Зато у русских приобретает особо большое значение всенощная Страстной Пятницы (фактически вечером Страстного Четверга), так называемые " Двенадцать Евангелий " ; это в русском благочестии одно из наиболее любимых и наиболее посещаемых богослужений Страстной Недели. Однако, странным образом, в этом богослужении " двенадцати Евангелий " , которое у греков тоже имеет большое значение, хотя и меньшее, чем у русских, тот момент, на котором сосредоточено благочестивое внимание верующих греков, - вынос креста с пением " Днесь висит на древе... " . У русских же выноса креста нет (он представляется поздним нововведением) и текст " Днесь висит на древе " поется без особого выделения его в ходе службы. Для огромного большинства русских верующих излюбленным моментом является пение эксапостилария " Разбойника благоразумнаго... " , при котором оперные солисты не упускают случая показать свои голоса. Здесь один из примеров того, как музыкальное исполнение может повлиять на значение богослужебного момента в народном благочестии. Что же до Страстной Пятницы, то главным богослужением этого дня является для русских не погребение Христово (вечером), как у греков, хотя оно и очень умилительно и на него сходится множество народа (однако длинных крестных ходов не делается, а плащаница лишь обносится вокруг храма), а вынос плащаницы на вечерне в послеобеденное время. На него приходит наибольшее количество верующих и оно налагает наиболее сильный отпечаток на духовную жизнь Страстной Седмицы. Литургия Василия Великого в Страстную Субботу с чтением пятнадцати паремий (у греков, кроме Афона, сведенных к трем всё тем же типиконом 1838 г.) посещается сравнительно меньше, несмотря на всё свое богословское богатство и глубину. Русские внесли в нее богослужебное нововведение, которое можно назвать гениальным, лучшим из тех, которые они вообще ввели в богослужебной области, и придающим Литургии Страстной Субботы незабываемую драматическую напряженность: в ходе Литургии, между чтением Апостола и Евангелия (которые оба уже посвящены воскресению) тёмные облачения меняются на белые в то время как хор поёт " Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех " .

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1590

Вижу Тя ныне, возлюбленное Мое Чадо и любимое, на Кресте висяща, и уязвляюся горце сердцем, рече Чистая, но даждь слово, Благий, Рабе Твоей. Ныне Моего чаяния, радости и веселия, Сына Моего и Господа лишена бых: увы Мне, болезную сердцем, Чистая, плачущи, глаголаше. О страшном Твоем рождестве и странном, Сыне Мой, паче всех матерей возвеличена бых Аз, но увы Мне, ныне Тя видящи на древе, распалаюся утробою. Хощу утробу Мою на руку, имаже яко Младенца держах, с древа прияти, вещаше Чистая, но никтоже, увы Мне, Сего даде. Се Свет Мой сладкий, Надежда и Живот Мой Благий, Бог Мой угасе на Кресте, распалаюся утробою, Дева стенящи глаголаше. Едину Надежду и Живот, Владыко Сыне Мой и Боже, во очию свет Раба Твоя имех, ныне же лишена бых Тебе, сладкое Мое Чадо и любимое. Мертва Тя зрю, Человеколюбче, оживившаго мертвыя, и содержаща вся, уязвляюся люте утробою. Хотела бых с Тобою умрети, Пречистая глаголаше, не терплю бо без дыхания мертва Тя видети. Вечером совершается Утреня с чином Погребения Плащаницы. О чем говорит Евангелие Великой пятницы? Великая пятница, последний день земной жизни Спасителя... Этот день начался для Него с ночного допроса у первосвященника Каиафы, сопровождавшегося изощренными издевательствами и избиением. Продолжился — утренним допросом у Понтия Пилата, префекта Иудеи, назначенного Римом. Не желая разбираться с абсурдными претензиями, которые предъявляли Христу первосвященники, и услышав, что Он галилеянин, Пилат отправил Иисуса к правителю Галилеи... Читать далее Вынос плащаницы и Чин погребения Вынос Плащаницы и Чин Погребения — это два важнейших богослужения, которые совершаются в Великую пятницу Страстной седмицы. Великая пятница — самый скорбный день в церковном календаре для христиан всего мира. В этот день мы вспоминаем Крестные страдания и смерть Иисуса Христа. Читать далее Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго, — песнопение Великой пятницы " Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго... " - при пении этой стихиры люди подходят приложиться к Плащанице в Великую субботу. В песнопении вспоминается тайный ученик Христа Иосиф Аримофейский, который после смерти Спасителя пошел к Пилату и попросил у него Тело Господа, которое затем предал погребению. АУДИО Читать далее

http://foma.ru/velikaya-pyatnicza.html

Вынос и воздвижение креста Главным отличием праздника Воздвижения от других служит умилительный обряд выноса св. креста из алтаря на середину храма, воздвижения его и поклонения ему с целованием. Подготовляется обряд изнесения креста еще до всенощной по окончании малой вечерни. Тогда совершается, и тоже с некоторой молитвенной торжественностью, перенесение креста с жертвенника на престол 682 . После отпуста малой вечерни «входит екклисиарх с иереем и диаконом и параекклисиархом (пономарем) в жертвенник (в отделение алтаря, где стоит жертвенник) со свещами и облачается иерей и диакон и кадит (диакон, как видно из связи, хотя обычно сам иерей) честный крест, и глаголет: Благослови, владыко. Иерей: Благословен Бог наш. Таже (затем) Трисвятое и по Отче наш (обычно все это поется речитативом) – тропарь Креста: Спаси, Господи, люди Твоя. Слава и ныне, кондак. И взимает иерей честный крест с блюдом на главу, и вносит его во святый алтарь, предыдущим же пред ним со двема лампадами (в предшествии двух светильников). И полагает честный крест на св. трапезе, на евангельском месте (на месте, где обычно лежит Евангелие, т. е. на середине передней стороны престола), и вжигют пред ним свещу на всю нощь (т. е. до всенощной и на всю всенощную, которая предполагается продолжающейся всю ночь), а Евангелие поставляется на горнее место (обычно на престоле же за крестом)» 683 . Обряд самого выноса креста и воздвижения его совершается уже перед окончанием всенощного бдения, когда верующие достаточно подготовлялись к нему богослужением, именно после великого славословия. Историческое же основание для приурочения обряда к этому моменту службы то, что по старым уставам именно в это время на утрени был вход с Евангелием, каковой вход в праздник Воздвижения просто заменялся лишь входом с крестом, изнесением его. На этом же основании в этот момент утрени совершается и вынос плащаницы. Обряд изнесения креста состоит в том, что после предварительного каждения креста на престоле, архиерей или священник, одетый, как для литургии, во всю священную одежду, по окончании славословия выносит крест с блюдом на голове в предшествии светильников через северные двери алтаря перед царские двери, возглашая там «Премудрость, прости» и, при троекратном пении тропаря праздника, несет крест на середину храма, полагает на аналое и кадит его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Что же касается обычая выносить плащаницу во время самой вечерни, при пении стихир «на стиховне», то он явился у нас несомненно под влиянием позднейшей практики Церквей восточных (греческой и болгарской), где в настоящее время вынос плащаницы совершается на вечерне Великого пятка, при пении стихир «на стиховне». 323 Этот последний обряд выноса плащаницы (на вечерне, при пении стихир «на стиховне») заслуживает полного внимания со стороны нынешних духовных властей и священников не только потому, что умилительная картина несения плащаницы на головах священников, при стройном мелодичном пении возвышенных и прекрасных стихир «на стиховне», производит на молящихся глубокое религиозное впечатление, которое действует на самые чувствительные струны их сердца и вызывает у них искренние слезы, но и потому еще, что этот обряд вполне согласен с практикой Церквей восточных, от которой наша богослужебная практика находилась в полной зависимости в течение всей истории Богослужения в пашей Церкви и от влияния которой, хотя и негласного, не освободилась, как показывает и описываемый обычай. Доселе данная практика, будучи во многом согласна с практикой Церквей восточных, одобрялась и знаменитейшим первосвятителем русской Церкви, покойным митрополитом Московским Филаретом (Моск. Еп. В. 1876, 50), многими русскими иерархами, издававшими свои распоряжения относительно настоящего обычая, когда вынос плащаницы приходилось делать на праздник Благовещения, случающийся в Великую пятницу, и, наконец, даже официально утверждена с некоторыми особенностями Св. Синодом в 1855 году особенным указом (см. его ниже). Остается, следовательно, пожелать, чтобы эта практика была принята в возможно ближайшее будущее на страницы нашего Устава и тем устранила бы весьма немалочисленные случаи уклонения от нее. По мысли современных литургистов, самый обряд выноса плащаницы должен совершаться или согласно с практикой Церквей восточных, во время пения стихиры: «Тебе одеющагося», или, как уже у нас в России установилось в практике во многих местах и одобрено Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

пособ. к изуч. уст. богосл. прав. Церкв. стр. 604). Нам остается, следовательно, пожелать, чтобы эта практика была принята в возможно ближайшее будущее на страницы нашего Типикона и тем устранила бы весьма немалочисленные случаи уклонения от нее. Поверхностное даже обозрение вышеуказанных цитат из епархиальных ведомостей вполне подтвердит это последнее. Будущий редактор нашего церковного устава, занося этот вполне прекрасный сам по себе обычай, согласный с практикою Церквей восточных и одобряемый нашею высшею церковною санкцию, Св. Синодом, останется вполне верен своему историческому призванию – согласовать нашу богослужебную практику с практикою Церквей восточных. При этом он не должен забывать и всех тех особенных случаев, как, например, стечения службы праздника Благовещения с службою Великого пятка, когда настоящая практика требует особенных принаровлений, которые можно находить в современном нам уставе церквей восточных и вышеупомянутом нами Указе 1855 года. О них обстоятельное слово мы скажем в свое время. Отсутствие указаний в самом уставе на эти особенные случаи и на принаровления к ним богослужебной практики нашей Церкви может всегда порождать недоразумения и затруднения в практике (см. указанные цитаты в епарх. вед.) и даже противоречивые распоряжения одной и той же епархиальной власти (Изв. по Казан. епарх. 1877 г. 1 стр. 15 и 3 стр. 63). Мы уже не говорим о противоречии всех этих распоряжений в большинстве случаев с Указом 1855 года. Все это устранить будущий редактор нашего Типикона, если он, занося на его страницы настоящий обычай, воспользуется указанными нами данными. Подводя итоги всему сказанному, мы должны прийти к таким заключениям: Обычай выносить Плащаницу на вечерни в Великую пятницу явился к нам, несомненно, под влиянием практики Церквей восточных около начала XVIII столетия. Вынос Плащаницы, согласно с практикою Церквей восточных и во исполнение Указа Св. Синода 1855 года должен совершаться непременно во всех церквах за самою вечернею, а не до вечерни или после часов непосредственно, как это делается у нас в некоторых местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

    Сегодня совершает исхождение Крест Господний, и верные принимают его как желанного и получают исцеление души и тела, и всякой болезни. Будем приветствовать его с радостью и страхом. Со страхом — из-за греха, как недостойные; с радостью же — из-за спасения, которое подает миру пргвоздившийся на нем Христос Бог, имеющий великую милость. Вынос и воздвижение креста    Главным отличием праздника Воздвижения от других служит умилительный обряд выноса св. креста из алтаря на середину храма, воздвижения его и поклонения ему с целованием.    Подготовляется обряд изнесения креста еще до всенощной по окончании малой вечерни. Тогда совершается, и тоже с некоторой молитвенной торжественностью, перенесение креста с жертвенника на престол. После отпуста малой вечерни «входит екклисиарх с иереем и диаконом и параекклисиархом (пономарем) в жертвенник (в отделение алтаря, где стоит жертвенник) со свещами и облачается иерей и диакон и кадит (диакон, как видно из связи, хотя обычно сам иерей) честный крест, и глаголет: Благослови, владыко. Иерей: Благословен Бог наш. Таже (затем) Трисвятое и по Отче наш (обычно все это поется речитативом) — тропарь Креста: Спаси, Господи, люди Твоя. Слава и ныне, кондак. И взимает иерей честный крест с блюдом на главу, и вносит его во святый алтарь, предыдущим же пред ним со двема лампадами (в предшествии двух светильников). И полагает честный крест на св. трапезе, на евангельском месте (на месте, где обычно лежит Евангелие, т. е. на середине передней стороны престола), и вжигют пред ним свещу на всю нощь (т. е. до всенощной и на всю всенощную, которая предполагается продолжающейся всю ночь), а Евангелие поставляется на горнее место (обычно на престоле же за крестом)».    Обряд самого выноса креста и воздвижения его совершается уже перед окончанием всенощного бдения, когда верующие достаточно подготовлялись к нему богослужением, именно после великого славословия. Историческое же основание для приурочения обряда к этому моменту службы то, что по старым уставам именно в это время на утрени был вход с Евангелием, каковой вход в праздник Воздвижения просто заменялся лишь входом с крестом, изнесением его. На этом же основании в этот момент утрени совершается и вынос плащаницы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

Пение тропаря: «Благообразный Иосиф», после положения Плащаницы на приготовленном месте, будет гармонировать и с самым содержанием тропаря, в котором говорится, что благообразный Иосиф, сняв с древа Пречистое тело и обвив его чистою Плащаницею «во гробе нове покрыв, положи». Эта практика, или обряд выноса Плащаницы на вечерни, при пении стихир на стиховне, заслуживает полного внимания со стороны нынешних духовных властей и священников не только потому, что умилительная картина несения Плащаницы на головах священников, при стройном мелодичном пении возвышенных и прекрасных стихир на стиховне, производит на молящихся глубокое религиозное впечатление, которое задевает за самые чувствительные струны их сердца и вызывает у них искренние слезы, но и потому еще, что этот обряд вполне согласен с практикою Церквей восточных, от которой наша богослужебная практика находилась в полной зависимости в течение всей истории богослужения в нашей Церкви и от влияния которой, хотя и негласного, не освободилась, как показывает и описываемый нами обычай, доселе. Данная практика, будучи во многом согласна с практикою Церквей восточных, одобрялась и знаменитейшим первосвятителем русской Церкви покойным митрополитом Московским Филаретом (Моск. епарх. ведом. 1876 г. 50 стр. 441), многими русскими иерархами, издававшими своя распоряжения относительно настоящего обычая, когда вынос Плащаницы приходилось делать не праздник Благовещения, случающийся в Великую Пятницу (Литов. епарх. вед. 1877 г. 9 стр. 67; Изв. по Казан. епарх. 1877 г. 1 стр. 15; 3 стр. 64; Моск. епарх. вед. 1870 г. 14; Астрах. епарх. вед. 1877 г. 10; Яросл. епарх. вед. 1877 г. 2; Тавр. епарх вед. 1877 г. Мин. епарх. вед. 1877 г. 2, Рязан. епарх. вед. 1877 г. 14; Харьков. епарх. вед. 1877 г. стр. 168; Смолен. епарх. вед. 1877 г. 4; Сам. епарх. вед. 1877 г. 5; Тамб. епарх. вед. 1877 г. 5; Тульск. епарх. вед. 1877 г. 4) и, наконец, даже официально утверждена с некоторыми особенностями Св. Правительствующим Синодом в 1855 году особенным указом (Никольск.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Примерно то же можно сказать и о крестном ходе с плащаницей. Её не только обносят вокруг храма, но крестный ход идет целые версты в сопровождении тысяч верующих с зажженными свечами, поющих погребальные песнопения. У русских это бывает несколько иначе, не столько в смысле самих чинопоследований и песнопений, которые почти тождествены, сколько в отношении их места в народном благочестии. Так, стихира Кассии, которая у греков занимает столь центральное место, у русских, конечно, тоже поётся, но не привлекает особого внимания верующих, многие из которых её даже не знают. Она просто одно из песнопений Страстной Недели, которые все прекрасны. Зато у русских приобретает особо большое значение всенощная Страстной Пятницы (фактически вечер Страстного Четверга), так называемые «Двенадцать Евангелий»; это в русском благочестии одно из наиболее любимых и наиболее посещаемых богослужений Страстной Недели. Однако, странным образом; в этом богослужении «двенадцати Евангелий», которое у греков тоже имеет большое значение, хотя и меньшее, чем у русских, момент, на котором сосредоточено благочестивое внимание верующих греков, – это вынос креста с пением «Днесь висит на древе...». У русских же выноса креста нет (он представляется поздним нововведением), и текст «Днесь висит на древе» поется без особого выделения его в ходе службы. Для огромного большинства русских верующих излюбленным моментом является пение эксапостилария «Разбойника благоразумнаго...», при котором оперные солисты не упускают случая показать свои голоса. Здесь один из примеров того, как музыкальное исполнение может повлиять на значение богослужебного момента в народном благочестии. Что же до Страстной Пятницы, то главным богослужением этого дня является для русских не погребение Христово (вечером), как у греков, хотя оно и очень умилительно и на него сходится множество народа (однако длинных крестных ходов не делается, а плащаница лишь обносится вокруг храма), а вынос плащаницы на вечерне в послеобеденное время. На него приходит наибольшее количество верующих, и оно налагает наиболее сильный отпечаток на духовную жизнь Страстной Седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Нужно отметить ещё одну роль образов Мастера и его возлюбленной в структуре романа: они отчасти отвлекают на себя внимание читателя, служа прикрытием для подлинного мистического смысла произведения. Булгаков вообще, создаётся впечатление, пытается всячески закамуфлировать свой замысел. Приёмов у него множество. Так, кощунственное изображение Престола христианского храма в обиталище Воланда маскируется шутовским шахматным поединком между Воландом и котом (они используют для этого именно Престол с зажжённым на нём семисвечником)— дополнительное глумление, но и отвлекающий маневр. Кровавая жертва, убийство барона Майгеля, воспринимаются невнимательным читателем как справедливое возмездие губителю-доносчику. И т.д. Обилием отвлекающих подробностей затемняется и сама цель визита Воланда в Москву.   Напомнив давнюю истину: дьявол есть обезьяна Бога , В.Г.Моров убедительно показал, что в действиях Воланда проявляется ситуационное пародирование Нового Завета, ибо дьяволу необходимо изначально подвергнуть Бога-Творца осмеиванию, ироническому отрицанию. Между событиями в Ершалаиме и в Москве— неразрывное единство. Их нельзя разделить, московские главы невозможно понятъ без ершалаимских. События в Москве разворачиваются (как и в Ершалаиме) на Страстной седмице, начинаясь в Великую Среду— по календарю 1 мая 1929 года. Само появление сатаны в день памятного всем «пролетарского праздника» симптоматично, но можно вспомнить также, что ещё по средневековым верованиям бесовская сила разыгрывается, устраивая свои шабаши, именно в ночь на первый день мая. Сопряжение важнейшего периода в церковном богослужебном круге с подобной бесовщиной не должно пройти мимо нашего внимания. По остроумному замечанию Морова, происходит дьявольская диффузия, дающая возможность нечистой силе совершать свои фиглярства параллельно церковному бытию. Так, в то время, когда в храмах читается евангельский текст о женщине, разбившей алавастровый сосуд с миром, чтобы возлить его на голову Христа (Мк. 14, 3), Аннушка, разбивши бутыль, разливает масло на рельсы, в результате чего оказывается отрезанной (отрубленной) голова Берлиоза. (Имя Анна означает— благодать , но к этому у Булгакова добавляется прозвище «Чума»— сочетание явственно пародийное и кощунственное.) Похороны Берлиоза, вынос его тела (лишённого украденной головы!) происходит в пятницу в три часа пополудни, когда на богослужении совершается вынос Плащаницы, символизирующей тело Христово.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Выдать: Комментарий Вот как мы делаем пасху: Пасха царская В исполнении моей жены по рецептам ее покойной бабушки из фрейлинского рода это выглядит так: Комментарий Пасхальный сдобный кулич А ктивное время 30-40 минут, пассивное – 5-6 часов. У вас получится два средних кулича. Фото: russianfood.com Ингредиенты Пятница: Рано утром обминаю опару, превращаю ее в тесто и оставляю подходить. А затем распределяю тесто по формам, даю расстояться и отправляю в духовку. К обеду куличи бывают готовы, и можно идти в храм на вынос Плащаницы. Поздно вечером, после чина погребения Плащаницы, делаю пасху. У меня простой рецепт сырой пасхи, где нужно смешать все ингредиенты, положить пасху в пасочницу и поставить под гнет, чтобы стекла лишняя влага. Я успеваю сделать пасху за 15 минут. Сырая классическая пасха подготовка 15 минут, приготовление 12 часов Ингредиенты Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно 963 672 Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 апреля, 2023 15 апреля, 2023 22 апреля, 2024 18 апреля, 2024 6 января, 2024 31 декабря, 2023 23 апреля, 2023 17 апреля, 2023 16 апреля, 2023 16 апреля, 2023 15 апреля, 2023 22 апреля, 2024 18 апреля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/luchshie-recepty-kulic...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010