11. С. 111-114; Мишуков Ф. Я. Художественная обработка металла. М., 1948 (типогр. набор с правкой авт., не изд.)//ОРПГФ ГММК. Ф. 170; Золотая насечка и инкрустация на древнем вооружении//Гос. Оружейная палата Моск. Кремля. М., 1954. С. 115-136; Изделия из драгоценных металлов//Русское декоративное искусство. М., 1962. Т. 1. С. 335-374 (соавт.: М. М. Постникова-Лосева); Невидимый припой ювелиров древности//Вопросы декоративного искусства: Тр. МВХПУ. М., 1962. Вып. 2. С. 78-81; Русское золотое и серебряное дело XV-XX вв. М., 1967 (соавт.: Т. Г. Гольберг, Н. Г. Платонова, М. М. Постникова-Лосева); Оловянное ажурное литье в России в XVI-XVIII вв.//УЗ МВХПУ. М., 1969. Вып. 3. С. 96-105. Арх.: Автобиография Ф. Я. Мишукова//ГММК ОРПГФ. Ф. 26. Д. 15; Альбом Ф. Я. Мишукова с зарисовками и копиями орнаментов//Там же. Ед. хр. 172; Альбом Ф. Я. Мишукова с зарисовками и копиями орнаментов, набросками с пейзажами//Там же. Ед. хр. 173; Воспоминания Ф. Я. Мишукова//Там же. Ед. хр. 164. Д. 160. Лит.: Мишукова А. М., Родимцева И. А. О научно-реставрационной деятельности Ф. Я. Мишукова в Гос. Оружейной палате//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1976. Вып. 2. С. 192-203; Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. М., 1983. С. 225. 2817; С. 230. 2997-2999; Русское серебро XIV - нач. XX в. из фондов ГММК/Авт.-сост.: С. Я. Коварская, И. Д. Костина, Е. В. Шакурова. М., 1984. С. 208, 242. 189; Малков Ю. Г. Русские иконы XII-XIX вв. из собраний музеев Советского Союза. М., 1988. Кат. 15; 1000-летие русской художественной культуры: [Кат. выст.] М., 1988; Смородинова Г. Г. Золотое и серебряное дело Москвы рубежа XIX и XX вв.: Из собр. ГИМ//Музей: Худож. собр. СССР. М., 1989. Вып. 10. С. 66-67, 71; Алпатов М. В., Родникова И. С. Псковская икона XIII-XVI вв. Л., 1990. Кат. 42 [оклад датируется XX в.]; Богоматерь Владимирская: К 600-летию Сретения иконы Богоматери Владимирской в Москве 26 авг. (8 сент.) 1395 г.: Сб. мат-лов, кат. выст./Авт.-сост.: Э. Гусева, А.

http://pravenc.ru/text/2563850.html

К более поздним работам относятся т. н. мантия сщмч. Григория V, патриарха К-польского, и алтарная завеса с вышитой золотом композицией «Успение Пресв. Богородицы» (работа золотошвейки Кокконы Орологи из Фессалоники, 1819). В произведениях резьбы и в инкрустации резных поверхностей перламутром, древесными шашками очевидно влияние вост. орнаментики, о чем свидетельствует инкрустированная дверь 1589 г. из кафоликона И. м. Лит.: Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. Спб., 1902. М., 2004р. С. 257; Ο θησαυρο το Αγου Ορους. Εκονογραφημνα χειργραφα. Αθναι, 1975. Τ. 2. Σ. 18-19, 22; Ο θησαυρο το Αγου Ορους. Θεσσαλονκη, 19972. Σ. 342-344, 368-369, 374, 382-385, 388-389, 394-395, 398-399, 410-411, 449-450. Кат. 9. 20, 9. 34, 9. 37, 9. 45, 9. 47, 9. 52, 9. 56, 9. 57, 9. 60, 9. 69, 11. 2, 11. 5; Βλαχοπολου-Καραμπνα Ε. Ιερ Μον Ιβρων: Χρυσοκντητα μφια κα ππλα. Αγιον Ορος, 1998. Э. В. Ш., М. А. М. Библиотека И. м. содержит свыше 2 тыс. греческих, ок. 100 грузинских (X-XV вв.), 16 слав. рукописей и 15 тыс. печатных книг. В каталоге С. Ламброса описаны 1386 греч. рукописей (из них 123 написаны на пергамене, 23 - на бомбицине, остальные - на бумаге). В монастырскую опись, составленную в 1997 г. о. Феологом Ивиритом, вошло 748 неучтенных ранее манускриптов; еще 74 рукописи были выявлены в процессе подготовки П. Сотирудисом к изданию каталога (Ιερ Μον Ιβρων: Κατλογος λληνικν χειρογρφων/Π. Σωτηροδης. Αγιον Ορος, 1998. Τ. 1), включившего описание первых 100 кодексов собрания И. м. В связи с этим в 2007 г. вне очереди вышел 11-й т. каталога с описанием 181 из 822 новонайденных рукописей (из них 35 датируются X-XV вв. (29 пергаменных), 89 - XVI-XVII вв., остальные относятся к более позднему времени (Ιερ Μον Ιβρων: Κατλογος λληνικν χειρογρφων/Π. Σωτηροδης. Αγιον Ορος, 2007. Τ. 11)). Древнейшая греч. рукопись, хранящаяся в б-ке И. м.,- Евангелие Ath. Iver. gr. 8(1), IX в. (согласно Ламбросу, VIII в.). В нач. XVII в. мон-рь приобрел коллекцию рукописей и старопечатных книг Максима Маргуния, еп. Кифирского († 1602). В 1654 г. Арсений (Суханов) привез из И. м. 170 греч. рукописных и печатных книг, в т. ч. неск. из первоначально принадлежавших иверской библиотеке, напр. Гомилии свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея, переписанные в 1006 г. Феофаном Ивиритом (ГИМ. Син. греч. 75(62)). В 1678 г. К-польский патриарх Дионисий IV подарил свое собрание книг б-ке И. м., к-рое в 1722 г. пополнилось сочинениями Неофита (Мавроматиса), бывш. митрополита Артского и Навпактского. Последний участвовал в строительстве помещения для б-ки.

http://pravenc.ru/text/293365.html

В Троице-Сергиевом мон-ре Г. профессионально занимался перепиской книг, будучи, по всей видимости, исполнителем замыслов архим. св. Дионисия (настоятель мон-ря в 1610-1633). Большинство рукописей, созданных Г., имеют многочисленные поправки и дописки, выполненные рукой самого каллиграфа или архим. Дионисия. Известны 22 книги, переписанные Г. (целиком или частично) в Троицком мон-ре. Из них 12 кодексов содержат Четьи-Минеи (известны в полном составе, хранятся в РГБ. Ф. 304): 681, 1627 г. (Август); 665, 1627 г. (Сентябрь); 668, 1629 г. (Октябрь); 671, 1629 г. (Ноябрь); 672, 1630 г. (Декабрь); 673, 1629 г. (Январь); 674, ок. 1630 г. (Февраль); 675, 1630 г. (Март); 695, 1630 г. (Апрель); 676, 1630 г. (Май, вместе с Печерским Патериком); 677, 1631 г. (Июнь); 679, 1632 г. (Июль). Г. включал в составленный им цикл существовавшие редакции текстов, не подвергая их лит. обработке (см. на примере отдельных произведений: Дмитриев Л. А. Житийные повести Рус. Севера как памятники лит-ры XII-XVII вв. Л., 1973; Кучкин В. А. Повесть о Михаиле Тверском. М., 1974. С. 22, 30, 43-47, 159-161, 187; Бахтина О. Н. К лит. истории Повести о Меркурии Смоленском: Хроногр. и Минейная редакция//Книга в Сибири XVII - нач. XX вв. Новосиб., 1980. С. 139-171). Г. не стремился к полноте отражения лит. традиции в своем труде. В послесловиях книжник так определяет характер работы - «словеса праздничныи, и Жития, и мучения святых выбором», «Минеи Четьи выбором», «выборные словеса и Жития». Четьи-Минеи Г.- это сборники основных для каждого месяца Житий и поучений (широко представлены Жития рус. святых), этим они отличаются от Четьих-Миней свт. Макария и Четьих-Миней Иоанна Милютина , ориентированных на полноту собрания минейных чтений. Одновременно с составлением Четьих-Миней Г. в Троице-Сергиевом мон-ре переписал Служебные Минеи на декабрь (РГБ. Ф. 304. 514, 1628 г.; переписана с московского издания 1620 г., рукописный текст чередуется с печатными фрагментами) и на март (Там же. 545, ок. 1630 г.; переписана с московского издания 1624 г.), Постнические Слова прп. Ефрема Сирина (ГПНТБ СО РАН. Тихомир. 527, 1629 г.), Устав (ГИМ. Воскр. 15/1, 1630 г.; переписан с московского издания А. М. Радишевского 1610 г.), Сборник служб рус. святым (РГБ. Ф. 304. 628, ок. 1630 г.; главы 5 и 10 написаны др. писцом), Жития рус. святых (Там же. 696, ок. 1630 г., письмо Г.- Л. 75-157 об., 185-220 об.; 694, 1633 г.), Жития преподобных Сергия и Никона Радонежских (Там же. 699, ок. 1630 г.; текст правлен архим. Дионисием), Канонник (Там же. 303, ок. 1630 г.; письмо Г.- Л. 1-374), Пролог (Там же. 727, 1632 г.; сентябрьская половина).

http://pravenc.ru/text/164777.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУЛИАНИЯ († кон. XIV-XV в., Новгород), прав. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Новгородская, мать блж. Николая Кочанова. Об И. известно из Похвального слова блж. Николаю («Слово похвальное Николы Саллосу, сиречь уроду Христа ради, нарицаемому Кочанову»; старший список: ГИМ. Увар. 1799 (523), XVI в.), в одной из частей которого рассказывается о происхождении святого («Поведание о сем блаженном Николе, како и откуда бе»). По предположению В. О. Ключевского , Похвальное слово блж. Николаю было составлено ок. сер. XVI в. в связи с возобновлением в Новгороде почитания блаженного. И. упомянута в краткой ст. «О святем Николае Кочанове» с описанием 2 чудес блаженного (статья ошибочно называется в лит-ре Житием), написанной, по всей видимости, в XVI в. Блж. Николай был сыном благородных и богатых родителей - Максима и И. Поскольку И. и блж. Николай были погребены на кладбище в Неревском конце Новгорода, можно предположить, что святые принадлежали к боярству Неревского конца. Во 2-й пол. XIV в. в Новгороде известны бояре Максим Онцифорович и Максим Ананьинич (НПЛ. С. 373, 374). Если о роде последнего ничего не известно, то отцом Максима Онцифоровича, как показал В. Л. Янин , был посадник Онцифор Лукич, а братом - др. известный посадник - Юрий Онцифорович, принадлежавшие к влиятельному боярскому клану Неревского конца, из к-рого в кон. XIII - нач. XV в. вышли мн. новгородские посадники. В указанных выше агиографических сочинениях сообщается, что блж. Николай скончался 27 июля 1392 (6900) г., а его мать преставилась на 8 лет раньше, т. е. в 1384 г. Даты эти приняты в церковной и научной лит-ре, однако велика вероятность того, что в годе кончины св. Николая - 6900 - недописаны десятки и единицы (такого рода хронологическая неточность характерна для поздних агиографических текстов). Отсюда следует, что 1384 г. нельзя считать точной датой преставления И.: блж. Николай скончался не ранее 1392 г., а его мать - не ранее 1384 г.

http://pravenc.ru/text/1237855.html

Литература Использованные материалы   Послание архиеп. Геннадия митр. Зосиме, окт. 1490 г.- Источники. 1955. С. 375   Иосиф Волоцкий. 1882. С. 4   Послание инока Саввы на жидов и на еретики/Предисл.: С. А. Белокуров//ЧОИДР. 1902. Кн. 3. Отд. 2. С. 1-94   см.: Казакова, Лурье. 1955. С. 109-110. Примеч. 6; Лурье. 1960. С. 131-135, 224-225, 239   Taube. The Kievan Jew Zacharia. 1995   Источники. 1955. С. 468   Иосиф Волоцкий. 1882. С. 4; Источники. 1955. С. 469, 479   Иосиф Волоцкий. 1882. С. 4-5; Источники. 1955. С. 469, 479   Иосиф Волоцкий. 1882. С. 50   Иосиф Волоцкий. 1882. С. 68   Источники. 1955. С. 310-313   Источники. 1955. С. 507   Иосиф Волоцкий. 1882. С. 253-254   Источники. 1955. С. 316, ср. с. 310-311; свт. Геннадий опирался на 12-ю и 19-ю главы правил Тимофея, пресвитера константинопольского, помещаемые в Кормчих книгах ( " Тимофея, презвитера пресвятыя церкве великиа Констянтинаграда, от различьи приходящих к непорочней нашей вере " ; см., напр.: ГИМ. Син. 132. Л. 418 (Новгородская Синодальная Кормчая)   Цветков. 2003. С. 189   Барабанов Н. Д. Византийская Церковь и феномен филактериев//Славяне и их соседи. М., 2004. Вып. 11. С. 179; Арнаутова Ю. Е. Колдуны и святые: Антропология болезни в ср. века. СПб., 2004. С. 262, 274, 319   Источники. 1955. С. 312-313   Голейзовский Н. К. Два эпизода из деятельности Новгородского архиеп. Геннадия//ВВ. 1980. Т. 41. С. 125-140   Источники. 1955. С. 471   ГИМ. Епарх. 339. Л. 271-271 об.; Епарх. 340. Л. 197   Источники. 1955. С. 278   Иосиф Волоцкий. 1882. С. 325   см.: Казакова, Лурье. 1955. С. 155-170   Источники. 1955. С. 474   Соболевский А. И. Переводная лит-ра Моск. Руси XVI-XVII вв. СПб., 1903. С. 413-419   Турилов, Чернецов. 1989. С. 410-411   Источники. 1955. С. 480   Источники. 1955. С. 318; ср. Послание свт. Геннадия Сарскому еп. Прохору 1487 г. - Источники. 1955. С. 311   Источники. 1955. С. 471, 473   ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. С. 342   Источники. 1955. С. 374, 375; обвинение носило не только церковный, но и политический характер, поскольку в это время Россия находилась в состоянии войны с Литовским великим княжеством

http://drevo-info.ru/articles/13679838.h...

3) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 705 (л. 106–123 об.: 70 лет и 50 лет) – 60-е годы XV в. Описание см. в разделе Четвертой Пахомиевской редакции, Синодального вида. 4) РНБ, Софийское собр., 1384 (л. 250–264 об.: 70 лет и 50 лет)- 1490 г. 5) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 643 (л. 175 об. – 197 об.: 70 лет и 50 лет) – кон. XV в. Описание см. в разделе Пятой Пахомиевской редакции. 6) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Строице-Сергиевой Лавры), 466 (л. 372–386: 70 лет и 50 лет – позднее исправлено на 78 и 55) – 1505 г., Москва, монастырь Николы Старого. Основной писец – знаменитый каллиграф Михаил Медоварцев. Медоварцевым написан киноварный заголовок и несколько первых строк на л. 372, текст на л. 374–375 об. и несколько первых строк на л. 376, несколько строк на л. 376 об., текст на л. 379 об. – 380. Остальной текст писан другим писцом. 7) ГИМ, собр. Е. В. Барсова , 1396 (л. 92–104 об.: 70 лет и 50 лет) – нач. XVI в. Филигрань: Рука под звездой – Брике, 11165 (1505 г.). Последние листы утрачены, текст обрывается на словах: «зело вси скорбни быша и хождаху сету…» 8) РГБ, ф. 173/I (Фундаментальное собр. библиотеки Московской Духовной Академии), 88 (л. 398–414: 78 лет и 50 лет – причем число 50 позднее переправлено на 55) – сер. 20-х годов XVI в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 9) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо-Волоколамского монастыря), 644 (л. 407–424: 78 лет и 50 лет) – второй половины 20-х годов XVI в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 10) ГИМ, Епархиальное собр., 387 (л. 151–174: 78 лет и 55 лет) – второй половины 20-х годов XVI в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 11) РГБ, ф. 173/I (Фундаментальное собр. библиотеки Московской Духовной Академии), 50 (л. 164–180: 78 лет и 50 лет) – 20–30-е годы XVI в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 12) РНБ, Софийское собр., 1317 (л. 388 об. – 392 об.: 70 лет и 50 лет) – 30-е годы XVI в. (Софийский список Великих Миней-Четьих). 13) ГИМ, Синодальное собр., 986 (л. 675 об. – 683: 70 лет и 50 лет) – конец 30-х – начало 40-х годов XVI в. (Успенский список Великих Миней-Четьих митрополита Макария).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

81) ГИМ, Синодальное собр., 555 (л. 158–161) – 20-е годы XVII в. Описание см. в разделе Третьей Пахомиевской редакции. 82) РНБ, собр. Общества любителей древней письменности, F.244 (л. 99–101 об.; б.с.) – 20-е годы XVII в. (последний лист утерян). Филиграни: Столбы с литерами IG – Гераклитов, 1119–1122 (1628–1631 гг.); Домик под крестом, обвитым змеей – Дианова и Кос-тюхина, 526 (1622 г.). 83) ГИМ, собр. Е. В. Барсова , 1466 (л. 342 об. – 349 об.; со стихом) – 20-е годы XVII в. Филигрань: Кувшин с двумя ручками – типа: Дианова («Кувшин»), 374 (1621 г.). 84) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 669 (л. 350–356) – начало 30-х годов XVII в. Описание см. в разделе Редакции Германа Тулупова. 85) РГБ, ф. 199 (Собр. П. Н. Никифорова), 667 (л. 75 об. – 82 об.) – вторая четверть XVII в. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с полумесяцем, на тулове литеры GP и L-muna Гераклитов, 686 (1639–1640 гг.). 86) Научная библиотека Московского университета, 2 Ес-87 (л. 20 об. – 26; б.с.) – 40-е годы XVII в. Филигрань: Щит с рожком, под щитом литеры МС – Дианова и Костюхина, 1163 (1642 г.). 87) РНБ. Q.I.332 (л. 32–38) – сер. XVII в. Филиграни: Щит с полосой-Дианова и Костюхина, 1048 (1649 г.); Щит с полосой и литерами PI – Дианова и Костюхина, 1044 (1645 г.). 88) РГАДА, ф. 181 (собр. МГАМИД), 639 (л. 107–110 об.; со стихом) – сер. XVII в. Описание см. в разделе Пятой Пахомиевской редакции. 89) РНБ. Q.I.1136 (л. 453–460 об.; со стихом) – сер. XVII в. Филигрань: Гербовый щит с лилией под короной, контрамарка ID – Дианова и Костюхина, 912 (1653 г.). 90) РНБ, собр. М. П. Погодина, 1558 (л. 192 об. – 194 об.; б.с.) – 60-е годы XVII в. Филигрань: Голова шута с 7 бубенцами, контрамарка с надписью DIEAYDE в картуше – Гераклитов, 1396 (1663 г.). 91) РНБ, собр. Общества любителей древней письменности, F.97 (л. 40–43) – третья четверть XVII в. 92) ГИМ, собр. А. Д. Черткова, 313 (л. 389 об. – 394 об.; без стиха) – 70-е годы XVII в. Филигрань: Голова шута с 5 бубенцами (несколько вариантов) – Гераклитов, 1201 (1674 г.), Дианова и Костюхина, 353 (1675 г.), 401 (1678 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 483 (1°) (л. 79–108 об., 61 об. – 79)- первая четверть XVI в. Филиграни: Щит с лилией под крестом – Брике, 1562 (1482–1511 гг.); Литера У под крестом – Брике, 9185 (1516 г.). 4) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо-Волоколамского монастыря), 645 (л. 290–341 об.) – первая четверть XVI в. (почерк Иосифо-Волоко-ламского постриженника Герасима Замыцкого). Филигрань: Литера Р – Брике, 8541 (1516–1528 гг.). 5) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского), 1254 (л. 621 об. – 665) – первая четверть XVI в. Филигрань: Литера Р – Брике, 8541 (1516–1528 гг.). 6) РГБ, ф. 247 (Собр. Рогожского кладбища), 182 (л. 24 об. – 121 об.) – 20-е годы XVI в. Филигрань: Щит с литерой F под короной между двух лилий – Брике, 8160 (1526–1528 гг.). 7) ГИМ, собр. Е. В. Барсова , 1417 (л. 261 об. – 317) – 20-е годы XVI в. (после рассказа об основании монастыря на Дубенке в качестве особой главы вставлен текст Проложной редакции). Филигрань: Голова быка – Лауцявичюс, 1467 (1527 г.). 8) РНБ, собр. М. П. Погодина, 871 (л. 10–52) – 30-е годы XVI в. Филигрань: Тиара – Брике, 4969 (1531 г.). 9) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского) 374 (л. 1–56 об.) – сер. XVI в. Завершается главой «О Захарьи Бороздине». Филигрань: Сфера под звездой – Брике, 14004 (1553 г.). 10) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 183 (л. 57–96) – сер. XVI в. Филиграни: Литеры RP на таблетке – Лихачев, 4064 (1554 г.); Перчатка под короной с 6 фестонами и сердцем – Брике, 11004 (1552 г.); Кувшин с одной ручкой под короной и розеткой, на тулове две полосы – Брике, 12666 (1547–1555 гг.); Кувшин с двумя ручками и с цветами – Брике, 12892 (1547 г.). 11) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 430 (л. 56 об. – 64 об.) – сер. XVI в. Без конца, текст обрывается на словах: «начат же въздерживатися выше человеческыа силы, алкотою безмерною и наготою в зимное время» (дальнейшие листы отсутствуют). Филиграни: Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на ту-лове полоса и литеры NB – Брике, 12769 (1546 г.); Кувшин с одной ручкой под короной с полумесяцем – Брике, 12817 (1545 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На успение Богоматери (BHG 1102c) 1424 . Psevtonkas B. S. Φιλοθου Κοκκνου, Πατριρχη Κωνσταντινουπλεως, ες τν Κομησιν τς Θεοτκου//EEThSTh 1982. 27. 1–128. [Текст: 91–120]. Неизданные агиографические соч. Слова и энкомии в честь св. Николая (неизд. ркп: Chalc. gr. 107), св. Иоанна Златоуста (неизд. 4 ркп). Dubia 1425 . Слова и энкомии в честь апостола Фомы (изд. под именем Иоанна Калеки: Grecu V. Izvorul principal bizantin, 6 .634). 124–134), всех святых (ibid. 140–142. BHG 1617g), воздвижения Креста (Editio princeps 1600; 3 Gretser J. 1734=PG 154, 720–729. BHG 418), св. икон (авторство в рукописях часто приписывается Иоанну Ксифилину), Иоанна Крестителя (Marc. gr. II, 98); на третье Воскресение Крестопоклонной (PG 150, 264–280), под именем Иоанна Калеки; то же под именем Филофея://Triandafillis Κ., Gráppoutou А. 6 .1398). 47–61. Литургические соч. Филарет. Обзор песнописцев. 78. 370–374. [Обзор литургич. соч.]. Follieri. Initia 5/1, 305. 1426 . Сырку П. К истории исправления книг в Болгарии 11 .61). 1/2. LXXIX-LXXXVII. [Иссл-ние ркп]. Изданные Чин диаконского служения: 1427 . Goar J. Euchologion 1647=PG 154. 745–766. Чин Божественной. Литургии: 1428 . Trembelas Р. Ν. Α τρες λεντουργαν. θναν 1935. 1–16. См. также: Сырку П. А. 11 .61). 1/2. 149–172 (греч. текст), 1–31 (слав. пер.). 1429 . Добрынина Э. Н. Неизданные тропари патриарха Филофея Коккина: К вопросу о составе рукописи сборника ГИМ. Син. гр. 429 (Влад. 303)//Россия и христианский Восток. М. 1997. 1. 38–48. [С публ. греч. текста тропарей по 3 ркп]. 1430 . Прохоров Г. М. К истории литургической поэзии: гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина//ТОДРЛ 1972. 27. 120–149. список пер. произведений Филофея на ц.-слав. язык]. 1431 . Εχ ες τν παναγαν δσπονναν τν Θεοτκον, κτεθεσα ατομτως π τος καννοφανσνν ατς θαμασνν// Дмитриевский . 2. Εχολγνα. 288–289. 1432 . Jakovlevi A. Two stichera with Byzantine notation of Philotheos, Patriarch of Constantinople//Byzantine Studies. 1974. 1. 54–64.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

27-28). Под «именем Господа» здесь подразумевается Сам Господь, вернее Его действие по отношению к людям, описанное в человекообразных выражениях. И. Б. в книгах НЗ Богословие имени в Евангелиях. В НЗ сохраняется в целом такое же восприятие имени, какое было характерно для ВЗ. Описанные в Евангелиях от Матфея и от Луки явления ангела Захарии, Марии и Иосифу имеют прямое отношение к богословию имени. Во всех этих случаях благовестие состоит из 2 частей: ангел сначала говорит о рождении сына, а затем о том, каким именем он должен быть наречен. Захарии ангел говорит: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк 1. 13). К Марии ангел приходит шесть месяцев спустя с аналогичной вестью: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк 1. 30-31). Наконец, Иосифу ангел является во сне со словами: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус» (Мф 1. 20-21). Наречение ангелом имени Спасителю имеет особое значение. Буквальный смысл евр. имени Иисус (  ,  ) - «Яхве спасает». Т. о., в самом имени Мессии присутствует священное имя Яхве, к-рое теперь приобретает дополнительный обертон: подчеркивается не величие, не могущество и не слава Яхве, но Его спасительная сила. Новозаветное благовестие начинается с наречения имени Богу - имени, к-рое генетически связано со священным именем Яхве, однако указывает на наступление новой эры во взаимоотношениях между Богом и человечеством. Отныне Бог для людей не «ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» (Исх 20. 5), а Тот, Кто «спасет людей Своих от грехов их» (Мф 1. 21). Благовещение. Миниатюра из Акафиста Богородице. 1355-1364 гг. (ГИМ. Син. греч. 429. Л. 3 об.) Благовещение. Миниатюра из Акафиста Богородице. 1355-1364 гг. (ГИМ. Син. греч. 429. Л. 3 об.) Во всех 4 Евангелиях говорится о призвании Иисусом учеников, но при этом в Евангелии от Марка указывается на важное сопутствующее обстоятельство: 3 из 12 учеников Иисус дал новое имя: Симона назвал Петром, а Иакова и Иоанна нарек именами Воанергес - «сыны громовы» (Мк 3. 16). Слова Христа при встрече с Симоном приведены в Евангелии от Иоанна: «Ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: «камень» (Петр)» (Ин 1. 42). По словам свт. Иоанна Златоуста, нарекая новые имена ученикам, Христос «показывает, что Он Тот Самый, Кто и Ветхий Завет дал и тогда имена переменял, назвав Аврама Авраамом, Сару Саррой, Иакова Израилем» ( Ioan. Chrysost. In Ioan. 19. 2). Иисус также показывал этим, что ученики становились подвластны Ему и вместе с тем вступали в новые, более близкие и доверительные отношения с Ним.

http://pravenc.ru/text/389525.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010