Стыжусь говорить о новом учреждении так называемых у них нынешних патриархов. Какой их род и кто их мать, предоставляю это знающим. Но Сей Грядущий, Чаяние народов, какой имеет еще признак? Иаков говорит далее: Он привязывает к виноградной лозе осленка своего ( Быт.49:11 ). Вот то жребя, о котором ясно возвестил Захария! 18 . Но ты еще ищешь иного свидетельства о времени. Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя ( Пс.2:7 ), и немного после: поразишь их жезлом железным ( Пс.2:9 ). И прежде мною сказано, что жезлом железным ясно называется Римское царство, а что еще остается сказать об оном, воспомянем из пророчества Даниилова. Он, возвещая и объясняя Навуходоносору образ статуи, говорит и о всем видении, относившемся к ней, и о камне, отсеченном от горы без рук, не от человеческого искусства таковым сделавшемся, который овладеет всею вселенною. Весьма ясно также говорит: И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет предано другому человеку (ср. Дан.2:44 ). 19 . Но мы требуем еще яснейшего доказательства касательно времени пришествия. Человек, будучи недоверчив, если не узнает точного исчисления и самых годов, не верит тому, что говорится. Итак, сколько времени и сколько лет тому, как по прекращении царей от племени Иудина начал потом царствовать иноплеменник Ирод? Ангел, беседуя с Даниилом, говорит ему (заметь, что говорит): Итак знай и разумей, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины (ср. Дан.9:25 ). Шестьдесят девять седмин годов составляют четыреста восемьдесят три года. Итак, слова Ангела означают то, что по прошествии от создания Иерусалима четырехсот восьмидесяти трех лет и по прекращении князей будет царем некоторый иноплеменник, при котором родится Христос. Дарий Мид 4 кончил построение Иерусалима в шестой год своего царствования, а по счислению греков, в первый шестьдесят шестой Олимпиады. Олимпиадой у греков называются торжественные игры, совершаемые после четырех лет, в тот день, который по четырехлетнем солнечном течении слагается из часов, остающихся от каждого года по три.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Сын Человеческий у Даниила не убогий земной странник, а величественное явление с неба. Он с облаками небесными, о которых справедливо думать, что это ангельские воинства. В окружении облаков небесных Он шел – как величествен этот образ! Если в ужас были повержены ученики, когда увидели, как сын Человеческий шел по водам, то каково будет, когда Он будет идти по небу?! Как триумфатор, Он дошел до Ветхого днями, до восседающего на небесном престоле. А дальше? – похоже, что остановился, и уже тогда подведен был к Нему. Не небесные ли архистратиги подводили Его, Победителя?.. И тогда, у престола Всевышнего, Ему дана власть, и слава, и царство. С того момента все народы, племена и языки служили Ему, с того момента владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. Таков Сын Человеческий в пророческих видениях Даниила. Сын Человеческий – это Тот, Которому надлежит прийти. Так думали еще иудеи, и свидетельства об этом рассыпаны по обширной раввинистической литературе. Так, рабби Саадия Гаон (882–942 гг. по Р.Х.) говорит о Сыне Человеческом: «Что касается прихода с облаками, это касается сонма ангелов Небесных; и в этом – величие, которым Создатель наделит Мессию» с. 168; «Микраот Гедолот» и «Сангедрин», 98а]. Раши прямо говорит о Сыне Человеческом – «это Мессия-царь». Святые отцы церкви и толкователи Писания все однозначно относили видение Сына Человеческого ко Христу Иисусу, тем более, что Он Сам многократно именовал Себя именно таким образом. Даниилово видение святые отцы чаще относили ко второму пришествию Христову, однако иногда находили в нем материал и для своих христологических богословских суждений. Явление во славе Сына Человеческого О явлении Сына Человеческого во славе говорил Сам Христос. Это будет явление на суд. Иисус говорит Нафанаилу: Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому ( Ин. 1:51 ). Ученикам Своим говорит Иисус: Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими; и тогда воздаст каждому по делам его ( Мф. 16:27 ). Своим последователям ученикам, оставившим всё в этом мире, Иисус говорит: Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых ( Мф. 19:28 ). И, наконец, на суде перед Каиафой Иисус говорит: Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных ( Мф. 26:64 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Так в еврейском: [dî-yib " h], славянском тексте: и в синодальном переводе. Оба слова есть в латинском тексте: omnis homo qui rogaret quemquam de diis et hominibus usque. В греческом тексте κα προσελϑντες λγουσιν τ βασιλε Βασιλε, οχ ρισμν ταξας πως πς νϑρωπος, ς ν ατσ παρ παντς ϑεο κα νϑρπου ατημα ως μερν τρικοντα λλ’ παρ σο, βασιλε, μβληϑσεται ες τν λκκον τν λεντων; κα επεν βασιλες ληϑινς λγος, κα τ δγμα Μδων κα Περσν ο παρελεσεται. Перевод: «и пришедшие сказали царю: „Царь, не постановление ли ты постановил, чтобы всякий человек, который если попросит у какого-нибудь бога или человека ранее дней тридцати кроме тебя, царь, да будет брошен в ров львиный?“» И сказал царь: «Истинное слово и постановление Мидян и Персов не пройдёт». В рукописи 62» к слову βασιλει добавлено υπερ του ορισμου «насчёт договора». В рукописи Hippol. к слову βασιλει добавлено Δαρειε «Дарию». В рукописи 230 к слову ατσ добавлено αιτησιν «прошение». 6:16(17). После этого царь повелел, и привели Даниила, и бросили его в ров львиный. И сказал царь Даниилу: «Бог твой, Которому ты служишь неизменно, Он избавит тебя». «Неизменно». В греческом тексте: νδελεχς «непрерывно, постоянно» у Ксенофонта, Платона, Аристотеля, Менандра и Плутарха. Так в еврейском: [bitdîr " ], латинском: semper и в славянском тексте: прно. Слово «неизменно» стоит в синодальном переводе. В греческом тексте: ττε βασιλες επεν κα γαγον τν Δανιηλ κα νβαλον ατν ες τν λκκον τν λεντων· κα επεν βασιλες τ Δανιηλ ϑες σου, σ λατρεεις νδελεχς, ατς ξελετα σε. Перевод: «тогда царь сказал, и привели Даниила и бросили его в ров львиный; и сказал царь Даниилу: «Бог твой, которому ты служишь постоянно, Он избавит тебя». В рукописи 230 вместо слов γαγον τν стоит ηχϑη «привели». В рукописи 510 вместо местоимения ατν стоит τον αγιον «святого». В рукописи 62 к слову λατρεεις добавлено αυτω «ему». 6:26(27). От моего лица даётся повеление сие по всей земле царства моего: пусть трепещут и боятся Бога Даниилова, ибо Он – Бог живый и пребывающий во веки, и царство Его не разрушится и власть Его – до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Так за это при Салманассаре было разрушено царство Израильское, а при Навуходоносоре царство Иудейское, и как израильтяне, так и иудеи потерпели, плен; Навуходоносором был разрушен самый город Иерусалим и в нем храм. А пророк Даниил за 490 лет до Р. Хр. предсказал, что когда после 62 седмин поражен будет Помазанник, т. е. отвергнут и умерщвлен, Мессия – Христос, то и город и святилище, т. е. Иерусалим и храм, разорит народ князя грядущего, т. е. Навуходоносора, царя вавилонского, и конец его как бы в потопе будет, и до конца войны предопределено опустошение, на крыле храма мерзость запустения будет и до исполнения предназначенной меры гнев будет литься на опустошенное ( Дан.9:26, 27 ). Исполнение сего Даниилова пророчества и подобных оному, написанных пророками, указывается здесь в разрушении Иерусалима и храма. Лк.21:23 . Гóре же имýщым во утрóбе и доящым в тыя дни: бýдет бо бедá вéлия на земли, и гнев на людех сих, Лк.21:24 . и падýт во óстрии мечá, и пленéни бýдут во вся языки: и Иерусалим бýдет попирáем языки, дóндеже скончáются временá язык. (Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.) Здесь говорится, что особенно будет худо беременным и кормящим грудью детей, женщинам во дни разрушения Иерусалима, потому что тем и другим неудобно бежать, чтобы спастись: первым потому, что они, отягощаемые беременностью, по немощи не могут удобно бежать; а последним потому, что они, связанные узами сострадания к детям, не могут спасти вместе с собою питающихся сосцами. (Злат.) Будет беда велия (великое бедствие) и пр. Так действительно и было при разрушении Иерусалима. Иудейский писатель Иосиф Флавий свидетельствует, что тогда погибло иудеев более миллиона. Такое, по-видимому, невероятное множество погибших объясняется тем, что осада Иерусалима началась во время праздника Пасхи, когда собиралось в Иерусалим евреев до двух миллионов, кроме женщин и детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Таков в общих чертах образ Мессии и Его царства, начертанный в канонических писаниях ветхозаветных пророков. Мы объединили здесь основные черты всех пророческих обетований Ветхого Завета за исключением пророчеств Даниила: эти последние в виду их особенного значения для развития позднейших иудейских представлений о Мессии заслуживают нарочитого внимания 353 . Важнейшим мессианским местом в книге Даниила нужно назвать следующее пророчество: «видел я в ночных видениях, – вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан. 7:13–14 ). По древнейшему толкованию, принимаемому православной церковью, под именем Сына человеческого пророк разумеет Мессию; это мнение разделяется и многими западными учеными даже не ортодоксального направления 354 ; но многим кажется, как было уже сказано, что здесь под образом Сына человеческого олицетворяется весь израильский народ подобно тому, как четыре всемирных монархии олицетворяются в том же видении под образом четырех животных ( Дан. 7:1–8 ) 355 . Но все это толкование основано или на непонимании вполне ясных выражений текста или же на намеренной переделке его; пророк Даниил вполне определенно говорит, что «эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли» ( Дан. 7:17 ); отсюда по аналогии нужно заключать, что и под Сыном человеческим следует разуметь не будущее всемирное царство Израиля, а грядущего Владыку этого царства – Мессию. Лучшим подтверждением правильности такого толкования Даниилова видения о Сыне человеческом может служить тот факт, что авторы иудейских апокалипсисов, стоящие в самой рабской зависимости от прор. Даниила, понимают его пророческое видение в смысле указания на Мессию. «Не подлежит сомнению, что автор кн. Еноха узнает в Данииловом «Сыне Человеческом» Мессию, конечно, не по титулу, а по символическому одеянию» 356 . Кроме того у пророка Даниила указания на Мессию делаются не в этот только месте: в Дан. 9:25–26 он прямо говорит о Христе Владыке, под именем которого никак уже нельзя разуметь отвлеченную идею будущего израильского царства 357 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Такое руководящее, скажем всезахватывающее, значение Данииловых пророчеств в жизни иудейского народа определялось как великим авторитетом Даниила, считавшегося мудрейшим из людей ( Иез. 28, 3 ) и сильнейшим предстателем пред Богом за народ и даже за все человечество ( Иез. 15, 13–21 ), так особенно тем, что пророчества эти, предсказавшие пришествие Мессии и возрождение Божия Царства со всею арифметическою точностью через 490 лет, отвечали определенно и ясно на самые мучительные сомнения и ожидания народа, начавшего быстро возрождаться и духовно и политически вскоре же по написании пророчеств, но потом ставшего игралищем случайных и ничтожных политических авантюристов и, наконец, крепко придавленного железною рукою римлян. Израиль мыслил себя главною ценностью мировой истории, центром Божественного Промысла, то возвеличивающего его, то карающего; но вот жизнь передней Азии обращается на три века и более в бурное море страстей различных завоевателей, то возносящихся в силе, то низвергаемых в пропасть, а избранный народ становился как бы бессильным мячиком, который эти ничтожные разбойники перебрасывают сюда и туда. Улыбнувшаяся ему на время надежда во времена Маккавеев тоже рассыпалась, а предсказания Даниила оставались перед его глазами. Израиль, избранный народ Божий, достался в плен язычникам, а мировая жизнь движется по произволу последних. Где же Божия правда? Где же Бог ? Эти мысли, эти страдания верующей души с особенною силою изложены в Третьей книге Ездры. Писатель плачется Богу, что Он, избрав из всех лесов одну виноградную ветвь, из всех цветов одну лилию, из всех птиц одну голубицу и т. д. и из всех народов один народ (5, 23–30), теперь предал его на попрание язычников, хотя «о прочих народах, происшедших от Адама, Ты сказал, что они ничто, но подобны слюне, и все могущество их Ты уподобил каплям, капающим из сосуда. И ныне вот эти народы, за ничто тобою признанные, начали владычествовать над нами и попирать нас… Если для нас создал век сей, то почему не получаем мы наследия с веком? И доколе Это?» (6, 56–59).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

– Толкование Даниилом первого сна Навуходоносора – конец второй главы – это пророчество о Царстве Божием, о Христе? Почему камень, сокрушивший истукана с золотой головой, серебряной грудью, медными бедрами и частично железными, частично глиняными ногами отделен от горы без содействия рук ( Дан. 2, 34 )? – Толкований этой главы много. В критической библеистике распространена версия о позднем происхождении Книги пророка Даниила, о том, что она датируется Маккавейским периодом, это второе столетие до Рождества Христова, и что Данииловы пророчества на самом деле ретроспектива недавних исторических событий, Маккавейских войн. Есть и иные толкования. Но традиционное христианское толкование таково: четыре царства сменяли друг друга (золотое – Вавилон, серебряное – Персия, медное – Греция, железно-глиняное – Рим); и все эти царства рухнули, железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю ( Дан. 2, 35 ). Христос в церковных песнопениях именуется камнем нерукосечным: Он приходит на землю не по человеческой воле, но по воле Отца. И сокрушает языческие царства. Даже от самого могущественного из них, золотого, не останется и следа. А Царство Божие – Церковь Его – будет стоять вечно. – Третья глава Книги пророка Даниила – это история трех отроков, трех друзей Даниила: Анании, Азарии и Мисаила (они же по-халдейски – Седрах, Мисах и Авденаго) в пещи огненной. Юноши отказываются поклониться золотому истукану, изготовленному по приказу царя, и доверяют свои судьбы Богу, Который силен избавить или не избавить их от сожжения заживо в печи. Жар печи, куда эти трое брошены по приказу царя, не причиняет им никакого вреда: печь остужена нисшедшим Ангелом, в ней выпадает роса. Давайте напомним, каким образом этот сюжет присутствует в нашем богослужении и почему именно ему новозаветное богослужение уделяет такое внимание. – Песнь трех отроков поется на утрене с древнейших времен, с III-IV веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Христос, – говорит святой апостол Петр, – чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожил духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал ( 1Пет.3:18–19 ). «Обоженная душа Христова нисходит в ад для того, чтобы как живущим на земле воссияло Солнце правды, так и для сидящих под землею во тьме и сени смертной воссиял свет, – чтобы как находящимся на земле, так и сущим во аде, Христос благовествовал мир, пленным освобождение, слепым прозрение, и для уверовавших был виновником вечного спасения, а для неверующих обличителем в неверии» (св. Иоанн Дамаскин ). Настал день Христов (см.: Ин.8:56 ) для тех, которые издалека, отделенные тысячелетиями и веками, только провидели его в тени прообразов и пророчеств. И вот с проповедью Евангелия (св. Климент Александрийский ) и отпущения грехов (св. Ириней) сходит Господь во ад. С восторгом неизъяснимой радости встретил Господа Иисуса сонм праотцов и пророков. Здесь, за мрачными затворами «унылого ада» (св. Григорий Богослов ) Спаситель «видит Адама, обливающегося слезами; видит Авеля, покрытого кровью, как багряницею; видит Ноя, украшенного праведностью; видит Сима и Иафета, украшенных почтительностью к отцу; видит Авраама, увенчанного всякими добродетелями; видит Лота, подвизавшегося в гостеприимстве; видит Исаака, цветущего постоянством; видит Иакова, сидящего терпением; видит Иова, подобного борцу, уготовавшемуся за ратоборство; видит Финееса, вооруженного копьем; видит Моисея, посвященного Божиими перстами. Приходит к Навину, и он окружен воинством; подходит к Самуилу, и он блистает помазанием царей; идет к Давиду, и он погребен со псалтирью; приступает к Елисею, и он облечен в милоть. Исаия с радостью показывает главу, отделенную у него пилою. Иона славится спасением ниневитян. Иеремия умащен тиною из рва. Светозарны очи Иезекиилевы от страшных видений. На ногах Данииловых свежи еще лобзания львов. Тела бывших в печи искрятся огнем. Дружина Маккавеев окружена орудиями мучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Частнее, в стихе 24-м, содержащем в себе краткое указание на важнейшие события всего периода семидесяти седьмин и, преимущественно, конца их, предрекаются и такие события, которые при первом пришествии Иисуса Христа осуществились только отчасти, предначинательно, которые продолжают осуществляться и теперь, и вполне совершатся только перед концом мира. Семьдесят седьмин определены для народа твоего..., чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная. Иисус Христос есть умилостивление за грехи всего мира ( 1Ин. 2:2 ), как за грехи Иудеев, так и за грехи язычников; кровь Его, кровь нового завета, за многих изливается, во оставление грехов ( Мф. 26:27, 28 ; Мк. 14:23, 24 ); благовествование Христово есть сила Божия, ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину ( Рим. 1:16 ). Но при открытии нового завета, благодатной силой благовествования Христова и спасительными плодами жертвы Христовой воспользовались только часть Иудеев и часть язычников. Впрочем, язычники, чем далее шло время, тем все более и более прививались к доброй маслине – Христу ( Рим. 11:17 ), продолжают прививаться и теперь, и будут прививаться до конца мира. Но Иудеи, за исключением части их, не только не сделались общниками корня и сока Маслины, но, даже напротив, отломились от нее, бывши, прежде, ее природными ветвями ( Рим. 11:19, 24 ). При первом пришествии Христа не только не были запечатаны их грехи и заглажены беззакония, но именно в это время они стали дополнять меру отцов своих ( Мф. 23:32 ), т. е., меру кровавых преступлений их: их отцы гнали и убивали пророков ( Мф. 23:34, 35 ), а эти умертвили Самого Христа, а также гнали и умерщвляли Его Апостолов и последователей. Злодеяние христоубийства не только не было заглажено при начале нового завета, но оно именно в это время и было совершенно, и продолжает тяготеть над этим отверженным народом. Оно навлекло на него величайшие бедствия: опустошение его земли, разрушение его священного города, осквернение и разрушение его святилища, истребление и рассеяние его самого ( Мф. 23:33–38; 24:15–22 ; Лк. 19:41–44; 21:20–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Чрезвычайное распространение неверия и нечестия по всей земле; всеобщая взаимная вражда между людьми и народами, которая еще задолго до кончины мира усилится до того, что восстанет народ на народ и царство на царство ( Мф.24:6–7 ), что люди друг друга будут предавать и возненавидят друг друга ( Мф.24:10 ), так что даже предаст брат брата на смерть, и отец детей, и восстанут дети на родителей и умертвят их ( Мк.13:12 ); большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба ( Лк.21:11 ); великая скорбь, какой не было от начала мира до ныне и не будет ( Мф.24:21 ), когда люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную ( Лк.21:26 ); умножение беззакония и сопровождающее его охлаждение любви к людям ( Мф.24:12 ); предание на мучения и на смерть христиан и ненависть к ним со стороны всех народов за имя Христа ( Мф.24:9 ); мерзость запустения, реченная чрез пророка Даниила, стоящая на святом месте ( Мф.24:15 ; Дан.9:27 ) – всё это и вызовет кончину мира, подобно тому, как яд, отравляя все соки живого существа, причиняет последнему смерть. Господь Иисус Христос прямо сказал, что если бы не сократились те дни, то ни спаслась бы никакая плоть ( Мф.24:22 ). Это значит, что если бы Иисус Христос и не пришёл тогда, чтобы произвести окончательный суд над человеческим родом ( Мф.25:31–46 ), чтобы разрушить и обновить огнём небо и землю ( Мф.24:29 ; 2Пет.3:7–12 ), всё-таки существование человеческого рода прекратилось бы. Что человечество само приуготовит свой конец, учение об этом мы находим у отцов Церкви. Св. Ириней Лионский , изъясняя Даниилово видение четвёртого зверя с десятью рогами и ещё с одним малым рогом и сближая с ним видение апокалипсического зверя с семью головами и десятью рогами ( Дан.7:8 ; Откр.17:7–14 ), – этот зверь означает четвёртое и последнее всемирное царство 6 , рога знаменуют десять царей, а малый рог – антихриста ( Дан.7:23–25 ), – говорит: «Имеющий придти трех из них умертвит, а остальных подчинит своей власти, и он будет восьмой между ними; они опустошат Вавилон 7 , и сожгут его огнем, и предадут свое царство зверю, и будут гнать Церковь , а потом будут сокрушены пришествием Господа нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010