Мы уже в толковании 2:12 (§ 93) встречались со взглядом, что в 3:5 значит собственно «обличитель» или «обвинитель», и там же мы видели, что с практикой древнееврейского суда такое понимание согласно. 1813 В Библии – кроме множества мест, устанавливающих за значение «свидетель» в смысле человека, знающего ход или положение изв. дела, или удостоверяющего истинность изв. изречения, или невинность изв. лица, а также и достоверность изв. договора (напр., Лев.5:1 ; Иер.29:23 : 1Цар.12:5 ; Нав.24:22 ; Ис.8:2; 43:9; 44:8 ; Иов.16:19 ; Иер.32:10. 25 ; Руф.4:9 ; ψ.88:38; Быт.31:50 ), – есть не мало мест, показывающих, что значит также «обвинитель», т. е. свидетель какого-н. греха или преступления (ср. Втор.17:6 сл.; 19:15 сл.; Чис.35:30 ; Иов.16:8 ); для обозначения лица, против которого свидетельствуется, употребляется предл. ( Чис.5:13 ; Исх.20:16 ; Втор.5:17 ; Притч.25:18 ); о Боге, как Свидетеле-Обвинителе говорит, напр., Мих.1:2 . В настоящем случае Иегова выступает сразу и судьей Своего народа и свидетелем против него, т. е. удостоверителем его преступлений. Так как судьей является сам свидетель, то Он, разумеется, не нуждается в выслушивании свидетельских показаний. А так как этим свидетелем и судьей является Сам всеведущий Бог, то Он не нуждается также и в выслушивании оправданий подсудимых. Таким образом, сокращается до полного упразднение вся внешняя процедура суда (приговор о виновности грешника у Бога уже произнесен в самый момент совершения преступления). Остается только наказать виновного. Из этих то наказаний обвиняемые и узнают, что они осуждены Богом. 1814 Отсюда понятно, почему Иегова называет Себя скорым свидетелем: «обвиняемый, говорит Велльгаузен, узнает об обвинении только тогда, когда его уже постигает наказание». 1815 Справедливо указывают на то, что эта скорость суда совершенно соответствует внезапности и самого пришествие в храм (). 1816 Орелли и Генгстенберг полагают, что «скорым» свидетелем Иегова называется в ответ на убеждение иудеев, что пришествие Его замедлилось надолго и ничем им не угрожает. 1817 Близок к этому взгляду и Гитциг, который думает, что медливший в постановке приговора (2:17) Иегова будет скор в его исполнении. 1818 Мы говорили, что речь Малахии 3:1–5 естественно вызывает представление о скором наступлении возвещаемых в ней событий 1819 . Но, во всяком случае, не дает для этого основание: это » указывает лишь на скорость самого процесса суда и наказания, а не на скорое наступление времени, когда произойдет этот скорый суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Быт. 3:19 . Пс. 91:14-15 . Банко – шекспировский персонаж, преследующий после смерти своего убийцу Макбета. Пс. 93 . Пс. 40:5 . Пс. 51:9 . Лк. 19-31 . Мф. 7:12 . Еф. 6:8 . Исх. 3:16 . Чис. 11:17 . Исх. 12:21 . Исх. 17:5 . Втор. 31:28 . Нав. 20:4 . 3Цар. 20:8 . 2Цар. 5:3 . Суд. 8:13-16 . Втор. 28:50,32:7 . 2Кор. 4:17 . Сведения заимствованы с интернетских сайтов. Перевод В. Левика. Ф.Г. Раневская комментировала: «…у них такая гладкая кожа на лице, и волосы хорошо уложены… и главное, такой громкий смех, с открытым ртом: аха-ха-ха! Это ужасно – быть такими богатыми, такими беззаботными… это ужасно… так громко смеяться посреди города… бедные! бедные! Иак. 5:20 . Перевод Эллиса. Он отвечает на вопросы с помощью специальной компьютерной программы, нажимая на кнопку, когда курсор, двигаясь по экрану, оказывается на нужном слове; набранный текст передается на речевой синтезатор. Тютчев Ф.И. Письмо Э.Ф. Тютчевой. В сб. «Весенняя гроза», Тула, 1984, с. 340. Мф. 1-10 . Мф. 25:14-30 . Отк. 3:1 . Перевод Б. Пастернака. Времена меняются и мы меняемся с ними (лат.). Пс. 151 . Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа (ВСХСОН) ставил целью освобождение от «марксистской ереси» и коммунистического диктата, ведущего к национальной катастрофе, распаду и развалу России. Программа подпольной организации, составленная ее руководителем Игорем Огурцовым в 1963 году, предусматривала формирование новой государственности на принципах христианизации экономики, политики и культуры. Ис. 3:1-4 . Впоследствии монахиня Амвросия. Пристрастие к алкоголю, говорил Юнг, эквивалентно духовной жажде целостности, присущей нашему бытию, внутреннему стремлению к соединению с высшей силой. Мф. 6:23 . Шекспир В., «Король Лир». Перевод М. Кузмина. Теория гласит, что плохое поведение порождается плохими чувствами, поэтому надо укреплять позитив: ребенок всегда хорош внутри, а если делает что-то не так, значит обижен, значит жертва, виноваты другие; быть «плохим» тоже ничего страшного, следует «простить себя» и радоваться жизни. Последствия теории проявляются в моральном релятивизме, безответственности, а прежде всего в отсутствии авторитетов: родителей и учителей заменяет воображаемый дракончик (!) Памси, призывающий смотреть внутрь себя и концентрироваться на своей доброте.

http://azbyka.ru/fiction/rifmuetsya-s-ra...

Не сам ли сей Отец твой стяжа тя, и сотвори тя, и созда тя! Помяните дни вечные, разумейте лета рода родов: вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твои, и рекут тебе ( Втор.32:5–7 ). Иисус Навин в предсмертном завещании своем израильтянам, упомянув о недавних к ним благодеяниях Божьих, извлекает из сего такой урок: укрепитеся убо зело хранити и творити вся написанная в книгах закона Моисеева, да не уклонитеся от него на десно или на лево... ( Нав.23:6 ). И впоследствии Пророки, обличая народ Божий в нарушении закона и побуждая хранить его, напоминали законопреступным благодеяния Божии, полученные ими и их отцами. Сам Господь устами Своих Пророков не редко напоминал неверному народу Своему о Себе, не только как о Законоположнике и Судье, но и как о Высочайшем Благодетеле: Тако глаголет Господь избавляяй вас, Святый Израилев ( Ис.43:14 ). Аз с тобою есмь, глаголет Господь, спасаяй тя ( Иер.30:11 ). Тако глаголет Господь, избавивый тя Святый Израилев ( Ис.49:7 ). Даже, когда и уклоняется человек от пути правого, и тогда оставляет ли неблагодарного и слабого щедрая Десница Божия? Ежедневно он оскорбляет любовь Божию грехами своими, и ежедневно видит от нее новые благодеяния. Явно, что любовь Божия борется с нечестием человеческим, и побеждает благодатию упорное сердце, желая привлечь его к себе. Как человек слаб в своих жизненных силах, сколько опасностей ждет его на каждом шагу, и, однако ж, любовь Божия хранит его невредимым. Прекрасно св. Златоуст извлекает из сего обстоятельства побуждения к богоугождению: «Вспомни, как некогда ты обнесен был клеветою, и, однако ж, освободился от обвинения; как среди мрачной ночи впал ты в руки разбойников, и, однако ж, избежал их насилия; как понесенные тобою потери опять были вознаграждены; как подвергшись тяжкой болезни, ты получил выздоровление. Перечисли в уме твоем все, в продолжении целой жизни, полученные тобою от Бога милости: ты изольешся пред Ним в благодарности, и воспламенишься любовью к Нему 5 ). Но какое сокровище даров Божьих открылось пред человеком, когда сама любовь Божия воплотилась ради спасения грешников! «Ради мене, – взывает благочестивый Тихон, Святитель Воронежский, – сшел еси с небес, да мене на небо возведеши.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

6:14,15. Наказание. Проклятия, угрожающие утратой плодородия и другими бедствиями, напоминают формулировки, встречающиеся в египетских «Текстах проклятий» и «Текстах саркофагов». Справедливость Яхве противопоставляется здесь непостоянству Израиля как нарушителя завета (см. серию проклятий во Втор. 28:15–44 ). Ряд других пророков также используют эту форму проклятия, обрекающего народ на «тщетные усилия» ( Ос. 4:10 ; Соф. 1:13 ). 6:16. Обычаи Амврия. Подобно «грехам Иеровоама», о которых часто вспоминают как о величайшем зле, совершенном царем ( 4Цар. 13:2–11 ), имена Амврия и Ахава неизменно ассоциируются с виновностью царей в грехе идолопоклонства (о преступлениях Ахава см. в коммент. к 3Цар. 18:4 ). Династия Амврия прекратила свое существование со смертью Захарии в 753 г. до н. э., примерно за тридцать лет до Михея. 7:1–20 Возрождение из руин 7:1. Уборка винограда и других плодов. Согласно календарю из Газера, надписи, датируемой 925 г. до н. э., сбор урожая летних плодов был последним в году и производился в конце августа и в сентябре. Это был второй урожай смокв (первый созревал в июне), которые сушили на зиму (см.: Ис. 16:9 ; Иер. 48:32 ). После уборки урожая и его остатков, которые специально оставлялись для бедных, больше никаких сборов не предполагалось на долгие месяцы. 7:2.Охота с помощью сети. Ловля птиц и рыбалка известны с незапамятных времен; при этом часто использовались сети и ловушки. В египетской надгробной живописи изображены сцены охоты на птиц с помощью сети (см.: Прит. 1:17 ), а древность слова «сеть» удостоверяется шумерским словом для описания охоты, которая представлена идеограммой в форме сети. В Ис. 51описывается сеть, возможно, загон из сетей, который использовали для поимки антилоп с помощью загонщиков. Это было поистине время беззакония, когда каждый человек был одновременно и охотником, и дичью (см.: Пс. 9:29 ). 7:14. География. Васан и Галаад были плодородными районами, лежавшими к востоку от реки Иордан. Первоначально они входили в состав земли, разделенной между коленами (см. коммент. к Нав. 13:24–29 и 13:30,31 об уделах Гадова и Манассиина колен), но в VIII в. до н. э. были захвачены Ассирией. Смысл данного стиха в том, что в день победы Яхве все потерянные земли будут снова возвращены Израилю (см.: Иер. 50:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Ваали. В еврейском языке слово «baal» может означать: «муж», «господин» и «Ваал» (языческий бог). В будущем отношения Израиля с Господом станут подобны тем, которые установились со времени его первого исхода из Египта. Своей глубиной они будут подобны отношениям любящих супругов ( Еф. 5,25–32 ), в противоположность отношениям между господином и рабом, и не осквернятся каким-либо напоминанием о поклонении Ваалу (ст. 17). 2 союз. Иеремия, «посмертный ученик» Осии, толкует завет как дарование нового сердца ( Иер. 31,31–34 ). с полевыми зверями. Будущему царству не будут угрожать ни дикие звери ( Ис. 11,6–9 ), ни вторжения внешнего врага ( Пс. 45,10 ; Ис. 9,5 ; Мих. 4,3 ). В иносказательном смысле это повествование об изменении природы всех вещей и наступлении мира и спокойствия вследствие обновления, которое началось, когда Христос явился миру в первый раз, и окончательно завершится при Его Втором пришествии. 2:19–20 обручу. Обручение было последним шагом в процедуре сватовства и включало в себя выкуп отцу невесты (ср. 2Цар. 3,14 ). В данном случае такие качества, как «правда», «суд» (т.е. праведность, справедливость), благость, милосердие, верность составляют цену выкупа и характеризуют полноценный брачный союз. в правде. Это слово может включать в себя значения спасения и освобождения, оправдания, правосудия и справедливости в контексте подтвержденных заветом отношений Израиля с Богом (10,12; Ам. 5,7; 6,12 ). суде. Это понятие может относиться к судебной практике, благодаря которой утверждалась и восстанавливалась справедливость (5,11; 6,5; 10,4; Ам. 5,7.15.24; 6,12 ; Мих. 6,8 ). в благости. Это слово означает преданность, покорность согласно завету, верность и доброту (4,1; 6,4.6; 10,12; 12,6; Быт. 20,13 ; Исх. 34,6.7 ; Нав. 2,12 ; 1Цар. 15,6 ; 2Цар. 15,20 ; Пс. 35,8 ; Иер. 2,2 ). милосердии. Это понятие может относиться к милости, сердечной теплоте чувств и любви (1,6; Быт. 43,14 ; Втор. 13,17 ; 2Цар. 24,14 ). в верности. Значение этого слова включает в себя понятия: надежность, правдивость, стойкость, ответственность в отношениях. Оно синонимично словам «милость», «истина» ( Пс. 87,12; 88,2.3.6.9.25; 91,3; 95,13; 97,3 ). Народ Божий наследовал эти добродетели завета через смирение и жертвенность Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Бытописатель довольно подробно говорит о мире вещественном, но на мир духовный делает один только краткий и не вполне определенный намек, если под «небом», о котором он говорит в самом начале, разуметь не звездное небо, а неба горнее – жилище невидимых и невещественных духов. Но несколько далее, при передаче истории падения первых людей, окончившегося изгнанием их из рая, он упоминает уже о существе этого невидимого мира – о Херувиме, который был поставлен Богом на выходе у сада Едемского с тем, чтобы охранять путь к древу жизни ( Быт.3:24 ). Учение об этом невидимом мире духов известно было уже в Ветхом Завете. У священных еврейских писателей они представляются существами, обитающими на небесах, предстоящими пред Лицем Божиим и прославляющими Господа. В книге Иова они изображаются под именем сынов Божиих, которые ликовали и восхваляли Бога, когда Он полагал краеугольный камень ( Иов.38:7 ), и которые предстают пред Богом, когда Ему бывает угодно объявлять Свою волю ( Иов.1:6, 12; 2:1 ). Пророк Исаия говорит о Серафимах, окружающих Престол Господа Саваофа и воспевающих Ему хвалебную песнь ( Ис.6:19 ). Иезекииль рассказывает о видении Херувимов как носителей силы и славы Божией ( Иез.10:19 ). Другие священные писатели упоминают о воинстве небесном ( Нав.5:14 , ср. Неем.9:6 ), которое имеет своего вождя – Архистратига и первых старейшин ( Дан.10:13 ). Но чаще всего эти духовные существа изображаются в Ветхом Завете под именем Ангелов, как посредников общения с людьми ( Быт.28:12 ), являющихся по повелению Божию то для помощи ( Быт.24:7 ; Пс.33:8; 90:11 ), то для совершения казни ( 2Цар.24:16 ), то для откровения будущих судеб народа Божия ( Дан.8:16; 9:21; 10:13 ). Ангелам приписывается в Ветхом Завете и управление народами. «Когда Вышний давал уделы народам, – говорит Бытописатель, – и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу Ангелов Божиих ( Втор.32:8 ; ср. Дан.10:21 ). Что касается новозаветного откровения, то действительность бытия Ангелов подтверждается здесь как повествованиями о многократных их явлениях, сопровождающих все важные события в жизни Спасителя и имевших место в истории апостолов, так и многочисленными упоминаниями о них в речах Христа и апостолов. Как на особенно замечательное место здесь можно указать на 13 главу ев. Матфея ст. 39, где Спаситель изъясняя ученикам образ жателей, выводимых в притче о плевелах, говорит, что под ними разумеются Ангелы. Природа Ангелов

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

В царскую эпоху стратегия меняется, поскольку появляется могущественная, хорошо снаряженная и специально обученная армия. Исход сражения начинает зависеть от соотношения сил: это определяет в значительной степени вложения денег царей. Царь располагает отлично снаряженными отрядами колесниц. Кавалерия появляется приблизительно в момент зарождения монархии, в начале I тысячелетия до христианской эры, через тысячу лет спустя после изобретения колесниц. Соломон располагает в Мегиддо и других стратегически важных пунктах огромные конюшни: во времена Ахава армия насчитывала 2 тысячи колесниц и 25 тысяч пехотинцев – они участвовали в битве при Каркаре ( 4Цар.13:7 ). Предполагают, что колесницы и кавалерия должны были разбить центральную часть войск противника. Затем в битву вступали пехотинцы. Когда войска крупной империи обрушивались на страну, жители прятались в укрепленных городах, чтобы пережить штурм с минимальными потерями. Большая часть войн развивалась именно по такому сценарию: например, война между Ассирией и Вавилоном, чьи могущественные армии были хорошо вооружены и оснащены. К счастью для евреев, эти армии были вынуждены действовать вдали от своих баз, что сильно затрудняло поддержание их дееспособности в течение длительного времени. Любая осада требовала согласованных действий пехотинцев, воинов-пращников, саперов, лучников, таранщиков. Укрепления городов Иудеи и Израиля воздвигались в расчете на сопротивление длительной осаде с использованием мощных средств наступления ( Ис.22:9–11 ; 2Пар.32:2, 6 ). Конец войн Иоиль видит, что его земля истекает кровью от нескончаемых войн. Это кровь побежденных хананеев, уничтоженных или порабощенных в своих городах, кровь соседних народов, кровь, пролитая армиями, пришедшими из Египта, Ассирии и Вавилона. Он хорошо знает, что Тора говорит о войне: она предписывает завоевательную войну и разрешает народу Господа отвоевать землю у семи народов Ханаана. Она также откровенно предписывает уничтожать побежденные народы. Иоиль дрожит, думая обо всех этих людях, женщинах, детях, погибших на Святой земле по повелению Господа, народе Израиля, желающем осесть после долгих времен кочевания, нуждающемся в земле. И она является даром Господа ( Чис.13:1–2, 31:2 ; Втор.2:31, 3:2 ; Нав.1:2, 6:2, 8:1 ; Суд.4:6 ; 1Цар.15:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако чередование первого и третьего лица можно понимать и как литературное, стилевое средство (ср. Тов.) или связать с сообщением Неемии и композицией книги: начало рассказа о Ездре от третьего лица ( Ездр.7:1–10 ) примыкает к Ездр.1–6 . Точно также сообщение от третьего лица в Ездр.10 облегчает переход к новой основной части Неем.1 слл., которая специально вводится как рассказ от первого лица в Неем.1:1 («слова Неемии»). Хотя существует согласие в том, что рассказы о Ездре и Неемии оказали друг на друга обоюдное влияние, конкретные представления о том, как складывался текст, сильно расходятся (ср. Ch. Karrer и J.L. Wright). Какую историческую ценность имеет письмо, подтверждающее полномочия Ездры ( Ездр.7:12–26 ), решить затруднительно (ср. K. Koch); в настоящее время этот текст предпочитают рассматривать как литературную композицию, составленную для рассказа о Ездре (ср. D. Janzen; L.L. Grabbe, иначе E. Blum). (4) Перечни: особого внимания заслуживают многочисленые перечни, которые невозможно рассматривать просто как исторические первичные источники, но вышли из-под пера книжников. «Основной перечень Ездр.2 » включается как в Ездр.8:1–20 и 10:25–43, так и в Неем.3:1–32, 7:5–72 и 10:15–28 и приспосабливается к различным контекстам (J. Becker). Перечень жителей Иерусалима в Неем.11 , однако, не связан с Неем.7 (// Ездр.2 ), поэтому Неем.7 не связывается с заселением Иерусалима. (5) Библейские тексты: вопрос о «подлинных» документах не должен заслонять того факта, что важнейший источник для Ездр./Неем. представляют собой более ранние библейские книги, прежде всего рассказ об Исходе, книги Лев, Втор и Ис Нав, а также пророческие писания (Агг., Зах.1–8 ) (R. Bach; A.H.J. Gunneweg; J. Blenkinsopp). 2.3 Модели возникновения В некоторых случаях ясно видно, что комплексное устройство Ездр./Неем. представляет собой результат истории роста: «Список репатриантов» Ездр.2 повторяется в Неем.7 ; бросается в глаза, что перечень Неем.7:72 , цитируемый как архивный документ (ср. Неем.7:5 ), «плавно перетекает» в 8:1 в последовательное повествование: «Перечень превращается из процитированного прошлого в реальное настоящее» (J.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Таким образом, на Евреях сбывается обетование Божие Аврааму и Иакову, что потомство их будет не исчислимо, как песок земной ( Быт.13:16; 28:14 ), многочисленно, как звезды неба ( Втор.10:22 ). Вместе с этим скоро сбылось слово Валаама и касательно красоты, уютности, привлекательности и грандиозности жилищ Израиля ( Чис.24:5–6 ). В царствование Соломона шатры детей Иакова уже не были скучены в лагере, как в минуту видений Валаамовых. Вместо их в земле обетованной давно уже красовались постоянные жилища, украшенные ниспосланным свыше богатством всякого добра, приятные своим внутренним убранством, как тенистые оазисы среди знойной пустыни, манящие к себе уютностью, как тонкий аромат алойного дерева, и славные величием своих обитателей, как ливанские кедры. Такого положения избранный народ достиг только помощью Божьего. По своим законам, установлениям, быту и назначении быть светом язычников ( Ис.49:6 ; Деян.13:47 ) избранный народ естественно менее, чем всякий другой народ, мог рассчитывать на сочувствие и приязнь народов, пивших из опьянявшей чаши Бела. В численном и культурном, особенно военном отношении, он был в каждый данный момент истории малочисленное и слабее любой из великих исторических монархий, в роде Египта, Хеттеев, Ассирии, Вавилона и т.д. Поэтому народы восставали на него и пытались не раз превратить его в этнографический материал, лишить его священной самобытности, убить в нем залог нравственной жизни, благословение грядущих поколений человечества. Но Бог, воззвавший его из Египта ( Ос.11:1 ), был для него при нападениях других народов подобен сокрушительным рогам крепкого единорога. И в год войны за обладание землей обетованной под предводительством Иисуса Навина (5–12), и во времена мощного подъема на врагов – притеснителей под водительством судей (кн. Суд.3;6;10;13 и 2Цар.7 ), он восставал, как раздраженная за своих детенышей львица и поднимался как молодой, полный бурной энергии лев, лишь подкрепляемый своим Иеговой ( Нав.23:3,5–6, 9–10 ; Сир.46:1–13 ; Евр.11:32–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

χμινον, Мф.23:23 ), укроп (νηϑον Мф.23:23 ), мяту (δοσμον, mentha hortensis) руту (πγανον, Лк.11:42 ), а также горчицу ( Мф.13:31 ; Лк.13:19 ). Для приготовления одежды служили: лен (pischtheh Нав.2:6 ) и хлопчатая бумага (schesch позже, busch), разводившиеся здесь очень успешно. Из прекрасных, благовонных цветов страна произращала: белую и алую розу, белую и желтую лилию, – ими особенно была богата равнина Саронская, – анемоны, гиацинты, левкои, парцризы, тюльпаны; из ароматических и других растений и кустарников; иссоп (aezob οργανον; душица, дикий маеран) со стеблем в фут длиною и нежным мхом, покрытым листьями, каперсы (abijonah Еккл.12:5 ), полынь (la’anah φινϑος), которая часто называется еще rosch, т. е, плевелами или беленою ( Втор.29:18 и др.), кустарник кипер или альканну (kipper κπρος Песн.1:14; 4:13 ) отличающийся своими, выходящими в пучках напоминающих виноградную кисть, беложелтыми, благоухающими цветами и листвою, которые, будучи высушены, выварены и истолчены, доставляли самые любимые румяны, – мандрагоры с их маленькими, желтыми, благовонными яблоками (dudaim Быт.30:14 ; Песн.7:13 ), можжевельник (rothem) или дроковый кустарник, который, как материал для топки, доставлял ярко пылающие уголья ( Иов.30:4 ), клещевину (gigaion Ион.4:6 , récinus), кустарник, встречающийся в Палестине на песчаных местах, и доставляющий много бальзама, подобно цистовой розе (lot Быт.37:25 . λδος, cistus cremieus). из ветвей которой собиралась благовонная сочная и нежная смола Ladanum, λδανον; – стираксовый кустарник (nekoth tragacantha Быт.37:25 ), из корня которого добывалось трагакатновая камедь (стиракса), – дерево цаккум, Myrobolanus древних (Elacagnus augustifolius Линнея), плоды которого, подобные маслинам, имеют сочное, маслянистое, величиною в грецкий орех, зерно, из которого добывался елей или иерихонское масло, – и, наконец, бальзамный куст (bosem или basam Песн.5:1,13 ). 64 – Палестина также была очень богата виноградными растениями (gephen), которые, особенно в Хевронской местности, достигают значительной, древообразной величины и приносят тяжелые, в 12 фунтов, кисти, ( Суд.14:5 ; 3Цар.21:1 ; Песн.1:13 ; Ис.16:8 ; Иер.48:32 ), из фруктовых – фиговыми и гранатовыми деревьями (the’enah Urimon), фисташковыми орехами (batnim Быт.43:11 ), миндальными деревьями и деревьями грецких орехов (luz, schaged и ’egoz Песн.6:11 ), 65 в особенности же масличными деревьями (zaith) и другими плодами и видами леса, годного к употреблению, как напр., дикими маслинами (hez schemen ’γριλαιος Рим.11:17,24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010