Куда повели воины Иисуса Христа из сада Гефсиманского? Куда делись ученики и кто последовал за Ним? Что спросила служанка, впуская Петра? Что послышалось в это время? Куда подошел Петр и что его спросили слуги? Когда вспомнил Петр слова Господа? В доме Каиафы собралось много книжников и архиереев, чтобы судить Иисуса Христа. Они уже давно между собой решили умертвить Его, так как ненавидели Его за то, что Он обличал их ложное учение и беззаконную жизнь, и завидовали Ему, потому что видели, что народ любил Его больше, чем их. Но сами они не могли умертвить Его; для этого они должны были найти какую-нибудь вину, которая была бы достойна смерти, Учение и жизнь Иисуса Христа были праведны: ничего дурного они не нашли. Тогда они решили призвать лжесвидетелей, т. е. таких свидетелей, которые за деньги сказали бы неправду. Но что нн говорили лжесвидетели, все-таки этого было мало для того, чтобы осудить на смерть. Тогда Каиафа прибег к последнему средству: он подошел к Иисусу Христу и сказал: «Заклинаю Тебя Богом Живым, скажи нам: Ты ли Христос, Сын Божий?» «Да», – ответил Иисус Христос и прибавил: «Отныне вы узрите Сына Человеческого, т. е. Иисуса Христа сидящего одесную Бога и грядущего на облаках небесных». Т. е. пришло время прославиться Сыну Человеческому и получить равное достоинство с Богом Отцом. Каиафа и все судьи сочли такой ответ богохульством, т. е. дерзкими словами против Бога. Каиафа в притворном негодовании разорвал на себе одежды и воскликнул: «Зачем нам еще свидетелей? Вы сами слышали его богохульство, он называет себя Сыном Божиим. Как вы думаете об этом?» Тогда все признали, что за такое богохульство Он достоин смерти. После этого все судьи Иисуса Христа разошлись по своим домам, потому что быта ночь. Они согласились собраться пораньше утром и окончательно судить Его на смерть. Злоба их на Иисуса Христа была так сильна, что они решили убить Его перед самым праздником Пасхи; дожидаться окончания праздников им казалось чересчур долго. Иисус Христос был отдан под охрану слуг. Слуги, видя, что Иисус Христос осужден на смерть, окружили Его и стали оскорблять Его и смеяться над Ним. Одни плевали на Него; другие, закрыв Ему глаза, били Его по лицу и спрашивали: «Угадай, кто ударил Тебя?» Иисус Христос молча переносил оскорбления и не защищался. На утро снова собрались архиереи на суд, снова вывели Иисуса Христа и спросили, признает ли Он себя Сыном Божиим. «Вы сами верите, что Я Сын Божий», отвечал Спаситель. Тогда Иисуса Христа осудили на смерть за то, что Он называет Себя Сыном Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Случилось, когда Иисус Христос говорил слово, некоторая женщина из народа, возвысив голос, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, питавшие Тебя. Он же сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк.11:27–28). Слушатели-христиане! Иисус Христос пришел к Марфе в дом для того, без сомнения, чтобы откушать хлеба-соли. Но когда подавали, по обыкновению, на стол, Он говорил слово, поучение, и Мария, сестра Марфы, с таким вниманием слушала Его, что все забыла, забыла и о том, что надобно позаботиться об угощении Гостя. Почему Мария так внимательно слушала Иисуса Христа, что и о хлебе забыла? Потому что Иисус Христос так говорил, как никто из людей говорить не может. Из уст Его исходила благодать, слово Его слаще меда, поучение Его вкуснее всякой пищи. Счастлива Марфа, что удостоилась принять в дом свой Иисуса Христа, но еще счастливее сестра ее, что удостоилась слышать слово Божие из уст Иисуса Христа. Слушатели-христиане! Как всякий из нас может слушать слово Божие из уст Иисуса Христа? Слушая и читая Святое Евангелие. Да, апостолы в своих посланиях, пророки в своих пророчествах говорят об Иисусе Христе, во имя Иисуса Христа. Но в Евангелии говорит Сам Иисус Христос. Вот потому-то, слушатели, каждому из нас непременно бы следовало иметь у себя в доме книгу Евангелие. Всякий христианин имеет в доме иконы святые, точно так же необходимо всякому христианину в доме и Евангелие Святое. Только надобно, чтобы книга Евангелие так же чтима была нами и в доме, как чтим мы святые иконы. Где святая икона Иисуса Христа стоит у нас, там должно стоять и Его Святое Евангелие. Видите, на каком святом месте лежит Евангелие у нас в церкви, – на самом святом, на святом престоле. Вот особенно почему всякому христианину непременно нужно учиться грамоте – чтобы всякий мог сам читать Святое Евангелие. Да, и для этого одного, чтобы всякому самому уметь читать Святое Евангелие Господа и Спаса нашего, стоит всем учиться грамоте. Счастлив дом, в котором есть книга Святое Евангелие, – домашние, значит, могут видеть у себя Иисуса Христа. Но еще счастливее тот из домашних, кто умеет читать Святое Евангелие, – он, значит, может слышать Самого Иисуса Христа, беседовать с Ним.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Условия для вступления в Царство Божие А) Вера в Иисуса Христа Исповедание апостола Петра (Мф.16:13–20; Мк.8:27–30; Лк.9:18–21) Чтобы войти в Царство Божие, нужно, прежде всего, веровать в Иисуса Христа. Мы знаем, как Спаситель говорил Иаиру, когда ему сказали о смерти дочери: «не бойся, только веруй, и спасена будет»; исцеленному слепому Христос сказал: «вера твоя спасла тебя»; хананеянке, у которой была больна дочь, Спаситель сказал: «велика вера твоя; пусть будет тебе, как ты хочешь»; исцеленному от проказы самарянину Христос сказал: «вера твоя спасла тебя»; расслабленного в Капернауме Христос исцелил, когда увидел веру больного и его друзей. Таким образом, Спаситель помогал людям Своими чудесами тогда, когда видел, что люди веруют в Него. Как же именно должно веровать в Иисуса Христа? Это мы узнаем из следующего. Однажды Иисус Христос спросил Своих учеников: «за кого Меня считают люди?» Ученики сказали: «одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за одного из пророков». – «А вы за кого считаете Меня?» – спросил Спаситель. Апостол Петр за всех апостолов сказал Ему: «Ты – Христос, Сын Божий». Спаситель подтвердил эти слова или исповедание апостола Петра и сказал ему: «блажен ты, потому что не люди открыли тебе это, но Отец Мой Небесный». В этой беседе с апостолами Спаситель ясно показал, что в Него должно веровать именно, как в Сына Божия. Таким образом, чтобы получить помощь от Иисуса Христа, должно веровать в Него, как Сына Божия. Что Спаситель говорил Иаиру? Что Он сказал исцеленному слепому? – хананеянке? – исцеленному от проказы самарянину? Что означали слова Спасителя о вере исцеленных? О чем Христос спрашивал Своих учеников? Что отвечали Ему ученики? Как Христос спросил учеников об их вере в Него? Что отвечал Спасителю апостол Петр? Что на это сказал Петру Иисус Христос? Что означают эти слова Спасителя? Что нужно для получения помощи от Иисуса Христа и для вступления в Царство Божие? Б) Надежда на Иисуса Христа Хождение Иисуса Христа по воде (Мф.14:22–33; Мк.6:45–51)

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Мы видим, что во всех четырех случаях в той или иной форме упоминается имя Божие. У Матфея говорится об «имени Отца и Сына и Святаго Духа»: эта крещальная формула станет тем зерном, из которого будет вырастать христианская Церковь на протяжении всех веков своего исторического бытия. У Марка подчеркивается особая сила имени Иисусова, благодаря которой уверовавшие во Христа будут совершать чудеса. У Луки говорится о покаянии во имя Иисуса. У Иоанна – о жизни во имя Иисуса, которой удостаиваются уверовавшие в Него. Таким образом, христианская вера, переданная Самим Иисусом Христом в наследие Своей Церкви, немыслима без имени Иисусова, которое остается в центре евангельского повествования до последних его страниц. Имя Иисуса в Деяниях и посланиях апостолов Если от Евангелий обратиться к Деяниям апостольским, то мы увидим, что они являются «книгой о победоносном шествии имени Бога, после преславного восшествия на небо Иисуса Христа» 143 . Вся книга Деяний пронизана удивлением перед могуществом и чудотворным действием имени Иисуса. «Именем Иисуса Христа совершались поразительнейшие знамения пред лицем всего христианского общества, что возбуждало питать во всем обществе христианском веру в неограниченную силу имени Иисуса», – говорит по этому поводу святитель Игнатий (Брянчанинов) 144 . В книге Деяний несколько тем, связанных с этим именем: 1) покаяние, прощение грехов и крещение во имя Господа Иисуса; 2) спасение именем Иисуса; 3) страдание за имя Иисуса; 4) вера во имя Иисуса; 5) чудотворная сила имени Иисуса. Приведем характерный рассказ о беседе Петра и Иоанна после исцеления ими хромого со священниками, старейшинами и саддукеями: На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины и книжники и поставивши их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это? Тогда Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им: именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

К Ефесеям послание Апостола Павла Пребывание Апостола во Ефес ( Деян.19 ) продолжалось слишком два года. Отсюда пошел он в Македонию и через Милет вернулся в Иерусалим. Вскоре после того, по навету Иудеев, взят был под стражу и послан в Кесарию ( Деян.23 ) и оттуда в Рим (28). 1. Славословие Богу Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, сущим в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас в небесах всяким благословением духовным, о Христе. Избрал же Он нас во Христе прежде создания мира, да будем святы и непорочны пред Ним, в любви. Предопределил Он нам, по Своему к нам благоволению, усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, во хвалу славы благодати Своей, ею же облагодатил нас в Возлюбленном (Сыне Своем): в Нем и в крови Его имеем искупление и оставление прегрешений, по богатству благодати Его. И в преизбытке Он даровал ее нам, со всякою премудростью и разумением, когда сказал нам тайну воли Своей. Благоволение же Свое прежде положил в Нем, на строительство полноты времен, да под главою Христом соединит все небесное и земное. В Нем прияли мы и жребий наследства и к тому предназначены определением все Совершающего советом воли Своей, да послужим к восхвалению славы Его, мы, первее положившие во Христе упование свое. Но и вы, когда услышали слово истины, благовестие спасения вашего, уверовали в Него и запечатлены Духом обетования Его Святым. И Дух Сей залог есть наследия нашего, во искупление удела Его (людей Божиих?), на восхваление славы Его. Молитва о просвещении Посему и я, слышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви вашей ко всем святым, не престаю благодарить Бога за вас, творя поминание о вас в молитвах моих. Молюсь – Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, да даст вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и да просветит очи сердца вашего, чтобы познали вы, что есть надежда призвания Его, какое богатство славы наследия Его для святых

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Воины привели Иисуса Христа на место казни. Здесь они распяли Его на кресте между двумя разбойниками. Один из разбойников смеялся над Иисусом Христом и говорил: «если Ты Христос, то спаси Себя и нас», а другой разбойник удерживал его и говорил: «или ты не боишься Бога; мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал». Потом, обратившись к Иисусу Христу, он, с глубокой верой, сказал: «Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое». Иисус Христос ответил ему: «ныне же будешь со Мною в раю». У креста стояли Матерь Божия и ученик Иисуса Христа Иоанн. Иисус Христос сказал Матери, указывая на Иоанна: «вот сын твой», – а потом, посмотрев на Иоанна, Он сказал: «вот Мать твоя». Иоанн понял завещание Господа, взял Пречистую Деву Марию в свой дом, почитал и заботился о Ней как о своей матери. От 12-ти до 3-х часов дня солнце померкло, сделалась великая тьма. Наступил час смерти Иисуса Христа. Он сказал: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой», – и, преклонив голову, испустил дух. В это время земля потряслась, камни расселись, завеса в храме разодралась на две части, гробы открылись, и многие из умерших святых воскресли. Погребение Господа Иисуса Христа. Иосиф Аримафейский, тайный ученик Иисуса Христа, пришел к Пилату и просил разрешения снять тело Иисуса с креста и похоронить Его. Пилат позволил. Иосиф принес погребальные пелены. Пришел с ним Никодим, также тайный ученик Иисуса Христа. Они сняли тело Иисуса с креста, омыли его, обвили чистым полотном и положили в новый гроб, в котором никто еще не был похоронен, а вход в пещеру завалили большим камнем. Воскресение Христово. Суббота кончилась. Наступил первый день недели. Вдруг сделалось сильное землетрясение. Ангел Господень сошел с неба, отвалил камень от гроба и сел на нем. Лицо Ангела блистало как молния, и одежда его была бела как снег. Иисус Христос воскрес из мертвых и в продолжение сорока дней являлся ученикам и другим верующим и учил их истинам святой христианской веры. Вознесение Господне. В сороковой день после воскресения из мертвых Иисус Христос в последний раз явился ученикам в Иерусалиме. Потом Он вывел их из города на гору Елеонскую, стал благословлять их и возноситься на небо. Светлое облако взяло Его из вида их. Ученики с благоговением поклонились вознесшемуся Господу и с великой радостью возвратились в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Духа. Вникая в этот последний, мы, не ослабляя силы выражения, найдем, что действие Духа Божия на Иисуса Христа не могло быть насильственным, не могло потемнить в Нем сознание, подавить свободу и разум и нарушить законы Его человеческой жизни. Действие Духа Божия на Христа Иисуса совершалось не помимо Его сознания и свободы. В то время, как Дух Божий сходил на Иисуса, и глас с небес свидетельствовал: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, так что действие Духа Божия совпадало с действием во Христе Его богосыновнего самосознания. Поэтому Ориген глубоко прав, когда выясняя необходимость участия Св. Духа в удалении Иисуса Христа в пустыню, ссылается на Римл. 8:14 : все водимые Духом Божиим, суть сыны Божии, и добавляет: ipse antem supra omnes proprie Filius Dei erat. – Отношение Св. Духа к свободной воле Христа Иисуса можно пояснить более близкою нам аналогиею из жизни св. ап. Павла, который в беседе с ефесскими пресвитерами говорил о себе: вот я, по влечению Духа (точнее – связанный или окованный Духом – δεδεμνος τω πνεματι), иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною. Только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут Меня ( Деян. 20:22–23 ). Что такое связан Духом? – спрашивает митр. М. Филарет. – Неужели подлинно Дух влечет в Иерусалим на страдания, как узника в темницу? – Нет. Ибо, когда люди, преданные апостолу, просили, чтобы он не ходил в Иерусалим, он отвечал: я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса. Апостол был свободный невольник. Как Павел был связан и веден Духом, так и Иисус возведен был Духом в пустыню по крещении 69 . Тем более нельзя понимать действие Духа Святого на Иисуса Христа, как насильственное, что Иисус Христос отведен был в пустыню с заранее определенною целью – πειρασδναι 70 πο το διαβλου. В связи с этою заранее определенною целью, нужно понимать и ευθς εκβλλει. Необходимость некоторых 71 искушений обусловливается полнотою даров Св. Духа, сообщаемых человеку, – стоит в зависимости от обилия благодати, даруемой ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Возьмем Крещение самарян. Их крестил ап. Филипп, и они с радостью приняли научение о Спасителе. Когда в Иерусалиме узнали о том, что самаряне с радостью приняли Крещение, к ним посылают Петра и Иоанна, чтобы они их миропомазали. Ин. 8:14–17 – “Слышавше же иже во Иерусалиме апостоли, яко прият Самария слово Божие, послаша к ним Петра и Иоанна, иже сошедше помолишася о них, яко да приимут Духа Святаго, аще бо ни на единаго их бе пришел, точию крещени бяху (Филиппом) во имя Господа Иисуса (они уже крещены). Тогда возложиша руце на ня, и прияша Духа Святаго”. Крещение Иоанново отличается от Крещения учениками и тем более от Крещения после того, как сошел Дух Святый на апостолов. Будучи в Ефесе, ап. Павел встретился с некоторыми из учеников Иоанна Предтечи, которые были окрещены самим Иоанном. Деян 19:1–6 – “Рече к ним, аще убо Дух Свят прияли есте веровавше. Они же реша к нему: но ниже аще Дух Святый есть, слышахом. Рече же к ним: во что убо крестистеся. Они же рекоша: во Иоанново крещение. Рече же Павел: Иоанн убо крести крещением покаяния, людем глаголя, да во Грядущего по нем веруют, сиречь во Христа Иисуса. Слышавша же крестишася во имя Господа Иисуса, и возложиши Павел на ны руце, прииде Дух Святый на ня, гааголаху же языки и пророчествовах”. Как видим, здесь тоже разделяются два Крещения: Крещение Иоанна Крестителя и Крещение во имя Господа Иисуса Христа. Ап. Павел крестит их во имя Господа Иисуса Христа, с одной стороны, а с другой стороны, он возлагает на них руки и они принимают Духа Святого (и принимают чрезвычайные дары). Деян. 2:38 – в день Пятидесятницы ап. Петр говорит народу: “Покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов и приимете дар Святаго Духа”. Здесь тоже, хотя и не так явно, говорится о различных сторонах духовной жизни: о Крещении во имя Господа Иисуса Христа и о приятии дара Духа Святаго. У ап. Павла идет и различение действия таинств. Если следствие Крещения – это просвещение человека, то следствие возложения рук – вкушение от дара небесного, пришествия Св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

С этого времени вражда между Пилатом и Иродом прекратилась. § 93. Второй суд Пилата над Господом Иисусом Христом. (Мф. 27, 15–26; Марк. 15, 6–15; Лук. 28, 13–25; Ин.18, 39–40; 19, 1–6) «Я предал хребет Мой биющим, и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплеваний» ( Ис. 50, 6 ). Когда Иисуса Христа привели от Ирода обратно в Преторию, то Пилат сказал первосвященникам, книжникам и народу: „ни я, ни Ирод не нашли в Нем ничего, достойного смерти; итак, я, наказав Его, отпущу“. Последними словами этот неправедный судья выразил свое малодушие, потому что хотел наказать невинного, единственно по угодливости евреям, чтобы не раздражить их. Евреи тотчас подметили эту слабость в Пилате и неотступно стали требовать, чтобы он наказал Иисуса Христа не иначе, как смертною казнью. Пилат стал прибегать теперь к разным средствам, чтобы выйти из затруднения, в которое сам поставил себя. „Есть у вас обычай, сказал Пилат евреям, чтобы я одного узника освобождал вам ради Пасхи: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву или Иисуса, называемого Христом?“ Пилат нарочито сопоставил Иисуса Христа с Вараввою, возмутителем и разбойником, не сомневаясь, что народ предпочтет ему Иисуса Христа. Пока шли переговоры в народе, Пилат получил вразумление свыше чрез жену свою: „не делай ничего Праведнику тому, писала ему жена, потому что я ныне во сне много пострадала за Него“ 83 . Между тем, первосвященники и старейшины употребляли все усилия, чтобы склонить народ в пользу Вараввы, и когда Пилат снова спросил: „кого отпускать?“ все закричали: „не Его, но Варавву!“ Пилат воскликнул: „что сделать с Иисусом, называемым Христом?“ Все опять закричали: „распни Его?“ „Какое же зло сделал Он?“ – спросил Пилат. В толпе еще сильнее раздались крики: „распни, распни Его!“ Пилат настаивает, однако, на своем первом решении, т. е. наказать Иисуса Христа, в надежде, что этим удовлетворится злоба Его врагов. По приказанию его, воины отвели Господа внутрь двора и там, привязав к столбу, избили его бичами, потом сплели венец из терновника и надели Ему на голову, одели Его в багряницу 84 и начали с насмешками приветствовать Его: „радуйся, царь иудейский“, и били Его по ланитам. Наконец, в этом позорном виде, по приказанию Пилата, вывели Иисуса Христа к народу. Пилат указал на Него евреям, говоря: „се человек“ 85 . Народ молчал, пораженный видом Божественного Страдальца, только первосвященники и служители их продолжали кричать: „распни, распни Его!“ Пилат сказал им: „возьмите Его вы и распните, а я не нахожу в Нем вины“... § 94. Осуждение Иисуса Христа на смерть. (Ин.19, 7–16).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

а) Через Иисуса человек духовно рождается заново и познаёт Бога. Когда человек становится христианином, в него входит Святой Дух, оживляющий духовно мертвое в человеке. Как сказал Иисус, «если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.. Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух». 81 Таким образом духовная способность познавать Бога восстанавливается, и начинается новая жизнь: человек рождается свыше. б) Через Иисуса вина человека прощается. Вновь и вновь провозглашает Библия радостную весть. Иисус на кресте уплатил за наш грех . Он умер вместо нас Нет необходимости наказывать нас за нарушение нравственного закона Бога, ибо Бог в лице Иисуса Сам уплатил за это Как утверждает Библия, «чет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе». 82 в) Через Иисуса человек возвращается к Богу. Полагаясь на свои ограниченные способности, мы бы никогда не достигли Бога, но Христос восстановил наши разорванные отношения с Богом без всякого усилия с вашей стороны Таким образом, спасение есть дар – мы не можем заслужить его. Библия объясняет. Когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего. Бога. Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатию, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни. 83 Таким образом, когда человек рождается свыше, он становится живым духовно и входит в личные отношения с Богом Вся его вина прощается, и жизнь начинается для него заново Всё это – безвозмездный дар Бога, ставший возможным благодаря смерти Иисуса за нас. 4. Человек познаёт Бога – принимая Иисуса Христа как своего личного Спасителя и Господа. В Библии сказано: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими, рождёнными не от.. мужа. но от Бога». 84 Мы принимаем Иисуса, делая Его объектом нашей веры. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия… чрез веру в Иисуса Христа во имя всех и на всех верующих. Ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру. 85

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sam...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010