39) РНБ, F.I.257. Сборник (л. 46–47 об.), сер. XVI в. Филигрань: Розетка. 40) РНБ, F.I.297. Пролог (л. 25 об. – 26 об.), сер. XVI в. 41) ГИМ, собр. И. Е. Забелина, 365. Пролог (л. 35–37), 1553 г. 42) РГАДА, ф. 187 (Рукописное собр. РГАЛИ), оп. 1, 117. Пролог (л. 482–483 об.), 50-е годы XVI в. Филиграни: Перчатка с шестью фестонами под короной (три варианта) – Лихачев, 1749 (1551 г.), 2979 (1552 г.), Брике, 10934 (1557–1558 гг.); Рука под звездой – Брике, 10800 (1548 г.); Гербовый щит – Брике, 2026 (1553–1562 гг.). 43) ГИМ, собр. Н. П. Вострякова, 128. Пролог (л. 49–51), 50-е годы XVI в. 44) РГБ, ф. 98 (Собр. Е. Е. Егорова), 1299. Пролог (л. 52 об. – 53 об.), 50–60-е годы XVI в. Филигрань: Кабан – Брике, 13580 (1556–1560 гг.); Лауцявичюс, 3661 (1560 г.). 45) РГАДА, ф. 181 (Собр. МГАМИД), оп. 1, 751. Сборник (л. 33 об. – 36 об.), 60-е годы XVI в. Филиграни: Сфера с лилией и сердцем – Брике, 14028 (1559 г.); Кораблик – Лихачев, 1923 (1567 г.); Рука под звездой с изображением сердца на ладони – Брике, 10832 (1560–1562 гг.). 46) РГБ, ф. 37 (Собр. Т. Ф. Большакова), 20. Торжественник (л. 53–54 об.), 60-е годы XVI в. Филиграни: Литеры GD – Брике, 9411 (1568 г.); Перчатка под пятиконечной звездой – Брике, 11366 (1558 г.). 47) РГБ, ф. 304 I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 805. Сборник (л. 139 об. – 140 об.), 60-е годы XVI в. Филиграни: Сфера под звездой – Брике, 13997 (1553 г.); Рука под короной – Брике, 10975 (1550 г.); Перчатка с шестью фестонами под короной с буквой F – Брике, 11027 (1560–1562 гг.). 48) Центральная научная библиотека Академии наук Литвы, F.19– 103. Сборник (л. 128–129), 1569 г. Проложная статья – в составе компиляции с Антониевской редакцией. 49) РНБ, Соловецкое собр., 500 519. Минея четья на сентябрь (л. 263–264; Проложная статья – в составе Минейной редакции Жития Федора), 3-я четв. XVI в. 50) РНБ, собр. А. А. Титова , 1220. Пролог (л. 47 об. – 49), 70-е годы XVI в. 51) РГАДА, ф. 187 (Рукописное собр. РГАЛИ), 113. Сборник (л. 537 об. – 539 об.), 90-е годы XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2; CPG, N 4305; PG. 47. Col. 309-316; SC. 117. P. 46-78; рус. пер.: Творения. Т. 1. Кн. 1. С. 36-43), по мнению большинства исследователей, сочинение написано ок. 367/8 г. ( Dumortier J. Introduction//SC. 117. P. 10. Not. 2). Представляет собой письмо Феодору Мопсуестийскому, к-рого И. З. убеждал не покидать мон-рь ради брака и светской карьеры, в результате чего тот одумался и вернулся к аскетической жизни (см.: Sozom. Hist. eccl. VIII 2. 9; Mansi. T. 9. P. 248; Kelly. 1995. P. 22). Известен ответ Феодора (Theodori lapsi responsio; CPG, N 4306; PG. 48. Col. 1063-1066; SC. 117. P. 220-238), однако его подлинность подвергается сомнению ( Dumortier J. Introduction//SC. 117. P. 23). Свт. Иоанн Златоуст. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Ок. 850 г. (ГИМ. Хлуд. 129-д. Л. 47 об.) Свт. Иоанн Златоуст. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Ок. 850 г. (ГИМ. Хлуд. 129-д. Л. 47 об.) «К падшему Феодору, а также о покаянии» (Πρς Θεδωρον κπεσντα κα περ μετανοας; Ad Theodorum lapsum lib. 1; CPG, N 4305; PG. 47. Col. 277-308; SC. 117. P. 80-218; рус. пер.: Творения. Т. 1. Кн. 1. С. 1-35). Хотя долгое время считалось, что и этот трактат адресован Феодору Мопсуестийскому и излагает содержавшиеся в предыдущем письме аргументы в более развернутом виде (см.: Quasten. Patrology. Vol. 3. P. 463), на основании внутренних критериев было установлено, что этот трактат является независимым произведением, написанным И. З. в Антиохии между 380 и 386 гг., в период его диаконства ( Dumortier J. Introduction//SC. 117. P. 11. Not. 2; Carter. Chrysostom " s «Ad Theodorum lapsum». 1962. P. 88-92) и адресован неизвестному монаху знатного рода Феодору, к-рый оставил монашескую жизнь ради женщины по имени Гермиона ( Altaner B. Patrologie. Freiburg i. Br.; Basel; W., 19782. S. 327). И. З. укоряет молодого человека, показывая высокие достоинства иноческого пути и призывая его покаяться. 2 книги «О сердечном сокрушении» (Περ κατανξεως; Ad Demetrium de compunctione (lib. 1), Ad Stelechium de compunctione (lib.

http://pravenc.ru/text/540881.html

варианта текста, а внесена из другого источника): после ст. 2: Или ко кресту и к образу нечист//ходил еси срама ради? Или крал еси что из церкви? Или рост имал еси? Или быв с женою и мылся из судна, ис которово пьют и ядят? // игрища и скоморохи, или какии позор смотрил? Или с погаными и с еретиком пил и ял по нужди? Или был к тебе привод и принос от разбойник и от татей? 1389 Во втором варианте вопросника добавлено (л.130 об.–135): И не лаивал лы//или кого в роду; или попа и дьякона и черньца не бивал лы и не лаивал лы? И посула у церковных служебников не имывал лы? Или не дал еси найма работнику по криву? Не бривал лы еси уса и брады неразумием? Медведины и удавленины не едал ли? 1391 Статьи, взятые в скобки < > , здесь и далее вписаны между строками писцовым почерком и чернилами. 1392 Окончании глаголов в данной статье изменены так, что статья обращена к мужчинам, а не к женщинам, как было первоначально. 1402 Здесь и далее в данном тексте а слове Ци, располагавшемся в начале строки, не вписана киноварная буква Ц. 1411 См. также КДА 174л, л. 265 об.–268, Кир.-Бел. 6/1083, л. 97–99, 94, л. 228–230. Опубл. Алмазов. Т 3. С. 165–166 (по списку Кир.-Бел. 6/1083). 1451 См. также Ал.-Св. 92, л. 190 об.–196. Ал.-Св 111, л. 130–131 об. и 136–144 об., Арханг. Д. 472, л. 204 об.–208 об., Арханг. С. 110, л. 57–67 об., Белокр. 142, л. 16 об.– 21 об., Белокр. 209, л. 35–41. Белокр. 218, л. 4–11. Беломор. 53, л. 156–166 об., B-5636/37 (ВСМЗ), л. 13–17, Вологод. 24, л. 191 об.–197 об., Епифанов 23, л. 161 об.–173 об. ; Калик. 4, л 32–38. Колоб. 478, л. 43–51 об., Мих Q 10, л. 129–13–1, Перетц 145, л. 49 об.–57 об., Погод. 308, л. 285 об.–288. Погод. 313, л. 228–232 об. Синод (ГИМ) 898, л. 221 об.–227. Соф. 1095 , л. 25 об.–32. СПбДА л. 135 об.–141 об., СПбДА л. 269 об.–276 об , Усть-Цилем (Печорское) 336, л. 122–131, 16.7.27, л. 152 об.–156 об. 1.2.23, л. 111–118, 33.3.19, л.72–78. 1480 См. также Погод 310, л. 135 об.–138. На указанных листах читается ряд дополнительных статей, внесенных редактором при составлении второго варианта вопросника. В числе прочих мы находим здесь статьи (после ст 2):

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Арх.: РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 23. 1910 г.; РНБ. Погод. 1563; ГТГ ОР. Ф. 106. Оп. 7. Д. 16210, 16326; ГИМ ОПИ. Ф. 17. Оп. 2. Д. 27. Л. 2; БАН. Арханг. Ч. 2. Оп. 2. 956 (НК-13). Л. 24-24 об.; СПб ИИ РАН. К. 115. Оп. 1. Д. 934, 935, 941, 952, 954, 1003; К. 174. Оп. 1. Д. 97; ГААО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 7133а. Л. 18-25, 27-31 об.; Д. 7587. Л. 1-2 об.; Ф. 29. Оп. 31. Д. 301; Оп. 31. Д. 1503, 1504; Ф. 60. Оп. 1. Д. 60, 61; Ф. 105. Оп. 8. Д. 346; Ф. 191. Оп. 1. Д. 6, 331, 430, 490, 655; Оп. 2. Д. 453, 494, 614; Оп. 4. Д. 171, 179, 210, 224; Ф. 215. Оп. 3. Д. 10; Ф. 273. Оп. 1. Д. 1008; Ф. 282. Оп. 1. Д. 91, 185, 191, 411; Ф. 448. Оп. 1. Д. 22; Ф. 565. Оп. 1. Д. 24; Ф. 1322. Оп. 1. Д. 23; Ф. 4097. Оп. 1. Д. 70; Ф. 9414. Оп. 1д. Д. 371; Оп. 1. Д. 1140; ГНИМА. Фототека. Колл. 1. Негатив 670; Архив РГО. Разряд 114. Оп. 1. Д. 89, 90. Ист.: Купчая Филиппа Григорьева у Нефеда и Семена Яковлевых детей на Корельский наволок и землю по Кудме и Малокурье//АЮ. 1838. 71. С. 113; Правая грамота Николаевскому Корельскому мон-рю на морскую тоню в устье р. Малокурьи//Там же. 18. С. 37-38; Опись Корельского Николаевского мон-ря, 1 окт. 1551 г.//АИ. 1841. Т. 1. 158. С. 283-287; ПСРЛ. Т. 3. С. 101-427; Рандольф Т. Путешествие (1568-1569)//ЧОИДР. 1884. Кн. 4. Отд. 3. С. 91-92; Описание о российских святых. С. 158-159, 160; Довнар-Запольский М. В. Веревные и разрубные книги Сев. края//ЛЗАК за 1902 г. СПб., 1905. Вып. 15. С. 1-166 (отд. паг.); О распределении духовных имений и о сборе со всех архиерейских, монастырских и других церк. крестьян...//ПСПиР. 1910. Т. 1. 167. С. 166-200; Сб. грамот Коллегии экономии. Пг., 1922. Т. 1; Английские путешественники в Московском гос-ве в XVI в. Л., 1938; Духовная Марфы на завещанные Николаевской ц. на Корельском берегу села на Лявле острове и в Конечных и рыбные ловли//ГВНиП. 1949. 129. С. 185-186; Купчая Филиппа Григорьева у Нефеда и Семена Яковлевых детей на Корельский наволок и землю по Кудме и Малокурье//Там же. 128. С. 185; Янин В. Л. Новгородские акты XII-XV вв.: Хронол. коммент. М., 1991.

http://pravenc.ru/text/2057250.html

125. БАН. Архангельское собр. 732 (Дух. сем. 102). Ркп. кон. XVI – нач. XVII в.; 4°; 324 л. VI; полуустав, близкий к скорописи. Текст традиционной концовки читается на л. 326 (по старой нумерации листов); список полный. О ркп. см.: А – с. 92. 126. БАН. Собр. Ф.О. Плигина 33.9.2 (Плиг. 32). Ркп. нач. XVII в.; 4°; 285 л. II; мелкий полуустав. Текст традиционной концовки читается на л. 285; список полный. 127. РГБ. Собр. В.М. Ундольского (Ф. 310) Ркп. нач. XVII в.; 4°; 402 л. III; полуустав. Печерский патерик занимает л. 6–8 об., 12–402; список полный. 128. РНБ. Соловецкое собр. (Ф. 717) 53/1419 (Анзерского скита), Ркп. перв. трети XVII в.; 4°; 284 л. V; мелкий полуустав. Текст традиционной концовки читается на л. 284; список полный. О ркп. см.: Ш – с. 21; А – с. 91. 129. РГБ. Собр. Т.Ф. Большакова (Ф. 37) 417. Ркп. 1634 г. (см. запись на л. 313 об.); 4°; 313 л.; полуустав. Текст традиционной концовки читается на л. 313 об.; список полный. О ркп. см.: Ш – с. 21. 130. РГБ. Собр. Отдела ркп. (Ф. 218) 49, пост. 1964 г. Ркп. перв. пол. XVII в.; 4°; 379 л.; полуустав. Список неполный из-за утраты начала и конца ркп. 131. ИРЛИ. Древлехранилище. Пинежское собр. Р. IV. On. 17. 166. Ркп. перв. пол. XVII в.; 4°; 429 л.; полуустав. Текст традиционной концовки читается на л. 428; список неполный, недостает конца Послания Симона к Поликарпу и рассказа Симона об Онисифоре. 132. БАН Украины (г. Киев) I.5407. Ркп. 1638 г. (см. запись на л. 1); 4°; 328 л.; полуустав. На л. 328 об. – концовка без летописи редакции; список полный. 133. ГИМ. Епархиальное собр. 716. Ркп. кон. XVII в.; лицевая; 4°; 315 л.; полуустав нескольких почерков, приближающийся к скорописи. Список полный. 134. РНБ. Соловецкое собр. (Ф. 717) 629/687. Ркп. XVII в.; 4° 364 л. IV (по нижней пагинации); полуустав. Текст традиционной концовки читается на л. 363; список полный. О ркп. см.: Ш – с. 21; А – с. 91. 135. РНБ. Соловецкое собр. (Ф. 717) 633/691. Ркп. XVII в.; 4°; 414 л. (по нижней пагинации); полуустав. Текст традиционной концовки читается на л. 414; список полный. О ркп. см.: Ш – с. 21; А – с. 91.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Знамение Курская-Коренная Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Изображение иконы Божией матери именуемой " Знамение Курское " [Изоматериал] : [лубок]/Цензор протоиерей А. Смирнов. - Москва : Хромо-Литография Бр. Морозовых, 1899. - л. : хромолитогр.; 76 х 50,5 (изобр.); 85,5 х 63,2 (л.) см. Под изобр. : " От Московского Духовно Цензурного Комитета печатать Дозволяется Москва Апреля 5 дня 1899 года Цензор Протоиерей Александр Смирнов. Хромо-Литография Бр. Морозовых в Москве. " Файл 33013.jpg:   Размер: 2934x3990, 11.71 MPix, 2027 Kb. Дата: 2018-11-19, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (132) , (2) . Описание: Альбом А.С. Уварова (демонтированный). Гравюра. Богоматерь Курская (Коренная). Период создания: XIX в. Материал, техника: бумага, гравюра Размер: 5,5х5 см Место создания: Россия Номер в Госкаталоге: 9843952 Номер по ГИК (КП): ГИМ 53882/109 Инвентарный номер: И XIII 19076 Местонахождение Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Государственный исторический музей " Файл 33417.jpg:   Размер: 674x800, 0.54 MPix, 129 Kb. Дата: 2019-01-27, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (55) , (2) . Описание: Образ Пресвятой Богородицы Знамения Курская : [лубок]/Ценз. Профес. Протоиер. Петр Делицын. - Москва : Издание Андрея Узанова, 1856 (в Литогр. Федора Ефимова). - л. : офорт, пунктир; 29,6 х 24,3 (изобр.); 43,6 х 33,7 (л.) см. Под изобр.: " Печ. позвол. Апреля 28 д. 1855 г. Ценс. Профсс. Протоиер. Петр Делицын. Моск. 1856 г. печат. в Литогр. Федора Ефимова. Издание Андрея Узанова " Файл 34361.jpg:   Размер: 2036x2596, 5.29 MPix, 867 Kb. Дата: 2020-04-18, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (38) , (1) .

http://pravicon.com/icon-121-photo

в монашеской среде в последние годы правления болг. царя Петра I (927-969), представлен в ряде южнослав. рукописей (Ath. Chil. 382(453), XIII-XIV вв. Fol. 59r(a) - 60v(c); Bucur. Acad. Romana. 72, XIV в. Fol. 37r - 43r; Bucur. Acad. Romana. 310, XVI в. Fol. 101r - 108r). Четвертый перевод (под именем Исихия) был сделан в Болгарии в XIV в. и соответствует др. композиции греч. текста, которая сформировалась благодаря включению «Сентенций» в аскетические сборники ( Miltenova. 2011. Σ. 145), такие как древний слав. сб. «Пчела». Большинство исследователей считают «Пчелу» сборником рус. происхождения ( Пичхадзе, Макеева, изд. 2008), однако высказывались и противоположные мнения, поэтому вопрос о происхождении этого перевода «Сентенций» открыт. Не исключено, что «Главы увещательные» были переведены отдельно от «Пчелы» и впоследствии интегрированы в нее. Пятый перевод (под именем Нила) представляет собой выборку, скомпилированную с фрагментами «Мыслей» (CPG, N 6583b) и «Наставлений к монахам» (CPG, N 2454) ( Сперанский М. Н. Переводные сб. изречений в слав.-русской письменности. М., 1904. С. 419). Текст целиком издан М. Н. Сперанским по рукописи ГИМ. Син. 421, XVI в. Л. 258-264 об. (Там же. Прил. С. 195-203). Перевод был сделан, вероятно, в Болгарии в XIV в. Старшая рус. рукопись: РГБ. Троиц. 763, XV в. Л. 122 об.- 129. Шестой перевод (западнорусского происхождения) сохранился в рукописи ГИМ. Син. 459, XVII в. Л. 111-113 об. ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 2. С. 618). Рукопись ГИМ. Барс. 1676, XVII в. («Цветник духовный») содержит «Главы поучительные Нила», написанные книжным украинским языком XVII в. В. Н. Перетц установил, что украинский перевод сделан не с печатного московского издания «Анфологиона» 1660 г. (как др. сочинения сборника), а с др. греч. оригинала, причем переводчик не давал полный перевод, а делал выборку, относясь к оригиналу довольно свободно ( Перетц В. Н. Из истории старинной рус. повести//Унив. изв. К., 1907. 8. Приб. С. 71-73). Таблицы согласования текстов, опубликованных Минем, со слав.

http://pravenc.ru/text/2577633.html

11 Ответ был одобрен Константинопольским патриархом Иеремией III и Александрийским патриархом Самуилом Капасулисом 13 Рукопись собрания Святогробского подворья в Константинополе. 425 (ныне в Греческой национальной библиотеке, Афины), см.: Καρμρης. Τ δογματικ… T. 2. Σ. 857–858. 14 Дата указана на оборотной стороне грамоты; там же помечено, что грамоту привез в Москву племянник Досифея, архимандрит Хрисанф: Сию грамот, сиречь собо р ное о т к н ста н тинопо л скаго, па т р ха киръ ка л – да м скаго киръ досиеа, родный ег племе н никъ, архима н дри т хрисанъ, о т гроба гдня: – 16 Горский А. В., прот., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской (Патриаршей) Синодальной библиотеки. М., 1862. Отд. 2. Ч. 3. C. 489–490. 308. Основную часть кодекса занимает славянский перевод присланного вместе с грамотой сочинения Сирига и актов Собора 1672 г., выполненный учениками братьев Лихудов (Там же. С. 493–494). 17 Подробнее о памятнике см.: Панич Т. В. КнигаЩит верыв историко-литературном контексте конца XVII в. Новосибирск, 2004. «Изъявление» присутствует как в Основной (РГБ. Собр. Егорова, 1570, л. 13–34 об.), так и в Дополненной (ГИМ. Син. 346, л. 13–29 об.) редакциях сборника. Примечательно, что на с. 181 своего исследования Т. Панич цитирует интересующую нас часть «Изъявления», но не распознает цитаты томоса и ошибочно приписывает авторство Адриану. 18 Об истории возникновения и содержании полемики прежде всего см.: Миркович Г. О времени пресуществления Св. Даров: Спор, бывший в Москве во второй половине XVII-ro века: Опыт исторического исследования. Вильна, 1886, а также: Прозоровский А. А. Сильвестр Медведев: его жизнь и деятельность: Опыт церковно-исторического исследования. М., 1896. См. также: Бернацкий М. М. Освящение поминальных частиц в контексте спора о времени пресуществления Святых Даров, состоявшегося в послед. четв. XVII века в Москве: Глава о поминальных частицах в «Щите веры» и «Остене» (публикация по рукописям ГИМ. Син. 346, 452:546)//ВПСТГУ I. 2006. Вып. 16. C. 129–144.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kon...

2 Другие списки: РГБ, рук. колл., ф. 310 (собрание В.М. Ундольского), 1254, лл. 30–50; РГБ, рук. колл., ф. 304 (собрание Троице-Сергиевой лавры), 671, лл. 111–129 об.; РГБ, рук. колл., ф. 299 (собрание Н.С. Тихонравова), 587, лл. 305–326 об., ГИМ, Синодальнее собрание, 799, лл. 1152–1719; СПб. филиал ИРИ РАН, коллекция 238 (собрание рукописных книг Н.П. Лихачева), 397, 5 листов; ИРЛИ РАН, собрание М.Ф. Першина, 7, лл. 505 об.–530 об.; ГИМ, собрание A.C. Уварова, 184, л. 210–229 об.; РНБ, F. I. 306, л. 200–212 об. 3 Полное собрание русских летописей (ПСРЛ): Софийская I летопись. ПСРЛ, т. V. СПб., 1851, с. 207–215; Воскресенская летопись. ПСРЛ, т. VII. СП6., 1856, с. 188–198; Никоновская летопись. ПСРЛ, т. X. – СПб., 1885, с. 180–187; Рогожский летописец. ПСРЛ, т. XV. – Пг., 1922, стлб. 38–41; Книга Степенная царского родословия. ПСРЛ, т. XXI, ч. I. – СПб., 1908, с. 333–338; Ермолинская летопись. ПСРЛ, т. XXIII. – СПб., 1910, с. 98–101; Московский летописный свод конца XV века. ПСРЛ, т. XXV. – М. – Л., 1949, с. 161–166; Вологодско-Пермская летопись. ПСРЛ, т. XXVI. – М. – Л., 1959, с. 99–107; Никаноровская летопись. ПСРЛ, т. XXVII. – М. – Л., 1962, с. 56–61. 4 Памятники славяно-русской письменности. Великие Минеи Четии, собранные всероссийским митрополитом Макарием. вып. 9. ч. I. ноябрь. – М., 1914; Пролог (сентябрь – февраль). – М., 1661, л. 448. 5 Татищев В.Н. История Российская, т. V. – М. – Л., 1965; Щербатов М.М. История Российская от древнейших времен. т. III. СПб., 1817; Карамзин Н.М. История государства Российского, кн. I. т. IV. – М., 1988; Полевой H.A. История русского народа, т. IV. – М., 1833; Макарий. История Русской Церкви, т. V. СПб., 1886; Соловьев C.M. История России с древнейших времен. кн. 2, т. 4. – М., 1990; Костомаров Н.И. Лекции по русской истории, ч. I. – СПб., 1861; Он же. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, кн. I. – СПб., 1912; Ключевский В.О. Курс русской истории, т. II. – М., 1988; Карманов Д.И. Собрание сочинеиий, относящихся к истории Тверского края. – Тверь. 1992; Борзаковский B.C. История Тверского княжества. – Тверь. 1994; Колосов В.И. Прошлое и настоящее г. Твери. – Тверь. 1994; Клюг Э. Княжество Тверское (1247–1485 гг.). – Тверь. 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ту же картину можно наблюдать в отношении падежных форм в болгарских церковнославянских памятниках. Ясные примеры использования падежных форм как признаков книжности встречаются уже в болгарских дополнениях к Манассиевой хронике и в Троянской повести (ор. прдано быстъ ему Романом, сына Петра цар» в дополнении – и случаи аналогичного смешения в повести: Буассен, c. 85–86, ср. с. 39–40). Таково же употребление этих форм в церковнославянских дамаскинах; см., например, в Крнинском дамаскине: «оусече мчника еодора дньс праздноуемоу», «дшевна съмръть глетсе вчною моукоу», «да сподобимсе вчною пасхоу» и т.п. (Илиевски, с. 129). Наконец, тот же характер имеет функционирование падежных форм и в «Истории славяноболгарской» Паисия Хилендарского (см. Георгиева, с. 368 –369). Примеры аграмматического употребления падежных форм ясно свидетельствуют о том, что эти формы во всех случаях используются именно как признаки книжности, равно как и о том, что тексты, в которых наблюдается такое употребление, носят гибридный характер. Дистрибуция признаков книжности. Поскольку признаки книжности могут употребляться в тексте непоследовательно, естественно ожидать, что частота их употребления будет находиться в определённой зависимости от того, насколько принадлежность данного отрезка текста книжному регистру подчёркивается композиционным или тематическим заданием. Так, например, в «Римских деяниях» в русском переводе XVII в. формы аориста, имперфекта, перфекта со связкой употребляются преимущественно в начале входящих в книгу рассказов и в тех местах, где речь идёт о специфически религиозных актах (явление креста, молитва отшельника и т.п. – см. Живов 1985, с. 74–75). В Географии Помония Мелы (русский перевод и список XVII в. – ГИМ, Чуд. 347) формы простых претеритов встречаются в основном в тех фрагментах, где говорится об античной или библейской истории (тогда как в других случаях при упоминании событий прошлого используется обычная л-форма); аорист последовательно употребляется и в завершающем книгу наставительном «Слове свершителном книги (л. 80об и далее).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Zhivov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010