кат. 53). Особенности иконографии характерны для конца XVII в. (тонкий стоян, облака под дискосом и ангелами, прямолетящий голубь) и встречаются на других произведениях мастерской Акулины Бутурлиной 933 (см. кат. 161). АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции являются художественные особенности (тяжелые фигуры ангелов в одеждах без складок, «неустойчивая форма» дискоса; высокая звездица, изображенная как бы позади дискоса); именословное перстосложение у Младенца; длинные узкие буквы вязи надписи; а также технологические признаки, характерные для произведений мастерской Акулины Бутурлиной. Составляет комплект с сударем «Богоматерь Знамение» (кат. 165) и воздухом «Христос во гробе» (кат. 163). ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Архангельского собора 1730, л. 47; Опись Архангельского собора 1771–1773, л. 109–109 об.; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., 12240; Маясова 2002. С. 343. 165. СУДАРЬ БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ Москва, мастерская Акулииы Петровны Бутурлиной, конец XVII в. Камка (XVII в., Италия и Китай), атлас (XVIII в., иностранное производство), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити; ткачество, шитье. 55x60 Происходит из Архангельского собора Московского Кремля. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 934 Инв. ТК-2545 Кат. На среднике по кирпично-красной итальянской камке с рисунком крупных хризантем в круглом ореоле изображена Богоматерь Знамение. На ее груди в круглом ореоле – поясной Младенец. Одна рука его держит свернутый свиток, другая с именословным благословением перед грудью. В углах средника – небольшие профильные херувимы и серафимы (всего четыре). Около Младенца шито коричневой нитью: хс 935 , по сторонам от нимба Богоматери золотной нитью: мр у. Личное шито слабокрученым шелком песочного цвета «атласным» швом и «в раскол» с небольшими притенениями «по форме». Черты ликов, контуры и волосы темно-коричневым. Все остальное шито прядеными серебряными и золотными нитями с тонкими цветными прикрепами (швы – «черенок», «ягодка», «городок», «клопчик», «клетчатый городок», «перышки», «ягодка двойная»).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

СОХРАННОСТЬ При срезе изображения покров утратил не только древний фон и подкладку, но и именующую надпись и кайму с песнопением. Золотное шитье сечется, потерто. Общая загрязненность. ИКОНОГРАФИЯ Святой определяется по иконографическим признакам (округлая небольшая борода, клобук и тому подобное, см. кат. 14). Особенностью иконографии является изображение херувима на палице и сильно расширяющийся книзу саккос. АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции является идентичность художественных и технологических признаков с группой произведений, на которых имеются даты и имя хозяйки мастерской 902 . ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12213; Маясова 1996. С. 394, примеч. 26. 155. ПОКРОВ НАДГРОБНЫЙ МИТРОПОЛИТ ИОНА Москва, мастерская Акулины Петровны Бутурлиной, конец XVII – начало XVIII в. Камка (конец XVII в., Китай?), крашенина (XIX в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити; ткачество, шитье. 173,5х91 Происходит из Успенского собора Московского Кремля. Поступил в 1919 г. 903 Инв. ТК-2994 Кат. Прямоличное, в рост, изображение митрополита вышито по зеленовато-голубой камке с узором гирлянд из хризантем и листьев. В левой руке святого – закрытое Евангелие с четырехугольным фигурным крестом и угольниками; правая рука с именословным благословением прижата к груди. На митрополите – саккос с омофором и палицей с четырехугольными фигурными крестами на них; на голове – архиерейская шапка с киотчатыми дробницами. На груди изображена овальная панагия с крестом. Личное шито топким крученым песочного цвета шелком «атласным» швом; морщины и абрис шиты «по форме» тем же шелком. Черты и контуры лика и глаза – коричневые, белки глаз – белые. Волосы и окладистая борода шиты тонким некрученым шелком песочного цвета. Обувь – сканым золотом с вишневым шелком. Все остальное – прядеными серебряными и золотными нитями (швы – «клопчик», «ягодка», «ягодка с одним стежком», «ягодка двойная», «денежка с ягодкой в четыре клетки», «разводная клетка»). По контурам и деталям рисунка проложен золотный шнур. На фоне по сторонам головы святого золотом шита надпись вязью: аги(с) митрополитъ. На каймах, обрамленных золотными полосами, по коричневой камке тонкими буквами вязью вышит тропарь святому (гл. 4): т юности свое весь самъ себе г(с)дви возложивъ в молитвахъ трудхъ постхъ образъ бывъ добродтели тону//дуже вид бгъ твое блгое произволение архиере т//и пастыр цркви своеи оустроет тм же и по честное тло твое цло и нетлнно соблюде//с ионо свтлю моли хр(с)та бга да спасе(т) дши нша 904 . Ткань кайм заходит на средник. Надпись начинается вверху на левой кайме, переходит на нижнюю, затем на правую и верхнюю. Буквы на всех каймах направлены наружу. Подкладка из светло-коричневой крашенины. На ней наверху – три металлических кольца.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Н.А. Маясова Словарь терминов Агнец (ягненок) – ветхозаветная жертва, преобразовавшая Христа; Иисус Христос; часть просфоры, вынимаемая на проскомидии и предназначаемая к таинственному пресуществлению в тело Иисуса Христа. Акафист – молитвословие, состоящее из одного кондака, который поется, и из двенадцати кондаков и икосов (поровну), которые читаются. Аксамит, оксамит – драгоценная ткань с шестью нитями основы, затканная по шелковому фону пряденой серебряной или золоченой нитью, плотная и ворсистая, как бархат. Алавастр – сосуд с узким горлом для хранения ароматов. Алтабис – драгоценная ткань, затканная по шелковому фону волоченой серебряной или золоченой нитью. Апалав – то же, что параманд – принадлежность монашеского облачения, небольшой прямоугольный плат с изображением Страстей Господних. Атлас – шелковая гладкая блестящая ткань. Басми – ювелирная техника ручного тиснения по матрице на тонких металлических листах Бить – тонкая серебряная или золоченая плоская полоска. Ворворка – шарик, прикрепляемый сверху к кисти, золотой, серебряный, жемчужный, шелковый и проч. Вязь – декоративное письмо, буквы которого связываются в сложный непрерывный орнамент. Галун – декоративная тканая лента из металлических или шелковых нитей для обшивки и украшения одежд и других предметов. Шматий – верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани, надеваемая поверх хитона. Далматика – парадное одеяние, род мантии с широкими рукавами. Дискос – литургический сосуд в виде блюда на стояне для евхаристического хлеба. Дробницы – небольшие металлические накладки различной формы, часто с чеканкой, резьбой, чернью, эмалью, камнями. Евхаристия (благодарение) – приношение великой жертвы Тела и Крови Христовых, совершающееся на божественной литургии, во время которой происходит пресуществление Святых Даров для таинства причащения. Ердань – часть оплечья епитрахили, которая охватывает шею. Запона – золотая или серебряная бляха декоративного назначения, часто с камнями. Звездица – две крестообразно соединенные металлические дуги, устанавливаемые на дискос. Знаменует Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к новорожденному Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Ореол за Младенцем шит сканым серебром. По контурам и деталям рисунка проложен серебряный жгутик. На каймах по зеленому атласу прядеными золотными нитями вязью вышит тропарь иконе «Богоматерь Знамение»: ко неборимую стну чюдес стжавши т//раби твои бдце прч(с)та сопротивныхъ ополчение//низлаагем тм же молим т миръ граду тво//ему даруи и дшам нашим велию мл(с)ть 936 . Песнопение начинается на левой кайме, переходит на нижнюю, затем на правую и верхнюю. Буквы направлены наружу. Подкладка из китайской камки бежевого цвета (выцветшая розовая?) с узором цветущих веток и облаков. На подкладке черными чернилами надписи: 46–9, СТР: 92 и две холстинные петли. СОХРАННОСТЬ Ткани выцвели, помяты; подкладка имеет штопки, загрязнена. ИКОНОГРАФИЯ Иконография традиционна для произведений второй половины XVII в. (см. кат. 114, 137, 140). АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции служат технологические и художественные особенности, именословное перстосложение Младенца и характер надписи узкими длинными буквами, тесно расположенными друг к другу, как и на других произведениях этой мастерской 937 . Составляет комплект с сударем «Агнец Божий» (кат. 164) и воздухом «Христос во гробе» (кат. 163). ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Архангельского собора 1730, л. 47; Опись Архангельского собора 1771–1773, л. 109–109 об.; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12241; Маясова 2002. С. 343. 166. САККОС СПАС ВЕЛИКИЙ APXIEPEЙ Москва, Мастерская боярыни Матрены Тимофеевны Дашковой (?), 1690 Золотная объярь (XVII в., Турция), бархат (XVII в., Западная Европа (?)), атлас (XVII в., Италия (?)), золотное кружево (XVII в., Западная Европа), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити, жемчуг, серебро; качество, шитье, низание, кружевоплетение. Дл. 134, подол ш. 134 Принадлежал патриарху Адриану (?). Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 938 Инв. ТК-24.37 Кат. Сшит из турецкой белой золотной объяри с орнаментом, в который включены головки херувимов, перемежающиеся с четырехконечными крестами в ромбовидных клеймах, образованных цветочными гирляндами, соединенными розетками 939 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

151). ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Чудова монастыря 1861 г., л. 103 об., 140. 2; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12424; Маясова 1996. С. 394, примеч. 25. 153. ПОКРОВ НАДГРОБНЫЙ МИТРОПОЛИТ АЛЕКСИЙ Москва, мастерская Акулины Петровны Бутурлиной, конец XVII – начало XVIII в. Камка (конец XVII в., Китай), атлас, мадаполам, крашенина (XIX в., Россия), шелковые, пряденые и сканые серебряные и золотные нити, жемчуг; ткачество, шитье, аппликация, низание. 204,5х100 Поступил из Чудова монастыря Московского Кремля в 1919 г. 898 Инв. ТК-44 Кат. Прямоличное, в рост, изображение митрополита вышито по зеленовато-голубой камке с узором гирлянд из хризантем и листьев. Левой рукой он поддерживает закрытое Евангелие, правая – сложена на груди в именословном благословении. На святом – саккос с омофором и палицей. На голове – клобук. Лик и руки митрополита выполнены в технике аппликации из атласа светло-песочного цвета. По нему коричневыми и песочными шелковыми нитями прошиты контуры и черты лица, морщины, контуры кистей рук. Радужки глаз шиты коричневым шелком, белки – белым. Длинная клиновидная борода и усы шиты «в раскол» некрученым шелком песочного цвета. Обувь – сканым золотом с коричневым шелком. Все остальное – прядеными золото-серебряными нитями с малозаметной прикрепой, по каймам одежды – с прикрепой более яркой, голубой или красной (швы – «клопчик», «клетчатый городок», «разводная клетка», «ягодка», «двойная ягодка», «ягодка с одним стежком», «денежка с ягодкой в четыре клетки» и другие). На серебряном клобуке золотом, шелком, аппликацией вышит прямоличный херувим с надписью херуви(м). На палице, шитой серебряными нитями, с золотыми каймами и серебряными кистями, также изображена головка херувима с золотыми крыльями и ликом, выполненным в технике аппликации, с вышитыми коричневыми чертами и волосами. На омофоре видны части трех крестов, внизу на конце – три круга над тремя полосами. На груди саккоса под правой рукой митрополита вышит крест в двойном круге. На Евангелии – овальный медальон в фигурном обрамлении, выполненный серебряным шнуром.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Младенец поясной, со свитком в одной руке и благословляющей другой. По углам средника – профильные херувимы. На фоне в ореоле – шитые серебром монограммы: мр у, хс. На ограниченных с двух сторон серебряными полосами каймах по зеленой камке прядеными серебряными нитями вязью шит евхаристический канон: пиите т не вси си есть кровь мо// новаго завта же//за вы и за многи//изливаема во ставление грховъ. Песнопение начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. Буквы на всех каймах направлены внутрь произведения. Личное шито крученым песочного цвета шелком «атласным» швом и «в раскол» со светло-коричневыми оттенениями. Черты ликов, контуры и детали рисунка, волосы у Младенца и херувимов темно-коричневые. Подкрылья у херувимов голубые и зеленые. Все остальное шито прядеными серебряными и золотными нитями с тонкими цветными прикрепами (швы – «черенок», «ягодка», «ягодка двойная», «перышки», «разводная клетка»). Вокруг нимба Младенца обнизано жемчугом. Подкладка из желтой восточной камки с рисунком хризантем и гвоздик. На подкладке надписи черными чернилами: ВСЕГО ЖЕМЧУГА//НА СЕМЪ ПОКРОВЪ//СОЧТЕНО 39 ЗЕРЕНБ//1857 ЗЕРЕНЪ, 45–8//91 и две матерчатые петли. Составляет комплект с сударем (кат. 138) и воздухом (кат. 72). СОХРАННОСТЬ Небольшая деформация тканей. ИКОНОГРАФИЯ Иконография повторяет произведения мастерских царицы Ирины Федоровны и Дмитрия Ивановича Годунова (см. кат. 47,49,50, 54,57,60,63). Отличие в отсутствии вкладной надписи на фоне, а также в том, что изображение Богоматери почти поколенное. АТРИБУЦИЯ Оттенения в личном, характер надписи дают возможность датировать произведение второй половиной XVII в. ИСТОЧНИКИ Опись Архангельского собора 1730, л. 46; Опись Архангельского собора 1771–1773, л. 98 об.; Опись Архангельского собора 1857, л. 77; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12262; Маясова 2002. С. 341. 140. СУДАРЬ БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ Россия, вторая половина XVII в. Атлас и тафта (XVI в., Восток), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити; ткачество, шитье.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Все три темы представляют распространенные иконографические схемы. Однако соединение их в одну композцию привнесло свои особенности. Так, апостолы изображены не сидящими, как обычно, а в виде поясных фигур, заключенных в медальоны. Святой Дух над ними одновременно входит в сцену «Новозаветная Троица». Прототипом описываемой палицы является хранившаяся в Патриаршей разнице другая палица первой четверти XVII в. – молдо-влахийского происхождения 855 . Повторяя ее, эта палица отличается не только общим художественным стилем и рисунком, но и отдельными композиционными моментами. Так, здесь нет ангелов над Христом, звезд, херувимов и цветов во втором круге и по углам и, основное, – вместо характерного для молдо-влахийского шитья заполнения кайм цветочной гирляндой, здесь помещена обычная для русских памятников литургическая надпись. АТРИБУЦИЯ Бытование обоих памятников в кремлевском собрании, так же, как и тщательность исполнения, надо думать, свидетельствует о выполнении нашей палицы в Москве во второй половине XVII в. ВЫСТАВКИ 1990–1991 Сиэтл – Вашингтон, 71; 2002–2003 Мемфис – Топика (США), Р. 57. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Патриаршей ризницы 1910. С. 54, 5; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12097; Опись Соловецкого собрания 1928/2, д. 69, л. 8 об., 137; Маясова 1995(1). С. 270. 135. ВОЗДУХ ХРИСТОС ВО ГРОБЕ Москва (?), вторая половина XVII в. Камка (XVII в., Франция?), холст, шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг; ткачество, шитье, низание. 59х81 Поступил из Вознесенского монастыря Московского Кремля в 1919 г. 856 Инв. ТК-2498 Инв. На среднике воздуха вышит лежащий во гробе Христос, руки которого вытянуты вдоль тела. Перед гробом – сложенная в виде горки плащаница. Два угла гроба не поместились на среднике и срезаны, вероятно, при присоединении кайм. Над гробом – прямоличный херувим и два летящих ангела. У каждого из них – две рипиды (одна круглая, другая ромбовидная) с кружком посредине, шитым песочным шелком. Около изображений – жемчужные надписи: на нимбе – он, на фоне – хс, анги г(с)дни, херувимъ.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

С ранними произведениями Строгановых (до 1660-х гг.) покров «царевич Димитрий» сближают и черты лика – тонкие дуги бровей, рисунок носа, ушей. Личное здесь также шито тонким крученым шелком сероватого тона, а украшение одежды – цветными кружочками, имитирующими камни, – встречается и в других произведениях мастерских Строгановых. А.В. Силкин считает, что участие в работе над покровом строгановских мастериц невозможно из-за отдаленности от Москвы этих мастерских (Сольвычегодск), а также из-за отсутствия на покрове характерной системы моделировки ликов, однако в 1620-х гг. эта система еще не выкристаллизовалась. Косвенным подтверждением датировки покрова является совпадение его иконографии с иконографией образа на серебряной раке Димитрия, созданной в 1628–1630 гг. 646 . В этот период, когда Михаил Федорович выбирал супругу, работой светлицы несомненно руководила его мать – старица Марфа. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Архангельского собора 1730, л. 9–9 об.; Опись Архангельского собора 1771–1773, л. 140; Опись Архангельского собора 1857, л. 78; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12214; Маясова 2002. С. 347–349, ил. 9 80. ВОЗДУХ ХРИСТОС ВО ГРОБЕ Москва, Царицына мастерская палата, знаменщик Иван Гомулин, 1627. Камка (XVI в., Италия), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг, рубины, золото; ткачество, шитье, низание. 70х86,5 Поступил из Благовещенского собора Московского Кремля в 1919 г. 647 Инв. ТК-2745 Кат. На среднике по красной камке изображен лежащий в гробу Христос. Руки Христа вытянуты вдоль тела. Перед гробом – сложенная в виде горки плащаница. Над гробом – прямоличный херувим и два ангела, каждый ангел держит две рипиды. На фоне шитые жемчугом надписи: хс, аглъ гнь (дважды), херувимъ. Личное шито плотно тонким некрученым шелком золотисто-песочного цвета «в раскол» «по форме». Черты ликов и контуры отмечены коричневой нитью. Такой же нитью шиты и волосы ангелов. В полосах и бороде Христа – коричневая нить со сканым золотом. Сканым золотом с коричневым шелком разных оттенков шиты покров и гроб.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Судьба кайм представляет собой загадку, так как, по заключению реставраторов Музеев Кремля, надпись на них не была закончена (обрамляющие полосы), и пет следов прикрепления их к покрову. Непонятно, почему каймы оказалась во Владычном монастыре Серпухова. Возможно, они были недошиты и вместе с другими вещами похищены польско-литовскими интервентами в начале XVII в., задержались в Серпухове, а затем были возвращены в Москву, где уже хранились отдельно от покрова. Они упомянуты в Переписной книге 1658 г. домовой казны патриарха Никона . В Описи 1701 г. Успенского собора значится: «...на чюдотворцовых мощах 2 покрова: первый нижний, отлас лазоревой, а на нем вышит шелком разным его чюдотворцов образ, по краям покрова обшито круживом кованым, золото с зеленым шолком, подложен тафтою желтою». Это описание несомненно относится к данному покрову, к тому времени уже утратившему древний фон. ВЫСТАВКИ 2000 (1) Москва. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Описи Успенского собора 1876. Стб. 612, 60; Переписная книга казны патриарха Никона 1852. С. 5 (каймы): Опись Успенского собора 1771. Стб. 99 об.; Опись Успенского собора 1853. Стб. 76; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 12, 12495; Книга поступлений, 52475; Маясова 1995 (3). С. 26–38; Христианские реликвии 2000. С. 213– 214, 66 (на ил. ошибочно другой покров). 19. ПОКРОВ МИТРОПОЛИТ ИОНА Митрополит Иона 442 представлен прямолично, в рост в крестчатом саккосе с буквами хс ника. В кругах, омофоре и святительской шапке с херувимом на очелье. Обе руки его прижаты к груди. Правой он благословляет, левой держит закрытое Евангелие с Голгофским крестом на окладе. Изображение вышито по голубому атласу. Личное шито тонким слабо крученым золотисто-песочного цвета шелком «атласным» швом «по форме». Длинная, раздвоенная внизу борода, усы и белки глаз – белым шелком, черты лика и густые брови – темно-коричневым, губы – красным, одежды, нимб и Евангелие – прядеными серебряными и золотными нитями с незаметной прикрепой (швы – «рядки», «городок», «ягодка», «черенок»).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

На каймах по зеленому атласу пряденой нитью вязью вытянутыми буквами шит тропарь: блгобразныи с древа снем пречистое тло твое плащаницею//чистою вивъ вонми въ гроб нов покрывъ положих в гробе//плотски во ад же с дшю ко бгъ в же с разбоиником и на престол былъ еси и хрсте//со тцемъ и дхомъ вс исполн и неписанны 930 . Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на нижнюю и левую. Буквы на всех каймах направлены в центр произведения. Подкладка из светло-зеленой хлопчатобумажной крашенины. На подкладке в левых углах пришиты два металлических кольца. Составляет комплект с сударями «Агнец Божий» (кат. 164) и «Богоматерь Знамение» (кат. 165). СОХРАННОСТЬ Утраты коричневого шелка в чертах ликов и на теле Христа. Местами секутся и отстают золотные нити. Ткани на среднике и каймах секутся. Подкладка помята, имеет прорывы, пятна. На лике левого ангела грубые поновления. ИКОНОГРАФИЯ Иконография воздуха отличается от традиционной: Христос представлен с закрытыми глазами, но благословляющим, вместо летящих ангелов изображены стоящие у гроба в дьяконских одеяниях, нет херувима над гробом и плащаницы перед ним, вместо этого изображены подсвечники. АТРИБУЦИЯ Нетрадиционность иконографии, особенности композиции и рисунок крыльев серафимов, подобных цветкам, искаженные пропорции фигуры Христа и неканоничность ликов, а также палеография надписи дают основания относить воздух к самому концу XVII в. Характер же надписи с длинными, узкими буквами аналогичен надписям на произведениях, вышедших из мастерской Акулины Бутурлиной 931 . Составляет комплект с сударем «Агнец Божий» (кат. 164) и сударем «Богоматерь Знамение» (кат. 165). ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12513; Маясова 2002. С. 343, ил. 8. 164. СУДАРЬ АГНЕЦ БОЖИЙ Москва, мастерская Акулины Петровны Бутурлиной, конец XVII в. Камка (XVII в., Италия и Китай), атлас (XVII в., иностранное производство), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, трунцал; ткачество, шитье.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010