Бог, как праведный Судия, душам праведных – вслед за исходом их из этой жизни, еще до воссоединения с телом – дарует блаженное бессмертие – водворяет в обителях, доставляющих радость и блаженство. «Веруем, – учат Восточные Патриархи, – что души умерших блаженствуют или мучатся, смотря по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или печали и скорби; впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения; ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно» с. 57]. Печальная участь постигает после окончания земной жизни человека, не исполняющего заповеди Господни. Души нераскаянных грешников после частного суда берутся темными силами и отводятся в место мрака и мучений предначинательных, где и пребывают в ожидании окончательного решения горькой участи своей на Страшном суде, который совершится после Второго пришествия Спасителя с. 177]. Для истинных последователей Христа Спасителя не страшна смерть, ибо она является переходом к лучшей и вечной жизни. «Смерть, – пишет епископ Феофан, – есть великое таинство. Господь прошел сею сению смертною, чтоб для нас сделать удобнейший путь сей. Вслед Его и мы, проходя посреди сени смертной, не убоимся зла: ибо Он с нами есть, когда мы с Ним бываем в жизни сей» с. 243]. Кончина земной жизни для истинного христианина является радостным событием. Уходящих в потусторонний мир праведников радостно встречают жители небесные. Об этом епископ Феофан пишет следующее: «Ты отходишь в другой мир– Как новорожденного на земле радостно сретают живущие, так радостно сретят и тебя там отшедшие прежде тебя; у каждого из нас есть там не одно близкое сердцу лицо. Передай им наши приветствия, передай им о наших скорбях и тревогах и уверь их, что и мы все желаем скорее разрешиться, чтобы быть со Христом и во Христе со всеми ими» с. 23–24]. Страшный суд После частного суда праведники и грешники испытывают только предначатие заслуженного ими блаженства или мучения, причем для некоторых из грешников остается еще возможность облегчить свою участь по молитвам Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Зависть, по учению святителя Феофана, «есть плод гордости, не терпящей, чтоб ктолибо выдвинулся в какомлибо отношении вперед нас» с, 293]. Зависть в малых размерах бывает у многих людей, особенно в тех случаях, когда равный и тем более худший берет над нами верх. Тогда эгоизм возбуждается, и зависть начинает точить сердце. Однако это еще не так мучительно, если дорога к достижению цели открыта, но когда она заграждается тем, к кому уже появилась зависть, то в этом случае она «требует свержения с горы своего противника и не успокоится, пока какнибудь не достигнет этого или не сгубит самого завидующего» с. 336]. Всякая страсть противна истине и добру, но зависть больше всех, так как существо ее составляют ложь и злоба; эта страсть самая несправедливая и самая ядовитая для носящего ее и для того, на кого она обращена. Человек, имеющий зависть, «вдвойне страдает – и от своих неудач, и от счастья, которое выпадает на долю другого» с. 37], и таким образом он сам себя тиранит непрестанно. Христианин не должен завидовать ни природным дарованиям других, ни их добродетели, ни их заслугам и счастью. О завидующих необходимо молиться Господу и проявлять доброжелательность к этим людям своими делами и поступками с. 336]. Гнев является большим врагом духовной жизни христианина. Он есть порождение гордыни, поэтому всегда принимает личину благородства, тогда как на самом деле это – страсть не менее унизительная, чем прочие. Отличительной чертой гнева, по учению святителя Феофана, является «желание уязвить другого, дать ему почувствовать не словом, а делом. И тут – мелькает маленькое желание пролития крови» с. 212]. Эта страсть обычно начинается легким огорчением, которое переходит в серчание. Если серчание не побеждено, то оно переходит в ярость, происходит вспышка гнева, неудержимого никакими доводами рассудка. Гнев отнимает душевный покой у человека, порождает «укоры и поношения друг друга» с. 359]. Для борьбы с этой страстью необходим самоотверженный подвиг и определенные правила. Правила эти должны взяты быть разумно и в состоянии, не возмущаемом страстью.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

После разговора с командиром никаких проблем у меня действительно не было. Иногда замполит пробовал что-то позубоскалить. Но меня выручало другое: я неплохо разбирался в электронике и средствах связи, в нашей части это очень ценилось. После армии я поехал помолиться в Троице-Сергиеву лавру. Там у меня был один знакомый, впоследствии профессор Московской духовной академии архимандрит Георгий (Тертышников). Он меня привёл в семинарию. Походили, потом зашли в комнаты, где жили семинаристы, и я понял: всё, это моё. Должен сюда поступить. В первый год поступить не удалось. Вмешались власти. Многое пришлось претерпеть: вызывали и в КГБ, и в военкомат… Помню, пришёл, на меня орёт в военкомате такой мордатый: «Мы тебя…» «А что я? Я уже армию нормально отслужил». «Куда поступаешь?» «В семинарию». «А где она?» «У нас, в Советском Союзе». Довольно смело ему отвечал… Но всё равно. Хорошо сдал экзамены, но, несмотря на это, подошёл и увидел, что в списках меня нет. Не поступил, не прошёл. А ещё дело в том, что я к тому времени перебрался уже в Подмосковье и пытался поступить в семинарию от Московской епархии. И владыка Филарет (Вахромеев), который тогда был ректором, вызвал меня и сказал: «Ты должен уехать, иначе никогда не поступишь». И владыка Филарет направил меня к митрополиту Гедеону в Смоленск. Сказал, чтобы я приезжал на следующий год. Целый год был иподиаконом владыки Гедеона. Жил в колокольне, лазил по лестнице на второй этаж. Замечательный период. Пожалуй, один из самых светлых. У меня было тогда только две дороги – на службу и «домой» на колокольню. Постоянно занимался. И, приехав на следующий год, поступил сразу на второй курс семинарии. А затем меня опять вызвал владыка Филарет и говорит: «Давай вот лето сиди, занимайся, сдашь экстерном экзамены за 3 курс», – потому что это создавало возможность принять больше студентов в семинарию. Так я и сделал, а в сентябре поступил на 4 курс, то есть окончил семинарию за два года. К тому времени под влиянием лавры я серьёзно задумал остаться в монастыре. И, поступив в академию, стал послушником, а затем принял постриг.

http://pravmir.ru/mitropolit-chelyabinsk...

302. Чему учит нас Пресвятая Дева Своею жизнью и блаженною кончиною. Там же, ч. 2, с. 548–550; Душеполезный собеседник, 1895, вып. 8, с. 235–238. 303. Заступление и покров Пресвятой Богородицы. Душеполезное чтение, 1894, ч. 3, с. 223–231. 304. Есть ли у нас любовь ко Господу? Душеполезный собеседник, 1894, вып. 6, с. 165–168. 305. Письма Преосвященного Феофана Затворника к прот. М. И.Хераскову. М., 1894, 14 с. 306. Письма Преосвященного Феофана Затворника к присяжному поверенному Митрофану Рафаиловичу Карякину в Задонске. М., 1894, 55 с. 307. Ответы епископа Феофана, Затворника Вышенской пустыни, на вопросы инока относительно различных деланий монашеской жизни. Тамбов, 1894, 72 с.; Боровичи, 1908, 63 с.; изд. 2-е, М., 1910, 40 с. (вып. 5, с. 162–230) 10 . 308. Письма архимандрита Феофана, ректора Олонецкой духовной семинарии, к Преосвященному Аркадию, епископу Христианское чтение, 1894, ч. 2, с. 69–71, 72–75, 79–80, 83–85, 86–87, 88–92, 93–104, 105, 106–107. 309. Письма к прот. Д. Ж-ву в ответ на поздравление с Новым Киевские ЕВ, 1894, вып. 11, с. 312–314; вып. 15, с. 434–436. 310. Письмо к митрополиту Странник, 1894, т. 2, с. 104–105. 311. Письма к архимандриту Макарию (игумену Афонского Пантелеимонова Душеполезный собеседник, 1894, вып. 9, с. 266–267. 312. Письма к родственнику А.Г.Говорову. Душеполезное чтение, 1894, ч. 1, с. 570–577; ч. 2, с. 467–472, 598–605; ч. 3, с. 295–300 (вып. 1, с. 167–197). 313. Письма к NN. Там же, ч. 2, с. 30–36 (вып. 1, с. 108–114). 314. Письма к Преосвященному Никодиму. Там же, с. 401–402 (вып. 1, с. 166–167). 315. Письма к М.Р.Карякину. Там же, с. 403–404; ч. 3, с. 123–125; 1895, ч. 1, с. 286–298, 423–428 (вып. 1, с. 203–215, 230–241, 244–260). 316. Письма к Н.М. Там же, ч. 2, с. 453–459 (вып. 1, с. 137–144). 317. Письма к рясофорной монахине Софии Николаевне Булгаковой. Там же, с. 460–461 (вып. 1, с. 144–146). 318. Письма к священнику Алексею Орлову. Там же, с. 462–463 (вып. 1, с. 146). 319. Письма к П.Б. Там же, с. 463–465; 1900, ч. 1, с. 144–146 (вып. 1, с. 146–149).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Вы не знаете, что делать; не знаете, что мыслить; не знаете, как рассудить; словом, вы ничего не знаете. Желаю верить этому искренно, потому что лгать и обманывать меня не станете. Итак, незнающей душе вашей я вставлю мое знание. Оно есть следующее. 1 . Прожить в Хотькове три года, как я говорил об этом и прежде. Так на этот срок и распорядиться внешними в сем деле обстоятельствами. 2 . В Лавру приезжать к великим праздникам, предварительно испрося моего благословения. 3 . Отвыкать от всех пустых манер светских и в мыслях, и в словах, и движениях, в поступи и приветствиях, навыкать обращению простому, смиренному, стремиться всеми силами и действиями к предположенной цели – душевному спасению; елика честна... елика доброхвалъна... и аще кая похвала (подобает святым) сия помышляйте ( Флп.4:8 ) рачить о жизни святой. 4 . Правило келейное и поста соблюдать следующее: в среду и пяток от пищи вовсе удерживаться, в прочие дни во все есть по единожды днем, смотря на силы, убавляя и прибавляя качество и количество пищи. Самое меньшее убавление – воды стакан и кусок хлеба с солью, а возвышение – какое обычно в монастырской жизни, да не скудости ради пищи изнеможете, ниже ради роскошной и многопитательной рассвирепеют страсти. Умеренность благоразумная есть мать осторожной жизни. И сие правило, высокоумия и самомнения ради, не возвышать неядением, ниже умалять, заповеди ради отеческой, но с отсечением воли своея следовать ей, и получите милость Божию и отеческое благословение. 5 . Молитвы. Вставши поутру, первомыслие посвящать Господу Иисусу Христу, Искупителю и Спасителю нашему, Ходатаю нашего спасения. Перекрестясь еще на постели, призвать троекратно сладчайшее имя Его: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную», – и потом: «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешную». Вставши, поклон до земли положить пред Господом, потом начать молитвы: «Царю Небесный...», «Помилуй мя, Боже...», «Верую...», «Богородице Дево, радуйся...» трижды. Потом поклонение пяти язвам Господа Иисуса Христа, как бы благодарственное приношение за Его сие искупление нас от греха и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Моей немощи, претыкающейся в следовании за ними по тому и другому пути, судил Бог сказать слово в память того и другого при их гробе и при сем еще более осознать свою немощь. Уповаю, что наш духовный руководитель простил мне немощь речи моей в память и похвалу его; прости мне и ты, любвиобильнейший авво, тем более что мне труднее следить за твоей сложной и многообразной деятельностью и обнять в слове тайны твоего духовно-подвижнического делания, которые по самому существу своему ускользают в некоторых чертах своих от объятий слова; прости и благослови! В дали минувшего видится мне юноша, не получивший правильного школьного образования, но богато одаренный от природы замечательными душевными качествами; юноша с зачатками ума наблюдательного, крепкого, тонкого, острого и игривого (выражусь так), не любящего останавливаться на поверхности, но стремящегося проникнуть вглубь; с задатками воли сильной, энергической, упругой и гибкой; с сердцем нежным, впечатлительным и восприимчивым, глубоко чувствующим и отзывчивым; с характером бодрым, деятельным, подвижным; с воображением живым, несколько поэтическим. «Несть наше разумети», что вышло бы из этого даровитого юноши, если бы он получил надлежащее школьное образование и воспитание; но Бог , неисповедимый в судьбах Своих, судил ему с ранних лет пройти школу монастырского воспитания взамен воспитания в школе общественной. Эта школа монастырского воспитания, при правильном понимании и исполнении ее требований, под руководством хороших руководителей, истинных иноков, – школа прекрасная, высоко, благодетельно действующая на добрых питомцев соответственно их будущему назначению. Школа иноческого воспитания, которую новопреставленный прошел с самых низших ее ступеней, оказала на даровитого юношу высоко благотворное действие, о котором он всегда вспоминал с глубокой благодарностью к Богу и Церкви. Ход правильного воспитания в этой школе известен прошедшим и проходящим оную: храм с его богослужением, исполнение святых уставов Церкви, келейное делание, послушание, постоянная борьба с порочными склонностями и инстинктами, самоограничение во всем; и вот действие этой школы на новопреставленного в лета его молодости: сохранив цельность его природы, цельность (мы выразились бы) его церковного мировоззрения, она укрепила его во всех отношениях настолько, что из воспитанника и послушника чрез не очень продолжительное время он сам стал руководителем малой школы иноческого воспитания в одной из смиренных пустынных обителей, пользуясь общей любовью и уважением.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

– Посылаю ее к Вам: если не имеете возражения, отдайте, пусть посмотрят, захотят ли печатать. 6 сентября 1852 г.» (12, с. 158). «Ректор желает или его располагают взять в эконома бывшего ильинского священника Флегонта. Этот пожелает должности, но не знаю, пожелает ли его должность. Желаю еще иметь Ваше слово, прежде нежели решусь. Августа 27-го 1853 г.» (12, с. 222). По воспоминаниям профессора П.С. Казанского , отец Антоний способствовал развитию богословской науки. «Глубоко памятна для меня его готовность содействовать моим ученым занятиям. Хотя сам он и не получил никакого образования, но действовал так, что и тени его действий не встречается в тех, которые сами занимаются учеными исследованиями, и тем глубже вздохнем об нем. Не говоря о том, что его [собственная] довольно значительная библиотека была открыта для пользования, он облегчал всячески пользование лаврскою библиотекой и лаврским архивом. Капризов у него тут не было. Встречая иногда затруднение доставать книги из лаврской библиотеки или по болезни библиотекаря, или по собственной болезненности затрудняясь ходить в холодную и неблизкую лаврскую библиотеку, пошлешь ему записку о том, что нужна мне такая-то рукопись или книга, – и требуемое чрез полчаса доставлялось. Однажды для некоторых объяснений мне полезно было побеседовать с каким-нибудь иноком, жившим на Афоне и Синае. Я спросил отца Антония, нет ли у него в Лавре или в скиту старца, желаемого мною. «Постараюсь узнать», – был его ответ. Не прошло часа после того, как я предложил просьбу, как ко мне является из скита иеромонах Самуил, долго живший и на Афоне, и на Синае; Отец Антоний успел распорядиться, чтобы приготовили экипаж и послали за сим иеромонахом. Все это делалось с такою готовностью и радушием, что не чувствовалось, что делается великое одолжение. С утратой такого человека начинаешь понимать вполне его цену» (3, т. 2, с. 733–734). Оценка трудов архимандрита Антония в должности наместника Троице-Сергиевой Лавры В своих письмах святитель Филарет часто выражал благодарность архимандриту Антонию за труды по окормлению Троицкой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Для утешения скорбящей души отец Антоний пишет и следующие строки: «Не сетуй на слезы: засуха вреднее дождя. Дождь ли сквозь солнце благодати, ненастье ли житейских печалей или просто набежала тучка и разрешилась дождем – пусть покропит! Засуха не только цвет, но и корень убивает. Как роса для цветка, так слеза для души полезна. Я наблюдал иногда в раннее утро летом, как прекрасно и бережливо сердце цветка хранит каплю росы. Пусть и твое сердце, чем бы оно ни было подвигнуто к пролитию слез, знает, что это вода чистительная, вода, размягчающая жестокость самодовольства и самолюбия». С целью успокоить духовную дочь в тревогах ее совести архимандрит Антоний писал: «Замечала ли ты: когда солнечный луч утром проникает в окно, то мириады пылинок и сору плавают по лучу солнечному на всем его протяжении? Это, радость моя, подобие души, озаренной лучом благодати. Когда благодать касается сердца человека, то в разуме, мыслях и сердце как бы некоторая делается тревога, все выказывается неправильное, как пыль по лучу солнца. И это первое побуждение человека к сознанию своих немощей и смирению. Не тот момент вреден для нас, когда мы смущаемся внутренними нашими неприятностями, а тот, когда мы ничего не чувствуем укоряющего нас. Так не бойся таких минут, когда приводится душа в смятение, но молись с усердием ко Господу Иисусу Христу, говоря: «Твоя я, Спаситель мой, спаси меня!» И волны мыслей твоих стихнут в язвах Господа» (2, с. 34–37). В отношении к ближним отец Антоний более всего внушал иметь любовь – основу всех добродетелей. «Любовь есть искра Божественной силы: она дается человеку Духом Святым и требует жизненной разработки в делах человеколюбия и милосердия». «Что в видимой природе солнце, то в сердце человека любовь. Так же она дает жизнь, так же греет, наслаждает и украшает». «Отними у Неба любовь – и Небо будет адом. Распространи любовь на земле – и земля небесным раем сделается» (2, с. 37–38). Благодаря близости с митрополитом Филаретом архимандрит Антоний знал все церковные дела, и это открывало ему возможность принимать мудрые решения в самых разнообразных ситуациях. Сближение с видными представителями Московской духовной академии позволяло ему следить за развитием богословских наук; беседа со всякого рода посетителями Лавры давала ему многообразные сведения о течении жизни в государстве вообще. Конечно, невозможно было для него беседовать со многими из посетителей Лавры, но все интересное, даже из быта простого народа, передавалось ему иноками, служащими при разных послушаниях. Из бесед с иноками, приезжавшими на время в Лавру, с приходившими паломниками он знал состояние всех известных монастырей и имел подробные сведения о всех замечательных подвижниках. Он и сам читал много святоотеческих книг и духовных журналов, иногда заглядывал и в светскую литературу (3, т. 1, с. 408).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Старец, мне думается, – Аммоний, который в этот день скончался, быв на ногах, а он с ним был знаком близко, а может быть, и другой, но ни от кого не слышно, кто бы в этот день видел Косму хотя во сне. Да успокоит Господь душу его, идеже присещает свет Его. XVII. Хотьков 10 1845 Какое непонятное соединение живых с мертвыми! Где же находятся умершие, которые так удобно с живыми и вновь умирающими сносятся? Где находятся души, которые из одной губернии в другую в одну почти минуту переносят вести? В Екатеринославле был архимандрит Симеон, который недавно переведен в Воронеж. Он был дружен со старым отцом (С. М. Н.) одного благородного семейства. Отец этот умер прошлого 1844 года в феврале. В числе его семейства была дочь, которой участь была не по сердцу, от чего в тихом страдании получила она чахотку. Шестого дня прошедшего августа все семейство было еще в трауре по отце. Больная приобщалась в этот день, не снимая траура, мать ей это заметила, на что она отвечала: «Я пятнадцатого наряжусь». И точно, в день Успения Божией Матери потребовала ванну, надела полное венчальное убранство, послала за священником, приобщилась святых тайн. По принятии святыни береглась, чтобы ничто не прикоснулось к ее устам. Со всей свежестью голоса и улыбающегося лица просила читать отходные молитвы и во время чтения относилась как бы к невидимому лицу: «Папенька, милый, папенька, подождите». С последним словом отходной улетела бессмертная ее душа. Того же дня и часа отец Симеон в Воронеже видит С. М. Н., который говорит ему: «Вам в Екатеринославле надобно утешать скорбных, а Любинька со мной, но вы нас не забывайте». Как это разительно! Как непонятна наша жизнь! И что значит жить на этой земле? Но где бы то ни было, только бы жить такою жизнью, какую Бог определил, как бы многотрудно ни было. XVIII. Хотьков Мая 13-го, 1846 г. Не могу удержать души своей, чтобы не сообщить вам со страхом и радостию событие, которое для вас, может быть, не новое. Что соделывается втайне от людей в душе человеческой, то Богу одному ведомо, а когда проявляется со знамением, то бывает в поучение и в утверждение людям Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Испуганные домашние посоветовали свекру везти ее к преподобному Сергию. Всю дорогу покойный муж ехал с нею невидимо свекру, а видим ей. И она жалела расстаться с ним, а только из повиновения свекру ехала к преподобному. При виде обители бес отошел от нее, говоря с ней издали, и в это время она почувствовала страх к нему. А когда вступила в обитель, он вовсе исчез; и тут она поняла, что это диавол ходил к ней в образе мужа, стала плакать и стала сама желать молиться о избавлении. Говела, исповедалась и приобщилась святых тайн. В последний день, как идти ей домой, видела его на квартире ночью стоящего поодаль, всего израненного и в крови. Однако она, по совету, удержалась от разговора с ним, а только молилась, и он исчез. Вероятно, этим явлением бес хотел завлечь ее мысли через сострадание. Господи, помилуй! Какими сетями окруженный ходит человек! XXIX. Лавра Апреля 20-го, 1851 г. Вчерашний день, 19 апреля, тело отца Симеона, как земное начало, земле предали, а душу, как небесное происхождение, провожали славословием и молитвами к Господу духов и всякия плоти. В 4-й день хоронили, как спящего. Смерть никакого неприятного знамения не положила на его теле, даже и того, чего тело Лазаря не избежало 13 . Видно или можно думать, что душа в первые дни близ тела бывает. Один из детей его духовных, М., вчера рано утром сидел на кровати у себя, бродя своими помыслами семо и овамо 14 , как говорят. Почувствовал, что кто-то есть близ него, поднял голову – отец Симеон стоит близ него, веселый, и качает головой, и говорит: «Полно тебе всяким помыслом волноваться, борись и сопротивляйся им, а обители обеими держись руками». Еще что-то говорил назидательно ему, но М. очень испугался, страх помешал ему вспомнить прочее. М. с трепетом говорит, что не пред бедой ли какой-нибудь отец Симеон наяву ему явился? Я сказал, что, видимо, по совету, что от беды остерегает его душа отца Симеона. XXX. О молитве сердечной. Скит Июнь, 1851 г. Во время пребывания в скиту митрополита Филарета 15 , в один благорастворенный вечер владыка пожелал пройти по скиту, когда братия все уже были в келлиях. На пути встретился схимонах старец Матфей. Владыка, видя, что старец идет к нему, остановился. Схимонах поклонился и просил благословения. Владыка спросил: «Как поживаешь, отец Матфей?» – «Плохо, лености много предаюсь, мало молюсь; по слабости зрения не могу читать акафисты».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010