протоиерей Василий Мезенцев Для 2–4 курса НСМПБИ Содержание Понятие о науке патрология Предмет, задачи, методы и значение Понятие о святых отцах Церкви и авторитете их творений История изучения святоотеческих творений Издания и переводы на русский язык творений св. отцов Курсы патрологии Период доникейский Отдел I. Мужи апостольские Св. Климент епископ Римский Св. Игнатий Богоносец епископ Антиохихийский Св. Поликарп епископ Смирнский Учение двенадцати апостолов («Дидахи»). Послание Варнавы «Пастырь» Ерма Папий, епископ Иерапольский Общие замечания о памятниках послеапостольского периода Отдел II апологеты Апология Аристида Афинагор Мелитон, епископ Сардийский Св. Мученик Иустин Философ Татиан Св. Феофил епископ Антиохийский Ермий Философ Минуций Феликс Послание к Диогнету Общие замечания о рассмотренных сочинениях Отдел III Борьба Церкви с гностицизмом Св. Ириней епископ Лионский Св. Ипполит, епископ Римский Отдел IV. Возникновение научного Богословия Тертуллиан Св. Киприан, епископ Карфагенский. Жизнь и сочинения Христианская наука (III bek) Введение. Возникновение христианской науки 1. Александрийская Богословская школа 2. Антиохийская Богословская школа Пантен Климент Александрийский Ориген Св. Григорий Неокесарийский (Чудотворец) Св. Мефодий Олимпийский Развитие святоотеческой мысли в первые три века Раздел первый Период второй (с 251–320гг.) Введение. История зарождения православного монашества на востоке 1. Преподобный Антоний Великий (251–356гг.) 2. Преп. Пахомий Великий (294–348гг.) 3. Преподобный Ефрем Сирин (-372 гг.) 4. Житие преподобного Макария великого (300 – 390гг.) Раздел второй 3. Посленикейский период патристической литературы. 4. Святой Афанасий Александрийский. 5. Святой Кирилл Иерусалимский 6. Святой Василий Великий 7. Святой Григорий Богослов 8. Святой Григорий Нисский     При составлении курса использованы конспекты лекций Проф. Протоиерея П. Гнедича Проф. С. Епифановича Проф. П. Попова и других. ПОНЯТИЕ О НАУКЕ ПАТРОЛОГИЯ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ЗНАЧЕНИЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Аннотация Перед вами – труд, необходимость в котором для современного православного человека назрела уже несколько десятилетий назад, а значение которого трудно переоценить. Цель этой уникальной работы – сформулировать истинно православное отношение к красоте в тварном мире и обосновать необходимость красоты в деле формирования христианина и сближения его с Творцом. Действительно, играет ли видимая красота вещей принципиальную роль в деле спасения человека или она необходима лишь на первой, «чувственной» ступени богопознания, а затем необходимость в ней естественным образом отпадает? Нужна ли красота мира тому, кто хочет отрешиться от мира? Что есть утрата красоты – достижение бесстрастия или потеря связи с Красотой Истинной, с Богом? Задумывались ли мы когда-нибудь о том, что творить красоту вокруг себя есть сущностная потребность души, приближающейся к Божеству? Настоящая ценность данного труда состоит в том, что он отвечает на эти недоуменные и насущные для современности вопросы, причем отвечает не спонтанно, а именно на основании учения Святых Отец – великих ученых, аскетов и подвижников, таких как преподобные Афанасий Великий , Григорий Палама и Максим Исповедник , святители Василий Великий , Григорий Богослов , Григорий Нисский и Ириней Лионский , священномученик Дионисий Ареопагит и многие другие. Уверен, что в наше непростое время, время, когда всюду слышится апатия и желание уйти от некрасивой действительности в некие иллюзорные сферы, когда постсоветское общество, оторванное бурным XX веком от духовных корней, через мучительный поиск христианского идеала вновь возвращается в лоно Церкви, учение о красоте, как спутнице христианина на его пути к Богу, будет интересным не только для богословов, но и для широкого круга читателей. Руководитель Издательского отдела Донского ставропигиального монастыря игумен Никон (Головко) Введение Нередко можно услышать мнение, что православие индифферентно к красоте. Действительно, казалось бы, область эстетического, в отличие от этики, не подразумевает каких-то общезначимых ценностей, непосредственно относящихся к спасению (но именно в учении о спасении – сотериологии – сосредоточена вся суть православного вероучения).

http://azbyka.ru/krasota-soglasno-pravos...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Богословие (греч. θεολογα от греч. θες — бог (Бог) и λγος — слово: слово от Бога, слово о Боге, слово, обращенное к Богу) — 1) слово (Откровение) Бога о Себе, Его отношении к миру; о мире, призвании и предназначении человека; 2) практика богообщения , духовная жизнь; 3) слово (учение) Церкви о Боге; о мире как объекте Божьего Творения и Промысла ; о человеке как образе и подобии Божьем ; 4) название, прилагаемое к научным дисциплинам, исследующим отдельные направления учения Церкви о Боге и богопочитании (Догматическое Богословие, Нравственное Богословие, Литургическое Богословие и т. д.). Как развивался термин «богословие»? В дохристианскую эпоху богословами именовались люди, которые «свидетельствовали» о «богах». В первые времена существования Церкви термин «θεολογα» – «богословие» – нередко относили к содержанию Священного Писания. Кроме того, с развитием христианства этим термином стали обозначать учение о Боге-Троице, о Боге-Слове – Господе Иисусе Христе. Наконец, со временем под богословием стали подразумевать совокупность наук о Боге и Его отношении к миру и, в частности, к человеку; о мире и человеке, как объекте творения и Промысла Божия; о путях и средствах спасения человека; о христианской этике; о формах и способах богослужения и богопочитания; об истории Церкви; о последних судьбах мира и пр. Какие богословы сыграли важнейшую роль в формировании православного богословия? В самом строгом значении слова Богословом является Бог, ибо только Он знает Себя во всей полноте и открывает Себя людям в той мере, в какой считает уместным. В особом значении слова Церковь обозначает именованием «Богослов» евангелиста Иоанна Богослова, святителя Григория Богослова и преподобного Симеона Нового Богослова . Между тем, к богословам в широком значении слова принадлежит большое количество представителей Церкви. Помимо названных лиц это и отцы-каппадокийцы – святители Василий Великий , Григорий Богослов, Григорий Нисский , Афанасий Великий , Кирилл Александрийский , Иоанн Златоуст , Григорий Палама , преподобные Максим Исповедник , Иоанн Дамаскин , и многие, многие другие. Что такое апофатическое и катафатическое богословие?

http://azbyka.ru/bogoslovie

Святитель Василий Великий Жизнь Св. Василий Великий , первый в числе трех Великих каппадокийцев (вместе со свв. Григорием Богословом и Григорием Нисским ), a также один из трех особо чтимых Православной Церковью «вселенских великих учителей и святителей» (вместе со свв. Григорием Богословом и Иоанном Златоустом ), родился около 330 г. в аристократической греческой семье в Кесарии Каппадокийской (Понтийская провинция Малой Азии, ныне в Турции). Его отец, также Василий, был известным ритором Неокесарии и Понта; бабушка по линии отца, св. Макрина, училась y св. Григория Чудотворца , епископа Неокесарийского (III в.), a мать Еммелия происходила из семьи христианского мученика. Трое сыновей Еммелии стали епископами Церкви – свв. Василий Великий , Григорий Нисский и Петр Севастийский, a дочь Макрина вела аскетический образ жизни и тоже впоследствии прославлена в лике святых. В раннем детстве Василий находился под сильным религиозным влиянием Макрины-старшей, которая дала ему начатки христианского благочестия. В юности Василий изучал античную литературу под руководством отца, стремившегося дать ему блестящее светское образование, a также занимался в кесарийском училище. Св. Василий навсегда сохранил уважение к эллинской книжности и впоследствии не однажды высказывался с похвалой о Гомере и Гесиоде, историках, философах и риторах Древней Греции. Для продолжения образования Василий едет в Константинополь, где учится y знаменитого ритора и педагога Ливания. Затем он прибывает в Афины, «обитель наук», по выражению св. Григория Богослова , и поступает в знаменитую Академию, основанную Платоном. Здесь вместе с ним учатся Григорий, с которым его связали узы преданной дружбы на всю последующую жизнь, и Юлиан, будущий император и отступник. В Афинах св. Василий изучает, помимо философии и риторики, еще и естественные науки. Св. Григорий вспоминает о Василии в эти годы: «Он был ритором между риторами еще до кафедры софиста, философом между философами еще до того, как выслушал философские положения, a что всего важнее – иереем для христиан еще до священства» («Надгробное слово Василию»). Друзья сочетали любовь к наукам с глубоким и искренним христианским благочестием: «Нам известны были две дороги: одна – это первая и превосходнейшая, вела к нашим священным храмам и к тамошним учителям, другая... вела к наставникам наук внешних» (Там же). Окончив курс Академии, Василий возвращается на родину и здесь принимает Крещение (обычай откладывать Крещение до совершеннолетия был широко распространен в его времена).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скачать epub pdf 18 марта 2014 г. в Российской Государственной Библиотеке состоялась международная конференция «Святые Каппадокии и христианские святыни в Турции». На конференции принял участие проректор Николо-Угрешской духовной семинарии диакон Валерий Духанин , выступивший с докладом о вкладе в богословие великих отцов-каппадокийцев. Великие отцы-каппадокийцы – это знаменитейшие отцы Церкви второй половины IV в., совершившие окончательное богословское осмысление догмата Святой Троицы. Это святители Василий Великий (ок. 330 – 379), Григорий Богослов (329 – 389) и Григорий Нисский (ок. 335 – после 394). Иногда к ним причисляется святой Амфилохий Иконийский и некоторые другие последователи и единомышленники. Надо вспомнить, что Каппадокия являлась местом жительства землевладельческих фамилий, которые полагали честь своего звания и своих родов в том, чтобы дать детям как можно более высокое образование. Великие каппадокийцы (в частности, святые Василий Великий и Григорий Богослов ) получили лучшее образование своего времени, включая высшую школу той эпохи – Афинскую академию. Тем самым отцы-каппадокийцы на собственном примере показали, что внешняя, мирская ученость нужна христианину и востребована в Церкви. Как пояснял святой Василий Великий , христианин должен уподобиться пчеле, которая собирает с цветов полезный нектар, а ненужное оставляет, так христиане должны ради образования пользоваться сочинениями внешних, нехристианских авторов, выбирая оттуда крупицы мудрости (Беседа 22 К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями). Это высокое образование и выдающиеся способности были поставлены отцами-каппадокийцами на служение Православной Церкви. Главная их богословская заслуга – установление окончательной троичной терминологии. Вспомним, что IV век в истории Церкви представлял собой эпоху тринитарных споров. На I Вселенском соборе в 325 г. в Никее была осуждена ересь Ария, отвергавшего Божественное равенство Лиц Святой Троицы. На этом соборе приняли Символ веры , в который включили термин «единосущный» (μοοσιος), означающий, что Сын Божий единосущен Богу Отцу. Однако точного разъяснения этого термина дано не было, и вскоре после Собора разгорелись горячие догматические споры, сотрясавшие Церковь более полувека.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Скачать epub pdf Часть первая I. Паломник. «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь» ( Ис. 62, 1 ). В половине VI века, когда еще Церковь была едина и не делилась на католическую и православную, в Карфагене в храм св. мученика Йулиана некоторое время ходил один молодой человек. Храмы у первых христиан пользовались исключительным почетом и вниманием. Они были местом обычной молитвы и прибежищем во всякой скорби. Они поэтому не стояли запертыми – каждый, почувствовавши потребность излить душу свою пред Богом в тишине и нерассеянии, ибо не у всех дома для этого такие уголки есть, легко мог найти под сводами их место для своего исповедания Богу 1 . Молодой человек в один из своих частых приходов в храм сидел и занимался здесь чтением священных книг. Кругом было тихо, ничто не рассеивало. Он был один. Но вот вошли три человека в монашеском одеянии. Вид их был благолепен. Они стали молиться. По окончании молитвы один из них сел, а двое других встали рядом. Молодой человек, обратившись к инокам, поклонился. Тот из них, который сидел, посмотревши на незнакомого юношу, сказал: – Что здесь делаешь, раб Божий Григорий, благую часть избравый, яже, по глаголу Господню ( Лк. 10, 48 ), не отымется от тебе? Юноша, услыхав, что его назвал по имени неизвестный человек, ужаснулся и пал старцу в ноги. – Прости меня, отче, и помолись за меня, грешного и унывающего. – О, если бы я имел твои грехи, чадо! – ответил тот. – Знай, – продолжал он, – что милосердный Бог открыл нам все о тебе. Итак, радуйся, что Он послал нас взять тебя и довести в святые места, которые ты желаешь видеть и куда мы также идем. Слезы выступили на очах Григория. – Благословен Бог , строящий все на пользу нашу, – сказал он в чувстве умиления. Вставши, все вышли из храма и пошли в молчании 2 . Григорий действительно имел горячее желание пойти во святый град Иерусалим поклониться святым местам. Палестина – Святая Земля, освященная жизнью, страданиями и смертью нашего Господа, с самых первых веков христианства сделалась центром паломничества. Сколько святых мужей и жен в древности отправлялось ко Святому Гробу, прежде чем выйти в пустыню на путь подвижничества или на служение миру! Таковы свв. Василий Великий , Григорий Нисский , Варсонофий Великий, Павла, Мелания, Евстолия 3 и многие другие. Сколько после них ходило туда же простых людей всех стран, всех национальностей, всех вер! Даже наши деревенские старушки превосходно знают дорогу в Палестину и Иерусалим... 4

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Слух ...Уши – не для того, чтобы принимать клевету и худые слова, но для слышания слова Божия и всякого голоса, который доходит до нас от людей, птиц и других (существ), и прославления ради сего их Творца... (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 141). Храни уши свои, а иначе сам на себя навлечешь брань страстей (прп. авва Исаия , 59, 96). Не старайся вслушиваться, что говорят другие, и не вкладывай головы своей в средину беседующих, чтобы и самому тебе не быть осмеянным, и их не сделать злоречивыми (свт. Василий Великий , 9, 48). Источник. Любодействует ухо, если внимает не доброму... Если внимает шуточным песням и речам, также любодействует, потому что входящие в него шутки оскверняют его (прп. Ефрем Сирин , 33, 347). Источник. Испроси себе Хранителя уху твоему, чтобы не слушало оно худого, не отверзалось и не допускало в себя, что может возмутить и уклонить сердце от Господа (прп. Ефрем Сирин , 33, 349). Источник. Слух напрягай для одних добрых вещаний, а для речей срамных и бесстыдных заграждай его дверью (свт. Григорий Богослов , 13, 152). Источник. ...Слышать, что надобно, так же дорого, как и говорить нужное (свт. Григорий Богослов , 17, 201). Источник. И ухо отворяет окна смерти, вместе с тем, что слышит, принимает в душу многие страсти: страх, печаль, раздражение, удовольствие, вожделение, неумеренный смех... (свт. Григорий Нисский , 18, 461). Источник. ...Бог дал нам слух не для того, чтобы нам воспринимать хульные речи, но чтобы слышать спасительные догматы (свт. Иоанн Златоуст , 53, 219). В день будущего вселенского суда потребуется у тебя отчет не за праздное только слово, но также за праздное и напрасное слышание (прп. Нил Синайский , 73, 276). Надлежит тебе блюсти и уши свои. И, во-первых, не слушай срамных и сладострастных речей, песней и музыки, от которых блажью наполняется душа и разнеживается, и сердце разгорается плотскою похотью... Источник. Во-вторых, не слушай шумных и смехотворных речей, пустых и баснословных рассказов и выдумок, а если невольно услышишь, не услаждайся ими и не одобряй их. Непристойно христианам находить удовольствие в таких речах, а только тем развращенным людям... Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Содержание Предисловие переводчика Предисловие автора Введение Часть 1 Глава 1. Мужи апостольские. Свв. Игнатий Антиохийский и Поликарп Смирнский Глава 2. Борьба с гностицизмом. Св. Ириней Лионский Глава 3. Ранние христианские апологеты. Св. Иустин Мученик Глава 4. Тертуллиан Богословское учение Тертуллиана Глава 5. Св. Киприан Карфагенский Глава 6. Климент Александрийский Глава 7. Ориген Богословская система Оригена Глава 8. Оригенизм в третьем веке. История арианства Глава 9. Святой Афанасий Великий Творения св. Афанасия Богословское учение св. Афанасия Глава 10. Святой Кирилл Иерусалимский Часть 2 Глава 1. Каппадокийский синтез Глава 2. Святитель Василий Великий Глава 3. Святитель Григорий Богослов Глава 4. Святитель Григорий Нисский Глава 5. Монашеская литература в IV веке: Евагрий Понтийский и преподобный Макарий Египетский Глава 6. Святитель Иоанн Златоуст Глава 7. Латинские отцы Церкви Святитель Иларий Пиктавийский Святитель Амвросий Медиоланский Блаженный Иероним Стридонский Глава 8. Блаженный Августин Глава 9. Несторианство и христологические споры Глава 10. Святитель Кирилл Александрийский Глава 11. Блаженный Феодорит Киррский и Халкидонский собор Часть 3 Глава 1. Последствия Эфесского и Халкидонского соборов (Дифизиты и монофизиты. Севир Антиохийский) Глава 2. Оригенизм в VI веке. Леонтий Византийский Глава 3. Завершение Халкидона. Пятый Вселенский Собор Глава 4. Псевдо-Дионисий Ареопагит Глава 5. Продолжение христологических споров. Преподобный Максим Исповедник Глава 6. Преподобный Иоанн Дамаскин и православная защита иконопочитания Глава 7. Патриарх Фотий Глава 8. Преподобный Симеон Новый Богослов Глава 9. Святитель Григорий Палама Глава 10. Православное богословие поздневизантийского периода. Николай Кавасила     ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА В 1979–81 гг. мне посчастливилось учиться в Свято-Владимирской Духовной Академии (Нью-Йорк), где я прослушала курс лекций протоиерея Иоанна Мейендорфа по святоотеческому богословию. Перевод записей этих замечательных лекций вначале был задуман с более скромными целями, нежели эта публикация. Все же, зная по собственному опыту, насколько трудно, практически невозможно в Советском Союзе достать книги по богословию, я приветствовала возможность издать этот перевод в виде книги. В моей работе меня поддерживала уверенность, что свобода вероисповедания, которой мы пользуемся на Западе, может быть полностью реализована, только если мы будем делиться ее плодами с теми, кто этой свободы лишен – нашими братьями и сестрами во Христе, живущими в России. Поддержка моих друзей укрепляла меня в этой уверенности. Очень надеюсь, что книга отца Иоанна найдет своих читателей и они разделят со мной те удовлетворение и радость, которые я испытывала, работая над ее переводом. ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

+ + + Сознают ли лица, бывшие по рождению, крещению и воспитанию в Церкви Православной и уходящие или ушедшие в католичество и другое какое-либо неправославное вероисповедание или же в штунду, пашковщину и толстов­щину, - сознают ли они все то, что они оставляют, и то, что принимают, и до какой крайности и до какого лишения они доходят? Установим определенную точку зрения на Православную Церковь и на другие вероисповедания и секты. Что же? Неужели Церковь и вера православная есть одно только название без исторического значения и без полной силы истины и жизненности или же это есть твердое и непоколебимое здание небесного, вечного, премудро­го и всемогущего Архитектора, Бога, как гора великая и чудная, на которой и в которой живет и действует непрестанно ко спасению всех верных Сам Господь и Глава Церкви (Еф. 1:22) - Иисус Христос? Имя ли одно - Церковь Православная, без действительного Правосла­вия и без величайшей, неописанной силы, непобедимой силы, непобедимой никакими силами ада (см.: Мф. 16:18): разве ей не присуще непрестанное торжество над всеми кознями видимых и невидимых врагов и над человеческими ухищрениями и нелепыми баснями? Разве Церковь Православная одиноко стоит в мире, без славных и громкихсвидетелей ее истины и Православия, ее чудной животворности и спаситель­ности даже до нашего времени? Разве не за нас непрестанно стоит Сам всеистинный и всемогущий, всеспасающий Глава Церкви - Христос, исполняющий ее славою и спасением и непобедимою силою Своею? Разве не с нами всегда Пресвятая Владычица Богородица, источающая непрестанно чудеса милости православно верующим и усердно молящимся? Разве не за нас и не с нами все апостолы и пророки со своими боговдохновенными писаниями, чистого смысла коих мы не нарушили ни на йоту? Разве не с нами и не за нас все мученики, «добре веру сохранившие и подвиг окончившие» (ср.: 2 Тим. 4:7) и увенчанные от Подвигоположника Христа венцами славы и нетления? Разве не за нас и не с нами вселенские великие учители и святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Чудотворец, Григорий Нисский и Златоустый Иоанн?

http://ruskline.ru/analitika/2014/01/03/...

Сознают ли лица, бывшие по рождению, крещению и воспитанию в Церкви православной и уходящие, или ушедшие, в католичество или другое какое-либо не православное вероисповедание или же в штунду, пашковщину и толстовщину, – сознают ли они все то, что они оставляют и то, что принимают, и до какой крайности и до какого лишения они доходят?Установим определенную точку зрения на православную Церковь и на другие вероисповедания и секты.Что же? Неужели Церковь и вера православная есть одно только название без исторического значения и без полной силы истины и жизненности, – или же это есть твердое и непоколебимое здание Небесного, Вечного, Премудрого и Всемогущего Архитектора-Бога, как гора великая и чудная, на которой и в которой живет и действует непрестанно ко спасению всех верных Сам Господь и Глава церкви – Иисус Христос?Имя ли одно – Церковь православная, без действительного православия и без величайшей, неописанной силы, непобедимой никакими силами ада? Разве ей не присуще непрестанное торжество над всеми кознями видимых и невидимых врагов и над человеческими ухищрениями и нелепыми баснями?Разве Церковь православная одиноко стоит в мире, без славных и громких свидетелей её истины и православия, её чудной животворности и спасительности, даже до нашего времени? Разве не за нас непрестанно стоит Сам Всеистинный и Всемогущий, Всеспасающий Глава церкви – Христос, исполняющий ее славою и спасением и непобедимою силою Своею? Разве не с нами всегда пресвятая Владычица Богородица, источающая непрестанно чудеса милости православно-верующим и усердно молящимся? Разве не за нас и не с нами все Апостолы и Пророки со своими боговдохновенными писаниями, чистого смысла коих мы не нарушили ни на йоту? Разве не с нами и не за нас все Мученики, добре веру сохранившие и подвиг окончившие и увенчанные от Подвигоположника Христа венцами славы и нетления? Разве не за нас и не с нами вселенские великие учители и святители – Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Чудотворец, Григорий Нисский и Златоустый Иоанн? Разве не с нами и не за нас – адаманты православия – преподобные отцы: Антоний Великий, Афанасий Афонский, Павел Фивейский, Исаакий Далматский, златая струя православных писаний и медоточивых песней, Иоанн Дамаскин, и наши русские преподобные отцы: Антоний и Феодосии Печерские, Сергей Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Варлаам Хутынский и все другие чудные преподобные отцы наши? Знают ли лица, отрекающиеся от православия, и те интеллигенты наши, которые считают безразличною всякую веру, даже магометанскую и буддийскую, – знают ли они, каковы были столпы православия, все наши благоверные святые князья: Равноапостольный Владимир, избравший из всех христианских вер – православную, особенно же св

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1009...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010