Каковы же были судьбы Марфы и Марии после Распятия и Воскресения Спасителя? Мы не знаем об этом ничего… Известно лишь, что Церковь причисляет их к женам-мироносицам. Они – в числе прочих женщин – готовили к погребению умершего Господа, а затем стали свидетельницами Его победы над смертью . Брат Марфы и Марии Лазарь, которого воскресил накануне Своего Входа в Иерусалим Господь, так же, как и его сестры, упоминается в Евангелии неоднократно. Важно подчеркнуть, что его удивительное воскрешение стало одной из основных причин ареста Спасителя, суда над Ним и Его казни. Именно воскрешение Лазаря – заставившее уверовать во Христа как свидетелей этого чуда, так и услышавших о нем многочисленных жителей Иерусалима – вызвало особую злобу у врагов Христа, желание покончить с Ним, предать Его смерти. В Евангелии от Иоанна говорится, что когда Господь трапезничал в доме воскрешенного Им Лазаря, многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса ( Ин. 12: 9–11 ). Итак, Христос сделался известен всему Иерусалиму именно благодаря чуду воскрешения Лазаря. С этим чудом оказалась связана и та торжественная встреча Христа жителями города, что сопровождала вход Господа в Иерусалим. Как говорится в Евангелии, народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо ( Ин. 12: 17–18 ). Какова же была последующая судьба Лазаря? Известно, что, несмотря на желание первосвященников убить его, Лазарь остался в живых. В дальнейшем он оказался на Кипре и был рукоположен во епископа Китийского проповедовавшими на острове апостолами Павлом и Варнавой. Также существует предание, что на Кипре Лазаря посетила Пресвятая Богородица, вместе с сопровождавшим Ее апостолом Иоанном Богословом. Ради этой встречи Лазарь прислал с Кипра за Пречистой Девой корабль. На Кипре Лазарь и почил, прожив после своего восстания из мертвых еще много лет: по одним житийным свидетельствам – восемнадцать, а по другим – тридцать. Чудо воскрешения Лазаря

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Кол 4:10–18 К СОЛУНЯНОМ ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ СВЯТАГО АПОСТОЛА ПАВЛА. Послание к солуняном первое, зачало 262. Павел и Силуан, и Тимофей церкви Солунстей о Бозе Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога всегда о всех вас, поминание о вас творяще в молитвах наших, непрестанно поминающе ваше дело веры, и труд любве, и терпение упования Господа нашего Иисуса Христа, пред Богом и Отцем нашим, ведяще, братие возлюбленная, от Бога избрание ваше, яко благовествование наше не бысть к вам в слове точию, но и в силе, и в Дусе Святе, и во извещении мнозе, якоже и весте, какови быхом в вас ради вас. 1 Фес 1:1–5 Послание к солуняном первое, зачало 263. Братие, вы подобницы бысте нам и Господу, приемше слово в скорби мнозе с радостию Духа Святаго, яко быти вам образ всем верующым в Македонии и Ахаии. От вас бо промчеся слово Господне не токмо в Македонии и Ахаии, но и во всяко место вера ваша, яже к Богу, изыде, яко не требовати нам глаголати что. Тии бо о нас возвещают, каков вход имехом к вам, и како обратистеся к Богу от идол, работати Богу живу и истинну и ждати Сына Его с небес, Егоже воскреси из мертвых, Иисуса, избавляющаго нас от гнева грядущаго. 1 Фес 1:6–10 Послание к солуняном первое, зачало 264. Братие, весте вход наш иже к вам, яко не вотще бысть, но предпострадавше и досаждени бывше, якоже весте, в Филиппех, дерзнухом о Бозе нашем глаголати к вам благовествование Божие со многим подвигом. Утешение бо наше не от прелести, ни от нечистоты, ни лестию, но якоже искусихомся от Бога верни быти прияти благовествование, тако глаголем, не аки человеком угождающе, но Богу искушающему сердца наша. Никогдаже бо в словеси ласкания быхом к вам, якоже весте, ниже в вине лихоимания: Бог свидетель! Ни ищуще от человек славы, ни от вас, ни от инех, могуще в тяготе быти, якоже Христовы Апостоли, но быхом тиси посреде вас, якоже доилица греет своя чада. Тако желающе вас, благоволихом подати вам не точию благовествование Божие, но и душы своя, занеже возлюблени бысте нам.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-n...

Кто из людей это может сделать? Спаситель ответил ему, что Он Сын Божий. Что первосвященник должен был сделать? Уверовать: мы ждали Мессию столько лет, и вот, Ты пришел, как мне повезло, что я перед Тобой стою! Вместо этих слов и поклонения он выносит Христу смертный приговор. Господь смиренно все принимает. Потом появляется Пилат и спрашивает, действительно ли Он царь? Господь отвечает: " Царство Мое не от мира сего " (Ин. 18:36). Пилат увидел, что перед ним не простой человек - чистый, святой, любвеобильный. Почему они привели Его к нему? Смертный приговор могла вынести только римская власть. Она могла отпустить Его. Но не разглядел римлянин в этом человеке Сына Божия. А другой римлянин разглядел, это был сотник у Креста. Он видел, как Христос молился, просил прощения всем, кто Его распинает. Так люди не поступают на кресте. Обычно хулят и проклинают, всем зла желают. А этот молится и просит прощения у Бога. И сотник воскликнул, что это воистину Сын Божий. Да, он понимает, на земле все кончено у Сына Божиего, но у Него все впереди " . " Недавно мы праздновали Вход Господень в Иерусалим. Сегодня празднуем другой вход, когда Господь направится после Своей смерти туда, где томятся души, ожидавшие Мессию. Они веровали в Него, жили надеждой, что Мессия придет. И Господь после смерти спускается в ад, чтобы оттуда вывести всех праведников. Как Царь неба и земли, Он решил первым гражданином Своего царства сделать благоразумного разбойника к удивлению всех. Уже на Кресте сказал ему: " Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю " (Лк. 23:39). И первым пошел в рай разбойник, который висел на кресте. Сейчас мы будем подходить к Святой Плащанице и принесем сюда наши грехи, все, что нас отрывает от Бога, чтобы потом вместе со Христом воскреснуть для вечной жизни. Будем просить, как разбойник: " Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! " (Лк. 23:42). Когда придешь судить живых и мертвых, вспомни меня, прихожанина Казанского собора, как я молился здесь на вечерне Великой пятницы, стоял у Плащаницы, просил за себя, свою семью и близких.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Молитвами преподобного Иоанна Лествичника да поможет нам Господь идти этим святым путём восхождения к духовному совершенству! Аминь. Слово в вербное воскресенье. (18.04.76) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы вступаем в Страстную седмицу. Воспоминание о входе Господнем в Иерусалим с ней связано — оно подготавливает нас к Страстной седмице, готовящей нас к Святой Пасхе. Но совершенно так же этот праздник связан с воскрешением Лазаря. Поэтому и в тропаре поётся об общем Воскресении, которое засвидетельствовано было в этом воскрешении. Вход Господень в Иерусалим — это шествие Господа Иисуса Христа к страстям, к кресту своему. Но оно было совершено особенным — этот вход в Иерусалим был царским входом. Господь Иисус Христос никогда не отрицал того, что Он есть царь. При этом, Царь царства не от мира сего, но, всё-таки — царь. Не от мира сего, но такого царства, которое всё-таки будет и на земле, братья и сёстры, о чём пророчествовали ветхозаветные пророки. Мы ведь и молимся о пришествии Царствия Божия на землю, Царства Небесного. И оно когда-нибудь придёт непременно… Но что же это за Царство и каков его Царь — Господь Иисус Христос? — Этот Царь царствует не силой, а любовью! Этот Царь царствует не властью, а сострадательной любовью и жертвой. Этот Царь царствует совершенно скрытым для людей образом своего царствования: скрытым «зраком раба», который Он принял на себя — кротостью и смирением! Такого царя на земле быть не может, такого земного царя не бывает: не было и не будет никогда! Это царство действительно «не от мира сего». Оно — Царство сострадательной любви, силою которой подаётся единственное счастье и единственная настоящая радость людей — спасение, избавление от зла. Той самой силой сострадательной любви, которая была явлена потом в Иерусалиме в страданиях на кресте, в смерти и Воскресении! Но перед тем, как вошёл Господь Иисус Христос в Иерусалим, Он явил свою царственную власть, воскресив из мертвых Лазаря — четырехдневного покойника! И воскресил той самой силой, которой воскрешён будет и каждый из нас, братья и сёстры.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-shp...

Но здесь речь идет не об этом. Книжники и фарисеи никакой такой боли не чувствовали. Они из своей успокоенности и своей лжеправедности творили зло тем, что отказывались творить добро, и вот почему Христос с такой болью и с таким святым, освящающим гневом к ним обращался. Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве. И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его. Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его. И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным (Мк 3:6—12).   На протяжении всей третьей главы Евангелия от Марка мы видим, как нарастает против Христа оппозиция книжников и фарисеев, а также трусливая сдержанность окружающих, которые не решаются стать против своих обычных вождей. За Христом наблюдают, с тем чтобы Его обвинить; и для того чтобы защитить свое собственное положение, Его противники закрываются, не хотят слышать, не хотят видеть. Судьба Христа — непонятого, отвергнутого, оставленного — проходит красной нитью через все Евангелие. Кульминационный, может быть, пункт ее — это вход Христа в Иерусалим. Вход Господень в Иерусалим — один из самых трагических праздников, который нам приходится пережить. В нем как будто все двоится. Есть ряд событий очевидных, которые обращают на себя внимание, и есть какая-то глубина этих событий, которая почти неприметна и уже носит на себе печать Страстей Господних. Внешне — торжество. Господь въезжает в Иерусалим, как царь, на Нем исполняется пророчество: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле (Зах 9:9). Он окружен учениками; народ, который в течение последних недель видел проявляющуюся в Нем славу Божию, встречает Его ликующе. Невзирая на негодование первосвященников, фарисеев, книжников, на сопротивление политических вождей люди встречают Его с восторгом, постилают на Его пути пальмовые ветви, снимают с себя одежду, чтобы Он прошел по ней. Кричат: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! (Мф 21:9). И казалось бы, это торжественное шествие, казалось бы, мы можем ликовать вместе с народом. Но когда мы вдумываемся в события последующих дней, мы видим какое-то трагическое недоразумение, потому что это торжество, эта радость народная непонятным как будто образом через несколько дней превращается в ярость, в ненависть толпы, которая перед Пилатом будет кричать: распни, распни Его! Не Его — Варавву нам отдай! (Мк 15:11—14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

Отчуждение от Бога, вечная мука в аду, вечное общение с диаволами и диаволоподобными людьми, пламень, хлад, мрак геенны — вот что достойно называться скорбью! Это точно — скорбь великая, ужасная, нестерпимая. К великой вечной скорби приводят земные наслаждения. От этой скорби предохраняет, спасает Чаша Христова, когда пьющий ее пьет с благодарением Богу, со славословием всеблагого Бога, подающего человеку в горькой Чаше скорбей временных беспредельную, вечную Свою милость. Чаша Христова отверзает вход в страну разума Чаша Христова отверзает вход в страну разума духовного, состояния духовного, вшедший туда и причастившийся трапезы утешения духовного соделывается мертвым миру, бесчувственным к временным скорбям и лишениям, начинает совершать свое земное странствование, как бы несущийся по воздуху превыше всего на крыльях веры. Оковы разума притягивают нас к земле стране мучений, находясь на земле, мы невольно подвергаемся и мучениям, приложивый разум приложит болезнь, говорит Писание (Еккл. 1:18). Слава Богу за всё 2020/04/11, 18:31:57 Не бойтесь ни коронавируса, ни болезней, ни людей, ни смерти, которые убивают только смертное тело, души же вечной убить никто не может. Единственный правильный Страх, это Страх Божий, Который есть Начало Премудрости Любви.(Притчи 1.7) Страх Божий, это и есть Защита от всех вирусов! Матфей 10.28-29 И не бойтесь убивающих тело(болезней, зверей, людей, стихий, смерти), души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Лука 12, 4. Не две ли малые птицы продаются за ассарий(мелкая монета)? И ни одна из них не упадет на землю без Воли Отца вашего; Лука 12, 6. Польза страха Божьего Когда страх Господень приходит в сердце, то показует ему все грехи его. Умудрись же в основание шествия своего, – говорит св. Исаак Сирин, – полагать Страх Божий; и в несколько дней, не делая кружений на пути, будешь у Врат Царствия(Любви). Еще сказал: Душа, имеющая в себе Страх Божий, не боится чего-либо такого, что вредит ей телесно, потому что на Бога уповает отныне и во веки веков.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=44&iid=3...

После «молитвы входа» диакон, держа левой рукой Евангелие, а правой – орарь, показует правой рукой к Востоку, на алтарь и говорит: «Благослови, Владыко, Святый вход». Священник отвечает: «Благословен вход святых Твоих, всегда ныне и присно, и во веки веков» – и осеняет крестом пространство алтаря. Диакон, произнося «аминь», дает священнику поцеловать Евангелие и, сам поцеловав руку священника, придерживающую Евангелие, кланяется иерею. После окончания пения антифона стоящий перед священником (лицом к престолу) диакон возвышает Евангелие, изображает им начертание креста и громко произносит: «Премудрость, прóсти». В древней Церкви в отдельные моменты богослужения можно было сидеть (сегодня подобная практика по-прежнему существует в ряде Православных поместных Церквей, в том числе в Греческой), и слово «прóсти» означало призыв встать: но и сегодня возглас «прóсти» побуждает нас собраться с силами, зовет с особым напряжением внимать происходящему. Возглас же «премудрость» отсылает нас к словам святого апостола Павла: «… мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известной через Церковь начальством и властям на небесах многоразличная премудрость Божья по превечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, в Котором мы имеем надежный доступ через веру в Него» ( Еф.3:8–12 ). Как раз здесь, при произнесении возгласа «премудрость», связанного со священнодействиями Малого входавхода, символически отображающего пришествие в мир Христа, – мы и можем припомнить только что приведенные слова Апостола о многоразличной премудрости Божьей, той Премудрости, Которая, как мы с вами знаем, делается доступна христианину именно через Евхаристию и Которая дарует ему подлинное единение с Богом. Напомню, что в понимании древней церковной традиции Премудрость Божья (по-гречески «σοφα», «софия») – это в первую очередь именование Самого Сына Божьего, Второго Лица Пресвятой Троицы. Так, по слову святителя Германа Константинопольского о Христе, «слышали мы и видели глазами нашими, что Он – Премудрость и Слово Божье». 293 Тем самым для нас приобщение Божественной Премудрости есть в первую очередь мистическое единение со Христом в Его Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Воскрешение Лазаря, фреска нижней церкви в Базилике Сан-Франческо, Ассизи. Лазарева суббота 11 мин., 05.04.2017 Содержание Что такое Лазарева суббота В 2024 году Лазарева суббота приходится на 27 апреля. Лазарева суббота, или Вербная суббота, — это суббота шестой седмицы Великого поста . В этот день мы вспоминаем чудо воскрешения праведного Лазаря. В церковном календаре Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) празднуются в соседние дни: субботу и воскресенье. Интересно, что богослужебное время не совпадает с историческим: воскрешение Лазаря произошло за месяц или два до Входа Господня в Иерусалим. Сейчас эти два праздника неразрывно связаны. Они предшествуют событиям Страстной седмицы: предательству Христа Иудой, страданиям, распятию и Воскресению Спасителя. События Лазаревой субботы О воскрешении Лазаря пишет один из четырех евангелистов — Апостол Иоанн Богослов. Перед тем, как отправиться в столицу — Иерусалим, Христос пришел в дом своих друзей в Вифании, предместье Иерусалима. В доме жили Марфа, Мария и их брат Лазарь, здесь они не раз принимали Спасителя как самого дорого гостя. Христа привела сюда печальная весть — его друг Лазарь умер.  Еще по пути в дом умершего друга Христос встретил Марфу и спросил ее: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» На что Марфа ответила: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир». Христос очень любил своего друга и, подходя к гробнице, где уже четыре дня покоилось его тело, заплакал. Вместе с учениками Он приблизился к пещере и сказал окружающим его людям, чтобы отвалили камень, закрывающий вход. На что Марфа воскликнула, что брат ее уже «четырехдневный» и смердит. Иисус напомнил ей о беседе по дороге в Вифанию: «Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?» И камень отвалили. Стоя перед открытой гробницей, Спаситель начал молиться: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон».

http://foma.ru/lazareva-subbota.html

Слава, и ныне, глас 6:  На середине между праздниками/Твоего, Христе воскресения/и божественного пришествия Святого Твоего Духа/мы, собравшись, чудес Твоих воспеваем таинства;/ниспошли нам в эти дни великую милость! Вход. Прокимен дне. Чтения три: Вход. Свет отрадный:  Прокимен дня. Три чтения: Пророчества Михеина чтение. [Глава 4]: 1. Пророчества Михея чтение Тако глаголет Господь: от Сиона изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима, и судит посреди людей многих, и обличит языки крепкия даже на долзе, яко вси людие пойдут кийждо своим путем, мы же пойдем именем Господа Бога нашего в век. Так говорит Господь: От Сиона выйдет закон и слово Господне – из Иерусалима. И будет Он судить посреди народов многих, и обличит сильные племена до [земли] дальней. Ибо все народы будут ходить каждый путем своим; мы же будем ходить во имя Господа Бога нашего вовек. Тако глаголет Господь Вседержитель: услышите холми суд Господень, и дебри основания земли, яко суд Господеви к людем Его, и со Израилем сопрится, глаголя: людие Мои, что сотворих вам; или чим опечалих вас? Отвещайте Ми: зане возведох вы от земли Египетския, и из дому работы избавих вас, и послах пред лицем вашим Моисеа и Аарона и Мариям. Людие Мои [помяните убо], что совещаша на вас сопротивнии; кто возвести тебе? Возвестих бо тебе, человече, что добро, или что Господь ищет от тебе, разве творити суд, и любити милость, и готову быти, еже ходити с Господем Богом твоим; зане в крепости возвеличится Господь, и упасет стадо Свое в мире, даже до конец земли. Так говорит Господь Вседержитель: Выслушайте, холмы, (суд Господень), и ущелья, основания земли: потому, что суд у Господа с народом Своим, ибо Он будет состязаться с Израилем, говоря: Народ Мой! Что сделал Я тебе, или чем огорчил тебя, [или чем обеспокоил тебя]? Ответь Мне. Ибо Я вывел тебя из земли Египетской, и из дома рабства искупил тебя, и послал перед лицом твоим Моисея, и Аарона (и Мариам). Народ Мой! (Вспомни-ка), что замыслили против тебя противники? Не возвещено ли тебе, человек, что – добро? И что Господь ищет от тебя – только одного: творить правосудие, любить милость и быть готовым ходить пред Богом твоим? Потому в силе возвеличится Господь и будет пасти стадо Свое в мире до концов земли.    Мих 4:2Б–3А, 5; 6:2–5; 8; 5:4

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/prepolove...

Цель пути – явление славы чрез Страсти. Полнота славы – в эсхатологии. Чем ближе к Иерусалиму, тем ближе к славе, тем громче звучит эсхатологическое учение. Но Вход в Иерусалим есть вход – Царя! – на Страсти. IV. Страсти и Воскресение 1. Вход Господень в Иерусалим История Страстей в евангельском повествовании обнимает Страсти в собственном смысле слова и события, непосредственно предшествовавшие Страстям и относящиеся к последнему пребыванию Господа в Иерусалиме, которому и посвящены отрывки Мф. из глав 21–25, Мк. 11–13 , Лк. 19:29–21 гл., Ин. 12 . Последняя неделя Иисуса в Иерусалиме открывается Торжественным Входом, который был вход на Страсти, и наполнена событиями, которые вели и привели в Страстям. Этим оправдывается отнесение Иерусалимского пребывания Иисуса тоже к истории Страстей. Первым событием, с которого начинается Неделя Страстей, был Вход Господень в Иерусалим ( Мф. 21 и слл. и паралл.). Вход Господень в Иерусалим был вход Мессии. До этого времени Иисус допускал только прикровенное богоявление перед народом и открытое явление Своего мессианского достоинства – одним ученикам втайне от народа. Поэтому, как мы видели, и Его последнее посещение Иерусалима перед началом пути было не явное, а как бы тайное (ср. Ин. 7:10 ). Сейчас Он приходит, как Мессия, и приходит явно. Еще накануне входа, в Иерихоне, Он принимает мессианское приветствие слепца Вартимея, который узнает в Нем Сына Давидова, т. е. Мессию. и по вере получает исцеление ( Лк. 18:35–43 ; у первых двух синоптиков эпизод отнесен к моменту выхода Иисуса из Иерихона, ср. Мк. 10:46–52 , где дано имя слепца, и Мф. 20:29–34 , где речь идет о двух слепцах, и нет указания на веру). Слепец верит в то, что Иисус может его исцелить. Но чудотворящая сила принадлежит Иисусу, как Мессии. Это вытекает из мессианского обращения в устах слепца. Это же мессианское обращение встречает Иисуса, когда Он входит в Иерусалим. Разные евангелисты передают его по-разному. В Мф. Грядущий во имя Господне есть сын Давидов (21:9, ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010