И только тогда, когда в церковно-исторической литературе появится целый ряд монографических исследований, посвященных изучению и выяснению различных сторон деятельности обер-прокуроров, сделается возможной и полная, всесторонняя разработка истории синодальной прокуратуры. Вот почему и автор предлагаемого опыта исторического исследования нашел возможным приступить к изучению и выяснению лишь одной из сторон затронутого вопроса и остановился на более важной и интересной из них – на отношениях обер-прокуроров к св. Синоду, как высшему церковному учреждению. Если же в некоторых местах своего труда автор иногда позволял себе, по-видимому, выходить за пределы намеченной темы, то делал это лишь настолько, насколько такие невольные отступления были необходимы для уяснения главного, основного вопроса. Введение Громадное значение, какое имела религия в старое, дореформенное время в жизни русского общества, благоговение московских царей перед православной церковью и несомненное уважение, оказываемое ей представителям со стороны верховной власти, обусловливали собой довольно самостоятельное и независимое положение русской церкви в московском государстве. В лице патриарха, сосредоточивавшего в своих руках главное заведование всеми церковными делами, русское духовенство не только располагало законными правами высшей власти в пределах церковного управления, но и пользовалось значительным влиянием на жизнь самого государства. Но с конца XVII века и в особенности с начала XVIII столетия, когда, с падением исключительно религиозного склада русской жизни, сильно изменились взгляды правительства на положение церкви и отношения к ней верховной власти, и когда начались обширные преобразования всех сторон народной и государственной жизни, должны были последовать значительные перемены и в организации церковного управления. Удовлетворяя запросам времени, вызванным естественным ходом развития русского народа и государства, и вполне разделяя стремления лучшей, передовой части современного общества, преобразователь России – император Петр I, принадлежавший к той же передовой общественной группе, в своей реформаторской деятельности не оставил не затронутой ни одной из разнообразных сторон нашей государственной жизни 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

Поскольку правительство гетмана Скоропадского не настаивало на автокефалии, большинство участников Собора уже в начале 2-й сессии выступили за отстранение от соборных заседаний делегатов из числа членов бывш. ВПЦР. На заседании 12 (25) июня 62 делегата во главе с прот. Ф. Титовым предложили: перепроверить мандаты участников Собора (прежде всего тех, кто представлял не епархии, а иные орг-ции); переизбрать президиум Собора, оставив в нем лишь епископов; выносить на всеобщее обсуждение вопросы лишь после их обсуждения в комиссиях; принять постановление, осуждающее убийство митр. Владимира и санкционирующее проведение расследования этого преступления. Соборная рада во главе с еп. Пименом не поддержала эти предложения. После того как за резолюцию рады проголосовало 145 делегатов (в т. ч. 5 епископов), против - 153 (в т. ч. 2 епископа), президиум Собора и его председатель еп. Пимен объявили о сложении своих полномочий. 3-е заседание 26 июня на правах товарища председателя Собора созвал еп. Пахомий (Кедров), председательствовал на нем митр. Антоний. Владыка объявил, что его избрание на Киевскую кафедру признано правительством, и предложил подавшему в отставку президиуму вернуться к исполнению своих обязанностей. Предложение поддержала группа из 124 делегатов во главе с проф. П. Кудрявцевым. С небольшим перевесом голосов такое решение было принято. На 4-м заседании 27 июня обсуждались вопросы об ускорении темпов работы комиссии по Высшему церковному управлению, учебной и экономической комиссий, о травле митр. Антония в укр. прессе и об участии в ней делегата Собора П. Мазюкевича (добровольно сложил с себя полномочия делегата на 5-м заседании). Архиеп. Евлогий, избранный председателем комиссии по церковному управлению, сложил с себя полномочия главы комиссии по украинизации. Ее председателем был избран еп. Димитрий (Вербицкий), зам. стал Щетинюк. В дальнейшем комиссия практически не работала. На 5-м (1 июля) и 6-м (3 июля) заседаниях бывш. члены ВПЦР попытались изгнать с Собора архим. Вениамина (Федченкова), к-рого считали одним из наиболее опасных противников автокефалии, оспорив его мандат представителя архиеп. Таврического. Большинством голосов полномочия архим. Вениамина были признаны действительными. Впосл. митр. Вениамин (Федченков) вспоминал, что сторонники автокефалии не давали делегатам обсуждать иные (кроме автокефалии) вопросы церковной жизни.

http://pravenc.ru/text/155554.html

Определяемый Св. Синодом из 3 представленных обер-священником армии и флота кандидатов, полевой обер-священник подчинен последнему по делам собственно церковного управления 55 , а «по делам своего ведомства – исполнительным и имеющим связь с армейским управлением», состоит в зависимости от главнокомандующего армией, к которому относится чрез дежурного генерала, а в случае особенной нужды – непосредственно. Полевой обер-священник, по управлению вверенным ему духовенством, обязан наблюдать за исправным и неопустительным отправлением богослужения, – побуждать священников к проповеданию слова Божия пред войском, внушая ему любовь к вере, Государю и отечеству. Особенное внимание он должен был обращать на то, чтобы священники заботились о доставлении больным и раненым христианского утешения, располагая их к принесению покаяния и принятию св. причастия. Надзирая за поведением подведомственного духовенства и подавая собой добрый пример нравственности, полевой обер-священник во время сражения должен как сам находиться непременно в назначенном от главнокомандующего месте, так равно наблюдать, чтобы и священники были при своих полках для совершения надлежащего молебствия, напутствования раненых и для воодушевления православных воинов пастырским наставлением. Полевой обер-священник имел в своем подчинении благочинных, которые объявляли предписания своего начальства прочим священникам и доставляли сведения о подчиненном духовенстве. В случае нужды полевой обер-священник имел право сам осматривать подведомственные ему церкви, не исключая и занимаемых благочинными. Принимая, от последних в определенное время, метрические и исповедные книги, по освидетельствовании, представлял их обер-священнику армии и флота, а также и послужные списки священно-церковнослужителей, со своими свидетельствами об их качествах. При этом отличившихся ревностным при честном поведении служением на месте сражения и особенными подвигами, полевой обер-священник представлял высшему начальству. Если для совокупного действия с армией соединится флот и будет состоять под управлением одного главнокомандующего, в таком случай флотские благочинные и священнослужители поступали в ведение полевого обер-священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дабы отличить таких архимандритов от прочих, им лично и даны были такие отличия, которые приближали их к сану архиерея. Это-то отличие только некоторых, особенно достойных и особенно заслуженных архимандритов, не сделалось ли, вследствие какого-либо случайного и имеющего временное значение распоряжения, отличием и всех без исключения архимандритов? С истинным почтением и преданностью имею честь быть " … В разрешение предложенных в этом письме вопросов мной получен 28-го ч. из Св. Синода указ за 2149, в котором изображено: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 17 сего июня за 2881, следующего содержания: (следует буквальное изложение отношения преосв. Саввы). Предлагая о сем Святейшему Синоду Г. Синодальный Обер-Прокурор изъясняет, что сущность соложённой на означенную Комиссию задачи, по его мнению, не должна быть ограничена буквальным пониманием той общей формулы, в которой эта задача выражена в указе Святейшего Синода от 12 апреля, и не исключает права Комиссии на обсуждение не только тех трех вопросов, кои изложены в упомянутом отношении Вашего Преосвященства, но и всех других, более или менее близко соприкасающихся с оными. С другой стороны, предстоящая Комиссии разработка, между прочим, вопроса об определении вообще отношений Главного священника военно-сухопутных и морских сил Империи к епархиальному и высшему церковному управлению неизбежно вызовет немало вопросов и об отношениях к сему управлению подведомственных Главному священнику церквей и духовенства, а оставление Комиссией таких вопросов без обсуждения не соответствовало бы цели ее учреждения. При том же соображении Комиссии по предмету возложенного на нее поручения во исполнение Высочайшего повеления и основанного на оном Синодального указа, будут внесены на рассмотрение Святейшего Синода, от которого будет зависеть принять или отвергнуть те или другие предположения Комиссии и определить, насколько те или другие вопросы, возникавшие и обсуждавшиеся в Комиссии, имеют значение в настоящем деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

«Со времени кончины протопресвитера Бажанова должность главного священника гвардии и гренадер остается незанятой, управление же духовенством гвардии и гренадер, по Высочайшему повелению, временно поручено Главному Священнику Армии и Флотов протоиерею Покровскому. Его Императорское Высочество, командующий войсками гвардии и Петербургского военного округа, признавая необходимым существование особой инстанции для заведывания военным духовенством, изволил прийти к мысли, что и на будущее время исполнение всех обязанностей по должностям, как главного священника гвардии и гренадер, так и главного священника Армии и Флотов могло бы быть соединено в одном лице, с наименованием его главным священником военно-сухопутных и морских сил Империи. Такой порядок, по мнению Его Высочества, обеспечивает более единство в управлении военным духовенством, в системе комплектования сего последнего и его поощрении; самое перемещение достойнейших священников из армейских частей в войска гвардии с лучшим обеспечением в материальном отношении, должно будет иметь важное значение, привлекая в состав военного духовенства сравнительно лучшие силы. Посему в настоящее время управление духовенством всего военного ведомства могло бы быть передано окончательно главному священнику Армии и флотов, с вышеуказанным переименованием его и с назначением, в виду преклонных лет протоиерея Покровского, помощника ему из гвардейского духовенства. При этом Великий Князь Владимир Александрович. изволил обратить внимание и на то обстоятельство, что духовенство военного ведомства, состоящее при городских церквах, которые заключают в своих приходах местное население, должно было бы в отношении этого последнего находиться в зависимости от епархиальной власти. Выяснение же степени и порядка этой зависимости, равно как и вообще отношений главного священника к епархиальному и высшему церковному управлению, как полагал Его Высочество, могло бы быть возложено на особую комиссию из членов от духовенства военного и епархиального, при участии депутатов от войск.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

29. Срок выслуги пенсий для миссионеров епархиальных и уездных устанавливается двадцатипятилетний. 30. Епархиальные и уездные миссионеры, прослужившие в долж­ности миссионера от 10 до 15 лет, по увольнении от службы, получают одну треть оклада пенсии, прослужившие от 15 до 20 лет получают две трети оклада, а прослужившие 25 лет и бо­лее получают полный оклад пенсии. 31. Миссионеры, не дослужившие шести месяцев до установленных пенсионных сроков, получают полную пенсию за означен­ные сроки. 32. Миссионеры, оставляющие службу по расстроенному на служ­бе здоровью или по неизлечимой болезни, получают пенсию: про­служившие 15 лет половину оклада, прослужившие от 15 до 20 лет – две трети оклада и прослужившие 20 лет – полный оклад пенсии. 33. Миссионеры, одержимые такими неизлечимыми недугами, которые лишают их возможности не только продолжать службу, но и обходиться без постоянного постороннего ухода, получают пенсии: прослужившие 10–15 лет две трети оклада и прослужившие свыше 15 лет полный оклад. Миссионеры, прослужившие менее 10 лет и получившие при исполнении своего служебного долга увечье, или такую болезнь, которая совершенно лишает их возможности продолжать службу, получают пенсию в размере, устанавливаемом каждый раз Высшим Церковным Управлением. Б. Внешняя миссия 34. Внешняя миссия управляется Советом Православного Всероссийского Миссионерского Общества, действующего по особому уставу, утверждаемому высшею церковною властью. 35. Православное Всероссийское Миссионерское Общество состоит под покровительством первоиерарха Российской Церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея России. 36. Председателем Православного Всероссийского Миссионерского Общества и его Совета состоит лицо, назначаемое высшею церковною властью, известное ревностью, осведомленностью и опытом в миссионерском деле, научно-подготовленное, свободное от всяких других обязанностей, в архиерейском сане. 37. Председатель Всероссийского Миссионерского Общества со­стоит Товарищем Председателя Синодального Миссионерского Совета, с правом непосредственного доклада Высшему Церков­ному Управлению по делам внешней миссии, по соглашению с Председателем Синодального Миссионерского Совета.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

Необходимо, однако, заметить, что, по данному вопросу, в исторической литературе встречаются и мнения, будто бы «первоначально по инструкции обер-прокурор в Синоде имел значение только наблюдателя» 62 . Подобный взгляд на роль, отводимую инструкцией синодальному обер-прокурору в высшем церковном управлении, не совсем подтверждается самым обер-прокурорским наказом, где верховная власть называет своего представителя в св. Синоде «оком» государя и «стряпчим о делах государственных» 63 и находится в некотором противоречии с 10-м пунктом той же инструкции; «о которых делах указами ясно не изъяснено», читаем здесь о правах и обязанностях обер-прокурора, «о тех предлагать Синоду, чтобы учинили на те дела ясные указы... И ежели в пополнение сей инструкции что усмотрит, о том доносить же». Название синодального обер-прокурора «стряпчим о делах государственных», при всей своей неопределенности 64 , в связи с прямым и естественным смыслом 10-го пункта рассматриваемой инструкции позволяет нам утверждать, что верховная власть, назначая в св. Синод свое «око» вменяла ему в обязанность оберегать интересы государства в делах высшего церковного учреждения и, по собственной инициативе, проводить в синодальном ведомстве, конечно через посредство самих же членов св. Синода, различные мероприятия, вызывавшиеся нуждами и пользой государства. Если обер-прокурор находил, что интересы государства так или иначе могли пострадать от неясности узаконений, касавшихся различных дел, подлежавших ведению св. Синода, то, в силу данной ему инструкции, имел право предложить высшему церковному учреждению выработать и издать новые постановления, более ясные и определенные и, без сомнения, более желательные с точки зрения самой прокуратуры. Но, создавая, в лице синодального обер-прокурора, специальный орган правительственного надзора за интересами государства в сфере церковного управления, ставя его в непосредственные отношения к верховной власти и наделяя довольно обширными правами и полномочиями, преобразователь не имел намерения подчинить прокуратуре высшее церковное учреждение и отнять у Синода самую возможность пользоваться в будущем времени предоставленной ему относительной свободой и самостоятельностью действий.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

Синода, который, в данном случае, относился к своему обер-прокурору совершенно также, как и ко всем другим чиновникам, состоявшим при нем для разнообразных потребностей синодального управления. «Святейший Правительствующий Синод», читаем в его протоколе от 16 мая 1830 года 155 , «приказали обретающемуся при Их Святейшестве обер-прокурору господину Баскакову» выдать из коллегии экономии заслуженное жалование за январскую треть 1730 года в количестве 352 р. 70 коп., с обязательным вычетом на нужды лазарета по одной копейке с рубля. И не следует думать, что подобный порядок выдачи обер-прокурорского жалования был только простой и пустой формальностью, безразличной для фактического положения прокуратуры в высшем церковном учреждении; напротив, существование такого порядка довольно чувствительно отзывалось на интересах обер-прокурора и нередко вынуждало его обращаться к Синоду с прошениями ускорить выдачу заслуженного, но по чему-либо задерживаемого жалования. Принимая самое ничтожное и незаметное участие в сношениях св. Синода с верховной властью и находясь в известной экономической зависимости от него, Баскаков в то же время представлял из себя такую же маловлиятельную личность, не пользовавшуюся особенным значением в высших правительственных сферах, какой был и его предшественник, Болтин. Одинаковые условия, в каких приходилось действовать первым представителям прокуратуры в церковном управлении, создавали и одинаковый характер фактических отношений синодальных обер-прокуроров к высшему церковному учреждению. Баскаков, юридически располагавший правом протестовать против постановлений Синода, признаваемых им не согласными с требованиями законов, и не позволять синодальным членам приводить в исполнение опротестованные определения, довольно часто должен был убеждаться в фактическом бессилии обер-прокурорской власти, не имевшей возможности настоять на обязательном исполнении своих требований. 6 мая 1729 года св. Синод определил приписать к одной из существующих церквей участок земли, когда-то также принадлежавший давно уже исчезнувшей церкви, но незадолго пред тем отданный казенным приказом местному землевладельцу, получившему ее за высшую цену, объявленную на публичных торгах.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

Синод не придает особенно важного значения его правам и полномочиям и не считает себя обязанным исполнять его многочисленные предложения, если почему-либо находит их неудобными для интересов церкви и духовного ведомства. Узнав, что, при посвящении грузинским архиереем Иосифом дьякона и священника в вотчину генерал-прокурора Трубецкого, со ставленников, под различными предлогами, незаконно были получены денежные взятки, Шаховский предложил 264 Синоду расследовать дело и принять надлежащие меры для предупреждения подобных явлений на будущее время 265 . Но Синод, как видно из другого обер-прокурорского предложения, не считал себя обязанным исполнять требование Шаховского, и последний, через несколько месяцев 266 , принужден был обратиться к нему с новым, письменным предложением. Так как – писал обер-прокурор 267 – многократно словесно предлагалось Вашему Святейшеству постановить определенное решение по делу о незаконных взятках со ставленников и, в предупреждение таких нежелательных поступков, разослать по епархиям наистрожайшие указы, что, однако же, осталось без всякого исполнения, то я, по должности своей, предлагаю безотлагательно сделать, наконец, необходимые распоряжения. Особенно часто Шаховскому приходилось убеждаться в фактическом бессилии своей власти в тех случаях, когда он, как представитель государственных интересов, обнаруживал явное стремление принести в жертву им ближайшие, личные, непосредственные интересы самих членов церковного учреждения. В одном из писем к императрице Елизавете Петровне 268 синодальный обер-прокурор довольно определено характеризовал отношения св. Синода к тем из своих предложений, которые так или иначе, но близко затрагивали интересы его наличного персонала. Уверяя императрицу в своем ревностном и беспристрастном исполнении обер-прокурорских обязанностей, Шаховский писал ей, что он принимает всевозможные меры к решению дел, остающихся в Синоде без надлежащего исполнения, и этой целью часто делает высшему органу церковного управления и письменные, и словесные предложения.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

Б. Круг дел, подлежащих ведению Высшего Церковного Совета Ведению Высшего Церковного Совета подлежат дела церковно-общественного порядка, относящиеся преимущественно ко внешней стороне церковной жизни, из области: I. Церковной администрации: 1. Установление и изменение штатов центральных, областных и епархиальных церковно-правительственных и церковно-судебных учреждений; 2, назначение начальствующих и служащих, не состоящих в духовном сане, в подведомственных Высшему Церковному Совету учреждениях, утверждение в должностях лиц, начальствующих в епархиальных учреждениях, за исключением лиц духовного сана, утверждаемых Священным Синодом; 3, разрешение общественных сборов; 4, командирование и отпуск заграницу лиц, отправляющихся по церковным поручениям или с ученою целью, и назначение пособий этим лицам; 5, учреждение церковно-археологических обществ, комитетов, древлехранилищ и утверждение их уставов, попечение об охране памятников церковной старины и развитии церковного искусства. II. Церковного хозяйства: 1. Дела, касающиеся управления и распоряжения общецерков­ными имуществами и капиталами; 2, дела по постройке и ремонту храмов и других зданий, принадлежащих церкви и причту, в тех случаях, когда на них испрашивается ассигновка из общецерковных сумм; 3, дела по принятию, в установленном по­рядке, церквами, монастырями, приходами, архиерейскими домами и другими церковными учреждениями дарственных, завещанных или покупкой приобретенных имуществ и укреплению таковых за Церковью , церковными учреждениями и обществами; 4, дела по отчуждению церковных имуществ; 5, дела по назначению содержания, пенсий и пособий духовенству и лицам, служащим в цер­ковных учреждениях; 6, дела благотворительности церковной и обществ, работающих в союзе с Церковью; 7, обложение на обще-церковные нужды, и 8, всякого рода дела финансово-экономического характера (по страхованию, снабжению воском, церковным вином, елеем и другими предметами церковного употребления). III. Школьно-просветительной: В подлежащих частях дела: Духовных Академий, Учебного Комитета, Училищного Совета, Издательского Совета, Синодальных Типографий и Архива.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010