Очевидно, что монастырь находился в сложном положении, вынуждаемый всё время прибегать к помощи России. Уже в 1555 г. старцы из Пантелеймонова монастыря (иеромонахи Иаков и Мартирий) снова прибывают в Москву, с грамотой царю от игумена Павла, просившего, дабы царь «смиловался, призрел свой монастырь, ибо каждый народ имеет здесь своего покровителя, их не хочет жаловать ни Мултянский, ни Волошский воеводы, говоря: “вы себе имеете царем и государем Великого Князя Московского”». 502 Это послание – важное свидетельство не только о тяжелом состоянии монастыря в те годы (о чем свидетельствует и наступившее довольно скоро запустение), но и щедрой помощи Пантелеймонову монастырю со стороны русских правителей. О трудностях в славянских обителях свидетельствует и грамота царю от Хиландаря: «ныне наши монастыри словенского языка в греческой земле пребывают в чуждо странствии: и алчем и жаждем и наготуем, без своих царей и ктиторов у безбожных агарян. Сотвори милость с нами, да примешь мзду от мздовоздаятеля Бога»... 503 Из Хиландаря также просили царя, чтобы тот послал султану грамоту. Царь внял просьбам святогорцев и выслал в сентябре 1551 г. грамоту к султану, где просил за оба монастыря. Чуть ранее, в январе того же года, царь писал Константинопольскому патриарху Дионисию по поводу будущего дьяка Обрюта Михайлова Грекова: «Ты бы велел его у себя учить грамоте греческой и языку: а если тебе у себя его учить нельзя, то отошли его на Св. Гору Афонскую, в наш монастырь св. Пантелеймона». Это говорит о том, что в Пантелеймоновом монастыре готовили по необходимости толмачей для посольского приказа. В мае 1554 г. в Москву приезжает старец Евфимий от игумена Геннадия за милостыней, а в 1561 г. прибыл сам игумен Пантелеймонова монастыря с четырьмя старцами. С ним приехали еще четыре монаха из Ставроникитского монастыря и пять – из Лавры св. Афанасия. Они были пожалованы милостыней царя, прожив в Москве почти два года. 504 В 1571 г. обитель св. Пантелеймона получила грамоту на имя игумена Диомида и милостыню: 200 рублей на поминовение царицы Анастасии, 150 рублей – на поминовение брата царя Георгия Васильевича, чару серебряную – на поминовение царицы Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2017/04/26, 10:42:21 Прошу помолится о здравии Олега, Татианы, Софии, Виктора, Татианы и всех сродников.Спаси вас Господи!о 2017/04/24, 09:01:06 Пресвятая Богородица,помяни нас о здравии в твоих молитвах..Игоря,Татиану ,Любовь,Владимира,Наталию,Александра. СПАСИ ГОСПОДИ СВЯТОГОРЦЕВ! Игорь,Татиана 2017/04/24, 07:58:45 ПРЕСВЯТАЯ Богородице,прошу Ваших молитв о здравии Димитрия чады Татианы чады Александрв чады бол.Любови бол.Романа Евгения Ксении Владислава бол. Лии бол. Анастасии Иоанна Марии Надежды О упокоении схимон.Фомаиды ср. Анны сродники.Поклон твоим служителям ,насельникам Святой Горы! ГЕННАДИЙ 2017/04/18, 08:21:25 Царица Небесная, прошу молитв о здравии: Митрополита Симона, Протоиерея Андрея, Иеромонаха Иоанна, Иерея Гайя, Иерея Константина, Иеродиакона Гурия, Монахини Олимпиады, инока Алексия, послушника Виталия, матушки Марии, Николая, Евгения, Вячеслава, Даниила, Антония, Татианы, отр.Дарии, мл.Алексия, Вероники, Евгении, Ирины, Ольги, Илии, Марии, Вячеслава, Сергия, Василия, Виталия, Любови, Валентины, Ирины, Татианы, Светланы, Артемия. Иеродиакон Артемон 2017/04/15, 20:22:56 Слава Богу за все ! Благодарим Тебя Пресвятая наша Богородица с низким поклоном до земли за все Твои благодеяния в моей с дочерью жизни! Христос Воскрес ! Слава Богу и в этом году Господь послал все нам православным Чудо Схождения Благодатного Огня в Храме у Гроба Госродня в Иерусалиме ! Благодарим Вас Святые Отцы Афонские за Ваши молитвы о нас и за все Ваши благодеяния имеющиеся на нас ! Мира всей нашей Земле и всем ! Благодати БОЖЬЕЙ и милости и Всех Благ Божиих нам всем грешным ! Просим Тебя Пресвятая наша Богородица избавь меня с дочерью моей от всяких религиозных распрей посягательств и шантажа исходящих от мужа моего , его матери и от всех их сродников и благодетелей и их детей по отношению ко мне с дочерью моей! Защити покрый и спаси меня вместе с дочерью моей Честным Твоим Омофором! Избавь мужа моего , его мать и всех их сродников и благодетелей от гневливости, жадности , сквернословия и жестокосердия по отношению ко мне с дочерью моей!

http://isihazm.ru/?id=363&c_pid=7

под загл. «Сокращенный типикон в соединении с местным» (все не изданы и не исследованы). Но и до сих пор, как всегда, св. гора более следует в богослужении неписанным традициям; посему службой здесь руководит не столько Типикон, сколько типикарь (почетнейшее лицо в монастыре), в трудный случаях — совет типикарей ( Дмитриевский А. «Святогорский (афонский) Типикон», Руков. для сельск. паст. 1897 г. 3, 4, 5. 103. Издан в рус. пер. у Кекелидзе, Литург грузин. пам. 313350; ср. 509–510. 104. В России есть еще греч. ркп. в Моск. Рум Муз. собр. Нарова Синод библ. XV b., XV–XVI b., XVI b. В заграничных библиотеках есть несколько рукописей по предположения XIII b., но большей частью XIV–XVI b. 105.  Мансветов, Церк. Уст. 192. 106. Издавался в греч. старо-печатных Требниках, откуда издали Goar Εχ. 1 sq., Migne, Patrol. s. gr. t. 154, col. 745. 107. Подлинник Никод. Тип. в Белград. Публ. библ. 108. Подлин. в Берлин. Публ. библ. 109. Таковы напр., в ркп. Моск. Румянц. Муз. Сев. собр. 1381 г. и Имп. Публ. библ. Последний предназначался для Дечанского мон. (на р. Быстрице у Призрена в м. Дечаны), основанного в 1335 г. кралем Стефаном III Урошем в благодарность за победу над болгарами и устроенного по образцу Константинопольского Пантократорского монастыря ( Гильфердинг, Собр. соч. Спб. 1868, III, 128–136). 110. ( Павлов А.) Русская историческая библиотека VI, I. Спб. 1880, и 12. 111. Там же 112. Оба сохранились может быть в автографах св. Киприана — первый в библ. Моск. Дух. Акад., второй в Моск. Синод библ. (344). 113. Подлинник не сохранился; списки Спб. Имп. Публ. библ. F 25 из собр. Толстого 1409 г., Моск Румянц. Муз от 1428 г. и др.; все должно быть, переработанные. 114. Древнейшие ркп. Моск. Синод. библ. оба нач. XV b., XV b. Из позднейших замечателен Устав окозрительный Геннадия арх. Новгородского (XIV b.) в ркп. XVII b. Моск. Син. библ. 115. Впрочем, в греч. ркп. Иерус. Тип. и даже печат. изданиях его XVI b. есть замечание, составляющее отголосок особого исполнения по Студ.-Ал. Уставу 1-й славы 19 кафисмы, т. е. пс. 134–136, 3-й славы 20 каф., т. е. пс. 148–150, и 2-й славы 7-й каф., т. е. пс. 49 и 50 (см. выше, стр. 365): «нужно знать, что во все пятницы, когда случается Бог Господь, поем полиелей с аллилуиариями его неизменно на глас дня; если же случается аллилуиа, поется просто…, и 49 пс. поем всегда на глас 6, как и последний антифон «Хвалите Господа с небес» (148–150); если Бог Господь, то на пс. 149 меняется напев, а на 150 пс. говорим Слава Отцу…» (Ркп. Моск. Рум. муз. Сев. 491/35, л. 13 об. и др.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

О евхаристической терминологии Если мы рассмотрим смысловое содержание всех православных евхаристических терминов и выделим общий их смысл, то станет ясно, что все они, при наличии второстепенных смысловых особенностей, указывают на факт реального изменения Святых Даров после освящения, они становятся чем-то новым по сравнению с тем, чем были ранее. Наиболее выразительным в этом плане является термин «пресуществление», который говорит не просто об изменении, но именно об изменении по сущности . Часто оппоненты весь свой богословский арсенал обрушивают на термин «пресуществление», как якобы неправославный и «заимствованный» в позднейшие века у католиков. Термин «пресуществление» (греч. - μετουσωσις, лат. - transsubstantiatio) всегда соответствовал святоотеческой терминологии. Его использовали свт. Геннадий Константинопольский, свт. Петр (Могила), свт. Димитрий Ростовский, свт. Тихон Задонский, преп. Никодим Святогорец, свт. Филарет Московский, свт. Иннокентий Херсонский, свт. Игнатий (Брянчанинов), свт. Феофан Затворник, преподобные оптинские старцы, св. Иоанн Кронштадтский, свт. Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Николай (Велемирович), преп. Иустин (Попович) и многие другие святые Православной Церкви, которые сознательно употребляли этот термин и не считали его духовно вредным или еретическим. Более того, едва ли кто заподозрит их в богословской необразованности и непонимании специфики католического богословия. Универсальный богословский ярлык «католическое влияние» к вышеперечисленным авторам никак не подходит. (Святитель Игнатий (Брянчанинов), например, проявлял в вопросах католического заимствования предельную строгость, но употреблял термин «пресуществление» без каких-либо оговорок: «По призвании архиереем или священником Святого Духа и по освящении образов, эти образы тела и крови Христовых пресуществляются в тело и кровь Христовы» (38).) Более того, их духовный опыт столь значим, в силу их исторической близости для нас, что едва ли они заслуживают молчаливого игнорирования.

http://ruskline.ru/analitika/2013/10/22/...

Выдубицкий иеромонах Антонии (Величковский), за болезнью, не был выслан иеродиаконы Белоградской епархии Сумского Успенского Монастыря Лаврентий и Александр, оказавшшся ко времени вызова не в Святогорском, а в Курском Знаменском Монастыре, были почему-то высланы Белоградским митрополитом Антонием не в Александро-Невский, а в Троицкий Сергиев Монастырь. Иеромонах Киево-Михайловский Вениамин, «будучи к высылке определен, по снятии с него порученного ему послушания, взяв тайно монастырскую лошадь, коляску и конюха», бежал с монахом Иоасафом, а чрез неделю вслед за ним бежал и иеромонах Варсонофий с монахом Ефремом. Черниговской епархии иеромонах Иов (Малеевский), бывший уже строителем в Рувимо-Сосницком Спасском Монастыре, просил освободить его от высылки в Петербург, ссылаясь иа «крайнюю внутреннюю болезнь», а монах Геннадий (Анисимов), «хотя и сам охотился ехать» в Александро-Невский Монастырь, но, по собственному наблюдению епископа Черниговского Амвросия, «весьма спился и от пьянства обезобразился и пришел в несостояние, да еще при другой болезни имеется». Оба были Святейшим Синодом освобождены от вызова, а преосвященному в указе было прописано: «а для чего он в толькое пьянство допущен и достодолжного над ним от настоятеля смотрения не чинено, и нет ли подобной сему слабости и непорядков и в прочих епархий вашего преосвященства Монастырях, о том вашему преосвященству, по пастырскому долгу своему исследовав, рассмотрение и решение учинить, как святых отец правилами и Духовным Регламентом повелено 3009 . В Монастырь прибыли, по-видимому, только 4 иеромонаха: Иаков (Палашковский), Варнава (Коргонский), Лаврентий (Богдановский) и Корнилий (Тончевский) и 2 (иеродиакона: Иерофей и Евефимий (Стерновский). По крайней мере, только они внесены в монастырскую книгу 3010 . Иеромонах Варнава, в мире Василий, «Польской нации города Чернобеля села Коргода», родился в 1700-м году, сын местного священника Дамиана Карпова, был при отце дьячком, принял пострижение в Макошинском Монастыре в 1732-м году, во иеродиакона посвящен в 1735-м году, во иеромонаха в 1738-м году 3011 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

архимандрита Никанора (Троицкого) (1905–26.4.1996), священник, иеромонах, служил в Синодальном приходе (1952–1981). (1925–30.10.2004), помощник настоятеля Синодального прихода (1957–1963) (в сане иеромонаха). (1896–11.7.1993), временами служил в Патриаршем приходе в 1959–1964 гг. архимандрита Корнилия (Фристедта) (1902–1.11.1982), помощник настоятеля Патриаршего прихода (1959–1960) (в сане иеромонаха). архимандрита Варнавы (Бертона) (1915–14.3.1996), временами служил в Патриаршем приходе в 1960-х и 70-х гг. протопресвитера Павла Адамантова (1871–1.9.1960), служил в Успенской церкви в сане диакона (1915–1918). игумена Иоанна (Ястрембского) (?-после 1751), 2й священник Успенской церкви (в сане иеромонаха) (1739–1740). протоиерея Константина Веселовского (1850–1927); псаломщик (с 1875), диакон (1921), священник (1921); помощник настоятеля (1921–1927). (1894–20.8.1980), помощник настоятеля Синодального прихода (1948–1951). протоиерея Александра Туринцева (1896–25.12.1984), служил в Патриаршем приходе в 1950 г. протоиерея Георгия Шереметева (1887–12.5.1971), помощник настоятеля Синодального прихода (1952–1967). протоиерея Сергия Гаккеля (1931–9.2.2005), временами служил в Патриаршем приходе с60-хгодов. иеромонаха Геннадия Греческие иеромонахи-святогорцы, служившие в Успенской церкви иеромонаха Иеремии после кончины священника Стефана Ивановского (1765–1766). иеромонаха Нифонта Иеромонах из Парижа, служил в Успенской церкви во время болезни и после кончины протоиерея Якова Смирнова (1837–1842). иерея Владимира Дилигенского (1879– ?), помощник настоятеля (1920–1921). иерея Николая Преображенского (1873–28.12.1917), в сане диакона (1898–1908). иерея Иоанна Строковского (1882-?), в сане диакона (1908–1914). диакона Иоанна Сперанского (1825-?), диакон (1875–1898). О упокоении Церковнослужителей Русской Успенской церкви в Лондоне Алексия Василия Николая Иоанна Феодора Константина Николая Алексия Николая Кирилла Владимира Иоанна Леонтия Константина Михаила Николая Максима Иоанна

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Трифон 928–931. Феофилакт 933–956. Полиевкт 956–970. Василий I Скамандрин 970–974. Антоний III Студит 974–979. Николай II Хрисоверг 983–996. Сисиний II 996–999. Сергий II Мануилит 999–1019. Евстафий 1019–1025. Алексий 1025–1043. Михаил Керулларий 1043–1058. Константин III Лихуд 1059–1063. Иоанн VIII Ксифилин 1064–1075. Косма I 1075–1081. Евстратий 1081–1084. Николай III Грамматик 1084–1111. Иоанн IX 1111–1134. Лев Стипиот 1134–1143. Михаил II Куркуас 1143–1146. Косма II Аттик 1146–1147. Николай IV Музалон 1147–1151. Феодот 1151–1153. Неофит I несколько месяцев. Константин IV Лихуд 1154–1156. Лука Хрисоверг 1156–1169. Михаил III 1169–1177. Харитон 1177–1178. Феодосий I 1178–1183. Василий II Баматирх 1183–1186. Никита II Мунтан 1186–1189. Досифей 9 дней. Леонтий 1190 (месяцев 7). Досифей (вторично) 1190–1191. Георгий II Ксифилин 1191–1198. Иоанн X Каматир 1198–1206. Михаил IV Ставрион 1206–1112. Феодор II Ириник 1213–1215. Максим I 1215–1216 (6 мес.). Мануил I 1217–1222. Герман II 1222–1240. Мефодий II 1240 (3 мес.). Мануил II 1243–1255. Арсений 1255–1260. Никифор II 1260–1261. Арсений (вторично) 1261–1266. Герман III 1266–1267. Иосиф I 1267–1274. Иоанн XI Векк 1275–1282. Иосиф I (втор.) 1282–1283. Григорий II Кипрский 1283–1289. Афанасий I 1289–1293. Иоанн XII 1294–1303. Афанасий (вторично) 1303–1311. Нифонт I 1313–1315. Иоанн XIII Гликис 1816–1319. Герасим I 1320–1321. Исаия 1323–1333. Иоанн XIV 1833–1347. Исидор I 1347–1349. Каллист I Святогорец 1350–1354. Филофей 1354–1355. Каллист I опять 1355–1362. Филофей опять 1362–1876. Макарий 1376–1378. Нил 1378–1388. Антоний IV 1388–1395. Каллист II 1396. Матфей I 1397–1410. Евфимий II 1410–1416. Иосиф II 1416–1439. Митрофан II 1440–1443. Григорий III Мелиссин 1445–1450. Афанасий II 1450–1453. Геннадий II Схоларий 1453–1460. Исидорх II 1460–1465. Софроний I 1465–1466. Иоасаф I 1466–1469. Mapk II 1469–1470. Симеон 1 1470–1473. Дионисий I 1473–1478. Симеон (втор.) 1478–1481. Рафаил I один год. Максим II 1482–1488. Нифонт II 1488–1490.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

  Мы келейно помолимся о всех, кто просит! Но считаем своим долгом напомнить, что наиболее действенной молитвой, по словам прп. Паисия Святогорца, является сорокоуст, сорок литургий. Сорокоуст на Афоне можно заказать вот в этом месте.   +   Просьба: не вставляте сюда свои помянники. Списки имен здесь публиковаться не будут.   + Комментарии Всего комментариев: 20079 2014/01/21, 00:30:52 прошу помолиться про нужные благодати для Романа и путь истины, о восстановлении наших отношений, если на то есть воля Божья. 2014/01/20, 21:58:29 Помоги,,Господи,найти работу,чтобы обеспечить семью-Владимиру из Владивостока. Спаси вас Господи! Сергий 2014/01/20, 21:52:07 Прошу Вас помяните о здравии иерея Геннадия,бол. Марию-предстоит операция 3 февраля в Благодарим Вас. Анна Сергий 2014/01/20, 21:42:29 христос рождается низкий вам прошу ваших молитов за бо в нас проливается невинна кров за правду нехай хоронить вас господь ще за р. оксану родину щоб вони мали куток для життя. 2014/01/20, 19:44:22 Святые Отцы и Братья горы Афон! Прошу Ваших Святых молитв о благополучной сдаче экзаменов моей дочери Марии!Спаси вас Господи! р.Б.Наталья 2014/01/20, 19:43:48 Дорогие Отцы и Братия! Очень прошу помолитесь о моем муже Сергее. Он болеет и потерял веру в выздоровление, упал духом. Сережа-очень хороший человек. Очень прошу-помолитесь о его выздоровлении! 2014/01/20, 19:39:29 Дорогие отцы и братия святой горы Афон! Очень прошу Ваших молитв о БОЛЯЩЕМ ИГУМЕНЕ САВВАТИИ! и еще прошу Ваших молитв о заблудшем рабе Божием Евгении, который бросил родных пятерых детей (ушел в другую семью сожителем ), уклоняется от общения с родными детьми и совсем не помогает им финансово (преднамеренно уклоняется от уплаты алиментов). Дети даже не представляют, как выглядит их отец (не видели его несколько лет)! раба Божия Валентина 2014/01/20, 19:19:42 Святые отцы и братия святой горы Афон,очень прошу Ваших молитв о рабах Божиих: Димитрии, чтобы Господь и Царица Небесная помогли ему найти работу(остался безработным). И об исправлении жизни заблудшего раба Божьего Александра,об избавлении его от пристрастий к винопитию и табакокурению, чтобы Александр стал истинно верующим человеком. Прошу Ваших молитв о спасении душ и Божией помощи в житейских и духовных нуждах рабам Божиим:Димитрию, Александру, Николаю,Ангелине, Алевтине, Максиму, Максиму,Валентине.

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=323

В Ватопеде хранится несколько чудотворных икон Божией Матери. Икона Божией Матери «Отрада, или Утешение», иначе называемая «Парамифия» (Увещание). Некогда шайка разбойников вознамерилась разграбить богатый Ватопед. Высадившись на берег ночью, они укрылись в кустах, чтобы утром, когда откроются монастырские врата, неожиданно ворваться в обитель. Однако игумен монастыря услышал голос, исходивший от Богородичной иконы: «Не отверзайте врат обители, но, взойдя на стены, прогоните разбойников». Взглянув на образ, игумен стал свидетелем чуда: лики Богоматери и Богомладенца ожили. Христос, закрывая десницей уста Своей Матери, повернув к Ней голову, сказал: «Не говори им сего, пусть они понесут заслуженное наказание!» Но Пречистая Богородица, стараясь рукой удержать десницу Своего Божественного Сына, еще два раза повторила предупреждение. Конечно, врата не открыли, разбойников отогнали пушками, которые в те времена были во всех святогорских монастырях. Но самое замечательное, что лики Христа и Богородицы на образе навсегда изменили свое положение. Икона Богородицы «Ктиторская», иначе называемая «Алтарница». Свое название икона получила после того, как была найдена в X веке во время восстановления монастыря. По преданию, во время очередного нашествия пиратов иеродиакон Савва, чтобы спасти икону, спрятал ее под престол вместе с крестом Константина, а рядом поставил теплящуюся лампадку. По прошествии 70 лет во время восстановительных работ икона и Крест были найдены в воде невредимыми, а лампада по-прежнему горела. Икона Богородицы «Антифонитриа» (Предвозвестительница, Живоприятная); фреска находится в приделе святого Димитрия. Она получила свое названия в честь события, когда императрица Галла Плакида, дочь императора Феодосия Первого (379–395), по пути в Рим решила посетить Ватопедский монастырь. Икона громким голосом запретила императрице войти в собор, потому что, как женщина, она не имела права войти в «Удел Богородицы». Икона Божией Матери «Елеоточивая», или «Дохиарисса». Название иконы связано с чудом, известным по монастырскому преданию. В XV веке, в бытность дохиаром (келарем) монастыря преподобного Геннадия, в обители оскудели запасы масла. Желая сохранить его остатки для церковных нужд, дохиар перестал давать масло братии. Но игумен, твердо уповая на помощь Пресвятой Богородицы, велел преподобному Геннадию дать масло в пищу братии из последнего сосуда. Дохиар исполнил волю игумена. В один из дней, вновь придя в кладовую за маслом, он ожидал увидеть сосуд опустошенным, но обнаружил, что масло переливалось через край и текло из дверей наружу. Богоматерь за чудесное утешение прославили перед Ее иконой, находившейся в дохиарной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

24 сентября 2009 года суд Салоник приговорил 14 монахов монастыря, включая игумена, к году тюрьмы условно за нарушение общественного спокойствия, то есть за отказ исполнить предписания властей и покинуть монастырь. Соборный храм Эсфигмена, построенный в начале XIX века, освящен во имя Вознесения Господня. Деревянный позолоченный иконостас соборного храма (1813 год) считается одним из самых красивых на Афоне. В нем сохранились две иконы (великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского) из иконостаса старого собора. На образах Спасителя, Богородицы, Вознесения, Иоанна Крестителя – серебряные оклады русской работы 1850 года. На двух мраморных колоннах, поддерживающих купол в западной части собора, помещены иконы Христа и Богородицы (1673 год). На святом престоле стоит великолепная мозаичная икона Спасителя XIV века. Литийный притвор соборного храма Эсфигмена, в отличие от других афонских храмов, отделен от главной части собора не стеной, а рядом колонн. Главный вход на праздник Вознесения Господня завешивается куском ткани из палатки Наполеона. Этот гобелен работы XVII века был подарен Эсфигмену Патриархом-новомучени-ком Григорием V. Кроме собора здесь параклисы: Успения Богоматери, святых Архангелов, Григория Паламы, святых Константина и Елены, святого Анфима, священномученика Никодимийского, преподобного Нила Святогорского и преподобного Нила Синайского, святителя Геннадия, Патриарха Константинопольского, Введения во храм Пресвятой Богородицы, святых бессребреников Космы и Дамиана, великомученика Георгия, святого Иоанна Милостивого. Трапезная монастыря была построена при игумене Феодорите. Знаменитый пирг Эсфигмена с венецианскими часами, над которым развевается флаг «Православие или смерть», построен в 1854 году. В это же время был построен и другой оборонительный пирг, выходящий на северную сторону Эсфигмена. В Эсфигмене особо почитается несколько икон. Во-первых, икона Христа Вседержителя. Эта мозаичная икона VII века находится в алтаре монастырского собора. Христос на этой иконе изображен во весь рост. По краям иконы изображены апостолы, а снизу – мощевики с мощами неизвестных святых. Икона помещена в серебряный ковчег, сзади которого есть надпись «Помяни, Господи, раба Твоего Григория Смарагды, родителей и детей его».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010