1) В основу церковной организации положен принцип выборности. Приходские собрания выбирают приходский совет, местные (окружные) синоды (съезды) – совет пропета, генеральный синод (Всероссийский съезд) – высший церковный совет (Oberkirchenrat). Срок избрания – 6 лет. На съездах участвуют «миряне» и пасторы. Пасторы также выбираются приходом и утверждаются высшим церковным советом. Консистории – уничтожены. Так был осуществлен принцип «взаимопроникновения» церкви с «народом» на началах кулацко-поповской «демократии». Крупно-хуторская система ведения хозяйства в немецких, эстонских и латышских колониях способствовала укреплению религии. «Кулачество явилось главной опорой лютеранства», правильно отмечает II съезд СВБ (Резолюции съезда, с. 33). Действительно, в приходских советах кулачество стало играть главенствующую роль, а стало быть, играло ее и в центральных органах лютеранской церкви. 2) Ввиду недостатка пасторских «кадров» и отсутствия «богословских» университетов от требования университетского образования пасторов пришлось отказаться. По новому уставу (ст. 27) пасторы избираются из числа лиц, окончивших соответствующий семинарий и сдавших коллоквиум. Однако число лиц, желающих посвятить себя пасторской деятельности, таяло с каждым годом. Поэтому, наряду с приходскими пасторами, были учреждены особые разъездные пасторы, обслуживающие несколько приходов, собирающие с них дань во время гастролей. 3) Титул «епископа» сохранен. Этот титул предоставляется генеральным синодом как особая «честь» наиболее заслуженным попам. Этой чести удостоились попы Мальмгрен 321 и Мейер 322 . Подобно двум консулам в Древнем Риме, сии доблестные мужи управляют совместно делами лютеранской церкви. О них персонально упомянуто в уставе, причем на Мальмгрена возложено представительство лютеранской церкви при переговорах с правительственными и другими организациями и лицами, а на Мейера – руководство лютеранской поповщиной. Это разделение труда вызвано, надо думать, не только опасениями перегрузки почтенных епископов, а и более «деликатными» соображениями.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

28. Совместная деятельность клира и прихожан в управлении приходскими делами осуществляется чрез Приходское Собрание и Приходский Совет. 29. На обязанности настоятеля лежит попечение по всем делам прихода и наблюдение за правильным ведением отчетности по церковному хозяйству и письмоводству, а также сношения по делам церковно-приходским с епархиальною властью. 30. Церковный староста избирается прихожанами на три года, для совместного с причтом и Приходским Советом приобретения, хранения и употребления храмовых денег и всякого храмово­го имущества, под надзором и руководством Благочинного и епархиального Архиерея. Примечание . Наказ церковным старостам издается Высшим Церковным Управлением. 31. Церковные старосты при приходских храмах и их помощники избираются Приходским Собранием. Примечание. В церковные старосты могут быть изби­раемы и женщины. 32. Церковный староста по избрании приводится к присяге и является исполнителем распоряжений Приходского Собрания и Со­вета в отношении заведывания храмовым хозяйством. 33. Церковный староста входит в состав Приходского Со­вета по должности. 34. Церковный староста действует под контролем Приход­ского Совета; по истечении года он представляет Приходскому Совету отчет о состоянии храмового имущества и о приходе и расходе храмовых сумм; отчет этот в общем порядке пред­ставляется епархиальной власти. 35. Должности церковного старосты и приходского казначея в исключительных случаях, по ходатайству прихода, могут быть совмещаемы. 36. Церковные старосты кафедральных и уездных безприходных соборов и безприходных кладбищенских городских храмов избираются общим собранием представителей православ­ных приходов данного города. Примечание. Число членов этого собрания и порядок избрания устанавливаются епархиальною властью. 37. Церковные старосты могут быть избираемы и к храмам приписным, не имеющим особых причтов, если в этих храмах совершается Богослужение, имеется собственное имущество и ведется отдельное от приходского храма хозяйство. 38. К храмам домовым, при учебных, богоугодных и благотворительных и иных учреждениях, старосты избираются управлением тех учреждений, при которых находятся храмы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

Отдельно хотелось бы сказать о православной составляющей образования детей, обучающихся в казачьих учебных заведениях. Высшим Церковным Советом была принята примерная «Программа традиционного духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах». Она была одобрена Комиссией при Президенте Российской Федерации по делам казачества во главе с Александром Дмитриевичем Бегловым, и направлена Министерством образования и науки руководителям органов исполнительной власти в регионах. Мы надеемся, что эти инициативы найдут понимание на местах, в том числе у региональных руководителей системы образования. В минувшем году прошел очередной конкурс «За нравственный подвиг учителя», являющийся замечательным примером успешного церковно-государственного сотрудничества в сфере образования. Его главная цель — выявление лучшего опыта в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей. Отрадно видеть, что с каждым годом увеличивается число работ, посвященных изучению Православия. В нынешнем 2014 году, в рамках празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия, проводится еще один самостоятельный конкурс детского творчества, посвященный подвигу Игумена Русской земли. Конкурсная программа включает в себя два направления: художественное и литературное. В этом огромном зале, наполненном неравнодушными к проблемам православного воспитания и образования людьми, я объявляю конкурс открытым. Надеюсь, что Министерством культуры, и Министерством образования и науки, и Мэрией Москвы, и руководством федеральных округов будет оказана поддержка данному проекту. Молитвенно желаю всем организаторам и участникам настоящих Чтений, дабы ходатайством и предстательством преподобного Сергия Господь ниспослал всем нам крепость сил душевных и телесных и Свою неоскудевающую помощь в предстоящих трудах. Храни вас Господь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Рейтинг: 10 Голосов: 1 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/67976.html

Характерно, что большая часть специалистов этих подгрупп работает над несколькими книгами сразу, поскольку многие учебники имеют по несколько томов. По дисциплинам «Патрология», «Гомилетика», «Латинский язык» учебники готовятся вместе с хрестоматиями. Необходимость подготовки нескольких томов по той или иной дисциплине определяется количеством часов, отведенных на дисциплину в едином учебном плане, утвержденном Высшим Церковным Советом в 2015 году. Кроме того, к 43 учебникам на начало 2019 года были добавлены 5 учебных пособий, которые издаются в подсерии «Дополнительная литература». Эта подсерия была открыта для публикации монографий, рекомендуемых для проработки в ходе освоения тех или иных дисциплин, а также учебных пособий, прошедших апробацию в учебных заведениях Русской Православной Церкви, но не имеющих строгого соответствия в едином учебном плане (например, разработанное в Минской духовной академии учебное пособие «Введение в расколоведение»). Отмечу, что такой масштаб работы беспрецедентен в истории российского духовного образования. — За 30 лет по каждому из этих направлений в самых разных издательствах вышло немало книг, в том числе рассчитанных на студенческую аудиторию. В чем особенность ваших изданий, если говорить о них как об учебных пособиях? Например, «Четвероевангелия»? — Учебник «Четвероевангелие», в основу которого положен труд митрополита Илариона «Иисус Христос: Жизнь и учение» , задуман как трехтомное пособие. При этом он не повторяет текст книги механически, а адаптирован с учетом методических требований к образовательной литературе. По замыслу автора, митрополита Волоколамского Илариона, этот учебник должен решить две задачи. Во-первых, научить студента самосто­ятельно работать с текстом Евангелия, сравнивать параллельные повествования евангелистов, выявлять между ними пункты различия и сходства. В учебнике прокомментированы все значимые разночтения между евангелистами, даже если они затрагивают порядок слов и не влияют на основное содержание текста. Студент увидит, что за этими разночтениями часто скрываются разные авторские установки евангелистов, и тем самым сможет оценить Евангелия в их своеобразии.

http://patriarchia.ru/db/text/5410711.ht...

Около этого времени профессора древних языков имели еженедельно шесть лекций в первых трех курсах (по 2 на каждом курсе) и 1 лекцию в IV курсе. В этот период службы Г. исполнял и некоторые особые поручения, имевшие и не имевшие отношение к его кафедре. Он, например, рассматривал студенческие диссертации, написанные на ученую степень и составил отзывы о сочинениях студентов Яреда, Воинова, Знаменского, Брянцева, Соснякова («Пизанский собор»), Соколова («Опыт обозрения трудов русских толкователей Свящ. Писания»), Архангельского (« Тертуллиан , его жизнь и учение»). Входил, по избранию, в состав советской комиссии из трех лиц для обсуждения вопроса о занятиях студентов курса магистерским сочинением и вместе с проф. И. В. Чельцовым , поддерживал единственно правильное решение вопроса, которое потом было принято и Советом (Журналы Совета за 1874 r., стр. 247–253 и проф. прот. С. Соллертинского (Опыт исторической записки о состоянии Спб. Д. Академии, 1910, стр. 87). После ревизии, произведенной в январе 1875 г. архиепископом литовским Макарием, в синодальном указе были сделаны профессору Г., как и нескольким другим наставникам, начальственные замечания относительно преподавания. Признавая сделанные ему замечания не вызванными существом дела и не соответствовавшими действительному положению вещей, профессор Г. такое свое мнение открыто выразил в официальном представлении Совету Академии, в свое время появившемся и в печати, и притом выразил, к сожалению, в форме довольно резкой, «не соответствующей должным отношениям подчиненности к высшей церковной власти» (как нашел исправлявший тогда должность синодального обер-прокурора). В виду обстоятельств дела и при тогдашнем отношении центральных учреждений духовного ведомства к высшим духовным школам, можно было заранее предвидеть, что исход дела не будет благоприятен ни для профессора, ни для ректора и Совета Академии, косвенно до некоторой степени поддержавших коллегу. Есть основания догадываться, что предвидел это и профессор Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

Просим Вас принять меры к пресечению дальнейшей деятельности указанного учреждения. О Ваших действиях поставьте нас в известность. 1 .IV.1921 г.». И прилагалось задержанное письмо епископа Анатолия: «Его Святейшеству, Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея России Ректора Казанской Духовной Академии Епископа Анатолия Представление Совет Казанской Духовной Академии, заслушав в заседании 24 января (6 февр.) 1921 г. предложение Преосвященного Ректора, Епископа Анатолия избрать на освободившуюся за смертью экстраординарного профессора протоиерея Н.Н.Писарева штатную экстраординатуру одного из сверхштатных экстраординарных профессоров и единогласно избрав на эту вакансию сверхштатного экстраординарного профессора по кафедре Древней Церковной Истории А.П.Касторского, ходатайствует пред Вашим Святейшеством, Священным Синодом и Высшим Церковным Советом об утверждении сверхштатного экстраординарного профессора А.П.Касторского в должности штатного экстраординарного профессора Казанской Духовной Академии по кафедре Древней Церковной Истории. Вашего Святейшества нижайший послушник Епископ Анатолий 23 февр. (8 марта) 1921 г.». Приведенный ниже «Заключительный акт» дает нам возможность представить обстоятельства этого дела: «1921 года апреля 24 дня Уполномоченный 11го отделения Всетатчека рассмотрел дело за 765 о Казанской Духовной Академии. По агентурным сведениям Всетатчека стало известно, что Казанская Духовная Академия продолжает, вопреки всем декретам и распоряжениям Советской власти о прекращении существования всех духовных ученых заведений, существовать на прежних началах с прежним составом профессоров. Сведения эти получили подтверждение в сообщении 8го ликвидационного отдела Наркомюста Российской Республики от 8го сего апреля за 246/6752 на имя Наркомюста Татреспублики. Произведенным по этому поводу расследованием установлено следующее. Казанская Духовная Академия, возглавляемая ректором епископом Анатолием (Грисюком) , не была в свое время ликвидирована Губотнаробом (ныне Наркомпрос), и это обстоятельство ректор Академии истолковал как право на дальнейшее существование Духовной Академии на прежних основаниях, будто бы в порядке ликвидационном. Хотя все кредиты на Академию были закрыты и хотя смысл распоряжений Советской власти не оставлял сомнений в том, что Академия подлежит закрытию, о чем епископ Анатолий знал, тем не менее Академия продолжала существовать. По словам ректора Анатолия, Высшее Церковное Управление осенью 1918 года предложило ректору использовать дозволение Правительства на существование частного обучения религии, и это предложение в связи с высказанным будто бы заведующим Губотнаробом тов. Максимовым взглядом на возможность существования Академии послужило основанием для ректора епископа Анатолия к тому, чтобы Академия до настоящего момента сохранила прежнее название, состав профессоров и даже имела официальный штамп и советскую печать.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

Архив Пн Положение о выдаче представления Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви учебным заведениям в целях реализации программы подготовки катехизаторов 12 августа 2013 г. 15:35 Документ принят  Высшим Церковным Советом   21 июня 2013 года  и одобрен на заседании Священного Синода 16 июля 2013 года ( журнал 74 ). Содержание 1. Отношения, регулируемые Положением 2. Общие положения, термины и определения 3. Условия выдачи представления 4. Содержание и форма представления 5. Порядок выдачи представления 6. Требования к оформлению документов Соискателя 7. Реестр учебных заведений, реализующих программу подготовки катехизаторов 8. Надзор за соблюдением условий выдачи представления 1. Отношения, регулируемые Положением 1.1. Настоящее Положение определяет требования к деятельности, порядок и условия отнесения учебных заведений к учебным заведениям, реализующим программу подготовки (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) катехизаторов, порядок и условия выдачи и отзыва представления Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. 1.2. Данное Положение распространяет свое действие на расположенные в Российской Федерации учебные заведения: 1.3. Настоящее Положение принято на основе и в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви и действующим законодательством. К нормативной документации данной сферы также относятся документы: определение Архиерейского Собора 1994 года «О задачах Русской Православной Церкви в области религиозного образования» (п. 3, 5), определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (п.18), документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении Русской Православной Церкви», Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов и иные нормативные акты. 1.4. Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви во исполнение данного Положения разрабатывает и утверждает инструкции и приказы, дает официальные разъяснения и рекомендации.

http://patriarchia.ru/db/text/3605119.ht...

Протоиерей Максим Козлов: Приблизиться к тому, чтобы наши учебные заведения соответствовали современным требованиям к высшему образованию 4 сентября 2015 г. 09:50 Первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов  рассказал о том, что нового ожидается в жизни семинарий в 2015/2016 году, о Едином учебном плане, семинарах для преподавателей, инспекционных поездках и других направлениях деятельности Учебного комитета. — Отец Максим, что принципиально новое ожидает высшие учебные заведения Русской Православной Церкви в этом учебном году? — Нынешний учебный год будет особым для духовных учебных заведений Русской Православной Церкви главным образом в том отношении, что все они переходят на преподавание по Единому учебному плану бакалавриата, который утвержден Высшим Церковным советом и Священным Синодом. Этот переход осуществляется после многомесячной подготовки, в ходе которой были разработаны соответствующие нормативные документы, рабочие программы, фонд оценочных средств и другие необходимые документы для полноценного начала учебного процесса.  — Кто разрабатывал Единый Учебный план?  — Достаточно большая группа специалистов наших ведущих духовных школ — МДА , СПбДА , ПСТГУ с учетом реалий системы нашего духовного образования в целом и с пониманием того, на что можно замахнуться.  — В соответствии с Единым учебном планом теперь будут заниматься студенты всех курсов семинарий?  — Мера глубины погружения в этот учебный план оставлена на усмотрение учебного заведения. Одни набирают по Единому учебному плану только предварительный курс, продолжая доучивать старшие курсы по прежним программам. Большая часть будет строить учебный процесс в соответствии с Единым учебным планом на нулевом и первом курсах. Некоторые продвинулись даже до второго и третьего курсов, имея в виду выравнивания, досдачу и дочитывание курсов, которые не вполне совпадали с Единым планом. Это те учебные заведения, в которых учебных план и так несильно отличался от того, который принят теперь для всех. 

http://patriarchia.ru/db/text/4209891.ht...

После того, как положение будет утверждено Святейшим Патриархом, можно будет начинать практическую деятельность. Иногда спрашивают — зачем нужен второй совет? Сравним ситуацию со светским высшим образованием. Нас же не удивляет, что есть докторские советы и в Московском университете, и Петербургском, и в других крупнейших вузах. Создание еще одного совета, несомненно, приведет: а) к конкуренции (в хорошем смысле) между докторскими советами; б) к большей открытости и стимулированию написания докторских диссертаций, к большей вариативности в работе над темами. При этом Академический докторский совет может быть в каком-то смысле психологически проще для тех кандидатов, которые выйдут из нашей системы высшего духовного образования. А доктора наук нам очень нужны в системе духовного образования, нам не хватает докторских сил в наших семинариях по необходимым параметрам. Сейчас их замещают приглашаемые уважаемые, достойные доктора философии, филологии, юриспруденции, культурологии. Но понятно, что профиль духовной школы — это церковная история, богословие, церковное право. Нам нужно здесь растить своих специалистов, создавать свои научные школы. И я думаю, что создание второго докторского совета должно по замыслу повести к увеличению количества докторских диссертаций и к повышению их качества. — В состав Совета будут входить и светские ученые? — В него входят, как я говорил, представители трех академий как базовых учебных заведений, но определенный процент участников может быть и из других учебных заведений. Сегодня там представлены те доктора наук, которые трудятся в ряде региональных семинарий. Ну, а из светских вузов пока отдельно представлен только Московский государственный университет, кафедра церковной истории, которую возглавляет архимандрит Филипп (Симонов). Что не исключает расширения представительства других вузов по мере развития работы докторского совета. — Будут ли котироваться в научной среде докторские диссертации, присваиваемые советом? — Сегодня в отношении диссертаций у нас есть два направления развития. Есть ВАКовский совет по теологии, где защищаются диссертации теологической тематики. У нас уже есть прецедент защиты отца Павла Хондзинского, который столкнулся с надуманным сопротивлением со стороны наших биологов-дарвинистов, тем не менее, диссертация была защищена. На подходе там другие диссертации.

http://patriarchia.ru/db/text/5385807.ht...

Казначеем Академии был Веселовский Иван Петрович, письмоводителем – гр. Петрова В. Я. Ректор Духовной академии, епископ Анатолий, вел регулярную переписку с Патриархом Тихоном, испрашивая его благословения на те или иные действия по академии, а также ставя Святейшего в известность обо всем в ней происходящем. В 1921 году ВЧК удалось установить контроль над перепиской Патриарха Тихона и получить доступ к адресованным на его имя официальным документам. В марте 1921 года в ЧК попали письма епископа Анатолия, касающееся деятельности Казанской Духовной академии. Ознакомившись с ними, заместитель председателя ВЧК вместе с юрисконсультом ВЧК Шпицбергом 1 апреля 1921 года направил записку начальнику 8-го отдела наркомюста Красикову. Они писали: «Из переписки епископа Анатолия на имя Патриарха Тихона усматривается, что в Казани до сих пор существует духовная академия, подчиняющаяся идейным и служебным директивам Патриарха и содержащаяся за счет каких-то „местных епархиальных средств“, ... мы полагаем, что наличность в Казани подобного очага мракобесия, руководимого духовно-административным центром, ... нежелательна. Просим вас принять меры к пресечению дальнейшей деятельности указанного учреждения» 236 . Прилагалось задержанное письмо епископа Анатолия: «Его Святейшеству, Святейшему ТИХОНУ, Патриарху Московскому и всея России Ректора Казанской Духовной Академии Епископа Анатолия ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Совет Казанской Духовной Академии, заслушав в заседании 24 января (6 февр.) 1921 г. предложение Преосвященного Ректора, Епископа Анатолия избрать на освободившуюся за смертью экстраординарного профессора протоиерея Н. Н. Писарева штатную экстраординатуру одного из сверхштатных экстраординарных профессоров и единогласно избрав на эту вакансию сверхштатного экстраординарного профессора но кафедре Древней Церковной Истории А. П. Касторского, ходатайствует пред Вашим Святейшеством, Священным Синодом и Высшим Церковным Советом об утверждении сверхштатного экстраординарного профессора А. П. Касторского в должности штатного экстраординарного профессора Казанской Духовной Академии по кафедре Древней Церковной Истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010