Храм Преподобного Сергия в трапезной Высокопетровского монастыря открылся только в 1992 году. 17 июля 1992 года, под Преподобного Сергия, в этом храме была отслужена первая всенощная. Иконостаса еще нет, висят наши пикейные одеяла, к ним прикреплены иконы. Но уже есть подсвечники, большой хор. У нас дома очень много фотографий, на которых видно, как отец Глеб совершает службу, с каким тщанием он помазывает елеем подходящих к нему прихожан. Надо сказать, что отец Глеб всегда очень внимательно благословлял, большим крестом, причем сердился, если человек в данный момент был несобран. В то время всенощные отец Глеб служил в Высокопетровском монастыре, а литургию – в Крапивниках, потому что в монастырском храме еще не было малого освящения. Малое освящение храма Преподобного Сергия Высокопетровского монастыря состоялось в октябре 1992 года, в пятницу перед Димитриевской субботой. Уже был иконостас, Царские врата; правда, еще не все иконы для иконостаса были написаны. На другой день, в родительскую субботу, была совершена первая Божественная литургия. Надо сказать, что на малое освящение храма приезжал Святейший Патриарх Алексий II, и здесь отец Глеб получил первые награды – набедренник и наперсный крест; правда, еще раньше он получил камилавку. Есть очень хорошие фотографии: отец Глеб снимает крест, а Патриарх подает ему другой, и помогает ему отец Владимир Диваков. К Пасхе 1993 года, которую мы уже совершали в Высокопетровском монастыре, отец Глеб указом получил сан протоиерея, и все его называли протоиереем, поминали как протоиерея, а оказывается, в этот сан возводят на архиерейской службе: священник подходит к Святейшему Патриарху или к архиерею, и тот читает молитву и называет его протоиереем. В сан протоиерея отца Глеба возвели в 1994 году, 8 июня, после первой операции. Шестой коридор В 1991 году отец Глеб начал ходить в Бутырскую тюрьму. Сначала он совершил там молебен с водосвятием – в какой-то комнате, на столе, где сбоку был герб Советского Союза. Потом отец Глеб добился, чтобы в Бутырках ему дали помещение под храм. Старый храм Бутырской тюрьмы после революции был разорен и разделен на два или три этажа. Верхний этаж отдали отцу Глебу, и он начал там служить; еще без алтарной преграды (там, как и в Крапивниках, на стене на фанерных листах висели наши пикейные одеяла с иконами). Первую литургию в Бутырском храме отец Глеб совершил на Светлой седмице 1992 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/mo...

Нас приглашали приезжать еще, но мы больше не смогли; в начале августа мы вернулись в Москву, и отец Глеб стал опять служить в Высокопетровском монастыре, служил на Преображение. Но при этом отец Глеб готовился ко второй операции; он также работает над материалами по катехизации для Патриархии . Он очень волнуется, но готовит материалы по своему отделу, не забывая и тюрьму. Чувствует себя он вроде неплохо, ему сделали анализы — по видимости, все нормально. После Успения отец Глеб опять ложится в больницу. Последняя его служба в Высокопетровском монастыре была 29 августа на Перенесение Нерукотворного Образа, а первого сентября он лег в больницу…. Уходя в больницу, отец Глеб снял свой нательный крест (он, по-моему, был потом у Сережи и, наверное, с ним вместе сгорел) и надел крест, который привезли из Питера, купленный в храме Иоанна Кронштадтского. Так вот прошла наша жизнь, слава Богу, большая — мы прожили с Глебом 43 года, зная друг друга 63 года. Он умер в День ангела Иоанна Кронштадтского — 1 ноября 1994 года… ¯¯¯ «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя». Так говорит пророк Иеремия, первая глава, 5-й стих. Этот эпиграф поразил меня, когда я открыла «Альфу и Омегу» 23 за 2000 год, где говорится о чуде отца Глеба в 30-е годы, если так можно сказать, когда он явился во сне заключенному, посоветовал остаться в обслуге лагеря и таким образом спас ему жизнь. Об этом чуде было рассказано нашему сыну, отцу Иоанну, который посещал внука этого человека в тюрьме. Значит, отец Глеб уже тогда был посвящен и определен Господом как Его верный священнослужитель. Отец Глеб достиг больших высот в своем духовном восхождении. По словам ученого-генетика, доктора биологических наук Андрея Ивановича Иванова, жену которого отец Глеб крестил у нас дома и венчал их, отец Глеб говорил ему, что видел в потире Агнца. В письмах заключенных очень много говорится об отце Глебе. Один из них, Саша С., из камеры смертников Бутырской тюрьмы, которого отец Глеб привел к вере, написал матушке Александре Глебовне Зайцевой, узнав, что она дочь отца Глеба, о том, что было однажды, когда отец Глеб пришел к нему в камеру. Отец Глеб сидел на топчане, а Саша — напротив. Отец Глеб ему говорит: «Ты чего сидишь так далеко. Иди сюда». Посадил его рядом с собой, обнял, прижал к себе, и Саша начал ему все рассказывать. А в другой раз он примостился у ног отца Глеба на полу и слушал его беседу. И вдруг он увидел, что отец Глеб весь просиял неземным светом, и это продолжалось несколько минут.

http://pravmir.ru/ogleb-pasxa/

2/15 августа. День памяти блаженного Василия, Христа ради юродивого. Служил литургию в храме Василия Блаженного на Красной площади (Покровский собор на Рву). 4/17 августа. Служил литургию в храме Иоанна Предтечи на Земляном Валу, вечерню и молебен в храме Василия Кесарийского на Тверской. 5/18 августа. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 6/19 августа. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Яблочный Спас). Служил литургию в храме Спаса Преображения на Спасской и возглавил крестный ход. 8/21 августа. Служил литургию в Высокопетровском монастыре. 11/24 августа. Служил литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе. 12/25 августа. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 13/26 августа. День памяти святителя Тихона Задонского (день ангела патриарха Тихона). Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 14/27 августа. Служил вечерню и всенощную в Успенском соборе Троице – Сергиевой лавры. 15/28 августа. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Служил литургию в Успенском соборе Троице – Сергиевой лавры и возглавил крестный ход вокруг монастырской ограды. 16/29 августа. Служил вечерню и всенощную в Черниговском храме Гефсиманского скита. 17/30 августа. Служил литургию в Черниговском храме Гефсиманского скита и возглавил крестный ход. 19 августа/1 сентября. Празднование Донской иконы Божией Матери. Служил литургию в Донском монастыре. 23 августа/5 сентября. Служил всенощную в Высокопетровском монастыре. Письменное обращение патриарха в СНК по поводу ареста в Могилеве ксендзов. («Ксендзы служат не нашей Церкви, однако во имя того, что мы служители Единому Богу Христу, я усердно прошу облегчить их участь и дать им возможность исполнять свой священный долг по отношению к пасомым. Не повторяю уже прежних своих писаний о всей несправедливости, жестокости и бесцельности взятия заложников, и особенно из служителей культа».) В этот день в Москве расстреляны епископ Ефрем (Кузнецов) и протоиерей Иоанн Восторгов .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУЛЬБИЩЕ в рус. храмовой и гражданской архитектуре открытая терраса, устроенная вокруг здания или его части обычно на столбах или аркадах на уровне 2-го, иногда 1-го этажа или яруса. Церковь во имя прп. Сергия Радонежского в Высокопетровском мон-ре. 1690–1694 гг., 1704–1706 гг. Фотография. 2004 г. Церковь во имя прп. Сергия Радонежского в Высокопетровском мон-ре. 1690–1694 гг., 1704–1706 гг. Фотография. 2004 г. В рус. домонг. зодчестве Г. неизвестны. Вероятно, на рубеже XV-XVI вв. появились 2-ярусные галереи-Г. с аркадами по наружной стене. Московская традиция возведения храмов на подклетах в XVI в. «подразумевала и устройство дополнительных сооружений, обеспечивающих доступ в храмовое помещение и выполняющих часто при этом функциональную роль церковной паперти, а иногда и притвора» - деревянных и каменных крылец и Г. ( Баталов. С. 143). Одним из первых памятников с первоначально открытым Г. является Вознесения Господня ц. в Коломенском (1532): Г., на к-рое ведут 3 лестницы с зап., сев. и юж. сторон, расположено на окружающих подклет аркадах и охватывает здание по всему периметру, в т. ч. с вост. алтарной стороны, повторяя план постройки; парапет, украшенный ширинками, огораживал Г. При исследовании ц. сщмч. Антипы на Колымажном дворе в Москве (1-я пол. XVI в.), бесстолпной постройки на подклете, были также открыты фрагменты Г., окружавшего храм с севера, запада и юга. Затем Г. на неск. десятилетий исчезли из рус. зодчества; условия местного климата требовали сооружения крытых галерей , более функциональных, часто 2-ярусных, окружавших храмы на подклетах. Вновь Г. появились в XVII в. сначала в светском, затем в храмовом строительстве. Так, Теремной дворец Московского Кремля (1635-1636, зодчие Б. Огурцов, Г. Шарутин, Л. Ушаков, под рук. А. Константинова) - многоэтажная ярусная постройка с верхним этажом-теремом, стоящим на плоской кровле нижнего под ним яруса - Г., имеющего парапет с квадратными ширинками.

http://pravenc.ru/text/168281.html

Москва. Высокопетровский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:Между 1690 и 1696. Архитектор:Ю. Г. Алонов, Г.В. Куприянов, З.Б. Осипова (все - реставрация интерьеров, декора, икностаса) Адрес: 127051, Россия, город Москва, улица Петровка, дом 28, строение 3. Координаты: 55.767314, 37.614451 Проезд:Станция метро " Чеховская " , " Пушкинская " , " Тверская " . Изменить описание На территории Высокопетровского монастыря Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Выстроена над святыми вратами и венчает главный вход в монастырь. Церковь представляет собой часть многоярусного центрического сооружения, находящегося напротив входа в соборный храм Боголюбской иконы Божией Матери. Это сложное сооружение состоит из трехпролетных проездных ворот, на которых расположен четверик Покровской церкви, окруженный обширным гульбищем. Венчает композицию восьмигранная столпообразная колокольня с двумя ярусами открытых арок звона, завершенная купольным покрытием с главой на стройном барабане. Она возносится не только над Покровским храмом, но и над всем монастырем. Монастырские ворота создавались в 1680-е гг. Церковь с великолепными наличниками в стиле нарышкинского барокко была возведена около 1691 г. Строительство колокольни закончили в 1694 г. Здание церкви интересно тем, что оно является квадратным в плане помещением, не имеющим выделенного вовне алтаря. Храм в течение долгого времени служил домовой церковью настоятелей монастыря (настоятельские кельи примыкают к воротам и ранее имели вход из северного воротного пролета). После разорения монастыря французскими солдатами в 1812 г. Покровскую церковь упразднили. Ее возобновили в 1865 г. Церковь неоднократно поновлялась, в частности, большие работы проводились в 1878 г. В 1926 г. монастырь закрыли. В 1927 г. состоялось последнее богослужение в Покровском храме. В 1990-е гг. он был возвращен Русской Православной Церкви. Его освятили 14 октября 1996 г. Внутреннее убранство, полностью утраченное, было заново воссоздано в керамике (иконы, лампады, кресты, паникадило) художником Г.В. Куприяновым; алтарная преграда оформлена по проекту архитекторов Ю. Алонова и 3. Осиповой.

http://sobory.ru/article/?object=02168

Москва. Высокопетровский монастырь. Церковь Толгской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Толгской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1744 и 1750. Архитектор:Школа архитектора И.Ф. Мичурина. Г.В. Куприянов, А.И. Чашкин.(реставрация интерьеров, декора, росписей,иконостаса) Ссылки:   Адрес: 127051, Россия, город Москва, улица Петровка, дом 28, строение 4. Координаты: 55.767061, 37.614765 Проезд:Станция метро " Чеховская " , " Пушкинская " , " Тверская " . Изменить описание На территории Высокопетровского монастыря Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Выстроена в 1744–1750 гг. (архитектор предположительно И.Ф. Мичурин). Прямоугольный в плане объем одноглавого храма с граненой апсидой стоит на подклете. Скромные наличники характерны для барочной архитектуры середины XVIII века. Западный фасад выходит на улицу, разрывая прясло монастырской стены. Вместо традиционного входа на наружной стене находилась прежде икона апостолов Петра и Павла (сохранилось ее лепное обрамление). Храм закрыли в 1924 г. Толгскую икону Божией Матери, написанную в 1744 г. Иоанном Андреевым из Ярославля специально для этого храма, передали в Государственный исторический музей. Вернули церковь общине верующих в 1999 г., и 10 октября 1999 г. здесь было совершено первое богослужение. В храме установлен одноярусный иконостас со старинными Царскими вратами и иконами XIX – начала XX века. К 2003 г. выполнена роспись алтаря (С. Родионов, А. Резникова, А. Бояров) и нефа (А.И. Чашкин), созданы керамические иконы и баптистерий (художник Г.В. Куприянов). Освящен храм был 21 августа 2003 г., и с тех пор в нем совершается таинство крещения с полным погружением. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " Храм Толгской иконы Богоматери построен одним из последних в обители и завершает архитектурный ансамбль центральной части монастыря со стороны улицы Петровка. Храм был сооружен в 1744-1750 гг. на средства родни императора Петра I по Нарышкинской линии. Именно 21 августа (8 августа по ст. ст.) юный царь Петр Алексеевич с матушкой Натальей Кирилловной спаслись от рук восставших стрельцов в Троице-Сергиевой Лавре. Толгскую церковь в стиле барокко возвели между колокольней и Братским корпусом. Одноглавый храм на подклети западным фасадом, на котором прежде в центре была икона, выходит на улицу Петровку. Предположительно церковь построена по проекту архитектора И.Ф. Мичурина.

http://sobory.ru/article/?object=02169

Она была украшена драгоценным окладом, помещена в жертвенник кремлевского Успенского собора и заняла свое место в церковных церемониях и обиходе царского двора, о чем свидетельствуют соборные Чиновники и исторические источники. Важнейшим эпизодом сказания об иконе является рассказ о ее чудесной помощи при спасении К-поля от вражеской осады. В воспоминание об этом событии при Патриархе Никоне в Успенском соборе вошло в обычай ежегодно в 5-ю субботу Великого поста, во время чтения Акафиста Пресв. Богородице, 1-й кондак к-рого прославляет это чудо, ставить в центре храма на аналое В. и. В праздник новолетия (1 сент.) этот образ также занимал одно из центральных мест - на аналое, напротив Владимирской иконы Божией Матери ,- как символ покровительства, к-рое святыня Византийской империи должна была теперь оказывать царю московскому и всему Русскому гос-ву. В этом качестве В. и. сопровождала царя в смоленских походах (1654-1655), по свидетельству Павла Алеппского, оставившего первое описание памятника, привезенного на Русь ( Павел Алеппский. Путешествие. 1898. Вып. 3. Кн. 7. С. 11; Кн. 9. С. 146). В 1812 г., во время нашествия Наполеона, образ оставался в соборе. После изгнания неприятеля икона была найдена поврежденной. В 1918 г. в связи с закрытием Успенского собора советскими властями часть его святынь, в т. ч. В. и., была передана в Крестовоздвиженский храм, находившийся неподалеку от Кремля. В 1931 г., когда этот храм был разрушен, святыни вернулись в Кремль, став частью музейного собрания ГММК. В наст. время В. и. находится в Успенском соборе Московского Кремля. Влахернская икона Божией Матери из Высокопетровского мон-ря в Москве. 2-я пол. XVII в. (ц. Рождества Богородицы в Ст. Симонове в Москве) Влахернская икона Божией Матери из Высокопетровского мон-ря в Москве. 2-я пол. XVII в. (ц. Рождества Богородицы в Ст. Симонове в Москве) Известно о 2 серьезных реставрациях иконы в XVII-XIX вв. В 1674 г. по указу царя Алексея Михайловича ее чинили иконописцы Оружейной палаты Симон Ушаков и Никита Павловец , к-рые, в частности, укрепили ее новой кипарисовой доской.

http://pravenc.ru/text/155029.html

Там, где можно было, он служил в храме, и мы тоже ходили туда. Перед Литургией паломники исповедовались у отца Глеба, а я — у отца Александра Куликова. И там, где они служили, многие из нас причащались. Правда, я уже редко попадала на службы, потому что, например, в Нижнем Новгороде надо было подниматьсям в гору и долго идти до храма. В Ростове я тоже не сходила с теплохода. Отец Глеб чувствовал себя хорошо, но у него иногда — вдруг ни с того ни с сего — плохо было с животом. С нами была врач, она давала ему всякие лекарства, и вроде как все это проходило. После этой поездки меня положили в больницу; устраивали консультации, подобрали лекарства и снизили давление. ¯¯¯ Вернусь назад, к августу 1991 года, когда открылся храм Преподобного Сергия в Крапивенском переулке, так называемый храм Сергия в Крапивниках, и отец Глеб перешел туда служить. Храм был еще мало оборудован, иконостаса толком не было, и все собирали по крошечкам. Отец Глеб нес туда из дома все, что можно, так что все те полотенца, которыми раньше обустраивался наш храм, были отнесены туда. Туда было отнесено и копие, то есть скальпель, которым отец Глеб пользовался в своем домашнем храме; потом оно было перенесено даже в храм Преподобного Сергия в Высокопетровском монастыре. В Крапивниках служил отец Иоанн (Экономцев) и потом отец Иоанн Вавилов. Храм Преподобного Сергия в трапезной Высокопетров­ского монастыря открылся только в 1992 году. 17 июля 1992 года, под Преподобного Сергия, в этом храме была отслужена первая всенощная. Иконостаса еще нет, висят наши пикейные одеяла, к ним прикреплены иконы. Но уже есть подсвечники, большой хор. У нас дома очень много фотографий, на которых видно, как отец Глеб совершает службу, с каким вниманием он помазывает елеем подходящих к нему прихожан. Надо сказать, что отец Глеб всегда очень внимательно благословлял, большим крестом, причем сердился, если человек в данный момент был несобран. В то время всенощную отец Глеб служил в Высокопетровском монастыре, а Литургию в Крапивниках, потому что в монастырском храме еще не было малого освящения.

http://pravmir.ru/ogleb-pasxa/

На случай соизволения Св. Синода переместить архимандрита Евсевия в Высокопетровский, на вакансию настоятеля Богоявленского монастыря достойные кандидаты суть: первый, третьеклассного Знаменского монастыря архимандрит Митрофан, вторый, третьеклассного же Златоустова монастыря архимандрить Иоанникий. Донося о сем Святейшему Синоду, с приложением послужных списков, благопочтеннейше испрашиваю в разрешение указа. 21 августа 1845. 2 Второклассный Спасо-Андрониев монастырь, по кончине архимандрита Гавриила, имеет нужду в наличном и безотлучном настоятеле, как по местным его обстоятельствам, так особенно потому, что начатая покойным, по Высочайше утвержденному чертежу, пристройка к соборной церкви двух приделов не кончена, и строительные работы продолжаются. По уважению достоинства и службы, кандидатами на сию вакансию представляются: Высокопетровский архимандрит, семинарии 8 ректор Филофей, и Даниловский архимандрит Платон. Вышеизясненной потребности монастыря более соответствует сей второй кандидат; и если бы Св. Синоду благоугодно было его перевести: то Высокопетровскому архимандриту могла бы оказана быть справедливость тем, чтобы дать ему первое место между второклассными архимандритами Московской епархии, которое принадлежит Андрониевскому. На случай открытия вакансии в третьеклассном Даниловом монастыре, кандидатами на оную заслуживают быть представлены: первым Николаевского, что на Перерве, монастыря игумен Пармен, вторым Сретенского монастыря игумен Константин. Представляя сие на благоусмотрение Св. Синода, с приложением послужных списков, благопочтительнейше испрашиваю в разрешение указа. 23 августа 1848. 3 Вместо скончавшегося настоятеля Спасо-Андрониева монастыря архимандрита Платона быть настоятелем сего монастыря способным признается настоятель Богоявленского монастыря архимандрит Иннокентий. По долгому болезненному состоянию покойного архимандрита Платона, в Андрониеве монастыре оказываются значительные ветхости, которых исправление архимандритом Иннокентием совершиться может благонадежно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

IV, издание А. Мартынова . М. 1883, стр. 1–76. 5 Жития святых, август, Москва, 1885, стр. 112–114. Ярославский Толгский монастырь. Ярославль, 1873, стр. 1–4. Епископ Прохор, посвященный в этот сан митрополитом Петром в 1311 г., сконч. 7 сент. 1328 г. и погребен в Ярославском Спасском монастыре (за алтарем Преображенской церкви), где он был архимандритом до 1811 года. 6 Ярославский Толгский мон., 1873, стр. 21–22, 59–60 и 66. На 77 стр. замечено, что на чудотворную икону Толгскую имеются еще две жемчужные с драгоценными камнями ризы. Мы описали ризу под 1-м. 7 Нарышкин род. 11 апр. 1668, ум. 26 ноября 1735 г. и погребен вероятно в Высокопетровском монастыре. Первая жена его Прасковия Онуфриевна Денисьева. Из исповедных ведомостей за 1737 г. видно, что Анастасия Александровна , вторая его жена, 35 лет, имела дом в приходе Николаевской, в Мыльниках, церкви, находившейся близ Воспитательного дома и упраздненной после моровой (1771 г.) язвы. Подробные сведения о построении ею Толгской церкви см. в «Моск. Еп. Ведомостях» 1872, Л» 50, стр. 531–532. Она сконч. 26 янв. 1773 г., но в монастыре Высокопетровском, в центре города, не могла быть похоронена в то время. Из бояр, погребавшихся здесь до 1771 года, известен майор Иван Ив. Нарышкин, женатый на Таракановой и умерший 18 янв. 1758 г. на 27 году от рождения. Тело его положено под Толгскою церковью возле южной стены. 9 Обстоятельства явления сей чудотворной иконы были следующие: священник Покровского храма Василий Данилов, купив новую косу, хотел испытать доброту ее на траве росшей около храма. Когда начал он косить траву, то увидел в траве сияющую икону, «старого великороссийского письма» и, пораженный удивлением, благоговейно перенес ее в дом свой, 2 июля 1739 г., а чрез несколько времени, поставил ее в Покровской деревянной церкви, где дивные исцеления разных больных текли обильным потоком от св. иконы. Нынешний Покровский собор на самом месте явления Ахтырской иконы воздвигнут в 1788 году. Сюда перенесена и явленная икона.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010