Протопоп Аввакум сопротивлялся церковным реформам со времени ссылки в 1653 г. в Тобольск и был одним из самых рьяных сторонников Д. (Там же. С. 294-300). В его многочисленных произведениях, написанных для наставления единомышленников, регулярно затрагивалась тема Д. (МДИР. Т. 5; см. также его письма: Памятники старообрядческой письменности. 1998. С. 309-319). О Д. Аввакум говорил и перед казнью в 1681 г.: он показал народу сложенные двуперстно пальцы и произнес: «Будете так креститься - не погибнете». На Соловках защитником Д. выступил писатель Герасим Фирсов, его пространное соч. «О сложении перстов» ( Герасим (Фирсов). 1916. С. 145-224) отличается от др. полемических сочинений того времени довольно спокойным тоном изложения. Двоеперстие «Поморских ответов». Выголексиконское поморское общежительство. 60-е гг. XVIII в. (архиерейская ризница Покровского собора при Рогожском кладбище. 240р. Л. 17 об.) Двоеперстие «Поморских ответов». Выголексиконское поморское общежительство. 60-е гг. XVIII в. (архиерейская ризница Покровского собора при Рогожском кладбище. 240р. Л. 17 об.) Во 2-й пол. XVII-XVIII в. со стороны канонической правосл. Церкви наиболее активными полемистами, доказывавшими историческую древность и богословскую обоснованность троеперстия, были патриарх Иоаким, написавший неск. сочинений против старообрядцев с полемикой против Д. (это в первую очередь соч. «Увет духовный» (М., 1682); в вышедшее при Иоакиме изд. Пролога 1685 г. было включено Слово против раскольников), и еп. Нижегородский Питирим, автор обширного полемического соч. «Пращица» (СПб., 1721, 17262), значительная часть текста которого посвящена полемике с Д. «Пращица» являлась ответом на 240 вопросов керженских старцев (1 авг. 1716). На сочинение еп. Питирима старообрядцами были написаны «Керженские ответы, или Ответы диакона Александра» (1719). С именем еп. Питирима связывают создание в нач. XVIII в. 2 фальсификатов - Требника, надписанного именем митр. Феогноста, ложно датируемого 1329 г., и Соборного деяния на еретика Мартина - подделка под текст 1157 г.

http://pravenc.ru/text/171503.html

е. простых монахов той же обители; келарь больничный за себя и за 67 больничных братий, больничные уставщик и два чернеца. Знак, что грамотных людей во всей Соловецкой обители, с Больничным монастырем и Анзерскою пустынею, было тогда только до 52 человек. Но и после подписания такого приговора архимандрит не мог успокоиться, опасаясь, как бы на него не донесли. Он заклинал священников во время служения с ними литургии Телом Христовым, которое им преподавал, чтобы они ничего не писали о нем патриарху или государю; дал приказ по монастырю, чтобы никто не принимал от них никакого письма для пересылки, умолял о том же самих богомольцев, приглашая к себе, и 18 июля, позвав к себе в алтарь попа Виталия, одного из трех, недобровольно подписавшихся под приговором, сказал: «Вы на меня восстаете, не хочете быть в соединении с нами, и мы вас проклинаем». Виталий отвечал: «Страшно нам проклятие св. соборной Церкви, святейшего патриарха и всего великого Собора, а твое проклятие нас не страшит». И, несмотря на все меры предосторожности, принятые архимандритом, эти три священника нашли «доброго человека» и послали с ним к патриарху Никону свою челобитную на архимандрита. К сожалению, патриарх Никон в то время уже отрекся от своей кафедры — о чем в Соловецком монастыре еще не знали,— и челобитная трех священников, хотя несомненно была доставлена по назначению (так как доселе в подлиннике хранится в Московской Синодальной библиотеке, куда могла попасть из патриаршего архива), не обратила на себя внимания духовных властей. Это тем более достойно сожаления, что, как видно из челобитной, не один архимандрит Илия ревновал в монастыре против новопечатных книг, но и его советники: келарь Сергий, старцы Савватий Обрютин, Евстратий, Макарий Бешеный, Герасим Фирсов, Тихон Будильник и многие др.— были уже в то время «велие враги и хульники на чин св. Восточныя Церкви»; что архимандрит Илия уже тогда все Поморие утверждал в своем лжеучении и по всем монастырским волостям и по усольям заказывал, чтобы отнюдь Служебников новых не принимали и крестились по-прежнему, а кто крестился тремя перстами, тех проклинал, и что, наконец, один из названных помощников архимандрита, Герасим Фирсов, еще в 1658 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436188/

Затем Герасим обращается к другой реальной исторической ситуации: началу правления Алексея Михайловича. Это время Фирсов оценивает как период идеальных взаимоотношений царя и церкви. Благочестивый царь слушает советы патриарха Иосифа о почитании мощей митрополита Филиппа. Он испрашивает благословения патриарха на достойное дело – перенесение ковчега с мощами святого в главный собор России (Успенский). Он выражает смирение перед покойным митрополитом, и «преклоняет» перед ним «честь царствия». Это означает, что Алексей Михайлович признает духовное наставничество церкви, ее приоритет перед советской властью. Похвалы Фирсова заключают в себе возможность оппозиции. В лице Ивана IV митрополит сражался с дьяволом . Поэтому соловецкие иноки, провозглашающие в Похвальном слове Филиппа своим вождем и наставником в борьбе с дьяволом и бесами, заявляют тем самым о готовности и праве быть блюстителями благочестия в стране, и в частности царского православия. Значит, если царь Алексей подобно царю Ивану IV откажется от благочестия, нарушит истинную веру и не послушается тех, кто выступит против его прегрешений, он мгновенно из царя, покорного церкви и Святому Духу, превратится в орудие князя тьмы. Фирсов не просто настаивает на разделении властей. В соответствиии с церковной традицией он утверждает право духовной власти, церкви вмешаться в светские дела и учить правителя. Святителю Герасим вручает право контороля. А гарантией этого права является свобода от царских указаний, противоречащих истине. Сергий Шелонин написал свою редакцию жития митрополита Филиппа, видимо, ранее Фирсова, но прямого влияния одного произведения на другое нет. Основа для Сергия – Тулуповская редакция Жития, созданная на рубуже 1610–1620-х гг. Однако в свой текст Шилонин внес и серьезные стилистические и смысловые изменения, и дидактические рассуждения. Главной идеей для него стало сравнение Филиппа и Иоанна Златоуста , также несправедливо пострадавшего от гонений власти. Как показала О.С. Сапожникова, это сопоставление существовало и прежде, но Сергий развил его, взяв за основу своего сочинения и Житие Иоанна Златоуста , из которого заимствованы обширные пассажи, адаптированные к реалиям Соловков и биографии митрополита Филиппа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сам лично Герасим Фирсов не был настолько тверд в старообрядчестве, чтобы устоять в нем до конца. Особенною ревностью по старом благочестии он был одушевлен только в первый период Соловецких возмущений, при архимандрите Илье, когда вышел в свет и получен в монастыре новый служебник. Под первыми впечатлениями распространившихся по всей России предубеждений против книжного исправления он и написал свои тетрадки в защиту двухверстного сложения, ходившие по рукам братии уже в 1657 году, и спустя несколько «послание к брату» о том же. В последнее время эти первые впечатления у него стали так слабы, что с своей стороны он готов был принять в употребление в монастыре ново исправленный служебник и не принимал только потому, что это не от него зависело. «По ново исправным служебникам в Соловецком монастыре не служили для того», говорил он 1 июля 1666 г. на Московском соборе, «что указу великого государя не было, а святой собор о том был ли, или нет, того он не ведает, а от архимандрита (Варфоломея) о том, что (бы) служить по ново исправным служебникам, повеления не было-ж» 123 . Притом Герасим был простой чернец «не поп»; поэтому не мог и частным образом сам лично служить по новому служебнику. В 1665 году, летом, в Исаковской пустыне 124 Герасим решился даже предложить архимандриту Варфоломею, «чтобы велел служить по новым служебникам». Варфоломей промолчал «ничего (на это) не сказал»; но келарь Савватий Абрютин и казначей Боголеп возмутились этим предложением и начали на Герасима «шуметь», чтобы не говорил архимандриту про «ново исправные» служебники 125 . Герасиму после этого в деле церковной обрядности ничего не оставалось больше, как молчать и подчиняться установившемуся в монастыре порядку, тем более, что он вслед за этим отставлен был от собора и таким образом лишен был права на возвышение голоса среди старшей братии. Из всего этого можно заключить, что к партии строгих старообрядцев и недовольной Варфоломеем братии Герасим пристал больше из чувства мщения Варфоломею, оскорбившему его своим невниманием и отставкой от собора, нежели из глубокой привязанности к старым порядкам.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozmushh...

Упоминаемая Строевым рукопись Соловецкой библиотеки 4 – это в настоящее время – рукопись Казанской Духовной Академии 1083, по Хран. Каз. или 973 по Соловец. катал., 4°, на 62 л., XVII в. Рукопись Соловецкой библиотеки 24 – в настоящее время значится в библиотеке Казанской Духовной Академии под 985 или под 875 Соловец. (каталога). Автор послания к Никанору или что тоже «Показания от божественных писаний» (в рукописи 985–875 Казанской Духовной Академии) сам называет себя: «иже в Понте окияна богохранимыя и чюдотворныя обители вселенских светил Зосима и Савватия недостойный инок и последний грешный Герасим» (л. 126 об.). Как рассказывает далее этот Герасим, он же был составителем еще четырех других произведений: «яко пес от крупиц падаюших от духовныя трапезы господий моих богоносных отец и прочаго священнаго писания собрав составих а) службу и б) слово (на) пренесение мощей новаго исповедника и страстотерпца святейшаго Филиппа, митрополита московскаго и всея Русии, також и преподобному Иоанну Лествичнику похвальное (слово) в тридесятых степенех совокупих» (л. 128 об. – 129). Наконец, несколькими строками далее Герасим сообщает, что по поручению отца Никодима он «составил вкратце житие Филиппа святителя, яко да в Пролозе, рече, прочитается на память его» (л. 129). Что соловецкий монах Герасим, автор «Показания от божественных писаний», был никем иным, как старцем Герасимом Фирсовым, это удостоверяется прежде всего тем, что «Показание» адресовано старому другу Герасима Фирсова и его единомышленнику известному Никанору, архимандриту Саввино-Звенигородского монастыря, и писано в те годы (между 1653 и 1660 годами), когда Фирсов был соловецким монахом. Во-вторых, большинство упоминаемых в «Показании» сочинений Герасима дошли до нас в автографах Фирсова и писаны тем характерным самым «мелким письмом его», о котором упоминали уже в 1666 году (см. выше) соловецкие монахи. Таким почерком написаны в рукописи Каз. Д. Ак. 1083–973, где Герасиму самим заглавием усвояется похвальное слово м. Филиппу, служба на перенесение мощей св. Филиппа (30 мая), похвальное слово по случаю перенесения их в Москву и проложное житие св. Филиппа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

68 В старообрядческом издании: «три персты равны имети вкупе». В Кирилловой книге: «равно» (л. 180 об.). 72 Под «Словом, еже на латинов о Святем Дусе» Герасим Фирсов разумеет, очевидно, слова и Максима Грека , составляющие части одного сочинения, написанного против папского посла Николая Шомберга. См. Сочинения преподобного Максима Грека , изданные при Казанской Духовной Академии. Изд. 2-ое, ч. I, Казань, 1894, с. 188 и след. Упоминание имени Феодорита см. на с. 205. Сравн. ниже прим. к с. 158–159. Герасим Фирсов мог пользоваться Словом на латинов по тексту, изданному в Кирилловой книге (M., 1644, л. 357412, глава 36-я). 73 В старообрядческом издании: «Иоувеналий патриарх Иерусалимский, Мемнон, епископ Ефеский» (л. 103). 74 В старообрядческом издании: «Христородицу Пресвятую Деву Марию, рождьшую того Господа нашего Бога Исуса Христа, именоваше» (л. 103 об.). 85 В старообрядческом издании на поле листа 107-го против слов «и от Сына догматствующа Духа Святаго ...себе от того» находится выноска: «Кирил Иеросалимский, лист 369–370». Действительно, в Кирилловой книге (M., 1644 г.–7052 г. апреля 21, л. 369 об.) в слове Максима Грека о Св. Духе (глава находится соответствующее изречение: «Сему убо согласуя и блаженный Кирил, таковая глаголет, яко от лица священнаго его собора, в единой епистолии своей, ея же посла ко Иоанну патриарху Антиохийскому себе оправдая, о них же Феодорит епископ Кира града оклевета его, глаголя и от Сына догматствующа Духа Святаго присносущне и существенне происходити». Сравн. Сочинения преп. Максима Грека , е. с. I, с. 205. 86 В старообрядческом издании (л. 108) опущен отрывок, начиная со слов: «якоже пишет прежереченный Максим Грек в слове, еже о Святем Дусе» – и кончая словами: «и еже писа о сем, та списания его отверже святый пятый собор» (с. 159, строки 312 сверху). Пропуск произошел, очевидно, по вине переписчика вследствие сходства выражения: «отверже святый сей пятый собор». 91 В старообрядческом издании: «иже от небеснаго Егова к нам схождения Слова. И паки от десныя» (л. 110 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

л. 103(3). Илинарх... ево и сих ево... про тое челобитную... зазвал ...лью старца ...колова, и челобитную... л. 104(1). и ходили... Саватею в келью и приносили челобитную на а...рита Варфоломея... л. 104(2). запирался, а старцев ...ья и Александра... л. 104(3). ...келарь... драл, а им дал... челобитная посылать к вели... к М...кве келарь... л. 104(4). ...естроенья и в бесчинстве и иного де в той челобитной ничего он болши того... и рук было у... л. 91(2). Александр Стукалов и Г... Фирсов тое челобитну(ю)... выдирая руки... и роздана... л. 91(3). ...Александр и Герасим... л. 90(2). и после де то... тое челобитн... и выдирая руки, которые бы(ли) приложены, вынесли ис кельи от келаря, роздавали они ж Герасим и Александр. А досталь то... челобитно... изодрав отдали Бого... и велели кинуть в отход... 1203 л. 110. ...Стуколовы... Генадьева рука... И после де толь тое челобитную... у келаря в келье слушка Ивашко Tap... на Москве строитель... л. 111(1). ...не прихаживал келаря бить, не хотя... л. 111(2). ...Герасим Ф... Алекс... челобитной напис... было непристойная... бранился в Кеми... л. 99(1). ...к себе в келью и челоб... отнял и изодрал в келье... и Алекс... и выдирая... л. 99(2). Александр Стуколов. А в церкве на келар(я)... мятеж какой был ли... и о то(м) не ведает... л. 99(3). Старец Трифон... по свят... л. 100. ...настырского нестроения. И великого государя какое в т... битных написано, того не вед... де велел ему кто к челоб... руку приложить. Старец Александр Стуколов... выдрав ис той челобит... руку ево отдал ему ...рец Александр... сказал, что тое чело... в келье у келаря... изодрал, тол... в церкве мятеж какой... л. 101(1). ...рука была и вы... келарь Саватей Обрю... с нею к себе в к... Александра Стук... л. 26. Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу холоп твой Алешка Хитрово челом бьет. В нынеш(нем), государь, во 176-м году июня в 28 день в Сумско(й) (ос)трог приехал кемлянин Тимошка Алабыше(в) ...просе мне, холопу твоему, сказал. Был де л. 25. он в Кандалакше дела(л) покупки нерьпя сала. И июня в 12-м числе слышал кан...лашского монастыря он игумена Иоакима прип... де к ним в монастырь лопин, а в котором числ(е) и откуды, того де от игумена не слыхал. И ска...вал, что свежие немцы в скопе суды... и сухари сушат, а куды ехать хотят, того... не сказал. Только б де он, игумен, жил... с великим опасением. И игумен де того ж числа для проведыванья послал на рубеж из монаст... старца да лопина при нем же, Тимошке и... холоп твой по тем роспросным речем и... городка на рубеж послал же дву человек м... людей для вестей того ж числа. А впред, государь, мне, холопу твоему, из Сумского острогу, ни с Кемского городка на рубеж для вестей и к тебе, великому государю, к Москве с отписки посылать неково. Стрелцы, которые были, и те из Сумского и ис Кеми по твоему великого государя указу взяты... Волохову, а жилецкие

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Челобитная была отдана в переписку дьячку Ивану Данилову. Но и на этот раз соборные проведали о челобитной заблаговременно. Им теперь удалось даже, не прибегая к унизительным просьбам и клятвам пред мятежниками, «вынуть челобитную у дьячка Ивашки» 247 . Между тем из Москвы прибыл в монастырь нарочный с царским указом, которым Герасим Фирсов призывался в Москву, 29 мая Герасим действительно отправился 248 . Таким образом план заговорщиков, по-видимому, совсем разрушился. Так по крайней мере думали соборные. Довольные таким исходом столкновения с мятежниками, келарь Савватий и казначей Варсонофий поспешили сообщить Варфоломею обо всем, что произошло в монастыре по поводу возмущения против него братии; причем, для уверения Варфоломея, они послали к нему: несколько «одирков» от первой челобитной Герасима, целиком вторую челобитную, особую записку Варсонофия о проделках челобитчиков и «о враках княжьих» и несколько «распросных речей беглых чернцов» 249 . Савватий в своей отписке от 28 мая. высказав пред Варфоломеем свое сожаление, что ему с собором первой челобитной «никоторыми делы у себя удержать было не мочно», и изложив довольно подробно ее содержание, описывал положение дел в монастыре в таком виде: «и ныне Герасим с товарищи ко князь Михаилу Львову в келью приходят и на переходах сходятца, советуют безпрестани, хотя на монастырь, и на тебя, отца нашего, и на нас какое-то зло навести, и иные, государь, многие чернцы, которые за разные свои вины (сосланы в монастырь и наказаны) с миряны к ним приставают и мятежничают, а мы смирять их не смеем, и сами от них живем, что за приставом … Всех, государь, пуще тщатца на монастырь, и на нас, и на тебя всякое зло навести старец Геннадий, да Ефрем, да Иона Брызгало, – беспрестанно о том и попечение имеют» 250 . Судя по этому отзыву Савватия, положение дел в монастыре было по истине печально. Требовалась к поддержанию порядка сильная помощь со стороны высшей власти. Савватий и просил Варфоломея об этой помощи, «И тебе б, государь», писал он в заключение своей отписки: «пожаловать о том промысл учинить, чтоб великий государь князь Михайла Львова из монастыря велел вывесть, покаместа он со единомысленники своими какова зла не навели … Милости у тебя, государь, отца нашего просим, – пожалуй, государь, монастырь, и себя и нас чернцов от тех злых умыслов и тех чернцов коварства приопаси, как тебя Бог вразумит» 251 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozmushh...

23 Герасим, архиеп. Воспоминание о преосвященном архиепископе Филарете и о друге его Н. Н. Романовском//Самарские епарх. ведомости. – 1873. – 10. – С. 1. 24 Смоленский Н. Мечты и действительность. Отголоски жизни и литературы//Отдых христианина. – 1908. – 2 (февр.). – С. 123. 26 Герасим, архиеп. Из воспоминаний 1873 г.//Астрахан. епарх. ведомости. – 1880. – 24. – С. 380. 28       «…Архиереи занимали в русском обществе особую нишу. С одной стороны, они были представителями и носителями высшей для верующих духовной власти, перед которой преклонялись и самодержцы – правители православного государства. Но, с другой стороны, архиереи не были самостоятельны даже в церковных делах, во всем подчиняясь воле «Крайнего судии» Святейшего Синода и его чиновников. Проникновение бюрократических традиций в церковную жизнь в итоге привело к тому, что в России XVIII-XIX веков считалось вполне естественным «награждать» архиерея переводом на более «выгодную» кафедру или же, наоборот, наказывать оставлением в бедной епархии. Как военные, архиереи должны в любой момент пребывать в готовности переменить место своего служения, причем безо всякой надежды и в новой епархии задержаться надолго. В бытность обер-прокурором Святейшего Синода К. П. Победоносцева перемещение архиереев с кафедры на кафедру окончательно превратилось в своеобразную «воспитательную» меру. Только в 1892–1893 гг. было переведено 15 епархиальных архиереев, 7 викариев и 14 викарных епископов возвели в ранг епархиальных. Понятно, что подобная «перетасовка» не могла не сказываться на отношении архиереев к своему архипастырскому долгу: они больше были заинтересованы в налаживании отношений со светскими властями и получении «хорошей» епархии» (Фирсов С. Русская церковь накануне перемен (конец 1890-х – 1918 гг.). – М. , 2002. – С. 76–77). 30       Парфений (П. Агеев). Сказание о странствовании и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженника Святой горы Афонской инока Парфения. – В 4 ч./Парфений. – М., 1856. – С. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

174 года июля в 1 день, преосвященним митрополитом и архиереом и епископом, в патриаршей крестовой полате, Соловецкаго монастыря старец Герасим Фирсов сказал: По новоисправным Служебником в Соловецком монастыре не служил для того, что указу великого государя не было, а святый собор о том был ли, или нет, того он не ведает, а от архимандрита де о том, что служить по новосправным Служебникам, повеления не было жь, а он же, старец Герашм, в прошлом 173 году, летом, высакьеве пустыне, говорил архимариту Варфоломею, чтоб он велел служить по новым Служебникам, и архимарит де ему ничего не сказал, а Соловецкого монастыря келарь, старец Саватей Урютин, и казначей, старец Боголеп, были с архимаритом в той де Исакове пустыни, и на него, старца Герасима, келарь и казначей шумели, чтоб не говорил архимариту про новосправные Служебники. А наречнаго де пения в Соловецком монастыре не поют и повеления де о наречном пении от архимарита не бывало, а как бы де от архимарита повеление было, и оне б и петь стали. А о крестном де знамении, о сложении первых перстов, держит тако, како напечатано в книгах Скрижалех, а что де прежде сего о том соблазнялся неведением, и о том у освященнаго собору прощения прошу; а архимарит де Варфоломей благословляет, вижу, попрежнему, а он де того не знает, и то ему не в обычей: потому что он не non. И кресты де на просвирах постарому, а от архимарита де о том возбранения не было, а он де, старец Герасим, крест, который от дву древ сложен, истинной крест признавает. А исповедание православное веры: Верую во единого Бога, обещевается и исповедует и держит тако, как напечатано в новосправных печатных книгах. А что де они челобитную прислали бить челом великому государю и от всего монастыря, чтоб им петь по старому, и у той де челобитной рука ево есть, a приложил де к той челобитной руку страха ради, а та челобитная писана с повеления архимарита Варфоломея, какову он челобитную прислал в монастырь черную, а слышал де про тое черную челобитную от келаря Саватея Урютина, да от казначея старца Боголепа. И преосвященный собор спросили ево, старца Герасима: что прежде сего мудрствовал и писал многие писма про новосправныя печатныя книги, и книгу Скрижаль и прочих, и ныне что скоро обещевается все держать по новосправным печатным книгам, и не страха (ли) ради и не лести приходит, и истинно (ли) уверился, яко тако истинно? И старец Герасим сказал: ей, истинно тако, и не лестно и не страха ради исповедует тако, како соборная апостольская церковь прияла ныне, и в новосправных печатных книгах напечатано и Скрижалех, и истинно и право то исповедует, и тако держати обещаваетца; а на те писма, что я писал неведением на новосправные печатные книги, обещеваетца писаньем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010