И поскольку все подобное сообщено в настоящей книге пророческих прозрений и конкретных созерцаний, то надо хранить и соблюдать ее божественные слова (XXII, 7) не только умом и сердцем, но волею и действием, так как реальное получение реального наследия Божия требует реально пригодного и способного восприемника. Тут практическое хранение (τ ρησις ) становится и непременным, и важнейшим, поскольку без него будет лишь невнимание и презрение к ясному божественному обетованию и светлому призыву вечной блаженной жизни. Надо только, чтобы они были изображены достоверно и точно. За это ручается сам Тайнозритель, который видел и слышал сие чрез посредство показывающего Ангела (XXII, 8). Ближайшим образом это относится к непосредственно предшествующему, но имя Иоанна отсылает нас к началу книги, где читается (I, 1–3): «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное чрез Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего, и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко». Согласно этим двум заявлениям по смыслу, и даже по словесной форме, убеждает, что выраженное там вначале простирается на все последующее, а тогда и в конце предполагается все раннейшее, почему в обоих случаях разумеется один и тот же Ангел, как божественный руководитель Апокалиптика и как бы заместник Самого Христа, которому Бог поручил Откровение для передачи его рабам Своим. Отсюда более понятно, что Иоанн опять (cp.: XIX, 10) почувствовал благоговейный трепет перед Ангелом и пал к ногам его, чтобы поклониться (προσκυν σαι) не просто с благодарностью и почтением, но и с религиозным возвеличением. Это естественное проявление со стороны человека, который не теоретически только допускал, но и фактически слышал за словами Ангела голос Самого Христа (cp.: XXII, 6 и 7), вторично (cp.: XIX, 10) остановил говоривший Ангел по тому догматическому убеждению, что лишь Богу принадлежит истинное религиозное почитание, а он – только близкий к Господу конфидент, выступающий в специальном деле сослужения всем пророкам христианского будущего и достойно приготовляющимся к нему (XXII, 8–9).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Об одном повествует Иеремия (гл. XXXVI), о другом составитель четвертой книги Царств, говоря, что после долгого времени едва было найдено Второзаконие, где-то запрятанное и исчезнувшее» 24 . То-же повторяет св. Златоуст в седьмой беседе на 1 послание к Коринф. (гл. II): «И что я говорю о плене? Ибо даже прежде плена погибло много книг, когда иудеи впадали в крайнее нечестие, что ясно из конца 4 книги Царств, так как Второзаконие еле было найдено зарытым в мусоре» 25 . Блаженный Иероним в сочинении «Против Иовиниана» говорит: «Важно, что Иосия, муж преведнейший, при котором в храме было найдено Второзаконие, поучается Олдамой, женой Шеллума» 26 . В новейшее время все исследователи отрицательно-критического направления утверждают, что было открыто одно Второзаконие, и что это последнее, будучи плодом и венцом пророческого творчества, представляет по времени первый кодекс законодательства с именем Моисея, к которому впоследствии имели примкнуть прочие части Пятокнижия 27 . Разделяемую св. Златоустом и блаж. Иеронимом, настойчиво выдвигаемую исследователями отрицательного направления, мысль о Второзаконии, как книге Закона, найденной при Иосии, нужно признать довольно естественною в виду того влияния, которое оказало Второзаконие на рассматриваемое повествование 4 книги Царств. Влияние Второзакония сказалось: в особом ударении на грядущем гневе Божьем; в выражении, что они будут предметом ужаса и проклятия (4 Ц. XXII, 19), напоминающем Bmop. XXVIII, 37 И будешь ужасом, притчею и посмешищем; в выражении XXII, 20 не увидят глаза твои всего того бедствия, отсылающего ко Bmop. XXVII, 31. 32. 34. 67 заколют в глазах твоих... глаза твои будут видеть и проч.; в выражении XXII, 17 раздражат Меня всеми делами рук своих: это выражение в связи с предшествующим Наведу зло на место сие и на жителей его, – все слова книги, которую читал царь иудейский напоминает Bmop. XXXI, 29 и впоследствии времени постигнут вас бедствия за то, что вы будете делать зло пред очами Господа, раздражая Его делами рук своих (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

И Он показал, послав оное чрез Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего, и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко». Согласно этим двум заявлениям по смыслу, и даже по словесной форме, убеждает, что выраженное там вначале простирается на все последующее, а тогда и в конце предполагается все ран-нейшее, почему в обоих случаях разумеется один и тот же Ангел, как божественный руководитель Апокалиптика и как бы заместник Самого Христа, которому Бог поручил Откровение для передачи его рабам Своим. Отсюда более понятно, что Иоанн опять (cp.: XIX, 10) почувствовал благоговейный трепет перед Ангелом и пал к ногам его, чтобы поклониться (προσκυνσαι) не просто с благодарностью и почтением, но и с религиозным возвеличением. Это естественное проявление со стороны человека, который не теоретически только допускал, но и фактически слышал за словами Ангела голос Самого Христа (cp.: XXII, 6 и 7), вторично (cp.: XIX, 10) остановил говоривший Ангел по тому догматическому убеждению, что лишь Богу принадлежит истинное религиозное почитание, а он – только близкий к Господу конфидент, выступающий в специальном деле сослужения всем пророкам христианского будущего и достойно приготовляющимся к нему (XXII, 8—9). Между ними разность лишь в степени при исполнении общего служения, и тут нормальны просто взаимные отношения братского почитания и содействия. Со стороны Ангела здесь не упрек и даже не запрет, а радостное удостоверение, что ближайшие к Господу небожители являются и ближайшими помощниками спасенных сынов Божиих. В этом своем двустороннем достоинстве Ангел и заповедует Иоанну, чтобы он не запечатывал свои свитки, ибо близко время их осуществления (XXII, 10), поскольку Христос всегда стоит при дверях у истинно верующих избранников и стучит, чтобы войти для самого теснейшего общения (III, 20). Значит, теперь не имелось и остатка для запечатления, как было у Даниила, поелику его видения относились к отдаленным временам (Дан.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации XXII (ХХ). Как с некоего узника спали оковы после отслуженной за него мессы В битве, где был убит король Элфвин, произошел знаменательный случай, о котором, как я думаю, не следует умолчать, поскольку рассказ о нем может послужить к спасению многих. Во время сражения один из воинов короля, юноша по имени Имма, был повержен вместе с другими; весь день и следующую ночь он пролежал как мертвый среди убитых, но наконец пришел в сознание, сел и кое-как перевязал свои раны. Посидев немного, он встал и пошел искать товарищей, которые могли бы оказать ему помощь. Но в это время он был застигнут и пленен воинами врага, которые отвели его к своему господину, комиту короля Эдильреда. Спрошенный, кто он такой, он побоялся признаться в том, что он воин, и назвался бедным обремененным семьей, который вместе с другими подобными ему принес воинам еду. Комит велел лечить его, но как только Имме стало лучше, его сковали, чтобы он не убежал ночью. Однако они никак не могли его заковать, поскольку цепи сразу спадали с него. У него был брат по имени Тунна, священник и аббат монастыря в городе, который в его честь до сих пор зовется Узнав, что его брат пал в битве, Тунна пошел искать его тело и, найдя похожее на него во всех отношениях, решил, что это и есть его брат. Поэтому он отвез тело к себе в монастырь, с честью похоронил его и отслужил множество месс за упокой его души. Именно из-за этого Имму, как уже говорилось, не могли сковать, потому что цепи спадали с него. Пленивший его комит очень удивился этому и стал допытываться, не знает ли он развязывающих о которых говорят легенды. Но Инна сказал, что ничего не знает о таких заклятиях. «Однако,-сказал он,-у меня в моей стране есть брат-священник, и я знаю, что он считает меня мертвым и творит по мне частые мессы; поэтому, если бы я был сейчас на том свете, моя душа благодаря его заступничеству избавилась бы от наказания». Когда он был в плену у комита, сторожившие его догадались по его обличью, одеянию и речи, что он не простого рода, как он сказал, а благородного. Тогда комит призвал его и велел открыть свое происхождение, обещая не причинять никакого вреда, если он честно расскажет, кто он. Пленник так и сделал и открыл, что он один из приближенных короля. Комит сказал: «Я по всем твоим ответам понял, что ты не крестьянин, и ты должен был умереть, потому что все мои братья и родичи погибли в той но я не убью тебя, чтобы не нарушать свое слово».

http://sedmitza.ru/lib/text/440814/

XXII. Иго благое и бремя легкое – Любовь Божественная и Крест Христов Идеал христианский, – по выражению В. С. Соловьева , – вечен, вне условий места и времени, вне преходящих форм бытия, предносится пред всем человечеством, не укладывается в жизнь, всегда выше ее, не мирится с нею, вечно будит и нудит человеческое общество и стремит его вперед и вперед. Нельзя сказать, однако, что при этом избирается верный путь. Люди вожаком своим избрали разум, который стал на время их благом. Люди ищут чего-то больше похотением своим и больше в картинных галереях, чем в храмах Христовых. Ищут счастья своей животной стороны жизни, а не радости благодатного единения всей личности с Богом. Оттого и не находят. Надо искать. Еще и еще искать истину. Она одна. Истина – Христос, Спаситель мира, Который зовет: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф.11:28–30 ). Какое же это иго и бремя? – Любовь Божественная! Так как любовь есть истинное благо, и благо легкое для человека, пребывающего в любви, – поскольку там, где любовь, бремя не чувствуется. Для человека, любящего Бога, «заповеди Его не тяжки» ( 1Ин.5:3 ), как не тяжки бывают для исполнения и повеления того, кого мы любим. Люди, любящие друг друга, с радостью общаются друг с другом, и от общения этого еще большей любовью взаимно воспламеняются. Человек, смиренно сознающий и свою греховность, и свое ничтожество перед величеством Всесвятого, Всемогущего и Вечнолюбящего Бога, всегда, даже когда в нем воспламеняется любовь ко Христу Богу, будет смиренно с любовью обращаться к Нему, прося Его помощи, просвещении, заступлении и спасении, и при этом будет благодарно, с радостью славословить Его – Искупителя и Спасителя своего. Верующий всегда радуется, когда с любовью молитвенно общается с вечно и неизменно его любящим Спасителем Богом. «Радуются уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя, которую Ты избавил» ( Пс.70:23 ). «Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое, приклонил ко мне ухо Свое; и потому буду призывать Его во все дни мои» ( Пс.114:1–2 ). «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Иоил.2:32 ; Рим.10:13 ). Молитва всегда радость для христианина, ибо она связывает его с источником радости, с любящим его Богом. «Да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе» ( Пс.103:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

IV. Заключение Ап. Павла в узы и перенесение евангельской проповеди в Рим (XXI, 16-XXVIII). Последнее пребывание Ап. Павла в Иерусалиме (XXI, 16-XXIV). Исполнение обета назорейства, возмущение народа и узы Павла (XXI, 16-XXII, 22) Ст. 16–20. Из Кесарии ап. Павел вместе со своими спутниками и некоторыми кесарийскими христианами отправился в Иерусалим. Историк говорит ( Дeяh. XXI, 16 ), что Павел со своими спутниками поселился в Иерусалиме у некоего Мнасона, родом Кипрянина, но жившего в Иерусалиме. «По прибытии нашем в Иерусалим, – продолжает историк, – братия радушно приняли нас. На другой день Павел пришел с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры» (XXI, 17, 18). Где происходило собрание, мы не знаем, потому что предание не оставило точных указаний на это. Но заметим, что рассказ свидетельствует о теснейшем братском единении между апостолом и пресвитерами иерусалимскими. «Приветствовав их, Павел рассказал им подробно, что сотворил Бог у язычников служением его, они же, выслушав, прославили Бога» (XXI, 19–20). Ст. 20–29. Но этот радушный прием, радость и благодарение Богу за труды Павла наводят на довольно страшный вопрос, который и был предложен апостолу обществом. «Ты видишь, говорили ему, сколько тысяч уверовавших иудеев, и (между тем) все они ревнители закона» (XXI, 20), все убеждены, что обращение к Евангелию не обязывает иудеев по рождению к отмене формальности и обрядов, предписанных законом. «А о тебе наслышались они, что ты всех иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы не обрезывали детей своих, и не поступали по обычаям» (Моисеевым) (XXI). В этом выражении есть доля правды, но есть и ошибочный взгляд. С одной стороны, Павел считал царство закона кончившимся и тем из иудеев, которые были способны и склонны возвыситься до такого понятия, советовал жить вполне по Евангелию. Но с другой – снисходя к «слабым», он признавал за ними право соблюдать некоторые обряды, а «сильных» убеждал не соблазнять слабых равнодушным нарушением требований закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Елифаз Елифаз (Бог есть сила его) – имя двух лиц, упоминаемых в кн. Бытия и Иова: а) ( Быm. XXXVI, 4 и пр.) – сын Исава и Ацы и отец Фемана (ст. 11); б) ( Uob. II:11, IV:I ) – первый из наиболее влиятельных друзей Иова. В силу того, что он называется феманитянином, думают, что он был потомок Фемана, сына Елифазова. По мнению других, он был сын Исава, а если так, то Иов делается современником патриархов. Он первый отвечал Иову, вероятно, потому, что был старейшим и казался наиболее спокойным и красноречивым из собеседников. В своей речи к Иову он убеждает его в правосудии Божием (IV, V, XV, XXII). Вспомни же, говорил он Иову, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы? ( Uob. IV, 7 ). Он старается придать вес своим словам то заявлением о таинственном видении, которого он удостоился в ночное время ( Uob.IV, 12 ), то указанием на свои знания и опытность: что знаешь ты, говорил он, чего бы не знали мы? что разумеешь ты, чего не было бы и у нас? ( Uob.XV, 9 ), то, наконец, ссылкой на свои престарелые годы: и седовласый и старец, говорит он, есть между нами, днями превышающий отца твоего (ст. 10). До начала своей третьей речи Елифаз был спокоен, но затем с особой едкостью он нападает на Иова, обвиняя его в различных преступлениях: Верно злоба твоя велика и беззакониям твоим нет конца, восклицает он; верно ты брал залоги от братьев твоих ни за что... утомленному жаждою не подавал воды, голодному – хлеба, вдов отсылал ни с чем, сирот оставлял с пустыми руками... За то вокруг тебя петли, и возмутил тебя неожиданный ужас, или тьма, в которой ты ничего не видишь, и множество вод покрыло тебя ( Uob.XXII, 5–11 ). Сблизься же с Ним (с Богом), заключает он, и будешь спокоен, чрез это приидет к тебе добро (ст. 21 и сл.). Это несправедливое и жестокое обвинение Иова в разных мнимых преступлениях навлекло на Елифаза и на друзей его гнев Божий, и только всесожжение, принесенное ими Господу, и молитва Иова могли отвратить оный. Елифаз, без сомнения, заблуждался, полагая, что различные бедствия, посылаемые Богом человеку, служат единственно воздаянием за его грехи и преступления. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Но в один из последних дней он был узнан в храме некоторыми малоазийскими иудеями, вероятно, пришедшими на праздник Пятидесятницы и с завистью смотревшими на успехи апостола в этой стране. Они «возмутили весь народ и наложили на него руки, крича: мужи израильские! помогите: этот человек всех повсюду учит против народа, и закона, и места сего; притом и эллинов ввел в храм и осквернил святое место сие» (27–28). Последнее обвинение ложно и основывалось единственнона том предположении, что Павел, приведя с собою в Иерусалим Трифона ефесского, непременно введет его и во храм, т.е. во внутреннюю часть храма, куда язычникам запрещалось входить как гласила надпись при входе. Запрещение было безусловное, и иудеи утверждали, что имеют право убить всякого язычника, даже и римлянина, нарушившего его. Кажется, и римская власть, не желая оскорблять религиозного чувства покоренных народов, готова была серьезно защищать неприкосновенность храма. Таким образом, по понятию иудеев, Павел совершил важное, преступление, вводя во храм, как предполагали иудеи, христианина ефесского, обратившегося из язычества и, в глазах их, не переставшего быть язычником. Их особенно раздражала и оскорбляла мысль, что человек, поколебавший закон в иудейских колониях, хочет теперь осквернить святыню храма, вводя туда язычника. Понятно, что такое обвинение взволновало толпу. Будучи христианином, подобно многим иерусалимским христианам, сам Павел не подвергся бы насилию, войдя в храм: иудействующие формы прикрывали несогласие между Евангелием и законом. Прошло почти двадцать лет после волнения, произведенного первым возвращением Павла в Иерусалим из Дамаска; теперь народ не знал ни его, ни его истории, ибо удивлялся, слыша его говорящим по-еврейски. Но обвинения со стороны малоазийских иудеев было более, чем достаточно, чтобы произвести сильное возмущение. Ст. 30-XXII, 2. Из внутренней части храма, где схватили Павла, волнение быстро распространилось к наружным частям, и вновь подоспевшая толпа помогла вытащить его к внешнему преддверию храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

XXI:27). И не только страшит, но и грозно изгоняеть вон, говоря: „вне же чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всяк любяй и творяй лжу» (Апок. XXII:15). Итак, уже и нет нам места на небесех; уже нас и не пустят туда, и изженут оттуда вон? – Но Господь наш, взирая на нас светлым и милосердым лицом, говорит: „не приидох призвати праведные, но грешные; токмо покайтеся – и сподобитеся равной чести со святыми и праведными. Где место Петру, отвергшемуся Мене и потом плакавшему горько, где место жене блуднице, плакавшей у ног Моих, где место блудному сыну, мытарю, разбойнику, – там будет место и вам, – только восплачите о грехах ваших, горько, как Петр, припадите к ногам Моим с покаянием, как блудница, обратитесь ко Мне, как блудный сын, смиритесь, как мытарь, сораспнитесь Мне, как благоразумный разбойник, покайтеся – и спасетесь, На небеси у меня готово место и для вас, и вы вместитеся во утробу милосердия Моего». (Извлеч. в соращ. из „Твор. св. Димитрия, митр. ростовского»).   3. Библейские тексты о вознесении Иисуса Христа    Пророчества возвещающие: поднимите, врата верхи ваши, и поднимитесь двери вечные, и войдет Царь славы. Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь двери вечные, и войдет Царь славы (Пс. XXIII:7 – 9) . – (Посему и) сказано: восшед на высоту, пленил плен, и дал дары человекам (Еф. IV:8). – Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. CIX, 1). – (Ибо) Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов твоих в подножие ног Твоих (Деян. II:34, 35). – Вот раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится (Ис. LII:13).    Вознесение И. Христа предсказано Им Самим: отныне Сын человеческий воссядет одесную силы Божией (Лук. XXII, 69). Иисус же сказал им: еще не долго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня (Иоан. VII:33). – Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Ахава похоронили в Самарии, в Бет-Омри (дом Амврия), как называют этот город ассирийские надписи по имени отца Ахава. На престол восходит старший сын Ахава. Охозия, продолжающий действовать, как отец его, под влиянием и по наущению Иезавели. Где в это время находится великий пророк Господень Илия, мы не знаем. Он появляется лишь тогда, когда, по прошествии двух лет царствования, Охозия лежит на смертном одре (3 Ц. XXII, 51; 4 Ц. I). К Иосафату и царству Иуды мы возвратимся ниже, здесь же, для очертания деятельности пророков Господних, мы напомним, что царь Иуды из похода, не благословленного Богом, возвратился благополучно, но на пути в дом свой был укорен пророком Иуем за помощь, необдуманно поданную нечестивому Ахаву ( 2Nap. XIX, 1–3 ). Но в царстве Иуды благочестивый царь хранил заветы и закон Господень. Не так было во Израиле; там бодрствовал злой дух царей – язычница Иезавель, и об Охозии сказано, 3 Ц. XXII, 52, «что он ходил путем отца своего и матери своей... и служил Ваалу, и поклонялся ему и прогневал Господа Бога Израилева». Династия Амврия (3 Ц. XVI, 22) обречена на гибель. Начинается ряд неудач и несчастий. Вслед за смертью Ахава Моавитяне сбрасывают с себя иго Израиля (4 Ц. I, 1). В древнее время, при Судьях ( Cyд. III, 12–14 ), они господствовали некоторое время над Израилем, но когда Давид, укрепляемый силою Божиею, создавал и собирал по смерти Саула сильное царство, тогда он: «поразил Моавитян... и сделались Моавитяне у Давида рабами, платящими дань» (2 Ц. VIII, 2). Когда произошло разделение царств, то Моавитяне сделались независимыми, но снова подпали под власть царства Израильского при Амврии, отце Ахава. Это явствует из известного в археологическом мире памятника царя Моавитского Месы 861 , который указывает, что Амврий (Омри) и сын его Ахав угнетали Моавитян в течение сорока лет. Очевидно, что памятник записывает восстание против Израиля и отложение от него при Охозии. Из 4 Ц. III» 4 мы узнаем, что «Меса, царь Моавитский, был богат скотом и присылал царю Израильскому по сту тысяч овец и по сту тысяч неостриженных баранов».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010