Святые кн. Борис и его отрок Георгий молятся пред иконой Спасителя. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53. Л. 123, верх) Святые кн. Борис и его отрок Георгий молятся пред иконой Спасителя. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53. Л. 123, верх) Г. У. был ближайшим слугой кн. Бориса, к-рый любил его «паче меры». Именно этим объясняется факт ношения Г. У. золотой гривны (шейного обруча) - знака отличия и особого княжеского расположения. Вместе с др. дружинниками кн. Бориса Г. У. находился на р. Льте (Альте) в тот момент, когда в лагерь прибыли убийцы, посланные киевским кн. Святополком Владимировичем . Г. У. был свидетелем того, как дружинники киевского правителя с оружием в руках ворвались в княжеский шатер и набросились на св. Бориса. Жертвуя собой, Г. У. попытался прикрыть князя своим телом. При этом, согласно «Сказанию, и страсти, и похвале святую мученику Бориса и Глеба», обращаясь к Борису, он сказал: «Да не останоу тебе, господине мои драгыи, да идеже красота тела твоего оувядаеть, тоу и аз съподоблен боудоу съконьчати живот свои» (Успенский сб. XII-XIII вв. С. 48). Г. У. был убит вместе со св. Борисом; для того чтобы снять с тела дружинника золотую гривну, убийцы обезглавили его. Погибли и др. отроки кн. Бориса. (По данным собственно житийных источников, кн. Борис и его дружинники были убиты в воскресенье 24 июля, в летописном рассказе дата отсутствует. О датировке и топографической привязке этого события см.: Назаренко А. В. Борис и Глеб//ПЭ. Т. 6. С. 47.) Согласно Житию прп. Ефрема Новоторжского, прп. Ефрем, служивший у кн. Бориса конюшим, нашел отсеченную главу Г. У. и хранил ее у себя до конца жизни. Умирая, он завещал положить ее вместе с собой в каменный гроб, по преданию им самим высеченный. 11 июня 1572 г. по благословению Новгородского архиеп. Леонида состоялось обретение мощей прп. Ефрема, в гробе находилась и глава Г. У. Еще в нач. XX в. она почивала в раке прп. Ефрема, «покрытая черным бархатом, унизанным жемчугом, с изображением на финифти главы мученика и с надписью вокруг нее из мелкого жемчуга: «Глава мученика Георгия, Новоторжского чудотворца»» (цит. по: Колосов. С. 38), в монастырском Борисоглебском соборе. 5 февр. 1919 г. гробница прп. Ефрема была вскрыта (см. Вскрытие мощей ). После ликвидации Новоторжского мон-ря в 1931 г. мощи прп. Ефрема, а также, вероятно, глава Г. У. были изъяты из собора, дальнейшая их судьба неизвестна.

http://pravenc.ru/text/164445.html

В ряде картин старались мы более всего изобразить истинный лик былой Святой Руси, только в малой степени отразившийся в наше время. Конечно, и в старину много было неприглядного, скверного, порою страшного… Распри князей, коварность и жестокость приемов, применявшихся в отношении противников, ереси стригольников и жидовствующих, казни впадавшего иногда в безумство царя Иоанна Грозного, Смутное время xvii века, когда так «измалодушествовались» верхи русского народа… Немало грешили в давние времена, и тяжко грешили. Но сила покаяния тогдашних людей соответствовала силе горячей веры, благодаря чему и смывались грехи. Как ни грешили русские люди, только единицы смели посягать на самый чин церковный, на самую веру православную, то есть на то, на чем и держалась Россия. И весь строй старой России, от быта беднейшего пахаря до миропомазанного на царство самодержца, неизменно имел церковный уклад и вследствие этого проникнут был нравственными началами. Искреннее смирение, послушание, христианская любовь, ревностное служение вере и отечеству, преданность государям, Милостью Божией поставленным, и, как венец всего, всегдашнее памятование о Господе Боге – вот отличительные свойства людей того времени. Святые, просиявшие в старой Руси Русь Киевская, начинающая собою славную летопись о Святой Отчизне… Святая великая княгиня Ольга, во крещении Елена (†969 г., 11(24) июля) 2 . «Она предтекла христианству в земле нашей, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом, – воспевает ее древний летописец, – как луна в ночи сияла она между людьми неверными. Она первая от Руси вошла в Царство Небесное и по смерти молит Бога за всю Русь. Ее славят сыны русские, видя ее лежащей нетленной много лет " … Внук ее, святой равноапостольный великий князь Владимир, во крещении Василий (†1015 г., 15 (28) июля), уподобившийся, согласно церковным песнопениям, «купцу, ищущему бисера,» украсившийся «Божественного крещения багряницей.» Страстотерпцы князья Борис (2 (15) мая) и Глеб (5 (18) сентября) – (†1015 г. Память обоих 24 июля (6 августа), во крещении Роман и Давид, первые святые нашей русской Церкви, небесные покровители Руси и ее князей. Уже в 1177 году, молясь в церкви святого Глеба вблизи Смоленска, чудесно прозрели князья Ярополк Ростиславович Слепой и Мстислав Ростиславович Безокий..1 Святые братья Георгий, Ефрем Новоторжский и Моисей Угрин – венгры по происхождению, верные слуги святого князя Бориса, проникшиеся духом восприявшей их православной Руси. Гибнет Георгий (1015 г.), пытаясь телом своим прикрыть убиваемого князя; Ефрем (1053 г. Память 28 января (10 февраля) и 11 (24) июня) основывает монастырь на берегу р. Тверцы и доставляет туда нетленную главу брата. Моисей (1043 г., 26 июля, 8 августа), замечательный красавец, сохранивший чистоту после испытаний, подобных пережитому библейским Иосифом, изуродованный озлобленной полькой, кончает жизнь свою праведным иноком Киево-Печерской лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

1131 Ни в одном из известных нам рукописных наших месяцесловов XIII, XIV и последующих веков имя митрополита Илариона не встречается. 1132 В житии преподобного Феодосия, написанном преподобным Нестором летописцем, представляется, что первым делом Феодосия, когда переселился он в 1062 г. со своею братиею из пещер в новоустроенные кельи, было то, чтобы достать и ввести в новом монастыре устав Студийский, для чего и послан был один из братии в Константинополь к Ефрему евнуху с поручением списать этот устав (см.: рукоп. Патер). А в летописи говорится, что этот устав, между тем, преподобный Феодосии нашел и списал для своей обители у черноризца Студийского монастыря Михаила, «иже бе пришел из грек с митрополитом Георгием» (Полн. собр. р. лет. 1. 69 (228)). Татищев пишет даже, будто митрополит Георгий пришел к нам еще в 1053 г. (2. 114 (294)); но известия Татищева о наших тогдашних митрополитах, как увидим, не чужды погрешностей. Кульчинский, ссылаясь на Стрыйковского (lib. III. С. 5 (403)), относит прибытие к нам митрополита Георгия к 1068 г. (Specimen eccles. Ruthenic. Romae, 1733. Р. 195 (368)). 1134 Только в некоторых каталогах наших митрополитов, неизвестно почему, кончина эта отнесена к 1079 г. 1135 В житии святого Исаии Ростовского, составленном, по всей вероятности, в XIII в., говорится, что Исаия поставлен епископом граду Ростову в лето 6585 (1077) от митрополита Иоанна (см.: Православ. собеседн. 1858. 1. 432, 438 (123)). Но по Густинской летописи (Полн. собр. р. лет. 2. 276 (228)), составленной уже в XVII в., также по каталогам: Новгор. Соф. библ.(2), Кульчинского (368) и обширному каталогу святого Димитрия Ростовского , митрополит Иоанн поставлен будто бы в 1080 г., а по краткому каталогу того же святого Димитрия – даже в 1082 г. 1138 Житие преподобного Феодосия в Чтен. Моск. историч. общ. 1858. 3. Отд. 3. 7–10 (125). Ефрем всего скорее мог быть русским, служа в должности казначея или эконома при русском великом князе, но мог быть и греком, подобно тому как при князе Борисе ростовском, брате Изяслава, служили три брата-венгры – Георгий, Ефрем и Моисей Угрин. Замечательно, что Ефрем был поставлен в митрополита для Переяславля не в Царьграде, а в самой России.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Святые, просиявшие в старой Руси В ряде картин старались мы более всего изобразить истинный лик былой Святой Руси, только в малой степени отразившийся в наше время. Конечно, и в старину много было неприглядного, скверного, порою страшного... Распри князей, коварность и жестокость приемов, применявшихся в отношении противников, ереси стригольников и жидовствующих, казни впадавшего иногда в безумство Царя Иоанна Грозного, Смутное время XVII в., когда так «измалодушествовались» верхи русского народа... Не мало грешили в давние времена, и тяжко грешили. Но сила покаяния тогдашних людей соответствовала силе горячей веры, благодаря чему и смывались грехи. Как ни грешили русские люди, только единицы смели посягать на самый чин церковный, на самую веру православную, то есть на то, на чем и держалась Россия. И весь строй старой России, от быта беднейшего пахаря до миропомазания на Царство Самодержца, неизменно имел церковный уклад и вследствие этого проникнут был нравственными началами. Искреннее смирение, послушание, христианская любовь, ревностное служение Вере и Отечеству, преданность Государям, милостью Божией поставленным, и, как венец всего, всегдашнее памятование о Господе Боге – вот отличительные свойства людей того времени. Русь Киевская, начинающая собою славную летопись о Святой Отчизне... Святая великая княгиня Ольга, во крещении Елена († 957. 11 июля) 14 . «Она предтекла христианству в земле нашей, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом, – воспевает ее древний летописец, – как луна в ночи, сияла она между людьми неверными. Она первая от Руси вошла в Царство Небесное и по смерти молит Бога за всю Русь. Ее славят сыны русские, видя ее лежащей нетленной много лет...» Внук ее, святой равноапостольный Великий Князь Владимир, во крещении Василий († 1015. 15 июля), уподобившийся, согласно церковным песнопениям, «купцу, ищущему бисера», украсившийся «Божественного крещения багряницей»... Страстотерпцы князья Борис (2 мая) и Глеб (5 сентября), († 1015. Память обоих 24 июля), во крещении Роман и Давид, первые святые нашей Русской Церкви, небесные покровители Руси и ее князей. Уже в 1177 г., молясь в церкви Святого Глеба, вблизи Смоленска, чудесно прозрели князья: Ярополк Ростиславович Слепой и Мстислав Ростиславович Безокий... Святые братья Георгий, Ефрем Новоторжский и Моисей Угрин – венгры по происхождению, верные слуги святого князя Бориса, проникшиеся духом восприявшей их православной Руси. Гибнет Георгий († 1015), пытаясь телом своим прикрыть убиваемого князя; Ефрем († 1053. Память 28 января и 11 июня) основывает монастырь на берегу р. Тверцы и доставляет туда нетленную главу брата; Моисей († 1043. 26 июля), замечательный красавец, сохранивший чистоту после испытаний, подобных пережитому библейским Иосифом, изуродованный озлобленной полькой, кончает жизнь свою праведным иноком Киево-Печерской Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Преподобный Максим Исповедник (†662) преставился, находясь в своем последнем изгнании, среди тяжких страданий. Заключенный в темнице, он не пользовался ни от кого ни необходимыми в его старости услугами, ни человеколюбивым попечением. Когда же Господь восхотел положить конец его болезням и скорбям и вывести его из темницы на вечный простор и веселие Небесного Царствия, то утешил его прежде одним Божественным явлением на земле, а затем возвестил ему час кончины. Блаженный страдалец исполнился великой радости, и хотя всегда был готов к кончине, однако, начал усердно готовиться к ней. Когда же наступил радостный для него час смерти, он с весельем предал душу свою в руки Христа Бога, которого возлюбил от своей юности и за которого столько пострадал. Князь Святополк, стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, святого князя Бориса (†1015), подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве, но не стал скрываться и с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса – Георгий Угрин бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого . После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба (†1015). Коварно вызвав брата из его удела – Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

http://azbyka.ru/death/zemnaja-konchina-...

     О князе Борисе, покровителе города, никто в этот день не вспомнил Мы покидали Борисполь в лучах заходящего солнца. Удивительно, что описанные события с принятием горисполкомом решения о запрещении прохождения Всеукраинского Крестного хода мира, любви и молитвы состоялись незадолго до дня памяти святого князя страстотерпца Бориса (24 июля ст.ст.), имя которого носит этот город. Как свидетельствует летопись, убийцы настигли князя Бориса, сына равноапостольного князя Владимира, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер и пронзили князя копьями. Любимый слуга святого князя Бориса – Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем.      Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Это случилось на месте нынешнего града Борисполя. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого. Подумалось тогда: неужели Крестный ход, шествующий к подножию памятника св. князя Владимира на Владимирской горке, не сможет пройти по улицам города, тысячу лет носящий имя святого страстотерпца св. князя Бориса? скрыть способы оплаты Комментарии Наталья 2 августа 2016, 05:54 Печально! За грехи наше и маловерие. Все в руках Божиих! И пока вера в это будет в нас жить - будем радоваться и молиться - за вразумление, за разрушение дьявольских козней. Кто это придумал братьев объявить врагами?... Лица людей на фотографии...Женщины в истерике размахивают руками перед лицом священника... Красивые, сильные мужчины патриотично прижимают руки к сердцу и воздают славу... Все это было не раз. Просвяти нас Господи! Будем мирны и спокойны. Все в руках Божиих, настало время всем сердцем прилепиться к Нему и уповать. Нет, даже не о победе одних и поражении других. О Любви, об укреплении веры и о Спасении. На все Божия Воля. И даже в скорби будем радоваться. Потому что Христос уже победил. Дай нам сил и терпения стоять в Его правде. Мы с вами, Крестный Ход! И никто не отнимет у нас той правды, что Киев - колыбель Православной Руси.

http://pravoslavie.ru/95617.html

Немного иной состав и иконографию имеют сюжеты с изображением Г. У. в житийном цикле Сильвестровского сборника 2-й пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53) и близкого к нему по составу Сборника XVI в. из собрания гр. А. С. Уварова (ГИМ. Увар. 628). В одной из сцен моления св. Бориса в шатре отрок представлен с раскрытой книгой в руках - эта особенность указывает на то, что миниатюра иллюстрирует рассказ «Сказания, и страсти, и похвалы...» о совершении утрени с чтением Шестопсалмия; при отсутствии фигуры сопровождавшего князя пресвитера книга в руках Г. У. подчеркивает его участие в молитве св. Бориса. В сцене нападения на св. Бориса св. отрок показан припадающим к сидящему князю-мученику, воины пронзают их копьями, из шеи слуги течет кровь, эпизод с отсечением главы отсутствует. Редкой особенностью Сильвестровского и Уваровского сборников (к-рая объясняется тем, что в этих рукописях содержатся иллюстрации к «Сказанию чудес святою страстотерпцу Христову Романа и Давида») является изображение Г. У. со свечой в композиции исцеления отрока вышгородского «градника» Миронега: Г. У. как заступник и участник акта исцеления обращается к князьям-страстотерпцам вместе с сидящим на земле больным отроком. В надписях к миниатюрам Сильвестровского сборника имя Г. У. не приводится. В Уваровском сборнике сюжет моления в шатре сопровождается надписью: «Святый Борис и Глеб молятся в шатре милостивому Спасу» (Г. У. ошибочно отождествлен со св. Глебом). Очевидно, такое неверное восприятие изображения отрока-страстотерпца привело и к появлению не имеющей объяснения в агиографических текстах композиции моления святых Бориса и Глеба перед образом Спасителя в клейме житийной иконы XVI в. из собора Покрова Богородицы на Рву (ГИМ). В Лихачёвском сборнике посл. четв. XV - нач. XVI в. (СПбФИРИ РАН. Арх. Кол. 238 (Н. П. Лихачёв). Оп. 1. 71) содержатся 4 миниатюры с изображением Г. У. Это 2 композиции моления в шатре (на одной из них кроме утирающего лицо св. Бориса и Г. У., прижавшего руку к груди, представлен средовек в шапке с поднятой к лицу рукой), сцена исцеления отрока (аналогична миниатюре Сильвестровского сборника) и уникальное изображение усекновения главы Г. У. (он представлен обезглавленным, рядом лежит отсеченная голова) с надписью, в к-рой указано его имя (здесь второстепенный житийный эпизод превратился в самостоятельную композицию гибели отрока-страстотерпца). Возможно, Г. У. представлен и в сцене убиения св. Бориса, куда включены фигуры 2 отроков на коленях.

http://pravenc.ru/text/164445.html

в своем шатре «пел заутренюю», после молитвы лег на постель и затем был заколот. Вместе с Б. было убито немало его дружинников, в т. ч. св. Георгий Угрин , прикрывший князя своим телом, но нек-рым удалось спастись (в частности, прп. Моисею Угрину , брату св. Георгия; см. также ст. Ефрем Новоторжский , прп.). Тело Б. было доставлено в Вышгород (ок. 15 км к северу от Киева) и погребено у ц. св. Василия. По данным собственно житийных источников, Б. и его дружинники были убиты в воскресенье 24 июля. Местом их гибели и СС, и летопись называют стан Б. на р. Льте (Альте), близ Переяславля Русского. Полной уверенности в точности данных о месте и дне страстотерпческой кончины Б. нет. В летописном рассказе дата отсутствует; кроме того, по преданию, отразившемуся в СС и летописи, как раз на Льте и именно на месте убиения Б. состоялась в 1019 г. решающая битва Ярослава со Святополком. Это совпадение усугубляется тем, что битва произошла «в пяток», на к-рый и приходилось 24 июля в 1019 г. Сказанное дает повод подозревать, что топографическое и хронологическое приурочение гибели Б. к месту и времени сражения на Льте, возможно, имело место позже, при формировании житийного предания, к-рое подчеркивало роль Ярослава как мстителя за кровь братьев. Вызванный обманом из Мурома, Г. был убит 5 сент. (и этой даты нет в летописной повести) на пути в Киев, близ устья р. Смядыни, у Смоленска. По ЧН, Г. находился в Киеве, бежал на север (к Ярославу?) и был настигнут убийцами под Смоленском. Тело юного князя похоронили на месте гибели. После Б. и Г. был убит еще один Владимирович - Святослав, княживший в Древлянской земле (к северо-западу от Киева). Развязкой этой кровавой драмы неизбежно должно было стать столкновение Святополка с др. своим братом - новгородским кн. Ярославом. Их четырехлетняя протекавшая с переменным успехом борьба за киевский стол завершилась летом 1019 г. упомянутой битвой на Льте, в к-рой Ярослав одержал окончательную победу. Через нек-рое время (по ЧН, через год после водворения Ярослава в Киеве, т. е. в 1017 или 1020) по приказу Ярослава тело Г. было найдено и перезахоронено рядом с Б. в Вышгороде. Приобретшая в последнее время известную популярность гипотеза, будто убийцей Б. и Г. был Ярослав (Н. Н. Ильин, М. X. Алешковский, А. М. Членов, Поппе и др.), опирается гл. обр. на сканд. Сагу об Эймунде - источник поздний (кон. XIII в.), сбивчивый и скорее лит., чем исторический, и не может быть признана серьезно обоснованной. Канонизация

http://pravenc.ru/text/153171.html

Преподобный Ефрем, Новоторжский Чудотворец, был родом из Венгрии (Угрин «из Угорския земли» – стихира на великой вечерни в службе пр. Ефрема), вероятно, пр. Ефрем оставил своё отечество и прибыл со своими братьями, Моисеем и Георгием, вследствие гонений, бывших там на православных от латинян, и поступил на службу к Ростовскому князю св. Борису, сыну Великого равноапостольного князя Владимира. В 1015 г. на р. Альте (в нынешней Полтавской губернии) св. Борис был убит Святополком Окаянным и вместе с ним был усекнут в главу брат пр. Ефрема, Георгий, а Моисей спасся бегством (см. о нём в Киевском Патерике). Ефрем, находившийся в это время в отсутствии, когда узнал о смерти князя св. Бориса Владимировича и своего брата Георгия, пришёл на берег реки Альты, отыскал тело любимого своего брата Георгия и взял с собой голову его (которая, по завещанию пр. Ефрема, положена в его гроб и поныне находится при мощах его). Оставив придворную службу и княжеский двор, пр. Ефрем решился вести жизнь иноческую, уединённую, и на высоком берегу р. Тверцы (где ныне Торжок) поселился. В 1038г., когда около него поселилось несколько лиц, любителей безмолвного жития, он построил храм в честь новых страстотерпцев, первых русских мучеников, св. князей Бориса и Глеба. Недалеко от монастыря устроен был странноприимный дом, где доставлялось даровое содержание бедным и странникам (на месте этого благотворительного учреждения составился новый монастырь во имя пр. Симеона Столпника, ныне обращённый в приходскую церковь с. Семёновского, близ Торжка, на Дорогощи). Пр. Ефрем братией был избран в настоятеля основанной им Новоторжской Борисоглебской обители; в некоторых списках жития пр. Ефрем называется архимандритом, но это неверно, так как в России архимандриты появились не ранее 14 века. (Вероятно, св. Ефрем назван архимандритом потому, что при открытии его мощей настоятельство при Борисоглебском монастыре было архимандритское). Пр. Ефрем скончался в глубокой старости 28 января 1053 года. Мощи пр. Ефрема были открыты 11 июня 1572 г.; ныне они почивают открыто в серебряной позлащённой раке.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

3 . Имена тех угодников Божиих, о которых достоверно известно, что они не были канонизированы ни местной, ни общецерковной властью, но которые прославились богоугодной жизнью, мученической кончиной за веру во Христа и благодатными явлениями и вследствие этого почитались верующим народом, а имена их вносились в различные агиографические памятники. В данном списке их имена выделены курсивом. Список, основанный на этих принципах, впервые составлен в русской агиологии специально для данного издания. Он позволяет увидеть неиссякаемость святой жизни в Церкви, он может быть использован как пособие для деятельности местных и общецерковной канонических комиссий. Время преставления к Богу, день памяти Канонизированные святые, подвижники благочестия и мученики (в скобках указаны другие дни памятей) † 869, 14 февраля Св. равноап. Кирилл, учитель Словенский (11 мая). † 885, 6 апреля Св. равноап. Мефодий, учитель Словенский (11 мая). † Х в. (?) Прп. Сергий Валаамский (11 сентября, 28 июня). † Х в. (?) Прп. Герман Валаамский (11 сентября, 28 июня). † 936, 28 мая Св. блж. Андрей (славянин из Новгорода), Христа ради юродивый. Константинопольский (2 октября). † 969, 11 июля Св. равноап. блгв. вел. кнг. российская (киевская) Ольга (в крещении Елена). † 983, 12 июля Св. мч. Феодор варяг. Киевский. † 983, 12 июля Св. мч. Иоанн варяг. Киевский. † 992, 15 июня Свт. Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси (30 сентября). Ок. 1005 ? Св. мч. Дионисий Туровский (28 апреля). † 1015, 15 июля Св. равноап. блгв. вел. кн. российский (киевский) Владимир (в крещении Василий). † 1015, 24 июля Св. блгв. кн. ростовский Борис (в крещении Роман), страстотерпец российский (2 мая). † 1015, 24 июля Св. мч. Георгий отрок, угрин. † 1015, 5 сентября Св. блгв. кн. муромский Глеб (в крещении Давид), страстотерпец российский (24 июля, 2 мая). Св. блгв. кнг. новгородская Анна (10 февраля, 4 октября). † ок. 1023 г., 8 нюня Свт. Феодор, еп. Ростовский. Свт. Иоаким Корсунянин, еп. Новгородский (10 февраля, 4 октября).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010