Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИОНИСИЙ († не ранее 1604), митр. Московский и всея Руси. Можно предположить, что Д. был уроженцем Новгородской земли, поскольку монашеский постриг он принял в Варлаамиевом Хутынском мон-ре , где в 1577 г. стал настоятелем, в сан игумена возведен Новгородским и Псковским архиеп. Александром . Игуменство Д. отмечено упрочением связи Хутынского мон-ря с царским двором: в 1579 г. в мастерских Ирины Феодоровны был изготовлен шитый покров на раку прп. Варлаама Хутынского ( Маясова Н. А. Кремлевские «светлицы» при Ирине Годуновой//ГММК: [Сб. тр.]. М., 1976. Т. 2. С. 40, 41, 57). В 1580 г. Д. в Москве участвовал в Соборе, ограничившем рост земельных владений Церкви (его подпись имеется на соборном приговоре - Законодательные акты Рус. гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в. 1986. С. 59). В описи Хутынского мон-ря 1642 г. указано неск. жалованных грамот, относящихся к времени настоятельства Д.; даже из краткого изложения ясно, что речь идет о значительных привилегиях (см.: Макарий (Миролюбов), архиеп. Опись новгородского Спасо-Хутынского мон-ря 1642 г.//ЗРАО. 1857. Т. 10. С. 534). В февр. 1581 г. вместо ушедшего на покой митр. Антония Д. «избранием царя и великого князя» был поставлен на первосвятительскую кафедру. В связи с хиротонией и возведением на митрополичий престол Д. 5 февр. 1581 г. был составлен новый чин интронизации, более детализированный и торжественный в сравнении с чином, составленным в 1564 г. в связи с поставлением митр. Афанасия (чин 1581 был использован в 1589 для разработки чинопоследования при возведении митр. св. Иова в сан патриарха). Одним из первых деяний Д. в качестве главы Церкви стало его ходатайство в 1581 г. с собором духовенства перед царем Иоанном IV Васильевичем за попавшего в опалу кн. И. Ф. Мстиславского. В 1581 г. в Москву прибыл папский посол иезуит А. Поссевино , который должен был провести переговоры об унии Русской Церкви с Римом. Римская курия вынашивала планы привлечь польск. кор. Стефана Батория и царя Иоанна IV к союзу для борьбы с турками. Папский легат вручил царю книгу о Флорентийском Соборе и письмо папы Григория XIII . Собор Русской Церкви во главе с Д. рассмотрел предложения о соединении Церквей и ответил отрицательно. Ранее, когда Поссевино находился в Смоленске, местный еп. Сильвестр пригласил его в кафедральный собор. Узнав об этом, Д. написал послание Сильвестру с осуждением его действий. Однако из документов о приезде Поссевино следует, что Смоленский архиерей принимал рим. легата в соответствии с царскими указаниями. Согласно сообщению позднейшего летописца, папский посол, желавший осмотреть Успенский собор Московского Кремля, получил позволение государя, но «митрополит Дионисий пустить его не велел» (ПСРЛ. Т. 34. С. 228). По более ранним источникам, Поссевино получил приглашение царя посетить богослужение в Успенском соборе, но уклонился от этого.

http://pravenc.ru/text/178349.html

Соч.: «Двойной покров» XVI в.//Сообщ. Загорского гос. ист.-худож. музея-заповедника. Загорск, 1958. Вып. 2. С. 25-30; Мастерская худож. шитья князей Старицких//Там же. 1960. Вып. 3. С. 41-64; О датировке древней копии «Троицы» Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора//Там же. С. 170-174; К истории иконостаса Благовещенского собора Моск. Кремля//Культура Др. Руси. М., 1966. С. 152-157; Худож. шитье//Троице-Сергиева лавра: Худож. памятники. М., 1968. С. 112-139; Древнерус. шитье. М., 1971; Методика исслед. памятников древнерус. лицевого шитья//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1973. Вып. 1. С. 111-131; Памятник шитья моск. великокняжеской светлицы XV в.//Там же. 1980. Вып. 3: Искусство Москвы периода формирования рус. централизованного гос-ва. С. 56-75; «Светлицы» в доме боярина Д. И. Годунова//Там же. М., 1984. Вып. 4: Произведения рус. и заруб. искусства XVI - нач. XVIII в. С. 32-56; Памятники средневек. лицевого шитья из собр. Успенского собора//Успенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1985. С. 189-214; Древнерус. лицевое шитье из собр. Кирилло-Белозерского мон-ря//ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Худож. памятники рус. Севера. С. 203-224; Декоративно-прикладное искусство// Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Моск. Кремля: К 500-летию уникального памятника рус. культуры. М., 1990. С. 81-87; К вопросу о южнослав. связях в рус. лицевом шитье XV-XVI вв.//ГММК: Мат-лы и исслед. 1990. Вып. 7: Проблемы рус. средневек. худож. культуры. С. 87-100; Средневек. лицевое шитье: Византия. Балканы. Русь: Кат. выст. к XVIII Междунар. конгрессу византинистов. Москва, 8-15 авг. 1991 г. [М., 1991]; Древнейший покров митр. Ионы//ГММК: Мат-лы и исслед. 1995. Вып. 10: Древнерус. худож. шитье. С. 26-38; Произведения средневек. молдо-влахийского лицевого шитья в собр. ГММК//ДРИ. СПб., 1995. [Вып.:] Балканы. Русь. С. 257-276; Образ прп. Сергия Радонежского в древнерус. шитье: (К вопросу об иконографии)//Там же. 1998. [Вып.:] Сергий Радонежский и худож. культура Москвы XIV-XV вв. С. 40-53; Лицевое шитье круга Дионисия//Дионисий, «живописец пресловущий»: К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. М., 2002. С. 208-214; Древнерус. лицевое шитье: Кат./ГММК. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/2562742.html

кн. Василия II, хотя сохранившийся образ (ГММК) относится к более позднему времени. Существует предположение о том, что именно Б. и. в 1518 г. привезли из Владимира в Москву для поновления вместе с иконой Спасителя (иногда отождествляемой с образом «Спас на престоле с припадающим митр. Киприаном», XII - кон. XIV в.; под записью 1700 г., ГММК). В летописях сообщается о владимирском происхождении привезенных икон, но ничего не говорится об их иконографии. Первым достоверным свидетельством почитания и косвенным свидетельством чудотворений Б. и. (или ее списка) является надпись «Миро святыя Богородици Бо[го]любьское» на золотом ковчеге 1-й пол. XVI в. (СПГИАХМЗ) с изображением Богоматери, молящейся перед десницей Божией, без свитка в руках. Такое же изображение находится на помещенном внутрь этого ковчега более раннем серебряном мощевике. Не исключено, что надпись возникла в результате «опознания» забытой реликвии, о к-рой напомнило изображение на старом мощевике. Вероятно, лишь во 2-й пол. XVI в. или позднее были созданы первые точные копии Б. и. «в меру и подобие» с изображениями Господа в небесном сегменте и свитка в правой руке Богоматери (икона из Сретенского собора - ныне в ГММК; икона из собрания ГВСМЗ). По мнению ряда исследователей (А. Н. Грабар, М. А. Маханько, Н. А. Маясова, А. Г. Мельник, Е. С. Овчинникова и др.), с усилением почитания Б. и. связаны изображения «Богоматери Молебной» или «Моление о народе», распространившиеся в рус. искусстве с нач. XVI в. и, возможно, известные уже в XV в. (древнейшие точно датированные примеры относятся к 20-40-м гг. XVI в., напр., пелена Соломонии Сабуровой - 1525, СПГИАХМЗ). На иконах этого типа Богоматерь, как и на Б. и., предстоит Иисусу Христу, изображенному в небесном сегменте, в левой руке Она держит свиток с молитвой ко Господу о спасении человеческого рода, Христос представлен со свитком, содержащим ответ на моление Богоматери. Перед Богоматерью изображены молящиеся святые (напр., Московские митрополиты Петр и Иона, князья Борис и Глеб, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие) во главе коленопреклоненного народа или припадающий местночтимый святой, иногда святые (напр., преподобные Иосиф Волоцкий, Корнилий Комельский, Трифон Вятский, сонм ростовских святых).

http://pravenc.ru/text/149497.html

Сергием, приложив руку к груди. Необычный иконографический вариант - на пелене посл. четв. XV в., вышитой в мастерской вел. кнг. Марии Ярославны (ГММК; см.: Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье: Кат./ГММК. М., 2004. С. 99-101. Кат. 10): М., протянув руку вперед, смотрит на «посещение чюдно» из оконного проема расположенной справа палаты, в его волосах и короткой бороде седина, вокруг головы нимб. Этот сюжет неоднократно воспроизводился в памятниках шитья, напр. на покрове ок. 1523/24 г. с Голгофским крестом в центре композиции (вклад в Троице-Сергиев мон-рь Матрены Вепревой, СПГИАХМЗ); на двусторонней хоругви 1650 г., вышитой в царицыной мастерской (СПГИАХМЗ), М., как и его учитель, показан в порывистом движении, правая рука в изумлении поднята ко лбу. Из-за отсутствия надписаний не всегда можно с уверенностью говорить о том, что изображен М., а не прп. Никон Радонежский, поскольку последнего как преемника троицкого игумена писали стоящим за прп. Сергием в др. варианте извода, известном также с XV в. (см. ст. Никон Радонежский, прп.; на месте М., в коленопреклонении, он представлен, в частности, на пелене со Св. Троицей, избранными праздниками и святыми 1524/25 г.- вклад вел. кн. Василия III Иоанновича и вел. кнг. Соломонии Сабуровой, СПГИАХМЗ). Обычно М. изображали более молодым, чем прп. Никона. Подобная композиция в различных редакциях воспроизводилась затем на иконах XVII - нач. XX в., в т. ч. созданных в Троицкой обители и ее окрестностях, подмонастырских слободах и приписных мон-рях. Характерными образцами являются иконы-пядницы сер. XVII в. (ГРМ), 1747 г. (ГМИР), 3-й четв. XVII в. (собрание К. В. Воронина), 1747-1764 гг., рубежа XVIII и XIX вв. (СПГИАХМЗ, ЗИАХМ, РГИАХМЗ - одежды М. напоминают мирские, он прикрывает глаза ладонью); монументальный образ 1777 г. (?) в серебряном окладе 1853 г. на юж. стене над ракой с мощами прп. Сергия (Троицкий собор ТСЛ; написан по благословению митр. Платона (Левшина) - Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. 2003. С. 78, 136); образ сер.

http://pravenc.ru/text/2563830.html

Примечания: 1 Высоцкий С.А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. К., 1989. С. 45–46, 78–79, 91–97, 101–102. 2 Хорошев А.С. Указ. соч. С. 85–88; Поппе А.В. Владимир Святой: у истоков церковного прославления//Византинороссика: Труды Санкт-Петербургского общества византино-славянских исследований. СПб., 2000. Т. 2. С. 9–55. 3 Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 104; Гусев. 1921. Табл. VI. 4 Царевская Т.Ю. Новые данные о составе росписей церкви Николы на Липне//ДРИ. Русь. Византия. Балканы. XIII век. СПб., 1997. С. 421, 426, 429–430; она же. Княжеская тематика. С. 605–620. 5 Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи.  Опыт историко-художественной классификации: В 2 т. М., 1963. Т. II. Кат. 153; Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. М., 1982. Кат. 4. 6 Преображенский А.С. Иконография Владимира Святославича//Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 705–718. 7 Память и похвала князю русскому Владимиру//БЛДР. Т. 1. СПб., 1997. С. 316–327. 8 Срезневский И.И. Мусин-Пушкинский сборник 1414 г. в копии начала XIX в.//Записки императорской Академии наук. СПб., 1893. Т. 72. Прил. 5. С. 17–31. 9 Лазарев В.Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., 1977. Табл. XXII об. 10 Маясова Н.А. Древнерусское шитье. М., 1971. Табл. 5, 6. 11 Там же. С. 19–20. Ил. 26; Маясова Н.А. Памятник шитья московской великокняжеской светлицы XV в.//ГММК. Материалы и исследования. Вып. III: Искусство Москвы периода формирования Русского централизованного государства. М., 1980. С. 56–75. Табл. 3. 12 Смирнова Э.С. Роспись подпружных арок собора Ферапонтова монастыря. Состав фигур и замысел//Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века: К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. М., 2005. С. 219–228. 13 Преображенский А.С. Иконография Владимира. С. 705–718.

http://e-vestnik.ru/church/svyatoy_koren...

Образы З. и С. встречаются на шитых покровах с XVI в.- на покровах З. (1583) и С. (1585), выполненных в мастерской Новодевичьего мон-ря в Москве (ГММК, З. держит свиток двумя руками, у С. десница на груди), на покрове З. кон. 90-х гг. XVI в., шитом в мастерской царицы И. Ф. Годуновой (ГММК), на пелене XVI в. из Соловецкого мон-ря (ГРМ, см.: Древнерус. шитье. 1980. Кат. 90; Сохраненные святыни. 2001. С. 226-227. Кат. 79; Маясова. 2004. С. 156-160, 208-209. Кат. 35, 36, 58). 2 покрова 1660 и 1661 г. (ГРМ) выполнены в мастерской А. И. Строгановой в Соли Вычегодской для Соловецкой обители (вклад Д. А. Строганова и его детей, см.: Древнерус. шитье. 1980. Кат. 170, 171; Рус. мон-ри. 1997. С. 100-101). На покровах - прямоличные ростовые изображения З. и С. с куколем на плечах, с благословляющей десницей и свитком в левой руке. В строгановской мастерской в Соли Вычегодской для обители изготовлены палица и пелена (ГРМ, см.: Рус. мон-ри. 1997. С. 103). На палице 1658 г. (вклад А. И. Строгановой) З. и С. представлены в рост, в молении, по сторонам от образа Преображения Господня. На пелене святые изображены в традиционной иконописной композиции,с храмом на руках. Др. палица сохранила изображения Соловецких чудотворцев, предстоящих Успению Богоматери (АОКМ, см.: Древнерус. шитье. 1980. Кат. 172, 173; Соломина В. П. Древнерус. шитье в собр. АОКМ: Кат. Архангельск, 1982. Кат. 20). Известны покровы преподобных кон. XVII - нач. XVIII в. (поновлены в XIX в.), созданные в московской мастерской А. П. Бутурлиной (вклад стольника И. И. Бутурлина, ГММК, см.: Маясова. 2004. С. 416-419. Кат. 157, 158). Последний покров на раку З. был устроен монастырем во 2-й пол. XIX в.: «Покров на раку бархата пунцового (свет) и малинового (поля); в средине образ преподобного Зосимы, лицо и руки, писаные красками, а венец из желтой парчи, шитый бусами, мантия и епитрахиль бархата малинового, последняя обшита лентой желтой аплике, на полях тропарь «Яко светильницы»… вышит шерстями; подкладка шелковая» (ГААО. 878. Оп. 1. Д. 41. Л. 614 об.). Известны изображения З. и С. на др. предметах облачения, напр. в числе рус. святых на подольнике саккоса патриарха Никона 1655 г. (ГММК, см.: Маясова. 2004. С. 318-321. Кат. 108), на вставном подоле XVIII в. к саккосу митр. Казанского Лаврентия 60-х гг. XVII в. (ГОМРТ; см.: Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. Кат. 95. С. 296), шитые фигуры святых на оплечье фелони 2-й пол. XVII в. (ГММК, см.: Маясова. 2004. С. 374-375. Кат. 133), гравированные дробницы на митрах 1656 и 1682 гг., на оплечье фелони 1633 г. (ГММК).

http://pravenc.ru/text/200051.html

XV в. образ К. помещали на московских памятниках лицевого шитья, в частности в медальоне на нижнем поле сударя «Явление Божией Матери прп. Сергию Радонежскому, с Деисусом и избранными святыми» (посл. четв. XV в., ГММК) - К. с темно-русыми волосами и со сравнительно небольшой бородой; на сударе (по описям, «плащанице») «Избранные святые в молении образу Божией Матери «Неопалимая Купина»» из Кириллова Белозерского мон-ря (кон. XV - нач. XVI в., ГРМ; см.: Опись. 1998. С. 152) - К. в среднике крайний слева, за спиной свт. Леонтия Ростовского. Эта традиция прослеживается и позднее: на пелене «Избранные святые» 1-й пол. XVI в. (мастерская вел. кнг. Елены Васильевны Глинской, ГИМ; см.: Маясова. 2004. С. 32-33. Ил. 12), на мн. строгановских произведениях шитья, как, напр., на вкладах в Благовещенский собор Сольвычегодска и Успенский собор Ростова: на 2 пеленах «Мч. царевич Димитрий, с избранными святыми» (1654 и 1656, СИХМ, ГРМ), на воздухе «Положение во гроб, с избранными святыми» и на покровце «Се Агнец Божий, с избранными святыми» (ок. 1661, ГМЗРК; см.: Силкин. 2002. С. 192-194, 196-199, 274-277, 324-325. Кат. 21, 23, 83, 84, 127), а также на саккосе патриарха Никона (1655, ГММК; см.: Маясова. 2004. С. 318-321. Кат. 108) и на вставном подоле XVIII в. к саккосу митр. Казанского Лаврентия 60-х гг. XVII в. (ГОМРТ; см.: Маясова. 2004. С. 294-296. Кат. 95) и др. Наиболее ранний житийный образ К. был создан в нач. XVI в. (на рубеже 10-х и 20-х гг.) в мастерской Дионисия, когда ее мог возглавлять сын художника, и предназначался для иконостаса Успенского собора Кириллова мон-ря (ГРМ; см.: Соловьёва. 2009). В монастырских описях он значится 4-м справа в местном ряду, после 2 храмовых икон Успения Пресв. Богородицы (Опись. 1998. С. 46-47), недалеко от двери, ведущей к гробнице К. Не исключено, что образ К. «в деянии» был вложен в мон-рь вел. кн. Василием III и его супругой Соломонией Сабуровой вместе с покровом на раку чудотворца (1514, ГРМ) и шитой подвесной пеленой с житийным образом К.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

В Успенском соборе Московского Кремля сохранились 5 надгробных лицевых покровов с образом И., выполненных в сер. XVI - нач. XVIII в. (все в ГММК). Как правило, это вклады московских цариц, изготовленные в их мастерских, древнейшие были пожертвованы в собор царицей Анастасией Романовной. Первый покров создан, вероятно, после Собора 1547 г. (по датировке Маясовой, в 1549-1552; согласно надписи, вложен царицей в Успенский собор на празднование памяти И. в 1558 - см.: Маясова . 1995; Она же. 2004. Кат. 18; Вера и власть. 2007. С. 168-169. Кат. 70); другой был вложен в 1551-1553 гг. (Христианские реликвии. 2000. Кат. 66; Маясова. 2004. Кат. 19); существует покров из мастерской царицы Марии Ильиничны 50-60-х гг. XVII в. ( Маясова. 2004. Кат. 119). Кроме того, покровы на гробницу И. в Успенском соборе были созданы во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. в крупнейших мастерских: в сольвычегодской А. И. Строгановой (1657; Там же. Кат. 113) и в московской А. П. Бутурлиной (кон. XVII - нач. XVIII в.; Там же. Кат. 155). Выполненные по общей иконографической схеме покровы отличаются техникой исполнения и некоторыми деталями. Так, древнейший покров из мастерской царицы Анастасии Романовны шит разноцветными шелками, надпись: «              ». Характерные детали изображения: небольшая архиерейская шапка с короткой опушкой и плотно прилегающей к голове невысокой округлой тульей; на окладе Евангелия Голгофский крест с надписью: «        » (на др. покровах - Распятие). Личное и телесное шитье исполнено без разделки (правая рука с двуперстным благословением дана лишь контуром) и притенений. Др. покров царицы Анастасии (1551-1553) отличается более плотными пропорциями фигуры, использованием преимущественно золотного шитья, а также обилием драгоценных камней и жемчуга; надпись: «  ()      ». В обширной вкладной надписи сделан акцент на молении И. о здравии представителей правящей семьи, прежде всего царских «чад». Возможно, почитание И. в царской семье было связано с «молением о чадородии» и с покровительством детям во время болезней. Было известно о заступничестве И. за детей вел. кн. Василия Темного, князей Ивана и Юрия во время феодальной войны, а также чудо с исцелением дочери вел. кн. Василия II. На протяжении XVII в. шитый золотом и серебром покров, вложенный в 1551-1553 гг., упоминается в описи ризницы собора (Описи. 1876. Стб. 346, 418-419).

http://pravenc.ru/text/578250.html

216 Ciggaar К. Western Travellers to Constantinople. The West and Byzantium, 962–1204: Cultural and Political Relations. Leiden: New York: Koln. 1996. P. 111–112. 217 Idem. P. 311: Junyent E. Notes inedites sobre el Monestir dc Ripoll//Analecta Sacra Tarraconensia. 1933. T. 9. P. 37. 221 Sotiriou G., M. Icônes du Mont Sinai. Athènes, 1958. T. 1. Pl. 57, 58–61; T. 2. P. 75–77: Belting H. Likeness and Presence: A History of the Image before the Era of Art. Chicago and London. 1994. P. 248–249. Fig. 152. 224 «Лицевое полотнище (индитии), обращенное в храм, не только изготавливалось из более дорогой и нарядной ткани, но и украшалось вышивкой. На нем шились изображения Деисуса. Голгофы на фоне иерусалимской стены, Богоматерь «Знамение », просто креста» (Бадяева Т. А. Ткани и лицевое шитье в убранстве древнерусского храма XV века//Проблемы истории СССР. М., 1974. Вып. 4. С. 58). 225 Бадяева Т.А. О внутреннем убранстве памятников древнерусского зодчества XV века//Проблемы истории СССР. М.. 1973. С. 420–421. 226 Маясова Н.А. Художественное шитье//Троице-Сергиева Лавра. Художественные памятники. М., 1968. С. 133; Маясова Н. А. Кремлевские «светлицы» при Ирине Годуновой//ГММК. Материалы и исследования. М., 1976. Вып. 2. С. 56. 228 Древнерусское шитье XV-XVIII века в собрании Государственного Русского музея: каталог выставки/Авт.-сост. Л.Д. Лихачева. Л., 1980. Кат. 89. С. 50. 229 Меняйло В. А. Художественное шитье в храмах Иосифо-Волоколамского монастыря в первой половине XVI века//Древнерусское художественное шитье. ГММК. Материалы и исследования. М.. 1995. Вып. 10. С. 14–25, 19. 230 Писцовые книги Московского государства, изданные императорским Русским географическим обществом. СПб., 1872. Отд. 1. С. 295, 303. 231 Церкви и ризницы Кирилло-Белозерского монастыря по описным книгам 1668 года – Записки отделения русской и славянской археологии императорского Русского археологического общества. СПб., 1861. Т .2. С. 198. 232 Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года/Сост. З.В. Дмитриева. М.П. Шаромазов. СПб., 1998. С. 68–69.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

В. Св. страстотерпец, блгв. кн. Угличский царевич Димитрий, Московский и всея России чудотворец//БВ. 1911. 10. С. 345-363; 1912. 1. С. 147-171; 3. С. 562-590; 4. С. 701-721; 5. С. 50-74; Мухин К. П. Музей древностей во дворце св. царевича Димитрия в Угличе: Путев. Углич, 1915; Державина О. А. Рукописи, содержащие рассказ о смерти царевича Димитрия Угличского//Зап. ОР/ГБЛ. М., 1953. Вып. 15. С. 78-118; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 713, 912, 1015, 1048; LCI. Bd. 6. Sp. 45-46; Кириков Б. М. Углич. Л., 1984; Сапунов Б. В. Неопубл. памятник станковой живописи с изображением Угличской драмы 1591 г.: (Этюд по истории парсунного письма)//От Средневековья к Новому времени: Мат-лы и исслед. по рус. искусству XVIII - 1-й пол. XIX в./Ред.: Т. В. Алексеева. М., 1984. С. 149-162; Постернак О. П. «Образ царевича Димитрия» из УИХМ: возможные истоки иконографии//Рус. живопись XVIII в.: Исслед. и реставрация: Сб. науч. тр./ВХНРЦ. М., 1986. С. 35-48; 1000-летие рус. худож. культуры: Кат. выст. М., 1988. Кат. 134, 175, 188, 191; Угличский летописец: [Сб.]. Ярославль, 1996; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 142-143, 222-227, 340-341, 462-463. 53, 101-103, 169, 231; Т. 2. С. 95-96; Курганова Н. М. Икона «Царевич Димитрий в житии» из собр. ГВСМЗ//ГВСМЗ: Мат-лы исследований. Владимир, 1999. Сб. 5. С. 118-121; Власова Т. Б. История формирования иконостасов Архангельского собора//Архангельский собор Моск. Кремля/Сост., науч. ред.: Н. А. Маясова. М., 2002. С. 247. Ил. 21; Мартынова М. В. Худож. металл в интерьере Архангельского собора//Там же. С. 407-410; Маясова Н. А. Произведения лицевого шитья из Архангельского собора//Там же. С. 343, 345-353; она же. Древнерус. лицевое шитье: Кат./ГММК. М., 2004. Кат. 79, 106, 122, 173; Ерохин В. И. Углич: Путев. по городу. М., 2002; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 63-72. Кат. 6, 12, 13, 21-38, 47, 57, 60, 79-81, 83-89, 92, 95, 114, 116, 127, 133; Иконы строгановских вотчин XVI-XVII вв.: Кат.-альбом/ВХНРЦ. М., 2003. Кат. 32, 97; Пуцко В.

http://pravenc.ru/text/178207.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010