С марта 1919 г. исполнял обязанности председателя финансово-хозяйственного отдела Высшего Церковного Совета. С 1920 г. митрополит Казанский и Свияжский. Был арестован в 1920, 1921, 1922 гг. В декабре 1922 г. отправлен в ссылку в Зырянский край, в дальнейшем на свободе практически не был. В ноябре 1923 г., согласно завещательному распоряжению Патриарха Тихона, назначен вторым кандидатом в Местоблюстители Патриаршего Престола. В 1925 г., согласно последнему завещательному распоряжению Патриарха Тихона, назначен первым кандидатом в Местоблюстители Патриаршего Престола. Осенью 1926 г. получил наибольшее число голосов за избрание его Патриархом в ходе проведенного без его ведома тайного опроса епископов. В конце того же года арестован, помещен в тюрьму г. Вятки. Сослан в Туруханский край. В 1933–1934 гг. проживал в г. Гжатске. В 1934 г. арестован, сослан в пос. Яныкурган Южно-Казахстанской обл. В 1937 г. арестован в ссылке. Расстрелян. Архиерейским Собором 2000 г. причислен к лику святых. Константин (Булычев Кирилл Иоакимович ; 1858–1928), архиепископ, лжемитрополит. Член Собора по должности как архиепископ Могилевский и Мстиславский. Избран заместителем члена Священного Синода. В1881 г. окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, а в 1894 г. СПбДА, кандидат богословия. В 1901 г. хиротонисан во епископа. С 1911 г. епископ Могилевский и Мстиславский, с 1915 г. архиепископ. В 1919 г. арестован за «служение панихиды по бывшему царю и выступления с кафедры против советской власти». Находился в заключении до 1920 г. С 1922 г. в обновленческом расколе. В 1922 г. обновленческий «архиепископ», затем «митрополит Могилевский». В 1923 г. и в последующие годы по нескольку раз уклонялся в обновленческий раскол, каялся и вновь уходил в раскол. В 1925 г. один из основоположников григорианского раскола, член Временного высшего церковного совета (ВВЦС). В 1926 г. запрещен в священнослужении и предан соборному суду архиереев (за двукратное нарушение архиерейской присяги и отпадения в раскол).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Преподобноисповедник Гавриил (Игошкин) получил очередной срок в 1949 году за то, что в проповеди просто упомянул святого праведного Иоанна Кронштадского (†1908) 78 . Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) получил свой срок в 1951 году за «монархическую пропаганду»: упомянул на отпусте богослужения святого благоверного князя Александра Невского 79 . Заметим, что это происходит в период т.н. смягчения сталинской политики в отношении Церкви. Ярким примером грубого вмешательства во внутрицерковную жизнь со стороны атеистической власти стало инициирование и создание расколов. Председатель ВЧК Ф.Э. Дзержинский 30 ноября 1920 года направил В.И. Ленину «доклад о попах Лациса и Самсонова», в котором обосновывалась политика расчленения русской Церкви на враждующие между собой группировки, «в результате чего она перестала бы существовать как единая организационная структура». Уже «в декабре 1920 года Т.П. Самсонов докладывал Дзержинскому: секретный отдел ВЧК сосредотачивает все свое внимание именно на поповскую массу, и только через нее мы сможем путем долгой напряженной и кропотливой работы разрушить и разложить церковь до конца » 80 . Так советской властью оформлялся первый церковный раскол – обновленчество. При этом практика применения советского законодательства в области религии в этот период была на стороне обновленчества. Против той части духовенства и верующих, которые признали обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ), репрессии временно приостанавливались, «тогда как отказ признать ВЦУ рассматривался как солидарность с патриархом Тихоном» и вело к уголовной ответственности 81 . Под патронатом спецслужб и при помощи советской власти проводятся обновленческие съезды и соборы 82 . Представители советских карательных органов лично занимались созданием расколов в церковной среде для ослабления и дискредитации Церкви. ГПУ играя на честолюбии архиереев предлагает епископом Борису (Рукину) и архиепископу Григорию (Яцковскому) в обмен на обещание лояльности и отстранение патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) регистрацию их Высшего церковного управления (так называемый «григорианский» раскол). С другой стороны, начальник 6-го отделения ОГПУ Е.А. Тучков коварно используя незнание митрополитом Агафангелом (Преображенским) истинного положения дел в Церкви, лично просил его занять пост Местоблюстителя патриаршего престола. При этом другой Местоблюститель – митрополит Петр (Полянский) – был еще жив, но находился в заключении. Также представители советских спецслужб пытались вовлечь в раскол и ссору по поводу Местоблюстительства митрополита Сергия (Страгородского) 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

В мае 1927 г. М. присутствовал на совещании григорианских епископов в Москве («1-й съезд староцерковников, признающих ВВЦС») и подписал их послание к верующим, в котором митр. Сергия обвиняли в «раздоре» и «смуте», уподобляя его обновленцам. На 2-м григорианском съезде в Москве в нояб. того же года М. не присутствовал, но был избран членом Малого собора епископов (новое название ВВЦС) (Второй Моск. съезд староцерковников, признающих Высш. Временный Церк. Совет, бывший в Москве в Донском мон-ре 15-18 нояб. 1927 г. М., 1928. С. 1, 18). В последние годы жизни М. отказался от публичных выступлений. С 1930 г. из-за плохого состояния здоровья М. григорианской епархией временно управлял его викарий еп. Иннокентий (Бусыгин). Также важную роль в управлении григорианскими приходами играл сын М. настоятель Михаило-Архангельской ц. Новочеркасска иером. Иулиан (Симашкевич), хиротонисанный 17 апр. 1932 г. в григорианского епископа Новочеркасского. После смерти М. в июле 1933 г. еп. Иулиан стал управляющим Донской григорианской епархией, но через год перешел в обновленчество. М. был похоронен на городском кладбище Новочеркасска. 28 окт. 2004 г. прах перезахоронен в ограде новочеркасской Михаило-Архангельской ц. Соч.: Римское католичество и его иерархия в Подолии. Каменец-Подольск, 1872; Историко-геогр. и этногр. очерк Подолии. Каменец-Подольск, 1875. Вып. 1; 1876. Вып. 2; Указатель ист.-археол. достопримечательностей Подолии. Каменец-Подольск, 1884; Акафист иже во святых Отцу нашему Симону, еп. Владимирскому и Суздальскому, Печерскому чудотворцу. М., 1892. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 370-374; Иоанн (Снычев). Церк. расколы. С. 25, 56, 57; Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Пенза, 1999. Кн. 1: Ист. очерк. С. 211-240; «Обновленческий» раскол. С. 822-823; Чибисова С. П. История Донской (Ростовской-на-Дону) епархии в биографиях архипастырей. Р.-н/Д., 2006. С. 150-154; Щадрина А. В. Обновленческий раскол на Дону и деятельность «архиепископа» Мелхиседека (Николаева)//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2015. Вып. 3(64). С. 44, 50; Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 308. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2637314.html

При открытии работы Совещания патриарх Константинопольский Мелетий (Метаксакис) указал на острую необходимость всецерковного решения о допустимости совершения богослужения по новому календарному стилю, поскольку наблюдаются активный переход православных стран на григорианский календарь в гражданской жизни. Вторую предпосылку календарной реформы он видел в сфере экуменических интересов, поскольку переход на новый стиль будет способствовать восстановлению единства с западными христианами в совершении главнейших церковных праздников 120 . В начале первого заседания Совещания, проходившего 10 мая 1923 года, представитель Элладской Церкви митрополит Иаков сделал следующее заявление относительно обсуждаемого вопроса: «Элладская Церковь , имеющая честь представлять себя на этом всеобщем Соборе Иерархии, до этого уже обсуждала в Афинах календарный вопрос. [...] Она соглашается удалить 13 дней из юлианского календаря, но, не изменяя Пасхалии и Эортологии Православной Церкви. Это, однако, не обязывает Элладскую Церковь декларировать то, что она желает принять все решения Комитета [...], достаточно только чтобы они были согласны с соборными канонами и постановлениями, а также с традицией Церкви» 121 . Далее митрополит Черногорский и Приморский Гавриил взял слово, в котором сообщил собравшимся о том, что Сербская Православная Церковь завершила значительную работу по изучению календарной проблематики и может рекомендовать проект реформы времяисчисления, составленный профессором Милутином Миланковичем. После состоявшейся презентации новоюлианского календаря, проведённой его разработчиком М. Миланковичем, митрополит Черногорский Гавриил подчеркнул, что если Совещание не сочтёт возможным реформирование юлианского календаря, Сербская Православная Церковь не воспротивится переходу на григорианский календарь 122 . На этом же заседании Всеправославного Совещания бывший архиепископ Кишинёвский и Хотинский Анастасий (Грибановский) сообщил, что относительно вопроса календарной реформы он не имеет конкретных указаний со стороны Карловацкого Синода 123 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Деникин Антон Иванович (1872–1947), генерал-лейтенант, участник Русско-японской и Первой мировой войн, один из руководителей Белого движения, военный писатель и историк. С апреля 1918 г. командующий, а с октября 1918 г. главнокомандующий Добровольческой армией. С января 1919 г. главнокомандующий Вооруженными силами Юга России. С января 1920 г. «верховный правитель Российского государства». В марте 1920 г. глава Южнорусского правительства. В апреле 1920 г. передал командование П. Н. Врангелю и эмигрировал в Великобританию. Умер в США. Денисов Сергей, житель пос. Абалак. Дерибас Терентий Дмитриевич (1883–1938), деятель ВЧК-ОГПУ-НКВД, комиссар государственной безопасности 1-го ранга. С 1921 г. начальник СО ГПУ. В 1931–1937 гг. член коллегии ОГПУ-НКВД. Расстрелян. Десятов, сотрудник ОГПУ. Джус Надежда В., жена бывшего епископа Леонтия (Устинова). Дзержинский Феликс Эдмундович (1877–1926), советский государственный деятель, глава ряда наркоматов, основатель ВЧК, один из организаторов «красного террора». Димитрий (Беликов Дмитрий Никанорович; 1852–1932), архиепископ, григорианский «митрополит». С 1889 г. профессор богословия Томского университета, одновременно настоятель университетской Казанской церкви. В 1907–1912 гг. член Государственного Совета. В 1907–1913 гг. председатель Учебного комитета при Св. Синоде. В 1920 г. хиротонисан во епископа. В 1920–1922 гг. епископ Омский, архиепископ. Осенью 1922 г. уволен на покой. С 1923 г. архиепископ Томский. В 1926 г. был арестован, через две недели освобожден. В 1928 г. перешел в григорианский раскол, назначен «митрополитом Сибирским». Димитрий (Вологодский Дмитрий Матвеевич; 1865–1937), архиепископ. В 1923 г. хиротонисан во епископа Минусинского, викария Енисейской епархии. Арестован в 1933 г., приговорен к 5 годам лагерей. Освобожден в 1935 г. С 1936 г. архиепископ. Расстрелян. Димитрий (Добросердов Иван Иванович; 1864–1937), священномученик, архиепископ. В 1914 г. хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии. С 1918 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, с 1919 г. епископ Можайский, викарий Московской епархии. К 1921 г. епископ Ставропольский; с июня 1923 г. епископ Бакинский; с 1923 г. епископ Козловский. С 1925 г. архиепископ Донской; с 1927 г. архиепископ Пятигорский; с 1929 г. архиепископ Костромской. В 1930 г. архиепископ Сталинградский и Астраханский, затем до 1932 г. на покое. С 1932 г. архиепископ Пятигорский. С 1933 г. архиепископ Калужский; с 1934 г. архиепископ Можайский, викарий Московской епархии. Расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Вассиан (Пятницкий Владимир), архп. Тамбовский и Шацкий Родился 10 марта 1873 года. Окончил юридический факультет Московского университета в 1902 году. До 1913 года был известным в Москве присяжным поверенным (адвокатом). В 1913 году поступил в Московскую духовную академию, где пострижен в монашество. 13 окт. 1913 года возведен в сан иеродиакона. 15 авг.1914 года возведен в сан иеромонаха. В 1917 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 8 авг.1921 года хиротонисан во епископа Егорьевского, вик. Московской епархии. 8 апр.1923 года уволен на покой. В конце сентября 1923 года присутствовал на собрании епископов в Донском монастыре по вопросу о примирении с обновленцами. В своем выступлении он говорил: «я слышал на улице, – один из моих знакомых светских людей, встретился и сказал: «Владыка, у Вас сегодня будет собрание в Михайловском храме. Будете обсуждать о том, как пойти к обновленцам и примириться с ними. Митропол. Евдоким признает патриарха Тихона патриархом, через него откроет Поместный собор, удалит его на покой, а сам займет его место, провозгласив себя патриархом. Но едва ли кто пойдет за Евдокимом, потому что он идет против монашества. Как все это могло случиться, и допускаете ли Вы возможность притязаний на патриаршество со стороны митрополита Евдокима?» Собрание высказалось против сближения с обновленцами и, возможно, опасность увидеть на патриаршем престоле ярого обновленца Евдокима образумила и тех епископов, которые до того допускали возможность пожертвовать патриархом Тихоном ради церковного мира. До 1927 года епархией не управлял. В конце 1925 года уклонился в григорианский раскол (ВВЦС), но там пробыл недолго и после покаяния назначен 22 июня 1927 года епископом Козловским, управляющим Тамбовской епархией. 9 апреля 1930 года – архиепископ Тамбовский и Шацкий. В 1935 году награжден правом ношения креста на клобуке. 20 февраля 1936 года уволен на покой. Скончался 27 декабря 1940 года. Место погребения неизвестно. Литература: »ЖМП”1931, стр.1. - " - 1932, 7–8, стр.5. ФПС I, 126, стр.5. ФПС II, стр.3. ФПС III, стр.2. ФПС IV, стр.2. ФПС V, 44. ФАМ I, 58, стр.5. «Церк. Вед.” 1916, стр.388. «Изв. Каз.еп.” 1913, стр.1179. «Вестн.Св. Син.” 1927, стр.24. «В.Св. Син.Пр.Ц.” 1928, 5, стр.3. «Церковный Календарь» 1927, стр.26, 3. (Григорианский). Regel’son 391 , 531 (Haft). Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte II, 92, 99. Werke: Beseda na den‘ sv. Apostola, Evangelista i devstvennika Ioanna Bogoslova, in: ZMP 1969,10,27–31 (gehalten in Moskau am 8.5.1925). Venedikt (Alekseev), В von Vjazma, V der Ep. Smolensk 1927 verhaftet. Nach 1934 В von Vjazma, V der Ep. Smolensk. Literatur: Regel " son 544, Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Во многих поместных Церквах, где вводился григорианский стиль (новоюлианский - это лукавство, от в обозримом будущем не будет отличаться от григорианского,) на этой почве возникали расколы. У нас он, кстати, уже вводился, в 1923 году, по настоянию органов ГПУ, но святой Патриарх Тихон вскоре распорядился введение нового календаря " временно отложить " . Так что у нас есть кому на этот случай помолиться о вразумлении. Батюшка Павел, поклон Вам с благодарностью за взвешеную и основательную статью. Алекс 26 декабря 2010, 07:58 Спасибо за статью! Вопрос для многих действительно острый, для кого-то не праздновать или праздновать постно- фанатизм, для других- это бесовский праздник. Но слишком " постное " отношение к общемировому празднику вряд ли способствует любви и взаимопониманию. Цель поста при этом забывается- можно подумать, что главное- не есть яйца, молоко и т.д., а не понять, насколько мы живем по Божьей правде, а не по собственному произволению. А григорианский календарь...- Рождество вроде понятно, но на Пасху именно православную благодатный огонь сходит, а не на католическую. Ирина 26 декабря 2010, 07:24 Благодарю за поучение как вести себя с любимыми,но невоцерковлёнными! Я думаю, вести себя таким образом можно не только в Новый год. Спаси, Господи! Ольга 25 декабря 2010, 23:46 Как прискорбно читать сообщения, православных , ратующих за переход на новый стиль! Это ведь очевидно! Сначала русская православная церковь перейдет на новый стиль и будет праздновать Рождество с католиками, а вторым этапом будет объединение с остальными церквями, раскол и экуменизм. Борис 25 декабря 2010, 20:51 А я и сейчас праздную Новый год на Святках, после Рождества Христова, когда и прадеды праздновали, 1 января по старому стилю/14 января по новому стилю. Христос с грешниками трапезу разделял, но не согрешал вместе с ними, прости Господи. Одно дело " праздновать " новый год по новому стилю с немощными родственниками, другое дело похабства и непотребства с ними по телевизору смотреть. Христос так не поступал.

http://pravoslavie.ru/43670.html

Почему бы и нам не сделать нашу, так сказать, «ересь» столь же самодовлеющей, как Армяно-Григорианская Церковь !» – задал он риторический вопрос Я промолчал Тогда я еще не понимал, почему нельзя этого сделать, но мне не нравился провинциализм религиозного течения, живущего местническими интересами и на отшибе от Вселенской Церкви. Увы! Теперь и ясно и отчетливо понимаю, почему предположение А.И.Введенского было нереально и утопично. Религиозное течение (раскол, ересь, секта) могут существовать, действительно, тысячелетия («Тому в истории мы тьму примеров слышим»). Однако, при одном непременном условии- это течение должно отвечать заветным, сокровенным чувствам какого-то, более или менее многочисленного слоя людей. Так, например, армяно-григорианская церковь существует полторы тысячи лет потому, что она (независимо от монофизитской доктрины) стала национальным знаменем многострадального, рассеянного по миру народа. Лишь держась на гребне религиозного фанатизма, может выплыть на историческую поверхность любое религиозное течение. Такая возможность была у обновленчества в двадцатых годах, – и эта возможность могла бы осуществиться, если бы обновленчество пошло путем, которым призывал идти Антонин – путем смелых литургических и канонических реформ. Получилось бы малочисленное, но влиятельное своеобразное течение, и оно нашло бы своих энтузиастов и фанатиков. Однако, обновленчество во главе с А.И. Введенским отвергло Антонина. О причинах очень откровенно сказал мне однажды А.И.Введенский : «Я вам скажу правду: я испугался, что останусь один». Но, отказавшись от всяких реформ, обновленчество стерло с себя всякое своеобразие и превратилось в узко-профессиональное «поповское» движение, совершенно неспособное вызвать в ком-либо энтузиазм, и этим предопределило свой конец. Конец наступил весной 1944 года. Меня в это время в Ульяновске уже не было, но, по многочисленным рассказам непосредственных участников событий (в том числе, и самого Александра Ивановича) , я хорошо знаю обстоятельства катастрофы, которая постигла обновленцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1918 г. о насилиях над Церковью на Дону писал Патриарху Тихону и Константинопольскому Патриарху Герману V. В приказе генерала Краснова по Всевеликому войску Донскому от 4–7 мая 1918 г. ему предписывалось: «Созвать Собор духовенства и пригласить на него старообрядческих священников и буддийских гелюнгов и выработать закон об устройстве быта духовенства и причта, и о безвозмездном исполнении богослужений и треб, и о благолепном служении в храмах независимо от усердия прихожан». Возглавил учрежденное им ВВЦУ. После окончательного установления на Дону советской власти в 1920 г. не покинул епархию, укрылся в Старочеркасском монастыре, а затем вернулся в Новочеркасск. Считал обновленцев «разбойниками-схизматиками, отколовшимися от Святой Православной Церкви» и 19 июля 1922 г. был уволен ими на покой. По благословению Патриарха 5 октября 1923 г. в Троицком храме вместе с епископом Дмитровским Иннокентием совершил епископскую хиротонию сщмч. Захарии (Лобова), вместе с которым вел борьбу с обновленчеством. В 1923 г. отправлен в ссылку, вернулся в епархию в начале 1925 г., уклонился в григорианский раскол, его подпись стоит под посланием григорианского Временного высшего церковного совета от 22 декабря 1925 г. Григорианский митрополит Донской. Скончался без воссоединения с Патриаршей Церковью. 232 Михаил (Космодемьянский Михаил Иванович; 1858–1925), епископ Александровский, викарий Ставропольской епархии, – на Соборе председатель 2-й комиссии – «Личного состава и хозяйственная», кандидат в члены ВВЦУ, кандидат богословия. Родился в Орловской губернии. В 1884 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и определен учителем в 1-е Орловское духовное училище. С 1895 г. – иерей, епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ Орловской епархии, с 1901 г. – Ставропольской. С 1904 г. – смотритель Ставропольского духовного училища, член консистории. С 1906 г. – протоиерей. В 1910 г. пострижен в монашество, архимандрит. В 1911–1919 гг. – епископ новоучрежденного Александровского викариатства Ставропольской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На протяжении многих веков Церковь Христова пользовалась календарем юлианским, установленным еще до Рождества Спасителя язычником Юлием Цезарем, и не испытывала от этого никаких неудобств. В 1582 году римский папа Григорий волевым решением возвел в догмат собственный, григорианский календарь; на новый стиль перешло большинство стран Европы. В новейшее время Константинопольский Патриархат, пытаясь найти взаимопонимание с римо-католиками, также принял григорианский стиль. Это вопрос внутренней жизни Константинопольской Церкви, не препятствующий общению с ней других Поместных Церквей. В пользу григорианского календаря говорит только одно явление: чудо Благодатного огня на Гробе Господнем в Иерусалиме совершается на Пасху, исчисленную по старому стилю. Но даже не в этом знамении Всевышнего главный довод против календарных нововведений. Хранительница апостольских заветов, Православная Церковь Христова недаром относится с осторожностью к любым новшествам, пусть даже касающимся не вероучения, а обряда или обычая. В церковной жизни необходимо проявлять мудрость и избегать всего, в чем может таиться соблазн для малых сих. Общеизвестно, каким страшным расколом отозвалась в Русской Церкви реформа, которую царь Алексий Тишайший проводил репрессивными методами, а ведь речь шла не о канонах и догматах, а в основном об обрядовой традиции. Точно так же принятие Константинополем григорианского календаря вызвало раскол Элладской Церкви. Против того же новшества восстала часть валаамских иноков, отказавшись праздновать Пасху по новому стилю со словами: «Хоть живыми нас в землю закопайте – не отступим”! Можно понять валаамских старостильников – слишком свежа была рана от разрыва с родной Россией, слишком дорого было все, что относилось к старорусскому благочестию. Подвижники-монахи привыкли строго следовать Уставам Церковным, и изменение календаря они связали с изменой вере. Устав стал их жизнью: когда идет ломка живых традиций, очень трудно различить главное и второстепенное. Если старостильников можно было упрекнуть в непослушании епархиальному начальству, то на их противников падает укор в немилосердии, даже в жестокости.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010