Состоялось первое заседание Оргкомитета XXIII Международных Рождественских образовательных чтений 11 апреля 2014 г. 10:02 10 апреля 2014 года в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя состоялось первое заседание Организационного комитета XXIII Meждyhapoдhыx Рождественских образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси».  Открывая заседание, председатель Оргкомитета Чтений, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий передал присутствующим благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и пожелания успехов в работе. Решение о проведении XXIII Международных Рождественских образовательных чтений, их название и регламент были приняты Высшим Церковным Советом 26 февраля и утверждены Священным Синодом 19 марта 2014 года (см. журнал ). Чтения станут первым крупным общественно-церковным мероприятием 2015 года, посвященным 1000-летию со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира. Митрополит Меркурий напомнил, что проведение Чтений осуществляется в два этапа, и подчеркнул, что формирование программы международного этапа Чтений должно быть непосредственно связано с итогами регионального этапа, который проводится с сентября по декабрь и имеет общую с международным этапом тематику. «То, что мы начинаем подготовку к проведению международного этапа Чтений задолго до его начала, дает нам возможность, не откладывая на последние месяцы и дни, начать формировать программу этого важнейшего образовательного форума, — заявил председатель Оргкомитета. — Зная о том, какая работа проводится по тем или иным направлениям церковной деятельности в регионах, синодальные структуры могут и должны влиять на формирование программ не только международного, но и предварительного регионального этапа». «Наша задача — еще раз продумать, каким образом эффективнее использовать потенциал и богатейший опыт региональных Чтений при составлении программы международного этапа. Безусловно, одним из элементов решения данной задачи должно стать посещение регионов сотрудниками синодальных структур, представителями направлений в дни проведения региональных Чтений», — подчеркнул иерарх. Для развития качественной составляющей регионального этапа необходима активность епархиальных архиереев как в информировании Оргкомитета о программе предстоящих Чтений, так и в приглашении на Чтения представителей синодальных структур.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/3...

Положение Церкви в современном секулярном мире повышает требования к уровню пастырской подготовки и заставляет заново продумать еë концептуальную сторону. Это тем более важно, что, если базовым предметом в данном случае является пастырское богословие, то в русских духовных школах нет сегодня единого устоявшегося взгляда на его структуру, предмет и задачи. В предлагаемой статье анализируются исторические причины сложившейся ситуации и выдвигается ряд конкретных предложений по затронутой проблематике. В частности, предлагается определить специфику пастырского богословия, исходя из представлений о пастырском опыте как объективном выявлении благодатных даров пастырства; актуализировать связи предмета с русской духовной традицией и выделить три основных структурных блока учебного курса, в соответствии с возникающим через акт хиротонии трояким изменением положения пастыря в его отношении к Пастыреначальнику, Церкви и пастве. Принятое недавно Высшим Церковным Советом Русской Православной Церкви решение об удвоении часов, отведëнных в духовных школах на преподавание пастырского богословия, свидетельствует о повышенном внимании как к пастырской подготовке, так и к самому предмету. Причины этого очевидны, но стоит, кажется, обратить внимание на другое. Нетрудно себе представить, например, структуру и предмет догматического богословия, или патрологии, или церковной истории, и к кому бы из преподавателей этих дисциплин, в какую бы духовную школу мы ни обратились, мы получим примерно одинаковые ответы. Но если вопрос коснётся пастырского богословия, то нам неминуемо придется столкнуться с многообразием не всегда примиримых друг с другом мнений и позиций. Таким образом, возникает парадокс: соглашаясь с тезисом о важности пастырского богословия, мы, судя по всему, не очень хорошо знаем, чем конкретно оно должно заниматься, и не имеем единого представления о его программе, предмете и структуре. Правда, для этого есть ряд исторических причин. 1 Как известно, пастырское богословие возникает поздно – после Тридентского Собора – как чисто практическая дисциплина и изначально говорит, собственно, не о пастырстве, а о приспособлении к пастырским нуждам тех или иных богословских и канонических установлений, относящихся прежде всего к христианской нравственности. Иными словами, это не столько пастырское богословие в смыс ле богословия пастырства, сколько практическое богословие для пастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Игумен Серапион (Митько): Создание магистратуры по миссиологии — важнейший элемент формирования общецерковной системы миссионерского образования 28 июля 2014 г. 17:47 Единственная в системе духовного образования Русской Православной Церкви магистратура по миссиологии открыта в Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью). Первый набор объявлен на 2014/2015 учебный год. О перспективах развития магистратуры в интервью порталу Учебного комитета рассказывает заместитель председателя Синодального миссионерского отдела , заведующий магистратурой Белгородской духовной семинарии игумен Серапион (Митько). — Отец Серапион, в связи с чем было принято решения открыть в Белгородской семинарии магистратуру? — Создание магистратуры по миссиологии — важнейший элемент формирования общецерковной системы миссионерского образования. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и во исполнение постановлений Архиерейского Собора 2013 года планируется открытие образовательных центров подготовки приходских миссионеров на базе духовных учебных заведений. Представители Белгородской духовной семинарии и Синодального миссионерского отдела приняли активное участие в разработке Церковного образовательного стандарта по подготовке миссионеров, который был принят принят Высшим Церковным Советом 21 июля 2013 года [и одобрен на заседании Священного Синода 16 июля 2013 года ( журнал 74 )]. Стандарт ориентирован, прежде всего, на двухлетнюю подготовку миссионеров из числа мирян и будет реализовываться по программам подготовки, переподготовки и повышению квалификации и ориентирован, прежде всего, на двухлетнюю подготовку миссионеров из числа мирян. Его реализация призвана решить наиболее насущные проблемы подготовки приходских миссионеров. Сегодня необходимы люди, способные обучать миссионеров в рамках принятого стандарта, именно для таких людей, а также для руководителей епархиальных миссионерских отделов и открывается наша магистратура по миссиологии. Конечно, это лишь начало формирования системы миссионерского образования. Наряду с двухлетней образовательной программой существует более фундаментальные проекты — Миссионерский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , работающий по стандарту 033300 Религиоведение, и Белгородская духовная семинария, работающая по стандарту 033400 Теология. Эти образовательные учреждения готовят миссионеров-священнослужителей и миссионеров-богословов, призванных сформировать полноценную систему миссионерского образования.

http://patriarchia.ru/db/text/3696177.ht...

Высшим органом управления является вече, в него входят все преподаватели и ассистенты, работающие на факультете. Декан является председателем вече по должности. Вече формирует другие органы управления факультетом, предлагает кандидатов на пост декана для последующего избрания и утверждения советом факультета. Избранный декан осуществляет руководство факультетом совместно с Коллегией декана, в которую входят 3 про-декана (по учебной, научной и финансовой деятельности) и секретарь факультета. На факультете действует студенческий парламент, который называется студенческим союзом. Совет факультета является исполнительным органом факультета и состоит из 23 членов, из которых 15 назначаются вече, 4 – администрацией, а 4 представляют студенческий союз.  Факультет делится на несколько структурных единиц по трем направлениям: научно-дидактическому, учебному и научному. Основной научно-дидактической единицей является кафедра, при этом кафедры объединяются в группы по предметным направлениям. Так, группа библейского богословия объединяет две кафедры Священного Писания Нового и Ветхого Завета. Группа систематического богословия включает две кафедры – догматики и этики. Группа философии – кафедры философии и теологической эпистемологии. Группа истории – кафедры общей церковной истории и истории Сербской Церкви. Группа патрологии состоит из единственной кафедры патрологии. Группа практического богословия включает три кафедры – литургики, канонического права и пастырского богословия. Также существует отдельная кафедра языков. К учебному направлению относятся такие структурные единицы факультета как центры и кабинеты, к научному направлению – институты и центры.  На факультете трудятся преподаватели трех категорий: доценты, экстраординарные и ординарные профессора. Все они должны иметь степень доктора наук (PhD) и регулярно публиковать результаты своей научной деятельности. Профессора должны иметь опыт руководства научными проектами, принимать участие в работе различных научных организаций, в т.ч. международных, быть авторами монографий, учебников и т.д.

http://bogoslov.ru/article/1256849

Это показывает, что в старину чтение сопровождалось интонацией или различным изменением голоса, так что оно было не простым чтением, как в настоящее время, но речитативом, или полупением 10 . Это правило, относящееся вообще к чтению книг, соблю­далось особенно при чтении псалмов. Псалмы именно читались нараспев, и такое чтение их в наших древних сочинениях называется пением. Так, о преподобном Феодосии сказано: “псалтырь поющу усты тихо” 11 ; о святом князе Борисе: “нача пети псалтырю” 12 ; о преподобном Исакие: “поча кланятися, поя псалмы” 13 . Другие правила ка­саются различения букв в выговоре, строгого соблюдения ударений и особенно знаков препинания: “а точечного разума зело подобает брещи самому учителю”. Наста­вление заключается советом, чтобы вообще в чтении “была крепость в языке и в смысле разум, в речении словес языка чистость”. Другого рода Псалтирь следо­ванная была большей частью уже заключительной книгой в древнем русском обра­зовании, так сказать, высшим его курсом. Архиепископ Геннадий считал изучение ее достаточным для того, чтобы быть способным к должностям церковнослужителей, что и было тогда главной целью для большей части уча­щихся: “да псалтыря с следованием накрепко, и коли то изучят, может после того, проучивая, и конархати и чести всякия книгы”. Состав следованной Псалтири в прежние времена был чрезвы­чайно многосложен и разнообразен: кроме полного собрания псалмов, Часослова, служ­бы воскресной и обыкновенной, он заключал в себе почти все известные тогда каноны , чтения Евангелий и Апостолов на праздники Господские, Богородичные и святых, разные церковные последования и чины, месяцеслов с тропарями и кондаками, пасхалию и многое другое: она была некоторым сборником все­го, что вообще входит в состав каждого богослужения, и, следовательно, изучение ее действительно могло быть хорошим пособием для приготов­ления к должностям церковным. Весьма естественно поэтому, что в древние времена обучение для церковнослужебной цели большей частью и оканчивалось изучением Псалтири, особенно следованной.

http://pravmir.ru/upotreblenie-knigi-psa...

Это показывает, что в старину чтение сопровождалось интонацией или различным изменением голоса, так что оно было не простым чтением, как в настоящее время, но речитативом, или полупением 10 . Это правило, относящееся вообще к чтению книг, соблюдалось особенно при чтении псалмов. Псалмы именно читались нараспев, и такое чтение их в наших древних сочинениях называется пением. Так, о преподобном Феодосии сказано: «псалтырь поющу усты тихо» 11 ; о святом князе Борисе: “нача пети псалтырю” 12 ; о преподобном Исакие:“поча кланятися, поя псалмы” 13 . Другие правила касаются различения букв в выговоре, строгого соблюдения ударений и особенно знаков препинания: «а точечного разума зело подобает брещи самому учителю». Наставление заключается советом, чтобы вообще в чтении «была крепость в языке и в смысле разум, в речении словес языка чистость». Другого рода Псалтирь следованная была большей частью уже заключительной книгой в древнем русском образовании, так сказать, высшим его курсом. Архиепископ Геннадий считал изучение ее достаточным для того, чтобы быть способным к должностям церковнослужителей, что и было тогда главной целью для большей части учащихся: «да псалтыря с следованием накрепко, и коли то изучят, может после того, проучивая, и конархати и чести всякия книгы». Состав следованной Псалтири в прежние времена был чрезвычайно многосложен и разнообразен: кроме полного собрания псалмов, Часослова, службы воскресной и обыкновенной, он заключал в себе почти все известные тогда каноны, чтения Евангелий и Апостолов на праздники Господские, Богородичные и святых, разные церковные последования и чины, месяцеслов с тропарями и кондаками, пасхалию и многое другое: она была некоторым сборником всего, что вообще входит в состав каждого богослужения, и, следовательно, изучение ее действительно могло быть хорошим пособием для приготовления к должностям церковным. Весьма естественно поэтому, что в древние времена обучение для церковнослужебной цели большей частью и оканчивалось изучением Псалтири, особенно следованной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/upotre...

В соответствии с соборным Приходским Уставом 1918 года 933 (и в отличие от устава архиерейского Собора 1961 года, вынужденного приспособиться к советскому постановлению «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 года), настоятель прихода является председателем приходского собрания и Совета 934 . Староста, избранный приходским собранием на три года с возможностью переизбрания, становится заместителем председателя приходского Совета. В 1918 году об этом речи не шло, а по уставу 1961 года староста являлся председателем Совета. Устав приходов Архиепископии предписывает не избрание, а назначение настоятеля прихода архиепископом 935 подобно Собору 1917–1918 годов, который, однако, рекомендовал епископам принимать во внимание мнение приходского собрания 936 . Остальных священнослужителей (дополнительных священников, диаконов) также подбирает архиепископ, «следуя мнению их исповедника и оповестив об этом епархиальный Совет». Архиепископ назначает священников, диаконов и псаломщиков на место служения 937 ; настоятели назначаются и перемещаются «по консультации с заинтересованными сторонами» 938 . Устав Архиепископии Русских Православных Церквей в Западной Европе воспроизводит основные постановления Собора 1917–1918 годов в отношении епархиального и приходского устроения: соборное управление выборными смешанными органами (собраниями и советами), в которых число мирян равно числу священнослужителей, избрание архиерея, запрет на перемещение епископов, автономия приходов, обязательность записи для прихожан. Однако исполнение соборных определений приспособлено к особым обстоятельствам. Во–первых, применение принципа соборности стало возможным благодаря статусу автономии, которым Архиепископия пользуется по отношению к Вселенскому Патриархату. Эта самоуправляемость избавляет Архиепископию от необходимости прибегать к посредничеству высшей иерархической власти, например, в случае несогласия архиепископа с епархиальным Советом. Она же объясняет сходство, существующее между устроением Архиепископии и задуманным Собором 1917 года Высшим церковным управлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проект реализуется при поддержке конкурса малых грантов «Православная инициатива — 2021». В 2011 году в Москве православной службой помощи «Милосердие» и Марфо-Мариинской обителью  г. Москвы была открыта первая школа приемных родителей . За это время 139 детей были устроены в семьи. В 2015 году в рамках городской премии «Крылья аиста» школу приемных родителей в Марфо-Мариинской обители признали лучшей в Москве. Вторая в России православная школа приемных родителей была открыта в мае 2019 года в Санкт-Петербурге. Она расположена в Александро-Невской лавре . В основе проекта — опыт работы уникального церковного центра приемных семей «Умиление» в Вырице. Проект объединяет десять семей, в которых воспитывается 39 приемных детей с инвалидностью. Приемными родителями стали волонтеры, которые долгое время посещали детские дома и интернаты и в итоге решились на то, чтобы принять детей с инвалидностью в семью. В июне с.г. центр приемных семей «Умиление» был признан лучшим проектом года в номинации «Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поддержка приемных семей». В общецерковных документах зафиксирован приоритет семейного воспитания детей-сирот. Об этом говорится в документе «Основные принципы деятельности церковных приютов Русской Православной Церкви», принятом Высшим Церковным Советом в 2013 году, а также в документе «Принципы осуществления церковной заботы о детях-сиротах» 2016 года. В частности, в документе отмечается, что «основной принцип церковной помощи детям-сиротам сегодня — признание приоритета семейного воспитания». В 2016 году  Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению  выпустил пособие  «Школа приемных родителей: принципы, устройство, документы» . Оно доступно на  сайте Отдела . Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в  Telegram-kahaлe «Дела Церкви» , на  Уои-Тиве-канале  и в группе Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению в социальных сетях  Facebook ,  «ВКонтакте» , аккаунте Отдела в  Instagram .

http://patriarchia.ru/db/text/5823095.ht...

Архив Пн При Синодальном отделе по благотворительности учрежден Центр по вопросам семейного устройства детей и церковного попечительства о детях 13 октября 2022 г. 21:14 13 октября 2022 года участники заседания Священного Синода Русской Православной Церкви имели суждение об учреждении при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению Центра по вопросам семейного устройства детей и церковного попечительства о детях ( журнал 100 ). Определением Архиерейского Собора 2-4 февраля 2011 года Комиссия по церковным приютам, действовавшая при Синодальном отделе религиозного образования и катехизации , была преобразована в Комиссию по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях при Патриархе Московском и всея Руси в составе представителей Управления делами Московской Патриархии , Синодального отдела религиозного образования и катехизации, Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению (определение Освященного Собора «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» , пункт 26). На протяжении 2011-2013 гг. Комиссия провела паспортизацию и создала реестр церковных приютов, разработала документ «Основные принципы деятельности церковных приютов Русской Православной Церкви» , утвержденный Высшим Церковным Советом. Дальнейшие функции по наблюдению за деятельностью приютов осуществлялись Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению. В 2022 году Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению выступил с предложением комплекса мер по реформированию церковного попечительства о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, детях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данные предложения были обсуждены 28 июня 2022 года в ходе видеосовещания ведущих специалистов и руководителей наиболее успешных проектов, связанных с церковным попечительством о детях, оставшихся без попечения родителей. В ходе совещания было решено представить на усмотрение Священноначалия предложение преобразовать Комиссию по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях в Центр по вопросам семейного устройства детей и церковного попечительства о детях при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению. В задачи этого Центра предложено включить: содействие в развитии семейных форм устройства детей в Церкви; координацию работы церковных учреждений для детей и взаимодействие с профильными православными проектами, а также с опекунами и приемными семьями, с государственными органами опеки; обучение и аттестацию церковных специалистов; проверку деятельности церковных приютов и проектов помощи детям с созданием базы данных приютов и проектов; привлечение грантовых и благотворительных средств по профилю деятельности; создание церковных Школ приемных родителей; создание служб сопровождения и поддержки кризисных кровных семей; и другие задачи.

http://patriarchia.ru/db/text/5967183.ht...

29. Срок выслуги пенсий для миссионеров епархиальных и уездных устанавливается двадцатипятилетний. 30. Епархиальные и уездные миссионеры, прослужившие в долж­ности миссионера от 10 до 15 лет, по увольнении от службы, получают одну треть оклада пенсии, прослужившие от 15 до 20 лет получают две трети оклада, а прослужившие 25 лет и бо­лее получают полный оклад пенсии. 31. Миссионеры, не дослужившие шести месяцев до установленных пенсионных сроков, получают полную пенсию за означен­ные сроки. 32. Миссионеры, оставляющие службу по расстроенному на служ­бе здоровью или по неизлечимой болезни, получают пенсию: про­служившие 15 лет половину оклада, прослужившие от 15 до 20 лет – две трети оклада и прослужившие 20 лет – полный оклад пенсии. 33. Миссионеры, одержимые такими неизлечимыми недугами, которые лишают их возможности не только продолжать службу, но и обходиться без постоянного постороннего ухода, получают пенсии: прослужившие 10–15 лет две трети оклада и прослужившие свыше 15 лет полный оклад. Миссионеры, прослужившие менее 10 лет и получившие при исполнении своего служебного долга увечье, или такую болезнь, которая совершенно лишает их возможности продолжать службу, получают пенсию в размере, устанавливаемом каждый раз Высшим Церковным Управлением. Б. Внешняя миссия 34. Внешняя миссия управляется Советом Православного Всероссийского Миссионерского Общества, действующего по особому уставу, утверждаемому высшею церковною властью. 35. Православное Всероссийское Миссионерское Общество состоит под покровительством первоиерарха Российской Церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея России. 36. Председателем Православного Всероссийского Миссионерского Общества и его Совета состоит лицо, назначаемое высшею церковною властью, известное ревностью, осведомленностью и опытом в миссионерском деле, научно-подготовленное, свободное от всяких других обязанностей, в архиерейском сане. 37. Председатель Всероссийского Миссионерского Общества со­стоит Товарищем Председателя Синодального Миссионерского Совета, с правом непосредственного доклада Высшему Церков­ному Управлению по делам внешней миссии, по соглашению с Председателем Синодального Миссионерского Совета.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010