Патриаршее поздравление архиепископу Ярославскому и Ростовскому Кириллу, клиру и пастве Ярославской епархии в связи со 1015-летием основания епархии 16 октября 2006 г. 11:30 Его Высокопреосвященсву, Высокопреосвященнейшему Кириллу, архиепископу Ярославскому и Ростовскому, клиру и пастве Ярославской епархии Ваше Высокопреосвященство, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!   В день памяти святителя Агафангела, исповедника, митрополита Ярославского и собора новомучеников земли Ярославской сердечно поздравляю Ваше Высокопреосвященство, клир и паству со 1015-летием основания Ростово-Ярославской епархии — одной из старейших епископских кафедр России. Начиная со времени крещения Руси, ее история теснейшим образом связана с историей государства Российского. Имена многих святых и подвижников Русской Церкви оказались навсегда вписаны в летопись Ярославской земли. Среди них имена: святого благоверного князя Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского, святого праведного воина Феодора Ушакова, преподобного Серафима Вырицкого. В пределах епархии находится место знаменитой битвы русских дружин с монголо-татарскими войсками на реке Сить, где воины, собранные под водительством святого благоверного князя Георгия Владимирского положили свои жизни за землю Русскую и веру Православную. Несмотря на то, что русские войска потерпели военное поражение в битве, они одержали победу нравственную, которая обернулась ратной славой на поле Куликовом. Здесь находится место рождения игумена земли Русской преподобного Сергия игумена Радонежского, ученики которого основали на родине своего учителя множество иноческих обителей. Из этих монастырей православные подвижники шли на север, просвещая светом Евангелия находящихся «во тьме и сени смертной» (Мф.4;16) приобретая Российскому государству новые земли. Великий расцвет духовной культуры XVI-XVII веков выразился в строительстве великолепных каменных храмов, в развитии иконописи и фресковой живописи, колокольно-литейного производства, восстановленного сегодня.

http://patriarchia.ru/db/text/142993.htm...

д. Последняя статья есть результат этих исследований, тем более заслуживающей внимания, что о Шишацком до последнего времени почти не говорили, и кроме того имели о нем самое ложное представление, которое Хойнацкий и постарался разъяснить в своем труде; 12) «Где девались многие старинные документы из церквей западного края России?» – там же; 13) «Несколько слов о жизни и трудах Н. В. Гоголя», – в книге: «Размышление о Божественной литургии Гоголя, издание 1882 г.; 14) «Открытие вне-богослужебных собеседований в г. Нежине 31 октября 1882 года», в Черниговских Епархиальных Известиях того года; 15) «Адрес Почаевской Лавре», по поводу бывшего его юбилея 13 октября 1883 года, – в «Волынских Епархиальных Ведомостях» того же года; 16) «Открытие братства «Божией Матери Всех скорбящих радости» в городе Нежине 2 февраля 1884 г.; в «Черниговских Епархиальных Известиях» того же года; 17) «Венок на память святым и равноапостольным Мефодию и Кириллу в память исполнившегося тысячелетия со дня кончины святителя Мефодия – от Волыни», – в «Волынских Епархиальных Ведомостях» 1885 года. Тогда же эта, обстоятельно написанная монография по распоряжению преосвященнейшего Тихона, была отпечатана особыми брошюрами и разослана по всем Волынским церквам «в качестве, согласно назначению самого автора, материала для проповеди на 6 апреля для священников Волынской Епархии», и потом отпечатана в Почаевской Лавре особой брошюрой в осьмушку для раздачи народу, и доселе в последнем виде имеется в книжных лавках Лаврских; 18) «Адрес Высокопреосвященнейшему Исидору, митрополиту С.-Петербургскому» по поводу исполнившегося пятидесятилетия служения его в сане епископа, – в особой брошюре, изданной в Петербурге по этому случаю; 19) «Инквизиция в Польше; и Литве», – в «Историческом Вестнике» 1885 года; 20) «Из прошлого в религиозно-нравственной жизни на «Волыни», в «Волынских Епархиальных ведомостях» 1886 г.; 21) «Адрес Высокопреосвященнейшему Иоаникию, митрополиту Московскому» по случаю исполнившегося двадцатипятилетия служения его в епископском сане, – в «Московских Церковных ведомостях» 1886 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Будем усердно молить Милостивого Бога, да НЕЗЫБЛЕМУ сохранит Он в Православии нашу Русскую Церковь . “Утверди, Господи, Церковь , юже стяжал еси честною Твоею Кровию” (Св. Косьмы Маюмского 3-й ирмос на Сретение Господне). Патриарший Местоблюститель, митрополит Пётр. Богоспасаемый град Москва, в лето 1926 июля 28 дня. 1. Воскресное Чтение. Варшава, 1926. 45 2. Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1926. 6 3. Архив составителя Послание Блаженнейшего Григория 15 [Аль-Хаддада], Патриарха Антиохийского и всего Востока, по вопросу об отношении к «Живой Церкви» ...Считаем священным долгом заявить в подтверждение прежнего Нашего отзыва о так называемой «Живой Церкви» и обновленцах, что единственно Истинно- Православною Церковью в России Мы признаем Ту, Которая возглавлялась блаженной памяти Святейшим Патриархом Тихоном и Которая всегда отличалась искреннейшею преданностью и верностью Св. Православной вере; всех же отступников от известных основных начал Св. Православной Церкви и веры Мы не только не признаем и не будем иметь с ними никакого общения, как действующих бесовским духом испорченного мира сего, но предаём анафеме их сатанинское сборище, а также и их безбожное учение и незаконные деяния и решения, направленные против Св. Православной веры. Сие Наше заявление Мы официально и громко выражаем во всеуслышание для утверждения и укрепления истинных и верных чад Св. Православной Церкви... Учение Православной Церкви о Священном Предании и отношение Ее к новому стилю. Почаев, 1934 г. 166 Завещание Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Крутицкого Петра [Полянского] на случай своей кончины В случае Нашей кончины, наши права и обязанности, как Патриаршего Местоблюстителя, до законного выбора нового Патриарха, предоставляем временно, согласно воле в Бозе почившего Святейшего Патриарха Тихона, Высокопреосвященнейшим митрополитам Казанскому Кириллу [Смирнову] и Ярославскому Агафангелу [Преображенскому]. В случае невозможности, по каким-либо обстоятельствам, тому и другому митрополиту вступить в отправление означенных прав и обязанностей, таковые передать Высокопреосвященнейшему митрополиту Новгородскому Арсению [Стадницкому]. Если же и сему митрополиту не представится возможным осуществить это, то права и обязанности Патриаршего Местоблюстителя переходят к Высокопреосвященнейшему митрополиту Нижегородскому Сергию.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В мае 1927 г. Заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий учредил Временный Патриарший Синод. Но это было лишь совещательное учреждение при Первоиерархе, которому принадлежала тогда вся полнота высшей церковной власти. В акте митрополита Сергия об открытии Синода говорилось: «Во избежание всяких недоразумений считаю нужным оговорить, что проектируемый при мне Синод ни в какой степени не полномочен заменить единоличное возглавление Российской Церкви, но имеет значение лишь вспомогательного органа, лично при мне, как Заместителе первого епископа нашей Церкви. Полномочия Синода проистекают из моих и вместе с ними падают.» В соответствии с этим разъяснением как сами участники Временного Синода, так и их число определялись не избранием, а волей Заместителя Местоблюстителя. Временный Синод просуществовал 8 лет и был закрыт 18 мая 1935 г. Указом митрополита Сергия. 25 декабря 1924 г. (7 января 1925 г.) святитель Тихон составил следующее распоряжение: «В случае нашей кончины наши Патриаршие права и обязанности до законного выбора Патриарха предоставляем временно Высокопреосвященнейшему митрополиту Кириллу. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить ему в отправление означенных прав и обязанностей, таковые переходят к Высокопреоевященнейшему митрополиту Агафангелу. Если же и сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то наши Патриаршие права и обязанности переходят к Высокопреосвященнейшему Петру, митрополиту Крутицкому.» На основании этого распоряжения сонм архипастырей в составе 60 иерархов, собравшихся на погребение Патриарха Тихона, 30 марта (12 апреля) 1925 г. постановил, что «почивший Патриарх при данных обстоятельствах не имел иного пути для сохранения в Российской Церкви преемства власти.» Поскольку митрополитов Кирилла и Агафангела в Москве не оказалось, было признано, что митрополит Петр «не имеет права уклониться от возлагаемого на него послушания.» Митрополит Петр (Полянский) возглавлял Русскую Церковь в качестве Местоблюстителя до 6 декабря 1925 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/432416/

Все это были архипастыри, разделяющие взгляды митрополита Петра как на обновленческий раскол, так и на характер возможных переговоров со светской властью. Наверное, не случайно все эти архипастыри (кроме епископов Парфения, Николая и Дамаскина) окончили Казанскую Духовную академию, в которой в период с 1895 по 1900 год ректорствовал епископ Антоний (Храповицкий) и в которой иночествующее студенчество духовно окормлялось у преподобного старца Гавриила Седмиезерского . Впрочем, епископ Дамаскин (Цедрик) окончил факультет восточных языков в Казани, и потому личность его также формировалась под влиянием личности старца Гавриила и идей епископа Антония об ученом монашестве 422 . Митрополит Петр проявлял заботу о судьбе вверенного ему духовенства. Известно, что епископу Парфению (Брянских), управлявшему после ареста владыки Феодора (Поздеевского) Даниловским монастырем, митрополит Петр передавал деньги для отправки их томящемуся в заключении духовенству. Патриарший местоблюститель и сам направлял деньги находившимся в ссылках митрополиту Кириллу (Смирнову), архиепископу Никандру (Феноменову), секретарю патриарха Тихона Петру Гурьеву и др.; благословлял приходские причты жертвовать деньги и продукты в пользу заключенных священнослужителей 423 . Непреклонная и твердая позиция митрополита Петра в переговорах со светской властью заставила ГПУ предпринять меры к изоляции местоблюстителя патриаршего престола. 9 декабря 1925 года, через неполные восемь месяцев управления Русской Православной Церковью, митрополит Петр был арестован, успев накануне оставить два документа. Первый из них, датированный 5 декабря 1925 года, гласил, что в случае кончины митрополита Петра права и обязанности патриаршего местоблюстителя «до законного выбора нового патриарха» переходили временно, согласно завещанию Святейшего Патриарха Тихона, митрополиту Кириллу и митрополиту Агафангелу. «В случае невозможности, по каким-либо обстоятельствам, тому и другому митрополиту вступить в отправление означенных прав и обязанностей, таковые, – указывал митрополит Петр, – передать Высокопреосвященнейшему митрополиту Новгородскому Арсению.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Патриарх Алексий поздравил митрополита Кирилла с 30-летием архипастырского служения Москва, 13 марта 2006 г . Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу поздравительное послание в связи с 30-летием служения в архиерейском сане, сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП . Текст поздравления ниже приводится полностью. «Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Кириллу, митрополиту Смоленскому и Калининградскому, Председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Митрополит! Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой в Вашей жизни — 30-летием архиерейской хиротонии. Три десятилетия тому назад, будучи ректором Санкт-Петербургских духовных школ, Вы были возведены в сан епископа. Это решение Священного Синода Вы приняли как призыв Пастыреначальника к новым, еще большим трудам во благо Святой Церкви. За минувшие годы Вы много и плодотворно потрудились во вверенном Вам Винограднике Христовом: и на ниве богословского образования, и на древней Смоленской кафедре, и на посту Председателя отдела внешних церковных связей, постоянного члена Священного Синода. С любовью и усердием совершая архипастырское служение, Вы вдохновенным словом и добрым делом убедительно свидетельствовали о вечных Евангельских истинах, о силе и торжестве Православия, о необходимости хранить церковное единство. Вы неустанно призываете людей к жизни по заповедям Христа Спасителя, к живой и деятельной вере, непоколебимой надежде и искренней любви. Ваши особые усилия направлены на укрепление межцерковного соработничества, развитие конструктивного взаимодействия со светским руководством, с деятелями науки, образования и культуры, с представителями благотворительных и общественных организаций. С присущим Вам тщанием и чувством ответственности Вы исполняете то многотрудное дело, на которое поставил Вас Господь. В этот памятный для Вас день молитвенно делаю Вам, дорогой Владыка Митрополит, крепости духовных и телесных сил, терпения и помощи Божией в Ваших дальнейших архипастырских трудах, во благо Церкви и Отечества с усердием совершаемых. Предстательством Царицы Небесной Всещедрый Господь да хранит вас в здравии и благоденствии на многая и благая лета! С любовью о Господе +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ» 13 марта 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/16581.html

Ваше Высокопреосвященство! Дорогой Владыка Кирилл, сердечно поздравляю Вас с избранием на Патриарший Престол Русской Православной Церкви. Сам Господь наш Иисус Христос указал нам Своего избранника на предстоятельскую кафедру Московской Патриархии. Сорадуясь с нашей Матерью Церковью, желаю Вам преизобилия милости Божией, крепости духовных и телесных сил на многая и благая лета! С благословением Божиим чаю лично поздравить и братски облобызать Ваше Святейшество на Вашей интронизации. С любовью о Господе + Христофор Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии Предстоятель Албанской Православной Церкви поздравил Высокопреосвященнейшего митрополита Кирилла с избранием Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Текст послания Митрополита Албанского Анастасия приводится ниже полностью. Его Блаженству Кириллу, избранному Патриарху Московскому и всея Руси Ваше Блаженство, возлюбленный брат и сослужитель во Христе Боге нашем! Глубоко радуемся и славу воссылаем Триединому Богу за Ваше избрание на великий церковный пост Патриарха Московского и всея Руси. Аксиос! Аксиос! Всем сердцем молимся о том, чтобы Вы непрестанно ходили в свете Креста и в силе Воскресения. Триединый Бог да дарует Вашему энергичному Святейшему Блаженству неизменную любовь, проницательную мудрость и вдохновенную творческую силу, чтобы вести возлюбленный народ России к постоянному духовному развитию и проливать свет истины и красоты Православия на современный мир. Со всей любовью во Христе, + Анастасий Архиепископ Тиранский, Дурресский и всея Албании Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II направил поздравительное послание Высокопреосвященнейшему митрополиту Кириллу в связи с избранием и наречением Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Текст поздравления приводится ниже полностью. Ваше Святейшество! От имени Грузинской Православной Церкви и от себя лично сердечно поздравляю Вас и всю полноту Русской Православной Церкви с избранием Вас Патриархом Московским и всея Руси.

http://pravoslavie.ru/29101.html

Вы хорошо знаете, что с вопросом о местоблюстительстве моё имя связано гораздо больше, чем Ваше. В письме к митрополиту Агафангелу от 17(30) апреля 1926 г., говоря об особом распоряжении, оставленном Святейшим Патриархом на случай своей смерти, Вы пишете между прочим: «Достаточно вспомнить, что безусловно преемником Патриарха назначается там один митрополит Кирилл. Ваше же Высокопреосвященство и митрополит Пётр назначены условно: «если нельзя будет митрополиту Кириллу». Значит, если бы при кончине Святейшего присутствовали в Москве все три кандидата, то, бесспорно, власть перешла бы в руки митрополита Кирилла. Так как ни ему, ни Вам принять власть не было возможности, то принял митрополит Пётр. Хотя «в распоряжении Святейшего нет ни слова о том, чтобы митрополит Пётр принял власть лишь временно, до возвращения старейших кандидатов», но сам митрополит Пётр, как видно из его послания архипастырям, пастырям и всем чадам Российской Православной Церкви от 19 декабря 1926 г. (1 января 1927 г.), намереваясь передать исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Агафангелу, почему-то «вопрос об окончательной передаче этих обязанностей предполагал выяснить по возвращении Высокопреосвященнейшего Кирилла, которому в марте-апреле истекал срок ссылки». Почему митрополит Пётр находил нужным выяснить столь важный вопрос с участием митрополита Кирилла, это объяснит он Вам, конечно, лучше меня, если Вы не откажете исполнить мою усердную просьбу и весь материал, составляющий настоящую с Вами переписку, передадите на усмотрение Патриаршего Местоблюстителя Высокопреосвященнейшего Петра, митрополита Крутицкого, как действительно первого епископа страны. Вашего Высокопреосвященства всегдашний богомолец, грешный Кирилл, митрополит Казанский и Свияжский. Г. Енисейск. Фефелова ул., д. 52 Не столько в России, сколько здесь, за границей, много говорили об отделении от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия группы ярославских иерархов, возглавлявшихся правящим старейшим иерархом митрополитом Агафангелом.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Иеромонах Дамаскин приводит слова, сказанные Петром Федоровичем, когда тот пришел к себе домой (он жил тогда в Москве, в Армянском переулке, у брата, священника Василия) после сделанного ему Патриархом предложения: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то буду предателем Церкви, но если соглашусь… то я знаю, что подпишу себе смертный приговор». «Сговорчивый» и «уступчивый» Петр Федорович не мог отказать. И надо сказать, с того самого момента «сговорчивость» и «уступчивость» покинули его навсегда… Слова, сказанные Петром Федоровичем в знаменательный день встречи с патриархом Тихоном, и сбылись в точности. Вскоре после того, как Патриарх рукоположил его во епископа Подольского, викария Московской епархии, он был арестован и сослан. Вплоть до 1923 года он прожил в ссылке в Великом Устюге. Как оказалось потом, это был едва ли не самый легкий период жизни епископа Петра. Сначала он жил в доме у знакомого священника, а потом в сторожке при соборе. Власти в ссылке не стесняли его, и он часто служил вместе с великоустюжским духовенством. Митрополит Петр (Полянский) Вернувшись из ссылки в 1923 году, он был возведен Патриархом в сан архиепископа, а через год — митрополита и назначен митрополитом Крутицким, викарием Московской епархии. В последние месяцы жизни патриарха Тихона митрополит Петр, как того и хотел Святейший, стал его ближайшим помощником в делах управления Церковью. Он постоянно навещал Патриарха в его келье в Донском монастыре, а позже — в больнице Бакуниных на Остоженке, приносил ему на подпись бумаги, докладывал о событиях церковной жизни. По-видимому, именно с митрополитом Петром патриарх Тихон обсуждал очередной вариант «Послания», подписать которое его принуждал «серый кардинал» тогдашней советской России, легендарный чекист Тучков. Не исключено, что именно рукой митрополита Петра по указанию Патриарха были вычеркнуты из «Послания» неприемлемые для Церкви положения (подробнее см.  Святой патриарх Тихон: без лукавства и святошества ). В апреле 1925 года, на Благовещение, скончался патриарх Тихон. Незадолго до своей кончины, 7 января 1925 года. Патриарх составил завещание: «В случае нашей кончины, наши Патриаршие права и обязанности, до законного выбора нового Патриарха, представляем временно Высокопреосвященнейшему Митрополиту Кириллу. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить в отправление означенных прав и обязанностей, таковые переходят к Высокопреосвященнейшему Митрополиту Агафангелу. Если же и сему Митрополиту не представится возможности осуществить это, то наши Патриаршие права и обязанности переходят к Высокопреосвященнейшему Петру, Митрополиту Крутицкому».

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-pe...

Arhiva Mitropolitul de Kolomna Iuvenalii a svârit Liturghia la biserica edinoverilor din satul Mihaylovskaya Sloboda 14 decembrie 2016 13:21 11 декабря 2016 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил традиционный архипастырский визит в единоверческий храм Архангела Михаила села Михайловская Слобода Раменского района. Духовенство и прихожане храма встречали архипастыря у святых врат храма. После чтения входных молитв и службы часов была совершена Божественная литургия древнерусским богослужебным чином. Высокопреосвященнейшему владыке сослужили настоятель Михаило-Архангельской церкви архимандрит Иринарх (Денисов), клирики храма священники Евгений Саранча и Валерий Булычев, диакон Игорь Краев, а также единоверческие священнослужители Московской епархии: настоятель храмов Владимирской иконы Богоматери села Осташово и Преображенского храма города Куровское священноинок Антоний (Аненко), настоятель храма Петра, митрополита Московского, священник Алексий Гугливатый, настоятель Никольского единоверческого храма города Кузнецка Кузнецкой и Никольской епархии священноинок Варсонофий (Яшин) и клирик храма Покрова в Рубцово города Москвы священник Андрей Фастов. На богослужении присутствовали представители местных органов управления: глава администрации Раменского района А.Н. Кулаков и глава Чулковского сельского поселения С.И. Крупенин. На малом входе митрополит Ювеналий наградил священника Валерия Булычева наперсным крестом. После заамвонной молитвы владыка вознес молитву о мире на Украине. В завершение многочасового торжественного богослужения были возглашены многолетия Святейшему Патриарху Кириллу, Высокопреосвященнейшему митрополиту Ювеналию, священноархимандриту Иринарху, благотворящим и пекущимся о храме святого Архангела Михаила, а также богохранимой державе Российской и всему православному христианству. По окончании богослужения архимандрит Иринарх обратился к Его Высокопреосвященству с приветственным словом, в котором особо отметил покровительство и молитвенную помощь архипастыря в деле возрождения храмов и обителей Московской епархии , разоренных в годы гонений на Церковь.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4713845...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010