Окончив молитву, он сел для отдохновения: но вдруг его святая душа ощутила приближение небесного явления, и он сказал своему келейному ученику, преподобному Михею: «бодрствуй, чадо: мы будем в сей час иметь чудесное посещение». Едва сказал он это, как послышался голос: «се, пречистая грядет!». Тогда старец встал и поспешно вышел в сени; здесь осиял его свет паче солнечного, и он узрел преблагословенную Деву, сопровождаемую апостолами: Петром первоверховным и Иоанном девственником – Богословом... Не в силах будучи вынести этого чудного сияния и неизреченной славы Матери Света, преподобный Сергий пал ниц; но благая Матерь прикоснулась к нему рукой и ободрила его словами благодати: «не бойся, избранниче Мой, – изрекла Она, – Я пришла посетить тебя; услышана молитва твоя об учениках твоих; не скорби больше и об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всём, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоём к Богу Я неотступна буду от места сего, и всегда буду покрывать его»... Сказала так и – стала невидима... Вострепетал старец от страха и радости; несколько минут был как бы в восторженном состоянии, а когда пришёл в себя, то увидел, что ученик его Михей лежит на полу, как бы умерший. Великий наставник мог видеть Царицу небесную и слышал голос Её; ученик же, поражённый ужасом, не в состоянии был видеть всё и видел только свет небесный... – «Встань, чадо моё», – кротко сказал старец. Михей пришёл в чувство, поднялся, но тут же упал к ногам пр. Сергия. «Скажи, отче, Господа ради», говорил он: «что это за чудное видение? Душа моя едва не разделилась от тела»... Но Сергий и сам ещё не мог говорить от душевного волнения, только лицо его цвело небесной радостью. «Подожди, чадо, – сказал он ученику – и моя душа трепещет от этого видения». Когда, наконец, старец несколько успокоился, то послал Михея пригласить двоих благоговейных мужей из братии – Исаакия молчальника и Симона экклезиарха. Те поспешили на зов своего старца-игумена, и он рассказал им всё, что сейчас было у него в келье. И все вместе совершили они молебное пение Богоматери, а пр. Сергий всю ночь провёл без сна, внимая умом Божественному видению, которое было венцом его подвигов ещё здесь, на земле. «Не гаданием, не в сонном видении, а наяву видел он Матерь Божию, как видел Её некогда преподобный Афанасий афонский , – замечает при этом летописец.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пр. Сирина. Он жил в IV веке в Сирии, близ г. Кира, или Кирфа. Ради спасения души своей, он принял на себя добровольную нищету и весь отдался служению ближним. Двери его жилища всегда были открыты для всякого, кто имел в нем какую-нибудь нужду. В его хижине постоянно стояли два сосуда, один с хлебом, и другой с маслом; нищие приходили к нему и получали из рук его пищу, но сосуды все-таки не оскудевали. Так Господь прославлял Своего угодника. Скончался он в конце IV века. Пр. Саламана молчальника. Он был родом из г. Каперсана, при реке Ефрате. Нашедши на берегу этой реки уединенную пещеру, он затворился в ней, проводя жизнь безмолвную, в подвигах воздержания, молитвы, богомыслия, терпения и злострадания, беседуя только с единым Господом. Он приснопамятен в православной Церкви тем, что первый принял на себя для духовного совершенствования подвиг молчальничества, терпеливо неся его до самой своей кончины, последовавшей около 400 г. Пр. Костромского и Любимоградского. Он родился в Литве от богатых родителей и назывался в мире Григорием. С юности своей он отличался благочестием и особенно любил посещать храм Божий и строго соблюдать посты. Желая посвятить себя жизни монашеской, он тайно оставил родительский дом, в рубище отправился в Россию, был в Москве, в Новгороде, но не нашел в них по духу своему обители. Из Новгорода он отправился на реку Свирь к пр. Александру (см. 30 авг.), потом, с благословения пр. Александра – в Вологодские леса к пр. Корнилию Козельскому (см. 19 мая), которым и был пострижен в иночество под именем Геннадия, а затем вместе с Корнилием удалился на озеро Сурское, близ реки Костромы. Здесь ими была основана пустынь, известная впоследствии под именем Геннадиева монастыря (см. Яросл. еп.), и построены две церкви: одна во имя Преображения Господня, другая во имя пр. Сергия Радонежского. Проводя иноческую жизнь, пр. Геннадий находился в беспрерывных трудах, сам пек просфоры и хлебы, рубил дрова и копал с братией пруды; любимым же его занятием было писание икон, которыми он украшал сооруженные им храмы. За свою благочестивую жизнь преподобный был награжден от Бога даром прозорливости и исцелений. Так, будучи в Москве, он предсказал дочери боярина Захарина Анастасии Романовне, что она будет царицей. Действительно, Анастасия была супругой царя Иоанна Грозного, и пр. Геннадий был у нее восприемником. Пр. Геннадий скончался в зрелых летах – 28 янв. 1565 г., а 19 авг. 1644 г. мощи его были обретены нетленными. Ныне они покоятся в Преображенском храме обители Геннадия под спудом. Преподобным были написаны: наставление духовного старца новоначальному иноку и завещание. Любимоградским пр. Геннадий называется потому, что обитель его находится в Любимском уезде, Ярославской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Феодосия (видимо, в разное время; Ibid. 4, 92-94, 109), игумены Григорий в Фаранской лавре (Ibid. 139), Геронтий в монастыре прп. Евфимия (Ibid. 21), Феодор в Старой лавре (Ibid. 188), Агафоний в мон-ре Кастеллион (Ibid. 167), Евстафий в мон-ре Спилеон (Ibid. 186; он же упомянут в Житии прп. Саввы: Cyr. Scyth. Vita Sabae. S. 126), Агиодул в лавре прп. Герасима ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 11) и др. В мон-ре прп. Феодосия, видимо, по-прежнему подвизалось наибольшее число иноков. Среди них Иоанн Мосх назвал старцев Феодосия, к-рый прежде был епископом г. Капитолиада, Конона, Феодула, Патрикия и др. выходцев не только из разных провинций, но и из многих социальных слоев визант. общества (Ibid. 4, 22-23, 92-96, 103-104, 109). Большое внимание Мосх уделял лавре прор. Илии, где он подвизался 10 лет и где в то время был великий подвижник пресв. Стефан (Ibid. 62-65, 134). Особенно много сведений в «Луге духовном» содержится о монахах лавры Каламон (Ibid. 26, 40, 46, 98-101, 157, 163). Наряду с киновийными общинами и лаврами в И. п. в уединении подвизалось много отшельников в келлиях вдоль вади и в долине Иордана. Так, в лавре прор. Илии известно предание о Феодосии Молчальнике, к-рый прожил в уединении в пустыне 35 лет (Ibid. 66-68). Старец Варнава долгое время жил в пещере у Иордана, а затем переселился в лавру Башен (Ibid. 10). Подобный образ жизни вели старцы Петр Пустынник, Сисинний, Иоанн Огненный, Александр и др. (Ibid. 19, 92-93, 97, 173, 180-182). Среди подвижников И. п. нач. VII в. также известен прп. Георгий Хозевит, выходец с Кипра, не упомянутый Иоанном Мосхом. Прп. Георгий подвизался в мон-ре Хозива; получил видение о предстоящем разорении Св. земли. Житие прп. Георгия Хозевита было написано учеником преподобного Антонием Хозевитом в сер. VII в. ( Antonius Chozibita. 1888). Период процветания И. п. в нач. VII в. завершился катастрофой. В ходе византийско-персидской войны в 614 г. персид. армия Шахрбараза захватила Иерусалим и всю Палестину. Места паломничества и мон-ри, в т.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

Устав состоит из предисловия и одиннадцати глав–слов. Это самое большое из сочинений Нила. Речь в нем идет главным образом о внутренней жизни подвижника – о борьбе со страстями, о том, что Нил называет «мысленным деланием», «деланием сердечным», «мысленным блюдением», «умным хранением», «хранением сердца», «умной молитвой» и т. п. Здесь говорится об этапах развития «страсти» в душе человека и о видах «страстных помыслов». Следуя идущим по крайней мере с IV в. традициям психологической, своего рода «научно–практической», христианской аскетической литературы, цитируя, пересказывая и ссылаясь на целый ряд авторов, из которых Нил особенно часто вспоминает Исаака Сирина (VIII в.), Симеона Нового Богослова (XI в.), Григория Синаита (XIV в.) и Иоанна Лествичника (VI-VII в.), он различает «прилог» (когда «помысел прост или образ» или «кая-либо мысль на ум человеку принесена будеть»), «сочетание» («приятие помыслу»), «сложение» («приклонение съсластно душа к явльшемуся помыслу или образу»), «пленение» («егда пленен будет ум помыслы») и «страсть» (когда человек постоянно обуреваем «страстными помыслы»). «Страстных помыслов» Нил различает восемь: «чревообъястный», «блудный», «сребролюбивый», «гневный», «печальный», «уныниа», «тщеславный» и «гордостный». Как метод борьбы с ними Нил рекомендует «начало пришедшего помысла отсекати» и «беспрестанно молитися», чтобы «имети сердце безмолвствующе от всякого помысла» и «молчати мыслию». Награда за этот труд – «неизреченная радость», пребывание «в непостижных вещах», когда человек уверен, что «несть ино что небесное царство, точию се», и «в сих быв, не токмо не хощет ис келиа изыти, но и в ров, под землею ископан, хощет съкровен быти». Такого рода темы в сочинениях Нила позволяют поставить его в ряд писателей–исихастов, «безмолвников», или «молчальников», на которых он и ссылается. Несомненно, Нил прошел какую-то школу «безмолвия» во время пребывания на Афоне и в «странах Цариграда», но главным его руководителем, как он сам говорит, были книги. Отсутствие хороших наставников, пишет он, тоже требует от желающих достигнуть «небесного царства», Вечности–в–настоящем, постоянного изучения «божественных писаний».

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/pr...

† 1412, 7 октября Прп. Сергий Нуромский, Вологодский. † ок. 1412 г. Прп. Феофил Омучский (21 октября). † ок. 1412 г. Прп. Иаков Омучский (21 октября). † ок. 1414 г. Прп. Никифор Боровский (9 февраля; 6 июля – Собор Радонежских святых). † не позднее 1414 г. Три преподобных Засурских, Нижегородских (мученика ?). † 1416, 3 мая Свт. Григорий Премудрый, архиеп. Ростовский (23 мая – Собор Ростово-Ярославских святых). Прп. Антоний Карельский (18 апреля; в субботу между 31 октября и 6 ноября – Собор Карельских святых). Прп. Феликс Карельский (18 апреля; в субботу между 31 октября и 6 ноября – Собор Карельских святых). † ок.1418–1422 гг. † ок. 1420 г., 19 мая Прп. Корнилий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † ок. 1420 г. Прп. Корнилий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † ок. 1420 г. Св. прав. Василий Кашинский (1 июня; 1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † ок. 1420 г. Св. прав. Ирина Кашинская (1 июня; 1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † после 1420 г. Прп. Авраамий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † 1421, 15 июня Свт. Симеон, архиеп. Новгородский (10 февраля; 4 октября; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Новгородских святых). † после 1421 г. Прп. Никита Боровский (1 мая; 6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1422 г. Прп. Павел пустынник, Глушицкий (1 июня; 12 октября; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Вологодских святых). † 1425, 18 октября Свт. Дионисий Грек, архиеп. Ростовский (23 мая – Собор Ростово-Ярославских святых). † до 1426 г. Прп. Даниил иконописец, Московский (13 июня; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1426, 27 мая Прп. Ферапонт Можайский, Белоезерский (27 декабря). † 1426, 17 ноября Прп. Никон, игумен радонежский и всея России чудотворец. † 1427, 9 июня Прп. Кирилл Белоезерский. † ок. 1427 г. Прп. Игнатий молчальник, Белоезерский (9 июня, 20 декабря). † после 1427 г. Прп. Александр, игумен спасский. Московский (13 июня; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1429, 10 января Прп. Павел Комельский, Обнорский.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Келлия Арсения находилась в нескольких верстах от скита, и он очень редко выходил из нее, посетителей принимал в себе также редко и то неохотно. Однажды пришел к нему один отец и постучал в дверь. Арсений отворил дверь, тотчас пал на землю и до тех пор не вставал, пока посетитель не удалился. Раз архиепископ александрийский, Феофил, желая посетить Арсения, послал наперед узнать, отворит ли отшельник ему двери. Арсений отвечал: «если придешь – отворю; но если для тебя отворю, то отворю и для всех, и тогда уже не останусь здесь». И архиепископ не решился беспокоить подвижника своим посещением. Некоторые из братий спрашивали преподобного, почему он мало говорить. Арсений отвечал: много раз я каялся в слове, которое произносил, но в молчании никогда». («Ч.-М.» 8 мая; сн. «Достопамятные сказания о подвигах святых и блаженных отцов»). IV. Св. Макарий египетский , подражая примеру И. Христа, ежегодно проводил время великого поста в безмолвии. V. Руфин и Палладий рассказывают, что 8000 тавенских монахов за столом не говорили ни слова, что производило удивительное впечатление, особенно принимая во внииание умеренность в пище этих монахов. VI. Нитрийские монахи (в Египте) с самими гостями, которые их посещали, не позволяли себе говорить ни слова ранее 12 часов дня. Здесь же живший авва Он только тогда отверзал уста, когда того требовала крайняя необходимость. VII. Одна египетская монахиня так далеко простирала любовь к безмолвию, что в продолжение 26 лет никто не видал ее разговаривающею. Отшельник Феона в продолжение 30 лет, монах Феодосий в продолжение 35 лет, а Иоанн молчальник целых 37 день пребывал в постоянном молчании. (См. кн.: «Рассказы из истории аскетической жизни». А. Л. Москва. 1884 г., стр. 114 – 115). и) Мысли подвижников о безмолвии (молчании). I. «Если любишь покаяние, возлюби и безмолвие, ибо вне безмолвие покаяние совершенным не бывает». ( Исаак Сирин ). II. Препод. Иоанн Лествичник называет молчание – «материю молитвы, возвращением из плена, охранением в себе огня, надзором за помыслами, соглядатаем врагов, училищем плача, другом слез, делателем памятования о смерти, любоведцем грядущего суда, споспешником спасительной печали, враждою на вольность в речах, спутником безмолвия, противником притязаний на учительство, приращением ведения, образователем созерцаний, неприметным преспеянием, тайным восхождением». (Лествич. слово 11. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Просветительная деятельность Григория хотя и имела важное значение в его жизни, но в глазах Святителя, как составителя Четиих-Миней, стояла ниже его мученических подвигов и страданий, поэтому о ней он умолчал, а первую часть источника передал подробно 493 . То же самое можно наблюдать при передаче житий и других святых, жизнь которых протекала в постоянных трудах и подвигах для Церкви и для современного им христианского общества. Так, в житии св. Иоанна Златоуста , написанном Георгием, архиеп. Александрийским, подробно рассказывается о детских годах Златоуста, об его скромности, смирении, рано сказавшихся аскетических склонностях и об отношении к родителям; Святитель из этого богатого материала берет лишь весьма немногое, а все остальное пропускает; сокращает он и состязание св. Иоанна с философом Анфимием в Афинах, выпуская целые речи того и другого. В повести о чудесах и о монашеских подвигах Иоанна передано также только самое главное и совсем не использован рассказ о пострижении в иноки Феодора и некоторых других юношей по примеру Златоуста. Пропускает Святитель многие события и из пастырской деятельности великого Святителя, а также и те проповеди и письма, которые приведены в Георгиевом житии 494 . Передавая житие св. Феодора Едесского, написанное Василием, епископом Амасийским, Святитель, изложив довольно близко к подлиннику сведения о рождении, детстве и первых монашеских подвигах святого, далее выбирает только наиболее важное и назидательное, а остальное все пропускает. Выпущены: монашеское правило Феодора, история пленения св. земли персами, посещение лаврскими старцами келий молчальников и беседы с ними Феодора, его же речи и поучения царю и едессянам, рассказ о жене-блуднице, пространная речь царю и Феодору пустынника Иоанна и многое другое 495 . Все эти эпизоды хотя и имеют отношение к биографии св. Феодора, но не являются в ней главными и существенными, а между тем делают повествование Василия Амасийского чересчур длинным и утомительным. В житии преп. Сергия Радонежского, написанном по великим Четиим-Минеям, не переданы рассказанные в источнике некоторые чудеса, напр., о беснующемся вельможе, об Исаакии молчальнике, об исцелевшем муже, о «провидении еже посланных брашен», о лихоимце и все посмертные, а также некоторые эпизоды и из жития, напр., о монастырях, основанных учениками Преподобного, об епископе, пришедшем видеть святого и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Пер., послесл., комм. В.Вениаминова [В.В.Бибихина]. М.1995. Беседы (омилии). Пер.архим.Амвросия (Погодина).Ч.1-3.М.1993. Святогорский Томос. Пер.Т.А.Миллер//Альфа и Омега. Уч.Записки Об-ва для распространения Священного Писания в России. 1995. Вып.3(6).С.69-76. 1962-92. Прот. Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение. Изд.2, испр., доп. СПб.1997. ПОЗНАНИЕ ИСИХАЗМА В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ Введение. Исихазм: природа и род явления Предметом нашего научного собрания является одно из ценнейших сокровищ Православия – традиция исихастского подвижничества. Разумеется, подобный выбор предмета далеко не случаен. В течение уже нескольких десятилетий православное богословие, другие церковные науки, а также и целый ряд наук светских все активнее развивают исследования исихазма и придают ему все более важное значение. Будучи строгой и трудной школой духовного опыта, исихазм никогда не становился массовым, широким явлением; но несмотря на это, ему принадлежит в Православии нисколько не периферийная роль. Сегодня уже стало признанной истиной, что исихазм представляет собой ядро и стержень православной духовности, и в его опыте осуществляется в полном и чистом виде именно то отношение человека к Богу, какое утверждается вероучением Православной Церкви. В своем докладе я бы хотел бегло описать, какими путями развивалось понимание и изучение исихазма. Для этой цели нам требуется предварительно охарактеризовать сам изучаемый предмет: увидеть природу и род явления исихазма. Существует известное определение этого явления, данное его крупнейшим современным исследователем прот. Иоанном Мейендорфом. Сегодня оно уже признано классическим, и нам естественно отправляться от него. О. Иоанн говорит так: «Термин исихазм… употребляется по крайней мере в четырех различных смыслах. Уже в древней христианской литературе он употребляется для обозначения отшельничества, т.е. формы монашества, отличной от общежительства в больших монастырях: исихаст это, в собственном смысле, молчальник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Уверовав в перспективу скорого покорения всего православного мира, папа Иннокентий III жаждал привести и Русь к «признанию апостольского престола» и в 1207 г. потребовал, чтобы Польша, Тевтонский орден, Швеция и Норвегия блокировали торговые пути, препятствуя ввозу на русские земли железа и любого оружия 26 . В период существования Латинской империи (1204–1261) оплотом православия и сохранения византийской культуры сделались монастыри на Афонском полуострове – на Святой Горе Афон. Монашество не только сберегло высокий духовный авторитет восточно-христианской традиции, но и сумело успешно противостоять Михаилу Палеологу в 1274 г., когда император, исходя из политической целесообразности, хотел реализовать в стране Лионскую унию. В последней четверти XIII в. монашество стремилось к увеличению своего духовно-нравственного влияния в византийском обществе, к пробуждению в соотечественниках христианской совести – «сюнейдесис» (в новогреческой транскрипции – «синидизис») – как способности к нравственному оценочному суждению об отношении человека к Богу людям и вещам. В основе этой проповеднической деятельности были заложены идеи, сформулированные восточно-христианским апологетом VI в. Аввой Дорофеем в его произведении «О совести». В согласии с Аввой Дорофеем афонское монашество придерживалось позиции, что самым страшным для грешника наказанием выступают посмертные угрызения совести, терзающие душу 27 . Христианская совесть как советчик в свободном волеизъявлении человека была призвана обратить его умственный взор к Вечности в повседневно осуществляемом нравственном выборе. На протяжении всего XIII в. монашество, остававшееся на отчужденных от Византии территориях, испытывало значительное инокультурное давление. Скрываясь в пустынях Малой Азии и восточного Средиземноморья, иноки предавались практике подвига исихии (безмолвия, молчальничества), известной по письменным поучениям египетских и синайских аскетов – Макария Египетского (IV в.), Евгария Понтийского (IV в.), Иоанна Синайского (Лествичника) (VI в.), Исаака Сирина (VII в.), Максима Исповедника (VII в.), Григория Нового Богослова (XI в.) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Послушаем: • Понесший много трудов преподобный Савва Сторожевский «крайне заботился о блюдении чистоты, которая есть украшение всего иноческого жития» (96); поучал братию, убеждал «блюсти чистоту телесную» (100). • Святой Гурий, архиепископ Казанский, ещё будучи мирянином, «любил целомудрие» и охранял его (104). • Святой Филипп, митрополит Московский, отличился искренностью – никому и никогда не льстил, не переставал говорить правду (118). • Преподобный Исаакий-молчальник выделился полнейшим «незлобием, необыкновенной кротостью» (16). Всегда был кротким и молчаливым, имевшим ко всем любовь, старавшимся услужить каждому, преподобный Григорий Пельшемский. На него все смотрели «как на Ангела Божия и дивились подвигам» (43). Всеобщее уважение приобрёл и святой Дионисий, архиепископ Суздальский – «современники видели в нём мужа кроткого, рассудительного, знающего Святое Писание, учительного, славного постничеством и исполненного любви ко всем» (64). • Пример дружелюбия явили два великих подвижника – сам преподобный Сергий и преподобный Димитрий Прилуцкий, возведённый преподобным Сергием в сан игумена Никольского монастыря в Переяславле. Патерик гласит: «Можно ли без умиления представить себе, как два чудные мужа, два друга, Сергий и Димитрий, совершали в церкви Всенощное бдение, за неимением свеч, при свете и треске лучины, как они вместе с братией сливали свои голоса в один голос на славословие Пресвятой Троицы, как после продолжительных подвигов молитвы и поста садились они в убогой келье за убогую трапезу! И между тем какой радостью светились лица постников от благодатного света в душе их сокрытого! С каким смирением друг у друга испрашивали они советов для жизни иноческой, и какое утешение доставляла им душеполезная дружеская беседа! О, если бы все друзья христианские приняли за образец себе дружбу сих подвижников, то есть так же дружно, как и они, стремились к цели вышнего звания о Христе Иисусе!» (170–171). • «Изумительное терпение всяких монашеских скорбей» явили Соловецкие чудотворцы, тесно связанные – через преподобных Феодора Симоновского и Кирилла Белоезерского – с преподобным Сергием (225).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010