В древних зап. Мартирологах памяти этой дружины нет. Кард. Ц. Бароний внес ее в Римский Мартиролог, добавив имя Конона, под 26 февр.; это день, когда отмечается память сщмч. Нестора , еп. Магиддийского. Святой Нестор также пострадал в Памфилии при Деции и правителе Пуплии (Поплии), только не в Атталии, а в Перге. Франки де Кавальери полагает, что у мученичеств Нестора, Конона Градаря и П., Д. и Клавдиана - один и тот же автор. Имена Папия, Диодора и Клавдиана есть также среди имен мучеников Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серапиона, Папия (31 янв., 10 марта; пам. греч. 5 апр.; пам. зап. 25 февр.); Ж. М. Соже полагает, что скорее всего это именно П., Д. и Клавдиан и в данном случае наблюдается путаница в именах и датах, к-рая присутствует и в вост. Синаксарях. Однако в Мученичестве дружины Виктора и Викторина приводятся др. обстоятельства казни, поэтому твердых аргументов в пользу того, что это одни и те же мученики, нет. Ист.: BHG, N 2331-2332; ActaSS. Febr. T. 3. P. 488-490; MartRom. P. 100. MartRom. Comment. P. 77. Not. 2; ЖСв. Февр. С. 36. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 53; Delehaye H. Les Martyrs d " Égypte//AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 51-54; Sauget J.-M. Papia, Diodoro e Claudiano//BiblSS. Vol. 10. Col. 316-317; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 374. О. Н. А. Иконография Изображение мученической кончины святых вошло в минейные циклы лицевых рукописей и настенных росписей храмов. На миниатюре из Минология имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 369, 1-я четв. XI в.), как и в Императорском минологии из ГИМ (Греч. 376 (Син. греч. 183), 2-я четв. XI в.), показан момент усекновения глав 3 мучеников: П., Д. и Клавдиана. Обе миниатюры близки по композиции: святой справа лежит в неестественной позе возле темной горки, голова усечена, из раны еще хлещет кровь; святой в центре опускается на колено, над его шеей занесен меч палача; святой слева взирает на происходящее, ожидая своей череды; облачены в разных цветов хитоны, руки связаны за спиной. В 1-м Минологии все мученики темноволосые (в рукописи из ГИМ поврежден живописный слой у головы святого справа), градация возрастной характеристики дана по наличию и длине бороды: от молодого безбородого юноши слева к более старшему, с короткой клиновидной бородой (средовеку?), справа; у молодого человека в центре также короткая борода. На миниатюре в рукописи из ГИМ имеются ценные дополнения в виде надписания имени (на греч. языке, перед именем - «Агиос») у фигуры каждого из мучеников (слева направо): Папий, Диодор, Клавдиан.

http://pravenc.ru/text/2578927.html

Стб. 139. Senyk S. Op. cit. P. 23. ПВЛ. C. 66. 743 Мельников А. А. Литературная история агиографической повести о Евфроси- нии Полоцкой. Автореф. дис…. канд. филол. наук. Минск, 1989. 744 В житии преподобной написано, что икону «она же внесши в церковь святыя Богородицы, постави ю…» См.: Повесть о Евфросинии Полоцкой//Памятники старинной русской литературы. СПб., 1862. Вып. 4. С. 172–179. По версии М. Дубровского, Эфесская икона предназначалась для Спасского собора. Исторические сведения о жизни преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, с описанием и изображением креста, принесенного ею в дар Полоцкой Спасской обители см.: Дубровский М. Житие преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, с кратким описанием основанного ею в г. Полоцке женского монастыря. Витебск, 1894. 747 Об изданиях Жития, преп. Евфросинии Суздальской см.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2, ч. 1. С. 169–172; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 2001. Т. 2: Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI веков. С. 374–408. 748 Грибов Ю. А. О неизвестном комплексе лицевых рукописей 70–80-х годов XVII в.//Вопр. источниковедения и палеографии. М., 1993. С. 140–164. (Тр. ГИМ. Вып. 78). Он же. Лицевые списки Жития Евфросинии Суздальской XVII в.//Русская книжность: вопросы источниковедения и палеографии. М., 1998. С. 78–141. (Тр. ГИМ. Вып. 95). 750 Предположительно монастырь был создан до монголо-татарского нашествия. См.: Георгиевский В. Указ соч. С. 6. 758 Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского: рукописная традиция, жизнь и чудеса: Тексты. С. 41–42. 760 Великая княгиня Евдокия, в иночестве преподобная Евфросиния, основательница девичьего монастыря в Московском Кремле. М., 1899. С. 48. 762 Пшеничников А. Краткое историческое описание 1-классного Вознесенского девичьего монастыря в Москве. М., 1894. 763 Дмитриев Д. С. Вознесенская св. великой княгини Евфросинии обитель. Сергиев Посад, 1908. С. 43–45. 764 Акты Российского государства: Архивы московских монастырей и соборов: XV – начало XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

царском дворе и ок. 950 г. вел переговоры с визант. имп. Константином VII о территориальных притязаниях Грузии. Известны имена матери (Мариам) и братьев (Баграт, Аршуша, Абухарб, Иване Варазваче) И.-Т. (Гомилетический сб.//Ath. Iver. georg. 9, 977 г. Л. 375; ГИМ. Греч. 62, 981 г. Л. 377; Adontz. 1938. P. 161; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 15). Торникий имел визант. титулы патрикия и затем магистра, был Ксанским эриставом (военачальником) и занимал значительное положение при дворе груз. царя Давида III Куропалата ( 1001). И.-Т. был родственником прп. Иоанна Святогорца по жен. линии: по одной версии, супруга прп. Иоанна была племянницей И.-Т., по другой - двоюродной сестрой. Остается невыясненным, был ли Торникий женат: в нек-рых колофонах он упоминается «вместе с сыновьями» (Гомилетический сб.//Ath. Iver. georg. 9, 977 г. Л. 374 об.; Агиографический сб.//Ath. Iver. georg. 3, 979-980 гг. Л. 141; Ошкская Библия//Ath. Iver. georg. 1, 979-980 гг. Т. 1. Л. 399; Т. 2. Л. 219 об., 258, 302 об., 427-428 об.), в то время как в других, где перечислены имена его родителей и родственников (Ath. Iver. georg. 9. Л. 375; ГИМ. Греч. 62. Л. 377), упоминание о супруге и детях отсутствует. Возможно, под сыновьями подразумеваются племянники или др. представители младшего поколения рода. Торникий стремился к монашеской жизни, но не решался оставить мир. Однако, узнав, что прп. Иоанн постригся (60-е гг. X в.) и подвизается на горе Олимп в Вифинии, И.-Т. принял в Грузии монашество с именем Иоанн и в нач. 70-х гг. X в. отправился на поиски прп. Иоанна сначала на Олимп, затем на Афон, в Великую Лавру , где получил «благословение монашеское от рук Иоване». Основатель и настоятель Великой Лавры прп. Афанасий Афонский «ведал дела Торника и его знатность и мужество» и принял его «с великим почетом». Вскоре весть о 2 груз. подвижниках распространилась, и в Великую Лавру стали стекаться их соотечественники, желающие подвизаться под началом прп. Иоанна и И.-Т. Преподобные, дабы не утомлять заботой о грузинах прп.

http://pravenc.ru/text/578028.html

была сооружена каменная во имя прп. Кирилла Новоезерского на Торговой пл. В дер. Анашкино находился монастырский скотный двор. Святыни В 1581 г. над мощами прп. Кирилла стояли рака и деревянная часовня. Согласно описи 1628 г., на раке находилась икона прп. Кирилла - вклад кн. И. М. Катырева-Ростовского (ГИМ. Увар. 1116. Л. 14 об.). В нояб. 1649 г., при строительстве каменного Воскресенского собора, были обретены мощи прп. Кирилла, к-рые освидетельствовал архиеп. Вологодский свт. Маркелл. На гробницу основателя К. Н. м. святитель положил покров и икону с изображением преподобного (ЧерМО. 361/374. Кн. 9-65. Л. 14). 20 окт. 1652 г. кн. И. Д. Милославский пожертвовал на гробницу лицевой покров (Арх. СПбИИ РАН. Колл. 115. Д. 663. Л. 233 об.- 234). В том же году мощи были перенесены в новый Воскресенский храм. В 1661 г. на средства Морозова изготовили деревянную раку с позолотой. В 1722 г. мощи переложили в кипарисовую раку, средства на которую пожертвовал имп. Петр I Алексеевич (ГИМ. Муз. 771. Л. 139-139 об.). В 1795 г. была построена серебряная рака; парчовый покров на нее прислала имп. Екатерина II (рака прп. Кирилла не сохр.). В монастырской описи 1632 г. впервые упомянуты личные вещи основателя - «книга чюдотворца Кирила самого Псалтырь следованием, в полдесть, ветха» (Там же. Л. 97 об.), находящийся в храме Воскресения «у правого крилоса посох чюдотворцев» (Там же. Л. 82) и хранящиеся в ризнице «ризы самого чюдотворца Кирила Белого ветхи и драны» (Там же. Л. 89 об.). В 1847 г. в ризнице имелась «Псалтирь, может быть принадлежавшая Кириллу Новоезерскому, сохраняются его четки, посох и гроб, в котором обретено его тело» ( Шевырёв. 1850. С. 87). Вероятно, Псалтирь преподобного сохранилась (ЧерМО. 361/373. Кн. 9-64). В описаниях XIX в. упоминались «потир деревянный с иконописными изображениями времен прп. Кирилла», образ прп. Кирилла «с серебропозлащенным венцем», пожертвованный в 1650 г. архиеп. Вологодским Маркеллом, вызолоченный иконостас из Воскресенского собора с царскими вратами, напрестольный крест, «писанный на дереве от гробовой доски прп. Кирилла», обложенный золотом и жемчугом, напрестольное Евангелие, украшенное серебром и жемчугом (эти 2 святыни были пожалованы царевной Татьяной Михайловной), а также богослужебные предметы - вклады имп. Екатерины II и имп. Павла I ( Ванифатьев. 1859. С. 14-15). Архив

http://pravenc.ru/text/1840461.html

25   Бълхова М. И.Указ. соч. С. 82–91. 26   Бълхова М. И.Указ. соч. С. 122–124. 27 ПСРЛ. Т. 1. С. 196, 199, 203, 226, 227, 252. Т. 5. С. 196. Цит. по:  Пушкарева Н. Л.  Указ. соч. С. 40. 28 ПСРЛ. Т. 8. С. 151, 180. Т. 6. С. 214, 223–224. РБС. Т. 19. СПб., 1909. Цит. по:  Пушкарева Н. Л . Указ. соч. С. 51. 29   Мельников А. А.Литературная история агиографической повести о Евфросинии Полоцкой. Автореферат дисс. Минск, 1989. 30 В житии преподобной написано, что икону «она же внесши в церковь Святыя Богородицы, постави ю.....» См.: Повесть о Евфросинии Полоцкой//Памятники старинной русской литературы. Вып. 4. СПб., 1862. С. 172–179. По версии М. Дубровского, Эфесская икона предназначалась для Спасского собора. См.: Исторические сведения о жизни преподобной Евфросинии княжны Полоцкой с описанием и изображением креста, принесенного ею в дар Полоцкой Спасской обители. См.:  Дубровский М.  Житие преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой с кратким описанием основанного ею в г Полоцке женского монастыря. Витебск, 1894. 31   Алексеев Л. В.Полоцкая земля. М., 1966. С. 211–220. 32 Степенная книга. С. 216. См. также: Повесть о Евфросинии Полоцкой: «Сама же блаженная Евфросиния положивши великое устроение обема монастырема, братии и сестрам, и даст держати и рядити сестре своей Евдокии обама манастыря. .вся же братия горько плакахуся отхода ради  госпожи своея». 33 См. изд.: Житие и жизнь благоверныя великия княжны Евфросинии Суздальской. Списано иноком Григорием//Изд. ОЛДП. СПб., 1888 (ПДП 91); Житие преподобной Евфросинии Суздальской по списку XVII в.//Труды Владимирской ученой архивной комиссии. Владимир, 1899. Кн. 1;  Георгиевский В.  Суздальский Ризположенский женский монастырь: Историко-археологическое описание. Владимир, 1900. Приложение;  Колобанов В. А.  Владимиро-суздальская литература XIV-XVI вв.: учебное пособие. М., 1978. Вып. 3;  Клосс Б. М.  Избранные труды. Т. 2. Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI веков. М., 2001. С. 374–408. 34   Грибов Ю. А. Онеизвестном комплексе лицевых рукописей 70–80-х годов XVII в.//Вопросы источниковедения и палеографии (Труды ГИМ. Вып. 78). М., 1993. С. 140–164;  Он же.  Лицевые списки Жития Евфросинии Суздальской XVII в.//Русская книжность: вопросы источниковедения и палеографии (Труды ГИМ. Вып. 95). М., 1998. С. 78–141.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Итак, все полные списки и большие фрагменты пергаменных Прологов 1-й редакции на мартовскую половину года относятся к началу XIV-XV в. 373 Среди майских и июльских чтений неизменно есть второе Перенесение мощей свв. Бориса и Глеба 2 мая (1115 г.), Успение Феодосия 3 мая (1073 г.), Перенесение мощей св. Николая Мирликийского 9 мая, Освящение церкви Богородицы Десятинной в Киеве 12 мая 996 г., 374 первое Перенесение мощей свв. Бориса и Глеба 20мая (1072) г., Перенесение мощей Феодосия 31 мая (1091 г.), Успение св. Владимира 15 июля, Мучение свв. Бориса и Глеба 24 июля. В некоторых списках встречается под 15 апреля память праправнуку св. Владимира, Мстиславу Владимировичу (1076–1133), 375 который впоследствии никогда не почитался святым. Во всех Прологах 1-й редакции читается в день успения св. Владимира ПрЖ-2. Под 24 июля помещено Сказание о мучении свв. Бориса и Глеба, основанное не на Начальном своде или «Повести временных лет», а на предшествовавшем им Древнейшем своде. 376 Характерной особенностью 1-й редакции является обязательное наличие отдельных сказаний о перенесении мощей свв. Бориса и Глеба 2 мая в 1115 г. и 20 мая в 1072 г., 377 а также двух чтений св. Феодосию: Успение 3 мая (1073 г.) и Перенесение его мощей 31 или 30 мая (1091 г.). Статьи о перенесении мощей святых князей составлены по «Сказанию чудес» и летописным статьям 1072 и 1115 гг. Успение Феодосия составлено по житию, написанному преп. Нестором, 378 а рассказ о перенесении мощей – по статье 1091 г. «Повести временных лет». Рукопись F. п. 1. 47 входит в небольшую группу Прологов 1-й редакции, сохранивших древнюю черту византийских Синаксарей: тропари праздников и богослужебные указания. 379 Это рукописи РНБ ОР, Соф. 1324 (без русских памятей, конца XII в.), 380 знаменитый Лобковский пролог ГИМ, Хлуд. 187 (1262 г.) 381 и Соф. 1325 (XIV в.) 382 – все тома на сентябрьскую половину году. Пролог на мартовскую половину года, БАН, 4.9.31 (Финляндские отрывки, XIII в.), 383 сохранился только в небольшом отрывке, памятей русским святым под этими днями нет. Богослужебные указания в Прологах есть только для византийских, точнее, константинопольских праздников. Таким образом, хотя F. п. 1.47 относится к середине XIV в., он все равно является представителем архаической традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Европе (напр., Венеции) также использование витража, жемчужного покрытия (вместо низания), золочения и серебрения по гравировке. Сходный по типу украшения диптих с Великими праздниками (кон. XIII - нач. XIV в.), сохранившийся в мон-ре Хиландар, считают принадлежавшим серб. кралю Стефану Милутину. Подобные иконы, возможно служившие личными (походными) алтарями, могли быть вложены в П. м. в эпоху серб. покровительства либо принесены хиландарскими монахами, бежавшими от каталонского разбоя. Из б-ки П. м. происходят выдающиеся памятники болг. письменности и искусства, напр., лицевые рукописи, такие как Евангелие царя Иоанна Александра (1355-1356; Lond. Brit. Lib. Add. 39627); миниатюры из этой рукописи восходят к лучшим образцам визант. лицевых рукописей, наподобие Евангелия XI в., Paris. gr. 79, см.: Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 179, 180), или т. н. Псалтирь Томича (ок. 1360, ныне в ГИМ. Муз. 2752), украшенная орнаментальными заставками эмалевого стиля с включением композиций и фигур и постраничными иллюстрациями по образцу декора лицевых Евангелий ( Щепкина М. В. Болг. миниатюра XIV в.: Исслед. псалтыри Томича. М., 1963; Древности монастырей Афона X-XVII вв. в России. 2004. С. 186 (опубл.- Л. 4); Гос. Ист. музей: Альбом. М., 2006. С. 141 (Л. 129 об.- 130)). В мон-ре хранились и сербские рукописи: Евангелие-апракос полный, написанный в 1329 г. игуменом Студеницкого мон-ря Николой для архиеп. Даниила (не сохр., 4 листа вывезены в Россию в 1845 (ныне в РГБ. Ф. 87. 11. VIII/М., 1693. VIII)). Лит.: Григорович-Барский В. Г. Второе посещение св. Афонской горы. СПб., 1887. М., 2004р. С. 387-400; Никольский Л. Афонские стенописи. СПб., 1908. Ч. 1: Ист. очерк афонской стенной живописи. С. 44; Xyngopoulos A. Nouveaux témoignages de l " activité des peintres macédoniens au Mont Athos//BZ. 1959. Bd. 52. 1. S. 61-67; Chatzidakis M. Note sur le peintre Antoine de l " Athos//Studies in memory of D. Talbot Rice. Edinb., 1975. P. 83 - 93; Ο θησαυρο το Αγου Ορους. Σερι Α: Εκονογραφημνα χειργραφα. Αθναι, 1975. Τ. 3. Σ. 202-212, 311-315; Милонас П. М. Заметки об архитектуре Афона//ДРИ. СПб., 1995. [Вып.:] Балканы. Русь. С. 7 - 81; он же. Иллюстрированный словарь Св. Афонской горы. Tüb., 2000. 3 т.; Treasures of the Mount Athos: Cat. Thessal., 1997; Εκνες ερς Μονς Αγου Παλου. Αγιον Ορος, 1998; Августин (Никитин), архим. Рукописное наследие Св. Горы: Свято-Павловский мон-рь//АиО. 2000. 4(26). С. 288 - 305; Джурич В. Визант. фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония/Науч. ред. рус. изд.: Э. С. Смирнова. М., 2000. С. 307-309; Древности мон-рей Афона X-XVII вв. в России: Из музеев, библиотек, архивов Москвы и Подмосковья: Кат. выст. М., 2004. Cat. III. 16, 19. С. 182-183, 185 - 187; Τοτος Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον της μνημειακς ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος-17ος αι. Αθνα, 2010. 13.1-13.3. Σ. 369-374.

http://pravenc.ru/text/2578598.html

Iver. georg. 9, 977 г. Л. 374 об., 375), Ошкская Библия (Ath. Iver. georg. 1, 979-980 гг. Т. 1. Л. 148 об., 220 об., 399; Т. 2. Л. 219 об., 258, 302 об., 427-428 об.), агиографический сб. (Ath. Iver. georg. 3, 979-980 гг. Л. 141); на Афоне - Лествица св. Иоанна Лествичника в переводе прп. Евфимия (Ath. Iver. georg. 5, ок. 983 г. Л. 324 об.), ркп. ГИМ. Греч. 62 (981 г., Л. 377) и др. ( Lefort. 1985. Vol. 1. P. 8-10). В Житии описаны мн. духовные подвиги И.-Т.: полное отсечение воли, высокое смирение, послушание прп. Иоанну, с к-рым И.-Т. связывала особая духовная дружба. Прп. Иоанн «достойно почитал его и уважал, и покоил, и миловал старость его». Так, заметив, что И.-Т. «любил поговорить» с братиями и паломниками о своей прошлой светской и полковой жизни, прп. Иоанн долгое время «оберегал его и не хотел обличить его, дабы не уязвить разум его», и лишь когда «мужи избранные и почетные» указали святому на это, прп. Иоанн посоветовал И.-Т. разговаривать о мирском только с «Габриелом священником», из уст к-рого «мирского слова не исходило, но все божественное и духовное». По сведениям Натроева, И.-Т. перед смертью принял сан архимандрита. После кончины И.-Т. в Иверском мон-ре начались нестроения. Прп. Иоанн, «принявший ее (настоятельскую должность.- Авт.) на себя преимущественно ради блаженного Торникия», решил покинуть мон-рь, дабы «избавиться от житейских забот», и, взяв сына и неск. учеников, в 985 г. направился в Испанию, где надеялся встретить «немалое число иверов (грузин.- Авт.)». Лишь вмешательство императора убедило прп. Иоанна вернуться на Афон. Мощи И.-Т. были упокоены в приделе Архангелов ц. св. Иоанна Предтечи. Настоятелем мон-ря прп. Георгием Святогорцем (1044-1065) мощи И.-Т., прп. Иоанна, прп. Евфимия и др. груз. подвижников были перенесены в кафоликон в честь Успения Пресв. Богородицы. По свидетельству путешествовавшего по Афону в 1754-1757 гг. архиеп. Кутаисского Тимофея (Габашвили) , в ризнице Иверского мон-ря хранились шлем, латы, кольчуга и сабля И.-Т.

http://pravenc.ru/text/578028.html

В той редакции, на которую ссылается митр. Макарий, памятник датируется 1526–1530 гг. (Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 2. С. 374). Наиболее ранняя дата написания исходной редакции текста — после 1485 г., вероятнее всего — нач. XVI в. (Кучкин. Дмитрий Донской. С. 109–114). О редакциях памятника, дошедшего в огромном числе списков и их взаимоотношении см.: Словарь книжников. С. 371–384 (здесь же приведена обширная библиография). Мнения по поводу того, какое сочинение о Куликовской битве написано Софронием, достаточно противоречивы (обзор их см.: Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 1. С. 346–348; библиография — с. 350–353). Хождение дьякона Игнатия Смольнянина (или Пименово хождение) в Царьград сохранилось в двух редакциях: краткой (первоначальной) в составе сборников и пространной, помещенной в Никоновской летописи, где текст расширен заимствованным из жития деспота Стефана рассказом о Косовской битве 1389 г. между войсками султана Мурада II и сербского кн. Лазаря. Ныне считается также, что повесть о хождении в Иерусалим, следующая в летописи за рассказом Игнатия, принадлежит не ему, а его современнику. Библиографию исследований см.: Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 1. С. 396–397. Кроме перечисленных автором, к этому времени относится также Хождение смоленского или тверского архим. Агрефения (Грефения) в Святую землю в 1370-х гг. Об авторе и его Хождении см.: Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 1. С. 7–8; Попов Г. В. Древнейший русский лицевой проскинитарий//Иерусалим в русской культуре. М., 1994. С. 86–97. Некоторые исследователи XIX — нач. XX в. склонны были приписывать архиеп. Моисею «Слово о ротах и клятвах», встречающееся в рукописях XIV–XVI вв. и содержащее имя «отца Моисея» в заглавии (Попов А. Н. Первое прибавление к описанию рукописей А. И. Хлудова. М., 1875. С. 56–57; Гальковский. Борьба христианства. С. 134–136), но ныне этот памятник датируется XII в. (Словарь книжников. Вып. 1. С. 257–258). Старший из известных списков (ГИМ. Хлуд. 30Д), по всей видимости, относится ко времени до избрания свт. Моисея на владычную кафедру.

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

Еще один вариант Жития Н. сохранился в рукописи XIX в. РНБ. Тихан. 728 (изд.: Рыжова. 2013. С. 41-44) и, вероятно, может быть отнесен к этому же времени. В данном Житии излагается отсутствующее в более ранних агиографических памятниках, посвященных Н., предание, известное также по Житию Феодора юродивого, о том, как Н. враждовал с блж. Феодором Новгородским, жившим на Торговой стороне Новгорода, и не пускал его на Софийскую сторону. Говорится о причине именования Н. Кочановым: блаженный кидался «кочнами». Эта легенда известна также по Житию блж. Феодора Новгородского (см. оба жития в списке РГБ. Ф. 194 (собрание К. И. Невоструева. 14, кон. XVIII - нач. XIX в.), но не упоминается в более ранних агиографических памятниках, посвященных Н. (И. У. Будовниц приводит предание по списку ГИМ. Забел. 559. Л. 1-61 об.). Блж. Николай Кочанов. Икона. 2-я пол. XIX в. (частное собрание) Блж. Николай Кочанов. Икона. 2-я пол. XIX в. (частное собрание) Эпизод вражды Н. с Феодором Новгородским обычно трактуется иносказательно (как пародирование существовавшего в период независимости Новгородской республики политического противостояния 2 сторон города). По одному из мнений, житийный рассказ вполне соответствует образу юродивого ( Будовниц И. У. Юродивые древней Руси//ВИРА. 1964. Вып. 12. С. 183), однако, согласно т. зр. С. А. Иванова, специфических черт юродства в имеющихся описаниях поведения Н. нет. В сборник житий Новгородских святых и служб им (РГБ. Егор. 1274. Л. 331-374), созданный при Новгородском и Великолуцком митр. Корнилии (1674-1695) (см. об этой рукописи: Брюсова В. Г. К истории стенописи Софийского собора Новгорода: Фрески Мартирьевской паперти//ДРИ. М., 1968. [Вып.:] Художественная культура Новгорода. С. 108-125), включена гл. 21: «Месяца июля в 27 день преставление святаго блаженнаго Христа ради уродиваго Николы Кочанова, Новгородскаго чюдотворца. Служба, и Житие его, и чюдеса». Глава содержит службу Н., 2 чуда и Похвальное слово. Служба, выписка из летописи о постройке церкви над местом погребения Н. в 1554 г., чудеса и Похвальное слово вместе встречаются в рукописях XVIII в. (напр., РНБ. Тит. 2676. Л. 188-215 об.). Списки службы также создавались в XIX в. (напр.: РНБ. НСРК. Q.5).

http://pravenc.ru/text/2565936.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010