Этнические сербы ходят в сербкий храм, румыны – в румынский. По крайней мере, у нас в Дебрецене, я могу сказать, что большинство прихожан действительно выходцы из стран бывшего СССР, которые уже десятилетиями проживают в Венгрии и находятся в такой удачной ситуации, что могут беспрепятственно практиковать свою веру и здесь. В мой приход ходит очень много наций: русские, болгары, армяне, есть даже одна грузинская супружеская пара. Соответственно, язык богослужений: венгерский, церковно-славянский и греческий, в зависимости от собравшихся прихожан. – Есть ли какие-то особенности у православия в Венгрии? – Тут я думаю, очень важно отметить, что православие было первой христианской верой в Венгрии. Это, к сожалению, знают очень немногие, и мне очень грустно, что в список исторических Церквей только недавно включили православную Церковь, притом, что православные более 1000 лет присутствуют в Венгрии. Православные общины существовали уже при Иштване I (первый король Венгрии, с его именем связано крещение Венгрии). В Венгрии пользуются большим уважением три венгерских православных святых, три брата: Преподобный Моисей Угрин, Преподобный Ефрем Новоторжский и Мученик Георгий. Они жили на территории Трансильвании в конце 900-х годов и служат только одним примером из многих, что уже тогда существовали православные общины в Венгрии. Очень интересно, например, что короновальная мантия Иштвана I, которая затем использовалась во время всех венгерских коронаций, и в наши дни хранится в Национальном Музее Венгрии, была свита православными монахинями в монастыре в долине Веспрема. Фото: amiganzunk.blogspot.hu А монастырь, в свою очередь, был основан в честь византийской жены Имре, сына Иштвана. Или же можем отметить здесь сумочный диск (металлический диск на маленьких сумочка с украшением у древних венгров и других степных народов), который датируется временем обретения Родины (ок. 896), и украшен византийским крестом в окружении древневенгерских орнаментов. Фото: martelyman.blogspot.hu

http://pravmir.ru/kak-garazh-stal-hramom...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Георгий Угрин, брат преподобного Ефрема Новоторжского (+ 1015) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 28 янв. вместе с братом его прп. Ефремом Новоторжским. Из жития прп. Ефрема (память его 28 янв.) известно, что он вместе с братьями переселился на Русь из Венгрии. Все трое поступили на службу к сыну равноапостольного Владимира — св. благоверному князю Борису. По приказанию князя Святополка Окаянного св. князь страстотерпец Борис был убит в 1015 г., вместе с ним погиб от рук убийц и св. Георгий Угрин. Прп. Ефрем нашел на месте убийства отсеченную голову брата. Честная глава была положена в одну гробницу с преподобным согласно его завещанию. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/436865/

Православные венгры в Древней Руси 21.11.2022 16:29:52 Между Венгрией и Русью существуют давние духовные связи. В XI веке Георгий Угрин (что значит венгр) был оруженосцем русского князя Бориса, принявшего смерть от своего брата Святополка Окаянного. Борис всецело доверял Георгию и в знак особого расположения подарил ему золотую гривну, которую тот всегда носил на шее. Когда на Бориса напали, Георгий заслонил его собой, пытаясь спасти от смерти. Копье убийцы сначала пронзило оруженосца, а затем и князя. Чтобы снять с шеи золотую гривну, мученику отрубили голову. Первоначально святой Георгий Угрин почитался наравне с Борисом и Глебом, но постепенно память о нем стала ослабевать. Два других брата Георгия – Моисей и Ефрем – также были причислены к лику святых Русской Церковью. Преподобный Моисей был одним из первых насельников Киево-Печерской Лавры и прославился как чудотворец, избавляющий от плотских искушений. А святой Ефрем основал Новоторжский монастырь и построил в нем первый храм в честь святых Бориса и Глеба. Когда преподобный скончался, в его гроб, согласно завещанию, положили голову его горячо любимого брата – святого Георгия. В эфире беседа Беседа доктора филологических наук профессора Сегедского университета (Венгрия) Валерия Владимировича Лепахина. Программу подготовила к эфиру Антонина Арендаренко. Слушать:  http://radonezh.ru/radio/2022/11/16/19-28 Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий

http://radonezh.ru/2022/11/21/pravoslavn...

веры, а ставшие жертвами чьих-либо злобы, коварства, заговора, корыстолюбия (иногда это были близкие и единоверцы). Так, в результате междоусобицы в 1015 г. были убиты князья Борис и Глеб , а также член младшей дружины кн. Бориса - Георгий Угрин . Восприятие гибели князей и их слуги как мученичества свидетельствует о расширении в рус. духовности этого понятия: их смирение и следование Христу в непротивлении мучителям воспринимались как христ. подвиг. По преданию, Евстратий , прмч. Киево-Печерский ( 1097 или 1098), вместе с др. 50 киевлянами был захвачен в плен половцами и в Херсонесе продан некоему иудею-работорговцу. За отказ отречься от Христа иудей уморил киевлян голодом, а Евстратия распял на кресте. В числе рус. М. почитаются преподобные Василий и Феодор Киево-Печерские ( 1098), к-рые были замучены кн. Мстиславом Святополковичем за то, что не открыли ему, где спрятано варяжское сокровище. Во время нападения крымских татар на Великое княжество Литовское (ВКЛ) погиб сщмч. Макарий I , митр. Киевский ( 1497). Иерей Патрикий Владимирский, не сказавший татарам, где сокрыты драгоценности Владимирского собора, был убит ими в 1430 г. Также от грабителей пострадал прмч. Адриан Пошехонский ( 1550), разбойниками был убит сщмч. Симон Воломский ( 1641). В 1678 г. в Каневе турками и татарами был замучен прмч. Макарий (Токаревский) . От мусульман за Христа пострадали: Авраамий Болгарский (1229), Иоанн I Казанский ( 1529), Петр и Стефан Казанские ( 1552), Павел Русский ( 1683). Примером почитания М.-воинов на рус. почве является Меркурий Смоленский, в Житии к-рого содержатся многочисленные параллели с греч. сказанием об одноименном воине, пострадавшем при имп. Деции (249-251) в Кесарии Каппадокийской (см. ст. Меркурий , вмч. Кесарии Каппадокийской). К числу рус. М. относится и ряд святых, погибших в бою во время татаро-монг. нашествия ( Георгий (Юрий) Всеволодович , вел. кн. Владимирский) или не пожелавших отречься от веры в Орде ( Василий (Василько) Константинович , кн.

http://pravenc.ru/text/2564422.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография великомучеников и великомучениц АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) АМОРИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ († 845) (пам. 6 марта), 42 византийских военачальника, попавшие в плен после взятия арабским халифом аль-Мутасимом (838) г. Аморий ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ (ок. 1588- ок. 1602), мч. (пам. 23 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Сибирских святых) ГАВРИИЛ млад. [Белостокский, Заблудовский] (1684-1690), мч. (пам. 20 апр. и в Соборе Белорусских святых, 9 сент. в Польской Автокефальной Православной Церкви - обретение и перенесение мощей из Гродно в Белосток)) ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии ГЕОРГИЙ УГРИН († 1015), отрок, св. страстотерпец (пам. 24 июля, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта)

http://pravenc.ru/rubrics/123226.html

9. Мемнон (памятливый), преп., апр. 29; муч., авг. 20. Менандр (крепкий муж), муч., мая 19. Менея (крепкий, постоянный), муч., июля 10. Менигн (крепкий подколенок), муч., нояб. 22. Меркурий (бог. красноречия и торговли), велич. и смол., нояб. 24. Мертий, муч., янв. 12. Мефодий (методический, в порядке идущий), равноап. апр. 6 и мая 11; песнош. июня 4 и 14; цареград. июня 14; св.-муч., июня 20. Мигдоний (мигдонский, т. е. фригийский), муч., сент. 3, . дек. 28. Милий (яблочный), св.-муч., нояб. 10, Милиссен (пчелиный), муч., мар. 6. Мина (месячный, лунный), преп., янв. 5; муч., февр. 17, нояб. 11, дек, 10; преп.-муч., апр. 12; патриарх, авг. 12. Минеон (Миней – месячный), муч., авг. 1. Мвпсифей (помнящий о Боге), муч., авг. 1. Миракс (мальчик, девочка), муч., дек. 11. Мирон (каплющий благовонным миром), еписк. крит., авг. 8; муч., авг. 17. Мисаил (тоже, что и Михаил: кто как Бог), отрок, дек. 17. Митрофан (явленный матерью), патр, царег., июня 4; воронеж., нояб. 23. Михаил (кто как Бог), клоп. янв. 11; кн. чернигов., февр. 14 и сент. 20; кн. муромск. и чернориз., мая 21; исповед. и муч., мая 23; малеин, июля 12; пр.-муч., июля 29; архистр., сент. 6 и нояб. 8; митр. киевск., июля 15 и сент. 30; преп. зовийск., окт. 1; правед. и кн. тверск., нояб. 22; исповед., дек. 18. Михей (кто подобен Богу), прор., янв. 5 и авг. 14; преп., мая 5. Миан (материн, кормилицын), муч., сент. 4. Модест (скромный), муч., мая 16 и июня 15; свят, дек. 18. Моисей (от воды взятый), преп. син., янв. 14: сир. фев. 23; архиеп. новгород., янв. 25; угрин, июля 26; мурин, авг. 28; боговид., сент. 4. Мокий (осмеивающий), муч. (чтец), янв. 29, мая 11 и июля 3. Мстислав, кн. новгород, апр. 15; (Георгий) кн. киев., июня 14. Муко, муч., июля 30. Назарий (посвященный Богу), муч., окт. 14. Наркисс (нарцисс – цвет), ап., янв. 4 и окт. 31. Наум (утешение), св. июня 20; прор., дек. 1. Нафанаил (данный Богом), ап., апр. 22. Нектарий, печер. нояб. 29. Немезий, муч., авг. 2. Неон (плавающий), муч., янв. 16, апр. 24 и 28, сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Радуйся, богоносных отец печерских пречестный личе,/яко стяжал еси доброе светило,/девственных верх и мучеников красоту,/Духа Святаго чистое пребывание,/Моисея, умнаго Боговидца,/егоже память хвалами венчающе, молим вас:/молите Христа Бога и Владыку,/нам, чадом вашим, от бед избавитися/и не лишитися Вышняго Царствия. Слава, глас 6: Истиннаго последователя Христова/и вернаго Евангелия Его послушателя,/тя, преподобне отче, днесь восхваляем,/ты бо, на вечное воздаяние взирая,/вся красная мира сего во уметы вменил еси,/пленник изволяя быти,/да свободен ум от греха имееши,/о телеси нерадив, на муки е предал еси,/да мучащаго мысленнаго врага кровными струями потопиши;/сам ныне в месте покойне сый/и радости святых наслаждаяся,/даровании твоими свыше и нас ущедри,/любезно совершающих память твою. И ныне, Богородичен, глас тойже: Богородице, Ты еси лоза истинная,/возрастившая нам Плод живота,/Тебе молимся:/молися, Владычице, со святыми апостолы,/помиловати души наша. Славословие великое. Ектении и отпуст. НА ЛИТУРГИИ СЛУЖБА ВСЯ ПРЕПОДОБНОМУ. Преподобный Моисей Угрин был родом из Венгрии. Вместе со своими братьями святыми Георгием и Ефремом (впоследствии преподобный Ефрем основал Борисоглебский монастырь в городе Торжке; †1053; память 28 января) пришел на Русь и поступил на службу к Ростовскому князю святому страстотерпцу Борису. В 1015 году, когда коварным Святополком Окаянным был убит благоверный князь Борис (память 2 мая и 24 июля), вместе с ним погиб и святой Георгий (память 24 июля). Святой Моисей избежал смерти и нашел приют в Киеве у сестры святых страстотерпцев Бориса и Глеба и князя Ярослава Предиславы. В 1018 году тесть Святополка польский король Болеслав захватил Киев. Выбитый из города великим князем Ярославом, он увел в плен двух сестер князя и многих бояр с их слугами. В числе других святой Моисей в тяжелых оковах был отведен в Польшу и заключен в темницу, где томился пять лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Се бо мы, предстателя тя в нуждах непостыднаго стяжавше, верою несумненною тебе в ходатайство призываем, ты же, яко велие имеяй дерзновение ко Господу и Пречистей Его Матери, буди молитвенник, помощник и ходатай о всех, со тщанием в Божественный твой храм приходящих, честных же и многоцелебных мощей твоих со страхом и благоговением прикасающихся, услыши ны, святче Божий, и призри милостивым оком на предстоящия цельбоносному твоему гробу люди. Вемы бо воистину, яко аще по отшествии твоем плотию и разлучился еси от нас, но духом неотступно пребываеши с нами, тем и вся нам, яже ко спасению полезная, усердне просящим, молитвами твоими подати можеши. Простри убо преподобныя длани твоя, о добрый и великий наш заступниче, и не престай молитися о стране нашей и о людях, на всяком месте благочестно тебе на помощь призывающих. Сохрани же вся грады и страны Российския от нашествия иноплеменник, междоусобныя брани, тлетворных ветр и от всякаго губительнаго зла. Всех нас избави от всяких бед и скорбей. Яко да тобою управляеми, многомятежное маловременнаго жития сего море безбедне преплывше, достигнем в желаемое оное Небесное пристанище и прославим Всесвятую, Равночестную и Единосущную Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Преподобный Ефрем, Новоторжский чудотворец Был выходцем из Венгрии. Воспитанный в глубоком благочестии, он, как повествуют Новгородская и Никоновская летописи, переселился в 1030 году на Русь, вместе со своими двумя братьями – Георгием Угрином и преподобным Моисеем Угрином (то есть венграми). Все трое поступили на службу конюшими к святому князю Борису, сыну святого равноапостольного Владимира. Святой страстотерпец князь Борис был умерщвлен на реке Альте по приказанию князя Святополка Окаянного, в 1015 году. Вместе с ним привял смерть от руки убийцы и верный его слуга Георгий Угрин. Убийцы отрезали ему голову, чтобы снять золотую гривну, которую он носил на шее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Николай), а также святой, имя которого мы носим. Наш русский народ верит, что тот или другой святой помогает особенно в той или другой нужде человеческой. Напр., св. Пантелеимон считается помощником особенно в болезнях; св. Гурий, Самон и Авива - в семейной жизни; св. Власий - в скотоводстве; св. Конон Градарь - в огородничестве; св. ап. Петр - в рыболовстве; св. Мартиниан и Моисей Угрин - в борьбе человека с чувственной похотью, и т.д. Верование это имеет основание в жизнеописании святых. Там повествуется, что названные святые или сами занимались теми предметами, в которых помогают, или по смерти своей проявили чудо помощи в этом, или претерпели в жизни искушение от того греха, от которого избавляют притекающих к ним. По отношению к инославным христианам и нехристианам на православном христианине лежит долг веротерпимости и молитвы о " соединении церквей " и об обращении неверующих в христианство, а также участие в миссионерском деле. Участие может быть личным, или по крайней мере, денежным. Семья Семейство есть первая основа нравственного мира. Здесь впервые человек знакомится с нравственностью и развивает в себе нравственную жизнь. Потому-то Господь Спаситель, прежде чем выступил на служение обществу, благословил посещением Своим брачную чету. И апостолы, проповедуя слово Божие народам, прежде всего вносили его в дома. От нравственного благосостояния каждой семьи зависит благосостояние и всего общества, и государства; а разрушение семьи имеет неизбежным следствием разрушение общества и государства. Семья основана на браке, который ничто иное, как добровольный и основанный на любви союз двух лиц различных полов, имеющий целью совершенное взаимное восполнение и вспомоществование, и следствием его является рождение и воспитание детей. Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2:18); или: оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью (Матф. 19:5; Быт. 2:24); вот выражение цели брака. И благословил их (Адама и Еву) Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2232...

– Умоляем тебя, мученик Христов, приими нас, ибо с сего часа и мы христиане. И уверовали во Христа в тот день оба эти сотника и с ними семьдесят воинов. Ликиний, узнав об этом, послал наместника своего Сикста и с ним триста воинов, чтобы он убил всех уверовавших во Христа. Когда эти воины пришли и увидели, какие чудеса силою Христовою совершал святой Феодор, тотчас же уверовали в Господа нашего Иисуса Христа. И стеклось на это место бесчисленное множество народа и все взывали: – Един есть Бог, Бог христиан, и нет иного бога, кроме Него! И еще: – Кто такой мучитель Ликиний? Побьем его камнями! для нас один Бог и царь – Христос, проповедуемый Феодором! И поднялся в народе шум и мятеж, и даже началось кровопролитие. Некий воин, по имени Леандр, с обнаженным мечом прибежал на это место и устремился на Феодора, желая его ударить мечом. Сикст же, царский наместник, удержав его, вырвал у него из рук меч и рассёк его. А другой воин, по имени Мирпос, родом угрин 1272 , бросившись на наместника царского Сикста, убил его. Святой Феодор, желая успокоить народный мятеж, громко сказал: – Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщения роду человеческому. После того как мученик Феодор поговорил так с народом, умоляя и увещевая народ, – шум и народное смятение прекратились. В это время святой мученик шел мимо темницы, и за ним следовал весь народ и воины; сидевшие же в темницах узники взывали громко к святому: – Помилуй нас, раб Бога Вышнего! Святой словом своим освободил их от уз, отворил темничные двери и сказал им: – Идите с миром, мужи, и вспоминайте обо мне. И собрался весь город, и все отвергались от идолопоклонства и прославляли Христа – Единого Бога. В это время недужные исцелялись, бесы же из людей изгонялись. Кого только ни прикасался святой рукою своею, или кто даже только прикасался к одежде его, тот тотчас же получал исцеление. Тогда один из приближенных Ликиния, видя, что творится, пошел к нему и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010