Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОР ГРЗИК АЙРИВАНЕЦИ [арм. (?) ] (кон. VII - 1-я пол. VIII в.), арм. ученый, гимнограф, мелург. Сведения о его жизни и деятельности сохранились в Житии еп. Степаноса Сюнеци (пространная редакция - ркп. Матенадаран. 6261, 1460 г.), вместе с к-рым Г. Г. А. путешествовал в Афины и К-поль и совершенствовался в философии и богословии, в толковании Библии и переводах. В К-поле общался с учеными и архиереями, в т. ч. со свт. Германом I , принял участие в предпринятом еп. Степаносом Сюнеци переводе на древнеарм. язык сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита, Немесия, свт. Григория Нисского и др. Вернувшись в Армению, в мон-ре Айриванк (см. ст. Гегард ) прославился гл. обр. как гимнограф и певец. В Житии Г. Г. А. приписывается множество духовных песнопений, среди к-рых - оригинальная мелодизация 150 псалмов Давида, «псалмы-стохоги (стихи, исполнявшиеся соло) Пятидесятницы, поста и песнопения предпразднства [(?)], «Поем», мн. другие и множество кцурдов (т. е. тропарей.- А. А.) с благозвучной мелодией». Предполагается, что впосл. его песнопения вошли в певч. сб. Манрусум. Г. Г. А. был хорошо знаком с творчеством визант. гимнографов, в первую очередь св. Романа Сладкопевца , и способствовал распространению в Армении их произведений, к-рые он «умножил и постановил петь на всех праздниках Господних и в память мучеников» (Армянские жития и мученичества. С. 53). Однако «из-за сладкозвучной музыки» Г. Г. А. был уличен в грехе гордыни еп. Степаносом Сюнеци. Добровольно отрекшись от служения в обители, Г. Г. А. остаток жизни провел в суровом отшельничестве в маленькой пещере за пределами мон-ря, с годами обретя дар исцеления. Его могила с построенной над ней часовней считалась чудотворной. Ист.: Овсепян Г. Мхитар Айриванеци: Новооткр. надпись и соч. Иерусалим, 1931. С. 9-13 (на арм. яз.); Памятные записи арм. рукописей XV в./Сост. Л. С. Хачикян. Ереван, 1958. Ч. 2. С. 132-133; Армянские жития и мученичества/Пер. с древнеарм. яз., вступ. ст. и примеч.: К. С. Тер-Давтян. Ереван, 1994.

http://pravenc.ru/text/166497.html

173 Гимн (по-армянски кцурд) – духовная песня, которая поется в церквах во время богослужения после псалмов; термин «духовная песня» имеет общее значение и применяется как в отношении библейских гимнов, так и новых церковных песен, а кцурдами назывались главным образом новые духовные песни (М. Абегян. История древнеармянской литературы, с. 500. Подробнее о кцурдах см. там же, с. 479). 174 Относительно Грзика Айриванеци, выдающегося армянского композитора первой половины VIII в., см. ст.: Н. Тагмизян. Григор Грзик и армяно-византийские музыкальные связи, – Вестник Ерев. ун-та, 1968, 3 (на арм. яз.). 175 В тексте . Слово (стр. 424) Г. Овсепян пометил вопросительным знаком, так как оно искажено и смысл его непонятен. В соответствующем месте, на стр. 182 «Истории» Орбеляна говорится (стр. 424). Надо полагать, что вместо (стр. 424) первоначально было (стр. 424) от греческого – стихи, которые пелись соло. Чтобы отличить от обыкновенных псалмов, следуя Н. Тагмизяну, мы перевели как «псалмы-стологи». 176 Роман Сладкопевец – известный византийский музыкант V-VI вв., песни которого были распространены в Армении в VI в. (см. указ. статью Н. Тагмизяна, стр. 202–203). Наряду с Романом в тексте упоминаются также Кадмос и Илинэ. Слово Г. Овсепян читает как нарицательное и ставит под вопрос. Нам кажется, прав Н. Тагмизян, читая его как собственное имя – имя одного из трех греческих музыкантов. 179 Прош, или Гасан-Прош, – сын Васака Хахбакяна и внук Хахбака II. Владетель Хачена в 1223–1225 гг. По его имени род их стал называться родом Прошян. Один из военачальников Хулагу-хана. Деятельность его приходится на 30–80-е годы XIII в. Купил земли Айриванка и построил Гегардский монастырь. Он же построил Танаатский монастырь. 180 Азарапет – в древней и средневековой Армении высший чин по ведомству государственных доходов. 181 «Пресвятую Марию» в 1951 г. обнаружил еп. Норайр Богарян (Н. Цовакан) в одной из рукописей Иерусалимского армянского монастыря св. Якова (см.: Хаск, 1951, с. 366). 183

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

В противоположность Ухтанэсу, который насчитывает всего 30 митрополитств, Мхитар Айриванеци упоминает 38 митрополитств. Сведения о народности цад, взятые у Ухтанэса и не дошедшие до нас через его труд, имеют исключительное значение, поскольку они свидетельствуют о том, что полный Ухтанэс существовал еще до конца XIII в. Обещание, которое дает он в предисловии к своей книге, было им выполнено. Интересны и уникальны сведения Мхитара Айриванеци о певце и композиторе Грзике Айриванеци, почерпнутые из какого-то древнего источника, утерянного или до сих пор не известного нам. Из жития выясняется, что Грзик был современником, ближайшим другом и сподвижником Степаноса Сюнеци. Весьма интересны также сведения о том, что переводы сочинений Дионисия Ареопагита , Немесия и Григория Нисского выполнены совместно с Грзиком Айриванеци. Сочинение Мхитара представляет и определенный историко-литературный интерес как один из источников «Истории Сюникского края» Степаноса Орбеляна. В то же время оно является наиболее полным жизнеописанием одного из самых выдающихся людей армянского средневековья. Немаловажное значение имеет сочинение Мхитара как творение одного из видных армянских авторов, известного своей «Хроникой» (1289 г.). Письменное наследие Мхитара Айриванеци представляет большой историко-литературный интерес 146 . В числе его сочинений значатся также два жития: «Житие блаженного мужа Божьего Алексианоса» и «Житие Степаноса Сюнеци». В самом житии имеются строки, позволяющие установить время его создания. Из них явствует, что оно было написано в связи с завершением строительства Танаатского монастыря и в честь праздника освящения церкви. К этому же дню Мхитаром Айриванеци был также написан гимн, посвященный Степаносу Сюнеци. Г. Овсепян, основываясь на эпиграфических надписях и свидетельствах Степаноса Орбеляна, определяет время строительства Танаатского монастыря (в Ехегнадзоре) – 1273–1279 гг. и время написания жития – 1278–1279 гг. 147 Список данного жития является уникальным. Он известен лишь по рукописи четий-миней, которая была переписана писцом Хачатуром в 1460 г. в селении Урц Айраратской области по заказу инока Меликсета 148 . «Житие Степаноса Сюнеци» представляет научную ценность как источник, воссоздающий не только вехи жизни и деятельности этого выдающегося представителя древнеармянской науки и искусства, но и освещающий некоторые малоизученные стороны армянской духовной культуры эпохи раннего средневековья. История блаженнейшего, святого и прославленного митрополита Сюникского Степаноса, изложенная владыкой Мхитаром, епископом святой Айриванкской обители

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Г. Овсепян путем скрупулезного текстологического анализа и сравнения сохранившихся редакций пришел к выводу, что автор жития не М. Каланкатуаци, самый ранний по времени источник о жизни Степаноса Сюнеци, и что первоначальный текст был написан ранее X века 145 . Каланкатуаци кратко изложил житие Степаноса Сюнеци на основании имевшегося у него под рукой текста. Киракос Гандзакеци целиком следует Каланкатуаци. Мхитар Айриванеци пользуется Каланкатуаци и знаком с Киракосом, однако его сведения о Степаносе Сюнеци гораздо богаче. К числу сведений о Степаносе, которых нет у Каланкатуаци и Киракоса Гандзакеци, относятся сведения об отце его, протоиерее города Двина, и подробности о смерти и похоронах Степаноса Сюнеци. Следовательно, как правильно полагает Г. Овсепян, существовал первоначальный текст, который был использован Каланкатуаци. Общность между Мхитаром и Каланкатуаци объясняется общностью их древнего первоисточника. Орбелян, будучи знаком с Каланкатуаци и Киракосом Гандзакеци, целиком и полностью следует Мхитару Айриванеци, местами буквально излагая его мысли. Отличие от текста Мхитара Айриванеци лишь в хвалебном слове, которое добавлено к житию Степаноса Орбеляном. Из всех этих редакций наиболее ценные и богатые историко-литературные сведения содержит редакция Мхитара Айриванеци. Кроме этого первоначального источника, касающегося собственно жития Степаноса Сюнеци, Мхитар Айриванеци пользуется Историями Гевонда (VIII в.), Ухтанэса (X в.), Самвела Камрджадзореци (X в.), Самвела Анеци (XII в.), Вардана Аревелци (XIII в.), памятными записями Степаноса Сюнеци к его переводам, различными агиографическими источниками. Несмотря на некоторый компилятивный характер текста, отсутствие цельности изложения и т. д., он представляет для историков большой интерес, так как сообщает сведения из утерянных трудов или глав книг вышеупомянутых авторов. Так, пользуясь утерянным трудом Самвела Камрджадзореци, Мхитар Айриванеци сообщает о нахарарской и епископской разрядных грамотах гораздо больше, чем Степанос Орбелян.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

С. 180). 398 О биографии Магакии из его книги (История народа стрелков инока Магакии. СПб., 1870 (грабар); История монголов инока Магакии/Пер. К. Патканова. СПб., 1871) известно лишь то, что он был учеником вардапета Ванакана. Упоминая о смерти последнего в 1251 г., он пишет: «В те дни преставился во Христе учитель наш Ванакан и погрузил в глубокую печаль не только нас, учеников своих, но и всю страну». Последняя приводимая им дата – «720–й (1271) год армянского (летосчисления)», когда скончались «славные вардапеты армянские Вардан и Киракос (Гандзакеци. – К.А.) ». Вскоре после этого он завершает свое повествование рассказом о заговоре против сына царя Хетума (ум. 1270), царя Левона в первые годы его царствования и молитвой о жизни и победе его. Материал «Истории» Магакии по большей части тот же, что и в повествованиях Вардана и Киракоса Гандзакеци о татарах, основное отличие – в деталях. Магакия написал свое произведение, не деля текст на части, в живой манере, на разговорном языке своего времени. С литературной точки зрения оно стоит выше, чем «Всеобщая история» Вардана. Стержень его повествования – деяния «племени стрелков»–татар в Армении и сопредельных с ней странах. Одновременно с этим он обращал внимание и на сугубо армянские дела, однако если иногда и описывал их более или менее подробно, то только в связи с татарами. 399 История Армении Мхитара Айриванеци. М., 1860 (грабар); Хронографическая история, составленная отцом Мехитаром, вардапетом Айриванкским. СПб., 1869. 400 Информация о жизни Мхитара Айриванеци скудна: даты его рождения и смерти неизвестны; мы знаем, что уже в 1267–1270 гг. он обрел известность как вардапет, а в 1279 г. стал настоятелем Айриванкского монастыря. Благодаря его просветительской деятельности развивались также монастыри Танаат и Скхуник, находившиеся в вотчине князей Прошянов. См.: Овсепян Г. Мхитар Айриванеци. Иерусалим, 1931 (на арм. яз.); Арутюнян Э. «Гандзаран» Мхирата Айриванеци/Историко–филологич. журнал. 1975. 3 (на арм. яз.); Арутюнян Э.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Даже переходя к изложению событий, коих автор был современником, он остается верен манере краткого летописания, оправдывая себя тем, что события 1236–1265 гг. подробно писали вардапет Ванакан и Киракос Гандзакеци 396 . Упомянув каких–нибудь три события, произошедших в его время, он завершает труд смертью католикоса Констандина в 1267 г. Еще один ученик Ванакана, инок Магакия (Малахия), составил «Историю народа стрелков» 397 , описав походы татар 1228 и 1272 гг. 398 «Новая история» (или «История Армении») 399 Мхитара Айриванеци 400 , историка, поэта и просветителя 13 в., представляет собой хронику от Адама до 1289 г. Труд этот ценен уникальными сведениями, основанными на не сохранившихся до наших дней источниках. В начале своего сочинения Мхитар приводит историю грузин, кавказских албан, греков, персов, сельджуков, татар, излагая ее достаточно подробно и приводя хронологические списки правителей и духовенства 401 . Для историков Церкви интересен также составленный Айриванеци сборник «Чарынтир» (написан в Айриванке в 1283 г.), в котором описываются более 100 книг, предназначенных для обязательного чтения. Брат киликийского армянского царя Хетума I Смбат Спарапет (также Смбат Гундстабл; 1208–1276) – военачальник, государственный деятель, дипломат, правовед и историк 402 , в своих «Хрониках» (или «Истории») 403 описывает события с 400 г. армянского летосчисления (951 г.) до 585 г. (1136 г.) 404 . Ее содержание примерно на три четверти совпадает с содержанием труда Матеоса Урхаеци и является конспективным, подчас дословным извлечением из него. Кроме Урхаеци, Смбат использует труды Григора Ереца, Михаила Сирийца и Гульельма Тюросского. С 541 г. (1092 г.) особое внимание в хронике уделено Киликийскому государству; в завершающей части изложены события с 735 г. (1286 г.) до 1331 г., считается, что эта часть дописана неизвестным продолжателем 405 . Этот отрывок, как и некоторые другие, имеет характер составленной по годам памятной записи. Смбат приводит достаточно много подробностей об армяно–византийских, армяноарабских, армяно–грузинских, армяно–сельджукских отношениях, сведения о военнополитических отношениях с монголами, о визите Хетума I в Каракорум. Он останавливается также на вопросе эмиграции армян с территории исторической Великой Армении в Византию, осуждает политику крестоносцев в отношении Киликии, сообщает подробности об армянских князьях, землях, принадлежавших им правах, а также о внутренних противоречиях среди армянской знати. Эти сведения дают определенное представление об общем состоянии общественно–политической жизни в Киликийской Армении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дочь градоначальника нашего была вещуньей, и никто из священников не осмеливался прийти и помолиться за нее, ибо любое дело, происходящее на ее глазах, вызывало ее брань. Тогда мать ее, госпожа Грануш, босая отправилась к столпам света и слезно молила навестить ее несчастную дочь. Святые в тот же час отправились туда и с псалмопением вошли в дом. И заблудшая душа не стала осыпать бранью благопристойных и почтенных мужей, а говорила, чтоб они угощались сладкими плодами и утолили бы свою жажду. Тогда ревнители веры, вознеся мысль и руки [к небу], со слезами и молением запели псалом Давида. И начиная с первого псалма бес стал молить и просил отпустить его, дать ему выйти и убраться восвояси. Но святые отвечали: «До окончания песни нельзя, как бы ты ни мучился». Так чудесные и избранные мужи исцелили [деву ту] во славу Божью. Из многого мы записали лишь несколько историй, [связанных] с избранными мужами, [жившими] после трижды блаженного всесчастливого вардапета Саркавага, о котором некоторые знавшие [его мужи] рассказывают, что, когда он приступал к ночной молитве в своей келье, луч света и огня из окна кельи лился нескончаемым потоком наружу. И так, прожив благую [жизнь] в неустанном труде, он пустился в путь за наградой вечного наследства. И был погребен в святой могиле в Ахпате, где рос и учился, во славу Господа Бога в 678 году. Житие Нерсеса Шнорали (Благодатного) Жизнь и деятельность выдающегося армянского поэта и церковного деятеля XII в. Нерсеса Шнорали (Благодатного) (1102–1173), оставившего огромное литературное наследие, нашли широкое отражение в армянской литературе. Произведения его духовного, политического, назидательного, естественно-научного, исторического характера, написанные в различных жанрах (поэмы, шараканы, послания, письма, гимны, речи, толкования и т. д.), начиная с XII в. не сходят со страниц армянских рукописей. О его жизни и деятельности сохранилось достаточно сведений как в произведениях самого Нерсеса Шнорали, так и в трудах его современников и последующих армянских писателей (Нерсес Ламбронаци, Самвел Анеци, Григор Иерей, Мхитар Айриванеци, Вардан, Киракос Гандзакеци и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

М. А. составил «Хронографию» («Хронографическую историю»), охватывающую период от сотворения мира до современных автору событий. Последнее событие, описанное в «Хронографии», датируется 1289 г. от Р. Х. (впосл. сочинение было доведено до 1304-1306). Несмотря на краткость текстов, М. А. удалось выразить свое отношение к различным историческим событиям и личностям. «Хронография» состоит из 3 частей. Первая повествует о 6 днях творения. Во 2-й части в 36 хронологических списках перечислены имена «мужей избранных», в т. ч. ветхозаветных праотцев, пророков, а также древних царей. Далее следуют списки царей и князей Армении (Гайкиды, Аршакиды, Багратиды, киликийские правители), а также католикосов Армянской Апостольской Церкви . Затем идут списки груз. царей, князей и епископов, «избранных мужей» Албании Кавказской , византийских императоров, араб. правителей, Римских пап, патриархов К-польских, Александрийских, Антиохийских, архиепископов Эфеса и др. Последний, 36-й список, озаглавленный «Историки с самого начала», включает Моисея, нек-рых греческих и латинских авторов и заканчивается арм. историками (последний в этом перечне - сам М. А.). В этой же части «Хронографии» присутствуют список библейских и близких к ним текстов в следующем порядке: апокрифы , канон Свящ. Писания, причем НЗ предшествует ВЗ. К списку добавлены энкомий Св. Кресту, атрибутируемый Давиду Анахту (кон. V-VI в.), и литургические книги, надписанные именами Месропа Маштоца , а также католикосов Саака I Партева (387-425) и Ованнеса I Мандакуни (ок. 478-490). Далее приведен список, в к-ром перечислены «тонкие письмена», т. е. творения отцов Церкви и сочинения античных авторов, переведенные с сир. языка либо непосредственно с греч. оригинала. В «Хронографии» даны названия 52 произведений. 3-я часть посвящена событиям в истории Армении и помимо них содержит также ценные сведения об истории Грузии, Албании Кавказской и др. стран региона. В этой части, написанной в годы армяно-груз. военного союза, М. А. наиболее подробно остановился на событиях, относящихся к истории Грузии и ее сотрудничеству с Арменией. Впосл. в разные разделы «Хронографии» были внесены фрагменты сочинения М. А. «Толкование армянского календаря», созданного в 1297-1300 гг. и не дошедшего до наст. времени.

http://pravenc.ru/text/2564510.html

Иногда «Историю страны Алуанк» приписывают другому автору – Мовсесу Дасхуранци. 241 Имеются все основания полагать, что Мовсес был монахом. Время жизни его не установлено ввиду почти полного отсутствия биографических данных, однако на основе текстологического анализа одни исследователи относят его труд к 7 в. (К. Шахназарян, Е. Боре, Н. Эмин и др.), другие – к 10 в. (К. Патканов/Патканян, М. Абегян), считая, что Каганкатваци написал самостоятельно только 3 книгу «Истории», а в 1 и 2 книгах – пересказал события на основе сведений, заимствованных из произведений более ранних армянских историков (Агатангехоса, Павстоса Бузанда, Мовсеса Хоренаци, Егише, Авраама Мамиконяна, Петроса Сюнеци и др.), из житийной литературы (Четьих Миней, посланий и канонов) и из поздних легендарных сказаний о зарождении Агванской церкви. Это предположение основано и на том, что в 3 книге «Истории страны Алуанк» имеется упоминание о взятии Партава рузиками (русскими) в 943/944 г. [это событие описано также арабским автором Ибн Мискавейхом (Абу Али Ахмад ибн Мухаммад, или Ибн Йакуб Мискавайх; предположительно 10–11 вв.)]. При этом Каганкатваци, обильно ссылаясь на труды армянских историков 4–6 вв., совершенно не упоминает других авторов, писавших об Албании 7–10 вв.: Иоанне Мамиконяне, Шапухе Багратуни, Иоанне Католикосе, Себеосе, Товме Арцруни. В литературе рассматривалась гипотеза об албанском (гаргарском) происхождении Каганкатваци; приводилась и масса доводов в пользу его армянского происхождения, поскольку в предполагаемое время жизни историка Алуанк был уже почти полностью арменизирован. Киракос Гандзакеци (13 в.) причисляет Каганкатваци к армянским историографам; упоминания о Мовсесе Каганкатваци встречаются также у других армянских историков 13 в. (Мхитара Анийского и Мхитара Айриванеци). 242 Весь труд Каганкатваци поделен на три книги (тома). Особое внимание автор уделял изложению событий церковной истории. Наряду с политическими и церковными событиями Каганкатваци охотно пишет о видениях, мученичествах, обретении мощей святых, преследовании еретиков и т.д., приводит (особенно во 2 и 3 книгах «Истории») каноны и послания. Две последние книги содержат обширные сведения о взаимоотношениях Армянской и Агванской церквей [так, автор рассказывает, как Месроп Маштоц «обратил их (албанцев. – К. А.) в веру (христианскую. – К.А.), обучил порядкам богопочитания», «стал превосходным проповедником и апостолом для диких племен горцев, живущих у подножья гор, которым он на их же языке объяснял»], ценные материалы о католикосах Агванка и князьях династии Михранидов, о нашествии хазар и гуннов, о войнах императора Ираклия и персидского царя Хосрова Апруеза.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В жанровом отношении Ж. л. представлена 2 основными направлениями - книжно-риторическим и народным. В XI-XIII вв. господствующим становится 1-е направление. Был создан ряд похвальных житий и панегириков, посвященных как деятелям прошлого, так и современникам. Значительным явлением в арм. Ж. л. стали Жития Нерсеса IV Шнорали, Геворга Скевраци. В народном направлении выделяются жития: повествовательные; памятные записи; краткие синаксарные. Простые повествовательные жития XII-XIII вв.: Ованнеса Саркавага, Степаноса Сюнеци в редакции Мхитара Айриванеци, занимательное и сказочное Житие Степаноса, сына Тер-Иусика; исключительное в своем роде Житие Григора Нарекаци, к-рое состоит из 28 чудес святого. Источниками Жития Григора послужили как канонические, так и апокрифические евангельские сказания о Христе. Широкое распространение в XI-XV вв. получили жития - памятные записи, а также синаксарные жития и мученичества. Разные редакции Синаксаря выражали определенные тенденции, имели новые художественно-идеологические подходы, как, напр., редакция латинофила Григора Анаварзеци или последняя редакция Синаксаря Григора Хлатеци, составленная в мрачные для Армении годы и расширенная за счет историй св. отцов и мучеников, современников Хлатеци. В Ж. л. народного направления XIII-XV вв. выделяется группа, посвященная деятелям научных и культурных центров: Гладзорского (1280-1338) и Татевского (1345-1410) ун-тов ( Нерсес Мушский , Есаи Ничеци , Ованнес Воротнеци , Григор Татеваци ), монастырских школ-вардапетаранов (Мхитар Саснеци, Григор Хлатеци, Товма Мецопеци). Их общая черта - антиуниатская направленность, противостояние влиянию Римско-католической Церкви в Армении. В условиях постоянных войн и завоеваний Армении после падения династии Багратидов (1045), особенно в XIV-XV вв., мученичества за веру приобретают массовый характер, интенсивно создаются истории армянских новомучеников. Развитие этого направления Ж. л. идет по пути упрощения жанра. В XVI-XVII вв. к жанру мученичеств обращаются крупные историографы Закария Канакерци и Аракел Даврижеци. Однако их произведения представляют собой уже литературно-исторические повествования с красочными описаниями быта и человеческих отношений. XVI-XVII века следует считать периодом упадка Ж. л.

http://pravenc.ru/text/182317.html

  001     002    003    004