В мае 1927 г. Заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий учредил Временный Патриарший Священный Синод как совещательное учреждение при Первоиерархе (последнему принадлежала тогда вся полнота высшей церковной власти). В «Акте» митрополита Сергия об открытии Синода говорилось: «Во избежание всяких недоразумений считаю нужным оговорить, что проектируемый при мне Синод ни в какой степени не полномочен заменить единоличное возглавление Российской Церкви, но имеет значение лишь вспомогательного органа, лично при мне, как Заместителе первого епископа нашей Церкви. Полномочия Синода проистекают из моих и вместе с ними падают». В соответствии с его разъяснением и сами участники Временного Синода, и их число определялись не избранием, а волей Заместителя Местоблюстителя. Временный Синод просуществовал восемь лет и был закрыт 18 мая 1935 г. указом митрополита Сергия. 25 декабря 1924 г. (по старому стилю)/7 января 1925 г. (по новому) святитель (Патриарх) Тихон составил следующее распоряжение: «В случае нашей кончины наши Патриаршие права и обязанности до законного выбора Патриарха предоставляем временно Высокопреосвященнейшему митрополиту Кириллу. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить ему в отправление означенных прав и обязанностей, таковые переходят к Высокопреосвященнейшему митрополиту Агафангелу. Если же и сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то наши Патриаршие права и обязанности переходят в Высокопреосвященнейшему Петру, митрополиту Крутицкому». На основании данного распоряжения сонм архипастырей в составе 60 иерархов, собравшихся на погребение Патриарха Тихона, 30 марта (12 апреля) 1925 г. постановил, что «почивший Патриарх при данных обстоятельствах не имел иного пути для сохранения в Российской Церкви преемства власти». Поскольку митрополитов Кирилла и Агафангела в Москве не оказалось, было признано, что митрополит Петр «не имеет права уклониться от возлагаемого на него послушания». Священномученик Петр (Полянский) , митрополит Крутицкий возглавлял Русскую Церковь в качестве Местоблюстителя до 6 декабря 1925 г. Своим распоряжением от 23 ноября (6 декабря) на случай невозможности для него исполнять обязанности Местоблюстителя он поручил временное исполнение обязанностей митрополиту Сергию (Страгородскому) , который и приступил к их отправлению 23 ноября (6 декабря) 1925 г. в должности Заместителя Местоблюстителя. С 13 декабря 1926 г. по 20 марта 1927 г. Русскую Церковь временно возглавлял митрополит Петроградский Иосиф (Петровых) , после него – святой Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский. 20 мая 1927 г. кормило высшей церковной власти перешло к митрополиту Нижегородскому Сергию (с 1934 г. митрополит Московский и Коломенский). 27 декабря 1936 г., после получения ложной информации о кончине митрополита Петра (его расстреляли в 1937 г.), он принял должность Патриаршего Местоблюстителя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Церковная жизнь в период после Собора складывалась в условиях чрезвычайных. Важнейшие церковно-правовые акты 1920 – 1930-х годов направлены на сохранение канонического преемства высшей церковной власти в экстремальных обстоятельствах. Высший Церковный Совет просуществовал в Русской Церкви совсем недолго. Уже в 1921 году в связи с истечением трёхлетнего межсоборного срока прекратились полномочия избранных на Соборе членов Синода и Высшего Церковного Совета, а новый состав этих органов был определён личным Указом Патриарха. В 1923 году Высший Церковный Совет был распущен. 25 декабря 1924 года (7 января 1925 года) святитель Тихон составил следующее распоряжение: « В случае нашей кончины наши Патриаршие права и обязанности до законного выбора Патриарха предоставляем временно Высокопреосвященнейшему митрополиту Кириллу. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить ему в отправление означенных прав и обязанностей, таковые переходят в Высокопреосвященнейшему митрополиту Агафангелу. Если же и сему митрополиту не представится возможность осуществить это, то наши Патриаршие права и обязанности переходят к Высокопреосвященнейшему Петру, митрополиту Крутицкому» 177 . На основании этого распоряжения сонм архипастырей в составе шестидесяти иерархов, собравшихся на погребение Патриарха Тихона 30 марта (12 апреля) 1925 года, постановил, что «почивший Патриарх при данных обстоятельствах не имел иного пути для сохранения в Российской Церкви преемства власти». Поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке, было признано, что митрополит Пётр «не имеет права уклониться от возлагаемого на него послушания» 178 . Митрополит Пётр (Полянский) реально возглавлял Русскую Церковь в качестве Патриаршего Местоблюстителя до 6 декабря 1925 года. Своим распоряжением от 23 ноября (6 декабря) 1925 года на случай невозможности для него исполнять обязанности Местоблюстителя он поручил временное исполнение этих обязанностей митрополиту Сергию (Страгородскому) , который и приступил к их отправлению 23 ноября (6 декабря) 1925 года в должности Заместителя Местоблюстителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

«Определения» образовали «Кодекс Русской Православной Церкви», заменивший «Духовный Регламент», «Устав Духовных консисторий» 22 и ряд частных законодательных актов синодальной эпохи. Канонические определения Собора стали для Русской Церкви на ее многотрудном пути твердой опорой и безошибочным духовным ориентиром в решении крайне сложных проблем, которые впоследствии ставила перед ней жизнь. Второй период (1918–1945 гг.). Церковная жизнь после Собора 1917–1918 гг. складывалась в чрезвычайных обстоятельствах. Важнейшие церковно-правовые акты 1920–1930-х гг. направлялись на сохранение канонического преемства высшей церковной власти в экстремальных условиях. Высший Церковный Совет просуществовал в Русской Церкви недолго. Уже в 1921 г. в связи с истечением трехлетнего межсоборного срока прекратились полномочия избранных на Соборе членов Синода и Высшего Церковного Совета, а новый состав органов был определен Указом Патриарха. В 1923 г. Высший Церковный Совет распущен. 25 декабря 1924 г. (по старому стилю)/7 января 1925 г. (по новому) святитель 23 Тихон составил следующее распоряжение: «В случае нашей кончины наши Патриаршие права и обязанности до законного выбора Патриарха предоставляем временно Высокопреосвященнейшему митрополиту Кириллу. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить ему в отправление означенных прав и обязанностей, таковые переходят к Высокопреосвященнейшему митрополиту Агафангелу. Если же и сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то наши Патриаршие права и обязанности переходят к Высокопреосвященнейшему Петру (Полянскому) ». На основании этого распоряжения сонм 24 архипастырей в составе шестидесяти иерархов, собравшихся на погребение Патриарха Тихона 30 марта (12 апреля) 1925 г., постановил, что «почивший Патриарх при данных обстоятельствах не имел иного пути для сохранения в Российской Церкви преемства власти». Поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке, было признано, что митрополит Петр «не имеет права уклониться от возлагаемого на него послушания».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Желаем Вам обильных милостей от Господа на Многая лета! + Игнатий IV Патриарх Великой Антиохи и всего Востока Предстоятель Румынской Православной Церкви Святейший Патриарх Даниил поздравил Высокопреосвященнейшегомитрополита Кирилла с избранием и наречением Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Текст поздравительного послания приводится ниже полностью. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Кириллу, избранному и нареченному Патриарху Московскому и всея Руси Ваше Высокопреосвященство! Поздравляем Вас по поводу Вашего избрания в качестве Патриарха Московского и всея Руси, желая Вам помощи от Бога в святом и великом деянии, к которому Вы были призваны, сохраняя с верностью вечную правду Евангелия в этом мире, проходящему через быстрые изменения. Надеемся на братское сотрудничество, полезное нашим братским Церквям и всему Православию. С братской во Христе любовью, дружбой и уважением + Даниил, Патриарх Румынской Православной Церкви Священный Синод Сербской Православной Церкви направил поздравительное послание Высокопреосвященнейшему митрополиту Кириллу в связи с избранием и наречением Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Текст послания приводится ниже полностью. Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу Ваше Святейшество! Мы рады, что Поместный Собор Русской Православной Церкви, воистину вдохновленный Святым Духом, избрал в Вашем лице достойного наследника блаженной памяти Патриарха Алексия II и поставил Вас на престол славного Московского Патриархата, чтобы Вы светили с него ближним и дальним. От имени Его Святейшества Патриарха Сербского Павла, нашего Священного Архиерейского Синода и всего епископата, священства, монашества и верующих Сербской Православной Церкви поздравляем Вас с избранием Патриархом Русской Православной Церкви, восклицая: Достоин! Вашего Святейшества брат во Христе за Его Святейшество Патриарха Сербского Павла митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним II направил поздравительное послание Высокопреосвященнейшему митрополиту Кириллу в связи с избранием и наречением Предстоятелем Русской Православной Церкви. Текст поздравления приводится ниже полностью.

http://pravoslavie.ru/29101.html

«В случае Нашей кончины Наши патриаршие права и обязанности предоставляем временно до законного выбора нового Патриарха Высокопреосвященнейшему Митрополиту Кириллу (Смирнову). В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить ему в отправление означенных прав и обязанностей, таковые переходят к Высокопреосвященнейшему Митрополиту Агафангелу (Преображенскому). Если же и сему Митрополиту не представится возможности осуществить это, то наши Патриаршие права и обязанности переходят к Высокопреосвященнейшему Петру (Полянскому), Митрополиту Крутицкому».   Голгофа Петра В этом же году обновленцы, за спиной которых стояли гонители Церкви, собрались на лже-собор – а Местоблюститель недвусмысленно обличил их и призвал паству хранить верность канонической Церкви. В ответ – началась жестокая травля митрополита в обновленческих газетах. ГПУ НКВД не сидело, сложа руки: началась работа над планом устранения неудобного митрополита… Через «своих» священников советская власть предложила Местоблюстителю сделку: вы – издаете обращение к пастве, где декларируете сочувствие к политике Советского правительства, осуждаете заграничных епископов, идете на контакт с ГПУ, мы – легализуем Церковь. Последовал отказ. Посредниками были епископ Борис (Рукин) и архиепископ Григорий (Яцковский). По указке властей они стал требовать собрания Архиерейского собора и отстранения от должности митрополита Петра. Со своей стороны власть санкционирует публикации в «Известиях», разгромные для митрополита Петра…. В его отношении начинает следствие. Конец 1925 года знаменуется массовыми арестами духовенства, близкого владыке Петру. Это заставляет его, подобно Патриарху Тихону, написать завещание, в котором он называет преемников. Их шесть. «Грозен, опасен дух лести, ведущий борьбу с Церковью и работающий над ее разрушением под девизом заботы…», — предупреждал Петр в своем послании. Через 3 дня его арестовывают… Начинается Голгофа митрополита Петра. Время мучительных допросов… — Возможно ли признание Церковью справедливости социальной революции? – спрашивал на очередном «сеансе» следователь.

http://pravmir.ru/dve-smerti-mitropolita...

25 декабря 1924 г. (7 января 1925) святитель Тихон составил следующее распоряжение: «В случае нашей кончины наши патриаршие права и обязанности до законного выбора патриарха предоставляем временно Высокопреосвященнейшему митрополиту Кириллу. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить ему в отправление означенных прав и обязанностей, таковые переходят к Высокопреосвященнейшему митрополиту Агафангелу. Если же и сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то наши патриаршие права и обязанности переходят к Высокопреосвященнейшему Петру, митрополиту Крутицкому» 316 . На основании этого распоряжения сонм архипастырей в составе 60 иерархов, собравшихся на погребение патриарха Тихона, 30 марта (12 апреля) 1925 г. постановил, что «почивший патриарх при данных обстоятельствах не имел иного пути для сохранения в Российской Церкви преемства власти». Поскольку митрополитов Кирилла и Агафангела в Москве не оказалось, было признано, что митрополит Петр «не имеет права уклониться от возлагаемого на него послушания» 317 . Священномученик митрополит Петр (Полянский) возглавлял Русскую Церковь в качестве местоблюстителя до 6 декабря 1925 г. 23 ноября (6 декабря) своим распоряжением на случай невозможности для него исполнять обязанности местоблюстителя он поручил временное исполнение этих обязанностей митрополиту Сергию (Страгородскому) , который и приступил к их отправлению 23 ноября (6 декабря) 1925 г. в должности заместителя местоблюстителя. С 13 декабря 1926 г. по 20 марта 1927 г. Русскую Церковь временно возглавлял митрополит Петроградский Иосиф (Петровых) , а после него – архиепископ Угличский святой Серафим (Самойлович). Первый был назван в распоряжении митрополита Петра вслед за именами митрополитов Сергия и Михаила (Ермакова); второго назначил митрополит Иосиф, когда и он лишен был возможности управлять церковными делами. 20 мая 1927 г. кормило высшей церковной власти вернулось к митрополиту Нижегородскому Сергию (с 1934 г. митрополит Московский и Коломенский).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Петр Федорович принял предложение Патриарха как волю Божию, как прозвучавший через Патриарха Божий призыв – послужить Богу и Церкви. Ему было уже пятьдесят восемь лет. Оставаясь человеком светским, не связанным ни монашескими обетами, ни священным саном, имел он еще возможность умереть своей смертью, но если принимал предложение Патриарха, то такой возможности почти наверняка лишался. Петр Федорович жил в то время в Армянском переулке в Москве, в доме своего брата, священника Василия, служившего в храме Николы-на-Столпах. Придя домой, Петр Федорович рассказал родственникам о предложении Патриарха и прибавил: – Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но когда соглашусь – я знаю, я подпишу тем себе смертный приговор. Слова эти сбылись в точности. После рукоположения во епископа Подольского, викария Московской епархии, он был арестован и сослан. Ссылку владыка Петр отбывал в Великом Устюге; сначала жил у знакомого священника, а потом в сторожке при соборе. Власти в ссылке не стесняли его, и он часто служил вместе с великоустюжским духовенством. Вернувшись из ссылки в. 1923 году, он был возведен Патриархом Тихоном в сан архиепископа, а через год – митрополита и назначен митрополитом Крутицким. На Благовещение 1925 года скончался Патриарх Тихон. Российская Православная Церковь лишилась первоиерарха мудрого и обладавшего в глазах большинства церковных людей бесспорнейшим авторитетом. Незадолго до своей кончины, 7 января 1925 года. Патриарх составил завещание: «В случае нашей кончины, наши Патриаршие права и обязанности, до законного выбора нового Патриарха, представляем временно Высокопреосвященнейшему Митрополиту Кириллу . В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить в отправление означенных прав и обязанностей, таковые переходят к Высокопреосвященнейшему Митрополиту Агафангелу . Если же и сему Митрополиту не представится возможности осуществить это, то наши Патриаршие права и обязанности переходят к Высокопреосвященнейшему Петру, Митрополиту Крутицкому». В день похорон Патриарха Тихона, 12 апреля 1925, года собрался архиерейский собор из сорока пяти архиереев Российской Православной Церкви, которые, ознакомившись с завещанием почившего Патриарха, сделали следующее заявление: «Убедившись в подлинности документа и учитывая 1) – то обстоятельство, что почивший ПАТРИАРХ при данных условиях не имел иного пути для сохранения в Российской Церкви преемства власти и 2) – что ни Митрополит Кирилл, ни Митрополит Агафангел, не находящиеся теперь в Москве, не могут принять на себя возлагаемых на них... обязанностей, мы, Архипастыри, признаем, что Высокопреосвященнейший Митрополит Петр не может уклониться от данного ему послушания и во исполнение воли почившего ПАТРИАРХА должен вступить в обязанности Патриаршего Местоблюстителя».

http://fond.ru/kalendar/954/petr/

Ему было уже пятьдесят восемь лет. Оставаясь человеком светским, не связанным ни монашескими обетами, ни священным саном, имел он еще возможность умереть своей смертью, но если принимал предложение патриарха, то такой возможности почти наверняка лишался. Петр Федорович жил в то время в Армянском переулке в Москве, доме своего брата, священника Василия, служившего в храме Николы–на–Столпах. Придя домой, Петр Федорович рассказал родственникам о предложении Патриарха и прибавил: — Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но когда соглашусь — я знаю, я подпишу тем себе смертный приговор. Слова эти сбылись в точности. После рукоположения во епископа Подольского, викария Московской епархии, он был арестован и сослан. Ссылку владыка Петр отбывал в Великом Устюге; сначала жил у знакомого священника, а потом в сторожке при соборе. Власти в ссылке не стесняли его, и он часто служил вместе с великоустюжским духовенством. Вернувшись из ссылки в 1923 году, он был возведен Патриархом Тихоне в сан архиепископа, а через год — митрополита и назначен митрополитом Крутицким. На Благовещение 1925 года скончался Патриарх Тихон. Российская Православная Церковь лишилась первоиерарха мудрого и обладавшего в глазах большинства церковных людей бесспорнейшим авторитетом. Незадолго до своей кончины, 7 января 1925 года, Патриарх составил завещание:«В случае нашей кончины, наши Патриаршие права и обязанности до законного выбора нового Патриарха, представляем временно Высокопреосвященнейшему Митрополиту Кириллу . В случае невозможности по каким–либо обстоятельствам вступить в отправление означенных прав и обязанностей, таковые переходят к Высокопреосвященнейшему Митрополиту Агафангелу . Если же и сему Митрополиту не представится возможности осуществить это, то наши Патриаршие права и обязанности переходят к Высокопреосвященнейшему Петру, Митрополиту Крутицкому». В день похорон Патриарха Тихона, 12 апреля 1925 года собрался архиерейский собор из сорока пяти архиереев Российской Православной Церкви, которые, ознакомившись с завещанием почившего Патриарха, сделали следующее заявление:«Убедившись в подлинности документа и учитывая 1) — то обстоятельство, что почивший ПАТРИАРХ при данных условиях не имел иного пути для сохранения в Российской Церкви преемства власти и 2) — что ни Митрополит Кирилл, ни Митрополит Агафангел, находящиеся теперь в Москве, не могут принять на себя возлагаемых на них… обязанностей, мы, Архипастыри, признаем, что Высокопреосвященнейший Митрополит Петр не может уклониться от данного ему послушания и во исполнение воли почившего ПАТРИАРХА должен вступить в обязанности Патриаршего Местоблюстителя».

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

В послании по поводу организации Епархиальных Советов на местах Патриарх писал: «Великие расстройства жизни церковной, доходящие до открытой вражды между членами Православной Церкви, с глубокой скорбью исполняют Наше архипастырское сердце. Ныне, заботясь о мире церковном и соединении всех чад вверенной Нам паствы Российской, призываем всех Преосвященных архиереев и управляющих епархиями организовать Епархиальные Советы, по положению, установленному Поместным Собором 1917-1918 гг., которые в первую очередь озаботятся делом подготовки очередного Поместного Собора Российской Церкви. В состав означенных Епархиальных Советов следует избрать представителей духовенства и мирян епархий как доселе твердо стоявших на канонических основах Поместного Собора 1917-1918 гг., так и вошедших ныне в общение с Нами лиц, состоявших в революционной группе православного белого духовенства и мирян «Живая Церковь». Списки избранных лиц надлежит представить на Наше одобрение и местным органам власти для регистрации по закону» [ix] . Резолюцией 523 от 26 июня/9 июля 1924 года Святейший Патриарх отменил все достигнутые договоренности и подписанные им постановления... [x] В день Рождества Христова 7 января 1925 г. Патриарх Тихон составил новую редакцию своего Завещания о преемстве Патриаршей власти в условиях, когда невозможно было созвать избирательный Поместный Собор: «В случае нашей кончины, наши Патриаршие права и обязанности, до законного выбора нового Патриарха, представляем временно Высокопреосвященнейшему Митрополиту Кириллу . В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить в отправление означенных прав и обязанностей, таковые переходят к Высокопреосвященнейшему Митрополиту Агафангелу . Если же и сему Митрополиту не представится возможность осуществить это, то наши Патриаршие права и обязанности переходят к Высокопреосвященнейшему Петру, Митрополиту Крутицкому» [xi] . В Благовещение Патриарх Тихон скончался и, согласно его завещанию, поскольку ни митрополита Кирилла, ни митрополита Агафангела не было в Москве, обязанность управления Церковью легла на плечи митрополита Петра.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Перед угрозой потери влияния и власти предводители раскола ищут объединения с Патриаршей Церковью, надеясь при поддержке гонителей Церкви – гражданских властей – возглавить ее. В окружении Святейшего патриарха часть епископов готова была искать компромисса с раскольниками; но среди архиереев, твердо выступивших тогда против каких бы то ни было уступок обновленцам, был священномученик Петр. На совещании епископов, состоявшемся в СвятоДаниловом монастыре в конце сентября 1923 года, он высказывался против компромисса с раскольниками. И эта линия церковной политики победила. В последние месяцы исповеднического жития Святейшего патриарха Тихона его верным первым помощником во всех делах церковного управления, в том числе и во взаимоотношениях с гражданскими властями, был митрополит Петр. Незадолго до своей блаженной кончины, в день Рождества Христова, Святейший патриарх Тихон составил новую редакцию своего Завещания о преемстве Патриаршей власти в условиях, когда невозможно было созвать избирательный Поместный Собор. Новая редакция Завещания гласила: «В случае нашей кончины наши Патриаршие права и обязанности, до законного выбора нового патриарха, предоставляем временно Высокопреосвященнейшему митрополиту Кириллу. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить в отправление означенных прав и обязанностей, таковые переходят к Высокопреосвященнейшему митрополиту Агафангелу. Если же и сему митрополиту не представится возможность осуществить это, то наши Патриаршие права и обязанности переходят к Высокопреосвященнейшему Петру, митрополиту Крутицкому». В день погребения Святителя Тихона, 12 апреля 1925 года, состоялось совещание собравшихся на его отпевание архипастырей; ознакомившись с текстом Завещания, епископы постановили подчиниться воле почившего Первосвятителя. Поскольку митрополиты Кирилл (Смирнов, 20 ноября 1937 г.) и Агафангел (Преображенский, 16 октября 1928 г.) томились в ссылке, обязанности Патриаршего Местоблюстителя возложены были на упомянутого в Завещании митрополита Крутицкого Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010