25 февраля 1985 года Калининградский горисполком городского Совета народных депутатов принял решение о регистрации православного общества в городе Калининграде, а 1 марта того же года оно было продублировано исполнительным комитетом Калининградского областного Совета народных депутатов. 23 апреля 1985 года Совет по делам религий при Совете Министров СССР по Калининградской области утвердил эти решения. Общине передали развалины бывшей лютеранской кирхи Юдиттен на окраине Калининграда на месте которых за полгода силами и на средства общины была возведена церковь во имя святителя Николая Чудотворца, вошедшая в состав Смоленской епархии Русской православной церкви. Число православных общин в области росло, на молитву люди собирались в бывших спортзалах, складах, кирхах, переоборудованных для совершения православных богослужений. В 1988 году Смоленско-Вяземская епархия была переименована в Смоленско-Калининградскую. 22 февраля 1993 года решением Священного Синода для управления православными приходами на территории Калининградской области учреждено Балтийское викариатство Смоленской епархии. На январь 2002 года в Калининградской области существовало 42 прихода, 51 храм, 1 монастырь, в клир Балтийского викариаства входили 43 священника и 6 диаконов. 31 марта 2009 года Священный Синод с учётом значительного роста числа православных приходов в области постановил образовать на территории Калининградской области епархию Русской Православной Церкви. Правящим архиереям вновь образованной епархии определено титуловаться Преосвященными Калининградскими и Балтийскими. Священный Синод принял к сведению и одобрил выраженное Святейшим Патриархом Кириллом предложение оставить за ним временное управление Калининградской епархией вплоть до назначения правящего архиерея. На тот же срок за епископом Серафимом (Мелконяном), викарием Калининградской епархии, будет сохраняться титул «Балтийский». На момент разделения на территории Калининградской области действовали четыре благочиния (Калининградское, Неманское, Приморское, Восточное), насчитывающие 75 приходов. Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Калининград

31 декабря 1920 года его привлекли к следствию по делу о «сокрытии народного имущества», и оставили на свободе под подписку о невыезде из города Смоленска. Обвинялся в нарушении декрета «Об отделении Церкви от государства». Святейшим Патриархом Тихоном в начале 1921 года Венедикт (Алентов) избран и наречен во епископа Вяземского, викария Смоленской епархии. Его хиротония прошла 27 марта 1921 года в Смоленске. К месту назначения преосвященный Венедикт смог выехать, только когда Смоленский губернский трибунал снял с него обвинение в нарушении вышеуказанного декрета. В управление Вяземским Церковным Викариатством он вступил 19 января 1922 года. Викариатство имело круглую печать с текстом: «Вяземское Уездное Церковное Управление». Арестовали владыку Венедикта 6 февраля 1927 года в Вязьме. В заключении он находился вначале в местной тюрьме, а затем его перевели в Смоленский дом предварительного заключения. Епископу Венедикту предьявили обвинение «в монархической пропаганде», но он виновным себя не признал. 20 апреля 1927 года его освободили под подписку о невыезде. 8 июня 1927 года преосвященного Венедикта арестовали и поместили в Смоленский ДПЗ. Его привлекали по делу «контрреволюционной монархической организации» вместе с епископом Иларионом (Бельским), архимандритом Кириллом (Сычёвым) и игуменом Серафимом (Сибекиным) и др. 29 августа 1927 года решением особого совещания при Коллегии ОГПУ, по статьям 58–6, 58–12 преосвященного Венедикта приговорили к десяти годам ссылки. Ему предъявили обвинение в «содействии контр-революционной монархической организации, укрывательстве её участников, созданной с целью свержения Соввласти и восстановления монархии». Считается, что он находился в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН), где работал санитаром. По другим данным, три года он находился в ссылке в Киргизии. 23 декабря 1928 года по амнистии ему сократили срок до семи с половиной лет. Освободили владыку Венедикта 6 августа 1934 года, и он проживал в Рязани. С 1934 по 1936 годы преосвященного Венедикта назначали на разные кафедры: епископ Арзамасский, викарий Горьковской епархии (с 22.11.1934 г. по 12.03.1935 г.; не получил регистрации и вернулся в г. Рязань); епископ Рыбинский, викарий Ярославской епархии (с 12.03.1935 г., на кафедре не был, ввиду того, что кафедру не покинул епископ Варлаам (Пикалов)).

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

В 1921 году храм посетил епископ Минский Мелхиседек (Паевский), объезжавший приходы епархии. В 1922 году усилиями безбожных властей в Русской Православной Церкви возник обновленческий раскол, и в июле 1922 года епископ Мелхиседек объявил об автономии Белорусской Церкви и стал митрополитом Минским и Белорусским. 7 апреля 1923 года в минском Петропавловском кафедральном соборе владыка Мелхиседек в сослужении епископов Вяземского Венедикта (Алентова) и Гжатского Феофана (Березкина) хиротонисал отца Иоанна во епископа Мозырско-Туровского, викария Минской епархии. Первое время епископ Иоанн жил в Мозыре, а затем обосновался на своей родине в городе Петрикове. Приступив к исполнению архипастырских обязанностей, он энергично принялся за дело, взяв себе за правило частое посещение храмов вверенного ему викариатства. Пользуясь тем, что власти законодательно не запретили преподавание частным порядком Закона Божия и всего относящегося к православной вере, он стал регулярно собирать у себя детей, разучивать с ними церковные песнопения и преподавать им Закон Божий. В 1926 году власти арестовали епископа. Будучи допрошен, владыка Иоанн заявил: «Я, как человек сильных и твердых убеждений религиозных и как епископ, вел работу в пределах установленных властью законов» . 26 марта 1926 года приговором Особого Совещания при Коллегии ОГПУ епископ Иоанн был лишен права проживания в крупных городах страны и выслан из Петрикова. В Великий Четверг 1926 года епископ последний раз отслужил на родине Божественную литургию и, испросив прощения у прихожан, вышел из собора. Люди шли за владыкой до пристани, а затем еще долго шли в холодной воде за баржей, на которой увозили владыку. Высланный из Петрикова, епископ не пожелал терять связи со своей паствой и поселился в городе Лоеве Гомельского округа, где, по мнению властей, «вновь развернул антисоветскую работу, выразившуюся в нелегальном управлении епархией...» 18 сентября 1926 года епископ Иоанн был приговорен к трем годам ссылки в Зырянский край. По окончании ссылки в 1929 году, ему было запрещено жить в некоторых городах и за ним был установлен административный надзор. Митрополит Сергий (Страгородский) назначил его епископом Рыльским, викарием Курской епархии. На пути в Рыльск владыка заехал к архиепископу Курскому Дамиану (Воскресенскому), чтобы поставить его в известность о полученном им от митрополита Сергия назначении.

http://fond.ru/kalendar/281/ioann/

В нижнем ярусе постройки, под храмом, расположены проезд и узкий проход, перекрытые цилиндрическими сводами, к западу и востоку от них находятся неск. палат. 2-й этаж занимает храм: 1-главый, бесстолпный, перекрытый лотковым сводом, вытянутый с севера на юг, с 3-частным алтарем. Храм соединен с обширной трапезной палатой, перекрытой полулотковым сводом, к западу от к-рой оборудованы небольшая комната, служившая казначейской, и сени. Высокий четверик храма завершается рядом кокошников, утопленных в стену; карниз с поребриком разделяет ярусы здания. Наличники окон храма и трапезной состоят из полуколонок на консолях, несущих треугольные фронтоны. Основным объемам здания соответствуют пилястры на фасадах. В сер. XVIII в. к сев. стене трапезной было пристроено крыльцо с лестницей на 2-й этаж, а над юго-зап. частью трапезной была поставлена колокольня, состоящая из 2 восьмериков на невысоком постаменте. Грани ярусов звона прорезаны барочными арками. Одновременно или неск. ранее к алтарю Вознесенской ц. были пристроены 2 кирпичные палаты с проездом между ними (перестроены в XIX в.). В сер. XIX в. к трапезной с запада примкнул 2-этажный корпус келий (не сохр.). В 30-х гг. XVII в. и в 1745 г. в В. м. были построены каменные 2-этажный братский и настоятельский корпуса. В 1750-1755 гг. на средства архим. Венедикта (Коптева) был возведен каменный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» с приделом во имя свт. Николая Чудотворца (перестроен в нач. XIX в. в стиле классицизма). В 1650 г. в В. м. была учреждена архимандрития. Посещения мон-ря царем Алексеем Михайловичем (окт. 1654 - февр. 1655, нояб. 1656 - янв. 1657) и патриархом Никоном (5 нояб. 1656) сопровождались пожертвованиями. В В. м. принял постриг и в 1677 г. был избран архимандритом буд. свт. Питирим , еп. Тамбовский, при к-ром наступил духовный и материальный расцвет обители. В нояб. 1681 г. в связи с предполагавшимся открытием Вяземского викариатства для содержания епископа мон-рю передавалась «Малого-Тихонова пустынь Ярославецкого уезда с 90 дворами.

http://pravenc.ru/text/вяземский во имя ...

Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон посещали собор во время пребывания царского семейства в Вязьме в 1654 году. В память об этом знаменательном событии на средства царя Алексея Михайловича и поставлен каменный собор в 1674-1676 годах. С 1681 года по указу царя Феодора Алексеевича при соборном храме учреждена кафедра епископов Вяземских. В XVII-XVIII веках около собора стоял дом митрополита Крутицкого (Сарского и Подонского). В 1765 году купцами братьями Калашниковыми в собор принесен из Москвы список Иверской иконы Божией Матери, особо почитаемая вязьмичами. В 1771 году в России свирепствовала чума, проникнув из Москвы почти во все города России, она чудесным образом не коснулась Вязьмы. Спасение города от смертоносной болезни подвигло жителей города, в память этого события устроить при соборном храме придел во имя Иверской иконы Божией матери. В 1773 году он был построен на средства купца Авксентия Космича Фатова. С этого времени для Вяземского собора начался новый период расцвета. Во время Отечественной войны 1812 года соборный храм сожжен и частично разрушен. Французы устроили в уцелевшей части соляной склад. Когда неприятель был изгнан, соборный храм стоял без Богослужения еще несколько лет. На средства выделенные Священным Синодом собор был восстановлен в 1813-1815 годах. В 1836 году из кирпича рухнувшей из-за ветхого состояния колокольни поставлена каменная часовня у Смоленского моста, просуществовавшая до 1930-х годов. В 1847-1849 годах на средства купца Петра Гавриловича Сабельникова Иверский перестроен придел и с северной стороны устроен небольшой придел в честь благоверных князей Бориса и Глеба (в настоящее время не существует). Каменная четырехъярусная колокольня построена в 1850 году. После обследований, проведенных в 1896 году архитектором Гунстом и инженерами Морозовым и Ястребовым, проведены работы по укреплению фундамента храма. Собору принадлежала каменная Фроловская часовня стоявшая у моста через реку Вязьму. В 1918 году постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода учреждено Вяземское викариатство.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

27 марта 1921 г. во епископа Вяземского был хиротонисан Венедикт (Алентов) , приехавший в Вязьму 19 янв. следующего года. В. в. в эти годы имело адм. регистрацию как «Вяземское уездное церковное управление», в вик-ство входили Вяземский и Сычёвский уезды. Летом 1922 г. еп. Венедикт уклонился в обновленчество, после покаяния вернулся в лоно Церкви (по-видимому, в 1925), в марте 1927 г. был арестован, приговорен к 3 годам ссылки. С 1929 до авг. 1932 г. В. в. возглавлял еп. Владимир (Горьковский) , служивший в нижнем храме вяземской Введенской ц., в апр.-авг. 1933 г. Вяземским епископом был Никон (Пурлевский) , с 24 авг. 1933 по 29 окт. 1937 г.- Модест (Никитин) , 17 марта 1936 г. возведенный в сан архиепископа и с нояб. 1936 по окт. 1937 г. управлявший Смоленской епархией. С 1 февр. по 5 апр. 1955 г. управляющим Смоленской епархией с титулом «епископ Вяземский, викарий Смоленской епархии» являлся Михаил (Чуб) . 20 апр. 2005 г. Свящ. Синод РПЦ постановил назначить епископом Вяземским, вик. Смоленской епархии, игум. Игнатия (Пунина). В 1930-1937 гг. в верхнем храме вяземской Введенской ц. служил принадлежавший к григорианскому расколу еп. Павел (Троицкий). В 1930-1933 гг. существовало обновленческое В. в., к-рым управляли «епископы» Сергий Андреев (1930-1931), Петр Горбатов (нояб. 1932 - май 1933). Арх.: РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1797. Л. 17, 17 об. [Ист.-стат. описание Смоленской епархии. Ркп., сер. XIX в.]; Филиал ГА Смоленской обл. г. Вязьма. Ф. 596. Оп. 1. Д. 295. Л. 167 [Вяземский уездный исполком. Адм. отдел, 1922 г.]; УФСБ РФ по Смоленской обл. Справка 10/8-С 6167 от 27.08.1997. Ист.: СГГД. Т. 4. 128; Епархиальный съезд духовенства и мирян Смоленской губ.//Смоленские ЕВ. 1917. 10. С. 272. Лит.: Акты свт. Тихона. С. 919, 920, 946, 967, 986, 987, 991; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 236; Жития и жизнеописания новопрославленных святых и подвижников благочестия, в Русской Православной Церкви просиявших. Т. 2. СПб., 2001. С. 131-133; Из истории рос. иерархии: Ст. и док-ты/Сост. П. Н. Грюнберг. М., 2002. С. 88, 153-155, 178, 186, 200; http://www.sedmitza.ru [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/161153.html

24 апр. 1887 г. Выборгским епископом был назначен ректор СПбДА архим. Антоний (Вадковский) , хиротония состоялась 3 мая 1887 г., 16 янв. следующего года он был переименован в 1-го викария С.-Петербургской епархии с сохранением титула. Еп. Антоний, много времени уделявший СПбДА, трудился над укреплением Православия в Финляндии. В июле 1888 г. он предпринял длительную поездку по Финляндии для обозрения правосл. мон-рей и приходов, 15 окт. 1889 г. освятил после перестройки Преображенский собор в Выборге. 24 окт. 1892 г. В. в. было преобразовано в Финляндскую и Выборгскую епархию , кафедральным городом к-рой стал Выборг. В 1935-1944 гг. существовала Выборгская епархия Финляндской автономной православной Церкви , образовавшейся в 1923 г. с центром в г. Сортавала. Епархию возглавил еп. Александр (Карпин) , избранный на епархиальном Соборе и хиротонисанный 22 сент. 1935 г. 18 окт. 1936 г. еп. Александр освятил новопостроенную каменную ц. во имя Всех святых на выборгском правосл. кладбище в Ристимяки. Во время советско-фин. войны 1939/40 г. Выборг (Виипури) был взят Красной Армией, население Карельского перешейка и Сев. Приладожья эвакуировалось в глубь Финляндии. В 1941-1944 гг. Выборг принадлежал Финляндии, 20 июня 1944 г. был занят советскими войсками. В 1945 г. еп. Александру, покинувшему к тому времени Выборг, был усвоен титул «Гельсингфорсский» (в Т. 1. С. 495, в статье о еп. Александре неточно указан 1940 г.), он взял на себя устройство церковной жизни беженцев из Выборгской епархии на новых местах поселения. К кон. 1940 г. были закрыты все храмы на землях, перешедших по мирному договору 1940 г. из Финляндии в состав СССР (Виипурский (Выборгский) и Кякисальмский (Приозёрский) р-ны), большая часть церквей была разрушена в ходе последовавших военных действий. После заселения региона выходцами из СССР удалось открыть только Преображенский собор в Выборге (освящен 18 марта 1948, накануне подписания Договора о дружбе между СССР и Финляндией). 19 июля 1962 г. Свящ. Синод РПЦ определил быть викарием Ленинградской епархии с титулом епископа Выборгского прот. Николаю Фомичёву по пострижении в монашество. Хиротония была совершена 25 авг. 1962 г., 27 авг. еп. Никону (Фомичёву) было поручено временное управление Рижской епархией, 16 нояб. того же года он был перемещен на Лужское вик-ство . Затем в продолжение 14 лет В. в. не замещалось. 3 марта 1976 г. Выборгским епископом был назначен ректор ЛДАиС архим. Кирилл (Гундяев) , хиротония к-рого совершилась 14 марта 1976 г., 2 сент. 1977 г. он был возведен в сан архиепископа. Архиеп. Кирилл оставался на Выборгской кафедре до 26 дек. 1984 г., когда был назначен архиепископом Смоленским и Вяземским. Новых назначений на В. в. не последовало. В наст. время в С.-Петербургской епархии имеется Выборгское благочиние, насчитывающее 15 храмов, 2 часовни.

http://pravenc.ru/text/161053.html

С конца 1980-х годов пошел процесс возрождения Дальневосточных епархий. 19 июля 1988 года было принято постановление о восстановления Хабаровской и Владивостокской епархии в состав которой вошли Хабаровский и Приморский края, Амурская, Сахалинская, Магаданская и Камчатская области. 31 января 1991 года из её состава были выделены Владивостокская и Магаданская епархии. 28 декабря 1993 года из Хабаровской была выделена Благовещенская епархия. Наконец, 7 октября 2002 года из состава Хабаровской была выделена Биробиджанская епархия. Вместе с этим границы епархии совпали с границами Хабаровского края. 5 октября 2011 года из состава Хабаровской епархии была выделена самостоятельная Амурская епархия. При этом в ведении Хабаровской кафедры остались Хабаровский городской округ и Амурский, Бикинский, Вяземский, Советскогаванский, им. Лазо, Нанайский, Хабаровский, Николаевский, Охотский, Аяно-Майский и Тугуро-Чумиканский районы на севере и юге Хабаровского края. Тогда же в пределах последних четырех районов было учреждено поместное Николаевское викариатство. 6 октября 2011 года в пределах Хабаровского края была образована Приамурская митрополия, включающая в себя Амурскую и Хабаровскую епархии. Главой митрополии определено быть Хабаровскому архиерею. Святые подвижники [ править править код ] Святые подвижники Хабаровского края Населённые пункты [ править править код ] Хабаровск Святыни Хабаровского края [ править править код ] Спасо-Преображенский кафедральный собор (Хабаровск) : Кафедральный собор Рождества Христова (Хабаровск) : Петропавловский монастырь (Петропавловка) : Монастыри Хабаровского края [ править править код ] Все монастыри Петропавловский монастырь (Петропавловка) [ править править код ] Петропавловский монастырь (Хабаровский край) Женский монастырь Хабаровской епархии Русской православной церкви, расположенный в 60 км от города Хабаровска. Монастырь основан 26 декабря 2003 года по благословению патриарха Алексия II на основе строящегося храма в селе Петропавловка Хабаровского района.

http://azbyka.ru/palomnik/Хабаровский_кр...

Сведения о церковно-адм. принадлежности Курского Посемья в домонг. период в источниках отсутствуют. Вероятно, эта территория входила в состав Черниговской епархии (см. Черниговская и Новгород-Северская епархия ). Однако, учитывая длительную политическую связь Курского Посемья с Переяславлем, нельзя исключать, что во 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в. оно состояло в ведении Переяславских, а не Черниговских епископов. Рыльск во 2-й пол. XIII - нач. XVI в. относился к Брянской епархии, затем вошел в состав Смоленской епархии (см. Смоленская и Вяземская епархия ), а после Деулинского перемирия 1618 г. был включен в Патриаршую область . В состав последней со времени своего основания в 1596 г. входил и совр. Курск. В 1667 г. была учреждена Белгородская и Обоянская епархия (см. Курская и Рыльская епархия ), к которой были отнесены Курский и Обоянский уезды, а также, по-видимому, Суджа. Проектом переустройства епархиального деления, обсуждавшимся на Московском соборе 1681-1682 гг., предполагалось, в частности, учреждение епископской кафедры в Курске, однако это не было осуществлено. В 1742 г. Рыльск вошел в состав Московской епархии , преобразованной из Московской Синодальной области. В 1764 г. этот город был приписан к Севскому и Брянскому викариатству Московской епархии. В 1788 г. при его преобразовании в Орловскую и Севскую епархию (см. Орловская митрополия , также Орловская и Болховская епархия ) Рыльск, согласно указу Екатерины II Алексеевны о приведении епархиальных границ в соответствие с губернскими, был передан в Белгородскую епархию (см. Белгородская и Старооскольская епархия ). В 1787 г. Белгородская и Обоянская епархия переименована в Белгородскую и Курскую, в 1799 г.- в Курскую и Белгородскую. В 1833 г. епархиальные учреждения переведены из Белгорода в Курск. В 1905 г. в составе Курской епархии было образовано Белгородское викариатство во главе с викарным архиереем, находившимся в подчинении курского правящего архиерея, в 1906 г.- Рыльское викариатство . В 1926 г. учреждено Дмитровское викариатство , прекратившее свое существование в том же году после ареста местного викарного епископа. В 1933 г. Белгородское вик-ство преобразовано в епархию, независимую от Курской. Она просуществовала до 1935 г., в том же году было упразднено Рыльское вик-ство. В 1993 г. было возрождено Белгородское вик-ство Курской епархии, преобразованное в 1995 г. в самостоятельную епархию. 26 июля 2012 г. учреждена Курская митрополия , состоящая из 3 епархий (Курской и Рыльской, Железногорской и Льговской, Щигровской и Мантуровской ). Община Украинской православной церкви (Киевский патриархат)

http://pravenc.ru/text/2462317.html

В 1674 г. по повелению царя Алексея Михайловича положено основание каменному собору на возвышенном месте, в главной крепости, между существовавшими тогда двумя башнями и надзор за работами возложен был на вяземского наместника. Постройка его окончена в 1676 г. В нем устроены были три престола: главный – во имя Живоначальной Троицы с приделами во имя трех святителей московских и преп. Сергия. Когда назначено было викариатство в Вязьме для Смоленского митрополита, Троицкий собор возведен был на степень кафедрального и при нем определен штат священно-церковно-служителей, который оставался и по закрытии кафедры до 1765 г. Служащим при соборе определено было жалование и руга. В царствование Петра I в 1696 г., по случаю войны со Швецией, состоявшим на жаловании церквам уменьшена руга, отпуск хлеба прекращен. В 1777 г. определено всем священно-церковно-служителям собора 64 – 40.5 руб., а на церковные потребы 3 – 90 руб. Несмотря на эту прибавку, средства собора были так скудны, что недели по две не было богослужения и только случайные благотворения поддерживали его. Так князь Сергей Салтыков покупал воск и просфоры по средам для службы в приделе преп. Сергия; купец Гайдуков, чтобы привлечь молящихся к собору, посылал туда по воскресеньям и праздничным дням певчих из своих крепостных людей. По старанию того же благотворителя в 1798 г. собрана сумма по подписке для исправления собора; в 1803 г. собор был расписан и обновлен. Расписание было неудачно: митрополит Платон, проезжая через Вязьму в 1804 г., нашел его совсем без вкуса, а помещение 3-х святителей между главным престолом и приделом преп. Сергия - «тесным и непорядочным». Преосвящ. Серафим в 1805 г., осмотрев собор, нашел в нем крайнюю скудность и велел закрыть придел трех святителей. В 1812 г. французы выжгли все внутренние украшения собора и обратили его в магазин для складки соли. В таком положении он находился целый год, с 12 августа 1812 г. по август 1813 г. В это время получено было предписание губернатора Смоленска – непременно очистить собор, а св. Синоду для исправления его выслать до 15 000 руб. К концу 1814 г. собор был исправлен и в следующем году освящен.

http://sobory.ru/article/?object=00465

   001   002     003    004