После смерти Ингваря Игоревича в 1220 г. рязанским князем стал Юрий Игоревич. 198 ...Георгию Всеволодовичю Владимерскому...– великий князь владимирский Георгий (Юрий) Всеволодович, сын великого князя Всеволода III Юрьевича («Большое Гнездо»). Погиб в битве с войсками Батыя на реке Сить. 199 ...Давыда Ингоревича Муромского...– В дошедших до нас летописных источниках сведений о Давыде Ингоревиче нет. Муромское и Рязанское княжества до конца XIII в. были тесно связаны: муромские и рязанские князья имели общего родоначальника – Святослава Ярославича, с конца XII в. имели общую епископию. До 1228 г. муромским князем был Давыд Юрьевич, потом – его сын Юрий. Родные и двоюродные братья подчинялись ему как старшему. 200 ...Глба Ингоревича Коломенского...– По летописям Глеб Ингоревич неизвестен. Коломна (впервые упоминается в летописи под 1117 г.) входила в состав Рязанского княжества и была оплотом против Владимиро-Суздальского княжества. Возможно, сообщение о появлении в братском войске рязанцев муромского и коломенского князей имело публицистическое значение: в 1270-х гг. Муром окончательно отошел от Рязанского княжества, а борьба за Коломну с Владимиро-Суздальским княжеством велась с 1162 г. После разгрома Рязани Ярослав Всеволодович Владимирский дважды предпринимал попытку присоединить Коломну к Владимирскому княжеству. Борьба за Коломну с владимирскими Всеволодовичами трагически завершилась убийством Константина Рязанского Юрием Московским в 1319 г. Возможно, подчеркнутая братская связь между Муромом, Рязанью и Коломной была призвана напомнить о единстве Рязанской земли. 201 ...Олга Краснаго...– Ниже он назван Олегом Ингоревичем Красным (т. е. Красивым). По Повести – брат Юрия Ингоревича (Игоревича). В действительности он был, по-видимому, не братом, а племянником Юрия (сыном Ингваря), упоминаемым в летописях под 1252 и 1258 гг., хотя в жалованной грамоте Олега Ивановича (Акты исторические, т. I. СПб., 1841, 2, с. 2) Олег поставлен наряду с Ингварем и Юрием как с братьями: «...коли ставили во первых прадеди наши святую Богородицю, князь великий Инъгвар, князь Олег, князь Юрьи».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эмалия, произвольное образование Эмерик, герм. «труд – власть» Эмилия, лат. «ласковая, приветливая» Эмма, герм, «прилежная» Энгель, Энгельс, от «Энгельс» Энгельсина, ж. к Энгель Энергия, от «энергия» Энрик, от Энрико, исп., эквивалент Андрей (см.) Эра, от «эра» Эрик, сканд. «царственный» Эрлен, от «энергия», «революция», «Ленин» Эстелла, фр. от Стелла (см.) Этна, от «Этна» – вулкан на острове Сицилия Ювеналий, лат. «юношеский» Юлана, произвольное образование Юлиан, лат. «принадлежащий Юлию» Юлий, лат. «сноп» Юлия, лат. «волнистая», по другой версии, «пушистая» Юля, уменьш. от Юлия Юрий, нар. от Георгий (см.) Яков, Иаков, др. евр. второй из двух (близнецов)» Январь, от «январь» Янина, ж. к Ян, польск., эквивалент Ивана Примечания 1 . «Разрядная книга 1475–1598 гг.». М., 1966; «Новгородские записные кабальные книги 100–104 и 111 годов (1591–1596 и 1602–1603 гг.)». Под ред. проф. А. И. Яковлева. М.–Л., 1938; «Тысячная книга 1550 г. и дворовая тетрадь 50-х годов XVI в.». М.–Л., 1950. 2 . «Слово о полку Игореве». Перевод И. Новикова. М., 1938, стр. 33. 3 . И. Новиков. Пояснения к переводу «Слова о полку Игореве» (2). 4 . В. И. Тагунова. Наименование жителей некоторых селений Владимирской и Горьковской областей. В сб.: «Ономастика Поволжья». Ульяновск, 1969. 5 . Е. В. Ухмылина. Названия и прозвища русского населения Горьковской области. В сб.: «Этнонимы». М., 1970. 6 . П. Т. Поротников. Групповые и индивидуальные прозвища в говорах Талицкого р-на Свердловской области. В сб.: «Антропонимика». М., 1970. 7 . А. В. Миртов. Донской словарь. Ростов-на-Дону, 1929. 8 . В. О. Ключевский. Соч., т. 1. М., 1956, стр. 119. 9 . Н. Р. Гусева. К вопросу о значении имен некоторых персонажей славянского язычества. В сб.: «Личные имена в прошлом, настоящем, будущем». М., 1970. 10 . Б. А. Рыбаков. Основные проблемы изучения славянского язычества. Доклад на VII Международном конгрессе антропологических и этнографических наук. М., 1964. 11 . П. Н. Краснов. Казаки в начале XIX в. СПб., 1896. 12 . «Русская старина», т. 10, 1874, май, стр. 33.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Такоже и прежде сех от нас Господь силу отня, а недоумение и грозу и страх и трепет вложи в нас, за грехи наша…» 61 С другой стороны, чтобы пролить целительный бальзам на национальную рану, рассказывались легендарные истории о подвигах горстки героев. Особенно богато такими легендами было Рязанское княжество. Один повествует о благоверной княгине Евпраксии, выбросившейся из окна высокого терема вместе с маленьким сыном, чтобы избежать рабства и насилия над собой. Главным же героем Рязани был Евпатий Коловрат, который с несколькими соратниками сражался против огромной армии Батыя до тех пор, пока все его люди не были перебиты. Будто бы сам Батый восхищался храбростью Коловрата и даже сказал с сожалением: «Если бы такой вот служил у меня, держал бы его у самого сердца моего» 62 . В эпических сказаниях Рязани мы находим отголоски рыцарских идеалов киевских времен, тех самых идеалов, что отражены в летописях XII века и в знаменитом «Слове о полку Игоревом». Некоторые из князей, убитые в битвах с татарами или в плену, были позднее канонизированы как святые мученики; среди них Юрий Всеволодович, великий князь Владимирский, его племянник Василий и особенно почитаемый князь Черниговский и Киевский Михаил. Позже у нас будет возможность изучить свидетельства их житий. Несмотря на удар, нанесенный татарами, русская национальная гордость нашла некоторое утешение в воспоминаниях о былой славе земли Русской; память о ней сохранялась в никогда не прерывавшихся трудах летописцев, равно как и в необычном литературном фрагменте, известном как «Слово о погибели земли Русской» 63 Но все же преобладала тема заслуженного наказания и необходимости покаяния. Призывы к покаянию составляют содержание пяти из семи сохранившихся проповедей Серапиона, епископа Владимирского, написанных около 1257 г. Подобно древним пророкам Израиля, он резок и неутомим в призывах осознать глубину постигшего Русь несчастья: «Сила наших князей и воевод исчезла, воины наши, страха исполнясь, бежали, множество братий и чад наших в плен увели; многие города опустели, поля наши сорной травой поросли, и величие наше унизилось, великолепие наше сгинуло, богатство наше стало добычей врага, труд наш неверным достался в наследство, земля наша попала во власть иноземным; в позоре мы были живущим окрест земли нашей, в посмеяние – для наших врагов» 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Теперь в руках у Кирши и Алексея есть проводник до Теплого Стана. Они прибывают на хутор вовремя — на следующий день Ту-ренин и Шалонский собирались покинуть хутор, а Юрия, которого держат в цепях в подземелье, ожидала неминуемая смерть. Едва живой, истомленный голодом Юрий освобожден. Он намерен ехать в Сергиеву лавру: связанный клятвой, которую не может нарушить, Юрий собирается постричься в монахи. В лавре, встретившись с отцом келарем Авраамием Палицыным, Юрий в исповеди облегчает свою душу и дает обет посвятить свою жизнь «покаянию, посту и молитве». Теперь он, послушник старца Авраамия, выполняя волю своего пастыря, должен ехать в стан Пожарского и ополчиться «оружием земным против общего врага» Русской земли. По дороге в стан Пожарского Юрий и Алексей попадают к разбойникам. Их предводитель отец Еремей, хорошо знавший и любивший Димитрия Милославского, собирается с почетом отпустить его сына, да один из казаков приходит с вестью, что захвачена дочь изменника Шалонского, она же невеста пана Гонсевского. Разбойники жаждут немедленной расправы над невестой «еретика». Юрий в отчаянии. И тут ему на помощь приходит отец Еремей: якобы на исповедь он ведет молодых в церковь и там их венчает. Теперь Анастасия — законная супруга Юрия Милославского, и никто не смеет поднять на нее руку. Юрий отвез Анастасию в Хотьковский монастырь. Их прощание полно горя и слез — Юрий рассказал Анастасии о своем обете принять иноческий сан, а значит, он не может быть ее супругом. Единственное, что остается Юрию, — это утопить мучительную тоску свою в крови врагов или в своей собственной. Он участвует в решающей битве с гетманом Хотчевичем 22 августа 1612 г., помогая новгородцам вместе со своей дружиной переломить ход битвы в пользу русских. Вместе с ним бок о бок сражаются Алексей и Кирша Юрий ранен. Его выздоровление совпадает с завершением осады Кремля, где два месяца отсиживался польский гарнизон. Как и все русские, он спешит в Кремль. С печалью и тоской переступает Юрий порог храма Спаса на Бору — горестные воспоминания терзают его. Но Авраамий Палицын, с которым юноша встречается в храме, освобождает его от иноческого обета — поступок Юрия, женившегося на Анастасии, не клятвопреступление, а спасение ближнего от смерти.

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

Дядя или племянник А.А.Зимин. Витязь на распутье (феодальная война в России XV в.) Сразу после смерти Василия I (27 февраля 1425 г.) реальная власть в Москве перешла в руки энергичных правителей — властолюбивой княгини-вдовы Софьи Витовтовны, волевого митрополита Фотия и деятельного боярина Ивана Дмитриевича Всеволожского. Наибольшим влиянием из них при дворе пользовался митрополит. Решив сразу же покончить с какими-либо недомолвками (в первую очередь с претензиями Юрия Дмитриевича на великокняжеский престол), митрополит Фотий уже в ночь смерти великого князя направляет в Звенигород к князю Юрию своего боярина Акинфа Ослебятева. Он должен был передать приглашение дяде малолетнего великого князя явиться в столицу и присягнуть на верность Василию II, т.е. подчиниться его воле. Выбор гонца был сам по себе удачным: родич героя Куликовской битвы Осляби должен был внушить доверие к себе сыну победителя Мамая. Однако князь Юрий, собравшись было ехать по собственному почину в Москву, переменил решение. Вероятно, он усмотрел в приглашении опасность для себя и повернул к Галичу. Это было в Великий пост, т.е. между 25 февраля и 7 апреля 1425 г. Жребий был брошен. Непослушание удельного князя подлежало наказанию, что, конечно, понимал и сам князь Юрий. Приняв решение сопротивляться намерениям московских властей, он тем самым показал свое стремление начать борьбу за великое княжение. В той обстановке Юрий Дмитриевич должен был или покориться, или победить. Третьего исхода теперь уже не существовало. Князь Юрий избрал борьбу за власть и, очевидно, сразу предъявил свои права на великое княжение, опираясь на завещание Дмитрия Донского. Да и в предшествующее время в деятельности Юрия Дмитриевича были черты, напоминавшие деятельность Дмитрия Донского. Князь Юрий прославился своим успешным походом на булгар и казанских татар в 1395 г. Летописец об этом походе писал: «...и никто же не помнит толь далече воевала Русь Татарьскую землю». Ходил он в походы и против нижегородских князей. В 1398 г. Юрий Дмитриевич выступал против князя Семена (ставленника татар в Казань и Булгары, а в 1414 г. он «не сътвори зла ничтоже» Нижнему. Нижегородцы запомнили надолго это благожелательное отношение к ним князя. Василий I всячески отстранял князя Юрия от престола, особенно когда у него появились реальные наследники (дети). Некоторое время (до осени 1406 г.) Юрий княжил в Новгороде. Все три направления деятельности князя Юрия (антиордынская борьба, попытки завязать контакты с Новгородом и Нижним) отчетливо прослеживаются и в действиях его сыновей после 1425 г. Много внимания уделял князь Юрий своей столице — Звенигороду. Здесь он построил придворный храм — Успенский собор. Благодаря содействию князя Юрия инок Троицкого монастыря Савва (умер в 1406 г.) создал под городом Сторожевский монастырь с каменным храмом. Наконец, в Троицком монастыре князь Юрий содействовал строительству Успенского собора. В росписи всех этих соборов принимал участие Андрей Рублев.

http://sedmitza.ru/lib/text/438775/

Все сидят, выкапываются, какие-то все… движение остановилось вообще. Темнота наступила, ночь. Грейдеры чистят полосу, потому что наш самолет, из Советского Союза, летит 9 часов над океаном. У него топливо, сесть некуда ему, только может сесть сюда. Начальник подходит ко мне, смотрит, самолет садится. Один самолет сел. Пустой аэропорт, никого. Он подходит и говорит: «Юрий, никто не приехал. Садись, ты один». И я один сажусь с кошками. Вся моя программа, все ребята, реквизит, все грузят, и мы взлетаем. Скептики рискнут назвать это событие случайностью, но он-то знает истинную причину произошедшего. В.: Чудо какое. Юрий Куклачев: Это… В.: Не описать просто. Юрий Куклачев: Кто-то мне может сказать: «Ну, это нечаянно, стечение обстоятельств». В.: Случайность, да. Юрий Куклачев: Ну, говори, говори дальше. Я знаю, что это случайно. Это я вот своей, понимаете… В.: А что читали, какую молитву, Юрий Дмитриевич? Юрий Куклачев: Псалмы . В.: Псалмы? Юрий Куклачев: Псалмы, я читал псалмы. Это мощнейший… это какая энергия в них, какая сила! На Благодатный огонь Юрий Куклачев попал случайно. В 1988 году впервые приехал в Израиль с программой. Русский цирк с кошками произвел в недружественной тогда обстановке полный фурор. Не было дипломатических отношений, в это время, там, в Египте русские, советские, израильские самолеты друг друга… там война шла, вот, и был такой антагонизм, даже посольства не было. Но мы все-таки… через, помню, какую-то страну нас сюда привезли. Ну, мы приехали в Тель-Авив. Представляете, 1988 год, я знамя израильское и советское, и гимн. И все… хочешь, не хочешь, все встали. «Хватит воевать, давайте дружить», – понимаете? И такой спектакль радостный, все в восторге. Это была, конечно, сенсация. Тогда, в свой первый приезд, он успел побывать на экскурсии у Гроба Господня , но как-то мимоходом, спонтанно. А через несколько лет приехал с супругой уже сознательно. И вот, я помню, мы приехали. Ну, я первое, что мы сразу в Иерусалим , к Гробу Господнему. Сидят бабушки, я говорю: «Чего вы сидите здесь?» Одна говорит: «А мы Священный огонь ждем». Я говорю: «Какой огонь?» – «Ну, с небес огонь спустится». Я думаю, ну, бабка.

http://azbyka.ru/way/kak-vera-spasla-ot-...

Сказала же дружина Игорева: «Если так говорит цесарь, то чего нам еще нужно, – не бившись, взять золото, и серебро, и паволоки? Разве знает кто – кто одолеет: мы ли, они ли? Или с морем кто в союзе? Не по земле ведь ходим, но по глубине морской: всем общая смерть». И послушал их Игорь и повелел печенегам воевать Болгарскую землю, а сам, взяв у греков золото и паволоки на всех воинов, возвратился назад и пришел к Киеву восвояси. В год 6453 (945). Прислали Роман, и Константин, и Стефан послов к Игорю восстановить прежний мир. Игорь же говорил с ними о мире. И послал Игорь мужей своих к Роману. Роман же созвал бояр и сановников. И привели русских послов и велели им говорить и записывать речи тех и других на хартию: «Согласно другому уряжению, заключенному при цесарях Романе, Константине и Стефане, христолюбивых владыках. Мы – от рода русского послы и купцы, Ивор, посол Игоря, великого князя русского, и общие послы: Вуефаст от Святослава, сына Игоря, Искусеви от княгини Ольги, Слуды от Игоря, племянник Игорев, Улеб от Володислава, Каницар от Предславы, Шихберн Сфандр от жены Улеба, Прастен Туродов, Либиар Фастов, Грим Сфирьков, Прастен Акун, племянник Игорев, Кары Тудков, Каршев Туродов, Егри Евлисков, Воист Войков, Истр Аминдов, Ятвяг Гунарев, Шибрид Алдан, Кол Клеков, Стегги Етонов, Сфирка..., Алвад Гудов, Фудри Тулбов; Мутор Утин, купцы Адунь, Адолб, Ангивлад, Улеб, Фрутан, Гомол, Куци, Емиг, Турьбрид, Фурьстен, Бруны, Роальд, Гунастр, Фрастен, Ингелд, Турберн и другой Турберн, Улеб, Турбен, Моны, Руальд, Свень, Стир, Алдан, Тилий, Апубкарь, Свень, Вузелев, Синько бирич, посланные от Игоря, великого князя русского, и от всех князей, и от всех людей Русской земли. И ими поручено возобновить старый мир, нарушенный уже много лет ненавидящим добро и враждолюбцем дьяволом , и утвердить любовь между греками и русскими. Великий князь наш Игорь и бояре его, и люди все русские послали нас к Роману и Стефану, и Константину, к великим цесарям греческим заключить мир с самими цесарями, со всем боярством и со всеми людьми греческими на все годы, пока солнце сияет и весь мир стоит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отец нежно прижал меня к груди и тихо сказал: «Сынок, ты ошибаешься. Я знаю человека, который верит в тебя». – «Кто?» – растерянно спросил я. «Твой отец». Всего два слова и воинственный дух победителя закипел во мне с неудержимой яростью. Вот она – таинственная сила слов. Глаза заблестели, сомнения исчезли. Собственно, история клоуна Юрия Куклачева – это еще и история о вере. Именно она помогла преодолеть уныние и отчаяние . В 1963 году он поступил в профессионально-техническое училище. Учился на печатника, по вечерам занимался в народном цирке при Доме культуры, а через 4 года стал лауреатом конкурса и студентом циркового училища. В 1971м сбылась еще одна мечта – Юрий Куклачев стал артистом Союзгосцирка. Жизнь била ключом, карьера шла в гору, семья, ребенок, и вдруг решил креститься . Это никак не вязалось с коммунистической концепцией, а Юрий Куклачев к тому времени был, ни много ни мало, парторгом. Я был такой комсомолец, который все создавал, организовывал бригады, ездил. Я уже, так сказать, прошел стадию, там, комсомол, партия. У меня родился сын, и я, значит, тете позвонил и говорю… Она звонит и говорит: «Надо сына покрестить ». Я говорю: «Конечно надо», – потому что понимаю, что надо, а как? Я же парторг, сейчас в церковь пойди – на тебя тут же будет докладная. Однако, несмотря на страх быть исключенным из партии, Юрий Куклачев решил рискнуть. К тому же родственница убедила: священник не выдаст – человек надежный. Юрий Куклачев: Короче, я… Она меня повезла к Меню. И вот мы остановили машину на обочине и в церковь, к нему туда вот беседовать, я помню. Я еще не знал, что это знаменитый человек, это вот… В.: Как так угораздило именно к нему попасть вот так? Юрий Куклачев: А вот тетя – она пела у него в хоре. Она пела в хоре, говорит: «Пойдем, он ничего никуда не напишет». В.: Свой человек Юрий Куклачев: Да, свой человек. В.: О том, что крестил его знаменитый проповедник и богослов Александр Мень, Юрий Куклачев узнал намного позже. Он был тогда очень далек от церковной жизни. Тогда было важно другое – то, что священник слово сдержал, крещение осталось в тайне.

http://azbyka.ru/way/kak-vera-spasla-ot-...

Ксения Собчак: Так все-таки патриарх имеет к этому отношение? Юрий Шевченко: Да, это его квартира, документы я представил в суд, но я был вынужден… Ксения Собчак: Это его квартира? Юрий Шевченко: Это его квартира… Ксения Собчак: То есть собственник – Гундяев Владимир Михайлович? Юрий Шевченко: Да. Ксения Собчак: Так в миру зовут Патриарха… Юрий Шевченко: Да. Ксения Собчак: А истцом выступает его родственница? Юрий Шевченко: Я не знаю, кто она ему, но это Леонова Лидия Михайловна, она прописана в этой квартире. Ксения Собчак: Ну, он ее в прессе называл сестрой, насколько я знаю. Людмила Нарусова: Ну, все мы братья и сестры… Юрий Шевченко: Ну, честно говоря, я сейчас особо прессу не читаю, потому что… Ксения Собчак: Мама, я тебя пригласила сюда не по блату, а потому что буквально позавчера, обсуждая дома со своей мамой эту историю – на мой взгляд, жуткую историю с Вашим отцом, – я узнала вещи, которые даже ты мне никогда не рассказывала, связанные с тем, что в свое время именно этот человек – Юрий Шевченко – спас после жуткой автомобильной катастрофы Людмилу Путину. Расскажи мне об этом… Людмила Нарусова: Ну, вы знаете, я не уполномочена раскрывать медицинские тайны, но могу сказать следующее… Первое, вот, к предыдущей беседе: для меня, например, религия и церковь как институт – разные вещи. И я предпочитаю общаться с Богом без посредников. Потому что… я знаю тот сарказм, который вы выльете на мою блудную грешную голову, но тем не менее, почему я к этому пришла и пришла сознательно? Несколько лет назад на Карповке в соборе Иоанна Кронштадского – вам, наверняка, известен этот адрес – я наблюдала такую картину: девочка лет 15-ти – ну, вот, такого вида… в джинсах, в футболке, с какой-то серьгой в носу, очень заплаканная, и видно было, что у нее какой-то очень трагический момент в жизни… она пыталась туда зайти, наверное, за помощью. И ее совершенно безжалостно выгнали, сказав, что в джинсах нельзя заходить, с непокрытой головой… Я все понимаю: традиции ортодоксальной православной Русской церкви… Но человеку плохо, почему форма важнее содержания?

http://pravmir.ru/gosdep-2-svyashhennaya...

Василий Димитриевич преставился ночью: Митрополит Фотий в тот же час послал своего Боярина, Иакинфа Слебятева, в Звенигород к Князю Юрию Димитриевичу с требованием, чтобы он, вместе с меньшими братьями, признал племянника великим Князем. Но Юрий, всегда имев надежду, в противность новому уставу, быть преемником старшего брата, не захотел ехать в Москву, удалился в Галич и, сведав о торжественном восшествии юного Василия на Великокняжеский престол, отправил к нему Посла с угрозами. Ни дядя, ни племянник не думал уступить старейшинства; и хотя заключили перемирие до Петрова дня, однако ж Юрий, не теряя времени, собирал войско в городах своего Удела. Великий Князь предупредил его и вместе с другими дядями выступил к Костроме. Юрий ушел в Новгород Нижний; наконец за реку Суру, откуда Константин Димитриевич, отправленный вслед за ним с полками Великокняжескими, возвратился в Москву без всякой битвы. Юрий требовал нового перемирия на год; а Василий по совету матери, дядей и самого Витовта Литовского, послал к нему в Галич Митрополита Фотия, который, быв встречен за городом всем Княжеским семейством, с изумлением увидел там множество собранного из разных областей народа. Юрий думал похвалиться бесчисленностью своих людей и густыми толпами их усыпал всю гору при въезде в Галич с Московской стороны; но Митрополит, отгадав его мысль, с насмешкою дал ему чувствовать, что крестьяне не воины и сермяги не латы. Начали говорить о мире: Юрий не хотел оного, требуя единственно перемирия, и столь разгневал Фотия, что сей Первосвятитель, не благословив ни Князя, ни города, немедленно уехал. В летописи сказано, что в самый день Митрополитова отбытия сделался мор в Галиче; что Юрий, приведенный тем в ужас, верхом поскакал вслед за Фотием и, догнав его за озером, в селе Пасынкове, слезами и раскаянием убедил возвратиться; что благословение Пастыря, данное народу, прекратило болезнь, и Князь послал в Москву двух Вельмож заключить мир, обещав не искать Великого Княжения, пока Царь Ординский решит, кому принадлежит оное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010