М.В. Шкаровский Православие при социализме Скачать epub pdf Содержание Введение Глава I. Государственно-церковные отношения в СССР – объект исторического исследования §1. Задачи исследования, терминология, методологическая основа §2. Историография проблемы §3. Характеристика источников §4. Русская Православная Церковь и государственная религиозная политика в 1917–1938 гг Глава II. Изменение государственно-церковных отношений в годы II Мировой войны §1. Положение Русской Церкви накануне Великой Отечественной войны (1939–1941 гг.) §2. Патриотическая деятельность Московской Патриархии §3. «Религиозное возрождение» на оккупированной территории СССР §4. Ликвидация обновленческого и григорианского расколов §5. Религиозная политика советского государства в годы войны Глава III. Церковное сопротивление в СССР §1. Иосифлянское движение § 2. Катакомбная Церковь §3. Религиозные диссиденты Глава IV. Московская патриархия на международной арене §1. Русская Церковь в центре «большой политики» §2. Ослабление внешнеполитической активности Патриархии §3. Новая активизация международной деятельности Церкви Глава V. Государственно-церковные отношения в 1945–1964 гг §1. Временное «перемирие» 1945–1953 гг §2. Укрепление позиций Патриархии – 1953–1957 гг §3. Снова «война» – 1958–1964 гг Заключение     Введение В последние годы в России, впервые после Октябрьской революции, коренным образом изменилось отношение к различным конфессиям, и к православной церкви в частности. Происходит интенсивный процесс ее возрождения, остро стоит необходимость строительства новой государственной религиозной политики, преодоления груза наследия. Практически во всех странах СНГ пересматриваются казавшиеся еще недавно окончательно решенными такие вопросы как: принципы взаимоотношений государства и религиозных организаций, школы и церкви, роль и место религии в социально-политической и духовно-нравственной жизни общества; армия и Церковь ; законодательство о свободе совести. В настоящее время в самых различных слоях и группах населения России распространены представления о том, что возрождение страны невозможно без опоры на традиционные духовные ценности российского общества, сформировавшегося под влиянием православия. Такие взгляды естественны, поскольку Православная Церковь сыграла особую роль в формировании и развитии российского государства, культуры и нации в целом. Русская Церковь с ее богатейшим опытом духовно-просветительной и благотворительной деятельности призвана внести весомый вклад в восстановление традиционных нравственных ценностей и преемственности наших тысячелетних культуры и государственности. Этому благотворному процессу способствует и начавшийся диалог между государством и Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Введение I Глава. Отношения советского государства и Русской Православной Церкви в 1943–1958 гг. § 1. Кризис церковно-государственных отношений в России к 1943 году. § 2. Церковно-государственные отношения в 1943–1958 гг. § 3. Особенности развития внутрицерковной жизни в 1943–1958 гг. Таблица 1 II Глава. Гонения на Церковь в СССР В 1958–1964 гг.: роль в них государства и общества § 1. Усиление антицерковной политики Советского государства в 1958–1961гг. § 2. Реформа приходского управления. Закрытие храмов, как одно из важнейших направлений хрущевской антицерковной политики. Таблица 1. Закрытие храмов в Костромской области в 1961–1964 годах Таблица 2. Закрытие храмов в Ивановской области в 1961–1964 годах Таблица 3. Количество православных церквей, молитвенных домов и священников в некоторых областях РСФСР (на 01.01.1958) Таблица 4. Закрытые храмы Владимирской епархии (на 01.01.1962 г.) § 3. Общественная реакция на антицерковную компанию в России в 1958–1964 гг. Жизнь православного духовенства в этот период. III Глава. Отражение атеистической политики советского государства на внутрицерковной жизни и реакция советского общества на государственный атеизм в 1964–1988 гг. Таблица 1. Количество треб, совершенных в Ивановской, Костромской и Владимирской епархиях в 1960-е годы Таблица 2. Сведения о численном составе духовенства Владимирской епархии в 1962–1984 годах Таблица 3. Сведения о численном составе духовенства Ивановской епархии в 1977–1987 годах § 2. Русская Православная Церковь и религиозные диссиденты в 60–80-е годы ХХ века § 3. Поместный собор Русской Православной Церкви 1988 года и его роль в изменениях во внутрицерковной жизни. § 4. Общественное сопротивление в России советской атеистической политике. IV Глава. Русская Православная Церковь в постсоветской России § 2.Церковно-государственные отношения в условиях постсоветской России. § 3. Постсоветское общество в России и Русская Православная Церковь § 4. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года – важнейший этап истории Российского Православия. V Глава. Проблемы духовного образования в России в 1943–2000 ГГ. § 1. Православные духовные школы до революции 1917 года и в СССР до 1988 года. Таблица 1. Наличие богословских степеней у духовенства Владимирской епархии в 1970-е годы § 2. Духовное образование в России в 1990–2003 гг. § 3. Особенности становления некоторых провинциальных Российских духовных учебных заведений в 1990–2003 годах. Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Введение Часть первая. Литургическое возрождение на Западе Определение основных понятий: литургическое движение, реформа, возрождение Глава I. Предыстория литургического движения в католической церкви A. Литургическая реформа Каролингов и судьба римского обряда литургии Б. Тридентский Собор B. От Тридентского Собора до дона Проспера Геранже Глава II. Этапы и деятели литургического движения A. Монашество и литургическое движение Дон Проспер Геранже и начало литургического движения Б. Организованная научно-исследовательская деятельность и литургическое движение 1. Дон Ильдефонс Хервеген 2. Дон Одо Казель B. Приход и литургическое движение Дон Ламбер Бодуэн – патриарх и патрон литургического движения Глава III. Основные богословские идеи литургического движения Глава IV. Sacrosanctum concilium: II Ватиканский Собор и литургическое движение Часть вторая. Литургическое возрождение и православие Глава V. Православие и богословские идеи литургического движения A. Католические теологи о связи литургического движения с Православной Церковью и о литургическом возрождении в православии Б. Православные богословы о литургическом возрождении в православии 1. Начало 2. Отдельные позиции 3. Богословские совещания 4. Александр Шмеман: православный ответ на литургическое движение? B. Две попытки литургической реформы в Православной Церкви в XX веке 1. Россия – как была скомпрометирована одна идея 2. Новый Скит – возрождение в другом конце света Богослужебные книги – результаты реформы Нового Скита А. Книги суточного богослужебного круга – часословы и молитвословы Б. Служебники В. Гимнографическо-поэтический и библейско-литургический материал Литургическая реформа Нового Скита Что такое литургическая реформа Причины и критерии литургической реформы Отношение к существующему положению Образование как предварительное условие литургической реформы Богослужебный язык Монашество и литургическая реформа Критика и противодействие литургической реформе Будущее литургического обновления Г. Литургическое возрождение в Православной Церкви сегодня Заключение Библиография Документы (в хронологическом порядке) Богослужебные книги Литература Частные сообщения  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Вера Святых. Катехизис Восточной Православной Церкви Катехизис содержит основные определения веры. В книге «Вера Святых. Катехизис Восточной Православной Церкви» Николай Сербский последовательно разбирает происхождение и источники православной веры, христианское православное исповедание веры, семь святых таинств, ветхозаветные заповеди, Новый завет. «В чем суть христианской веры? Христианская вера зиждется на том, что Иисус Христос является свидетелем самых важных тайн бытия и обладателем знаний о жизни. Люди не могут овладеть этими знаниями своими собственными усилиями, но постигают их лишь верой в Него. Каковы же эти самые важные тайны бытия и жизни, о которых только Христос имеет истинное знание? Самые важные тайны бытия и жизни таковы: Тайна невидимых реалий: Бога, Ангелов, души человека; Тайна сотворения мира и конца света; Тайна промысла Божьего, ведущего человека и человечество к определенной цели по Его премудрости и всемогуществу; Тайна грехопадения человека и его спасения через боговоплощение; Тайна Царствия Божия как конечной цели земной жизни человека и верного пути, ведущего к этой цели. Тайна воскресения из мертвых, Страшного Суда и вечной жизни.» Вера Святых. Катехизис Восточной Православной Церкви Святитель Николай Сербский (Велимирович) Содержание Введение. О христианской вере Глава 1. Происхождение и источники православной веры Глава 2. Христианское православное исповедание веры Глава 3. Семь святых таинств Глава 4. Ветхозаветные заповеди Глава 5. Новый завет Введение. О христианской вере В чем суть христианской веры?   Христианская вера зиждется на том, что Иисус Христос является свидетелем самых важных тайн бытия и обладателем знаний о жизни. Люди не могут овладеть этими знаниями своими собственными усилиями, но постигают их лишь верой в Него. Каковы же эти самые важные тайны бытия и жизни, о которых только Христос имеет истинное знание?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Предисловие Глава I. Исторический обзор деятельности русской православной эмиграции 1. Деятельность Русской Православной Церкви за границей на Балканах 2. Русская православная эмиграция в Центральной Европе 3. Русская православная эмиграция в Северной Европе (в Финляндии) 4. Русская православная эмиграция в Западной Европе 5. Русская православная эмиграция в Северной Африке 6. Русская православная эмиграция в США и Канаде 7. Русская православная эмиграция в Южной Америке 8. Русская православная эмиграция в Японии 9. Русская православная эмиграция в Китае Национально-политическая ситуация в Китае и Православная Церковь до японского вторжения Начало японского вторжения в Китай и деятельность Православной Церкви на оккупированных территориях Японо-китайская война и ее влияние на жизнь русской православной эмиграции 10. Русская православная эмиграция в Персии (Иране) Выводы Глава II. Архивы, источники и основные группы исследователей истории русской православной эмиграции 1. Архивы по истории русской церковной эмиграции, их формирование и судьба, степень изученности 2. Периодическая печать 3. Публикация документов 4. Нарративные источники (письма, воспоминания, автобиографии) 5. Биографии выдающихся деятелей Русской Православной Церкви 6. Обзор основных групп исследователей русской православной эмиграции Выводы Глава III. Разделение российской православной диаспоры в 19171920-х годах, каноничность и историческая оправданность создания РПЦЗ 1. РПЦЗ – Московский Патриархат – «Евлогиане» – 2. Указ 362: долгие споры о «канонической платформе» «Книжная полемика канонистов» Выводы Глава IV. История Советской религиозной политики в отношении русской церковной эмиграции и международная деятельность Московской патриархии 1. Историческая ситуация. – Основные события 2. Главные спорные моменты в трактовке представителей различных групп ученых Выводы Глава V. Германская религиозная политика в годы Второй мировой войны, участие священнослужителей РПЦЗ в деятельности Российских антисоветских воинских формирований 1. Германская религиозная политика в годы Второй мировой войны в отражении различных групп историков 2. Участие священнослужителей РПЦЗ в деятельности российских антисоветских воинских формирований (современная российская историография) Выводы Источники и научная литература Источники Публикации документов Воспоминания Научная литература Русская научная литература Зарубежная научная литература Русские и зарубежные научные публикации в Интернете  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игнатий Богоносец Церкви магнезийской при Миандре, благословенной по благодати Бога Отца во Иисусе Христе, Спасителе нашем, о Котором и приветствую ее, - душевно желает величайшей радости о Боге Отце и Иисусе Христе. Глава I. Повод к посланию. Узнавши благоустроенность вашей благочестивой любви, я с величайшею радостью вознамерился в вере Иисус - Христовой беседовать с вами. Ибо удостоившись боголепнейшего имени, я в самых узах, которая ношу, прославляю Церкви, и молюсь, чтобы в них было единение по плоти и духу во Иисусе Христе, вечной нашей жизни, единение веры и любви, драгоценнее которой нет ничего, особенно же с Иисусом и Отцом: чрез это мы выдержим всякое насилие князя века сего, и, избежавши его, приблизимся к богу. Глава II. Радость о посланных из Магнезии. Я удостоился видеть вас в лице богодостойного епископа вашего Дамаса, и достойных пресвитеров Васса и Аполлония, и сотрудника моего, дьякона Сотиона, которого я желал бы иметь при себе, потому что он повинуется епископу, как благодати Божией, и пресвитерству, как закону Иисуса Христа. Глава III. Почитайте вашего юного епископа. И вам надобно не пренебрегать возрастом епископа, а, по силе Бога Отца, оказывать ему всякое уважение, как я заметил во святых пресвитерах ваших, что они не смотрят на видимую молодость его, а как богомудрые, повинуются ему, впрочем, не ему, но Отцу Иисуса Христа, епископу всех. итак в честь Того, Который возжелал его, нам надобно повиноваться без всякого лицемерия; потому что такой обманывает не этого, видимого епископа, но невидимого. Такое дело относится не к плоти, а к Богу, знающего тайное. Глава IV. Нехорошо некоторые действуют без епископа. Итак, надобно не только называться, но и быть христианами, тогда как некоторые на словах признают епископа, а делают все без него. Такие, мне кажется, недобросовестны, потому что не вполне по заповеди делают собрания. Глава V. Такие люди не имеют признака христиан - любви, и не умервщляют своих страстей. И так как все имеют конец, то одно из двух принадлежит нам, смерть или жизнь, и каждый пойдет в свое место. Ибо есть как бы две монеты, одна Божья, другая мирская, и каждая из них имеет на себе собственный образ, неверующие - образ мира сего, а верующий в любви - образ Бога Отца чрез Иисуса Христа. Если мы чрез Него не готовы добровольно умереть по образу страдания Его, то жизни Его нет в нас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/913/...

митр. Антоний (Фиалко) Содержание От автора Автореферат диссертации Рецензия Отзыв Введение Глава 1. Жизнь святителя Димитрия Ростовского и состояние пастырства в его время Глава 2. Святитель Димитрий о возрождении человека к духовной жизни. Божественная благодать и личное участие человека в деле спасения Христианские добродетели и средства на пути к спасению Вера Надежда Любовь Глава 3. Нравственный облик пастыря по святителя Дмитрию Ростовскому Глава 4. Пастырское душепопечение по святителю Димитрию Покаяние Страх Божий Грех и борьба с ним Пост Молитва Глава 5. Святитель Димитрий, как проповедник, педагог, агиограф Проповеднические труды святителя Димитрия Педагогическая деятельность святителя Димитрия Святитель Димитрий как составитель «Житий святых» Заключение Источники и литература   По благословению Блаженнейшего ВЛАДИМИРА, Митрополита Киевского и всея Украины     В книге на основе систематизации огромного церковноисторического материала раскрывается пастырский опыт одного из величайших деятелей Русской Православной Церкви, выдающегося агиографа и вдохновенного проповедника, по – отечески заботливого пастыря и воспитателя юношества, духовного поэта и ревностного апологета Православия – святителя Димитрия Ростовского . Книга предназначена для учащихся духовных учебных заведений, священников и мирян, всех тех, кто интересуется жизнью и деятельностью пастырей Православной Церкви. Архиепископ Антоний (в миру Василий Иванович Фиалко) родился 2 октября 1946 года в с. Дулицком Сквирского района Киевской области на Украине, в семье православных христиан. В 1960 году, после окончания школы, Василий Фиалко поступил в Киевский строительный техникум на факультет «Промышленное и гражданское строительство». В 1964 году окончил полный курс техникума и работал в разных должностях (производителя работ, инженера, старшего инженера) в строительных организациях г. Киева. В 1973 году окончил Воронежский инженерно – строительный институт по специальности «Инженер – строитель промышленного и гражданского строительства».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Николай Медведев Содержание Введение § 1. Биографические сведения о В. Н. Лосском § 2. Гносеология в понятии В. Н. Лосского Часть первая. Гносеологические принципы в усвоении истин о Боге и человеке Глава первая. Пути богопо3нания § 1. Античная мудрость и откровение. § 2. апофатизм § 3. мистический элемент в Богословском познании § 4. Катафатизм § 5. Значение христианской жизни в деле Богопознания Глава вторая. Антропологический этюд § 2. Учение о человеке в богословскои концепции В. Н. Лосского § 3. Проблема грехопадения Часть вторая. Антиномии в онтологическом аспекте, или предел познания человеком духовных структур Глава первая. Тринитарное богословие § 1. Пролог Евангелия от Иоанна § 2. Учение о Софии в трудах русских богословов. § 3. о нетварных энергиях Глава вторая. Христологический обзор § 2. Кенозис воплощения § 3. Искупительный подвиг Христа Спасителя. § 4. Славное воскресение Христово Глава третья. Экклезиологический очерк § 1. Пятидесятница – утверждение личностно и множественности § 2. Сознание соборности Церкви Заключение Богословие Владимира Николаевича Лосского Список принятых сокращений Список опубликованных трудов В. Н. Лосского Посмертные издания Статьи В. H. Лосского помещенные в различных периодических изданиях с 1929 по 1974 гг. (кроме приведенных выше) Неопубликованные труды В. Н. Лосского Библиография     ВВЕДЕНИЕ § 1. БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О В. Н. ЛОССКОМ Божественное Провидение в разные исторические моменты являло миру своих светильников на ниве христианского просвещения. И никогда нельзя было предугадать: где, когда и как предстоит нести свет евангельского учения тому или иному избраннику. Судил Бог и Владимиру Николаевичу Лосскому родиться в России, получить первоначальные сведения о вере православной в недрах Русской Православной Церкви, а потом свидетельствовать о ней во Франции, а через нее и во многих странах Запада. Подробная биография В. Н. Лосского еще не написана, поэтому в настоящем введении будут предложены фрагменты из жизни этого замечательного человека-христианина, взятые из мемориального выпуска «Вестника Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата» за 1959 год, статьи А. В. Ведерникова, помещенное в сборнике «Богословские труды» за 1972 год и некоторых данных из Ε. Г. Παπαδπουλος. Λσσκυ Νικολεβιτς Βλαδμηρος. " Θρησκευτικ κα θικ εγκυκλοπαιδεα», τ. 8, A­ θηναι, 1966, σ.350. Hildegard Schaeder. Weltkirchenlexikon. Stuttgart, 1960, p.837.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Послание святого Игнатия к Римлянам 980 Игнатий Богоносец Церкви, помилованной величием Всевышнего Отца и единого Сына Его Иисуса Христа, возлюбленной и просвещенной по воле Того, Которому благоугодно все, совершившееся по любви Иисуса Христа, Бога нашего, – Церкви, председательствующей в столице 981 области Римской, богодостойной, достославной, достоблаженной, достохвальной, достовожделенной, чистой и первенствующей в любви 982 , Христоименной 983 , Отцеименной, которую и приветствую во имя Иисуса Христа Сына Отчего, – тем, которые по плоти и духу соединены между собой во всякой заповеди Его, нераздельно получили полноту благодати Божией, чистым от всякого чуждого цвета 984 , желает премного радоваться во Иисусе Христе, Боге нашем. Глава I. Надеюсь видеться с вами По молитве к Богу я получил то, о чем много просил, чтоб увидеть ваши богодостойные лица. Связанный за Христа, я надеюсь целовать вас, если воля Божия удостоит меня достигнуть конца. Начало положено хорошо; сподоблюсь ли благодати – беспрепятственно получить мой жребий? Ибо я боюсь вашей любви, чтоб она не повредила мне, потому что вам легко то, что хотите сделать, а мне трудно достигнуть Бога, если вы пожалеете меня. Глава II. Не устраняйте от меня мученичества Желаю, чтобы вы угождали не людям, но Богу, как вы и благоугождаете Ему. Ибо ни я уже не буду иметь такого удобного случая достигнуть Бога, ни вы – ознаменовать себя лучшим делом, если будете молчать. Если вы будете молчать обо мне, я буду Божиим 985 , если же окажете любовь плоти моей, то я должен буду снова вступить на поприще. 986 Не делайте для меня ничего более, как чтобы я был заклан Богу теперь, когда жертвенник уже готов, и тогда составьте любовью хор и воспойте хвалебную песнь Отцу во Христе Иисусе, что Бог удостоил епископа Сирии призвать с Востока на Запад. Прекрасно мне закатиться от мира к Богу, чтобы в Нем мне воссиять. Глава III. Молитесь Богу о даровании мне сил для мученического подвига Вы никогда никому не завидовали и других учили тому же. Желаю, чтобы вы подтвердили делом, что преподаете в своих наставлениях. 987 Только просите для меня у Бога внутренней и внешней силы, чтобы я не говорил только, но и желал, чтобы не назывался только христианином, но и был в самом деле. Если я действительно окажусь им, то могу и называться им, и только тогда могу быть истинно верным, когда мир не будет более видеть меня. Ничто видимое невечно. 988 (Ибо видимое временно; невидимое вечно.) Бог наш Иисус Христос является в большей славе, когда Он во Отце. Христианство – не в молчаливом убеждении, но в величии дела 989 , особенно когда ненавидит его мир. Глава IV. Пусть измелют меня зубы зверей

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Содержание Глава 1 Приготовление к крещению 1. Значение приготовления 2. Оглашение 3. Изгнание нечистых духов 4. Отречение от сатаны 5. Исповедание верности Христу 6. Исповедание веры Глава 2 Крещение 1. Таинство воды 3. Молитва священника о себе 4. «И покажи воду сию...» 5. Елей радования 6. «Форма» и «сущность» 7. «Подобием смерти и воскресения Христа» 8. Крещение Глава 3 Таинство Святого Духа 1. Белая одежда 2. Печать дара Духа Святого 3. Царь 4. Царь Распятый 5. Священник 6. Пророк 7. Святой Дух Глава 4 Вход в Царство 1. Шествие 2. Крещение и Евхаристия 3. Обряды восьмого дня 4. Смывание святого мира 5. Пострижение Глава 5 Воцерковление 1. Ветхое и новое 2. Молитвы первого дня 3. Наречение имени 4. Воцерковление Заключение Избранная библиография     Предисловие к русскому изданию Книга эта, составившаяся из лекций по литургическому богословию, прочитанных в Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке, была написана и издана на английском языке. Между тем всякий раз, что за эти годы мне приходилось писать по-английски, я испытывал обостренную тоску по своему родному русскому языку. И не только потому, что у каждого человека в конечном итоге только один по-настоящему свой язык. А и потому, что что бы я в моей жизни ни писал, я так или иначе обращал написанное к России и к судьбам Церкви и православной веры в России. И вот я уже подумывал о том, чтобы самому перевести «Водою и Духом» на русский язык, когда совершенно неожиданно на моем столе появился полный и прекрасный перевод этой книги, сделанный в России. К нему приложено было письмо переводчицы, которое, несмотря на то что я не заслуживаю и малой доли рассыпанных в нем похвал, я хочу частично процитировать здесь, потому что оно дало мне такую огромную радость, такое чувство близости и единства во Христе и Его Церкви, что я испытываю потребность свидетельствовать о нем перед моими русскими читателями. «Глубокоуважаемый отец Александр! – пишет мне моя незнакомая, а вместе с тем такая близкая и родная переводчица 1 . – Я имела честь и удовольствие перевести с английского языка Вашу замечательную книгу о крещении. Прошедшим летом в случайно попавшемся мне Вестнике РХД я прочитала рецензию на эту Вашу книгу, которая заканчивается призывом, чтобы кто-либо перевел ее на русский язык. К тому времени мой перевод был уже готов (книга также попала ко мне весьма случайным – или, вернее, чудесным – образом). И мне очень захотелось, чтобы Вы смогли увидеть мой перевод и вообще узнать о том, как мы – недавно принявшие православие более или менее молодые (есть всякие!) русские, живущие в СССР, – как мы любим Вас и Ваши книги. Что касается книги о крещении, то она не только способствует углублению веры молодых христиан, но также помогает людям, еще не ставшим христианами, но находящимся в поисках Истины, способствует их обращению к христианству, и именно к Православию...»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010