Законодательные нововведения в сфере паломничества После всестороннего обсуждения обозначенных выше проблем было принято решение о внесении изменений в федеральные законы «Об основах туристской деятельности» и «О свободе совести». Важнейшее значение имеет закрепление исключительного права на осуществление паломнической деятельности за религиозными организациями. Под паломнической деятельностью следует понимать деятельность религиозных организаций по организации паломнических поездок, а также по установлению, поддержанию и развитию международных связей и контактов в целях организации паломнических поездок. Законом установлено, что путешествие, совершаемое в целях отдыха и развлечений, осуществления деятельности, связанной с получением дохода от источников в месте временного пребывания не может быть признано паломнической поездкой. Паломнической деятельностью после вступления в силу новых поправок будут заниматься непосредственно религиозные организаторы, созданные ими специальные некоммерческие организации. Кроме того, религиозные организации смогут заключать договоры с туроператорами. Так что механизм предлагается достаточно гибкий и учитывающий возможности конкретной епархии Русской Православной Церкви, иной религиозной организации. Следует подчеркнуть, что за паломниками сохраняется безусловное право совершать и организовывать паломнические поездки самостоятельно. Согласно принятому закону, правовое регулирование паломнической деятельности выведено из-под действия закона «Об основах туристской деятельности». В тех же случаях, когда обычный туристский маршрут предусматривает, кроме осмотра городских достопримечательностей, также посещение туристом объектов, храмов и иных мест религиозного почитания, принадлежащих на праве собственности или праве пользования религиозной организации, туроператор будет обязан соблюдать порядок совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний и обеспечивать его соблюдение как представителем туроператора, так и самими туристами. Это касается в том числе требований к внешнему виду и поведению представителя туроператора и туристов. Религиозная организация либо организация, созданная религиозной организацией, вправе заключить с туроператором соглашение, определяющее условия организации посещения туристами объектов показа, принадлежащих на праве собственности или ином имущественном праве религиозной организации. Законом отдельно закреплено, что услуги на объектах показа, принадлежащих религиозной организации, оказывают экскурсоводы или гиды-переводчики религиозной организации, если иное не предусмотрено вышеуказанным соглашением.

http://patriarchia.ru/db/text/5457625.ht...

Все, что в жизни берется из главного, по главному с волею и тщанием взять главное, - все имеет не только духовное, но и религиозно-очистительное значение, даже и там. где сам берущий не думает об этом и не понимает этого; и там, где берущий только коснулся правды Божией, и даже там, где он пытался взять из главного главное, но не справился и не преуспел... In magnis et voluisse sat est. «Блажен, кто жизнию умел Хоть раз коснуться правды вечной; Блажен, кто истину искал, И тот, кто побежденный пал В толпе ничтожной и холодной, Как жертва мысли благородной!» (Граф А. К. Толстой). Ибо лучше живая ошибка ищущего, чем мертвая слепота; и нередко трепетное заблуждение ближе к духу и истине, чем неошибающееся безразличие Но именно в этой связи выясняется, сколь велика ответственность тех, которые участвуют в создании очагов духовной культуры, которые строят и ведут их. Там, где богослужение превращается в обременительный придаток ярмарки или в повод для базара (кир-мессе - ярмарка); где университет становится канцелярией для выдачи дипломов; где концерт становится клубом для зевак и снобов, ищущих развлечения и утехи страстям; где театр дразнит праздную чувственность; где музеи накапливают растленную живопись и соблазнительную скульптуру; где паломничество в горы становится честолюбивым спортом, а литература льет в души пошлость, - там соль теряет свою силу и источники духовного очищения разлагают духовную чистоту: там они сами нуждаются в очистительном огне, ибо народная жизнь идет по пути духовного и религиозного вырождения. Это означает, что религиозное очищение необходимо не только в личной жизни, но и в национальном бытии. Духовный акт имеет свое строение не только у индивидуального человека, но и у целых народов: подобие душевного уклада (обусловленное племенем, климатом, историей и культурой) облегчает совместность, взаимность влияний и общность (языка, права, власти, истории и вероучения), а совместность, взаимность и общность усиливают подобие. Возникает национально-однородный духовный акт и однородность переживаемых содержаний; и личный катарсис нуждается в общецерковном и национальном очищении. Древние народы знати узаконенные дни и обряды религиозного очищения. Новые народы с их маловерием и неверием утратили эту возможность, и для них всенародный катарсис возможен только в виде настигающего их хозяйственного, государственного, духовного кризиса и сопряженных с ним глубоких страданий, приводящих к обновлению и перерождению духовного акта.

http://sedmitza.ru/lib/text/432236/

          Так как у нас внезапно появилось свободное время в Дели (из-за задержки рейса в Москве и отмены путешествия в центры индуистской культуры), то нас все-таки прокатили на автобусе до одной из центральных площадей столицы к главному авеню с въездными воротами-аркой в Индию в новой части города. Очень скрашивали наше первое впечатление от жаркого и влажного климата индийской столицы весело снующие между деревьев на парковых площадках полосатенькие бурундучки с задорно задранными вверх хвостами - двоюродные братья наших белок. Вечером  после ничем ни плохим, ни хорошим не примечательного перелета на очередной индийской авиакомпании с еще одной пересадкой в крупном городе Банголуру мы оказались в городе Ченнай в довольно приличной гостинице в колониальном стиле. При этом чуть-чуть подпортил впечатление-ощущение достигнутого места покоя-отдыха вполне традиционный перченный индийский ужин, но к этому уже следовало начинать привыкать. С утра посетили три католических духовных центра, связанных с пребыванием апостола Фомы: После обеда мы решили посмотреть уже чисто индийские достопримечательности – резьбу по камню в барельефах и в древнем храмовом комплексе города Мамалипурам, в котором была запланирована наша ночевка перед вылетом в Индонезию. Кстати, именно в этом городе находятся эти объекты культурного наследия, охраняемые Юнеско, посему дополнительную экскурсию в иные города с традиционными индуистскими храмами, которую мы невольно пропустили из-за задержки рейса, вполне можно было и не планировать. Второй отель оказался намного скромнее первого, но имел несомненные преимущества в том, что находился на берегу Бенгальского залива. Многие из нас почти в сумерках успели «вкусить» необыкновенно теплую воду Индийского океана, запивая свои первые впечатления вкусным чаем с молоком и специями, характерными исключительно для индийской традиции чаепития. Для того, чтобы завершить тему знакомства с культурой Индии сразу напишу о заключительных днях нашего вояжа, которые мы также провели в Дели. На обратном пути  прилетели мы в столичный аэропорт почти ночью, так что из развлечений было только размещение в достаточно скромненьком, но весьма колоритно украшенном индийском отельчике.  С утра загрузились с чемоданами в автобус и поехали на осмотр некоторых достопримечательностей:

http://radonezh.ru/analytics/nemnogo-o-p...

Когда я предложила ей пойти в воскресную школу, квартира огласилась пронзительным визгом: Нет, в воскресенье я никуда ходить не буду! Мне пришлось буквально ее успокаивать. Но мы все же договорились, что она сходит сначала всего лишь посмотреть, и если ей не понравится, я ни в коем случае не буду ее заставлять идти туда снова. Я была практически уверена в провале и уже строила планы, какие буду искать уловки, чтобы она сходила и во второй раз. Но это оказалось лишним. Притихшая, спокойная возвращалась она со мной домой и на мой вопрос твердо сказала, что «будет ходить сюда всегда». Конечно, она не сильно преуспела пока в освоении предметов, но это и не самое главное. А вот походы в храм первое время давались сложнее, в школу она шла, а в храм не всегда. Первый раз причастилась только спустя несколько месяцев в паломнической поездке. Долго не решалась подойти исповедаться и даже всплакнула. Но, возвращаясь из паломничества, с грустью в глазах на подъезде к Саратову спрашивала меня: «Что, мы уже приехали?». Для нее заканчивался праздник, или приключение, или... к сожалению, сложно угадать, как видят и переживают подобные поездки дети. А мы так волновались, как она выдержит многочасовую утомительную дорогу на автобусе в Подмосковье и обратно на пороге зимы, когда столбик термометра уже уверенно держался ниже нуля. А спустя какое-то время за ужином, когда один из друзей семьи сказал: «А я не верующий», она замерла и как-то очень серьезно заметила: «Нельзя так». Это было неожиданно: ребенок, который живо реагирует в основном на развлечения и покупку новых вещей, вдруг заявил о своей позиции взрослому человеку. Я принялась спрашивать ее, а почему, собственно, нельзя? Она долго стеснялась, не хотела говорить, но потом все же пояснила: «Христос страдал за нас, нехорошо так к Нему». Младшая, Ульяна, как-то сразу прониклась теплым чувством к храму. Я люблю храм, она постоянно делилась со мной своим отношением. Всегда проходя или проезжая мимо, она показывает рукой в направлении храма и говорит:

http://pravoslavie.ru/37304.html

Стали совершаться первые крещения, венчания. Человек за человеком стала складываться община. Это самый надежный путь, когда люди собираются не из-за какой-то внешней популярности храма. Были  студенты, которые заходили, потому что их товарищи по группе здесь стали прихожанами, и оставались. Приходили Татьяны… Сначала этот процесс шел незаметно, но начиная с каких -то лет пошел прорыв, и людей стало значительно больше. Настолько, что сейчас уже другое качественное состояние прихода. Последние годы я не знаю всех прихожан по имени: их слишком много. Конечно, сам по себе праздник Татьянин день приводил к нам каждый год новых прихожан. С самого начала у нас на Татьянин день была архиерейская служба. Потом здесь стал служить Патриарх, стал присутствовать на богослужениях ректор Московского Университета Виктор Антонович Садовничий. Татьянин день стал фактом общественного сознания современной России и довольно твердо ассоциируется с университетским храмом. Сейчас нам, конечно, это помогает. Помогает и постоянная забота о благолеппии храма, чтобы он постепенно вернулся к тому состоянию, в каком был к моменту закрытия его при большевиках. Помогало собиранию людей и то, что мы старались, чтобы пение церковного хора  всегда было достойным. Конечно,  мы не можем позволить себе огромных, роскошных хоров, но за уровнем в пении и чтении  богослужебном мы стараемся следить. Я думаю, что это очень важно для церковной общины и для каждого храма. – Каким образом миссионерские поездки и благотворительность «вписаны» в жизнь общины? Именно общины, а не отдельных прихожан? – Миссионерские поездки возникли уже на достаточно продвинутом этапе нашего здесь существования. Для этого должны уже были собраться люди, должны были быть сделаны главные труды внутри.  В первые годы мы ездили в паломничества. Сначала были прогулки-экскурсии по Москве и ближнему Подмосковью. Это очень хорошее дело:  люди знакомятся, как– то объединяются, лучше узнают друг друга получше. А первая миссионерская состоялась только в 2003 г. Миссионерская поездка – не развлечение, а дело, и участвовать в ней может 15-25 подготовленных людей. Так или иначе помогает приходская община: и экономически, и организационно.

http://pravoslavie.ru/38053.html

Святыня 1 станция Виа Долороса. Претория - Место суда над Спасителем Ощутить атмосферу евангельской эпохи, а именно того момента, когда происходил суд над Иисусом Христом, можно прямо на месте событий. Им принято называть Преторию (лат. pretorium) – официальную резиденцию римских прокураторов в Иерусалиме . По традиции считается, что ранее она располагалась в крепости Антония, построенной царем Иродом в честь римского военачальника Марка Антония. Это сооружение находилось по соседству с Иерусалимским иудейским храмом. Здесь же находилась и Темница Христа. В наше время, неподалеку от купальни Вифезда, за которой крепость берет свое начало, возвышается одна из арок ворот Претории, носящая название «Ecce Homo», что с латинского переводится как «Вот человек!». Эта фраза, ставшая крылатой на многие столетия, принадлежит прокуратору Понтию Пилату. Он адресовал ее измученному Иисусу Христу, которого вывел к народу на осуждение. Камни, на которых они тогда стояли, впоследствии были перенесены как раз к месту, где располагается эта арка. Именно сюда, в резиденцию римского прокуратора, представители духовенства и иудейские начальники привели связанного Спасителя на оглашение его смертного приговора. Однако никто из них не решился войти внутрь. Все побоялись быть оскверненными присутствием в жилом здании язычника накануне Пасхи. Тогда перед ним была организована открытая площадь, на которой судьи и оглашали приговор римскому пленнику. Это место получило два названия: « Лифостратон » - от греческого «Каменный мост» и «Гаввафа» - от еврейского «Мостовая». Некоторые из каменных плит, которыми была вымощена площадь, сегодня хранятся в католическом францисканском монастыре «Ecce Homo». По рисункам, сохранившимся на этих камнях, можно воссоздать жестокое развлечение, которое пользовалось большой популярностью у римских воинов, называвших его игрой «в царя». В данной забаве использовалось несколько нарисованных символов – корона, меч и греческая буква «бета» (с которой начиналось слово «Василевс» - царь»).

http://elitsy.ru/holy/394/

Припоминается мне наблюдение японской жизни. Там это дело весьма развито в народе даже самом простом. Кончились полевые работы у крестьян, и поднимается деревня в путь из разных концов Японии. Путешествуют и одиночно, но больше партиями для удобства и дешевизны. И крестьяне, и крестьянки, и старые, и малые посетят все достопримечательности в том или другом городе или округе страны, побывают у всех своих заветных языческих мест и храмов, все высмотрят, все заметят, чему можно поучиться у других, и домой возвращаются довольные путешествием, богатые воспоминаниями и впечатлениями, приносят с собой или редкости, или полезные вещи и т.п. И от этого, между прочим, самая жизнь деревни японской возвышается и улучшается. Не хуже же мы и не беднее духовными дарованиями, чем японцы. Напротив, скажу по истинной правде на основании своих наблюдений не только над японцами, но и над другими народами: наш русский народ весьма богато одарен, способен на все высокое и доброе, и при случае все это проявляется так богато, как ни у кого. Но беда наша в том, что на все это богатство природы народной мы не обращаем внимания, не пускаем все это в дело, действуем вразброд без определенных планов и намерений. Итак, со вниманием и усердно возьмемся за это дело и увидим богатый плод от того. Так и религиозное чувство возбудим и поднимем, и с народными святыми познакомим и сродним, и родную историю приблизим к народной душе, и общее благосостояние народной жизни поднимем, и от многого праздного и дурного отвлечем, и вообще в жизнь вложим серьезность и сознательность. Не могу без волнения представить эту величественную картину воодушевленных народных паломничеств при разумном руководстве священника или еще кого-либо понимающего и усердствующего. 14. Приходские праздники По однохарактерности дела нельзя обойти и еще одного предмета. Есть у духовенства старинный обычай приезжать друг к другу на праздник сельский. Обыкновенно это делается только лишь для праздничного развлечения среди однообразной деревенской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

Все, что в жизни берется из главного, по главному с волею и тщанием взять главное, - все имеет не только духовное, но и религиозно- очистительное значение, даже и там, где сам берущий не думает об этом и не понимает этого; и там, где берущий только коснулся правды Божией, и даже там, гце он пытался взять из главного главное, но не справился и не npeycneл...In magnis et voluisse sat est. " Блажен, кто жизнию умел Хоть раз коснуться правды вечной; Блажен, кто истину искал, И тот, кто побежденный пал В толпе ничтожной и холодной, Как жертва мысли благородной! " (Граф А. К. Толстой). Ибо лучше живая ошибка ищущего, чем мертвая слепота; и нередко трепетное заблуждение ближе к духу и истине, чем неошибающееся безразличие. Но именно в этой связи выясняется, сколь велика ответственность тех, которые участвуют в создании очагов духовной культуры, которые строят и ведут их. Там, где богослужение превращается в обременительный придаток ярмарки или в повод для базара (КНР-мессе - ярмарка); где университет становится канцелярией для выдачи дипломов; где концерт становится клубом для зевак и снобов, ищущих развлечения и утехи страстям; где театр дразнит праздную чувственность; где музеи накапливают растленную живопись и соблазнительную скульптуру; где паломничество в горы становится честолюбивым спортом, а литература льет в души пошлость, - там соль теряет свою силу и источники духовного очищения разлагают духовную чистоту: там они сами нуждаются в очистительном огне, ибо народная жизнь идет по пути духовного и религиозного вырождения. Это означает, что религиозное очищение необходимо не только в личной жизни, но и в национальном бытии. Духовный акт имеет свое строение не только у индивидуального человека, но и у целых народов: подобие душевного уклада (обусловленное племенем, климатом, историей и культурой) облегчает совместность, взаимность влияний и общность (языка, права, власти, истории и вероучения), а совместность, взаимность и общность усиливают подобие. Возникает национально-однородный духовный акт и однородность переживаемых содержаний; и личный катарсис нуждается в общецерковном и национальном очищении. Древние народы знали узаконенные дни и обряды религиозного очищения. Новые народы с их маловерием и неверием утратили эту возможность, и для них всенародный катарсис возможен только в виде настигающего их хозяйственного, государственного, духовного кризиса и сопряженных с ним глубоких страданий, приводящих к обновлению и перерождению духовного акта.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1871...

     О работе с молодежью по изучению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской рассказывает игумен Лука (Степанов). – Отец Лука, сегодня у детей игрушки – сплошные роботы, – так состраданию не научишься. Это же расчеловечивание какое-то, трансгуманизм… А молодежь натаскивают на гедонизм, по¬требительство. Как им рассказать про новомучеников, которые готовы были страдать, на смерть шли за Христа? – Молодежь действительно отделяют от ценностей, явленных в опыте наших светлых христовых новомучеников и исповедников, именно доминирующие сегодня гедонизм и самость. Настроенность на жизнь ради получения различных удовольствий, а не на несение своего жизненного креста вслед за Христом – да, это причина отчуждения поколения новомучеников и наших юных современников. – Что может помочь? – Воинская служба и даже серьезные занятия спортом или искусством имеют полезное воспитательное влияние на молодежь. К тому же волонтерство, не говоря уже о трудовом паломничестве в монастырях, – это прямой путь к преодолению пагубного самолюбия. Тот, кто из молодежи сегодня усердно изучает, например, православное богословие в ситуации, когда вряд ли после получения диплома тебя ждет высокая зарплата и общее признание, являет силу и последовательность почтенного даром истинной веры. Вместо пустых, а часто и губительных развлечений мобилизующий себя на жертвенное служение нуждающимся вызывает изумление и радость, как облагодатствованный слуга Христов. Но это счастливые исключения. В большинстве же своем нынешняя молодежь не готова к усвоению всякой духовной правды. Со школьниками, студентами надо вдумчиво, внимательно и много работать – слушать то, что они говорят, проговаривать, интеллектуально разжевывать в ответ какие-то твердые для них смыслы. Без этого никак. – То есть почву восприятия необходимо заранее готовить? – Конечно. В чем заключается подвиг новомучеников? Надеяться на то, что эта тема, столь важная для Церкви и глубоко понимаемая духовенством, монашествующими, будет ими сама по себе воспринята, не приходится. Требуется творческий подход, чтобы сориентировать их на явленные в этом подвиге ценности.

http://pravoslavie.ru/123161.html

Об оскорбленных чувствах и мыслепреступлениях В начале и середине 90-х годов я часто спорил с либеральными правозащитниками и активистами еврейских организаций, упорно добивавшимся преследования по 282 статье УК авторов антисемитских публикаций. «Ребята, вы открываете ящик Пандоры. С чего вы взяли, именно вам доверят оценивать, что можно писать, а чего писать нельзя?» 29 января, 2013 В начале и середине 90-х годов я часто спорил с либеральными правозащитниками и активистами еврейских организаций, упорно добивавшимся преследования по 282 статье УК авторов антисемитских публикаций. «Ребята, вы открываете ящик Пандоры. С чего вы взяли, именно вам доверят оценивать, что можно писать, а чего писать нельзя?» На минувшей неделе вновь активно обсуждалась тема оскорбления чувств верующих. Президентский совет по правам человека провел специальное заседание, на котором рассматривался внесенный депутатами всех фракций Госдумы законопроект , направленный на ужесточение наказания за оскорбление этих самых чувств. Борис Клин Напомню, что предлагается дополнить Уголовный кодекс новой статьей, которая предусматривает наказания за «оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан и/или осквернение объектов и предметов религиозного почитания/паломничества/, мест, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний». В случае публичного оскорбления обрядов религиозных объединений и публичного оскорбления религиозных чувств граждан предусмотрены штрафы до 300 тыс. либо обязательные работы на срок до 200 часов, либо лишение свободы на срок до 3 лет. Представители Русской православной церкви настаивали на его одобрении и принятии. В частности, глава СИНФО и член СПЧ Владимир Легойда считает, что иначе «крестоповал превратится в платное развлечение». А председатель ОВЦО протоиерей Всеволод Чаплин заявил: «Совет при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека должен прислушаться к обществу, подчеркивающему свои права на то, чтобы более важные чем земная жизнь вещи были защищены», — заявил протоиерей Всеволод Чаплин. А президент Федерации еврейских общин России Александр Борода и исполнительный директор международной исламской миссии Шафиг Пшихачев предупреждали, что отсутствие реакции на оскорбление религиозных чувств может привести к кровопролитию.

http://pravmir.ru/ob-oskorblennyx-chuvst...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010