Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ДПЦ), с 1989 г. офиц. название наиболее значительного и организованного согласия беспоповцев - поморского, вероучение к-рого, как и вероучение др. беспоповских согласий, опирается на представления о воцарении духовного антихриста (см. разд. «Антихрист в представлениях старообрядцев» в ст. Антихрист ) и оскудении благодати священства. В отличие от большинства др. течений в беспоповщине ДПЦ допускает возможность мирянам (наставникам) благословлять браки (бессвященнословные браки; см. разд. «Брак у старообрядцев» в ст. Брак ). ДПЦ развивается, изменяя отдельные элементы своего вероучения, инкорпорируя в себя нек-рые малочисленные беспоповские согласия и постепенно осознавая себя «церковью, не имеющей духовной иерархии». Собор (съезд) является высшим органом управления ДПЦ. Согласно постановлению 2-го Всероссийского собора поморцев (1912), «верховное руководство, суд и управление Церкви Христовой, с падением священных чинов Ее, лежит на обязанности составляющих тело Церкви христианских приходов, избранники которых составляют собор Церкви» (Деяния 2-го Всероссийского собора христианского поморского церковного общества. М., 1912. С. VII). В отличие от др. беспоповских течений ДПЦ имеет региональные органы управления (духовные центры): Российский совет (РС) ДПЦ (Москва, учрежден в 1989), опекает поморцев в России и в странах, не имеющих духовных центров,- на Украине, в Молдавии, в Казахстане и в Киргизии; Центральный совет (ЦС) ДПЦ Латвии (Рига, учрежден в 1989), объединяет 51 из 67 поморских общин, зарегистрированных в Мин-ве юстиции Латвии; Высший совет (ВС) ДПЦ Литвы (Вильнюс, в 1922-1940 и 1942-1943 назывался Центральным старообрядческим советом (ЦСС) Литвы, в 1943-2002 - Высшим старообрядческим советом (ВСС) Литвы); Высший совет (ВС) Восточной старообрядческой церкви, не имеющей духовной иерархии, в Польше (Сувалки, действовал в 1925-1939, возобновил работу в 1983, до 1993 назывался Высшим старообрядческим советом (ВСС) Польши); Союз старообрядческих общин Эстонии (Таллин, учрежден в 1928, восстановлен в 1995); Центральный совет (ЦС) ДПЦ Белоруссии (Полоцк, учрежден в окт. 1998); Конференция поморских общин в США. При духовных центрах ДПЦ работают духовные комиссии или духовно-канонические отделы, в компетенцию к-рых входит разбор канонических и богослужебных вопросов.

http://pravenc.ru/text/180417.html

I.1.5. Высший Церковный Совет Высший Церковный Совет (из Устава Русской Православной Церкви) См.: Устав Русской Православной Церкви. Глава VI. О создании Высшего Церковного Совета (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2011 г., «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 6) 6. Освященный Собор, поддерживая намерение Святейшего Патриарха Кирилла проводить регулярные совещания глав синодальных учреждений, определяет придать этим совещаниям формальный статус с именованием их Высшим Церковным Советом, по аналогии с органом, учрежденным Всероссийским Церковным Собором в 1917 году и прекратившим работу в годы гонений. Священному Синоду поручается принять решение об образовании Высшего Церковного Совета после того, как будут разработаны соответствующие нормативные документы. Решение Священного Синода и необходимые поправки к Уставу Русской Православной Церкви следует представить на утверждение очередного Архиерейского Собора. Положение о Высшем Церковном Совете (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 22 марта 2011 г., журнал 10) 1. Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви (далее – Высший Церковный Совет) является исполнительным органом Русской Православной Церкви, действующим при Патриархе Московском и всея Руси (далее – Патриарх) и Священном Синоде Русской Православной Церкви (далее – Священный Синод). В период междупатриаршества Высший Церковный Совет действует при Местоблюстителе Патриаршего престола (далее – Местоблюститель) и Священном Синоде. 2. Высший Церковный Совет подчиняется и подотчетен Патриарху (Местоблюстителю) и Священному Синоду. 3. Высший Церковный Совет рассматривает следующие вопросы: • вопросы богословского образования, просвещения, миссии, церковного социального служения, информационной деятельности канонических подразделений Русской Православной Церкви и церковных СМИ; • вопросы взаимоотношений Церкви с государством, обществом, Поместными Православными Церквами, инославными конфессиями и нехристианскими религиями;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Архив Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 22 марта 2011 года 22 марта 2011 г. 17:00 22 марта 2011 года в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы Священного Синода подписали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир Митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Луганский и Алчевский Иоанникий Архиепископ Берлинский и Германский Феофан Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил Архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии   ЖУРНАЛ 10 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: Об образовании Высшего Церковного Совета. Справка: Архиерейский Собор (2-4 февраля 2011 года) в определении «О внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (п. 6) постановил: «Поддерживая намерение Святейшего Патриарха Кирилла проводить регулярные совещания глав Синодальных учреждений, определяет придать этим совещаниям формальный статус с именованием их Высшим Церковным Советом, по аналогии с органом, учрежденным Всероссийским Церковным Собором в 1917 году и прекратившим работу в годы гонений. Священному Синоду поручается принять решение об образовании Высшего Церковного Совета после того, как будут разработаны соответствующие нормативные документы. Решение Священного Синода и необходимые поправки к Уставу Русской Православной Церкви следует представить на утверждение очередного Архиерейского Собора». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Принять «Положение о Высшем Церковном Совете Русской Православной Церкви».

http://patriarchia.ru/db/text/1434630.ht...

Святейший Патриарх Кирилл совершает великое освящение храма. ЦВ 5 (450) март 2011 /  27 февраля 2011 г. Служение Патриарха Кирилла с 16 февраля по 27 февраля 2011 16 февраля Святейший Патриарх Кирилл провел встречу с губернатором Иркутской области Д.Ф. Мезенцевым, который пригласил его совершить осенью первосвятительский визит в Иркутскую епархию. В тот же день Предстоятель Русской Православной Церкви встретился с заместителем министра внутренних дел по вопросам безопасности на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры генерал-полковником милиции В.Н. Кирьяновым. 17 февраля в Красном зале палат Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное совещание руководителей синодальных учреждений Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Предстоятель Русской Церкви напомнил, что завершившийся 4 февраля Архиерейский Собор постановил придать совещаниям глав синодальных учреждений формальный статус с именованием их Высшим церковным советом — по аналогии с органом, учрежденным Всероссийским Церковным Собором в 1917 году, но прекратившим работу в годы гонений. 18 февраля Святейший Патриарх Кирилл провел встречу с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Филиппины в Российской Федерации Виктором Гарсиа III и президентом Чувашской Республики М.В. Игнатьевым. 20 февраля, в неделю о блудном сыне, Святейший Патриарх Кирилл возглавил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. За Божественной литургией Предстоятель Русской Православной Церкви и сослужившие иерархи совершили хиротонию архимандрита Севастиана (Осокина) во епископа Карагандинского и Шахтинского. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх напутствовал новохиротонисанного епископа Карагандинского и Шахтинского Севастиана на служение, вручил ему архиерейский жезл (см. с. 4), после чего обратился к пастве с первосвятительским словом. Предстоятель напомнил собравшимся в храме об опасности и губительных последствиях блудодеяния: «Через блуд к человеку прикасается темная и злая сила. Человек повреждает себя блудной страстью и в конце концов становится неспособным войти в Царствие Божие, почему и говорит апостол: блудники... Царствия Божиего не наследуют (1 Кор. 6, 9–10). В то же время Святейший Патриарх отметил, что искреннее раскаяние в совершенном грехе способно вернуть согрешившему милость Божию.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Глава III. Монастыри К оглавлению В кровавый период владычества монголов над Россиею число мирных обителей иночества не только не уменьшилось в ней, а еще увеличилось: их возникло теперь в двести лет вдвое больше, нежели сколько было основано прежде — в два с половиною века со времени основания Русской Церкви. Этого явления, впрочем, никак не должно приписывать самим монголам. Они, напротив, только разоряли наши монастыри и разорили их множество как при первом, так и при последующих своих нашествиях на Россию. И если монгольские ханы в своих ярлыках русскому духовенству предоставляли льготы и нашим монастырям, то отнюдь не новые, которыми бы прежде они не пользовались. Нет, такое умножение у нас святых обителей в монгольский период можно считать прежде всего прямым следствием естественного хода и дальнейшего развития у нас религиозной христианской жизни, которая с течением времени более и более проникая в сердца людей, возбуждала их более и более устремляться к высшим степеням нравственного совершенства, представляемым иночеством. Еще ближе — следствием глубокого уважения к иноческой жизни, которое тогда было господствующим в России как в простом народе, так между боярами и князьями и вызывало многих, особенно из князей, благодетельствовать обителям, обновлять их и устроять вновь. Далее — следствием совершенной беспрепятственности, легкости и удобства, с какими основывались тогда у нас монастыри. Каждый инок, желавший уединения, один или с товарищем, отходил в пустыню, или лес, строил себе хижину или копал пещеру и начинал подвизаться. Вскоре он делался известным. К нему приходили, одни за наставлениями и советом, другие с просьбою поселиться вместе с ним. Он принимал. Сами же строили небольшую деревянную церковь и кельи. Добрые люди делали приношения и пожертвования. И монастырь устроялся. Случалось, что тот же инок, оставив собранное им братство, удалялся на новое пустынное место и точно таким же образом устроял другой монастырь, потом переходил в третью пустыню и основывал третий монастырь.

http://sedmitza.ru/lib/text/435888/

Закрыть itemscope itemtype="" > Владимир Легойда: Синод принял ряд важных решений В Даниловом монастыре состоялось последнее в 2017 году заседание Священного Синода Русской Православной Церкви 29.12.2017 2263 Время на чтение 4 минуты Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда рассказал о решениях, принятых на последнем в уходящем году заседании Священного Синода, состоявшемся 28 декабря 2017 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве , сообщает Патриархия.ru. По словам В.Р.Легойды, заседание Священного Синода открылось сообщением Патриарха Кирилла о праздновании столетия открытия Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. и восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. «Синод отметил важность состоявшихся мероприятий, посвященных восстановлению Патриаршества и юбилею Собора 1917-18 гг.», — сказал В.Р.Легойда. Также члены Священного Синода имели суждение о порядке исполнения решений Архиерейского Собора, прошедшего в Москве с 29 ноября по 2 декабря 2017 года. Как сообщил В.Р.Легойда, был утвержден «План исполнения синодальными учреждениями постановлений Архиерейского Собора 2017 года, а также решений, принятых органами высшей церковной власти в период до Архиерейского Собора», ранее одобренный Высшим Церковным Советом. «Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о работе Высшего Церковного Совета во второй половине 2017 года, Священный Синод постановил одобрить решения Совета, принятые во второй половине 2017 года», — заявил В.Р.Легойда. Как отметил глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, в ходе заседания Священного Синода был заслушан и принят к сведению доклад митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, секретаря Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, о работе Межсоборного Присутствия в 2017 году. На заседании также было утверждено решение о назначении викарием Московской епархии с титулом «Домодедовский» епископа Воркутинского и Усинского Иоанна. Правящим архиереем Воркутинской епархии был избран иеромонах Марк (Давлетов), клирик Шуйской епархии.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/29/vl...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВЛЕКАНОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Уфимской епархии, названо по пос. Давлеканово Белебеевского у. Уфимской губ. (ныне город в Республике Башкортостан). Учреждено в дек. 1922 г. по благословению находившегося в Уфе Томского еп. Андрея (Ухтомского) в качестве одной из мер по противодействию обновленчеству . В кон. нояб. 1922 г. еп. Андрей, избранный общим собранием духовенства и мирян Уфы временно управляющим Уфимской епархией, провозгласил временную автономию (автокефалию) Уфимской правосл. епархии, руководствуясь постановлением Патриарха св. Тихона , Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета от 20 нояб. 1920 г. (о мерах на случай невозможности связи епархии с Высшим церковным управлением или в случае вынужденного прекращения деятельности последнего) и посланием Патриаршего Заместителя митр. Ярославского сщмч. Агафангела (Преображенского) от 18 июня 1922 г. (о временной самостоятельности епархиальных архиереев в случае отсутствия канонического центра или невозможности связи с ним впредь до восстановления законной высшей церковной власти). 12 дек. 1922 г. во епископа Давлекановского был хиротонисан иером. Иоанн (Поярков) , бывш. прот., вместе с супругой принявший монашество, кандидатура к-рого была выдвинута советом Союза приходских советов и одобрена еп. Андреем. Хиротонию совершили викарные епископы Стерлитамакский Марк (Боголюбов) и Бирский Трофим (Якобчук). 27 дек. 1922 г. Уфимское епархиальное собрание духовенства и мирян поддержало новопоставленных уфимских викарных епископов и просило Давлекановского архиерея ввиду ареста еп. Андрея принять на себя временное управление Уфимской кафедрой. Из-за срыва собрания обновленцами совет Союза приходских советов в тот же день постановил: «Ввиду того что наша Уфимская православная Церковь в настоящее время имеет в Уфе четырех новорукоположенных епископов… временно… управление Уфимской епархией вручить Преосвященным епископам Трофиму (Якобчуку, еп. Бирскому), Марку (Боголюбову, еп. Стерлитамакскому), Аввакуму (Боровкову, еп. Староуфимскому) и Иоанну (Пояркову, еп. Давлекановскому), прося их самих избрать председательствующего» (Арх. УФСБ РФ по Респ. Башкортостан. Д. ВФ-20193. Л. 55). Уфимские викарии поручили Давлекановскому епископу жить в Уфе и председательствовать «в составившемся малом Соборе епископов», выполняя соответствующие адм. функции, предоставив в то же время каждому из епископов управлять частью Уфимской епархии; при Соборе епископов начала действовать канцелярия, закрытая в кон. янв. 1923 г. под давлением властей. Кафедральным храмом Давлекановского архиерея являлась Никольская ц., в к-рой Иоанн (Поярков) служил до епископской хиротонии.

http://pravenc.ru/text/168594.html

поиск:   разделы   рассылка Журналы заседания Священного Синода от 12 марта 2013 года 12 марта 2013 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы Священного Синода подписали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр Митрополит Среднеазиатский Викентий Митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк Архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий Архиепископ Ровенский и Острожский Варфоломей Епископ Улан-Удэнский и Бурятский Савватий Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии ЖУРНАЛ 10 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся заседании Высшего Церковного Совета. Справка: Высший Церковный Совет, в своем заседании от 7 марта 2013 года рассмотрел и одобрил отчеты синодальных учреждений за 2012 год и планы синодальных учреждений на 2013 год. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить одобренные Высшим Церковным Советом отчеты синодальных учреждений за 2012 год и планы синодальных учреждений на 2013 год. ЖУРНАЛ 11 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о подготовке празднования 1025-летия Крещения Руси. Справка: Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, прошедший в Москве 2-5 февраля 2013 года, постановил: " Освященный Собор считает необходимым продолжение диалога и взаимодействия с государственной властью России, Украины, Белоруссии и других стран канонического пространства Московского Патриархата для придания надлежащей значимости празднованию Дня Крещения Руси, особенно в связи с 1025-летием принятия Русью христианства. Праздник должен быть наполнен масштабными событиями, свидетельствующими о духовном единении братских народов " (пункт 54 Постановлений Архиерейского Собора).

http://religare.ru/2_100194.html

Положение о Попечительской комиссии и кассе взаимопомощи при епархиальном управлении епархии Русской Православной Церкви 20 июля 2013 г. 17:23 Документ принят  Высшим Церковным Советом   12 апреля 2013 года  и одобрен на заседании Священного Синода 16 июля 2013 года ( журнал 74 ). 1. Общие положения 1.1. Касса взаимопомощи является структурным подразделением _____________ Епархии (в дальнейшем — Епархия) и создана по решению Епархиального архиерея для оказания материальной помощи и социальной поддержки нуждающимся клирикам и церковнослужителям, работникам канонических подразделений Епархии, а также членам их семей, указанным в «Положении о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей». 1.2. Касса взаимопомощи работает под руководством коллегиального органа — Епархиальной попечительской комиссии. Касса действует без образования юридического лица и пользуется счетом, бланками, печатью Епархии. В целях раздельного учета получения (расходования) средств кассы Епархия открывает субсчет или иным образом обособляет указанные средства на счете Епархии. 2. Категории лиц, которым предоставляется помощь и поддержка 2.1. К нуждающимся священнослужителям, церковнослужителям и работникам религиозных организаций Русской Православной Церкви относятся лица, являющиеся членами семей, доходы которых на одного члена семьи ниже установленного в регионе прожиточного минимума. Членами семьи нуждающегося священнослужителя, церковнослужителя и работника религиозной организации Русской Православной Церкви являются находящиеся на его иждивении нетрудоспособные родители; супруг (супруга); проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети. Нуждающимися членами семьи умершего священнослужителя, церковнослужителя и работника религиозной организации Русской Православной Церкви являются лица, перечисленные в абзаце втором настоящего пункта и являющиеся членами семей, доходы которых на одного члена семьи ниже установленного в регионе прожиточного минимума.

http://patriarchia.ru/db/text/3479318.ht...

Скачать epub pdf Документ принят Высшим Церковным Советом 21 июня 2013 года и одобрен на заседании Священного Синода 16 июля 2013 года (журнал 74). Пояснительная записка Содержание I. Область применения II. Используемые сокращения III. Характеристика подготовки IV. Характеристика деятельности миссионеров V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ по подготовке миссионеров VI. Требования к структуре основных образовательных программ по подготовке миссионеров VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ Приложение 1 к Церковному образовательному стандарту по подготовке миссионеров Проект. Приложение 2 к Церковному образовательному стандарту по подготовке миссионеров Общая характеристика программы 1. Цикл «Основы православного вероучения» (72 ауд. часа) Введение в Православное вероучение Священное Писание (Ветхий завет) Священное Писание (Новый Завет) История Церкви Введение в литургику Нравственное богословие 2. Цикл «Миссионерская деятельность» (72 ауд. часа) Миссиология Принципы и методы миссионерской деятельности. Практическая психология Практика приходской миссионерской деятельности     Введение Церковного образовательного стандарта по подготовке миссионеров обусловлено необходимостью качественного развития миссионерского служения в Русской Православной Церкви на современном этапе. Миссионерство, как содействие человеку в обретении православной веры, должно осуществляться на системной основе и быть обеспечено подготовленными к этой деятельности кадрами. В связи с решением Священноначалия о введении штатной оплачиваемой должности миссионера на приходе и в благочинии на всей канонической территории Русской Православной Церкви, Архиерейский Собор 2011 года постановил разработать механизмы подготовки миссионеров (Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 4 февраля 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (п.18:31)).

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/tser...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010