Скачать epub pdf О святителе Геннадии Константинопольском Предисловие Во святых отец наш Геннадий жил во времена императора Льва Великого (прозванного также «Макеллой» 311 ). Вначале он был пресвитером Константинопольской церкви 312 , а затем в 458 г. 313 , после смерти Анатолия, присутствовавшего на IV Вселенском соборе, был возведен на Константинопольский престол. Назначив экономом церковного имущества Маркиана, обратившегося в православие из ереси кафаров, он повелел, чтобы через него клирики каждого храма получали свою часть из приносимого во все церкви, а не забирала бы все себе Великая церковь , как то было в обычае прежде. Этот треблаженный муж не рукополагал никого, кто не знал наизусть Псалтири 314 . Он был чудотворцем, потому что своей молитвой исцелил иссохшую руку того живописца, который изобразил Господа нашего Иисуса Христа в виде Зевса 315 (т. е. с густыми и длинными волосами на голове и такой же бородой). А св. Елевферию он написал такую жалобу на одного его 316 клирика: «Святой мученик Божий Елевферий, твой воин живет беспутно. Или исправь его, или пресеки его жизнь». И, о ужас! Клирик тотчас же умер. Другой раз, войдя ночью в алтарь для молитвы, св. Геннадий увидел бесовское явление. Святой запретил демону, а тот в ответ прокричал, что, пока святой жив, он будет вести себя тихо, но после того, как Геннадий умрет, он потрясет Церковь . Устрашенный этим, святой воззвал к Богу, а спустя немного времени почил о Господе, в 471 г. 317 . Кроме прочих составленных им сочинений, св. Геннадий в 459 г. вместе с Собором 73 епископов 318 319 написал и настоящее каноническое послание против симонитов. Это послание косвенно подтверждается правилом VII Всел. 1, а прямо – правилом VI Всел. 2 и благодаря такому подтверждению получает некоторым образом силу правил Вселенских соборов. Послание находится в «Пандектах» (т. 2), в толковании Вальсамона (с. 1085) и в книге под названием «Греко-римское право» (с. 187). Во святых отца нашего Геннадия, патриарха Константинопольского и его Собора. Каноническое окружное послание ко всем преподобнейшим митрополитам и к папе Римскому 320

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

В Рождественский сочельник два студента Академии приняли священный сан января 2017 Во время Царских часов в домовом Успенском храме иеромонахи Афанасий (Букин) и Лука (Пронских) совершили Таинство крещения Валерия, Виталия, Алексия и Родиона - подопечных центра социальной реабилитации " Линия жизни " , в котором студенты Санкт-Петербургской Духовной Академии проходят социальную практику. За богослужением пел основной состав мужского академического хора под управлением чтеца Марка Качанкина. В храме молились студенты, оставшиеся в Академии на время зимних каникул, преподаватели, сотрудники и прихожане академического храма. Владыке сослужили иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе; иеромонах Геннадий (Поляков); священник Александр Кузнецов; иеромонах Никодим (Хмыров), секретарь Ученого совета; священник Эндрю Рики Лим, клирик Антиохийской Православной Церкви; священник Глеб Санюк; иеромонахи Афанасий (Букин), Лука (Пронских) и Алексий (Дурнев); протодиакон Кирилл Журавлев; диаконы Антоний Копаев, Максим Никулин и Алексий Игнатьев; иеродиакон Онуфрий (Сонькин). После чтения изобразительных владыка ректор возвел в иподиакона чтеца Кирилла Горина, которого рукоположил во диакона после евхаристического канона. Также архиепископ Амвросий совершил сегодня пресвитерскую хиротонию диакона Максима Никулина . Во время причащения духовенства студент 3 курса бакалавриата иподиакон Платон Шурыгин произнес проповедь. По окончании Литургии перед свечой, знаменующей Вифлеемскую звезду, духовенство пропело тропарь и кондак праздника Рождества Христова, знаменуя скорую встречу с тайной Боговоплощения. Затем владыка ректор обратился к молящимся с архипастырским словом: " Мы находимся в преддверии Рождественской ночи, которая каждый год по-особенному переживается человеческим сердцем. Церковь всегда поет в канун этого события: " Ангельския предыдите силы; иже в Вифлееме, уготовайте ясли. Слово бо раждается, Мудрость происходит; приемлет целование Церковь на радость Богородицы. Людие, рцем: благословен Пришедый, Боже наш, слава Тебе! "  

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Двое студентов Академии приняли священный сан и 12 стали чтецами сентября 2016 " Сегодня мы празднуем рождение Божией Матери, и наша мысль обращена к Ней. Она родилась - как говорит Евангелие - не от хотения плоти и не от хотения мужа; Она родилась от Бога. Она родилась как последнее, заключительное звено длинной цепи людей, мужчин и женщин, которые на протяжении всей человеческой истории боролись: они боролись за чистоту, боролись за веру и полноту, боролись за цельность, боролись, дабы на первом месте в их жизни был Бог, и они поклонились бы Ему в истине и послужили Ему со всей верностью " . Митрополит Антоний Сурожский Перед службой владыка ректор посвятил в степень чтеца двенадцать учащихся 3 курса бакалавриата: Максима Ларионова, Илью Друганова, Федора Иванова, Серафима Кадуру, Максима Кудрявцева, Бориса Седова, Артема Ялалова, Константина Бабака, Сергея Борисова, Михаила Волкова, Серафима Дейнеса, Евгения Серебрякова. После этого владыка возвел чтеца Евгения Серебрякова в иподиакона. За Божественной Литургией Его Высокопреосвященству сослужили: архимандрит Софроний (Смук); иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе; священник Джон Паркер, клирик храма в честь Вознесения Господа Иисуса Христа в городе Чарлстон (США); иеромонах Геннадий (Поляков); иеромонах Тарасий (Перов), клирик Мурманской епархии; священник Александр Кузнецов; иромонах Никодим (Хмыров), секретарь Ученого совета; иеромонахи, Сергий (Иванов), Феодосий (Желновачев), Филипп (Балиниу); протодиаконы Кирилл Журавлев и Павел Бубнов, преподаватель Минской Духовной Семинарии; диаконы Герман Ранее и Антоний Копаев; иеродиакон Алексий (Дурнев). После чтения Евангелия с проповедью к молящимся обратился учащийся II курса библейско-богословского отделения магистратуры чтец Вячеслав Чернов. После сугубой ектении владыка ректор, духовенство и прихожане храма молились о воцарении мира и прекращении кровопролития в Украине и Сирии. " В длинном ряду родословной Пресвятой Богородицы были и грешники, в жизни которых, может быть, была только одна черта, искупающая их существование; были в нем и святые, в чьей жизни едва сыщется какой недостаток. Но всем им приходилось бороться, и у всех них одна черта была общей: они боролись во имя Божие - против самих себя, не против других - для того, чтобы восторжествовал Бог. И постепенно, из столетия в столетие, они подготовили Наследницу своего рода, Которая должна была родиться, как и всякий младенец, в ряду добра и зла, греха и святости, но была бы таким ребенком, который изберет добро с самого начала и будет жить в чистоте и во всецелой верности своему человеческому величию… "

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

На праздничной Литургии в честь иконы Богородицы Знамение-Царскосельская совершены пресвитерская и диаконская хиротонии декабря 2016 В каждой дружной семье принято собираться вместе по случаю какого-либо знаменательного события. Вполне естественным движением сердца является желание разделить с близкими людьми праздничную радость. Во время домашних торжеств человек ощущает тепло семейной любви, которая воцаряется между родными. И чувство подлинного единения становится главной атмосферой всего события. Сотрудники, преподавали и студенты Санкт-Петербургской Духовной Академии , духовенство и прихожане академических храмов - все они составляют общность такой большой христианской семьи. Поэтому вполне закономерным стало то, что праздничное богослужение в честь чудотворного образа Пресвятой Богородицы " Знамение " Царскосельская, собрало вместе многих членов академической семьи. Божественную литургию совершил ректор Духовной Академии архиепископ Петергофский Амвросий . Его Высокопреосвященству сослужили: протоиерей Василий Стойков, заслуженный профессор и первый проректор Духовной Академии; протоиерей Лев Церпицкий, благочинный Выборгского округа, настоятель Спасо-Преображенского собора; протоиерей Александр Ранне, председатель Отдела по религиозному образованию и катехизации Новгородской епархии; протоиерей Михаил Николаев настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в г. Лодейное Поле; иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе Академии; архимандрит Тимофей (Цисмалидис); протоиерей Афанасий Чорногуз, благочинный Дмитриевского церковного округа Московской епархии;  протоиерей Даниил Ранне, настоятель храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Павловске; протоирей Димитрий Юревич, заведующий кафедры библеистики; протоиерей Григорий Антипенко; протоиерей Аркадий Северюхин;  иеромонахи Геннадий (Поляков) и Варфоломей (Магницкий); священники Александр Кузнецов и Андрей Грозовский; священник Димитрий Лушников, заведующий кафедры богословия; иеромонах Никодим (Хмыров), секретарь Ученого совета; священники Николай Лоскутов и Василий Мартынюк; иеромонах Серафим (Бубнов); священники Глеб Санюк, Сергий Боднарчук, Эндрю Рики Лим и Кирилл Дашевский; иеромонахи Афанасий (Букин), Сергий (Шардаков), Феодосий (Желновачев), Сергий (Иванов), Лука (Пронских); священник Алексей Артюхов, заведующий заочным сектором обучения Духовной Академии; священники Владимир Первушин-фон-Дитц и Кирилл Никитин; иеромонахи Алексий (Дурнев) и Филипп (Балиниу); священник Герман Ранне.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Преблагословенная и Препрославленная Матерь и Покровительница наша Пресвятая Богородица непрестанно проявляет попечение и материнскую заботу о Своих возлюбленных чадах, святогорских монахах. Примеры этого благоволения Богоматери неисчислимы. Так, например, во времена пиратских набегов в монастыре Ватопед жил один святой игумен. Когда пираты готовились напасть на обитель, он услышал глас от иконы Пресвятой Богородицы не открывать врата, а поднять тревогу, чтобы все монахи взошли на стены и прогнали врагов. В том же монастыре жил тот благословенный иеродиакон-алтарник 239 , который спрятал икону Пресвятой Богородицы в колодце, где она и была найдена через много лет после возвращения его из варварского плена. Икона так и стояла на воде с горящей лампадой. В монастыре Ватопед преподобническое и богоугодное жительство проводил и преподобный Геннадий Келарь 240 , удостоившийся увидеть чудо Пресвятой Богородицы: как Ее ходатайством пустой сосуд для масла переполнился так, что масло вытекало даже за двери хранилища. Говорят, что в скиту Иверского монастыря был один монах по имени Анфим, слепой от рождения. Он услышал, что от иконы Пресвятой Богородицы «Портаитисса» 241 по всему миру совершаются чудеса, и просил у Нее исцеления. По великому благоговению к этой иконе он попросил одного знакомого иконописца сделать ему с нее копию. Иконописец приготовил для письма доску, но всякий раз, когда он брал карандаш, чтобы набросать эскиз, его рука каменела! Через несколько дней отец Анфим, полагая, что икона уже написана, пришел к иконописцу, чтобы ее забрать. Тот рассказал ему, что, когда он начинал делать эскиз, его руки становились мертвыми, и он не мог работать. Услышав это, отец Анфим упал на колени и, проливая слезы, просил Госпожу нашу Пресвятую Богородицу позволить иконописцу написать Ее святую икону, «Портаитиссу», госпожу и покровительницу Святой Горы. Пресвятая Богородица не презрела его желания, но сначала отверзла ему очи, а потом сотворила так, что икона на доске иконописца написалась без участия человеческих рук, чтобы отец Анфим мог видеть Ее Пречистый лик и лик Господа нашего Иисуса Христа и чтобы об этом чуде узнали во всем мире. После того как отец Анфим исцеленными глазами увидел Ее икону, насладился Ее образом, он снова стал слеп, вернувшись к своему прежнему состоянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Русский монастырь Святого Великомученика и целителя Пантелеймона Фотография сделана монахами Леонтием и Геннадием, несшими послушание в фотографической мастерской Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря 1867 – 1872 гг. ЖМП 7 июль 2016 /  19 мая 2017 г. 14:59 Опись истории Пантелеимоновой обители АРХИВНОЕ НАСЛЕДИЕ РОСИКОНА ВВОДИТСЯ В НАУЧНЫЙ ОБОРОТ Архивы и библиотеки афонских монастырей, в том числе и Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне (Росикона), содержат богатейшие собрания старинных книг, уникальных рукописей и документов. Афонские духовные и исторические сокровища в течение веков привлекали многих европейских ученых, что не всегда шло на пользу монастырским собраниям: правдами и неправдами рукописи вывозились со Святой горы. Первые попытки научного описания Большое их число сегодня находится в итальянских, французских и российских библиотеках и архивах. В то же время книги и документы, остававшиеся на Афоне, в огромных количествах погибали из-за пожаров, вражеских набегов и разорений. Благодаря кому всё же удалось сохранить эти ценные рукописи? В конце XVIII века, когда историческая наука стала активно развиваться и выросло значение исторических источников, для ученых положение стало меняться к лучшему. Дабы сохранить афонские рукописные собрания, они предприняли первые попытки их каталогизировать. В частности, этим занимались Патриарх Иерусалимский Хрисанф Нотара и митрополит Навпакта и Арты Неофит Мавромматис. Во второй половине XIX века работа по научному описанию афонских архивов получила дальнейшее развитие. Так, в 1880-е годы на Афоне работала научная экспедиция Спиридона Ламброса. Он прекрасно осознавал, что в научном мире с каждым годом всё более возрастает интерес к афонским манускриптам, поэтому стремился уберечь афонские рукописи от дальнейшего вывоза со Святой горы в европейские библиотеки. Получив разрешение правительства Греции и рекомендательное письмо к Святогорскому Протату от Константинопольского Патриарха, профессор Ламброс в июне 1880 года вместе с четырьмя помощниками-студентами выехал на Афон. Хотя в афонских монастырях греческому ученому был оказан самый радушный прием, экспедиция столкнулась с большими трудностями при составлении каталога. Целый ряд обителей в то время еще не приложил ни малейшего усилия, чтобы привести в порядок рукописные собрания. Предъявляемые гостю иноками, они, как правило, составляли лишь малую часть их реального количества; остальные лежали вперемешку с печатными книгами либо были рассыпаны по полу; исследователю случалось находить в сундуках, шкафах и ящиках такие рукописи, которые и самим инокам не были известны. Важный результат работы экспедиции Ламброса — составление каталога греческих рукописей из собраний двадцати афонских монастырей, содержащего описание 6618 кодексов. Вошли в каталог и древние греческие манускрипты Росикона (264 рукописи).

http://e-vestnik.ru/history/arhivnoe_nas...

«Мы хотим воспитать воинов-христолюбцев…» Интервью с руководителем военно-патриотического клуба «Святогор» диаконом Геннадием Липатовым Диакон Геннадий Липатов среди воспитанников клуба «Святогор» – Отец Геннадий, расскажите немного об истории клуба. – Детско-юношеский военно-патриотический клуб «Святогор» существует с апреля 2006 года. Он создан при Борисоглебском отделении Фонда славянской письменности и культуры. Мы хотели бы не только воспитывать молодежь в патриотическом духе, увлекая молодых людей военно-прикладной тематикой, приобщая к некоторым видам спорта, но и воцерковлять их, развивать их духовные и душевные качества, чтобы их любовь к Отечеству была осознанной. Само название клуба символично. Наш клуб носит имя древнерусского богатыря Святогора. Непобедимый Святогор учил бранной науке своего названного брата Илью Муромца, ставшего христолюбивым воином: духом-то Илья был крепок, а силой, искусством военным не владел. И еще одна идея заложена в названии клуба: дети воспитываются на примерах непобедимых богатырей духа Святой Горы Афонской, то есть иноков. Ведь название «Святогор» перекликается с именованием «Святая Гора». А в организации нашего клуба нам много помог клуб «Пересвет» из Сергиева Посада и протоиерей Димитрий Бултрукевич. – Кто может прийти в клуб? – Мы принимаем всех. Потому что отбор по каким-то критериям противоречит воспитательным задачам клуба. Но, конечно же, прежде всего мы ориентированы на трудных детей. А сложные дети, оказывается, есть даже в церковных семьях. Впрочем, меня это не очень удивляет: ведь многие воцерковились недавно. – Какова программа занятий клуба? – В программу занятий клуба включены девять предметов. Поскольку мы клуб военно-патриотический, то, конечно же, мы занимаемся с ребятами строевой подготовкой, а также огневой и тактической. В программу входит и горная подготовка, и водная, вождение транспортных средств, основы верховой езды и еще некоторые виды подготовки. Занимаемся и единоборством, это у нас главный предмет. Мы воспитываем детей в духе традиций именно святорусского воинства. Не советской армии или российской. У российской армии ведь своих традиций нет, она берет все из прошлого, в основном, конечно, из советского периода. А ведь какие богатейшие вековые традиции у русской армии! Какая богатейшая многовековая история! Какие герои! Невские, донские… Мы берем лучшие примеры. И, конечно же, главный пример для нас – Суворов. Потому что он нам дал неповторимый образец комплексного подхода, масштабного, системного подхода воспитания воинов в духе Православия. И об этом свидетельствуют его победы. А ведь он дал около двухсот сражений и не проиграл ни одного! Его жизнь – это и образец веры тоже. Мы стараемся воспитывать нашу молодежь по заветам и, если можно так сказать, методике Суворова.

http://pravoslavie.ru/4756.html

Геннадий, архиепископ Псковский и Изборский В 1587–1588 годах – игумен Псковского Святогорского монастыря. С 1592 года – архимандрит Московского Чудова монастыря. 16 февраля 1595 года хиротонисан во епископа Псковского с возведением в сан архиепископа. С первых же дней заботился об ограждении прав своей кафедры от постоянного посягательства светских властей и частных лиц. В 1596 году им была получена «тарханная » грамота, запрещавшая мирянам вмешиваться в святительский суд. Скончался 24 августа 1609 года (по РБС, т. 4, С. 413 – в 1608 году). Погребен в Псковском Троицком кафедральном соборе. Преосвященный Геннадий заботился о благолепии храмов своей епархии. В 1598 году по его инициативе были покрыты золотом купола кафедрального собора. Время святительства Геннадия было очень тяжелое и тревожное. В 1601–1603 годах в Псковской земле был сильный голод, за которым следовали междоусобицы, вызванные появлением самозванцев. Главным средством в борьбе с бедствиями архиепископ Геннадий считал молитву. Он старался «совестить неистовых силою слова Божия». При нем был исполнен обет, данный псковичами во время осады Пскова войсками Стефана Батория, а именно: в 1603 году совершен крестный ход из Печерского монастыря во Псков. Несмотря на старость, преосвященный Геннадий с удивительной неутомимостью, «яко исполин», по выражению современника, участвовал в крестных ходах. По личным качествам архиепископ Геннадий был человек добродушный и снисходительный, но не очень образованный. Захват власти «тушинцами» и признание народом самозванца настолько поразили престарелого владыку, что он скончался «от кручины». Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 2. – С.850–853, 1383. Карамзин H. М. История государства Российского: в 12 т. – 5-е изд. – СПб., 1842–1843, т. 12, прим. 310. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 10. – С. 138. Барсуков Η. П. Род Шереметьевых: в 2 т. – СПб., 1881–1882, т. 2. – С. 146–148.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Схимонах Геннадий, просивший благословения умереть, чтобы уйти в Рай. 28 августа Схимонах Геннадий, просивший благословения умереть, чтобы уйти в Рай. День памяти – 28 августа Схимонах Геннадий был родом из Вологодской губернии, из крестьян. На Святую Гору он прибыл вместе с иеросхимонахом Сергием (Весниным) после его паломничества ко Гробу Господню в Иерусалим. Вот как вспоминает о нем в своих письмах Святогорец: «Когда Григорий прибыл в Руссик в первый раз (таковым было мирское имя вологжанина), то наша жизнь ему чрезвычайно понравилась. Однако старцы наши его не приняли по причине того, что за крайним недостатком свободных келий решительно некуда было его поместить. С прискорбием юный Григорий удалился от нас и поступил ненадолго в Кавсокаливский скит. Так, в одночасье, однажды навсегда привязал его к себе наш мирный Руссик. Бедный Григорий тосковал по нам, изнемогая духом. Наконец, не сдержав порывов души, требовавшей высоких подвигов послушания и более решительных действий, нежели в скитском безмолвии, где он скучал от праздности тела, свыкшегося с трудами крестьянской жизни, он снова пришел к нам и смиренно признался, что не может нигде жить на Святой Горе, кроме Руссика. Но что мы могли сделать? Мы только сочувствовали его затруднительному положению и более ничего предпринять не могли, так как не было ему надежды на поступление к нам. К счастью для Григория паломник-слепец был еще тогда у нас. Мы посоветовали обратиться к нему и просить ходатайствовать перед и духовником, пребывая в полной уверенности, что слепцу не откажут в его просьбе. Так и было. Григория действительно оставили в Руссике в угоду слепцу и дали послушание помогать на штукатурке стен Пантелеимонова собора. С усердием и ревностью принялся новый послушник за свое дело и стал вести самый строгий образ жизни. Не хотел даже носить на ногах сандалий, несмотря на то что приходилось постоянно ступать по холодному мрамору и граниту, которыми вымощены были полы всех монастырских зданий.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=265...

Виды старого Афона В Институте истории материальной культуры Российской Академии наук в Петербурге хранится фотоальбом с видами афонских монастырей и скитов, принадлежавший когда-то великому князю Константина Константиновичу Романову. Он был подарен великому князю русским Свято-Пантелеимоновым монастырем на Афоне во время посещения им святогорских монастырей в 1881 году. Снимки в альбоме датированы 1867-1872 годами. Это первая фотолетопись Афона ценна не только своим документализмом, но и является замечательным образцом фотоискусства. Известны имена фотографов: это насельники Свято-Пантелеимонова монастыря отец Леонтий и отец Геннадий. Ни одна из существующих ныне афонских обителей не сохранилась в неизменном виде - во второй половине XIX-haчaлe ХХ веков многие здания были перестроены. Однако, когда делались фотографии, вошедшие в альбом великого князя Константина, обновление только начиналось, поэтому уникальные снимки дают картину Афона и XVII-XVIII вв., без больших соборов и других масштабных построек. Фотографии из книги " Монастыри и Скиты Святой Горы Афон в фотографиях из альбома великого князя Константина Константиновича Романова " публикуются с разрешения издательства " Индрик " . Комментарии читателей 2015-03-16 17:48 : Хиландар српски манастир. 2013-10-23 11:42 Надежда : Спасибо от всей души. Храни Вас Господь! 2012-01-07 18:50 Юля : Спасибо вам за фотографии, храни вас Господь... 2011-12-16 12:27 Валентина. : Спасибо! Очень интересные фотографии! 2011-11-25 00:26 Кирилл : Этот альбом еще продается в Индрике, как и 9 выпусков из исторической серии книг " Русский Афон " . Отличное дополнение к этим замечательным видам. 2011-11-19 21:08 ольга : как красиво, душа радуется, что есть такие места которые захватывают душу и дают надежду на то, что однажды Бог даст побывать хоть в одном из таких святых мест. спасибо. 2011-11-19 00:42 Milos : Hilanadar, my dearest brothers, isn " t bulgarian - serrbian monastery, it " s just serbian. In it " s entire history, it was never Bulgarian. From the day of it " s foundation, in 1098, Hilandars ful name is: Saint Serbian Tzar " s Lavra Monastery of Hilandar. It " s offending for us Serbs when we hear that our greatest spiritual center gets inwolved with Bulgaria. Every well from Lord, deacon Milosh, Belgrade.

http://pravoslavie.ru/foto/image738.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010