Писатель Четвертой книги Царств, описавши осквернение дома Господня идолами и идолослужением, выразительно заметил: Впрочем, жрецы высот не приносили жертв на жертвеннике Господнем в Иерусалиме, опресноки же ели вместе с братьями своими ( 4Цар. 23:9 ). Быть может, опасение возбудить негодование и возмущение в поклонниках истинного Бога, или же, остаток веры в Бога и, таившийся в глубине души, страх потерпеть от Него наказание, удерживали даже самых нечестивых царей от дерзкого покушения осквернить язычеством наиболее священные части храма. Последнее предположение вероятнее. Замечание об опресноках показывает, что Иудеи, служившие Ваалу, Астарте и другим языческим богам, и даже те из них, которые были жрецами этих культов, не переставали исполнять и некоторые обряды иудейской религии. Идолослужение не вытравляло до конца веры в Бога Израилева, не искореняло уважения к религии отцов. Это и понятно. Ведь Иудеи не делались безбожниками; они только впадали в язычество. А языческие народы не отрицали бытия чужих богов; они только считали их менее сильными, в сравнении с своими богами. Эту точку зрения усваивали и Иудеи: служа чужим богам, они не совсем отвергали свою религию и своего Бога. Еще менее они могли дерзнуть поносить Бога отцов своих и отечественную религию, или явно враждовать против Бога и намеренно истреблять веру в Него. Такой характер нерешительного отступления Иудеев от Бога истинного, при служении их языческим богам, точно выражен в следующих словах Третьей Книги Царств: И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова ( 3Цар. 18:21 ). Не забудем, что это было в царстве Израильском, которое, не имея храма, скорее и глубже погрузилось в язычество, нежели царство Иудейское, – было, притом, во времена владычества природной и фанатичной язычницы Иезавели, имевшей большое влияние на мужа своего Ахава и вмешивавшейся в дела царского правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

По окончании воспитания, они стали служить при царском дворе. Однажды Навуходоносор видел необычайный сон, который вышел, однако, у него из памяти. Никто из мудрецов вавилонских не мог угадать этого сна, но Даниил узнал о нем от Бога и открыл его царю. «Ты, государь», сказал Даниил, «видел огромного истукана, у которого голова была из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра из меди, голени из железа, ноги частью из железа, частью из глины. Когда ты смотрел на этого истукана, вдруг из ближней горы сам собою оторвался камень и ударил его в ноги. Все тело разбилось и рассыпалось в прах, а камень стал расти все более и более, и наконец, наполнил всю землю. В это время ты от страха проснулся». После сего Даниил изъяснил царю, что этот сон изображает четыре царства, которые будут следовать одно за другим, и после которых Бог устроит царство вечное. Выслушав это, Навуходоносор сказал: «поистине Бог ваш есть Бог богов!» и сделал Даниила начальником вавилонских мудрецов, а трех друзей его – правителями вавилонской области. Крепость веры друзей Данииловых подверглась вскоре большому испытанию. Навуходоносор на одном поле, близ Вавилона, поставил огромного золотого истукана и собрал всех важнейших сановников своего царства для поклонения ему. Все поклонились ему, кроме Анании, Азарии и Мисаила. Разгневанный царь приказал их за ослушание бросить в разженную печь, сказав: «посмотрим, как Бог ваш спасет вас от руки моей». Печь была так раскалена, что бросавшие в нее Ананию, Азарию и Мисаила от одного приближения к ней умерли. Между тем, Анания, Азария и Мисаил остались в ней живы и прославляли Бога. Изумленный Навуходоносор приказал им выйти из печи и выдал указ, в котором смертью грозил всякому, кто осмелился бы хулить их Бога. Не меньшее испытание выдержал и сам Даниил. Он был брошен в ров к голодным львам за то, что молился ежедневно своему Богу, но львы, по воле Божией, не коснулись пророка. Даниил предсказал, что Христос придет и пострадает чрез 400 лет от издания указа о восстановлении Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

По понятиям евреев того времени, существеннейшую часть Моисеева закона составляли постановления о жертвах, о постах, об употреблении или неупотреблении в пищу известного рода животных, субботе и наконец об обрезании. Иерусалимский храм, как единственное место законного совершения жертв, в глазах их был непременным условием истинного богослужения. Исполняя все эти постановления, они думали, что исполняли закон, и поэтому надеялись, что Христос придет наградить их за их праведность всеми благами мира. Господь Иисус учил, что они заблуждаются. Когда один книжник спросил Его, какая наибольшая заповедь в законе, Господь сказал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим ( Втор. 6:4–5 ), – вот первая и наибольшая заповедь. Вторая, подобная ей: возлюби ближняго твоего, как самого себя ( Лев. 19:18 ). На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Иной, большей их, нет». Книжник отвечал: «хорошо, Учитель, – истину сказал Ты; любить Бога всем сердцем и ближняго, как самого себя, больше всех всесожжений и жертв». Евангелиста Марк прибавляет, что Спаситель нашел ответ книжника разумным и заметил ему: «не далеко ты от царствия Божия» ( Мф. 22:35–40 ; Мк. 12:28–34 ). «Итак если ты принесешь дар твой к жертвеннику», учил Спаситель сообразно вышеизложенному, «и там вспомнишь что брат твой имеет что-нибудь против тебя; оставь там дар твой пред жертвенником, и поди, прежде помирись с братом твоим, и тогда приди, и принеси дар твой» ( Мф. 5:23–24 ). Милости хощу, а не жертвы ( Ос. 6:6 ), говорил Господь при другом случае, приводя место из пророка Осии, которое читается далее: и уведения Божия, нежели всесожжения. После торжественного вшествия в Иерусалим, войдя в храм, Он выгнал из него всех продавцов и покупателей жертвенных животных, сказав словами пророков Исаи и Иеремии ( Мф. 21:12–13 ): писано есть: храм Мой – храм молитвы наречется (всем языком – Ис. 56:7 ), вы же сотвористе и вертеп разбойником ( Иер. 7:11 ). По указанию евангелия от Иоанна, Он делал это и прежде. Наконец Он проповедовал о предстоящем разрушении храма, с чем необходимо соединялось уже прекращение жертвоприношений, и, говоря об этом, указывал и пророчество Даниилово ( Мф. 24:2–15 ), в котром положительно предрекалось не только о разрушении храма, но и о наступлении времени прекращениия жертв с пришествием Христовым ( Дан. 9:25–27 ). Таким образом, по свидетельству древнейшего из всех евангелий – евангелия от Матфея (продолжение следует…)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/s...

Под прекращением жертвы, может быть, разумеются и самые замыслы антихриста совершенно прекратить принесение её и постоянные усилия его достигнуть этой цели, а также и результаты этих замыслов и усилий. Антихрист, сказано в книге же Даниила, даже возмечтает отменить у святых праздничные времена и закон (7:25). Но хотя святые будут преданы в руку его до времени и времён и полу времени, однако слово „возмечтает” показывает, что он не успеет вполне осуществить своих разрушительных замыслов. Действительно, воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца (7:26). Ему не удастся уничтожить все религии, всех людей отторгнуть от Бога и сделать своими последователями и совершенно искоренить совершение евхаристии. Поклонятся ему только погибающие, не написанные в книге жизни. Прочие останутся верны Богу и Христу, будут служить Им, будут приносить и вкушать бескровную жертву. По мере того, как царство антихриста будет расширяться, – не сразу и не без сопротивления подчинятся ему все народы и племена, – число избранных будет сокращаться, потому что антихрист и его приверженцы будут убивать всякого, не поклоняющегося образу зверя ( Откр. 13:15 ); и к концу царствования его, не поклонившихся ему, останется так мало, что Сын человеческий, пришедши, найдёт ли веру на земле ( Лк. 18:8 )? Но всё-таки немногие избранные останутся ( Мф. 24:22 ). Как в начале христианства, верующие во Христа укрывались от преследования язычников в катакомбах, где и совершали Богослужение и приносили бескровную жертву: так и перед кончиной мира избранные Божии, скрываясь от гонения антихристова в тайных и неприступных местах, будут день и ночь молить Бога об избавлении от врага ( Лк. 18:7 ) и укреплять себя вкушением Тела и Крови Христовых ( Откр. 12:14 ). Ожидая ежечасно смерти, они будут причащаться возможно чаще. И Бог подаст им защиту вскоре ( Лк. 18:8 ): силой их пламенных молитв и ради их избавления от антихриста и сократятся дни этого врага их, дни великой скорби ( Мф. 24:22 ; Лк. 18:7, 8 ). Таким образом, изречения о прекращении жертвы в последнюю полседьмицу мира означают то, что антихрист возмечтает совершенно искоренить евхаристическую жертву, как и всякое Богослужение, что во всё время своего царствования он будет употреблять все средства для достижения этой цели, и что он почти достигнет её: явное, общественное и торжественное принесение прекратится. А к концу его царствования и тайно совершать Евхаристию и Богослужение будут весьма немногие и притом с препятствиями и опасностями. Мерзость запустения, стоящая на святом месте, и седьмины Данииловы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

«Посему, – продолжает блаженный Феодорит , – так как сей жалкий из всего этого не извлек для себя никакой пользы, Бог всячески вознегодовал… И при этом не вдруг налагает на него наказание, но подает ему совет и увещевание через Даниила и целый год долготерпит, ожидая покаяния» 198 . Навуходоносор не покаялся. Господь помрачил его рассудок. Как долго пребывал царь Вавилонский в состоянии умопомрачения? Библия указывает «семь времен». «Подвергшись болезни умоповреждения, умоисступления и бешенства, безумствуя и кидаясь с яростью на всех, Навуходоносор по необходимости обложен был узами. Однако и этого недостаточно было, чтобы удержать его дома, скитаясь проводил он время в пустынях, бедствуя на открытом воздухе, и подобно скотам, питаясь травою» 199 , – пишет блаженный Феодорит . Вероятно, на время болезни царь был удален за пределы царственного града, дабы не соблазнять происходившим многих. Отвечая на вопрос, сколько это «семь времен» блаженных, учитель Церкви поясняет: «О седьми временах одни утверждают, что это семь лет, а другие – три с половиной года, потому что Божественное Писание делит год не на четыре части, но на две главнейшие – зиму и лето, посему семь таких частей составляют три с половиной года» 200 . «По окончании же тех дней, – говорит о себе царь Навуходоносор, – я возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне, и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего… В то время возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратилась ко мне сановитость и прежний вид мой. Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирять ходящих гордо» ( Дан. 4:31–34 ). Из чего же исходят свидетели Иеговы, придавая эсхатологический смысл библейскому повествованию о семи временах, имеющих касание к жизни царя Навуходоносора? Согласно их учению, Навуходоносор взял в плен последнего царя израильского Седекию (607 г.), после чего эпоха теократического правления завершилась. По прошествии с той поры семи времен, а это, по мнению иеговистов, ровно 2520 лет, должна будет восстановиться теократия. Но в 1914 г. мир никаких признаков «божественного» правления не ощутил. Совершенно необъяснимо, чем руководствовались иеговисты, связывая повествование о временах книги пророка Даниила с повествованием о времени, временах и полувремени из книги Откровения, в которой одно время, как мы знаем, составляет 360 дней. Но даже, если согласиться, что «одно время» по Даниилову пророчеству равно 360 дням, то можно лишь заключить, что царь Навуходоносор провел в недуге около семи лет, т.е. 2520 дней, никакого иного смысла из этого сообщения извлечь невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

«После того царь Дарий написал всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: «Мир вам да умножится! Мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно. Он избавляет и спасает, и совершает чудеса и знамения на небе и на земле; Он избавил Даниила от силы львов». И Даниил благоуспевал и в царствование Дария, и в царствование Кира Персидского» ( Дан. 6:25–28 ). Дарий повелевает почитать Бога-Творца, Бога Даниила, он не отменяет идолопоклонства, но требует почтения, благоговения и трепета перед истинным Богом, потому что Он Бог живой, в отличие от мертвых богов, которых почитали вавилоняне. Идолов нужно было мыть, грязь с них смывать, подпорки им ставить, чтобы они не упали. А Бог истинный, живой, Он всегда существующий, Его существование присносущно. Он всегда существует, не было времени, когда бы Его не было, и не будет времени, когда бы Он исчез. И Царство Его несокрушимо, оно неподвластно никакой силе, потому что Его могущество и владычество бесконечно. Бесконечна власть Его, и бесконечно могущество, и царство его не подвержено напасти. Люди иногда говорят: как страшно, как ужасно, что же нас ждет впереди? Ответ простой – нас ждет впереди Царство Божие! Потому что оно несокрушимо, и власть его на всяком роде и роде. «Он избавляет и спасает и совершает чудеса и знамения на небе и на земле». Всё одинаково под Его властью, Он избавил Даниила от силы львов, значит, избавит и всякого человека, который прибегает к Нему. Первые христиане очень любили этот сюжет. В катакомбах часто встречается изображение Даниила во рву львином, потому что христиане жили точно в такой же обстановке. Соседи могли, позавидовав их домам, спокойно на них донести. Но христиане знали, что Бог силен спасти всякого человека и силен низложить всякое нападение врага. Мы знаем, что христианская Церковь низложила власть всех враждебных империй, а сама стала властвовать на земле, когда император Константин провозгласил христианство как разрешенную религию. Позже она была уже провозглашена как государственная религия, при императоре Феодосии, потому что сила Бога ломает языческую мощь империй так же, как сломает и мощь Антихристова царства. Перед мощью Бога ничего не может устоять, и, когда Бог что-то делает, противопоставить ему что-либо абсолютно невозможно.   Глава седьмая

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Потребовались ещё два указа. Первый указ царя Артаксеркса Лонгимана/Долгорукого/(465–424 гг. до н.э.), данный священнику Ездре в седьмой год его царствования – в 458 г. до н.э. – о восстановлении Иудеи, как национальной провинции Персидской монархии ( 1Ездр. 7:8–14,21 ). И второй указ этого царя, данный им виночерпию Неемии, в двадцатый год своего единодержавия, то есть в 445 г. до н.э. ( Неем. 2:1 ). Этот последний указ следует считать началом отсчёта Данииловых седмин. Иначе незачем было и давать его. Но этот указ был очень нужен. Из библейской книги Неемии известно, что Неемия, благочестивый иудей из знатного рода, служил виночерпием при дворе Персидского царя Артаксеркса в Сузех, престольном городе. К нему пришёл Ханани, один из его братьев, и рассказал о бедственном положении возвратившихся из плена, говоря: «Оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнём» ( Неем. 1:3 ). Услышав эти слова, благочестивый Неемия заплакал, несколько дней постился и, припав пред Господом, горячо молился о своём народе. И Господь внял его молитве. Неемия стал просить царя отпустить его на родину отцов своих и дать письмо, то есть указ. И благоугодно было царю отпустить его и дать ему указ. И было это в 20-й год царя Артаксеркса, ибо, по слову самого Неемии: «благодеющая рука Бога моего была со мною» ( Неем. 2:8 ). По указу он был назначен областеначальником Иерусалима. Ясно виден промысел Божий! Таким образом, понадобился ещё один указ царя, и доказательством необходимости его служит сама книга Неемии, описывающая бедственное положение иудеев в Иерусалиме после возвращения их из вавилонского плена и историю построения ворот и стен города. Неемия, придя в Иерусалим и имея царский указ, сказал: «Вы видите бедствие, в каком мы находимся? Иерусалим пуст и ворота его сожжены огнем; построим стену Иерусалима и не будем впредь в таком уничижении. И я рассказал им о благодеявшей мне руке Бога моего» ( Неем. 2:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись («Мене, Такел, Фарес»), появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства. При персидском царе Дарии святой Даниил, по наветам своих врагов, был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, «потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно». Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевающем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих — тяжкий плен вавилонский и разорение Иерусалима: «Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено Имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие» (Дан. 9, 18). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира. При истолковании сна царя Навуходоносора пророк Даниил возвестил о сменяющих друг друга царствах и величии последнего Царства — Царства Господа нашего Иисуса Христа (Дан. 2, 44). Пророческое видение о семидесяти седминах (Дан. 9, 24 — 27) поведало миру знамения Первого и Второго пришествий Господа Иисуса Христа и связанных с ними событий (Дан. 12, 1 — 12). Святой Даниил ходатайствовал за свой народ перед преемником Дария — царем Киром, который весьма его ценил, и объявил пленникам свободу. Сам же Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же свидетельству святителя Кирилла Александрийского святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamya...

Примером может служить Даниилово пророчество о седьминах, гл. 9, ст. 24, которое в сем сочинении приводится иначе, нежели в славянском, и иначе, нежели в двух русских сочинениях, уже напечатанных, т.-е. догматическом богословии Терновского (стр. 124) и в книге: первые четыре века христианства (стр. 48), которые впрочем и между собою несогласны; именно: Даниила, гл. 9, ст. 26 в славянском читается: и потребится помазание (Евр. Мессия) и суд не будет в нем; в Алфавите Библии под числом 2162: – истреблен будет помазанник и не станет его у них; в догматическом богословии Терновского: истребится помазанник и не будет у него (власти над народом); в книге: первые четыре века христианства: убиен будет Христос и не за себя. Той же главы 27 ст. читается на славянском: и во святилище мерзость запустения будет, и повторяется в св. евангелии, где сам Господь говорит: егда узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, и проч. Между тем в Алфавите Библии под числом 2163 сие место переведено так: и на крыле оскверненном опустошитель, в догматическом богословии Терновского: и близ крыльев (Серафимов осеняющих престол) будут поставлены мерзости; в книге: Первые четыре века христианства: и за птицею мерзости придет опустошение. 3) Некоторые из приведенных в сочинении мест священного писания, будучи предложены без изъяснения, могут читающего ввести в заблуждение; например под числом 99: Бог не живет в созданных руками храмах; под числом 472: вы имеете помазание от святаго и знаете все: самое сие помазание учит вас всему (Срав. послание восточных патриарх. о православной вере, чл. 12); под числом 695 а неделающему, но верующему в того, кто оправдывает нечестивого, вменяется вера его в праведность (Срав. Того же послания, чл. 13, где сказано: признаем совершенно нечестивою мысль, будто вера, заменяя дела, приобретает оправдание о Христе); под числом 876: Бог производит в нас и хотение и действие по своему благоволению (Срав. того же послан, чл. 3); под числом 1191: Я знаю и уверен Христом Иисусом, что нет ничего в самом себе нечистого, но нечистым бывает что-либо только для того, кто почитает нечистым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Пророчества их о Мессии исполнились с такою точностью в жизни Иисуса Христа, что, кажется, все видевшие Его должны были бы уверовать в Него. Но дьявол ослепил умы евреев; безумная гордость и грубая чувственность притупили их духовные чувства, – и Израиль не познал Господа своего, отвергся от Создавшего его, не внимал проповеди пророков, не верил обетованиям, или понимал их по своему, – и оттого не принял Мессию, как Избавителя, но предал Его ни поругание и смерть. Однако истинно слово Господне, сказанное через пророка: Как дождь или снег нисходит с неба и туда не возвращается , но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно. ( Ис. 55:10–11 ). Для кого же проповедовали св. пророки? Кому принесли особенную пользу, кому были благотворны и спасительны их пророчества? Не им самим, т. е. не евреям и даже не самим пророкам, но нам, христианам, служило то, говорит Апостол Петр (Петр. 1:12). Видя исполнение пророчеств, сказанных за несколько сот лет до самих событий, можем ли мы не убедиться, что Сам Бог основал, насадил, сохранил, распространил и прославил нашу святую Христианскую Веру и нашу Православную Церковь ? Да, братья, чем больше будем мы изучать истины св. Веры нашей, тем яснее и тверже будем убеждаться, что на земном шаре одна она, наша православно-христианская Вера есть истинно древняя, истинно Божественная, истинно спасительная. Аминь. 22. О временах пленения вавилонского и седмицах Данииловых Ни кроткие увещания, ни грозные обличения пророков, ни благодеяния, ни наказания Божие не могли исправить евреев. Они по-прежнему предавались идолопоклонству и самым грубым порокам, а ревностных учителей своих, посланников Божьих, ненавидели, гнали, предавали смерти. Мера долготерпения Божия исполнилась. Царство израильское, или самарийское, как более беззаконное, первое испытало на себе карающую руку правосудия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010