Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПЕЛЛЯЦИЯ [лат. appellatio - обращение], обжалование решения суда в высшей инстанции, к-рая обладает правом пересматривать дела. Право А. известно с первых веков христианства. Понятие заимствовано Церковью из рим. процессуального права в доконстантиновскую эпоху и узаконено правилами Всел. и Поместных Соборов. Клирик или мирянин, недовольный решением местного епископа, может искать правосудия у Поместного Собора (I Всел. 5; Антиох. 6, 20), собиравшегося в эпоху Всел. Соборов 2 раза (Ап. 37; Антиох. 20; IV Всел. 19) или 1 раз (Карф. 18 (27), 73 (84); Трул. 8; VII Всел. 6) в год, т. е. недовольный приговором первой инстанции обвинитель или обвиняемый может обратиться с А. к высшему суду (Карф. 28 (37)). Организация судебных инстанций исторически развивалась постепенно вместе с централизацией церковного управления. В древней Церкви первой судебной инстанцией для низших клириков до диакона был суд местного епархиального епископа (IV Всел. 9); для диакона, напр. в Карфагенской Церкви,- суд 3 епископов; для пресвитера - 6 епископов (Карф. 20 (29)). Право А. к высшему митрополичьему соборному суду всегда признавалось за подсудимым пресвитером и диаконом. Более того, правила предписывают епископу, производящему суд, благодушно ради правды относиться к праву А. и не обнаруживать недовольства даже в том случае, если высший соборный епископский суд отменит его решение, ибо никакого нарекания не выносится епископу, приговор к-рого отменяется, если только он не будет обличен в пристрастии (Карф. 15 (16)); с др. стороны, подсудимому предписывается, чтобы до решения его дела высшим судом он признавал в силе решение епископа - не священнодействовал, если ему то было запрещено епископом (Сардик. 14; Карф. 29 (38)). На Соборе епископов под председательством митрополита и непременно в присутствии епископа, к-рому дело было подсудно, по апелляционной жалобе дело вновь тщательно пересматривалось, и решение этого суда, как второй инстанции для дел, разбиравшихся у епископа, считалось окончательным. Но этот же Собор епископов митрополии для судебных дел самих епископов был первой инстанцией (Ап. 74; К-польский (394)). Судебный процесс по жалобам и обвинениям против епископов в обыкновенном порядке судопроизводства проходил 2 инстанции: 1) областной Собор под председательством митрополита и 2) окружной, или большой, Собор «великия области» (IV Всел. 9).

http://pravenc.ru/text/75586.html

Владимир Русак Скачать epub pdf Епархиальное управление В 1721 году, при открытии Синода, в Русской Церкви было 18 епархий. С переделами губерний число епархий увеличивалось. Епархиальные архиереи подчинялись Синоду, как раньше патриарху. Московская епархия, как уже было сказано, до 1742 года оставалась в ведении Синода, без собственного архипастыря. В 1753 году в ведении Синода было 30 епархий. Штатами 1764 года назначены были: 3 первоклассных епархии, т. е. митрополии; 8 второклассных (архиепископий); 15 епископий. В эти штаты не были включены 3 малороссийские епархии и одна белорусская. В 1775 году была открыта славянская епархия, с состав которой вошли поселения сербов на юге. С присоединением новых областей в 1785 году число епархий еще более умножилось. В 1787 году последовало разграничение епархий по пределам губерний. Штатами 1799 года предусматривалось наличие: 4 митрополитов, 12 архиепископов, 12 епископов. В это число не входил грузинский экзархат с 13 епархиями, присоединенный к синодальному управлению в 1783 году. Замещение архиерейских вакансий производилось Синодом, который представлял избранных кандидатов (вначале двоих, а с 1822 года – троих) для Высочайшего утверждения одного из них к поставлению. В пределах своей епархии епископ был совершенно самостоятельным, главой всех епархиальных учреждений и всего духовенства. Органы епархиального управления долгое время оставались прежними. Коллегиальная система, данная Петром I высшему церковному управлению, была перенесена на епархии только в 1744 году. Вместо архиерейских приказов велено было учредить Консистории, существовавшие раньше только в южнорусских епархиях. Консистории представляли собой как бы канцелярию епископа. В 1883 году Консистории получили новый устав. Согласно ему, “духовная Консистория есть присутственное место, через которое, под непосредственным начальством епархиального архиерея, производится управление и духовный суд в поместном пределе православной российской церкви, именуемой епархией”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

преосвященного Евлогия, епископа Холмского, временно управляющего Варшавской епархией, от 15 декабря 1905 года Во исполнение указа Святейшего Синода от 27 июля сего года, за 8, долг имею почтительнейше представить Святейшему Синоду заключения комиссии, учреждённой почившим архиепископом Варшавским и Привислинским Иеронимом по разработке вопросов, предположенных к рассмотрению на Поместном Соборе Всероссийской Церкви; при сем считаю нужным присовокупить, что я никакого участия в трудах этой комиссии не принимал и поэтому не могу быть ответственным за правильность её заключений; некоторых из этих заключений я не разделяю. Заключения учреждённой архиепископом Варшавским и Привислинским Иеронимом комиссии по разработке вопросов, подлежащих обсуждению Поместного Собора русской Церкви I. По вопросу о разделении России на церковные округа под управлением митрополитов При обсуждении данного вопроса комиссия принимает во внимание следующие соображения. Подготовляемая церковная реформа в России должна иметь своей целью восстановление тех норм жизни и деятельности Церкви, кои установлены правилами апостольскими и соборными. По смыслу и духу Церкви православной, необходимыми и взаимно дополняющими факторами жизни и религиозной и церковной должны быть свобода и подчинение высшему авторитету Собора. Свобода содействует беспрепятственному развитию духовной жизни, а подчинение авторитету соборному предохраняет эту жизнь от всяких возможных уклонений от нормы. Оба эти фактора в своей нераздельности и составляют то основное качество соборности, которым должна регулироваться вся жизнь Церкви во всех её проявлениях. Церковь соборна, и действия правительства церковного должны выражать желания всех управляемых; идея соборности тожественна с идеей самоуправления. Наиболее верное выражение начала соборности или самоуправления в практическом, жизненном его осуществлении представляет именно областной митрополичий строй Церкви. Поэтому, по мнению комиссии, разделение православной России на церковные округа под управлением митрополитов желательно и необходимо – с непременным условием значительного увеличения числа епископских кафедр в русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Введение в историю христианской православной церкви 1. Церковь и ее назначение Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных между собой православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Своим назначением она имеет: 1) сохранять и распространять между людьми дарованное ей Божественное Откровение; 2) сохранять и употреблять к освящению своих членов установленные таинства и другие священнодействия; 3) сохранять Богоучрежденное в ней управление и пользоваться им для руководства верующих к животу вечному. 2 . Предмет церковной истории История христианской Церкви имеет своим предметом изобразить судьбу и потом деятельность Церкви по отношению к главной цели ее назначения – освящению и спасению человеческого рода. Изображая судьбу церкви как общества, история должна показать, как это общество основалось, утвердилось и с тех пор существует доныне. При изображении же деятельности Церкви относительно главной цели ее назначения, история должна всегда иметь в виду: 1) как Церковь в различные времена и при различных обстоятельствах сохраняла полученной ею от И. Христа и Апостолов учение веры и уясняла его в сознании своих чад: 2) как она сохраняла и употребляла во благо людей Божественные таинства и вообще священнодействия и 3) как она сохраняла и пользовалась своим священноначалием для возведения своих членов к высшему нравственному совершенству. 3. Разделение церковной истории В истории церковной различают большей частью три главных периода: Во-первых, период основания и, по преимуществу, внешнего распространения Христовой Церкви, начиная от сошествия Св. Духа на Апостолов до победы христианства над язычеством в Римской Империи, при Константине великом (34–323). Во-вторых, период, по преимуществу, внутреннего устроения и утверждения Церкви Христовой и отпадения западной Церкви от союза с восточной (323–863). В-третьих, период постоянного сохранения и защищения всего древнего благоустройства Церкви вселенской Церковью Православной восточной и постепенного искажения этого благоустройства Церковью западной доныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Глава IV Смерть Елизаветы, создававшей характером своих отношений к русскому духовенству благоприятные условия для успешного противодействия св. Синода влиянию прокуратуры на церковное управление, передала верховную власть в руки Петра III, не только не разделявшего взглядов умершей государыни на служителей православной церкви, но и не стеснявшегося высказывать явное нерасположение к ним. Еще при жизни Елизаветы Петр III выражал свои неприязненные отношения к духовным лицам высовыванием языка священникам и дьяконам во время богослужения; вступление на престол дало ему возможность проявить свое нерасположение к православной церкви и ее духовенству и в самой правительственной деятельности. Мы не будем говорить об общеизвестных фактах, являвшихся результатами нескрываемого презрения нового государя к господствовавшей в России религии, а упомянем только об одном императорском указе, прекрасно характеризующем отношения верховной власти к высшему органу церковного управления. Указ от 26 марта 1762 года 390 констатировал одно довольно характерное явление, прочно укоренившееся в практике синодального управления; по словам Петра III, челобитчики, обращавшиеся в св. Синод с жалобами на свое начальство или епархиальных архиереев, после продолжительной волокиты, обыкновенно, безо всякого решения, отсылались для расследования дела к тем же епархиальным преосвященным, так что Синод, по мнению государя, не только не исполнял возложенных на него законных обязанностей, но даже обнаруживал очевидное пристрастие и делал «одни потачки» епархиальным начальникам, походя больше на опекуна знатного духовенства, чем на строгого блюстителя истины и защитника бедных и неповинных. В доказательство такого незаконного, пристрастного отношения св. Синода к «знатному духовенству», император указывал на судьбу челобитных известного нам дьякона Шаршановского и священника Бордяковского, жаловавшихся на своего черниговского архиерея. В видах прекращения на будущее время соблазнительных отношений высшего органа церковного управления к интересам правосудия, указ повелевал Синоду не только немедленно дать беспристрастное решение дел, возбужденных челобитными Шаршановского и Бордяковского, но и всегда удовлетворять подобные жалобы, не отсылая их на рассмотрение к епархиальным преосвященным; в заключение императорского указа было объявлено св. Синоду, что малейшее нарушение истины будет наказано, как злейшее государственное преступление.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мы стараемся уделить максимальное внимание интерактивности Межсоборного присутствия 05.07.2010 1206 Время на чтение 8 минут Год назад на заседании Священного Синода у Русской церкви появилось Межсоборное присутствие. Зачем этот орган был образован, как он функционирует, что сделано им за минувшее время - об этом в интервью порталу " Интерфакс-Религия " рассказывает один из тех, кто стоял у истоков появления новой структуры, секретарь управления делами Московской патриархии игумен Савва (Тутунов). - Часто можно слышать о том, что Межсоборное присутствие Русской православной церкви - это новый консультативный орган церковного управления. А что это означает? - Поместный Собор Русской православной церкви 2009 года, объединивший архиереев, клириков, мирян, еще раз продемонстрировал настоятельную необходимость в общении всех слоев нашей Церкви. Основной целью созыва последнего Поместного Собора были выборы патриарха Московского и всея Руси, поэтому и продолжительность работы Собора ограничивалась двумя днями. Однако в ходе пленарных заседаний стало совершенно очевидно, что у церковного сообщества есть потребность обсуждать актуальные и острые проблемы сегодняшнего времени. Тогда избранный на Московский патриарший престол митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл предложил продолжить начатый на Поместном Соборе диалог в рамках Межсоборного присутствия. Этот постоянно действующий орган объединил архипастырей, пастырей, монашествующих, мирян. Члены Присутствия регулярно собираются для обсуждения, изучения, подготовки экспертных докладов, выработки решений по важным вопросам современной церковной действительности. То есть Межсоборное присутствие - это консультативный орган, помогающий высшему церковному управлению давать вопрошающим четкие, грамотные, взвешенные ответы и представляющий на рассмотрение Священному Синоду, Архиерейскому и Поместному Соборам важные документы. Присутствие призвано помочь священноначалию, например, систематизировать богослужебную практику, источники по каноническому праву, разработать или дать оценку просветительским, миссионерским, социальным, катехизаторским, информационным проектам, претворять в жизнь полезное и нужное, отсекая пустое и лишнее.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

Русская Православная Церковь ХХ век 28 мая Митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Никон (Софийский) 1908 год – Скончался митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Никон (Софийский). Преосвященный Никон был убит выстрелом из пистолета на лестнице Грузино-Имеретинской Синодальной конторы. 1922 год – Митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) предал анафеме лидеров обновленчества. С амвонов петроградских церквей было зачитано послание митрополита Вениамина, в котором он анафематствовал взбунтовавшихся священников Александра Введенского и Евгения Белкова, а также всех присоединившихся к ним. «По учению Церкви, — говорилось в послании, — епархия, почему-либо лишенная возможности получать распоряжения от своего Патриарха, управляется своим епископом, пребывающим в духовном единении с Патриархом... Епископом Петроградским является митрополит Петроградский, послушаясь ему, в единении с ним и вы будете в Церкви». В ответ обновленческое ВЦУ уволило митрополита Вениамина с его поста, обвинив в желании «продолжать и впредь вовлечение Церкви в политическую контрреволюционную борьбу». 1924 год – Владимир Красницкий подал в ГПУ рапорт об организации высшего церковного управления, приложив заявление Святейшего Патриарха Тихона в НКВД, содержащее соответствующую просьбу. Заявление о регистрации Синода и Высшего Церковного Совета было принято Центральным административным управлением НКВД. Высшему Церковному Совету разрешалось осуществление деятельности до регистрации. Это заявление было подписано патриархом после 21 мая, когда был утвержден проект состава Синода и ВЦС, но до 24 мая, когда патриарх аннулировал этот проект с участием Красницкого. 1945 год – Первым из предстоятелей Русской Церкви Святейший Патриарх Алексий отправился в паломничество на Святую Землю. Значение этого события было велико, в первую очередь — с точки зрения возрождения духовного влияния Русской Церкви на православную паству Ближнего Востока. В течение 1945 г . стало ясно, что в Европе союз Православных Церквей состоялся. В развитие плана председатель Совета предложил И. В. Сталину “усилить влияние на Восточные Патриархаты, которые хотя и малочисленны, но считаются авторитетными в православном мире, с целью использования их в будущем на своей стороне при решении ряда важных церковных вопросов”. Сталин согласился.

http://pravoslavie.ru/5465.html

I. Определение понятия о приходе «В целях церковного оживления православного прихода и повышения нравственного уровня его членов необходимо поднять в приходе пастырско-учительное делание и усилить активное участие прихожан в религиозно-нравственной и хозяйственной жизни прихода, предоставив приходской общине возможные с точки зрения православной Церкви права и средства к церковно-приходскому самоуправлению и самодеятельности. В этих целях надлежит выделить приход в особую церковную в зависимости от епархиального епископа единицу, с правами юридического лица». Эти основные положения, выработанные отделом Предсоборного Присутствия о благоустроении прихода, были подвергнуты разбору на последних заседаниях названного Присутствия. Из возникших по сему предмету прений выяснилось, что среди членов сего Присутствия существуют лица, мнения которых совершенно противоположны взглядам, высказанным упомянутым отделом относительно приходской реформы. Эти противоположные мнения нашли себе самое рельефное выражение в так названном «сепаратном проекте» профессора Бердникова, который в первом пункте проекта предлагает принять нижеследующее определение прихода: «Церковным приходом в православной Церкви называется церковная община, имеющая особый храм для богослужебных собраний и состоящая под духовным управлением приходского священника. Приход составляет нераздельную часть епископии и подчинен епископу как высшему своему пастырю. Ближайшее же пастырское руководство им принадлежит, по поручению епископа, местному священнику». Оставляя пока в стороне обсуждение всех подробностей этой формулы, мы сначала обратим внимание на те существенные понятия, которые вложены автором проекта в свое определение прихода; именно, на понятие о нераздельности прихода от епископии и на понятие о деятельности священника, как духовного управителя в приходе, по поручению епископа. Эти понятия вызывают целый ряд серьезных недоразумений. Епископия, или, иначе говоря, – епархия, совпадающая в большинстве случаев у нас с территорией губернии, хотя и представляет из себя церковную единицу, но вместе с тем является единицей крайне сложною и составной. В неё входит целый ряд разного рода церковных учреждений и установлений, как – например: архиерейский дом, монастыри, церковные братства, попечительства и другие. Все они хотя и объединены общею церковной дисциплиной под главенством местного епископа, однако в своем внутреннем управлении и хозяйстве большинство из них обладает в известной степени самостоятельностью и самодеятельностью, следовательно, с точки зрения церковной, являются также церковными единицами, но более мелкими, а в гражданском отношении – пользуются правами юридических лиц. Существует ли какая-нибудь необходимость, или же каноническая потребность, при обозначении одной из этих мелких церковных единиц в епархии, или епископии, (хотя бы, например, монастыря) говорить, что она составляет нераздельную часть епархии или епископии?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

В Византийской Империи, а после ее падения, в областях владычества ее идеологической наследницы - Православной и Царской России, цер­ковные законодательство и управление в значитель­ной степени были захвачены в руки светской власти. Не подлежит также сомнению, что большая часть выс­шего духовенства играла в Империи печальную роль раболепных чиновников царского самодержавия и что значительная часть низшего духовенства находилась в состоянии довольно глубокого невежества, Также вер­но и то, что с прошлого века и до сего дня в области религиозной мысли светские элементы почти превали­руют над духовными. Мы говорим здесь о религиоз­ных мыслителях и философах, равно как и о профес­сорах Духовных Академий, хотя среди последних можно было бы насчитать также довольно много имен высоких представителей духовенства. Но это явление вполне объяснимо. Русское общество, видоизмененное на европейский лад, есть создание Петра Великого, то есть XVIII века, основанное на разрыве с традицией древней «Святой Руси», приговоренной к смерти этим великим преобразователем, той Святой Руси, которая была органически проникнута самым существом Пра­вославной Церкви. Не следует, поэтому, удивляться, что, начиная с государственной и рационалистической реформы Петра, единственный в своем роде культур­ный класс, которым было в те времена дворянство, превращенное по указу самодержца в общество, где малейшая склонность к старым патриархальным тра­дициям означала плаху, ссылку или кнут, - должен был практически отстраниться от Церкви, являвшей­ся составной и органической частью этой патриархаль­ной традиции. Не следует удивляться, что с этого вре­мени почти совершенно исчезают из русского духо­венства имена лиц, принадлежащих к высшему общест­ву, и что само духовенство начало пополняться людь­ми низшего сословия, которое в России, особенно в ту эпоху, не могло претендовать ни на какую куль­турность. С другой стороны, упразднение Московского патриаршества, равным образом по приказу самодерж­ца, означавшее уничтожение церковной независимости и суверенности, и создание вместо него «Правитель­ствующего Синода», составленного из нескольких иерархов, назначаемых также императором и избира­емых из среды покорных и верных, то есть раболеп­ных, поставленных к тому же под наблюдение светско­го чиновника, обер-прокурора Святейшего Синода, «ока Государева», как его было принято называть, - ставили все духовенство в рабскую зависимость от го­сударственного административного аппарата, что не могло нравиться независимому характеру дворянства, происходившего от высокомерных московских бояр.

http://isihazm.ru/1/?id=424

Владимир Русак Скачать epub pdf Американская Митрополия (Православная Церковь в Америке, OCA) В 1870 году русская православная архиерейская кафедра из Аляски была перенесена в Сан-Франциско и именовалась Православной Миссией. Затем Миссия превратилась в Алеутскую и Северо-Американскую епархию. До 1919 года правящие епископы в Америку назначались Российским Священным Синодом. В этом году, на основании постановления Всероссийского Собора, Американская епархия избрала для себя архиереем Александра (Немоловского). Вся последующая послереволюционная история американской епархии тесно связана с именем митрополита Одесского Платона. В январские дни 1920 года в одесском кафедральном соборе митроп. Платон, воодушевленный и авторитетный проповедник, произносил громоносные речи против большевиков, организовал отряд для спасения Родины с поименным списком каждого члена. 24 января, когда большевики, ворвавшись в Одессу, бросились к архиерейскому дому, митроп. Платона там не оказалось. Он успел укрыться на иностранном крейсере. По спискам, найденным среди документов митрополита, большевики в ту же ночь расстреляли около тысячи человек молодых людей, изъявивших желание защищать Родину. Прибыв к Высшему Церковному Управлению на Юге России, митроп. Платон получил от него командировку в Северную Америку для приведения в порядок расстроенных дел Американской епархии. 3 мая 1922 года находившийся в Москве американец г. Колтон передал патриарху Тихону полученную им из Америки просьбу о назначении митрополита Платона правящим епархиальным архиереем, на что патриарх Тихон ответил, что дает рекомендацию, которую г. Колтон пусть сообщит “Собору беженцев епископов заграницей, которые управляют заграничными делами Церкви”. Присутствовавший при этом разговоре в качестве переводчика протоиерей Феодор Пашковский, прибыв за границу, подал рапорт Архиерейскому Синоду об этом 1 июля 1922 года. 23 августа Архиерейский Синод назначил митроп. Платона временно управляющим Северо-Американской епархией. Через год, 29 сентября 1923 года, и патриарх Тихон издал указ о назначении митроп. Платона, ссылаясь на свое определение 1922 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010