257. Пророки возвещали людям не свою волю, но волю Божию (Из жизни св. пророка Исаии. Чет. Мин. мая 9) Св. апостол Петр о пророках говорит: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет.1:21 ). Как понимать эти слова апостола? Нужно понимать в смысле, что пророки не по своей воле ходили с проповедью к людям, но посылаемы были к ним Богом; не от себя пророчествовали, но от Бога; не свою волю, наконец, возвещали людям, но волю Божию. Из чего же, скажете, это видно? На это ответим вам, что сие видно из следующего. Пророк Исаия был призван к пророческому служению так. Господь явился Исаии на высоком и превознесенном Престоле, окруженный Серафимами, которые пели: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его». Исаия воскликнул: «Горе мне! погиб я! ...Я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа». Тогда один из Серафимов, по повелению Божию, взял клещами горящий уголь с небесного жертвенника, прикоснулся углем к устам Исаии и сказал: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». Затем Исаия услышал голос Господа: «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?» Исаия ответил: «Вот я, пошли меня». Господь сказал ему: «Пойди». Призвание пророка Иезекииля произошло при следующих обстоятельствах. Однажды Господь показал ему славу Свою в видении, которое Иезекииль описывает следующими словами: «Я видел, – говорит он, – от севера [шло] великое облако... и сияние вокруг него; ...и из средины его было подобие четырех животных, – и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица: [человека, льва, тельца и орла], и у каждого из них четыре крыла. Животные горели, как лампады. Внизу у этих животных по одному колесу, ободья которых полны очей. И животные, и колеса согласно двигались туда, куда Дух влек их. Над головами животных свод; над сводом престол, а на престоле Кто-то с виду как бы человек. Таков был вид славы Иеговы. И сказал мне Сидящий на престоле: «Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным... Ты не бойся их... но говори им слова Мои, будут ли... не будут ли слушать».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

26. Призывание имени Спасителя в опасностях имеет великую силу (Аф. Пат. ч. I, стр. 440–441–416. 311–312). Пред вознесением на небо Господь говорил ученикам: уверовавших будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов.. будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы ( Мр. 16, 17:18 ). Что значат эти слова Господа? То, что верующие в Него, и одним призыванием имени Его, могут спасать себя от бед, опасностей и несчастий. Вышеприведенные слова Господа оправдывались еще при жизни Его. Так, когда во время бури на озере, Апостолы возопили к Нему: „Господи! спаси нас погибаем«, то Господь запретил ветру и сказал морю: „молчи, утихни» И ветер утих и настала великая тишина ( Мф. 8, 23:27 ). И в другой раз, когда Апостол Петр, во время бури, пошел ко Господу по водам и стал тонуть, то ему достаточно было сказать: „Господи, спаси меня!» И Господь простёр к нему руку и спас его. Такую имело силу призывание имени Спасителя при жизни Его! Но имеет ли оно ту же силу и по вознесении Его? И оправдывались ли вышеприведенные слова Спасителя в последующее время? Несомненно, братья; ибо Господь есть вчера и днесь, Той же и во веки; а во-вторых эту истину можно доказать примерами. Близ Есфигменского монастыря на Афон, на горе называемой Самария, уединялся инок Дамиан, между прочим имевший заповедь от своего духовного старца–никогда не оставаться на ночь и не спать в чужой келье. Случилось, что однажды он отправился к соседнему брату, и так как тот был в отсутствии, то Дамиан должен был дожидаться его до самого вечера. Наконец является брат, и Дамиан, исполнив свою надобность, торопился на ночь в свою пустынную келью. Напрасно друг его просил остаться у него на ночь, представляя ему опасность ночного пути и начинавшегося дождя. Дамиан, верный старческой заповеди, остался непреклонен. Опасения его друга не прошли даром. Дамиан, по причине чрезвычайной темноты и проливного дождя, действительно сбился с дороги и не знал, где он находится, куда он идет. В этой крайности, воззвал он ко Господу: „Господи! спаси меня, я погибаю!» И вдруг видит, что он стоит у своей кельи (Аф. Пат. ч. 1, стр. 311–312).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

5. К детям учащимся. О любви к Богу (Из жизни св. священномученика Вавилы. Чет. Мин. сент. 4) Вы знаете, дети, что благодеяния Божии к нам велики и неисчислимы. Вы знаете, что Бог даёт нам жизнь; посылает святых Ангелов для хранения нас; даёт землю в жилище нам; солнце, луну, звёзды – для освещения нас; воздух, воду, растения, животных, чтобы мы имели все удобства для жизни; что Он открыл нам Свою волю, чтобы мы исполняли её и благоугождали Ему; даровал спасительные таинства, чтобы пользуясь ими мы очищались от грехов, приближались к Нему и в Нём получали спасение и вечную жизнь. Вы знаете, что всё, что имеем доброго, начиная с самой жизни, всё мы имеем от Бога и что «Им лишь, – как говорит Слово Божие, – и живем и движемся и существуем» ( Деян.17:28 ). Так, вы знаете всё это. Но для чего же, спрошу, это вам дано знать? Не забывайте, что дано для того, чтобы вы, видя и зная беспредельную любовь Божию к вам, и сами платили Богу любовью и благодарностью. К такой любви призывает вас и наш Спаситель. Он говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь!» ( Мк.12:30 ) Да, не забывайте, дети, что первая заповедь для вас, первая обязанность ваша должна состоять в том, чтобы вы любили Бога Творца и благодетеля вашего; и, как видите, не просто любили, но любили бы, по слову Спасителя, всем сердцем вашим, и всею душею, и всем разумением, и всею крепостью вашей. Но, что же, спросите, значит последнее? Что значит любить Бога всем сердцем, всею душою, всем разумением, всею крепостью? Что это значит, на это даст вам ответ следующий пример. Святой священномученик Вавила, епископ Антиохийский, при жизни своей однажды сжалился над троими лишившимися отца сиротами – мальчиками, заступил для них место последнего и воспитал их в вере и благочестии. И дети настолько привязались к нему, что не оставили его и в то время, когда он мучителем Нумерианом предан был на страдания за Христа, и ходили за Вавилою и в то время, когда он в цепях с позором водим был по городу.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

642. Авва Пафнутий не осудил согрешивших; за это явившийся Ангел возвестил о его помиловании и показал меч, от которого погибнут все осуждающие ближних См. также: Осуждение . Авва Пафнутий рассказывал о себе: “Однажды, путешествуя, я сбился с дороги, ибо был туман, и очутился близ одного селения. Там увидел я некоторых бесстыдно разговаривавших между собой. Остановившись, начал я молиться о своих грехах. И вот явился мне Ангел с мечом и говорит: “Пафнутий! Все осуждающие братий своих погибнут от этого меча. Но ты не осудил, а смирился перед Богом, как бы виновный в грехе. Потому имя твое вписано в книгу живых.“ (Достопамятные сказания. С. 235. 1). 643. Инок, живший нерадиво, но никогда никого не осуждавший и не имевший ни на кого злобы, был помилован на Суде Божием и умер с весельем См. также: Незлобие ; Суд Божий . Святой Анастасий Синаит повествует следующее. Один монах, проведший свою жизнь в небрежении и лености, впал в тяжкую болезнь и был уже близок к смерти. А в том монастыре, где он жил, было обыкновение, чтобы к умирающему собираться всей братии и не отходить от одра кончавшегося до тех пор, пока не испустит он последний вздох. По этому обычаю братия собрались и к упомянутому иноку, и при виде его они были немало изумлены. Он умирал нисколько не страшась смерти, с благодарностью к Богу и с веселым лицом. Они сказали: “Брат, мы знаем, что ты провел свою жизнь небрежно. Скажи же нам, что так радует и веселит тебя в смертный час?” Инок отвечал: “Подлинно, честные отцы, небрежно я жил, но вот что случилось со мной. Был я на Суде Божием, и Ангелы вынесли рукописание моих грехов, прочитали мне их и спросили: “Знаешь ли, что это твои грехи?” – “Знаю, – сказал я, – но с тех пор, как отвергся мира и постригся, я никого не осудил и ни на кого не держал злобы, а потому и молю Господа, чтобы исполнил на мне Свои слова: “Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете” ( Лк. 6:37 ). И только я сказал это, тотчас же Ангелы разодрали рукописание моих грехов. Потому я теперь беспечален и с радостью отхожу ко Господу.” После этих слов инок мирно скончался. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 580).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

А ввиду этого, для того чтобы и вам не впасть в сети диавола, бегайте и вы, братие, дальше от раскольников, не входите в сношения с ними, не слушайте их лжеучений и не будьте «более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» ( Еф.4:14 ). Аминь. 21-й день 300. Не лги (Из жизни преподобных Иулия пресвитера и Иулиана диакона. Чет. Мин. июня 21) Некоторые из людей, желая миновать какое-нибудь дело, которым их просят заняться другие, обманывают этих других тем, что выдумывают на себя какое-нибудь несчастье, и говорят: «Нет, брат, и желал бы я тебе помочь, да вот я нездоров», или: «Умер у меня родственник», или говорят и еще что-нибудь подобное. Хорошо ли так делают ленивые, не желающие помочь ближнему? Нет, братие, очень худо. Почему? Да потому что Бог гневается на таких людей за их ложь, и выдуманные ими несчастья иногда и на самом деле обрушиваются на их голову. Однажды преподобные Иулий и Иулиан в некотором из селений Медиоланской епархии стали строить Церковь , и множество христиан собралось к ним для того, чтобы личным трудом участвовать в построении ее и ускорить ее совершение. Когда производилась постройка, мимо созидавшейся Церкви проезжали на колеснице некоторые люди и, увидев многих трудившихся, начали говорить между собой так: «Объехать это место нам неудобно, а между тем эти люди остановят нас и станут просить, чтобы мы помогли им, а через это мы потеряем дорогое для нас время. Сделаем вот что: пусть один из нас притворится мертвым, а мы скажем, что везем его на погребение». И как сказали, так и сделали. Когда же они поровнялись с Церковью , преподобные вышли к ним навстречу и сказали: «Дети, помогите нам хотя немного в деле, в котором мы трудимся». Путешественники отвечали: «Нет, святые отцы, нам медлить нельзя, ибо мы мертвеца везем на погребение». Святой Иулий сказал им: «Не лжете ли, дети?» – «Нет, отче», – отвечали они. «Ну, если так, то ступайте с Богом», – заключил преподобный, и они поехали своим путем.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

А когда умер ее отец, тогда, сказано в житии ее, она стала для овдовевшей матери и совсем неотступной служительницей, во всех ее печалях и скорбях утешительницей, всего дома доброй строительницей, и братьям и сестрам своим, которых всех она была старше, учительницей и наставницей, и как бы второй матерью. Так, младшего брата Петра, который родился в самый день смерти отца, Макрина научила книгам и всякому благоразумию, добронравию и целомудренному житию. И Петр впоследствии стал святителем, и причислен к лику угодников Божиих. Когда брат ее Василий, обучавшийся долго наукам на чужой стороне, возвратившись домой, как еще юный, стал гордиться своей ученостью, тогда святая сестра его кроткими и богодухновенными словами своими в короткое время привела его к такому смиренномудрию, что Василий вскоре все мирское презрел и иноческий образ на себя принял. Также и другого брата, именем Навкратия, душеполезными беседами своими привела к любви Божией и чистому житию. И сей, тоже все презрев, ушел в пустыню, и там служил престарелым пустынникам. При содействии Макрины же и все сестры ее были устроены в замужество. Затем вместе с матерью она ушла в монастырь, там проводили обе время в великих подвигах воздержания и непрестанной молитвы, и, наконец, Макрина послужила матери при последней болезни ее, и мать скончалась у нее на руках (Чет. Мин. июля 19). В Израильской земле у одного человека, по имени Навуфей, был виноградник подле дворца царя Ахава. Ахав сказал Навуфею: «Отдай мне свой виноградник; я вместо него дам тебе виноградник лучше этого; или, если угодно тебе, дам тебе серебра, сколько он стоит». Но Навуфей сказал: «Сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих!» Ахав опечалился, лег на постель свою, и отворотил лицо свое, и хлеба не ел. Жена его Иезавель сказала ему: «Отчего встревожен дух твой, что ты и хлеба не ел?» Ахав рассказал про Навуфея. Иезавель сказала: «Что за царство было бы в Израиле, если бы ты так поступал? Встань, ешь хлеб и будь спокоен; я доставлю тебе виноградник Навуфея».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Аминь. 14-й день 323. О соблюдении постов (Из жизни преподобного Еллия монаха. Чет. Мин. июля 14) Во время постов большей частью бывает так, что когда мы сидим дома, то соблюдаем пост, а когда выйдем из дома, то то и дело нарушаем его. Например, великим постом мы не едим рыбы, а позовут на поминки или на какой-нибудь общественный обед, мы вкушаем оную, и через это грешим. Что же делать нам на будущее время, для того чтобы и вне домов соблюдать посты и не нарушать оных? Да должно делать то же, что в этом случае делали святые, и все будет хорошо. Что же делали они, скажете. Что делали они в этом случае, то сейчас откроет вам повествование следующее. Однажды во время поста преподобный Еллий, ходя один по пустыне, пожелал вкусить меда и в это время увидел прекрасный медовый сот, который лежал на камне. Еллий уразумел в этом вражье коварство и сказал самому себе: «Отойди от меня, греховное желание, ведь написано: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти " » ( Гал.5:16 ). И с этими словами Еллий тотчас же отошел от меда в глубочайшую пустыню и там, как бы за невоздержание, наложил на себя суровейший пост, покоряя духу плоть свою и алчбою и жаждою. В третью неделю своего поста Еллий опять встретился с искушением. Он увидел в пустыне на земле лежащие красные спелые яблоки и другие самые лучшие садовые плоды. Познав и тут прелесть вражью, преподобный сказал: «Нет, не только не вкушу, но и не дотронусь я до всего того, что вижу, не стану соблазнять души моей! Буду помнить слова Господа моего: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих " » ( Мф.4:4 ). И, сказав это, Еллий отошел от плодов, не дотронувшись до них так же, как не дотронулся и до меда. Из этого повествования видно, что святые, когда им постом представлялся соблазн вскусить то, чего по их убеждению не должно было вкушать, тогда они признавали этот соблазн за коварство вражье, это коварство побеждали силой воли и всегда выходили из борьбы и с самими собой, и с диаволом победителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

апр. 5) Не без того, конечно, бывает, молодые иноки, что вы нет-нет, да и вспомните о мире, который оставили Христа ради. Что же, как вы думаете, при воспоминании о нем радоваться вам нужно или печалиться о том, что вы оставили его? Не знаем вполне этого, но думаем, что скорее же радоваться должны; а почему, то сейчас откроем вам. Когда авва Серапион пришел к преподобному Марку Фраческому, который провел в пустыне девяносто пять лет; тогда, остановившись у входа в пещеру, где жил Марк, Серапион услышал, что преподобный стихословил Псалтирь и говорил из псалма 89-го: «пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» ( Пс.89:5 ) и прочее псалма того. Затем, окончивши чтение Псалтири, Марк стал говорить самому себе так: «Блаженна душа твоя, Марк, потому что она не осквернилась нечистотами мира сего и потому что ум твой не был пленен скверными помыслами. Блаженно тело твое, ибо не увязло оно в похотях и страстях греховных. Блаженны очи твои, которых дьявол не мог прельстить зрением чужой красоты. Блаженны уши твои, поскольку не услышали ни голоса, ни вопля женского в суетном мире. Блаженны органы обоняния твоего, ибо не обоняли неприязненного смрада греховного. Блаженны руки твои, поскольку не прикоснулись ни к одной из чужих вещей. Блаженны ноги твои, ибо не ходили по путям, ведущим к смерти, и стопы твои, ибо не подвигались на грех. Блажен ты, Марк, потому что душа твоя и плоть твоя исполнились духовной жизни и освятились чистотою ангельскою». И затем преподобный уже начал восклицать: «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его! Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его!» ( Пс.102:1–2 ). Зачем скорбишь, душа? Не бойся, не будешь удержана в темницах адовых, и бесы не посмеют оклеветать тебя, ибо, по милости благодати Божией, нет в тебе порока греховного. «Ополчится, – сказано, – Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их Господь». Блажен раб, сотворивый волю Господа Своего!» Из этих слов преподобного Марка очевидным становится, что и вы, молодые иноки, при воспоминании о мире не печалиться, а радоваться должны тому, что его оставили.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

«Братия, – говорит Апостол Иаков, – если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ). А обратить его, как вы видели, можно и тем, когда мы будем являть перед ним и во внешнем нашем поведении благопристойность, при молитве внутренней и благоговение внешнее, порядок и стройность в Богослужении общественном, и будем заботиться о благолепии дома Божия. Аминь. 328. Должно любить ближних не словом, а делом Господь велит нам любить ближних не словом, а делом, как и указал в притче о благодетельном Самарянине и как говорит возлюбленный ученик Его: «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Ин.3:18 ). Но любить ближних делом есть для нас заповедь трудная. Попал человек в беду или погибает душевно и телесно, мы не поскупимся на слова сострадания и любви к нему, но самым делом войти в его положение, явить ему истинную помощь, соединенную для нас с самораспятием, есть подвиг, весьма редко встречающийся со стороны нашей. А между тем, если, как знаете, без любви делом спастись нельзя, то мы и должны учиться ей. У кого? Конечно у тех, которые в продолжение своей жизни являли деятельную любовь к своим братьям и оставили нам достоподражательные примеры ее. К нашему счастью, таких примеров мы не лишены. Их много можно найти и в жизни святых, и в истории нашего отечества. В наше назидание возьмем пример сего дня из последней: пример, который представляет собой Греческая царевна Анна, впоследствии супруга св. Равноапостольного князя Владимира. Когда посланные Владимиром узнать, где какая вера лучше, возвратились к нему и сказали, что лучше Греческой веры нет, то Владимир и решился принять ее, но, как человек непросвещенный еще светом этой веры и будучи как язычник горд, он не захотел снизойти до просьбы перед царями Василием и Константином и, собрав войско, пошел против них войной. Дойдя до Таврического полуострова, он осадил тут город Корсунь и после шестимесячной осады взял его.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

В Антиохии был разбойник по имени Ионафан. Многих он убивал на путях и в домах, грабил селения и окраины городов. Выведенные из терпения его разбоями Антиохияне выслали против него войско, разбили и рассеяли его шайку, и сам Ионафан был окружен со всех сторон. Находясь в от­чаянном положении, он прибежал к столпу, на котором спасался преподобный Симеон, ухватился за столп и горько зарыдал. Симеон спросил его: «Кто ты, и откуда, и зачем пришел сюда?» – «Я Иона­фан, разбойник, – отвечал прибегший, – сотворивший множество зол, и пришел сюда раскаяться в грехах моих». Когда разбойник говорил это, в это время приблизились к столпу преследовавшие Иоанафана воины и сказали преподобному: «Отдай нам, отче, нашего врага-разбойника. В городе нашем уже и звери готовы, чтобы растерзать его». Симеон отвечал: «Дети мои, не я преследуемого вами привел сюда, но привел его Сам Бог , Который восхотел при­нять покаяние от него. И потому дать вам позво­ление взять его я не могу, ибо боюсь Бога; но если решитесь взять без моего позволения – берите». Пи­тая великое уважение к преподобному, воины не взяли разбойника, и он остался при Симеоне и семь дней провел в пламенной молитве к Богу и в плаче, как сказано, великом о своих грехах. По прошествии семи дней Ионафан сказал Симеону: «Отче, не время ли мне уйти от тебя?» Преподобный отвечал: «Уж не собираешься ли опять за прежние дела приняться?» – «Нет, отче, – сказал бывший разбойник, – но время исхода моего настало». И ска­зав это, умер. Когда ученики Симеона стали после этого готовить умершего к погребению, тут пришли из Антиохии начальники и стали кричать преподоб­ному: «Отдай нам, отче, скорее нашего врага, ибо из-за него весь город пришел в смятение!» Симеон сказал им: «Знайте, что Тот, Который привел разбойника ко мне, Тот приходил сюда со множеством воинств небесных и взял к Себе его душу, покаянием очищенную. И потому я прошу вас более не беспокоить меня». Услышав это и увидев разбойника мертвым, начальники пришли в ужас, прославили Бога, не хотящего смерти грешников, и, возвратившись в город, рассказали жителям о всем, что они видели и слышали.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010