Вслед за бездарными поэтами мы склонны считать поэзию развлечением, досужим плетением рифм и размеров. Между тем, поэзия – это неосязаемые, но вполне реальные и умопостигаемые связи между вещами или между людьми. Трагические любовные связи, сотканные Промыслом Божиим. Церковное предание содержит упоминание о том, что апостол Петр до самой своей мученической кончины в Риме не мог без боли слышать крика петуха, ибо слышал в нем свои слова, сказанные в роковую ночь во дворе первосвященника: «Я не знаю Его» ( Лк.22:57 ). Не будь в самих вещах поэзии, такие древние города, как Рим или Москва были бы простым нагромождением ветхих построек. Но о Москве такого сказать нельзя. Здесь до сих пор сохраняется множество мест, наполненных чем-то «чувствительным и непонятным». Вот какими впечатлениями поделился поэт Александр Розенбаум: Бродит Кот на Патриарших прудах, А на Хитровке Гиляровского жду. А в Столешниковом – ну просто беда – Целый сонм воспоминаний и дум. Любовная душа особенно чувствительна к поэзии. Отсюда берут начало многочисленные реликвии христианского мира. Отсюда почитание икон, частичек мощей и даже предметов обихода и одежды святых. Отсюда практика паломничества по святым местам. Вера – это поэзия, творческое следование поэтике мира и ее творческое отображение. Древнегреческий философ Сократ, которого Иустин Философ называл «христианином до Христа», не создавал трактатов, полагая невозможным или ненужным отображать в письменном сочинении доступную каждому уму поэтику мира. Стратега, который никак не мог решиться выступить против превосходящего войска, Сократ просто подвел к каменной стене какого-то строения и предложил, заглянув в одну из многочисленных трещин кладки, прокомментировать то, что там происходит. – Вижу паука, – отвечал стратег. – Верно, – похвалил его философ. – Только это не сам паук, а его самка. – Клянусь Зевсом, Сократ, ты прав! Возле нее копошатся какие-то беспомощные, но, несомненно, живые «точки». Самка паука, похоже, занята тем, что плетет себе паутину.

http://azbyka.ru/semya/muzhskaja-filosof...

" От греха - к святости " апреля 2021 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Святой Троицы Красного Села " Поздравляю вас с Неделей 5-й Великого поста - памятью преподобной Марии Египетской, - сказал владыка в проповеди. - Кто был в среду на богослужении, слышали житие этой великой подвижницы, великой послушницы Матери Божией, великой женщины, явленной миру старцем Зосимой. Он исповедал ее, и она рассказала о своей непростой жизни. Первые тридцать лет у нее прошли обычно, как у многих. Она рано ушла из дома в поисках счастья, попала в Александрию - большой город по численности населения и по соблазнам. Не устояла перед этими соблазнами и стала проводить жизнь в пьянстве и разврате. Так прожила семнадцать лет, но Промысл Божий есть над каждым человеком, и Господь выманил ее из этого города через паломничество. Она присоединилась к паломникам, которые отправлялись на Святую землю на праздник Воздвижения Креста Господня. Поехала она с ними не с целью увидеть святыни, а чтобы развратничать в поездке и по приезде " . " Но она была верующей и понимала, что ее ждет кара, - продолжил архипастырь. - Однако удивительно - в святом городе ее ждала не кара, а милость и любовь Матери Божией. Мы знаем, как она чудесно вошла в иерусалимский храм, поклонилась Кресту Господню и спросила у Царицы Небесной, что ей делать дальше. Мария понимала, что возвращаться в Александрию нельзя: там она вернется к распутной жизни. И Богородица указала ей место спасения - заиорданскую пустыню. Так случился решительный поворот в ее судьбе. Она понимала, что опираться на то, на что она раньше в жизни опиралась, - на людей, на материальные блага, развлечения - нельзя, это все гнилая опора. Надо опираться на Бога, Он всегда поможет, подскажет и укрепит. Послушав Матерь Божию, она причастилась, взяла с собой три хлеба и перешла Иордан. И прожила там сорок семь лет. Эта часть ее жизни поражает всех: как может человек из глубины греха достичь такой святости? Она стала прозорливой, легкой - спокойно переходила Иордан, по воздуху передвигалась, как ангел. Прекрасно знала Священное Писание, хотя никогда не училась. Господь ее охранял, покрывал Своей благодатью " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Васильев предложил абсолютно новый взгляд на искусство, и поэтому в свое время его театр стал местом паломничества многих ищущих странников, которых не устраивал свой уровень, которые хотели добиться в искусстве чего-то большего. Но не в смысле популярнос­ти, а в смысле углубления в театральный процесс. Фото Владимира Ештокина — Одним из таких странников были и Вы? — Да, в 1988 году я оказался здесь, и для меня это был очень серьезный шаг. Я тогда находился в состоянии творческого кризиса. Я уже работал в хорошем театре, в Саратовском ТЮЗе, учился у хороших мастеров. Но в какой-то момент я потерял интерес. Мне всегда хотелось выйти за пределы только психологического театра, но каким образом это сделать, я не знал. Через кинематограф и литературу я чувствовал, что и в театре можно выйти за границы горизонтали. Было множество фильмов, которые меня в этом убеждали. Особенно я любил и люблю работы Тарковского. «Андрей Рублев» произвел на меня колоссальное впечатление. Я пересматриваю его по сей день и всякий раз открываю что-то новое. Тарковский в очень достоверной манере затрагивает высокие вопросы — о взаимоотношении искусства и жизни, духа и красоты. Он показывает, что жизнь русского художника неразрывна с жизнью России и с жизнью в Боге. Он сочетает реализм и то, что выше реализма, он выходит за пределы. Были книги. Я с самого раннего возраста ощутил, что люблю читать и что читаю я не для развлечения и не просто так. Моя мама работала библиотекарем и научила меня любить и уважать книги. Я постоянно помогал ей получать их по почте, классифицировать, расставлять — и, конечно, прочитывал от корки до корки. А лет в 12 я даже удивился тому, как сильно меня увлекло чтение. Это были «Три мушкетера» Александра Дюма, после чего я стал читателем Дюма и бесконечно приобретал его книги. А позже я узнал, что Васильев как-то сказал своим студентам: чтобы подойти к текстам Достоевского, надо сначала заниматься текстами Дюма, потому что мастерству интриги надо учиться у него, а затем смотреть, как этим мастерством пользуется Достоевский, но уже с совершенно другими целями. И такое интересное сближение меня очень впечатлило.

http://foma.ru/zachem-na-kryishe-teatra-...

На Соловках та же самая ситуация... Идешь по камням, по траве и понимаешь, что каждый клочок этой земли полит кровью наших предков. И устраивать здесь развлекательные заведения – безумие. Справедливо возникает вопрос: почему обязательно на Соловках, ведь для развлечения можно найти другое место?! Да, конечно на островах масса проблем: население живет в нищете, дорог нет, проблемы с электричеством, канализацией. Часто слышишь – мол, бизнес принесет деньги! Никто не спорит, на Соловках необходимо развивать туризм, но туризм должен сочетаться с паломничеством. Поэтому в первую очередь, нужно создать условия для паломников, а затем для религиозного туризма – то есть людей разной культуры, разного вероисповедания, которые едут на Соловки с целью познакомиться с историей, культурой, православной традицией.... Я не вижу ничего плохого в религиозном туризме. Не секрет: для многих религиозный туризм заканчивается обращением к Богу. И все же хотелось бы подчеркнуть, что туризм вторичен по отношению к паломничеству. Не все измеряется деньгами и выгодой. Ситуация вокруг монастыря все острее и острее. Хозяйственная проблема переросла в политическую. Все что происходит на Соловках: продажа земли, организация увеселительных, развлекательных мест оскорбляет чувства верующих, вызывает с их стороны сопротивление. Сопротивление может приобрести самые разные формы. Точно так же как ситуация вокруг парка Победы, места святого для тысяч ленинградцев, проблема Соловков приобрела политический характер. Об этом свидетельствуют открытые письма Премьеру и Президенту. – Администрация Архангельской области как-то отреагировала на обращение Николая Левичева? – Да, отреагировала. Сразу после этого Михальчук встретился с Лужковым, о чем я говорил выше. – А на федеральном уровне какие-то меры сейчас предпринимаются? – Представители общественности, включая членов Общественной Палаты, подготовили письма к Президенту и Премьеру с просьбой разобраться в ситуации. С открытым обращением Общественности читатель может ознакомиться по этой ссылке.

http://religare.ru/2_57930.html

Как переживают почаевские иноки атмосферу разделения и нестабильности за стенами обители? Владыка Владимир рассказал, что бывает неспокойно, народ отходит от Бога, но паломников приезжает много. Заметно, что люди сосредоточены на себе, на развлечениях, очень мало кто думает о своем спасении. Он также отметил, что происходящее на Украине – это война против Православия, против Бога. Мы в ответ заметили, что в Америке православные – это тоже малое стадо и нам нелегко удержать молодежь в церковной ограде. И мы, как монахи, должны быть примером, молитвенниками пред Богом. Какие еще святыни Вы посетили до возвращения в Киев? Перед возвращением в Киев наш путь лежал в Кременец. В регентском училище, в храме святителя Николая нас встретил почаевский собрат – митрополит Тернопольский Сергий, известный архиерей-молитвенник. Во время встречи со студентами мы рассказали о скаутских лагерях в Америке, о молодежных съездах, о жизни на приходах, о Нью-Йорке, где хранится Курская икона и откуда путешествует по всему миру, о мощах святителя Иоанна в Сан-Франциско. Студенты слушали с большим интересом, а некоторые и поверить не могли, что в США тоже есть православные храмы. Владыка Георгий рассказал молодежи об Австралии, куда ему предстоит отправиться после Пасхи, что и там есть русские православные. Шла сырная седмица, и после встречи я передал ректору скромную лепту – студентам на мороженое. Мы также посетили Богоявленский женский монастырь, где владыка Сергий показал нам храм, а игумения устроила для всех нас обед. В Киев мы вернулись духовно радостными и насыщенными. В среду, 11 февраля, накануне нашего отъезда, мы поехали еще раз помолиться в Киевскую лавру. Наш спутник отец Георгий показал нам лаврский Успенский собор. За трапезой мы встретились с епископом Обуховским Ионой, который был прошлым летом на моей хиротонии в Сан-Франциско. Владыка Иона показал нам монастырь в честь иконы Божией Матери " Отрада и Утешение " – подворье Ионинского монастыря. Владыка Георгий остался под большим впечатлением, благодарил за братскую любовь и поддержку. Знаете, ведь и у архиереев бывают моменты одиночества, но когда ты знаешь, что твой собрат в Киеве, или в Австралии или Сиэттле за тебя молится, и ты молишься за них, это единство во Христе очень поддерживает.

http://pravoslavie.ru/78288.html

Советская власть всеми силами пыталась отдалить Церковь от народа. Но не так-то легко это было сделать. В Сионский патриарший собор ломились прихожане, их тянуло к православным ценностям, но они нуждались в элементарном церковном просвещении, в понимании, в теплоте и регулярном общении. Власть раздражало такое паломничество. Как вспоминает Илия II, ему тогда прямо сказали: для вас же будет лучше, если службы в Сионском соборе будут проходить только по большим праздникам. Патриарх отказался. Немногие знают, что в 1982–1983 годах власти начали беспрецедентную атаку на Церковь . Правительство ГССР приняло постановление «О борьбе против вредных традиций и обычаев», фактически направленное против национальных и религиозных интересов народа. А патриарх самоотверженно и мудро шаг за шагом поднимал авторитет Церкви. В 1983 году по решению всесоюзного руководства Грузия должна была торжественно отпраздновать 200-летие Георгиевского трактата. Грузинская власть обратилась к патриарху с предложением сделать Церковь соучастницей празднования этого важного юбилея. Тогда Его Святейшество принял воистину соломоново решение: одновременно торжественно отметить 1500-летие Грузинской Православной Апостольской Церкви, 65-летие со дня восстановления ее автокефалии и 5-летие своей интронизации. Некоторые, не понимающие всей сути дела, утверждали, что патриарх и в тот раз, как и в течение 70-х годов прошлого века, старался не входить в противоречие с властями. Но конфронтация вообще не является линией поведения Его Святейшества, он понимает, что она и бесполезна, и бесперспективна. О близорукости осуждающих «покорность» патриарха свидетельствует письмо, отправленное им на имя председателя Совмина ГССР в начале 1980 года. Оно дает ответы на многие вопросы. Поводом для письма стало решение правительства устраивать концерты в храмах и монастырях. «Нам непонятно, – писал Святейший, – почему не было предусмотрено, что Шиомгвимский монастырь является действующим. В монастыре находится священник и постоянно служится литургия. Кто-нибудь задавался вопросом – есть ли место для органа в грузинском православном храме? Посмотрим, какое положение в других монастырях и храмах. В Метехском храме, где покоится св. великомученица Шушаник, открыт театр для молодежи. Там проходят спектакли и концерты; в великом Бичвинтском храме, кафедральном храме Католикоса-Патриарха Западной Грузии, сегодня стоит орган и устраиваются концерты; Тбилисскую церковь Святого Николая превратили в концертный зал; в патриаршем храме Анчисхати открыли художественную мастерскую; в храме Иверской иконы Божией Матери – баню; в Цхнетской церкви – хлебопекарню. Во всех городах и районах Грузии храмы и монастыри оборудовали или под склады, или под места общественного развлечения и отдыха. Во всем мире трудно найти страну, где с таким неуважением относятся к своим древним святыням. Общеизвестно ведь, что храмы и монастыри наши предки построили для молитвы, а не для развлечений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот, например, как агентура описывала встречу илиодоровцев в Казани (13 июля): «Множество народа высыпало из многочисленных лавок, трактиров, пивных и, став шпалерами по обе стороны быстро идущих паломников, с удивлением громко спрашивали друг друга: " что это такое? " , " что это за невиданное чудо? " ». «На возвратном пути на пристань, когда о.Илиодор проходил с паломниками, то из окон одного трактира высунулось много людей, которые кричали: " смотрите, Илиодор идет, Илиодор идет " » . После скандального противостояния с Св.Синодом весной 1911 г. любое появление о.Илиодора на публике вызывало ажиотаж с толпами бегающих за ним любопытных, и в столице, и в провинции. Даже если он просто заходил помолиться в скромную приходскую церковь. А тут он шествует во главе огромной толпы, с загадочными белыми флагами, с пением, с дубинками! Не посмотреть на столь значительное для поволжской глуши событие было невозможно! Газеты подчеркивали, что появление илиодоровцев собирало одну лишь праздную толпу. На самом деле толпа вовсе не была так однородна. Нашлись у о.Илиодора и сторонники, влекомые к нему искренним чувством. Однако тон задавали любопытные. Для них паломническое шествие было бесплатным аттракционом. Особенно ярко это чувствовалось в день выступления о.Илиодора на нижегородской ярмарке. «Старожилы ярмарки в толпе говорили, что ярмарка много видела всякого рода развлечений, но такого еще не было» . Руководствуясь вовсе не благочестивыми мотивами, видя перед собой, казалось, нечто вроде политической манифестации, любопытные не проявляли никакого почтения к процессии. Уже на третий день пути, в Хвалынске, о.Илиодор во всеуслышание скорбел, что местная публика пришла только «поглазеть», «что он предпринял опасный путь в далекое плавание, а кругом видит насмешку крамольной толпы, которая старается его перекричать» . Говоря о «насмешке», о.Илиодор не преувеличивал. Толпа насмехалась над ним и его паствой. В Нижнем Новгороде во время речи иеромонаха, произнесенной с балкона главного ярмарочного дома, среди слушателей несколько раз слышались взрывы хохота. В Самаре (25 июля) «почти все поголовно смеялись». В Саратове местные жители «только смеялись с своих балконов на эту толпу, смотря в бинокли и не снимая головных уборов» .

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/03/...

В своем рапорте Представителю Русской Православной Церкви в Таиланде архимандриту Олегу (Черепанину) иерей Алексей Головин, основываясь на данных своей пастырской деятельности на о. Панган, подчеркнул необходимость строительства там храма для обеспечения нормальной духовной жизни. Архимандрит Олег поддержал доводы иерея Алексея и направил, в свою очередь, предложение о строительстве храма на Пангане на рассмотрение Преосвященнейшего Антония, епископа Богородского, Руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям Русской Православной Церкви и благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Земельный участок на Пангане был приобретен благодаря целевому пожертвованию. Некоторые благодетели и жертвователи православных храмов в Таиланде выразили желание поддержать данный проект и принять участие в строительстве храма прп. Серафима Саровского на Пангане. К сожалению, о. Панган известен не только своими красотами, пляжами и отелями. Он также известен и сомнительными с христианской точки зрения развлечениями, т.н. «full moon party» и др. подобного рода. Но эти факты еще более укрепляют православных верующих в строительстве там православного храма. По слову Божию « когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим.5:20). И Церковь нисколько не боится такого соседства, вполне осознавая, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6,12) и нести слово Божие среди окружающей тьмы, как раз и есть призвание Святой Церкви. Представительством Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в Королевстве Таиланд на имя архимандрита Олега (Черепанина) была получена резолюция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА от 19.05.2016 г., положенная на рапорте, относительно строительства нового православного храма на о. Панган в Таиланде. В резолюции Его Святейшества, в частности, говорится: «Благословляю начало строительства храма в честь прп. Серафима Саровского на о. Панган (провинция Сураттхани, Королевство Таиланд). Благодарю за труды и заботу о духовном окормлении русскоязычной диаспоры, проживающей в регионе. Благословение Божие да пребудет с Вами, клиром и всей паствой приходов и общин Московского Патриархата в Таиланде, Камбодже и Лаосе».

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_преподобн...

     Я как-то привыкла в художественных рассказах встречать сравнения невысоких греков с рослыми русскими, и тут была поражена, когда мужскую половину храма заполнили греки разных возрастов и комплекций, но все как на подбор под два метра ростом. Приезжали на большом автобусе грузинские паломники со священником. По окончании утренней службы, в 6 утра, герондисса раздает просфоры, и сестры молятся в кельях и немного отдыхают до 8, кроме тех, кто трудится в трапезной, архондарике и на нескольких других послушаниях, требующих постоянного присутствия. В 8 пьют по крохотной чашке кофе, первая трапеза – в 2 часа дня, вторая трапеза, более скудная, – после вечерней службы.      Сестры питаются очень скромно, стол преимущественно постный. За неделю моего пребывания в монастыре рыба была на столах только один раз, в праздник давали молочное – греческий йогурт, в остальное время – жареную картошку, рис, овощи, оливки. Пирожки с картошкой, овощной начинкой. Как и в других греческих монастырях, сестры начинают вкушать пищу по звонку колокольчика игумении, второй звонок – знак того, что можно налить себе холодную воду из кувшина, третий звонок колокольчика – и трапеза окончена, сестры встают, молятся. За трапезой, как и во всех монастырях, читают святых отцов. Ветер в лицо После ужина мы вышли в монастырский двор – ветер бил в лицо. Да, тот самый ветерок, который у подножия горы легким бризом освежал, ласкал вспотевший лоб, здесь, на горе, опрокидывал большие тяжеленные горшки с цветами, рвал ставни, и мне поневоле подумалось: если такие сильные ветры дуют тут в начале сентября, как же они свирепствуют зимой! И это было не только явлением природы, но и неким символом, прообразом духовной жизни: чем выше ты поднимаешься, тем труднее. Что заставляет сестер монастыря, этих слабых, хрупких женщин, подвизаться здесь, в горах? Ограничивать себя в пище, урезать часы сна, лишать себя свободы передвижений, путешествий, развлечений, отказываться от собственной воли? – Любовь к Богу. Паломничество в монастырь

http://pravoslavie.ru/97399.html

На этом черная полоса в истории храма не закончилась. В 1933 году, когда советское государство активно боролось с религией, Успенскую церковь закрыли, а старый погост сравняли с землей. При этом надгробные плиты использовали для изготовления дорожных бордюров. На бывшей кладбищенской земле Меланжевый комбинат разбил свой парк культуры и отдыха и построил на бывших могилах танцплощадку, читальню и летний кинотеатр под говорящим названием «Балаган». Хотя место было отдано под массовые развлечения, горожане помнили его историю и стали именовать парк культуры «парком живых и мертвых». С 1933 года в церкви и даже в ее алтаре сделали общежитие, в котором проживало порядка 180 человек (49 семей). За последующие несколько десятков лет храм продолжал разрушаться, а его внутреннее убранство полностью уничтожили. И хотя основной объем культового здания сохранился неплохо, в середине прошлого века церковные главы и боковые портики полностью снесли. А от прихрамовой колокольни оставили только нижний ярус и обустроили в этом помещении душевую. С 1950 года перестроенное здание церкви использовалось Ивгорэлетросетью - предприятием, обслуживающим электрические коммуникации Иваново. Успенская церковь была одной из семи в Иваново, уцелевших в годы советской власти. И он стал последним из старых храмов, которые государство вернуло верующим. В 1992 году инициативная группа христиан зарегистрировала Успенский приход, а спустя три года здесь возобновили богослужения. По указу ивановского архиепископа церковь вначале получила статус храма при монашеской общине. Потом весной 1998 года после проведенной реставрации распоряжением Патриарха Алексия была открыта Успенская мужская обитель. Современное состояние [ править править код ] В монастыре и его подворьях проживают более 25 насельников. Сегодня одно из основных направлений деятельности обители – активное социальное служение. Монахи помогают малообеспеченным жителям Иваново и переселенцам, а также постоянно бывают в городских больницах и у детей-сирот. Кроме того, при обители работают курсы для прихожан, развиваются молодежное и скаутское движения и создан архиерейский хор.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_мужс...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010