концентрических окружностей, в середине симметрично расположены 2 фантастических грифона с 4 лапами, крыльями, хвостами, птичьими головами. Фигуры грифонов не закрашены, а пространство между ними и отдельные орнаментальные элементы расцвечены пурпуром, желтовато-коричневой охрой, темно- и светло-зеленой краской, «золотом». Орнитоморфный инициал Б в виде птицы на массивных лапах, голова и шея к-рой повернуты к хвосту, а в клюве - традиц. визант. ветка, выполнен киноварью оранжевого оттенка с незначительными добавлениями светлой зелени и «золотой» краски. Три киноварные заставки-разделителя на листах 2а, 114а, 244а имеют геометрическую форму с элементами растительного орнамента. Большинство инициалов отличаются простой формой, выполнены разными красками и представляют собой увеличенные буквы устава размером в 2 строки. В начале псалмов используются инициалы с орнаментальными элементами, вытянутые в высоту (2,5-3,5 строки). Маргинальные украшения, расположенные напротив заголовков, содержат элементы плетения, растительные и геометрические мотивы. Иллюминация Н. П. обнаруживает несомненное сходство с оформлением 2 др. рукописей того же автора - софийского Служебника и Загребской Псалтири ( Турилов. 2012. С. 308). Уникальность Н. П. определяется редакцией перевода псалмов, существенно отличающейся от архаической Кирилло-Мефодиевской редакции, а также от Афонской (или новой, правленой Среднеболгарской) редакции, к рукописям к-рой относятся Томичева Псалтирь ок. 1360 г. (ГИМ. Муз. 2752), Шопова Псалтирь нач. XIV в. (НБКМ. 454. 1138), Бухарестская Псалтирь 1411 г. (Bucur. Acad. Român. 205), Киевская Псалтирь 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6) и др. В редакции Н. П. отразились принципы работы книжников предъевфимиевского времени по нормализации церковнослав. языка, завершившейся т. н. тырновской (афоно-тырновской) книжной справой при патриархе Евфимии Тырновском. В Н. П. с большей регулярностью, чем в Псалтирях новой, правленой редакции, реализована тенденция к буквальному следованию греч.

http://pravenc.ru/text/2577965.html

Иоанном Богословом в образе старца, на др.- т. н. Чудо в Латоме, представляющее Христа Еммануила в сияющем круге, над скалами около озера - символы евангелистов, по обе стороны озера - пророки Иезекииль и Аввакум. Икону принято считать даром Елены Драгаш, супруги визант. имп. Мануила II Палеолога, в память ее отца, деспота Константина Драгаша, погибшего в 1395 г. III. Миниатюра. Создание иллюминированных рукописей в этот период связано с заказами царского двора и духовенства. В орнаментике (заставки, инициалы, миниатюры) утверждаются 3 стиля: неовизант., тератологический и балканский. Особое место занимают немногие рукописи XIII в., созданные при царе Иоанне Александре. Наиболее интересный памятник тератологического стиля - т. н. Добрейшево Евангелие (НБКМ. 17) с миниатюрами на отдельных листах с образами евангелистов Луки и Иоанна, подле к-рого изображение предполагаемого заказчика и надпись: «поп Добрейшо молится святому Иоанну». Хроника Константина Манасси (Vat. slav. 2) 1344/45 г. и Лондонское Евангелие 1356 г. (Add. MS. 39627) являются копиями более ранних визант. оригиналов, созданных по заказу царя Иоанна Александра. Время создания Томича Псалтири (ГИМ. Муз. 2752) неизвестно, но ее происхождение также связывают с дворцовым скрипторием царя Иоанна Александра и относят к 3-й четв. XIV в. Интерес представляют Софийская Псалтирь (София. БАН. 2, 1337 г.- заставка в неовизант. стиле и изображение Христа Ветхого Денми), т. н. Евангелие царя Георгия Тертера (РНБ. FN. I. 84, 1322-1323 гг.- образы евангелистов), Лествица (РНБ. Погод. 1054, XIV в.- образ прп. Иоанна Лествичника) и др. Свт. Николай. Икона. XIII в. (НХГ Крипта) Свт. Николай. Икона. XIII в. (НХГ Крипта) IV. Прикладное искусство. Большая часть сохранившихся памятников является привозной или несет в себе черты влияния крупных имп. мастерских из К-поля. Периодом визант. владычества, XI-XII вв., датируются «Старозагорские плиты» (СНАМ) с изображениями павлинов и льва, 2 рельефа с образами апостолов Петра и Павла из крепости Цепина около с. Дорково в Родопах (ГЭ) и рельефное изображение Иисуса Христа (в рост) из ц. св. Георгия Старого (СНАМ). Эти образы, исполненные в технике низкого рельефа, представляли собой составные части алтарной преграды. Много деталей каменной пластики периода 2-го Болгарского царства происходит из Велико-Тырнова и Червена. Большой интерес представляют найденные на холме Царевец капители с рельефными украшениями: с монограммой царя Михаила Шишмана, с изображением двуглавого орла и др. (все в Историческом музее в Велико-Тырнове). Двуглавый орел изображен также на фрагменте крышки саркофага XIV в., предположительно царя Иоанна Александра (там же), найденном при раскопках Дворцовой церкви на холме Царевец. Единственным примером круглой пластики являются 3 мраморные главы, обнаруженные в тырновской ц. Богородицы Одигитрии, представляющие собой части композиции «Распятие» (там же). В технике высокого рельефа исполнен образ святого из церкви 1 в Червене.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Известно, что сам Филофей Коккин не только дополнил службу Субботы Акафиста собственным сочинением, но и написал новые похвальные гимны-акафисты Животворящему Гробу и Воскресению Христову, а также «Похвалу трем святителям». Подобные гимны писал и патриарх Исидор, а придворный поэт Мануил Фил переложил древние строфы богородичного гимна ямбическим метром. Все эти факты ясно показывают, что появление иллюстраций гимна в XIV в. и их широкое распространение связано с константинопольскими богословскими и литературными исканиями, с особым интересом к похвальным сочинениям в круге последователей исихазма. Если сопоставить дату самого раннего на сегодняшний день цикла росписей на тему Акафиста в церкви Панагии Олимпиотиссы в Элассоне (1296–1305 гг.) 29 с общей картиной развития константинопольской живописи времени Палеологов, то очевидно, что интерес к иллюстрированию контакиона совпадает с моментом, когда классицизирующие тенденции палеологовского ренессанса достигали своего расцвета, когда в духовной сфере особенно активно происходил поиск новых форм и идей. В живописи балканских стран подобные композиции встречаются лишь во фресках нового стиля середины века, утратившего утонченность форм прежнего времени. Они продолжают оставаться весьма популярными в XV, XVI и XVII вв. Правомерно поставить вопрос: не является ли проявление интереса к Акафисту и другим гимнографическим сюжетам свидетельством рождения в Константинополе тенденции разрушительной для изысканного придворного искусства начала XIV в., тенденции к многословной символике, лишающей живопись легкости и возвышенности; свидетельством подчинения художественных средств – литературным? Сохранившиеся в рукописях миниатюры акафистного цикла, датированные концом XIV в. – началом XV в. (болгарская Псалтирь Томича, ГИМ 2752, 1360–1363 и сербская Мюнхенская Псалтирь, Cod. Slav. 4, 1396–1410), 30 подтверждают правомерность такого вопроса. Они представляют результат развития художественной традиции Акафиста в рамках палеологовского стиля XIV в. на Балканах. Живописные качества этих миниатюр невысоки, и в этом они сходны с сербскими фресковыми циклами второй половины столетия, однако иконографическая программа весьма разнообразна и сложна по сравнению с композициями константинопольской рукописи. Обилие внутри каждого сюжета изображений, несущих символическое значение, сложные ассоциативные связи между ними и между изображениями и текстом сближают художественные приемы миниатюрной живописи с литературными, существовавшими на Балканах в русле стилистического течения «плетения словес». Возникновение этого стиля связано со школой Евфимия Тырновского, распространявшего в Болгарии и Сербии константинопольские идеалы и перенесшего в славянскую литературу особое свойство греческого богословия XIV в., его витиеватую и торжественную риторику. 31

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Е.Б. Громова Глава 2. Иконографическая традиция изображения Акафиста Богородице в палеологовском искусстве § 1. Результаты сравнительного анализа изображений балканских циклов акафистов Акафиста Среди известных циклов Акафиста, созданных греческими, сербскими, болгарскими или валашскими мастерами, нет на сегодняшний день таких, которые датировались бы временем более ранним, чем конец XIII века. Исходя из задач нашей работы, для сравнительного анализа иконографии были использованы памятники, созданные до середины XV столетия, то есть до падения Константинополя (1453г.), когда была прервана столичная художественная традиция. Таким образом, на этом временном отрезке (конец XIII – середина XV столетия) было выделено 13 циклов гимна, исключая икону Успенского собора, наиболее полно опубликованных (см. таблицу). Среди них три фресковых цикла из греческих церквей: ц. Панагии Олимпиотиссы в Элассоне (1296–1305), ц. Панагии тон Халкеон (1310–1320) и ц. св. Николая Орфаноса (1310–1320, 1340?) в Фессалониках, составляющие единую региональную группу; пять циклов Акафиста в сербских церквях: ц. Христа Пантократора в Дечанах (1335–1350), ц. Богородицы монастыря Матейч ( 1356–1360), ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (1364–1365), ц. св. Димитрия Маркова монастыря (1380–1381) и ц. св. Петра на Преспе (1367–1371); один цикл из Валахии – из ц. Троицы в Козии (к. XIV в.) и один цикл из Мистры (ц. Богоматери Пантанассы, 1428–1445) – наиболее поздний в группе фресковых росписей; кроме монументальных циклов были использованы миниатюры иллюминированных рукописей: двух следованных Псалтирей – Мюнхенской (Cod. Slav. 4, 1396–1410) и Томича (ГИМ, 2752, 1360–1363), а также отдельного сборника, содержащего Акафист с последованием из ГИМ (Син. греч. 429, 1360-е гг.). Икон XIII–XV вв., подобных иконе Успенского собора, на Балканах неизвестно. Опубликованный в настоящее время иконографический материал, представляющий композицию циклов Акафиста, был собран и сведен в таблицу, которая помещена в приложении (см. приложение 1). Особенности каждого сюжета к отдельным строфам гимна подробно описаны и проанализированы в двух параграфах, следующих за таблицей (см. приложение 2). Основой анализа иконографического материала стало отношение изображения к тексту строфы, выявление особенностей которого дало интересные результаты. Для последующего изложения материала необходимо здесь кратко повторить эти результаты и одновременно подчеркнуть проблемы, важные для дальнейшего исследования конкретного памятника – иконы московского Успенского собора. 1. Проблема устойчивости иконографических типов

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

И о сем молю вас смотрение великое иметь, преже о себе, такоже и о Христовой пастве 2749 ; пишет бо великий Деонисие Арепагитский: «достоит, рече, быть Господнему священнику чисту, яко свету быть, и тако просвещать, занеже скверна убо сквернит, а чистота убо очищает». Того ради убо молю вас, Господние священники, обозреть 2750 себя всяко и содрогнутись, яко от сна воспрянуться и от бесчинного 2751 пьянства себя воздержать вам, еже есть не на здравие души и телу, но паче 2752 на погубление души и на отгнание действуемой благодати и дару вам Святого Духа; и таже смотряще 2753 , и бессмертного 2754 тела и честной Владычней крови в которые устна есть вхождение: иже бо коими тако мерзостными и скверными устнами к тем бессмертным и животворящим тайнам преступить дерзаете и кого сприобщать смеете, яко трава сущи прикоснуться огню; и сего же смотрите, кого причащаете бессмертным Христовым тайнам, понеже бо не достоит предать Божьего тела и честной Владычней крови в уста скверны и мерзостны: ибо, по Апостолу, «таковой себе суд яст 2755 и пиет». И сего ради, чада мои, с моим благословением и молением пишу вам, дабы есте обозрели себя всячески и врученных 2756 вам от Бога душ человеческих, прибегающе к святым Божьим церквам с сокрушением сердца, без лености, и свои духовные чада ото всех супротивных Богу наказующе и отводящее 2757 , а поминая о всем час смертный и неизмолимые бесконечныя оны будущие муки, в приидущий он страшный день великого суда Божьего. И имете ли, сынове так с усердием жить и супротивья еже к Богу оставить, а не чинить: и надеяние имею на великое человеколюбие [Божье], – и того ради землю вашу всем благим преизобилует, а самих вас небесного бесконечного своего царствия не отлучит и наследствие дарует, и с вашими духовными чадами, в бесконечные века, со всеми купно истинными православными христианами. Да есть мое благословение и к Богу незабытная молитва о телесном вашем 2758 здравии, а паче о духовном. А писана на Москве… Читать далее Источник: Памятники древнерусского канонического права/[Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908./Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

1990. S. 2731-2746). О деятельности александрийских К. известно не много. В совр. науке предлагалась гипотеза, что они были активными участниками александрийских восстаний против рим. господства и что их взгляды отражены в памятнике, известном как «Акты языческих мучеников Александрии» (Acta Alexandrinorum), однако эти тексты не имеют философской нагрузки и свидетельствуют более о гражданском мужестве и греческом патриотизме мучеников, чем об их кинических убеждениях (ср.: Нахов. 1981. С. 149-153). Вместе с тем источники подтверждают, что и в Александрии, и в Риме, и в др. городах Римской империи К. нередко выступали против злоупотреблений власти, хотя и не столько с политических, сколько с философско-моралистических позиций. К. не боялись бросать вызов даже могущественным рим. императорам: киник Исидор был изгнан имп. Нероном (54-68) из Рима, т. к. громко крикнул при всех императору, «что о бедствиях Навплия (древнегреч. герой.- Д. С.) он поет хорошо, а со своими справляется плохо» ( Suet. Nero. 39); некие К. Диоген и Герас в 70-х гг. I в. высмеивали любовную связь буд. имп. Тита (79-81) с Береникой, за что Диоген был подвергнут порке и изгнан, а Герас - казнен ( Dio Cassius. Hist. Rom. LXV 15; ср.: Goulet-Caz é . 1990. S. 2752-2759). Киническая философия I-II вв. Наиболее влиятельным рим. киником в I в. был Деметрий. Сведения о нем сохранились благодаря тому, что он был близко знаком с писателем, моралистом и философом-стоиком Сенекой и неоднократно упоминается в его сочинениях; кроме того, важные, хотя и не всегда достоверные, упоминания о нем встречаются в сочинении Флавия Филострата (170-247) «Жизнь Аполлония Тианского» и у Эпиктета. Точная дата рождения Деметрия неизвестна. Он не был уроженцем Рима и, вероятно, прибыл в столицу в 30-х гг. I в. ( Billerbeck. 1979. S. 10; Kindstrand. 1980. S. 84-85); при имп. Калигуле (37-41) Деметрий был уже хорошо известен в Риме. Согласно сообщениям Сенеки, Деметрий вел строго аскетический образ жизни: он был «беднее всех из своей школы», ходил полуодетым и спал на голой земле; если др.

http://pravenc.ru/text/1684656.html

И. Суворовым. Однако жизнь в Вологде оказалась не менее тягостной. «Мы совсем обманулись в своих надеждах, ибо здесь крайне дорого (за деньги ничего не продают, а нам не на что менять) и ужасно холодно. Тяжко чувствовать, как будто мы напрасно убежали от смерти, которая всегда впереди нас» 2750 , – пишет Глубоковский. В добавление ко всему он заболел испанкой и некоторое время находился в местной Кувшиновской психиатрической лечебнице, заведовал которой его племянник Никанор Петрович Глубоковский 2751 . После выхода из лечебницы Николай Никанорович оказался в буквальном смысле на улице. Устроиться в Вологде помог товарищ по семинарии, упомянутый нами ранее Н. А. Ильинский (последний инспектор этой семинарии), нашедший для четы Глубоковских квартиру в доме К. П. Заболотского на улице Герцена 12−21, ныне не сохранившийся). «Так как моя квартира находилась только через дорогу от дома Заболотского, – вспоминал Ильинский, – то как Николай Н-ч, так и я были вполне довольны, что будем жить вблизи друг от друга. Мало этого: Н. Н-ч сделался не только моим соседом, но и нахлебником. В моей квартире готовился для него обед из доставлявшихся им продуктов. Часто после обеда мы отдыхали с ним в одной комнате. Почти все вечера в течение своего трехмесячного пребывания в Вологде Н. Н-ч проводил у меня. В этот период времени мы сроднились друг с другом и потому будет понятно, что когда в конце светлой недели он поехал в Петроград, то мы не без слез простились друг с другом» 2752 . По словам того же Ильинского, «живя в Вологде, Н. Н-ч часто высказывал желание уехать за границу и, главным образом, во Францию к своему племяннику протоиерею правосл[авной] церкви в Биаррице Николаю Васильевичу Попову» 2753 . Незадолго до отъезда из Вологды Глубоковский писал епископу Василию, что его жизнь со времени возвращения из Швеции «представляет цепь страданий и несчастий», жалуясь на немощь (напомним, что Глубоковскому было 57 лет, А. В. Лебедевой – 61 год), полную непрактичность, отсутствие прислуги, продовольствия, дров, освещения, а после осеннего ограбления также и необходимых средств и вещей («перебивались и грешно и смешно» 2754 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Славянофилы могут все умереть до одного, но направление, данное ими, не умрет. 2752 И. С. Аксаков – Н. Н. Страхову Как символ славянофильство вечно, ибо оно есть символическое выражение русского самосознания. 2753 П. А. Флоренский – Ф. Д. Самарину Сначала – несколько слов о самом понятии «славянофильство». Славянофильство – это учение или даже национальная идеология, где представляется возможным выделить два крыла: левое (либеральное, если не анархистское) и правое (консервативное, если не реакционное). Также в учении славянофилов следует отметить внешнеполитическую программу, получившую выражение в панславизме (культурном, политическом и т. д.), и внутриполитическую программу (левую, центристскую, правую). Кроме того, учение славянофилов можно рассмотреть как своеобразную «матрешку»: самая большая «матрешка» – это в целом «славянофильство» (то же понятие в узком смысле есть внешнеполитическая, панславистская программа славянофилов); вторая по размеру «матрешка» – это «русофильство» (внутриполитическая славянофильская программа); наконец, третья «матрешка» – «москвофильство» (это традиционный, православный, семейно-родственный уклад жизни). Соответственно: 1) крона (внешняя политика Государства), 2) ствол (внутренняя политика Государства) и 3) корни (Земля) славянофильства. Славянофильство можно рассмотреть и как своеобразное соборнофильство, т. е. как гармонию Православия, Самодержавия и Народности, или, в более широком смысле, – как гармонию Идеологии (религия + право + культура), Власти (государство, политическая система) и Гражданского общества (структурированный народ). Теперь обратимся к различным периодизациям славянофильства и рассмотрим их в хронологическом порядке в жанре краткого библиографического обзора, удерживаясь при этом от оценок и не вступая в полемику. Одна из первых таких периодизаций принадлежит М. П. Погодину, который, отвечая на статью А. Н. Пыпина о славянофильстве, 2754 выделил в его развитии несколько этапов-десятилетий: «Славянофилы – это был сначала кружок молодых людей (ныне давно состарившихся или сошедших в могилу), знакомых между собою с детства или учебной скамьи и начавших заявляться с двадцатых и тридцатых годов (Хомяков, Языков, Киреевские, Шевырев, Кошелев и пр.). К сороковым годам подготовилось их новое поколение (Константин Аксаков, потом Самарин, Попов, Елагин, Стахович, Панов, Валуев, кн. Черкасский). К пятидесятым годам относится третье поколение (Гильфердинг, Иван Аксаков, Ламанский). С шестидесятых годов началось четвертое (сотрудники «Зари», «Беседы» и проч.)». 2755

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Римская литургия часто имеет отрывки из псалмов в качестве introitus " a (вступительного стиха) 2752 . Литургия ап. Иакова, прототип нашей, не имела в начале, по-видимому, ни псалмов, ни антифонов (рукописи не указывают) 2753 . Студийско-Алексиевский устав запрещает изобразительные псалмы и Блаженны на будничной литургии в Петров пост 2754 . Западные Студийские (Калабрийский) и Евергетидский уставы указывают изобразительные для воскресной литургии 2755 . Ркп. Иерус. устава молчат (слав. говорят о Блаженнах). Ркп. Евхологиев XVI в.: «после мирной (ектении) хор поет 1-й антифон или изобразительные, если неделя; если же нет, дня… После мирной (ектении), второй хор поет второй антифон или изобразительные вторые, если неделя; если же нет, дня» 2756 . Чин пения изобразительных псалмов Чин пения изобразительных псалмов указан в Ирмологии 2757 и Часослове в последовании изобразительных. Петь их указано здесь на 8 гл., должно быть, как наиболее спокойно-торжественный, причем имеется в виду тропарный напев этого гласа, потому что только такой употребляется на литургии (на Блаженнах – и канонный). Музыкальная традиция расходится с этим указанием: она дает для изобразительных тропарный напев 1 гл., очевидно, предполагая, что они должны следовать гласу дня (как и аллилуиарии поются всегда на 1 гл.). Молчание Часослова о гласе тоже на стороне этого предположения. Поются изобразительные антифонно. Распределение стихов для пения между ликами дано в Ирмологии. Оно совпадает с библейским делением стихов, исключая то, что в 102 пс. 6 стих соединен с 7 и 9 с 10, благодаря чему всего стихов в этом псалме для антифонного пения получилось 20 (вместо 22 библейских); а в 145 пс. 1 ст. соединен со 2, почему стихов получилось 9 (вместо 10 библейских). Псалмы имеют и припев, но только в начале и конце. Припев для 102 пс. – тот же, что для соседнего с ним в Библии и сродного 103, предначинательного псалма вечерни (из суточных служб наиболее близкой к литургии), именно «Благословен еси Господи» ( Пс. 118:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Потому предлагаю оному правлению: 1) вытребовать от преосвященного Филарета настоящее дело и материалы, собранные им поныне; 2) заняться деятельно должным исполнением по прописанным выше пяти пунктам данного мною поручения преосвященному Филарету; 3) употреблять для этого дела не только подведомственных наставников, но и другие лица епархиальные и сторонних ведомств, входя с ними в сношения непосредственно или через отца ректора. Надеюсь, что отец ректор и лица, которым делаемы будут от правления поручения, оценят важность этого дела, потщатся быть оному полезными и заслужат внимание высшего начальства и поощрение, оным предлагаемое. Литовской консистории, от 19 августа за 1113, о доставлении ведомости о приходских училищах, открытых при церквах к 1 числу октября По резолюции моей, от 22 сентября прошлого 1859 года за 2752, записанной на указе Святейшего Синода, сделаны консисторией распоряжения об открытии при церквах приходских училищ. Вследствие сего многие училища уже открыты, на открытие же других дано разрешение. Предлагаю консистории озаботиться скорейшим движением этого дела и поспешить разрешением открытия приходских училищ, где это окажется возможным; а затем представить мне в течение наступающего октября ведомость об училищах, которая будут открыты к 1 числу того октября. В ведомости сей должно быть пояснено: название училища, время открытия оного, число учеников, чьим старанием и издержками открыто училище, кто в нём преподаёт и какие предметы, и с каким успехом преподаётся ученье. Верность сих показаний лежит на ответственности благочинных. С представленьем таковой ведомости, консистория не оставит изложить мне: кто из усердствовавших по сему делу и какого заслуживает вознаграждения или поощрения, равно какие остаётся принять ещё меры для открытия приходских училищ в возможно большем числе. Виленскому военному губернатору Назимову, от 29 августа за 1218, о распоряжениях к сломке гражданским ведомством дома Виленской Николаевской церкви для открытия фасада оной

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

  001     002    003    004    005    006    007    008