Том 1 Том 3 Содержание Предисловие Глава I. 1902 год Глава II. 1903 год Приложения Приложение 1 Приложение 2 Список архивных источников, использованных в комментариях и примечаниях Библиографический список     В интересах самонаблюдения, самопознания весьма полезно было бы вести дневник, где ты приучался бы анализировать себя, откуда ты мог бы потом видеть постепенное развитие твоих воззрений, отмечая условия, способствующие или препятствующие твоему развитию... Авксентий Стадницкий Предисловие Второй том Дневника митрополита (в то время – епископа) Арсения (Стадницкого) за 1902–1903 годы посвящен последним годам служения Владыки в Московской епархии в качестве Волоколамского викария и ректора Московской Духовной академии (МДА). Страницы Дневника за эти предреволюционные годы заполнены тревожными записями о нарастающем бунтарском духе как среди учащейся молодежи Духовных семинарий и академий, так и среди студентов светских учебных заведений. Попытки реформирования высших светских учебных заведений вместо умиротворения приводили к еще большему недовольству и брожению. Опубликованные в конце 1901 года «Временные правила о студенческих учреждениях» под внешними уступками содержали такое количество ограничений, что вызвали крайнее недовольство радикально настроенной части студенчества. В начале февраля 1902 года волнения охватили 36 высших учебных заведений Российской Империи, более 30 тысяч студентов не посещали занятий. Благодаря деятельности тайной межсеминарской организации с участием некоторых студентов МДА в 1902 году волнения и беспорядки прокатились по Духовным семинариям. Наиболее крупные из них произошли в Вятской, Одесской и Донской Духовных семинариях. Нестроения происходили и среди профессорско-преподавательского состава МДА. Епископ Арсений подробно описывал заседания Совета Академии, давал оценку новым научным работам, размышлял о возможностях воспитания молодежи, будущих продолжателей богословской науки, живописал отношения профессоров вне преподавательской деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Московскую академию – 20, по одному воспитаннику из семинарий: Вифанской, Вологодской, Иркутской, Калужской, Костромской, Олонецкой, Орловской, Полтавской, Рязанской, Тверской, Тобольской, Тульской, Харьковской, Холмской, Черниговской и Ярославской и по два из Владимирской и Волынской, и г) в Казанскую академию – 17, по одному воспитаннику из семинарий: Александровской-миссионерской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Иркутской, Казанской, Курской, Оренбургской, Пермской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Тамбовской, Тобольской, Томской и Уфимской; 2) остальные затем казеннокоштные вакансии в академиях С.-Петербургской – 5, Киевской – 10, Московской – 10 и Казанской – 12 предоставить лучшим из имеющих явиться к приемным испытаниям в качестве волонтеров; 3) в виду обнаружившегося неодобрительного настроения среди учащихся в Вятской духовной семинарии и в частности среди воспитанников VI класса сей семинарии, лишить кончающих в названной семинарии курс учения в текущем году воспитанников права поступления в духовные академии; 4) поручить Советам духовных академий, по окончании приемных испытаний в академиях, представить Святейшему Синоду сведения, требующиеся Синодальным определением от 12 января 1849 г., с указанием и тех лиц, которые явятся на экзамен не по вызову и будут приняты в число воспитанников академий, и 5) предписать семинарским начальствам, чтобы при избрании воспитанников в академии: а) обращали, согласно особым постановлениям высшего духовного начальства, самое строгое внимание на благонадежность избираемых как по способностям, успехам в учении и благо- —217— нравию, так и по состоянию здоровья и склонности их к продолжению духовного образования, б) на основании указа Святейшего Синода от 19 марта 1871 г. 14, обязали избранных при самом отправлении подписками по прибытии на место не отказываться от поступления в академию, а по окончании академического курса учения от вступления в духовно-учебную службу, в) выслали по предписанному в приведенном указе Святейшего Синода порядку таковые подписки вместе с другими требуемыми документами избранных воспитанников непосредственно в академические Советы, не допуская ни в каком случае передачи таковых документов в Советы академий чрез самих воспитанников, и г) снабдили отправляемых воспитанников прогонными и суточными для проезда деньгами, а также необходимым на экипировку пособием на основаниях, изъясненных в определении Святейшего Синода, от 5 мая 1905 г. за 228 (Церк. Вед. 21). Для должных распоряжений и исполнения со стороны Советов духовных академий, послать Преосвященным Митрополитам С.-Петербургскому, Московскому, Киевскому и Архиепископу Казанскому печатные циркулярные указы, уведомив таковыми же прочих Преосвященных тех епархий, из которых предназначается вызов семинарских воспитанников в академии, а также Преосвященного Вятского».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / установи Призначено нового керуючого для друку 27 травня 2022 р. 19:53 27 мая 2022 года участники заседания Священного Синода Русской Православной Церкви имели суждение о положении дел в Бишкекской епархии ( журнал 38 ). Священный Синод освободил епископа Бишкекского и Кыргызстанского Даниила от управления Бишкекской епархией , назначив его викарием Вятской епархии с титулом «Оричевский». Преосвященным Бишкекским и Кыргызстанским Синод постановил быть епископу Бронницкому Савватию , викарию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, с освобождением его от должности председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами и выражением ему благодарности за понесенные труды. Патриархия.ru Фотоальбоми Священного Синоду Церкви 27 травня 2022 року за темою ЖУРНАЛ Священного Синода от 10 апреля 2024 года [Документи] У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських документ XXXII читань «Православ " я та культура: втрати здобутки минулого, образ майбутнього» [Документи] У Священного Синоду Церкви Синодального Збройними силами та правоохоронними органами РФ на возз " Митрополита Ставропольського Кирила нагороджено Золотою медаллю дому Митрополит Ставропольський Кирил взяв участь у святковому присвяченому Дню захисника Робоча група з СВО запропонувала поширити на у у 2023 Синоду митрополичого округу Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Президенту Киргизии С.Н. Жапарову с 55-летием со дня рождения : та звернення] У рамках виставки-форуму Слова» в присвячена Року мови в СНД Представники Церкви взяли участь у з злагоди у з ключовими словами Священний Синод РПЦ – синодальний збройними силами та правоохоронними установами –   новини У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте У пройде виставка-форум Слова» У м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5930978...

12 . Костромская учреждена в 1745 году Императрицею Елисаветой Петровной под именем Галицкого и Костромского Епископства. Ныне Архиереи сей Епархии именуются Костромскими и Галицкими. 13 . Тамбовская основана в 1682 году Царем Феодором Алексеевичем. В 1699 году была упразднена и Епископ оной отлучен Собором, а в 1758 году возобновлена под именем Тамбовской и Пензенской. Ныне с 1798 года Епископы оной именуются Тамбовскими и Шатскими. 14 . Орловская учреждена первоначально в 1764 году Викарной в помощь Московскому Митрополиту под именем Севской Епархии; но в 1788 году она сделана местной, и ныне Епископы оной именуются Орловскими и Севскими. 15 . Полтавская учреждена первоначально в Переяславле при В. Кн. Всеволоде Ярославиче в половине XI века, а спустя 200 лет, рушилась от нашествия Татар. Восстановлена в начале XVIII века Царем Петром Алексеевичем. Епархия сия с самого начала учреждения своего и потом в разные времена по возобновлении была Викарной или Коадъюторской Киевской Митрополии; но в 1799 году учинена местной. С 1803 года Епископы оной именуются Полтавскими и Переяславскими. 16 . Волынско-Житомирская учреждена в 1799 году вместо Житомирской, бывшей с 1795 года Викарной Минского Архиепископа. Ныне Епископы оной именуются Волынскими и Житомирскими. 17 . Пермская первоначально основана в Перми в половине XIV века, но в XVI соединена была с Вологодской, а потом приписана к Вятской. Ныне существующая учреждена в 1799 году и Епископы оной именуются Пермскими и Екатеринбургскими. 18 . Пензенская учреждена в 1799 году под именем Саратовской и Пензенской, а с 1803 года Епископы оной именуются Пензенскими и Саратовскими. 19 . Слободско-Украинская учреждена в том же 1799 году. Епископы оной именуются Слободско-Украинскими и Харьковскими. 20 . Оренбургская учреждена в том же 1799 году Епископы оной именуются Оренбургскими и Уфимскими. В Грузии По присоединении в 1783 году к России Ексархии Грузинской, Католикос оной пожалован навсегда Членом Св. Синода: а в 1814 году повелено быть одному Ексарху Св. Синода в Грузии и Имеретии и именоваться Митрополитом Грузинским и Имеретинским. Из существовавших же прежде в Грузии 13 Епархий составлено три Епархии: Карталинская, Осетинская и Сигнагская. Первая присвоена управлению Ексарха, с титлом Митрополита Мцхетского, Тифлиского и Карталинского; вторая назначена в управление Архиепископу, именовавшемуся прежде Телавским и Грузино-Кавказским; а третья бывшему Архиерею Алавердскому, с именованием оного Сигнагским и Кизикским. Викарные

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

От симбирских семинаристов требовались поименные подписи воспитанников под некой петицией и ответы на сто вопросов, которые и были отосланы семинаристами на имя студента IV курса МДА, имя и фамилия которого остались неизвестными, который якобы являлся руководителем всего этого движения. В 1902 г. волнения и беспорядки имели место и в ряде других семинарий, наиболее крупные из них произошли в Вятской ДС (апрель), в Одесской ДС (октябрь–ноябрь) и в Донской ДС (ноябрь–декабрь). В дальнейшем общесеминарское движение планомерно развивалось, достигнув высшего напряжения в 1905–1906 гг. См.: ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 9. Л. 1–1 об. Циркулярное письмо Учебного Комитета Св. Синода о мероприятиях, которые надлежит проводить в духовных учебных заведениях, в случае возникновения в них беспорядков; Там же. Д. 364. Л. 1–1 об. Автограф. Письмо епископа Симбирского Никандра; Титлинов Б.В. Молодежь и революция: Из истории революционного движения среди учащейся молодежи духовных и средних учебных заведений. 1860–1905 гг. 2-е изд., Л., 1925. С. 66–80. 54 (...о безобразиях, учиненных студентами 9-го февраля. Арестовано...около тысячи студентов... будут высланы и навсегда уволены из университета... Большинство из них требует... политической свободы. – Опубликованные 22.12.1901 г. «Временные правила о студенческих учреждениях» под внешними уступками содержали такое количество ограничений (см. Примеч. кл. 6 об.; Дневник. Т. 1. С. 594–595), что вызвали крайнее недовольство радикально настроенной части студенчества. В начале февраля 1902 г. волнения охватили 36 высших учебных заведений Российской Империи, более 30 тысяч студентов не посещали занятий. В ИМУ планировалось провести общегородскую сходку учащейся молодежи, а затем устроить уличную демонстрацию сучастием рабочих. Подготовка сходки продолжалась больше месяца. Средистудентов распространялись листовки и прокламации «Исполнительного комитета объединенных землячеств и организаций», студенческой революционной организации «Союз молодой России», в которых говорилось о необходимости ведения борьбы за политические свободы совместно с рабочими идемократической интеллигенцией.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Примерный штат Предполагаемого жалования учителям языков: татарского, чувашского и черемисского в казанской семинарии и уездных училищах Число людей Одному, руб. Всем, руб. Итого, руб. В семинарии Учителя языков: – татарского – чувашского – черемисского 500 500 500 В уездных училищах: Казанском Учителя языков: – татарского – чувашского – черемисского 300 300 300 Чебоксарском Учителя языков – чувашского – черемисского 300 300 Свияжском Учителя языков – татарского – чувашского 300 300 Чистопольском Учителя языков – татарского – чувашского 300 300 Симбирском Учителя языков – татарского – чувашского 300 300 Алатырском Учителя языков – татарского – чувашского 300 300 Прежде всего, проект требует от будущих пастырей и миссионеров основательного знания инородческих языков, но замечает, что для этого недостает учебных пособий, отчего обучение сим не приносит никакой существенной пользы. Затем указывается, какие именно имелись в виду учебные пособия и проектируются другие, новые. Самое обучение языкам проектируется по 4 часа в неделю в училищах и семинарии. По окончании курса знающие языки татарский – 3 человека, чувашский и черемисский – также по три человека, всего 9 человек должны были оставаться еще на два года при архиерейском доме для усовершенствования в этих языках и других приготовительных занятиях. Они имеются в виду, по силе проекта, для занятия должности учителей по семинариям или же уездным училищам. Но выход их кроме этого на пастырское служение в епархии ничем не обеспечен, кроме обещаний, что они могут быть определены к собору в городах или в лучшие инородческие приходы. Далее проект предполагает по-прежнему вызывать воспитанников из семинарии других епархий в Казань, для обучения татарскому языку, а в некоторых епархиях (оренбургской и вятской) рекомендует открыть в семинариях классы инородческих языков, а равно и при училищах свияжском, чистопольском, симбирском и алатырском. Особенно важным пунктом проекта можно признать последние два параграфа о количестве обеспечения учителей инородческих языков в училищах и семинариях и о признании за ними одинаковых прав по службе с наставниками других предметов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

18) На содержание их назначить особую сумму по 200 рублей в год на каждого. 19) В течение двух лет под руководством епарх. архиерея заниматься им чтение свящ. писания с изъяснением св. отцов и других творений учителей православной церкви, переводами на означенные языки нужных для сих народов книг, и сочинением поучений под руководством учителей. Сверх того могут они быть лекторами в классах сих языков и отправляться по очереди с действительными миссионерами в новокрещенские приходы для приобретения познаний о свойствах тех народов и для вспомоществования миссионерам в составлении журналов, а в случаях служить им вместо переводчиков. 20) По окончании двухгодичного приготовления ученики сии поступают: а) на учительские места сих языков, буде откроются вакансии; б) в монашеское звание, ежели изъявят на то собственное желание, с надеждою быть им впоследствии времени миссионерами; в) в священники или к кафедральному собору и к церквям губернским и уездных городов, дабы впоследствии из них можно было составить комитеты для рассмотрения переводов и сочинений на их языках, или в новокрещенские лучшие приходы. 21) На таком же основании избираются вновь девять учеников из окончивших курс учения в беспрерывном порядке, дабы епархиальное начальство всегда имело в готовности людей образованных и способных к отправлению должности миссионеров, по достижении ими зрелого возраста. 22) Как в казанской семинарии по малому числу вотяков, жительствующих в сей епархии не учреждено обучение их языку и нет людей, знающий оный: то на таком же основании открыть в вятской семинарии класс вотского языка, и приготовление миссионеров для вотяков. 23) Для обучения языкам: татарскому, чувашскому и черемисскому – из тех епархий, где жительствуют в большом количестве сии народы, прислать единовременно в казанскую семинарию по два человека для каждого языка из отличных учеников, окончивших учение в нижнем отделении епархиальных семинарий к 1-му сентября 1830 года. 24) Присланным из семинарии ученикам сверх сих языков обучаться в казанской семинарии и другим предметам, назначенным училищным уставом, кроме языка еврейского, в течение 4-х лет до окончания курса и содержаться насчет тех семинарий, из коих они присланы будут.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

преосвященный Кирилл из викариев московских был переведен в Вятку, а через год Преосвященнейший Филарет из архиепископов рязанских переведен был в Казань. Обе эти епархии, как известно, с многолюдным инородческим населением; и в той и в другой из них инородцы были в самом жалком религиозном положении. В казанской – в 1827 г. обнаружились сильные отпадения крещеных татар в мухаммеданство; в вятской – крещеные черемисы предавались языческой прежней вере. Таким образом, у архипастырей была настоятельная потребность взаимной переписки. Оба иерарха были сильно озабочены инородцами. В письмах своих Высокопреосвященнейший Филарет просит у преосвященного Кирилла ума: «дайте мне ума, – говорит он, – как быть и что делать с сею нивою, совершенно заросшею тернием». И насколько Высокопреосвященнейший Филарет, архиепископ казанский, хотел действовать согласно с преосвященным вятским Кириллом в трудном деле миссионерства, настолько же преосвященный Кирилл старался, кажется, к тому же делу привлечь и Высокопреосвященнейшего тобольского Евгения Казанцева, в епархии коего находились также инородцы: остяки, вогулы и татары 2 . Но Преосвященнейший Евгений не сходился с ними в миссионерских мероприятиях. Между всеми ними происходило живое общение и обмен мыслями относительно св. дела распространения проповеди евангельской среди инородцев. Преосвященный тобольский Евгений в одном из своих писем к архиепископу Кириллу писал: «мысль ваша об обращении язычников едва ли сходна с моей. Я никак не принимал на себя подвига апостольского, превышающего мои силы, а только так протолковано мне». Расскажу вам мою историю. Вскоре по моем приезде пишет губернатор, что остяки, вогулы, уже крещеные, но во время промыслов продолжают идолопоклонство; то не угодно ли мне принять меры? Я тотчас понял, что предписать духовенству, каково оно есть, значит дать им в руки способ притеснять сих бедных промышленников. Потребовал справку: нашел, что сии дела всегда оканчивались злоупотреблениями. Между тем прочел (прочтите и вы) в сибирском учреждении, там велено обращать, и с обращенными обращаться весьма осторожно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

Скажу-ли, как я думаю? Едва-ли не Митрополит Моск. Филарет наложил на него свою руку; а почему, право не умею сказать. Знаю только, что о. Ректор был прост и свободен; следственно, мог казаться Митрополиту неуважительным. Знаю и то, что Митрополит на экзаменах часто о. Ректора немилостиво конфузил. Впрочем, чужого не разберешь. О. Ректор уже в вечности: царство ему небесное. (На место о. Поликарпа в Ректора произведен был о. Филарет, мой товарищ. Подивились многие, что так рано и столь молодого человека возвышают; тут была воля Митрополита. Чудно; а этот ребенок (Филарет) получил страшную спесь и осмелился даже презирать и конфузить своего предместника, который был его Ректор и профессор и которого он не стоит – ей! – мизинца. Но о нём скажу нечто после). 2) О. Инспектор Архимандрит Евлампий, из Ярославских, 2-го курса Моск. Академии, Магистр. Постригся в монашество он Бакалавром, потом сделан Инспектором и Архимандритом. Скоро получил и кавалерию 2-й степени Анны, за ревизию Вятской и других Семинарий. Сказывают (ибо я сам не знаю), что он, приняв монашество, сначала был весьма смиренный и благоговейный монах. Но уже в Инспекторстве, он значительно приподнял голову, не оставляя однако личины самого напряженного благоговения; за это я, не смотря на то, что он был мой начальник, не мог быть к нему привязан сердечно: даже – я его презирал. Он это отчасти видел и однако мстил мне не более, как пренебрежением меня. При самых посредственных дарованиях, он погружен был в ученость. Даже во время обеда он заставлял что-нибудь читать для себя вслух. Этим он мучил —646— часто своих любимцев. К счастью, я таковым не был, оттого избавился этой муки. Однако, однажды он позвал меня к себе почитать ему – вечером. Подал мне мелко-писанную тетрадь: перевод из Богословии немца Зайлера. Досадно, не разберу, да и немецкая чувствительность для меня приторна. Я был в негодовании. Помучился часа два. О. Инспектор тихонько ходил – и размышлял!? После завел со мною речь о Зайлере, которого ей – он не понимал. «Да-с, он очень благочестивый человек. Хороши его правила и для монахов». Я не утерпел, начал говорить: «Не согласен! какие учителя для монахов! У нас есть учители: Св. Василий Великий , Ефрем Сирин , Отцы Соборов и проч. Вот это учителя. А немец? его самого надо учить хоть бы он был и католик. Немцы, да и вообще христиане других исповеданий, как-то наивны и притворны в правилах благочестия. То низки до подлости, то дерзки до похуления святыни Божией. Потеряв православие, они не умеют быть истинно благочестивыми даже и тогда, когда того, по-видимому, хотят. Нет! я не люблю немцев!» Такие и подобные речи я заговорил. О. Инспектор замолчал с видимою досадою. Мы простились: и с того времени, он уже не приглашал к себе на чтение!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Очевидно, что Наумов, обязанный следить за точным исполнением действовавших законов, охранявших интересы государственной казны, считал епископа Лаврентия виновным в произвольном распоряжении церковными доходами, имевшими строго определенное назначение, и находил нежелательными снисходительное отношение к поступкам вятского архиерея, почему в своем рапорте, поданном Вяземскому 4 октября 1788 года, и просил генерал-прокурора принять какие-либо меры для устранения подобных явлений на будущее время. Но св. Синод, выходивший из своей точки зрения на назначение церковных доходов, не нашел в действиях вятского преосвященного никаких злоупотреблений, которые бы могли быт отнесены к похищению казенных денег или к расходованию их на личные потребности, так как дело было поставлено таким образом, что после многочисленных разъяснений и оправдательных документов, представленных архиереем, сам доноситель – протопоп Тукмачев, в конце концов, оказался вынужденным дать в консистории письменное показание, что «он об утрате казенных денег никакого сумнения не берет, и что деньги по различным расходным статьям не утаены», и даже засвидетельствовал своим рукоприкладством справку о всех доходах и расходах вятской епархии, произведенную в местной консистории и представленную в св. Синод. Основываясь на подобных данных, Синод и пришел к заключению, что дело епископа Лаврентия, возбужденное «по одному только его протопопа вышеобъявленному сумнению, не точию без всякого доказательства, но и без точного показания, в чем он то сумнение имеет», не представляет собой особенно важного явления и не требует специального синодального решения. Очень вероятно, что св. Синод, убежденный в крайней недостаточности штатных сумм, отпускавшихся на содержание архиерейских домов и разнообразные потребности епархиального управления, не видел ничего непозволительного в естественных стремлениях епархиальных архиереев изыскивать всевозможные местные средства для удовлетворения многочисленных нужд церковной жизни. Как смотрели некоторые синодальные члены изучаемого времени на пользование церковными суммами и стремления представителей государственной власти строго контролировать расходование денежных средств, собираемых по духовному ведомству и ассигнуемых на различные потребности церковной жизни, можно отчасти видеть из писем московского митрополита Платона к Амвросию Подобедову .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010