Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОЛИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Вятской и Слободской епархии , названо по г. Нолинску Вятской губ. (ныне Кировской области ), существовало в 1928-1937 гг. После издания «Декларации» 1927 г. заместителя Патриаршего Местоблюстителя Нижегородского митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси) в Вятской епархии произошло разделение последователей подписавшего «Декларацию» Вятского архиеп. Павла (Борисовского; впосл. митрополит) и подвергнувшего ее резкой критике управлявшего Вятской епархией во время ссылки архиеп. Павла Ижевского и Вотского еп. сщмч. Виктора (Островидова). После упразднения Вотской (Воткинской) епархии в окт. 1927 г. и назначения епископом Шадринским еп. Виктор не подчинился указу митр. Сергия, в дек. того же года прекратил его поминовение и, находясь в Глазове, управлял приходами Вятской епархии, которые отделились от митр. Сергия и не подчинились вступившему в управление епархией архиеп. Павлу. Для стабилизации дел в Вятской епархии по представлению архиеп. Павла Временный Священный Синод указом от 22 авг. 1928 г. учредил в ней Н. в. Нолинским епископом был назначен священник с. Емецк Холмогорского у. Архангельской губ. Алексей Попов, который отказался от назначения. 19 сент. того же года Временный Священный Синод освободил свящ. Алексея Попова от должности и назначил Нолинским епископом викария Ульяновской епархии Сызранского еп. Авраамия (Чурилина), который также отказался от должности и 20 окт. был перемещен на Скопинское викариатство Рязанской епархии. На 1 окт. 1928 г. в Нолинском у. действовали находившиеся в общении с митр. Сергием приход Никольского собора г. Нолинска и 58 приходов в Нолинском у., а также 14 викторианских и 7 обновленческих приходов (ГА Кировской обл. Ф. 237. Оп. 77. Д. 76). В нояб. того же года епископом Нолинским был избран иером. Александр (Малинин). 24 нояб. состоялось его наречение и 25 нояб.- хиротония во епископа Нолинского. Участник хиротонии Виленский и Литовский архиеп. Елевферий (Богоявленский; впосл. митрополит) ошибочно называл его Иоанном ( Елевферий (Богоявленский), митр. 1995. С. 192-198). На эту ошибку митр. Елевферию позже указал в переписке митр. Сергий (Архив ОВЦС. Д. «Митрополит Сергий. Переписка. Западная Европа». Папка «1934 г.». Л. 224 об.). В ночь на 11 дек. 1928 г., накануне отъезда в епархию, еп. Александр был арестован по обвинению в том, что он использовал наречение во епископа для произнесения «антисоветской речи на тему о гонениях на Церковь и веру в СССР». 11 янв. 1929 г. еп. Александр был приговорен к 3 годам ИТЛ и в том же году скончался в заключении.

http://pravenc.ru/text/2577921.html

Виктор (Островидов), еп. Глазовский, вик. Вятской епархии Окончил С.-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Пострижен в монашество во время учения в академии. По окончании академии состоял иеромонахом Иерусалимской духовной Миссии, затем, с 13 янв.1909 г. – смотрителем Архангельского Духовного училища. 22 сент.1910 г. назначен настоятелем Зеленецкого монастыря Петроградской епархии с возведением в сан архимандрита. Управлял монастырем до самой революции. Был наместником Александро – Невской Лавры. 26 дек.1919 года хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. В 1923 г. был назначен епископом Глазовским и временно управляющим Вятской епархией. В 1926 г. поручено управление Ижевской и Воткинской епархией. Во время обновленчества твердо стоял за православие, но в 1927 году оказался во главе оппозиции против митр. Сергия в Вятской и Воткинской епархиях. Причиной этого оказался его горячий, прямой характер, не терпящий компромиссов. В августе или начале сентября 1927 года, получив для оглашения в Вятской и Воткинской епархиях декларацию митр. Сергия от 16–29 июля 1927 года, епископ Виктор счел эту декларацию «предательством Церкви Христовой» и, «чтобы не быть участником этого греха», он, не порывая пока с митр. Сергием и не прекращая возношения его имени за богослужением, отослал декларацию обратно. По его примеру декларацию не признали часть Воткинской епархии и четыре церкви в г. Вятке. Вслед затем епископ Виктор написал опровержение декларации, указывая, что «воззвание» своим содержанием удаляет человека от Бога, а в ноябре 1927 года отправил митр. Сергию письмо на ту же тему. Синод сделал еп. Виктору внушение, чтобы он, как викарий, подчинялся правящему епископу, а немного спустя его перевели в г. Шадринск викарием Свердловской епархии. Еп. Виктор считал, что подчинение постановлению Синода будет являться «как бы одобрением содеянного ими» и решился на настоящий разрыв. Было вынесено постановление, что Боткинская епархия прекращает молитвенно-каноническое общение с митрополитом Сергием.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Вятской епархии прошли XXIV Свято-Трифоновские чтения «Великая Победа: наследие и наследники» 23 октября 2019 г. 11:08 С 14 по 21 октября 2019 года в городе Кирове прошли XXIV Свято-Трифоновские образовательные чтения на тему: «Великая Победа: наследие и наследники». Свято-Трифоновские образовательные чтения являются региональным этапом Международных Рождественских образовательных чтений и имеют созвучную с ними тему. Свято-Трифоновские образовательные чтения — совместный образовательный проект Вятской епархии , Правительства Кировской области и Администрации города Кирова. Мероприятия чтений проходили на епархиальных, приходских, областных и городских площадках. В них принимали участие священнослужители, представители администрации, педагоги, военнослужащие, представители казачества, учреждений культуры, социальной защиты населения, общественных организаций. Открылись чтения в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Вятской государственной сельскохозяйственной академии (ВятГСХА) презентацией выставки «Небесные воины» , организованной епархиальным отделом по делам молодежи. Экспозиция повествует о судьбах священнослужителей и патриотическом служении Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. В ВятГСХА также был организован живой диалог с молодежью « Непотерянное поколение: современные молодежные инициативы» . Речь шла о различных молодежных инициативах на приходском, епархиальном и общецерковном уровне. Одной из них стала  интеллектуальная игра «ПравоСлово» , которая прошла в областной научной библиотеке им. А.И. Герцена. Рисунки и сочинения юных участников чтений были представлены на выставке работ победителей епархиального этапа Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» . Выставка была организована епархиальным отделом религиозного образования и катехизации в областном дворце детского творчества «Мемориал». Этот дворец построен как памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны воинам-кировчанам. Традиционно в Вятской православной гимназии состоялись малые Свято-Трифоновские чтения . В них приняли участие учащиеся городских и областных школ, а также гости из православных гимназий Нижегородской митрополии .

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Марк: «Мы остались верными обету наших предков» Великорецкий крестный ход завершился; образ святителя Николая вернулся в Свято-Успенский Трифонов монастырь 10.06.2020 544 В понедельник, 8 июня, в День Святого Духа, состоялась торжественная встреча Великорецкой чудотворной иконы в Свято-Успенском Трифоновом мужском монастыре, сообщает пресс-служба Вятской епархии . «В 11.00 под праздничный колокольный звон на Вятке вновь встречали чтимую икону Святителя Николая Чудотворца Мир Ликийских, совершившую путешествие в село Великорецкое, к месту своего явления. Митрополит Вятский и Слободской Марк в сослужении духовенства Вятской Епархии возглавил молебен святителю Николаю с чтением акафиста перед святыней», - рассказали в Вятской епархии. Паломники, отправившиеся в молитвенное шествие, также вернулись в Киров. По словам паломника Василия Кухаря, каждый день крестный ход растягивался на несколько километров: кто-то шёл небольшим приходом, кто-то семьей, кто-то один. Перед Кировом паломники собрались в одну группу, чтобы организованно войти в город. Их сопровождали машины ДПС, сообщает городской портал « Свойкировский.рф ». Как пояснили в епархии, в связи с пандемией Богослужение совершалось на улице под открытым небом на площади перед Успенским кафедральным собором с учетом всех рекомендаций Роспотребнадзора. За Богослужением молились настоятели храмов Вятской епархии и священнослужители, сопровождавшие Великорецкий образ (в этом году икона по маршруту крестного хода перевозилась на автомобиле). Церковные песнопения звучали в исполнении Архиерейского хора Успенского собора города Кирова под регентством Людмилы Телегиной. В завершение Богослужения митрополит Вятский и Слободской Марк обратился к верующим с архипастырским словом: «Дорогие братья и сёстры, какие бы в этом году треволнения и испытания нас ни посещали, мы остались верными обету наших с вами предков, и икона, которая была явлена на Великой реке, в этом году достигла того места, где она была обретена.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/10/mi...

Архив Пн Члены коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству совершили инспекционную поездку по монастырям Вятской митрополии 31 июля 2023 г. 19:49 24-27 июля 2023 года члены коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству совершили инспекционную ознакомительную поездку по монастырям Вятской митрополии . Члены коллегии — наместник Иоанно-Богословского мужского монастыря г. Саранска игумен Мелетий (Кисняшкин) и заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Иулиания (Каледа) — посетили в Яранской , Уржумской и Вятской епархиях четыре женских монастыря, женскую монашескую общину при архиерейском подворье, один мужской монастырь с подворьем, ознакомились с внутренней монашеской жизнью, образовательным уровнем насельниц и насельников и основными направлениями деятельности обителей. В Уржумской епархии участники поездки побывали в единственной в епархии действующей монашеской обители — Христорождественском женском монастыре в г. Вятские Поляны. Членов коллегии встретила настоятельница обители игумения Кирилла (Коршунова), возглавляющая монашескую общину с первых дней ее существования. В обители подвизаются 12 насельниц, поступивших в монастырь в основном в первые годы его возрождения и в настоящее время пребывающих в преклонном возрасте. При обители действует воскресная школа. В ней обучаются 70 человек. Сестры в течение года производят многочисленные заготовки для трапезы участников ежегодного Великорецкого крестного хода, во время которого на полевой кухне кормят обедом до восьми тысяч человек. Во время посещения обители состоялась встреча с приехавшим туда начальником Архангельского архиерейского подворья иеромонахом Иринархом (Колупаевым). Он рассказал членам коллегии о скромной жизни небольшого братства подворья и о трудностях организации монастырей в Уржумской епархии. Далее участники направились на в монастырь Владимирской иконы Божией Матери в с.

http://patriarchia.ru/db/text/6047246.ht...

12 января 2011 г. Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф (Чепиль, +04.01.2011) 9 января 2011 года православная паства Вятской земли простилась со своим архипастырем — Высокопреосвященнейшим Хрисанфом, митрополитом Вятским и Слободским. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла мне было поручено возглавить отпевание почившего святителя. 8 января, на второй день праздника Рождества Христова, в Серафимовском соборе города Вятки, в котором владыка Хрисанф много лет совершал богослужения, состоялась Божественная литургия, за которой молилось большое количество священнослужителей, несущих свое служение не только в пределах Вятской земли, но и в других епархиях, которых в разные годы рукоположил в священный сан приснопамятный святитель. После панихиды состоялся крестный ход, в котором мне довелось принять участие. Огромное количество людей пришли проводить владыку в главный храм города Кирова и всей Вятской земли — Успенский собор Свято-Трифонова монастыря. Гроб с телом почившего владыки священнослужители пронесли на руках от Серафимовской церкви до Успенского собора. Здесь процессию встретил Высокопреосвященнейший Иоанн, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский, на которого было возложено временное управление Вятской епархией. Мы совершили с владыкой панихиду по новопреставленному святителю, после чего гроб был установлен в храме для последнего прощания. После вечернего богослужения, а также в субботу утром тремя епископами — мной, архиепископом Йошкар-Олинским Иоанном и архиепископом Верейским Евгением, ректором московских духовных школ, была отслужена панихида. В воскресенье, 9 января по завершении Божественной литургии состоялось отпевание нашего дорогого владыки. С владыкой Хрисанфом мне довелось быть знакомым с 1975 года. В тот год, когда будущий святитель, молодой архимандрит Хрисанф, получил от приснопамятного митрополита Никодима (Ротова) назначение быть благочинным Карельского церковного округа (тогда это благочиние было частью Ленинградской митрополии). Митрополит Никодим в те годы часто присылал для совершения праздничных богослужений в Карелию своего викария — архиепископа Тихвинского Мелитона. Как старшему иподиакону владыки Мелитона мне часто приходилось бывать вместе с ним на праздничных богослужениях в Петрозаводске. В лице архимандрита Хрисанфа я увидел человека, который болеет за судьбу Церкви, очень любит богослужения, прекрасно знает Устав и разбирается в церковном пении. Архимандрит Хрисанф с большим почтением относился к архиепископу Мелитону и его спутникам, в том числе и к нам, иподиаконам. Постепенно у нас сложились добрые человеческие отношения. Когда архимандрит Хрисанф бывал в Питере, где я в то время учился в Духовной семинарии и затем в академии, мы с ним встречались и много разговаривали. Я рассказывал ему о своей родине — Вятке, древнем благословенном крае, где почитаются великие угодники Божии преподобный Трифон Вятский и блаженный Прокопий Христа ради юродивый, вятский чудотворец.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitr_hris...

Архимандрит Геннадий (Парфентьев) — небесный заступник Вятской земли Игумения Варвара (Скворцова) Источник: Церковный вестник Архимандрит Геннадий (Парфентьев) Священный Синод на сентябрьском заседании (журнал 68) по ходатайству митрополита Вятского и Слободского Марка включил имя архимандрита Геннадия (Парфентьева) в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Отныне память этого угодника Божия совершается в день его кончины 10 ноября. По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка материалы к канонизации собирали церковные историки — члены профильной комиссии другой епархии Вятской митрополии, Яранской, в нынешних пределах которой архимандрит Геннадий совершил свой подвиг. Об обнаруженных в ходе поисковой работы сведениях «Журналу Московской Патриархии» рассказал один из них 10, 2021). Зачислен послушником Настоятель Яранского Пророчицкого монастыря архимандрит Геннадий, в миру Григорий Сергеевич Парфентьев, родился 28 октября 1864 года в деревне Моисеевка Путивльского уезда Курской губернии в семье государственных крестьян Сергея Филипповича и Анны Домиановны Парфентьевых . В 1886 году в возрасте 22 лет Григорий поступил послушником в Путивльскую Молчанскую Софрониеву пустынь, где прожил три года на общих послушаниях. В 1889 году он обратился к Берюховскому волостному старшине с просьбой выдать ему увольнительное свидетельство, открепляющее его от крестьянского общества. На основании этого документа Григорий Парфентьев был исключен из податного состояния и 23 июля 1890 года зачислен в Софрониеву пустынь указным послушником. Впоследствии настоятель Вятского Александро-Невского общежительного монастыря иеромонах Дионисий (Ахребенков), много лет проживший в Софрониевой пустыни, писал в Вятскую духовную консисторию, что послушник Григорий Парфентьев в годы своего пребывания в Путивльской обители вел себя безукоризненно, с усердием исполняя все возложенные на него монастырские послушания . Как свидетельствуют документы Вятской духовной консистории, в 1895 году послушник Молчанской пустыни Григорий Парфентьев прибыл в далекий Вятский край и направил свои стопы в Александро-Невский монастырь, что на Филейке.

http://pravoslavie.ru/143180.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «В испытаниях мы являем лучшие качества своей души» Завершился Великорецкий крестный ход 09.06.2022 626 Фото: вятская-епархия.рф 8 июня 2022 года Великорецкий образ святителя Николая вернулся на место своего пребывания в Трифонов монастырь, сообщает сайт Вятской епархии . Паломники Всероссийского Великорецкого крестного хода совершили переход от поселка Мурыгино в город Киров. Утром путь проходил через село Гирсово, где святыню встретил приход храма в честь Почаевской иконы Божией Матери. В полдень крестный ход достиг храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Филейке. Около 16 часов Всероссийский Великорецкий крестный ход прибыл в Свято-Трифонов монастырь. Паломников встретил митрополит Вятский и Слободской Марк. На Соборной площади Свято-Успенского кафедрального собора перед Великорецким образом святителя и чудотворца Николая совершился торжественный молебен. По завершении богослужения митрополит Вятский и Слободской Марк обратился к паломникам с архипастырским словом: «Возлюбленные о Господе, дорогие отцы, братья и сестры! Полагаясь на свой жизненный и духовный опыт, мы постигаем простые, но в то же время глубинные вещи, что крестный ход – это не есть туристическое путешествие, мы с вами прекрасно понимаем, насколько он тяжело дается. Но в то же время в испытаниях мы с вами являем качества своей души. Почему вновь и вновь крестный ход нас притягивает, и мы снова хотим собираться здесь на Вятской земле? Потому что в нем мы являем единство во Христе, в крестном ходе мы показуем качества своей души, в крестном ходе мы вверяем себя в попечение Божие и предстательство перед престолом Божиим святителя Николая. В дни крестного хода мы пребываем и в единстве с Богом и в единстве со святыми Божиими человецами. Поэтому наша душа раскрывается, мы пребываем в единстве и в этой простоте человеческих отношений, мы вновь и вновь пытаемся к ним прибегнуть. Поэтому мы с такой радостью и с такими переживаниями завершаем крестный ход, его вновь ждем в следующем году. Два года прошли достаточно сложные, но мы понимаем, что мы можем потерять, если в этом единстве не будем пребывать. Поэтому до новых встреч здесь на Вятской земле. С Богом!»

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/09/v_...

Архимандрит Геннадий (Парфентьев) ЖМП 10 октябрь 2021 /  27 ноября 2021 г. 13:00 Архимандрит Геннадий (Парфентьев) — небесный заступник Вятской земли НОВОЕ ИМЯ В СОБОРЕ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ   Священный Синод на сентябрьском заседании (журнал 68) по ходатайству мит­рополита Вятского и Слободского Марка включил имя архимандрита Геннадия (Парфентьева) в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Отныне память этого угодника Божия совершается в день его кончины 10 ноября. По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка материалы к канонизации собирали церковные историки — члены профильной комиссии другой епархии Вятской митрополии, Яранской , в нынешних пределах которой архимандрит Геннадий совершил свой подвиг. Об обнаруженных в ходе поисковой работы сведениях «Журналу Московской Патриархии» рассказывает один из них.  PDF-bepcuя. Зачислен послушником Настоятель Яранского Пророчицкого монастыря архимандрит Геннадий, в миру Григорий Сергеевич Парфентьев, родился 28 октября 1864 года в деревне Моисеевка Путивльского уезда Курской губернии в семье государственных крестьян Сергея Филипповича и Анны Домиановны Парфентьевых 1 . В 1886 году в возрасте двадцати двух лет Григорий поступил послушником в Путивльскую Молчанскую Софрониеву пустынь, где прожил три года на общих послушаниях. В 1889 году он обратился к Берюховскому волостному старшине с просьбой выдать ему увольнительное свидетельство, открепляющее его от крестьянского общества. На основании этого документа Григорий Парфентьев был исключен из податного состояния и 23 июля 1890 года зачислен в Софрониеву пустынь указным послушником. Впоследствии настоятель Вятского Александро-Невского общежительного монастыря иеромонах Дионисий (Ахребенков), много лет проживший в Софрониевой пустыни, писал в Вятскую духовную консисторию, что послушник Григорий Парфентьев в годы своего пребывания в Путивльской обители вел себя безукоризненно, с усердием исполняя все возложенные на него монастырские послушания 2 .

http://e-vestnik.ru/history/arhimandrit_...

Кировская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Кировской области [ править править код ] С начала русской колонизации Средней Вятки в конце XII века приходы Вятской земли входили в состав Новгородской архиепископии. Далее с 1489 Хлынов и окрестности составляли церковную десятину и управлялись патриаршим десятильником (назначавшимся из представителей местной церковной верхушки, главным образом из рода Юферевых) — земли входили в Митрополичью область. По соборному определению 1657 года и повелением Патриарха Никона была открыта самостоятельная Вятская епархия; начала свою деятельность в 1658 с приездом первого епископа Александра, которому был дан титул вятского и великопермского. С декабря 1937 по декабрь 1942 не имела своего правящего архиерея. Управляющим епархией с 23 апреля 1978 года по 4 января 2011 года являлся митрополит Вятский и Слободской Хрисанф (Чепиль). 5 января 2011 года временным управляющим епархией назначен архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн (Тимофеев). Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года новым правящим архиереем назначен архиепископ Марк (Тужиков). 4 октября 2012 года из состава епархии были выделены Уржумская и Яранская епархии со включением их и Вятской епархии в состав новообразованной Вятской митрополии. Населённые пункты [ править править код ] Киров Святыни Кировской области [ править править код ] Свято-Успенский Трифонов монастырь (Киров) : мощи преподобного Трифона Вятского (XVI в.). Преображенский Вятский женский монастырь : мощи священноисповедника Виктора, епископа Вятского и Глазовского Свято-Серафимоский собор (Киров) : список «Великорецкой» иконы свт. Николая. Филейское кладбище: могила преп. Стефана Филейского (XIX в.). Храм Св. Новомучеников и Исповедников Российских на Филейке: икона муч. Пантелеимона Целителя (келейный образ преп. Стефана). Свято-Троицкий собор (Яранск) : мощи преп. Матфея Яранского (ХХ в.). ОРЛОВ. Кладбище: могила сщмч. Михаила Тихоницкого (ХХ в.). Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Орлов) : мощи Михаила Тихоницкого

http://azbyka.ru/palomnik/Кировская_обла...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010