От редакции Глава 1. История пустыни Новая Фиваида Местоположение и климатические условия пустыни Фиваида Цель создания пустыни Основание Новой Фиваиды Первые насельники Постройка больничного корпуса с церковью (1885–1886 годы) Постройка трехэтажного корпуса с церквами во имя Святой Троицы и во имя святых апостолов Петра и Павла (1888–1889 годы) Дальнейшее обустройство пустыни (1889–1896 годы) Торжественная встреча иконы Успения Божией Матери Время болезни отца Авраамия (1895–1898 годы) Преемники отца Авраамия Постройка нового соборного храма (1902–1914 годы) Землетрясение 1905 года Возобновление постройки собора Чудесные случаи помощи Божией строителям Чудесный случай в соборе Первая мировая война Глава 2. Братство Новой Фиваиды Об образе жизни фиваидцев Фиваидское пустынножительство Несчастный случай самообольщения одного пустынника Необыкновенный случай, произошедший со схимонахом Тарахом О схимонахе Пинуфрии О схимонахе Досифее О схимонахе Тихоне О схимонахе Диомиде О схимонахе Илии О схимонахе Савле О болящем монахе Салафииле О болящем монахе Иларии О схимонахе Евгении О схимонахе Епифании-слепце О схимонахе Серафиме Удивительные случаи со схимонахом Аполлосом и схимонахом Лазарем О схимонахе Георгии-огороднике Глава 3. Святыни пустыни Икона Божией Матери Владимирская Икона Божией Матери Казанская Икона Успения Божией Матери Икона Божией Матери «Умиление» Икона Божией Матери Корсунская Икона святителя Николая Чудотворца Икона преподобного Серафима, Саровского Чудотворца Икона святителя Феодосия, Черниговского Чудотворца Икона Святой Троицы Вторая икона святой Троицы Устав пустынной местности, именуемой Фиваида, находящейся на Святой Афонской Горе, в пределах Крумицы, принадлежащей Русскому общежительному монастырю святого великомученика Пантелеимона 1. О церковной службе 2. Об исповеди 3. О причащении Святых Христовых Таин 4. О должности духовника 5. О благочинном 6. О старцах – советниках 7. Об общих правилах Чиноположение и распределение жизненного продовольствия поступающим на жительство в пустынь Фиваиду престарелым и неимущим и всем приходящим для спасения душ своих  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда же они взошли на монастырские стены и имеющимися в монастыре орудиями отразили нападение разбойнической шайки. С той поры и по сие время, эта чудотворная икона Божьей Матери известна там под именем отрады или утешения, и положение лиц Богоматери и Иисуса Христа осталось в том самом виде, в каком оно соделалось при троекратном голосе, игуменом слышанном. В обоих притворах есть иконы мозаической работы: во внешнем притворе, в котором изображены на стенах все ктиторы и Святые Ватопедской обители, находится мозаичная икона св. Николая Чудотворца над внешними дверями его придела; во внутреннем, над главными вратами собора, икона, называемая Деисус или Триморфон, на которой изображены Иисус Христос , Божья Матерь и Предтеча, по обеим сторонам врат изображены Ангел и Благовещение: последняя икона – храмовая. В настоящей церкви сохранились остатки стенной живописи Панселина, именно: изображения двух Велико-Мучеников Георгия и Димитрия. Алтарь знаменитый наш путешественник Барский называет небеси подобный – и он действительно, как бы небесный. Сень над престолом его мраморная, поддерживаемая четырьмя мраморными столбами, он весь разписан священными изображениями, украшен древними крестами, мозаическими иконами, драгоценными кадилами, свещниками, шелковыми занавесами; в нем находится чудотворная икона Божьей Матери, так называемая Ктиторская, пояс Богоматери, Животворящий крест – сокровище св. мощей, складная икона Императрицы Фоедоры и другие драгоценности. Ктиторская икона Божьей Матери дарована Ватопеду Феодосием великим. Она стоит за престолом на сопрестолии или горнем месте. Эта икона семьдесят лет находилась вместе с животворящим крестом Царя Константина в колодезе, ископанном под помостом св. алтаря: сюда скрыл её пономарь, которому поручен был надзор за святыней алтаря, когда на св. гору сделали нападение Арабы (в862 году) и расхищали богатства Афонских обителей. Через семьдесят лет икона Божьей Матери и св. Крест были обретены под алтарем при колодезе нимало неповредившимися; сама свеча, поставленная пред ними благочестивым пономарем, еще горела. Эта свеча и до сих пор стоит пред иконой, пред которой и свет теплится неугасимо, потому что иноки постоянно подливают в лампаду масла. В память счастливого события – обретения Ктиторской иконы Богоматери, совершившегося в понедельник, каждую неделю бывает в Ватопедском соборе торжественный молебен Божьей Матери, а на следующий день литургия также в соборе, с коливом, для поминовения усопших, или в честь Богоматери и за трапезой возносится честь Божьей Матери. – В XII веке, в царствование Императора Михаила Палеолога, когда была тяжкая для православного Востока и Афонской горы година, Ктиторская икона Богоматери похищена была из Ватопедского монастыря, и найдена уже в XVI веке в городе Каллиполи при Дарданельском проливе: она прислана в обитель Молдавским воеводой Стефаном, и поставлена на своем прежнем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Добавлено на опознание: 2021-03-11 11:14:33 Владелец: vfrfh1957 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 2. Последний ответ: Икона Богородицы «Знамение» Абалакская (Абалацкая) Добавлено на опознание: 2021-02-23 14:17:05 Владелец: Mari Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Нижняя часть иконы с надписью Matka Boska Gidelska Ответов нет. Добавлено на опознание: 2021-02-23 13:51:04 Владелец: Mari Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2021-02-23 14:59:29]: Matka Boska Gidelska. Икона досталась по наследству знакомой . В интернете есть похожая икона, а такой нигде найти не могу. [Добавлено 2021-02-23 15:03:36]: Matka Boska Gidelska. Икона досталась по наследству знакомой . В интернете есть похожая икона, а такой нигде найти не могу.В иконе на стекле вставлены две бумажки (с лева - Ченстоховская икона Божией Матери(если не ошибаюсь)с права- TADEUSZ KOSCIUSZKO) [Добавлено 2021-03-13 03:41:51]: Хотелось бы знать кем и когда написана именно эта икона. Как это выяснить? [Добавлено 2021-03-13 03:42:26]: Хотелось бы знать кем и когда написана именно эта икона. Как это выяснить? [Добавлено 2021-03-13 03:43:07]: Хотелось бы знать кем и когда написана именно эта икона. Как это выяснить? Ответов: 4. Последний ответ: Хотелось бы знать кем и когда написана именно эта икона. Как это выяснить? икона печатная на бумаге хромолитография (внизу слева виден оторванный бумажный край) когда напечатана надо смотреть на самой литографии обычно печатали печатали так [...] Добавлено на опознание: 2021-02-20 23:49:09 Владелец: Mario66 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2021-02-21 00:58:14]: Икона досталась от бабушки. Хотелось бы знать название Ответов: 2. Последний ответ: Здравствуйте! Пожалуйста,поищите на этом сайте название образа Богородицы " Всех скорбящих радость " и можно будет почитать историю образа. Всего самого доброго. Добавлено на опознание: 2020-12-12 10:12:44 Владелец: Oks

http://pravicon.com/unknown/8

Народ: Почему бывает, что иногда Икона больше мироточит чем обыкновенно. От чего это зависит? От количества молитв? От духовного состояния людей? Иосиф: После 12-и лет я видел, что где бывает больше исповедей и больше причастников, там больше источает миро Икона. Когда я вернулся на Афон с Иконой, монахи молились беспрерывно в течение трех дней. Столько мира тогда источала Икона! Миро текло, как водопад. Народ: Это значит, что мы недостойны такого чуда. Мы не так молимся. Иосиф: О. Валентин и о. Павел свидетельствуют, что икона в течение этих дней источает большое количество мира. Мы меняем ватки каждый день, и когда вынимаем вату, лежащую целый день, она совсем мокрая и пропитана миром. Я думаю, что Божия Матерь любит Аргентину, никогда не случалось, чтобы не хватало мира. Конечно, нельзя икону считать фабрикой мира, так как цель у Божией Матери не та. Также надо сказать, что были места, где Икона вообще была сухая. Люди спрашивали у меня, почему так. Но я не мог ничего ответить; это Божия Матерь творит чудо, а не я. Икона бывает сухой на Страстной седмице каждый год. Первый год, когда это случилось, я возвращался из храма после вечерней службы Вербного воскресенья. Я заметил, что икона сухая. Тогда я позвонил владыке Виталию и сообщил об этом ему. Он сказал, что всегда останется у нас почитание к этой великой и чудотворной Иконе. Но после заутрени мы заметили, что аналой, где стояла (лежала) Икона, был намочен неимоверным количеством мира. Я вернулся с радостью домой. Но одновременно и со страхом, так как игумен афонский сказал мне, что настанет Пасха, когда Икона не будет мироточить. Владыка Митрополит объясняет, что в такую Пасху Христос будет страдать и как бы Божия Матерь с сочувствием будет страдать вместе со Своим Сыном. Народ: Почему? Что будет тогда? О. Павел: Это зависит от нас. От нашего духовного состояния. Бог спас от уничтожения праведников из Содома и Гоморры. Чем больше мы будем отходить от Бога, тем ближе будет этот самый страшный и печальный день, ближе будет и Страшный суд. Помните, что когда монахи молились на Афоне, Икона сильно мироточила. То же самое случилось, когда была хиротония владыки Иннокентия: икона мироточила много. Этим Божия Матерь показывала Свое благоволение и радость за восстановление иерархии нашей Церкви. Мы должны знать, что всё зависит от нашего духовного состояния и от наших молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

  Каргопольская-Казанская икона. Эта чудотворная икона находится в г. Каргополе Олонецкой епархии, в Вознесенской церкви. Она прославилась в 1714 году Икона находилась в доме благочестивой вдовы Марфы Пономаревой, которая однажды во время молитвы пред иконою увидела, что из правого ока Пресвятой Богородицы истекает слеза, и в страхе сообщила об этом священнику. Икона перенесена была в церковь, и здесь два раза в непродолжительное время, в виду всех, из очей Богоматери показывались струи слез, о чем донесено было тогдашнему Новгородскому митрополиту Иову.   Ярославская-Казанская икона. Эта икона находится в Ярославле в женском Казанском монастыре. История прославления ее следующая. В 1588 году 2-го июля некоему благочестивому человеку, по имени Герасим, в бытность его в Казани, было чудесное видение Самой Богородицы, и после того, когда он пожелал приобрести для себя Ее икону, то во сне услышал голос, указавший, где и какую икону приобрести, и затем идти в город Романов и там сказать жителям, чтобы они устроили храм во имя иконы. Герасим нашел икону и лишь взял ее в руки, как правая рука его, болевшая с давнего времени, исцелилась. Храм в Романове был устроен, и икона стояла там до 1604 года, когда Романов был взят литовцами. В это время один из них взял из церкви чудотворную икону и увез с собою в Ярославль. Здесь Сама Богородица явилась некоему диакону Елеазару и повелела в честь Ее воздвигнуть храм. Храм был воздвигнут, а затем при нем и монастырь. Жителям Романова желалось возвратить к себе чудотворную икону, но граждане Ярославля просили царя Василия Иоанновича оставить ее в их городе, и царь, по совету с патриархом Гермогеном, грамотою от его лица утвердил желание последних, но с тем, чтобы они сделали точный список с чудотворной иконы для Романова. И саму чудотворную икону каждогодно носят из Ярославля в Романов.   Казанская, находящаяся в московском Симоновом Монастыре. Эта икона была пожертвована в монастырь получившими ее на благословение от епископа Воронежского Тихона. По сторонам ее изображены св. Тихон, ангел святителя, и Марфа, ангел сестры святителя – Марфы. Впервые прославилась она исцелением девицы – странницы Натальи, которой три раза являлась во сне икона, но она не знала, где ее найти. Наконец явился ей во сне иеросхимонах Симонова монастыря Алексий с самим образом и сказал, что икона стоит в монастыре в соборной церкви на правой стороне. Икона была найдена и больная после молитвы пред нею получила исцеление. Впоследствии в честь ее и для нее был устроен при соборном монастырском храме особый придел. От иконы было много чудес.

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bozhi...

Внизу: с лева, при входе в церковь , 2-й придел 3-х святителей казанских. На горнем месте икона 130-ти изображений Божией Матери, в средине же дски вложена икона Божией Матери Ахтырской, в серебряной вызолоченной ризе, а ниже ея вложена еще малая икона Владимирской Божией Матери. Местные иконы Спасителя и Владимирския Божией Матери помещены в клеймах, золоченых и как бы привышены на колоннах. По правой стороне живописные иконы: 1) Великомученицы Варвары и Евпраксии, 2) живописная же икона Кирика и Иулитты. На хорах с правой стороны в приделе св. мученицы Маргариты и преподобныя Марии (26 января), на правой стороне большая икона Смоленской Божией Матери в бисерной ризе с разными простыми и драгоценными камнями. Икона хорошего греческого письма. На левой стороне придела малая икона Божией Матери «Утоли моя печали», жертвованная устроительницею сего придела, казанскою купчихою Марьею Семеновною Чижевою. Жемчужная риза на иконе – ее работы. На иконе оклад серебряный вызолоченный. Придел с левой стороны св. Иоанна Предтечи устроен Татьяной Гавриловной Крупениковой. Она жила и умерла в монастыре. В св. алтаре этого придела на запрестольном 8 конечном кресте с распятием имеется надпись (на исподней стороне креста) об освящении придела во имя св. Иоанна Предтечи Высокопреосвященнейщем Григорием, Архиепископом Казанским в 1849 г. 3 мая. Местная небольшая икона Божией Матери Кареунской – жертва игумении Досифеи. Иконы: на правой стороне: 1) Нерукотворенный Образ в фольговой резной ризе (работа весьма искусная) – жертва и работа монахини рукодельницы Анемаисы († 1878 г.) 2) Икона Тольгской Божией Матери, риза обновлена игумениею Анфиею, а равно ею обновлены иконы: Иоанна Крестителя, муч. Димитрия, муч. Евдокии, праведн. Елизаветы и мн. другие. В теплом же соборе на правой стороне св. алтаря, помещается ризница. Из утвари, хранящейся в ризнице, мы представим сведения о некоторых наиболее замечательных предметах. 7. Ризница 1. Евангелия 1 . Первое Евангелие так описывается в одной древней описи: «Евангелие большое, печатано на александриевской бумаге, в лето от сотворения мира 7197 (1689.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Откуда же пришла святая икона Богоматери в пределы Новгородские? Древнее предание говорит, что эта икона пребывала в Цареграде и за 70 лет до падения Константинополя явилась в пределах Новгородских. Основанием этому преданию послужило следующее повествование. Когда чудотворная икона прославилась в Тихвине, в то время некоторые новгородские купцы были в Цареграде и беседовали с Патриархом. Патриарх, между прочим, спросил: «Нет-ли в России слухов о чудотворной иконе Богородицы, бывшей в Цареграде и скрывшейся неизвестно куда?». Купцы рассказали ему об иконе Тихвинской, и Патриарх, соображая это явление со временем исчезновения, решил, что это должна быть их икона. По его словам, икона несколько раз скрывалась из Цареграда и опять являлась на своем месте: «ныне же за гордость нашу и неправды она совсем оставила нас». Он водил купцов во храм и показал место и киоту, где стояла икона. Купцы, по возвращении в Россию, рассказали о сем, и тогда Тихвинскую икону, по образцу Константинопольскому, поставили у первого столба на правой руке от входа. Тихвинский храм никогда не бывает без поклонников. Если храм заперт, то богомольцы чрез открытое окно видят чудотворный образ и воссылают молитвы к Царице Небесной. II. Чудотворная Тихвинская икона Богоматери в Исаакиевском Кафедральном Соборе Чудотворная икона Богоматери, чудесно явленная в пределах Новгородских и невидимо силами небесными с места на место переносимая, сделалась рассадником многих церквей и монастырей. С течением времени с сей иконы снимали точные изображения, из коих некоторые, по милости Божией, сделались чудотворными. В самый год освящения Исаакиевского Собора (1858 г.) прославилась чудотворениями Тихвинская икона Божией Матери, находящаяся в сем Соборе. Сия святая икона была родовою в семействе Ивановых, живших в 50-х годах по 2-й улице Песков, в собственном доме. По смерти болезненного брата, сестра Иванова продала свой дом и наняла маленькую комнатку у бондаря М. Фролова, жившего по соседству. Пред своею смертью девица Иванова поручила напутствовавшему ее приходскому священнику взять в церковь находящуюся у нее икону Тихвинской Божией Матери, уверяя, что эта икона издавна принадлежала роду их, что она древняя и чудотворная.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Speran...

Среди наиболее почитаемых икон Воскресенского собора назовем следующие: 1). Икона Покрова Пресвятой Богородицы в серебряной позолоченной ризе. 2). Икона «Всех Скорбящих радость», выполненная бисером – духовное завещание дворянки Чемодановой. 3). Образ страждущего Спасителя в терновом венце итальянского письма. Был приобретён заграницей, а затем принесен в дар собору арзамасскими помещиками. 4). Древняя икона св. Иоанна Воина в киоте, происхождение которой в точности неизвестно. 5). Икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали». Она была написана во второй половине XVII в., не имела киота, поэтому быстро закоптела. Купец Подсосов возил её в Москву, где её очистили и украсили драгоценной ризой. Перед ней еженедельно читали акафист и всегда носили в крестных ходах. В 1874 г. ей был посвящен престол в левом приделе тёплого собора, куда её переносят в зимнее время. 6). Икона «Знамение» Пресвятой Богородицы, самая первая копия чудотворной иконы Серафимо-Понетаевского монастыря Арзамасского уезда. 7). Казанская икона Божией Матери. Хитон Богородицы из алого бархата вышит золотыми цветами. 8). Икона преподобного Серафима Саровского в серебряной позолоченной ризе с эмалью, написанная ко дню прославления святого 19 июля 1903 г. Письмо и золотое шитье были выполнены монахинями Алексеевской женской обители города Арзамаса. 9). Икона святого благоверного и великого князя Александра Невского, выполненная художниками-ступинцами в начале XIX в. и освященная на раке с мощами святого в Санкт - Петербурге. Киот – ореховое дерево. Эту икону прислал Арзамасскому Александро-Невскому обществу Хоругвеносцев его почетный член, а в будущем патриарх Сергий (Страгородский). 10). Икона Божией Матери «Неопалимая купина», написанная по золотому чеканному фону, перед которой молятся об избавлении от пожаров. Дар Вольно-Пожарного общества Арзамаса в 1904 г. 11). Икона Божией Матери «Семистрельная», живопись XIX в. В июле 1998 г. икона замироточила. Когда Воскресенский собор был музеем религии, туда принесли из окрестных сельских храмов много деревянной резной скульптуры.

http://sobory.ru/article/?object=00903

В 1913 г. для образа была создана рама-икона «при возобновлении нижнего собора... в симметрию св. икон иконостасов, вставлена в средину иконы, окружена ликами святых, украшенными серебряною чеканною ризою» (Тамбовский кафедральный… собор. 1913. С. 258). опись Спасо-Преображенского собора за 1920 г. подтверждает, что икона «древнего письма... вставлена в другую, на которой вверху изображена Св. Троица, а внизу херувимы» (Л. 9) (местонахождение неизв.). В наст. время икона находится в специально созданном для нее металлическом киоте с орнаментированными полями, на обороте выгравирована надпись (                           . 1862 го. октебря 27 дня. Д. С.), икона украшена плетеным венком. Трижды во время визитов в Тамбов Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (в день памяти свт. Питирима в 1993, 1998 и 2002) мощи свт. Питирима и Девпетуровская-Тамбовская икона обносились крестным ходом вокруг Спасо-Преображенского собора. В 2005 г. в честь Девпетуровской-Тамбовской иконы Божией Матери была освящена домовая церковь при городской тюрьме. На аналое в центральной части Спасо-Преображенского собора, близ мощей свт. Питирима, помещена еще одна икона, также называемая «Девпетуровская-Тамбовская». Она писана на старой доске, однако ее датировка невозможна из-за обильных прописей кон. XX в. Несмотря на близость изводов этой иконы и чудотворного образа, свиток в левой ручке Богомладенца - один из определяющих признаков иконографии Днепрской иконы Божией Матери , т. о., эта икона не является списком с иконы свт. Питирима. Оснований для смешения Д. и. с Днепрской иконой, объясняемого, в частности, упрощением наименования «Девпетуровская» «в народном быту» ( Красилин. С. 395), нет как с т. зр. иконографии, где прототипом Днепрской иконы является Корсунская икона Божией Матери с типичным для этой иконы изображением рук Богомладенца и Его Матери, так и с т. зр. истории почитания икон. Лит.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 111; Поселянин Е. Богоматерь. С. 172; Тамбовский кафедральный Спасо-Преображенский собор//Изв. Тамбовской ученой архивной комиссии. Тамбов, 1913. Вып. 55; Молчанов Н. Жизнеописание свт. Питирима, еп. Тамбовского. Тамбов, 19142; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 3. С. 65-66; Bentchev J. Die Bibliographie des Gottesmutterikonen. Bonn, 1992; Красилин М. М. Иконографический архетип и народное почитание чудотв. образов//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 395-396; Мон-ри и храмы Моск. епархии. М., 2004. С. 130-131.

http://pravenc.ru/text/171551.html

в церкви Иоакима и Анны (Кралевой) монастыря Студеница (Сербия), 1314). В церкви монастыря Хора 20 композиций протоевангельского цикла представлены на сводах и стенах экзонартекса. В XV-XVI вв. в русском искусстве получают распространение иконы Божией Матери со сценами жития в клеймах. Подобные изображения были известны в византийском искусстве (диптих XII в., Государственном музее Берлина). На русских иконах среди сюжетов успенского цикла выделяются: Моление Богородицы на горе Елеонской, Смертное благовещение, Положение ризы и пояса Богородицы (Тихвинская икона Божией Матери с клеймами жития, XV в., НГОМЗ; Смоленская икона Божией Матери, XVI в., ГТГ). Житийные иконы Божией Матери явились основой для развития принципиально нового типа икон со сказанием о чудесах. Этот иконографический тип, известный в византийском искусстве, получил развитие на Руси во 2-й пол. XVI-XVII в., что связано с литургическим почитанием чудотворных икон и составлением им специальных служб. Развитие текста сказания нашло прямое отражение в памятниках иконографии Богородицы, основанных на различных редакциях текста («Владимирская икона с клеймами сказания о Темир-Аксаке», XVI в., ПГХГ; «Владимирская икона с 64 клеймами Сказания о ее чудесах», XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона , XVI в., Благовещенский собор Московского Кремля; Тихвинская икона из Балахны со сценами осады монастыря шведами, XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона с житием и чудесами в 99 клеймах, XVII в., Успенский собор Московского Кремля; Казанская икона, XVII в., СИХМ; Толгская икона, XVII в., ЯХМ ср.: Феодоровская икона, 2001, Пахомиев Нерехтский женский монастырь Костромской епархии). Нередко сюжетом отдельной иконы становился эпизод из сказания о чудесах др. образа Божией Матери. Например, на Беседной иконе изображено чудо явления Богородицы пономарю Георгию, рассказ о котором содержится в сказании о Тихвинской иконе; сюжет иконы «Сретение Владимирской иконы Богоматери» (XVI в., ЦМиАР) является эпизодом из «Сказания о чудесах Владимирской иконы Богоматери».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonogra...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010