Часть книг предназначалась собственно для библиотеки, а часть – по 6–7 штук были вложены в конверты и розданы солдатам. Эти книги были подписаны: «В благословение от отца Протопресвитера военного и морского духовенства А. А. Желобовского рядовому команды Петербургского Семеновского Александровского госпиталя в военно-санитарном 15 поезде. С.-П., 1904 г. февраля 16 дня» 15 . Во время войны само военное духовенство порой нуждалось в денежных пожертвованиях. Среди убитых на войне был священник Любомудров, после смерти которого осталось пятеро детей. На братском собрании 16 ноября 1904 г. Желобовский просил собравшихся жертвовать в помощь семье погибшего и сообщил, что А. Н. Куропаткин прислал 600 руб. 16 , а затем хлопотал об устройстве девочек в Покровский приют и о дальнейшем их обучении. 4 июля 1907г. опекуном и попечителем над малолетними детьми Александра Любомудрова и оставшимся после смерти его вдовы имуществом был назначен сын священника Александр Власов 17 . В 1906 г. также приходилось оказывать материальную поддержку до назначения пенсии дочери судового священника крейсера «Варяг» Михаила Руднева – Марии 18 . После реформирования военное духовенство впервые столкнулось с войной. Некоторые из священников, особенно те, кто оказался в осажденном Порт-Артуре, после войны не могли сразу продолжить служение – они нуждались в лечении, отдыхе и реабилитации. 8 марта 1901г. в Министерстве внутренних дел был утвержден Устав Общества вспомоществования калекам, обучающимся мастерству и ремеслам в Санкт-Петербурге. Инициатором создания Общества был профессор Н.А. Вельяминов, а среди почетных членов – Желобовский. Общество ставило своей задачей оказывать помощь калекам во время их обучения различным ремеслам и создавать специальные мастерские с интернатами при них. На 1 января 1903 г. на попечении общества состояло 19 калек. Для них действовали учебные мастерские – ткацкая, портновская, сапожно-ортопедическая, кузнечная и прачечная (с обучением гладильному мастерству). Опекаемые обучались грамоте и общеобразовательным предметам, желающие – игре на струнных инструментах; в интернате проводились религиозно-нравственные беседы, устраивались концерты самодеятельности и рождественские елки. В 1904–1905 гг, на попечение Общества поступили инвалиды Русско-японской войны, для которых было устроено специальное общежитие с мастерскими. В 1904г. началось сооружение новой богадельни в Гатчине. Сбор средств на ее строительство был организован духовенством армии и флота к 45-летнему юбилею служения о. Желобовского. Было собрано около 20 тыс. руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

Для публикации выбрана третья тема как особо характерная для иллюстрации общей тематики сборника и яркая с литературной точки зрения – показать взаимодействие светских и богословских наук в области образования на примере Московской духовной академии, с которой сам автор был связан самым непосредственным образом – как преподаватель церковного права с 1911 по 1913г. Для подготовки лекции автор пользуется в основном научной европейской литературой, переводившейся на русский язык в дореволюционную эпоху. Биография Николая Дмитриевича Кузнецова как представителя светской и богословской науки достаточна характерна. Он родился в городе Вязьма Смоленской губернии, учился в Москве, куда ему пришлось переехать вместе с семьей. После окончания 4-й Московской гимназии и Московского университета (1886) он учился заочно в Санкт-Петербургской духовной академии (1887–1891) и затем на дневном отделении в Ярославском Демидовском Юридическом Лицее (закончил его в 1896), в котором в дальнейшем он в течение некоторого времени преподавал церковное право. Впоследствии он продолжал совмещать государственную службу с занятиями церковным правом и апологетикой. Постепенно Николай Дмитриевич все более и более активно принимал участие в жизни Русской Православной Церкви, а в 1905г. он был избран членом Особого Предсоборного присутствия. В 1901г. он защитил кандидатскую диссертацию в Санкт-Петербургской духовной академии на тему «Христианство как идеал личной жизни человека на первых ступенях его развития», а в 1911г. – магистерскую диссертацию «К вопросу о свободе совести. Закон о старообрядческих общинах в связи с отношением церкви и государства» в Казанской духовной академии. В этом же году Н.Д. Кузнецов был избран на должность доцента кафедры Церковного права Московской духовной академии, из которой он был уволен в 1913г. ввиду сложности совмещения общественной и судебной деятельности с преподаванием. И, наконец, в 1911г. появилась его первая публикация по апологетике: «Русская художественная литература в отношении к вопросам религии» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Ярославль. Церковь Петра и Павла при кадетском корпусе. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Петропавловская церковь при ярославском кадетском корпусе построена на средства ярославского дворянства и освящена 27 декабря 1829 года. Главный престол в честь св. ап. Петра и Павла; праздник 29 июня. Придел в честь св. Захарии и Елисаветы (память их 5 сентября), выстроен на средства яросл. купца Ф.Евгр.Вахрамеева и освящён 5 сент. 1901г. Церковь теплая, каменная. Квартиры священника и псаломщика находятся при здании корпуса. Кадет около 400 человек и служащих при корпусе около 200 человек, не считая жен и детей. Церковная библиотека имеет 420 томов книг религиозного содержания, кроме духовных журналов. Священнику жалованье 750 руб. и квартира за службу при церкви; кроме того жалованье за уроки 1600 р. Диакону жалованье 450 р. без квартиры. Псаломщику жалованье 196 р. с квартирой. Источник: «Монастыри и храмы Ярославской губернии. 1908 г.» В ознаменование рождения цесаревича Алексея Николаевича в Петропавловской церкви на средства ризничего московского Данилова монастыря иеромонаха Иоакима был устроен, щедро обеспечен и 5 сентября 1908 года архиепископом Тихоном освящен придел во имя Алексия, митрополита Московского. День памяти святителей московских (митрополитов Петра, Алексия и Ионы) – 5 октября – кадеты стали праздновать как храмовый. Иконы придела были исполнены в мастерской художника Шварева. В церкви хранился ковчег с частицами мощей Стефана, Иосифа, Моисея и Феодула, на Синае убиенных - дар прихожанки Виноградовой. В ноябре 1909 года, в ознаменование большой даты – 200-летней годовщины памяти святителя Дмитрия Ростовского, храм получил редкостный дар от викария Ярославской епархии Иосифа (Петровых), епископа Угличского – частицу мощей чудотворца. Незадолго до торжества в Петропавловскую церковь была пожертвована «большого размера и древнего письма» икона ростовского митрополита. Благотворитель по окончании праздничного молебна вложил в «нарочито сделанное там [в иконе] на месте панагии углубление заключенную в воскомастику частицу св. мощей и оправленную в сребро-позлащенную звездицу». В 1907 году были перелиты старые церковные колокола, вес большого колокола составил 67 пудов 1 фунт.

http://sobory.ru/article/?object=20771

Совсем не то у нас в России: наш царь есть представитель воли Божией, а не народной. Его воля священна для нас как воля Помазанника Божия; мы любим его потому, что любим Бога. Славу ли и благоденствие дарит нам царь, мы принимаем это от него как Милость Божию. Постигает ли нас бесславие и бедствие, мы переносим их с кротостью и смирением, как казнь небесную за наши беззакония и никогда не изменим в любви и преданности царю, пока они будут проистекать из наших православно-религиозных убеждений, из нашей любви и преданности Богу " (Старец Варсонофий Оптинский. Келейные записки. Москва, 1991, с. 44). Преподобному Варсонофию громогласно вторил его великий современник - " всероссийский молитвенник " , святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. " Кто посаждает на престолы царей земных? - восклицал он в своих пламенных проповедях. - Тот, Кто Один от вечности сидит на престоле огнезрачном и Один царствует над всем созданием - небом и землею... Посему Царь, как получивший от царскую державу от Самого Бога, есть и должен быть самодержавен... Умолкните же вы, мечтательные парламентаристы и конституционалисты!.. От Господа подается власть, сила, мужество и мудрость царю управлять своими подданными " (И.К.Сурский. Отец Иоанн Кронштадтский. Свято-Ильинское издание, 1979г., т. I, с. 187). Кронштадтский пастырь наиболее ясно показал значение Таинства царского венчания как мистического акта, в котором благодать Божия соединяет царя и его народ в одно целое. " Священное миропомазание и торжественное венчание царей на царство - есть знамение особой милости, силы и власти, сообщаемой Вседержителем Богом царям земным. - возглашал он. - Потому знайте, что особа царя должна быть священна и неприкосновенна, пред которою должно благоговеть всем " (Слово на день священного Миропомазания и венчания на царство благочестивейшего Государя императора Николая Александровича 14.05.1901г.) " Для чего совершается этот священный обряд? Какое он имеет значение для царя и народа? Он совершается в знамение того, что Сам Бог, Владыка владык и Царь царей, утверждает за царем верховную власть над вверенными ему народами и изливает на него все дары Духа Святого для мудрого, благочестивого, праведного и милостивого царствования... " (Слово на день священного Миропомазания и венчания на царство благочестивейшего Государя императора Николая Александровича 14.05.1903г.)

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2000/0...

Хыркасы. Церковь Рождества Христова. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Христова Год постройки:1900. Адрес: Республика Чувашия, Чебоксарский район, с. Хыркасы, ул. Школьная, 1а Координаты: 56.105351, 47.03839 Проезд:по дороге М7(в сторону Москвы) после поворота на Чебоксары, указатель Хыркасы, первый поворот направо после стоянки с кафе Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Построена на средства прихожан  и купца Чудакова в 1900 г. В 1931 г. закрыта. После восстановительных работ освящена в 1989г. (Браславский Л. Ю. Действующие храмы. часовни, монастыри Чебоксарской и Чувашской епархии " Чебоксары: Чувашкое книжное издательство, 2010 Построен в 1900 году Благотворители храма: - святой Иоанн Кронштадский в 1899 году, будучи проездом в храме с.Ильинка, внес на строительство храма села Хыркасы 100 золотых рублей/«Известия Казанской епархии 1901г. 47 с.1355-1357»/. - купец Коптарского лесопильного завода Гайдов Василий Афанасьевич пожертвововал пиломатериал на строительство храма села Хыркасы. - купец Чудаков внес значительные средства на строительство храма села Хыркасы. - каждое хозяйство деревень Хыркасинского прихода вносили по 4 пуда зерна в год на содержание храма. В конце 1931 года храм закрыт. После закрытия храм переоборудован в школу колхозной молодежи, потом в неполную среднюю школу, в 1964 году после строительства средней школы использовался под склад и столярную мастерскую. 03.06.1990г. по просьбам многочисленных верующих близлежащих деревень храм передан Приходу православной церкви и реконструирован. На территории храма построены два церковных дома и хозяйственные строения.  17.12.1990г. освящен Архиепископом/ныне Митрополитом/Чебоксарским и Чувашским Варнавой в сослужении 8 священнослужителей. Служившие священнослужители храма: С августа 1900 по август 1912г. священник Транквиллин Апполинариевич Земляницкий, 1872 года рождения, переписывался с Л.Н. Толстым, был авторитетным, занимался научно-исторической работой , труды издавались в церковных ведомостях и газетах, был членом Попечительского Совета Чебоксарского духовного училища , 02.08.1912г. переехал в село Благодатное Елизаветинского уезда Херсонской губернии и служил до 1915 года, в 1953 году умер на 81 году жизни в г.Казани .

http://sobory.ru/article/?object=14827

Термез (Патта-Гиссар). Церковь Александра Невского. Церковь. Действует.   Престолы: Александра Невского Архитектурный стиль: Русский стиль Год постройки:Между 1904 и 1905. Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (образцовый проект) Ссылки:   Адрес: г. Термез, угол ул. Сафара Сахибова и пр. Ходжаева Координаты: 37.225794, 67.269726 Проезд: До Термеза есть прямые авиарейсы из Москвы (два рейса в неделю) или Ташкента (два - три рейса в сутки).С ж/д вокзала Термез сесть на маршрутку 2 или автобус 4, проехав обл. Хакимият, далее ЦУМ и после ЦУМа на перекрёстке до светофора выйти на главпочтамте (он окажется слева через дорогу), идти н ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда До Термеза есть прямые авиарейсы из Москвы (два рейса в неделю) или Ташкента (два - три рейса в сутки).С ж/д вокзала Термез сесть на маршрутку 2 или автобус 4, проехав обл. Хакимият, далее ЦУМ и после ЦУМа на перекрёстке до светофора выйти на главпочтамте (он окажется слева через дорогу), идти направо в сторону школы 3, пройдя школу повернуть направо и уже будет виден храм. С аэропорта маршрутки 265, 266 выйдете на конечной в центре города ТЦ Юбилейный, перейти дорогу и сесть на маршрутку 2 или автобус 4 и двигаться, как описано выше. Если приехать в Термез на машине на автовокзал Термез, от автовокзала не переходя дорогу сесть на маршрутку 2, 7, 8 и далее после ЦУМа выйти на перекрёстке главпочтамт и двигаться как описано выше. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь была построена по типовому проекту военных храмов, утверждённому Строительной комиссией в 1901г. (арх.Фёдор Михайлович Вержбицкий). Всего в Российской Империи к 1917г. было выстроено не менее 64-х таких церквей. Согласно архивным документам, первоначально, для расквартированных в начале ХХ в. в Термезе 13-го, 14-го, 15-го и 16-го Туркестанских стрелковых полков, в помещении казармы 2-й роты 15-го Туркестанского стрелкового полка была устроена временная церковь, освящённая 10 Февраля 1901 г. во имя св. благ. Князя Александра Невского. Спустя три года, ввиду того, что этот храм стал для чинов полка маловместительным, Военным министерством были выделены средства на постройку новой каменной церкви, по ранее утверждённому образцу (см. выше).

http://sobory.ru/article/?object=14182

Малаховка. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь Карта и ближайшие объекты В ноябре 1901г. на земельном участке, пожертвованном г.г. Соколовыми Московской духовной консистории, было дано разрешение на постройку деревянной тёплой церкви. Строительство храма было осуществлено в 1902-03 гг. Храм завершается куполом оригинальной формы, на котором установлен осьмиконечный крест. Предполагают, что храм построен по проекту архитектора А.В. Щусева. В 1937—1938 гг. храм был закрыт. В 1992 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви. Весной 1993 г. вновь возобновились богослужения. С 1994 г. храм восстанавливается: демонтирован надстроенный второй этаж, восстановлены большие окна, заново срублены и поставлены все три алтаря, установлен шатровый купол, увенчанный медной маковкой с золотым крестом, стены храма обиты мебельными щитами. При храме действует детская церковноприходская школа. Особо почитается икона Пресвятой Богородицы «Споручница грешных». В конце XIX века землёй, где ныне стоит Петропавловская церковь, владел некто Шорин - зажиточный крестьянин из села Жилино. Шло время, старик с годами старел и решил он как-то передать огромный свой участок своим сыновьям. Известно, что у его детей, по каким-то причинам, возникли трудности со вступлением в наследование и в 1900 году они обратились к нотариусу Московского окружного суда Алексею Соколову. Как нотариус помогал наследникам Шорина - неизвестно, но через год он уже сам владел этими землями. Соколов затеял построить здесь деревянный храм, но вскоре умер, и церковь построили его сыновья Павел и Сергей Соколовы, которые и стали самыми известными землевладельцами северной части Малаховки. После смерти отца братья в 1901 году начали хлопотать о строительстве в дачном посёлке православного храма и подыскивать архитектора, который бы составил проект будущей церкви. Надо воздать должное землевладельцам Сергею Алексеевичу и Павлу Алексеевичу Соколовым, хорошо понимавшим, что без духовного начала, без дел милосердия и благотворительности успех их бизнеса (как сказали бы в наши дни) вряд ли мог иметь долгое продолжение. Люди православные, братья Соколовы пожертвовали на строительство храма более полутора гектаров собственной земли. Но зимой 1902 года по неизвестным причинам Соколовы отказались от проекта, который был утверждён Духовной Консисторией. Летом того же года всё-таки был заложен фундамент размером 34х17 м.

http://sobory.ru/article/?object=10503

И нигде во всем нынешнем шуме в газетах о кишиневских беспорядках ни малейшего намека, что евреи сами виноваты в ненависти к ним и в повременных возмущениях против них простого народа: они, как пиявки, сосут кровь окружающего их люда, ну и выводят, наконец, его из терпения и жестоко платятся за это». 155 Процитированное место косвенно бросает тень и на Сенума, как респондента Л.Толстого. При первом знакомстве к нему подозрительно отнесся и Д.М.Позднеев и называл даже его «двуличным и вероломным». 156 Но заглянем в недавно опубликованные документы – дневники свт.Николая, в которых, возможно, и отыщется указание на неизжитую Сенума слабость к «практической религии, дающей блаженство на земле». О преподавательской деятельности Сенума свт.Николай говорит скупо. Кроме составленного «Практического руководства к самостоятельному изучению японского языка» (напечатано в Токио), Сенума постоянно помещал свои корреспонденции в “Московских новостях”, а в 1904г. выпустил, в связи с войной, “Японско-русский разговорник” – “для употребления японцами на войне”». 157 Педагогические способности Ивана Акимовича свт.Николай оценивает сдержанно: «Ив[ан] Ак[имович] Сенума – теоретик, практически рассуждать не мастер». 158 В 1901г. мысли о японской семинарии и ее педагогах, включая Сенума, вылились в следующую запись: « приходит смотритель семинарии Иван Акимович Сенума и сообщает, что трое семинаристов бежали из школы, – в светские учебные заведения куда-то поступают (без сомнения, тоже, чтобы добиться со временем более доходной службы, чем церковная). В сущности, не жалко никого. Самый дрянной народ поступает в миссийские школы – большею частью отброс других школ; потому, если и уходят, – не беда. Жалко положение вообще духовных школ ныне, не наших только, а всех миссий. Кажется, отлив дошел до последней черты; если течение пойдет еще вниз, то, значит, и отброса не будет; школьные здания опустеют. Что ж, если и это будет, – пусть! Не от нас это зависит, значит, и не нам и печалиться. Но печально положение Японии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

121 Любовь свт.Николая не могла ограничиться кругом его православной паствы. Она простиралась как на «неплодящую церковь » – язычников, так и на заблуждающихся братьев – католиков и протестантов. Так, когда в 1891г. было большое землетрясение в трех провинциях (Тифу, Айчи и Мие) он собирал пожертвования от христиан других провинций, приезжих русских туристов и раздавал их всему пострадавшему населению. Приведем несколько характерных записей из дневника свт.Николая: «(14/27 декабря 1900г.) был сборщик пожертвований на сиротский приют в городе Окаяма. Двенадцать лет этому приюту с основания его; основал сострадательный к несчастью ближних врач по фамилии Исии, протестант секты конгрегационалистов. Начал с принятия на свое попечение двух малых детей вдовы, приведшей их к нему; теперь в приюте – до трехсот сирот мужского и женского пола, и приют этот уже известен на всю Японию. Дети все делаются протестантами, так как учит их вере и молитве один из протестантских миссионеров в Окаяма. Я подписал пять иен в год. 122 (12/25 марта 1901г.) Colonel Bullard, начальник Армии Спасения в Японии, прислал книжку “Salvation Warfare, being a summary of the report of the Salvation Army throughout the world and its present position in Japan». Армия уже довольно многочисленна и в Японии, и делает много добра, по преимуществу, бросающим свое ремесло проституткам и кончившим тюремный срок преступникам. Боже, сколько людей у этих протестантов на всех путях! И какие превосходные, энергичные деятели! Живо и действенно у них христианство. Без помощи Благодати Божией не было бы того. Послал полковнику Билларду благодарность за его отчет и десять иен на благотворительные заведения у них». 123 «Зеленеющая» деятельность протестантов радовала, но не смущала свт.Николая. В своих «Дневниках» он судил о протестантизме и католичестве, как всегда, трезво: «Протестантство – клоака, в которую, если порядочно засосет человека, нет ему спасения3. Какая польза толковать с протестантами об union? Не исцелишь никого из них от этой вечно зудящей у них болячки сектантского разлада.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Переводы Сенума толстовской публицистики неизвестны. Зато в архиве Льва Николаевича сохранилось письмо Сенума, в котором японец предварительно согласовывал с графом вопрос о переводе «Анны Карениной» на японский язык. В двух письмах за 1902г., хранящихся в архиве «высокопочитаемейшего графа» можно заметить и некоторые специфические черты характера Сенума. «Честь имею, – писал он Толстому, – выразить свою глубочайшую признательность за Ваше снисходительное позволение о переводе Вашего бессмертного романа “Анна Каренина“. Письмо Ваше, прочитанное мною с неописуемым восторгом, равно как и Вашу подпись, я считаю за бесценный Ваш подарок и буду вечно хранить у себя как славный памятник нашей с Вами переписки». 152 Интересна оценка Толстым «бессмертного романа», которую он высказал в письме к Сенума в 1903 году: «Желаю успеха Вашему переводу “Анны Карениной“, но боюсь, что роман этот покажется скучным японской публике, вследствие тех больших недостатков, которыми он переполнен и которые я ясно вижу теперь». 153 В сотрудничестве с Одсаки Кёо, Огури Фуё, Идзуми Кёка и Токуда Сюсей, Ивану Акимовичу удалось не только сделать перевод «Анны Карениной», но и напечатать его в японском журнале «Бунсо». Известно, что свт.Николай был против увлечений своих подопечных произведениями отлученного от церкви графа. Так, например, в его дневниках за 1901г. имеется следующая запись: «Господи, доколе Ты терпишь поношение Твоего Истинного Евангелия? Помоги воспрянуть России, которой Ты вверил Православие! Нечистые насекомые облегли это огромное тело и сосут из него кровь – как Лев Толстой и вся эта вонючая, как клопы, интеллигенция, лакействующая пред Западом. Помоги сбросить эту нечисть!». 154 В 1903г. свт.Николай, по поводу погрома в Кишиневе, сделал следующую запись: «Утром возмутило приведенное в “Japan Mail» письмо графа Льва Толстого о кишиневском возмущении народа против евреев. Этот анафематствованный еретик, как злой пес, не упускает никакого повода лаять на свое правительство и на духовенство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010