Весьма утешительно и назидательно учение, которое Иисус Христос предлагал народу. Господь повелевал любить не только близких к нам и благодетелей, но и самих врагов: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас ( Мф. 5:44 ). Он запрещал не дела только худые, но и всякое нечистое помышление, всякое порочное пожелание, требуя от всех последователей Своих чистоты сердца и поставляя образцом христианского совершенства совершенство Отца Небесного. Доброе дело, по Его учению, тогда только имеет полное достоинство, когда сопровождается совершенным смирением. Блаженными Он называл нищих духом, кротких, милостивых, чистых сердцем, миротворцев, терпящих охотно гонения и поношения ради Него. Во всех скорбях и нуждах жизни Он учил возлагать упование на Отца Небесного, Который равно благотворит добрым и злым, великолепно одевает растения и питает самых малых птиц; запрещал осуждать других, чтобы и самим не подвергнуться осуждению, и убеждал прощать другим согрешения их, чтобы и Отец Небесный простил нам прегрешения наши. Зная, что корень зла в человеке лежит в неумеренном пристрастии к земным благам и самолюбии, Господь говорил о необходимости более заботиться о небесном сокровище, не подвергающемся порче, и увещевал к такому самоотвержению, что кто хочет идти за Ним, тот должен возлюбить Его более отца, матери, имения и последовать за Ним. Чтобы сделать Свое учение понятнее простым людям и глубже укоренить в сердцах их, Господь часто излагал его в притчах, заимствуя подобия из обыкновенной жизни, близкой к каждому. Так, Он говорил: Вышел сеятель сеять семя свое; и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его. А иное упало на камень и, взошедши, засохло, потому что не имело влаги. А иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его. А иное упало на добрую землю и, взошедши, принесло плод сторичный. Вот что значит притча сия, – объяснил Иисус Христос, – семя есть слово Божие. А упадшее при пути – это те слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слова из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись. Семя, упадшее на камень, – это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня и временем веруют, а во время искушения отпадают. А семя, упадшее в терние, – это те, которые слушают слово, но, отходя, подавляются заботами, богатством и наслаждениями житейскими и не приносят плода. Семя же, упадшее на добрую землю, – это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении ( Лк. 8:5–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Внешние события являются отображением внутренних процессов – и наоборот: некая аллегория, например, притча Иисуса Христа, Который рассказывал много притч, является отражением жизни людей. Когда Христос говорит: «Вышел сеятель сеять» ( Мф.13:3 ), Он говорит про апостольскую проповедь . А что Он сеял? Слово Божье. А что выросло? Колосья; появились люди, которые восприняли это слово! Или когда Господь в притче говорит, что бросили невод в море и поймали рыбу, это значит, что ловили людей ( Мф.13:47 ). Притча всегда ставит определенную задачу, и когда Руфь получает доступ к сосудам, принадлежащим дому Вооза, и из этих сосудов могут пить все – его слуги, служанки, – это свидетельство того, что она действительно имеет возможность черпать истину – насколько только может принять ее сердце. Руфь благодарит Вооза: « Она пала на лице свое и поклонилась до земли и сказала ему: чем снискала я в глазах твоих милость, что ты принимаешь меня, хотя я и чужеземка? Вооз отвечал и сказал ей: мне сказано все, что сделала ты для свекрови своей по смерти мужа твоего, что ты оставила твоего отца и твою мать и твою родину и пришла к народу, которого ты не знала вчера и третьего дня » ( Руф.2:10–11 ). Здесь говорится о том, что она пришла к народу, приняла гиюр, присоединилась к евреям. По законам тех времен – до Рождества Христова, – если нееврей хотел принять еврейство, его должны были прогонять, ругать, отталкивать. Но если он упрямо приходил снова и говорил: «Вот, я хочу принять», ему задавали два вопроса. Первый вопрос: почему ты хочешь стать евреем? Если он отвечал: «Я хочу стать евреем, потому что у вас такие великие пророки, с вами разговаривает Господь, на вас особое благословение, над храмом всегда свечение, присутствие Божие, Мессия должен от вас скоро прийти», его прогоняли и больше не принимали. Но если, отвечая на вопрос: «Чего ты хочешь от нас получить?», он говорил: «Ваш народ самый презренный, вас все гонят, вас все не любят. Немногие из вас окажутся способными принять Мессию и будут страдать, мучиться. Но меня есть мечта: пострадать вместе детьми Авраама, Исаака, Иакова, и, может быть, я чуть-чуть достоин этой участи», его сразу принимали.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вот как сегодня многие не церковные люди могут только тогда заинтересоваться, понять и принять религиозную истину, если эту истину преподнести на доступном для них языке, облечь в понятные им формы и сравнения из мирской жизни. А говорить с ними на том языке и оперировать понятиями, которые верующие люди употребляют в общении между собой, нет никакого смысла. Они просто не поймут, о чем речь-то идет, поскольку не живут духовной жизнью. К ним также можно отнести слова пророка Исаии, которые цитировал Спаситель в сегодняшнем евангелии: «Слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их». Да, апостолы могли вместить учение о Царстве Божием и без притч. Это были люди, чистые сердцем, потому и говорил им Господь: «вам дано знать тайны Царствия Божие, а им не дано». То есть остальным людям не дано. Поэтому для широкой аудитории Христос учил притчами, облекая вечные истины духовной жизни в обстоятельства жизни земной, которые понятны абсолютно всем. Ну а теперь перейдем к самой притче. Христос говорит: «вышел сеятель сеять. Одно зерно упало при дороге, и птицы склевали его. Другое упало на каменистую почву, где мало земли, и оно быстро стало возрастать, но когда взошло солнце, то оно засохло, потому что не имело в себе корня. Третье упало в терние, и оно заглушило его. А четвертое упало на добрую почву и принесло много плода. И заканчивает Господь притчу словами: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» И хотя все окружавшие Его уши, конечно, имели, но, услышав, они не поняли, о чем говорит Господь. И вот тогда Господь разъясняет эту притчу, что делает Он крайне редко. Христос говорит, что зерно, семя – это слово Божие, сеятель – это Бог, а почва – это душа человека. Ну, это понятно. А вот непонятно другое, почему слово Божие, которое даруется роду человеческому, так по-разному людьми воспринимается и так по-разному ими сохраняется.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Вспомним, как Иоанн Креститель, всю жизнь посвятивший Христу, ради пользы учеников притворился сомневающимся и послал их как бы от себя спросить: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого»? Он хотел, чтобы ученики сами услышали, увидели и уверовали, и он не боялся умаления своей славы. Несомненно, что Мария поступила подобным образом. Несомненно, что Ей не надо было ничего, кроме славы Ее Божественного Сына. Несомненно, что Своей просьбой Она хотела еще раз дать повод всем услышать о том, что самое главное в жизни, что объединяет людей и усыновляет их Небесному Отцу. Несомненно, слыша ответ Спасителя, Она радовалась и Своему внешнему уничижению, и Его верности Себе, и тому, что ученики, видя такой пример, еще тверже укрепятся на избранном пути. Пятница. О притче Мф.13:4–9 Рим.16:1–16 Однажды, когда вокруг Господа Иисуса Христа собрался народ, Он стал поучать их притчами, и первая была о том, как «вышел сеятель сеять. Когда он сеял, иное упало при дороге; и налетели птицы, и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли; и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние, и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, иное в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит»! На этом кончается сегодняшнее «зачало». Но интересно, что точно так же было и тогда. Господь рассказал народу притчу, и – все. Уже потом ученики подошли к Нему и спросили: «Для чего притчами говоришь им»? Господь объяснил, в чем дело, а потом растолковал и значение притчи. Но народу Он ничего не пояснял, а только сказал в конце: «Кто имеет уши слышать, да слышит»! Как и нам с вами сегодня. И мы услышали, что есть зерно, которое имеет чудесную силу прорастать и приносить плод даже во сто крат; что земля, на которую оно может упасть, бывает разная, и если оно попадет на плохую, то при всей сокрытой в нем силе может погибнуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Всякий творящий волю Отца Моего, сущего на небесах, – он Мне брат и сестра, и мать». Глава 13 В тот день Иисус, выйдя из дома, сидел возле моря. И собрались к Нему толпы многие, так что Он, взойдя на лодку, сел, и вся толпа стояла на берегу. И говорил к ним многое в притчах, говоря: «Се, вышел сеятель сеять. И когда сеял, что-то упало возле дороги, и налетели птицы небесные, и поклевали его. Иное же упало на каменистую почву, где не много было земли, и скоро взошло, ибо не глубока была почва. Когда же солнце взошло, согрелось и засохло, ибо не имело корня. Иное же упало в тернии, и выросли тернии и задушили его. Иное же упало на добрую почву и дало плод – частью стократный, частью шестидесятикратный, а частью – тридцатикратный. Имеющий уши, чтобы слышать, да слышит». И ученики, подойдя, сказали Ему: «Почему Ты говоришь им в притчах?» Он же в ответ рек им: «Потому что вам дано знать тайны царства небесного, им же не дано. Кто же имеет, тому дастся, и он будет избыточествовать. А кто не имеет, отнимется у того и то, что он имеет. Потому Я говорю им притчами, что они, видя, не видят и, слыша, не слышат и не понимают. И исполнится в них пророчество Исаии, сказавшего: «слухом услышите и не поймете; и зрением увидите – и не увидите. Ибо отучнело сердце народа сего, и ушами с трудом слушали и очи свои закрыли, чтобы не увидеть очами и не услышать ушами и не понять сердцем и не обратиться и чтобы Я не исцелил их». Ваши же очи блаженны, ибо видят, и уши ваши, ибо слышат. Истинно и твердо говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть то, что вы видите, и не видели; и слышать то, что вы слышите, и не слышали. Посему услышьте причту о сеятеле. Ко всякому, услышавшему слово царства и не понявшему, приходит злой и похищает посеянное в сердце его. Это то, что посеяно возле дороги. То же, что посеяно на камнях, это те, кто услышал слово и тотчас же с радостью принял его, однако не имеет в себе корня, а подвержен времени. Ибо приходят горести и гонения за слово, и он тотчас соблазняется.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Вышел в поле сеятель сеять. Когда он сеял, иное зерно упало при дороге, и было потоптано, или птицы и поклевали его, иное упало на каменистое место, где только взошло и без влаги засохло, иное зерно упало в тернии, где терние заглушило его, а иное упало на добрую землю и принесло плод в сто крат и меньше. Ученики спросили у Него: «Что бы значила эта притча?» Он сказал: «Семя есть слово Божие, учение моё, земля – душа человеческая. Земля при дороге – означает человека беспечного, невнимательного, дьявол похищает из его души учение Моё, чтобы ему не спастись. Каменистая земля – это человек с душой непостоянной, он с радостью слушает учение моё, но случись какая беда или соблазн, он и знать не хочет это святое учение. Земля с тернием – это люди, у которых на уме только мирские заботы и удовольствия, это заглушает слово Божье как терние заглушает зерно. Добрая земля – это люди с доброй душой, они внимательны к слову Моему и стараются жить по закону Божьему. Они и плоды приносят, то есть добрые дела. Укрощение бури Мф. 8:23–27 ; Мк. 4:35–41 ; Лк. 8:22–25 Однажды Иисус Христос с учениками плыл в лодке через море Галилейское. Во время пут Он уснул на корм. Вдруг поднялась буря и стало сильное волнение так, что лодку заливало водой. Ученик испугались, будят Его и говорят: «Господи! спаси нас, погибаем». А Христос им – «Что вы так боязливы, маловерные!». Потом встал, запретил ветру и морю, и сделалась тишина. Все удивились и говорили: «Кто этот, что и ветры, и море повинуются ему?» Мф. 14:22–34 , Ин. 6:16–21 В другое время ученики Христовы плыли по морю одни. Подул противный ветер и лодку всю ночь било волнами. Вдруг увидели – Христос идёт к ним по воде. Они в страхе вскричали. Иисус говорит им: «это Я, не бойтесь». Тогда Пётр сказал Ему: «Господи! повели мне прийти к Тебе по воде». Он говорит: «Иди». Пётр из лодки пошёл по воде, но подул сильный ветер, он испугался и стал тонуть. Тогда закричал: «Господи, спаси меня!» Иисус подал ему руку и говорит: «Маловерный, зачем ты усомнился?» Вошли они в лодку, и ветер утих. Все в лодке поклонились Христу и сказали: «Воистину ты Сын Божий». Воскрешение дочери Иаира

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вышел сеятель сеять семя. И когда он сеял, иное упало на места каменистые, где не много было земли; и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло… Итак, вот какова почва и условия, при которых являются Петры»… «Давно пришедшая историческая ночь на пятницу, как будто, ещё не миновала или наступила вновь. То же отречение Петров от Христа на вопросы служанок, то же удаление от костров, – только без прежних слёз, без прежнего раскаяния и исправления» 56 . В заключение Андрей Петрович говорит о замечательном произведении кисти художника Габриеля Макса. Последний изобразил лик Христа, увенчанного терновым венцом. «Эта картина удачно выражает идею всеведения Господа и в то же время может служить пробным камнем для испытания степени внимательности человека – зрителя. В приложении же к настоящей речи картина именно выражает тот взгляд Господа, Который Он бросил на отрекающегося Апостола и который уловил хотя не постоянный, но внимательный ученик Его… При беглом, хотя бы и ближайшем обзоре, можно заметить только то, что очи Христа глубоко опущены долу. Кажется, Он ничего не видит. Он как будто намеренно закрыл Свои очи, чтобы не видеть того, что кругом совершается, чтобы не видеть отрекающихся от Него Петров. Но чем более мы всматриваемся в лик Христа с опущенными долу очами, ничего, как будто, не видящего, тем более и яснее замечаем, что прямо на нас обращён Его глубокий, пронизывающий взгляд… Этот пронизывающий взгляд Христа сквозь опушенные, по – видимому, вежди способен наводить на размышления и отрадные и скорбные, смотря потому, как кто вёл себя у современного костра 57 . У главных современных костров Андрею Петровичу как бы нанесены были три никогда незаживающих раны. Он говорил о них и ранее сентября 1880-го года – времени появления статьи «У современного костра». Он будет говорить о них и до смерти… Эти раны не давали ему покоя, потому что они причинялись чуткому человеку. Но чуткий, он был и благороден.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Глава 8 1–3. Служащие Христу женщины. – 4–8. Притча о сеятеле. – 9–18. Толкование притчи. – 19–21. Истинные родственники Христа. – 22–39. Удаление Христа с учениками на восточный берег Геннисаретского моря. – 40–56. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира. Лк.8:1 .  После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, Лк.8:2 .  и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, Лк.8:3 .  и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим. Один евангелист Лука делает замечание о женщинах, которые во время проповеднических путешествий Христа с 12 апостолами служили Ему своим имением. «Мария Магдалина» (см. Мф.27:56 ). «Из которой вышли семь бесов». Это выражение обозначает чрезвычайную силу одержимости бесами: «семь» на языке Священного Писания есть символ полноты (ср. Мф.12:45 ). Согласно И. Вейса, здесь указывается на то, что Мария семь раз в течение своей жизни подвергалась возвращению бесноватости. Что касается довольно распространенного рационалистического взгляда, будто бы Мария была просто крайне распущенная в нравственном отношении женщина, что и обозначил будто бы евангелист своим замечанием, то против такого понимания говорит употребленный и о Марии термин «исцеленная» ( τεθεραπευμναι), который означает чудесное исцеление от действительной, а не мнимой болезни беснования. «Домоправителя Иродова», т.е. по-нашему гофмейстера при дворе Ирода (вероятно, Антипы). Должность эта была видная (ср. Мф.20:8 ). Жены эти служили Христу до самой Его смерти на кресте (см. Лк.24:10 ). «Сусанна» – личность неизвестная. Лк.8:4 .  Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: Лк.8:5 .  вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; Лк.8:6 .  а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Да, всё это так. Но и здесь мы должны учесть, что в контексте Евангелия от Марка, эти два высказывания приобретают несколько особенный смысл. Первое говорит об ответственности учеников Иисуса Христа, которым Бог вручил «тайну Царствия Божия», как имение вручается управляющим, как семя, которое должен сеять сеятель. Бог вручил ученикам Иисуса «тайну» отнюдь не для того, чтобы они держали ее при себе. Поскольку Евангелие должно как бы «пробиться наружу», «обнаружиться», «принести урожай», то хорошим управляющим этого сокровища или добрым сеятелем становится только тот, кто передает это Евангелие дальше. Ему вернется всё, и более того: Бог щедр безмерно. Но кто Евангелию не дает проявиться в своей жизни, кто его прячет, тот поступает как неверный управляющий: «Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» ( Мк.4,24–25 ). Впрочем, второе высказывание может относиться и к слушателям Слова Евангелия. Слушание Слова обогащает того, кто открывает себя для него, и делает бедным того, кто себя закрывает. Но это уже дело грядущего Суда. Подведем итоги сказанному в Евангелии от Марка в стихах Мк.4,21–25 . 1. Тайна Царствия Божия, то есть Сам Иисус Христос и Его Евангелие, есть светильник, данный Церкви. Он должен светить всем во тьме пребывающим. 2. Тайна Царствия Божия, то есть Сам Иисус Христос и Его Евангелие, сокрыта в Церкви для того, чтобы быть открытой для мира. Как открыта? Церковь должна являть собою эту тайну, то есть присутствие Иисуса Христа в ней. 3. В той мере, в какой христиане являют миру Иисуса Христа, в такой же мере Он будет являть Себя христианам. И еще больше являть. Но если общество учеников Иисуса Христа не будет соответствовать своему предназначению быть светильником, то Иисус Христос такое общество покинет, светильник потеряет даже способность светить миру. д) Притча о посеве и всходах (Мк.4,26–29) 26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, 27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, 28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. 29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Другим возражением выдвигаемым против буквального понимания «дня творения» как суток является утверждение, что раз все Писание пронизано символами, то и здесь идет о том же. «Обычно, когда начинают сравнивать Библейское повествование — пишет о. Стефан (Ляшевский) — с современными научными представлениями о сотворении мира, обращают внимание только на противоречия, совершенно игнорируя время и место написания книги Бытия., например, слово «йом» означало и день, и период времени. Кроме того, религиозный язык Востока даже до евангельских дней был языком символов и образов, что наглядно отражено в евангельских притчах: вряд ли можно быть столь наивным, чтобы под евангельскими «талантами» подразумевать золотые монеты; под пшеницей, которую вышел сеять сеятель — хлебные злаки и т. д. А язык Апокалипсиса разве не есть исключительно язык символов? И язык египетских иероглифов — тоже язык символов. Нет ничего удивительного в том, что и Моисей пишет языком своего времени, тем более, что народ израильский тогда только вышел из Египта, где жизнь была переполнена символами». Конечно, во всем Писании есть и духовный смысл ( 2Кор.3:6.13–18 ), но «покрывало лежащее на нем, снимается Христом», а не измышлениями «новых богословов», и познать тайны Библии могут лишь святые, будучи озаряемы Автором Ее — Духом Святым, а не «теологи с сигарой», не утруждающие себя следованием Отцам. Необходимо заметить, что в Библии мы не найдем случая, чтобы историческое повествование было отменяемо символическим толкованием. Если мы будем следовать методу «новых богословов», тогда можно смело отказаться от всей священной истории, ибо она будет перетолковываться по желанию каждого. Так мы дойдем и до отрицания Воплощения и «распятия при Понтийстем Пилате», ибо сам метод не ставит для себя никаких границ своего применения. Святейший Павел пишет по вдохновению Утешителя, не давая любителям аллегорического толкования вводить собственные мнения вместо исторической истины: «мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете, так как вы отчасти и уразумели уже, что мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010