необразованным иерархам: нужно сознаться, что и в XVIII в. встречались на столичной кафедре патриархи и этого последнего разряда. К числу малообразованных Константинопольских иерархов указанного века следует отнести Гавриила III, правление которого столичной Церковью совпало с первыми годами знаменитого века просвещения. Родом из Смирны, Гавриил III, по отзыву Гедеона, «был причастником посредственного образования». Но если мы прочтем те строки из «Перечня» ученых греков, который сочинен Д. Прокопием, то увидим, что усилия этого писателя сказать хоть что-нибудь в похвалу просвещенности патриарха кончаются полнейшей неудачей: заметно, что хвалить Гавриила ровно не за что, если станем оценивать его личность по интеллектуальной ее стороне.  То же самое должно сказать о Мелетии II (правил Церковью в 60–х гг.). Мелетий, родом с острова Тенедоса, по словам М. Гедеона, «не лишен был кой–какого образования». Разумеется, этого мало для такой важной особы, как Константинопольский патриарх.  Необразованным патриархом, относящимся к XVIII в., считают Киприана (правил столичной Церковью в первые годы века). Он был невежественен и пьяница (Вендотис). Другим и последним необразованным патриархом Константинопольским тех же времен оказался Неофит VI, родом с острова Патмоса, державший в своих руках бразды церковного правления несколько раньше середины рассматриваемого века. По одним данным, он был человек «неученый» (Гедеон), по другим — «простой и почти неграмотный» (Вендотис). Значит, и в «век просвещения» на Западе и на Востоке повторяются все прежние примеры невежества, — там, где ему не должно быть места. Об истекшем XIX в. в рассматриваемом отношении скажем коротко. Это мы сделаем из опасения, что мелкота известий и скрупулезность критики этих последних, привнесенные в обзор и этого века, могут слишком утомить внимание читателя, потерпевшее достаточно испытания и на предшествующих страницах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010