Высший Церковный Совет обсудил темы: молодежной работы, базового богословского образования для монашествующих, создания магистратур в духовных учебных заведениях, создании единой базы студентов, миссионерской работы в епархиях, работы Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, церковной социальной и благотворительной деятельности, духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви, повышения квалификации духовенства, дистанционного образования для семинарий. Высший Церковный Совет одобрил следующие документы: 1. «Рекомендации по взаимодействию епархий Русской Православной Церкви с высшими учебными заведениями» (утверждены Священным Синодом в заседании 14 мая 2018 года, журнал 30). 2. «Концепция деятельности епархиального миссионерского отдела и взаимодействия с Синодальным миссионерским отделом» (утверждена Священным Синодом в заседании 14 мая 2018 года, журнал 29). Также Высшим церковным Советом утверждена в качестве руководственного документа «Дорожная карта первоочередных мер (комплексных предложений) по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Утвердить решения Высшего Церковного Совета, принятые в первой половине 2018 года.   ЖУРНАЛ 46 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о составе Высшего Церковного Совета. Справка: Согласно статье 8 главы VI Устава Русской Православной Церкви: «Священный Синод может по представлению Патриарха Московского и всея Руси назначить членов Высшего Церковного Совета из числа руководителей подразделений Московской Патриархии, синодальных или иных общецерковных учреждений». ПОСТАНОВИЛИ: Включить в состав Высшего Церковного Совета епископа Североморского и Умбского Митрофана, председателя Патриаршей комиссии по физической культуре и спорту.   ЖУРНАЛ 47 ИМЕЛИ ПОВТОРНОЕ СУЖДЕНИЕ: О поданном прошении Преосвященного митрополита Тверского и Кашинского Виктора, касающемся почисления его на покой в связи с достижением 75-летия.

http://patriarchia.ru/db/text/5236824.ht...

Примечание. Право указанного в этой статье протеста принадлежит только лично Патриарху. 21. Когда в Священном Синоде и Высшем Церковном Совете рассматривается дело по жалобе на действия Председателя или присутствующих в оных членов, то заинтересованное лицо при докладе может присутствовать и давать объяснения, но при решении дела обязано оставить зал заседания. При рассмотрении дела по жалобе на Председателя, он передает председательствование старейшему из иерархов. 22. Все журналы и определения Священного Синода и Высше­го Церковного Совета подписываются сначала Председателем и за ним всеми членами, присутствовавшими на заседании, хотя бы некоторые из них и были несогласны с принятым решением и подали отдельное мнение, резолюция же о решении дела должна быть подписана всеми присутствующими в том же заседании. 23. По подписании, определения Священного Синода и Высшего Церковного Совета входя в силу и не подлежат пересмотру исключая того случая, когда будут представлены новые данные, изменяющие самое существо дела. 24. Председатель Священного Синода и Высшего Церковного Совета имеет высшее наблюдение за правильным течением дел в канцеляриях Синода и Совета и состоящих при Синоде и Со­вете учреждениях и своевременным и точным исполнением принятых постановлений. 25. Патриарх совместно с Священным Синодом и Высшим Церковным Советом устанавливает внутренний распорядок заведывания канцеляриями сих учреждений и личным их составом; но члены Синода и Совета не могут занимать должно­стей начальников состоящих при Синоде и Совете учреждений. 26. Священный Синод и Высший Церковный Совет, по принадлежности, распределяют между членами заведывание кругом дел, подлежащих решению сих учреждений. Примечание. Заведывающие кругом дел члены Синода и Совета заботятся о правильности и срочности докладов. Опубликовано: Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1918. Вып. 1. Приложение к «Деяниям» второе. С. 7–11. 4. О круге дел, подлежащих ведению органов высшего церковного управления

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

Межведомственная рабочая группа, основываясь на аналогичных документах, ранее разработанных Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и касавшихся подготовки катехизаторов, разработала документы по подготовке и аттестации миссионеров, молодежных и социальных работников: церковные образовательные стандарты, положения о выдаче представления синодальных отделов, положения об аттестации, квалификационные характеристики штатных специалистов соответствующих направлений. По каждому направлению были разработаны две примерные программы различного объема: для краткосрочных курсов и среднесрочных курсов. Каждая программа включает в себя два учебных цикла. Цикл «Основы православного вероучения» является общим для подготовки катехизаторов, миссионеров, молодежных и социальных работников. Вариативный цикл обеспечивает профильную подготовку по направлениям церковного служения. 21 июня 2013 года перечисленные документы были утверждены Высшим Церковным Советом ; затем решение было одобрено Священным Синодом в его заседании от 16 июля 2013 года ( журнал 74 ). Межведомственная рабочая группа также разработала проект Положения о порядке реализации программ по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности. Проект был утвержден Священным Синодом в заседании от 2 октября 2013 года ( журнал ). Положением предусмотрено, что епархии готовят специалистов по катехизации, миссионерскому служению, молодежной работе, социальной работе по программам начального (краткосрочные курсы) или среднего (среднесрочные курсы — полубакалавриат) профессионального церковного образования. На епархиальном уровне подготовка упомянутых специалистов может осуществляться на различных площадках (епархиальная семинария, духовное училище, специально созданный центр и иные). Предусматривается возможность прохождения специалистами обучения в образовательных учреждениях других епархий, а также посредством дистанционного обучения. Синод поручил Учебному комитету во взаимодействии с профильными синодальными учреждениями сформировать Межведомственную комиссию, предусмотренную в Положении. В задачи Межведомственной комиссии входят: проведение церковного лицензирования и аккредитации образовательных организаций по подготовке специалистов по направлениям церковного служения; инспектирование и общий контроль образовательной деятельности в епархиальных образовательных учреждениях. Непосредственный контроль осуществляет при этом епархиальный архиерей.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3278234...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Положение о выдаче представления ОРОиК РПЦ учебным заведениям в целях реализации программы подготовки катехизаторов В Избранное Оглавление Утверждено Высшим Церковным Советом Русской Православной Церкви 30 ноября 2012 г. 1. Отношения, регулируемые Положением 1.1. Настоящее Положение определяет требования к деятельности, порядок и условия отнесения учебных заведений к учебным заведениям, реализующим программу подготовки (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) катехизаторов, порядок и условия выдачи и отзыва представления Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. 1.2. Данное Положение распространяет свое действие на расположенные в Российской Федерации учебные заведения: православные духовные учебные заведения; учебные заведения высшего профессионального образования (вузы); катехизаторские курсы. 1.3. Настоящее Положение принято на основе и в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви и действующим законодательством. К нормативной документации данной сферы также относятся документы: определение Архиерейского Собора 1994 года «О задачах Русской Православной Церкви в области религиозного образования» (п.3:5), определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (п.18), документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении Русской Православной Церкви», Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов и иные нормативные акты. 1.4. Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви во исполнение данного Положения разрабатывает и утверждает инструкции и приказы, дает официальные разъяснения и рекомендации. 2. Общие положения, термины и определения 2.1. Представление, выдаваемое учебному заведению в рамках настоящего Положения, является документом, который подтверждает соответствие программы подготовки катехизаторов, реализуемой учебным заведением, основополагающим положениям Церковного образовательного стандарта по подготовке катехизаторов и присваивает учебному заведению право выдавать лицам, прошедшим обучение по программе подготовки катехизаторов, документ церковного образца.

http://azbyka.ru/katehizacija/polozhenie...

9 . Жалобы на Патриарха подаются в Священный Синод чрез старейшего из присутствующих в Синоде иерархов. 10 . В случае нарушения Патриархом прав или обязанностей его служения вопрос о признании в его действиях наличности поводов, могущих повлечь за собою его ответственность, разрешается соединенным присутствием Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Самое же предание его суду и суд над ним совершается Всероссийским Собором епископов с приглашением по возможности других Патриархов и предстоятелей автокефальных Церквей, —117— причем как для предания суду, так и для обвинительного приговора требуется не менее наличных голосов. 11 . Прошение об увольнении по болезни и иным причинам Патриарх подает в Священный Синод. Синод передает его в соединенное присутствие Синода и Высшего Церковного Совета, которое и выносит по этому делу свое постановление. 12 . В случае кончины Патриарха или нахождения его в отпуске или под судом, его место в Священном Синоде и Высшем Церковном Совете заступает старейший из присутствующих в Синоде иерархов; права же и обязанности Патриарха, как епархиального архиерея, переходят к архиепископу Коломенскому и Можайскому. 13 . Единственным наследником имущества Патриарха после его кончины является Патриарший Престол. III. Определение о Священном Синоде и Высшем Церковном Совете 7 декабря 1917 года 1 . Управление церковными делами принадлежит Всероссийскому Патриарху совместно с Священным Синодом и Высшим Церковным Советом. 2 . Патриарх, Священный Синод и Высший Церковный Совет ответственны пред Всероссийским Поместным Собором и представляют ему отчет о своей деятельности за междусоборный период. 3 . Председательствует в Священном Синоде и Высшем Церковном Совете Патриарх, а за болезнью или отсутствием его председательствует старейший из иерархов, присутствующих в Синоде. 4 . Священный Синод состоит из Председателя-Патриарха и двенадцати членов: Киевского митрополита, как постоянного члена Синода, шести иерархов, избираемых Поместным Всероссийским Собором на три года, и пяти иерархов, вызываемых по очереди на один год.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В евангелических церквах Германии высшая церковная власть принадлежит государю страны, который осуществляет ее или непосредственно, или через центральные учреждения, или наконец привлекая к участию в церковном правительстве церковно-общественный элемент. В незначительных по объему территориях высшая церковная власть государя осуществляется через консисторию, которая составляет единственную инстанцию, в более значительных существует еще обер-консистория, а в Пруссии высшая над консисторией инстанция носит название высшего церковного совета (Oberkirchenrath). Он составляется из духовных и светских членов под председательством светского и есть учреждение церковное, в компетенцию которого входят только внутренние церковные дела, между тем как jura majestatis circa sacra, т. е. те права, которые принадлежат государству по отношению к религиозным делам, осуществляются через государственные учреждения. Привлекаемый к участию в правительстве церковно-общественный элемент образует из себя генеральный синод, большинство членов которого состоит из духовных и светских депутатов, посылаемых провинциальными синодами, а часть назначается государем, или имеет звание членов в силу самой должности, как генерал суперинтенденты. Генеральный синод есть вообще орган церковного законодательства и созывается периодически (через 6 л.) государем, который утверждает принятые им законопроекты. Подпись президента высшего церковного совета не есть контрасигнирование с таким последствием, чтобы из него вытекала ответственность за содержание церковных законов и указов, исходящих от имени монарха, а есть просто удостоверение санкционирующей подписи монарха. За управление внутренними делами церкви не только монарх сам не несет ответственности, но и никто другой не подлежит той ответственности, к которой, в порядке государственного управления, привлекается контрасигнировавший тот или другой акт министр. В промежуточное время между закрытием генерального синода и открытием нового действует так называемое синодальное представительство или синодальный комитет (GeneralSynodalvorstand, General-Synodalausschuss) из нескольких лиц, выбираемых при закрытии генерального синода. Этот комитет не только подготовляет дела для будущего генерального синода, но и участвует в делах администрации и суда, действуя вместе с высшим церковным советом и усиливая личный состав этого последнего. § 79. Б. Центральная организация православных церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

На основании бывших суждений постановили: 1 . Признать, что циркулярные указания Свят. Патриарха Тихона и Всероссийских высших церковных органов, от 20 ноября 1920 г. за 362, ясно предписывают, согласно канонам, епископам, лишенным возможности непосредственного сношения с Патриаршим Престолом, организовывать временное высшее церковное управление на началах соборности, а не единоличного управления. 2 . Признать, что согласно означенным указаниям, от 20 ноября 1920 г., и указам Свят. Патриарха Тихона, от 22 апреля/5 мая 1922 г. за 347 и 348, положение об организации временного высшего церковного управления для заграничной части Русской Церкви не требуется представлять на утверждение Свят. Патриарху или его Местоблюстителю. 3 . Подтвердить постановления предшествующих Епископских Соборов 1922, 1923 и 1924 гг. по вопросу о ныне существующем высшем церковном управлении заграницей... 5 . Предложить Митрополиту Евлогию и его викариям подать Архиерейскому Синоду заявление, что они признают за Собором Епископов и Архиерейским Синодом не моральное только значение, но и каноническую (административно-судебную) власть. 6 . До получения от Митрополита Евлогия заявления о подчинении Собору и Синоду не считать его членом Синода. 7 . Если через месяц таковые заявления не поступят в Архиерейский Синод, то поручить Синоду иметь суждение о неподчинении их Архиерейскому Собору и Синоду и о допущенных Митрополитом Евлогием превышениях данных ему Собором полномочий, с предоставлением Синоду, если потребуют обстоятельства, права временного отстранения Митрополита Евлогия от управления округом, с назначением нового управляющего округом... В неофициальной части опубликована статья «Откуда пошла церковная смута» – как ответ на статью г-на Никанорова «Откуда пошла церковная смута» в газете «Возрождение». Она составлена Е. Махароблидзе по поручению митрополита Антония и напечатана частями как возражение в газете «Возрождение»: В помещенной в 466 газеты «Возрождение» статье «Откуда пошла церковная смута» г-н Никаноров, искажая затронутые им факты из жизни Русской Православной Церкви заграницей, силится голословным заявлением доказать, что некоторые постановления Архиерейского Собора 1926 года были продиктованы Высшим Монархическим Советом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С документом ознакомлен штатный помощник настоятеля по социальному служению ________/____________________ (подпись) (расшифровка подписи) « ___ » ________________ 20___г. Б. О подготовке специалистов в области социальной работы Правила организации подготовки специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности (приняты Священным Синодом Русской Православной Церкви 12 марта 2013 г., журнал 26) См. раздел 11.5.1Б, с. 233. Церковный образовательный стандарт по подготовке социальных работников (принят Высшим Церковным Советом 21 июня 2013 г.) Пояснительная записка Введение Церковного образовательного стандарта по подготовке социальных работников обусловлено необходимостью качественного развития социальной деятельности в Русской Православной Церкви на современном этапе. Социальная работа – это не только добровольное служение, основанное на частной инициативе, по велению сердца, но и сложная работа, требующая профессиональной подготовки. Сегодня церковная социальная деятельность включает большое количество направлений по оказанию медицинской, реабилитационной, социальной, психологической, консультационной, духовной, материальной и иной помощи нуждающимся. На приходах и в благочиниях в сфере социального служения работает большое количество сотрудников, имеющих различный уровень профессиональной квалификации и подготовки. И многие из них не обладают профессиональным мастерством, достаточным для успешного решения проблем клиентов, организации индивидуальных социальных услуг или реализации социальных проектов. При этом профессиональная квалификация требуется не только от социальных работников, но и от диаконов и священников. Ряд учебных заведений сегодня занимается подготовкой и переподготовкой специалистов по социальной работе. Однако выпускники данных заведений, будучи компетентными в области социальных вопросов и профессиональной этики, остаются далекими от христианского понимания проблем, стоящих перед современными социальными работниками.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

10. Председатель Комиссии руководит работой комиссии и отчитывается перед Патриархом Московским и всея Руси о ее деятельности. 11. Необходимый для принятия решения кворум составляет не менее 2/3 членов Комиссии. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии. 12. На основании принятых Комиссией решений ее председатель вправе вносить Патриарху Московскому и всея Руси предложения по принесению святынь и организации мероприятий, связанных с этими событиями; 13. Секретарь Комиссии осуществляет подготовку заседаний, необходимых для этого документов и материалов, оповещение членов Комиссии, а также ведет протоколы заседаний; 14. Протоколы хранятся у секретаря Комиссии и в случае необходимости представляются Патриарху Московскому и всея Руси с ежегодным годовым отчетом или рапортом председателя Комиссии; 15. В особое попечение Комиссии входит наблюдение за состоянием святых мощей и их сохранностью и, в связи с этим, ежегодный доклад председателя Комиссии об этом Патриарху Московскому и всея Руси. I.2.4.3. Комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства О Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 15 марта 2012 г., журнал Слушали: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о рассмотрении Высшим Церковным Советом планов работы синодальных учреждений на 2012 год. Постановили: (...) 6. Переименовать Патриарший совет по вопросам семьи и защиты материнства 21 в Патриаршую комиссию по вопросам семьи и защиты материнства. О переименовании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 2 октября 2013 г., журнал 104) Имели суждение о работе Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства. Постановили: 1. (...) переименовать указанную комиссию в Патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

24 . Прихожане того или другого прихода могут одновременно, по-своему желанию, быть приписываемы к составу других приходов по месту жительства или местонахождения недвижимого имения, при условии осведомления о том Приходского Собрания каждого из приходов. Примечание. Исповедующиеся не у приходского своего священника обязаны представлять от последнего удостоверение о бытии у исповеди своему приходскому священнику. 25 . Каждый прихожанин содействует благосостоянию своего прихода в религиозно-нравственном и других отношениях: участвует в Богослужении, соблюдает посты, исповедуется и причащается Св. Таин, принимает участие в делах благотворительности, христианского просвещения и взаимопомощи. 26 . На обязанности прихожан лежит забота о материальном содержании причта и об обеспечении его в селах домами, а в городах домами или квартирами. Примечание. Приходы, в коих по местным условиям принты проживают в собственных домах, построенных на церковной земле, могут входить в соглашение с членами клира, выбывающими из приходов, относительно приобретения принадлежащих им домов для нужд местного клира. Глава 5. Об управлении приходскими делами 27 . Управление приходскими делами совершается, под руководством епархиального Архиерея, настоятелем прихода, совместно с другими членами причта и церковным старостой и при участии прихожан. 28 . Совместная деятельность клира и прихожан в управлении приходскими делами осуществляется чрез Приходское Собрание и Приходский Совет. 29 . На обязанности настоятеля лежит попечение по всем делам прихода и наблюдение за правильным ведением отчетности по церковному хозяйству и письмоводству, а также сношения по делам церковно-приходским с епархиальною властью. 30 . Церковный староста избирается прихожанами на три года, для совместного с причтом и Приходским Советом приобретения, хранения и употребления храмовых денег и всякого храмового имущества, под надзором и руководством Благочинного и епархиального Архиерея. Примечания. Наказ церковным старостам издается Высшим Церковным Управлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010