Исх.32:5 .  Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу. Исх.32:6 .  На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть. Словами: «завтра праздник Господу» Аарон старается исправить народный взгляд на золотого тельца; он является изображением невидимого Господа. Но языческий характер совершенного в честь нового бога торжества доказывает, что народ в массе своей остался при своем убеждении. Исх.32:7 .  И сказал Господь Моисею: поспеши сойти [отсюда], ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; Исх.32:8 .  скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! Служение золотому тельцу, как нарушение первой заповеди, идолопоклонство, в духовном смысле разврат ( Втор. 4.16 ), являлось со стороны народа изменой данному им обещанию исполнять все то, что скажет Бог ( Исх. 19:8, 24:7 ). При таких отношениях к Иегове евреи перестают быть богоизбранным народом: «развратился народ Твой» ( Втор. 32:5 ). И если дарование законов обусловливается сыновним отношением Израиля к Богу, верностью Его постановлениям, то с изменой Иегове, с утратой народом своей богоизбранности прекращается и самое законодательство: «поспеши сойти [отсюда]». Исх.32:9 .  И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он – жестоковыйный; Исх.32:10 .  итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. Частный случай непослушания служит проявлением народного характера, – той жестокости ( Исх. 33:3, 5 , Втор. 9:6, 13 ), которая сказывается противлением божественному водительству, нежеланием сгибать свою шею под иго закона. При таком отношении евреев к Богу уже нет места для Его милосердия; оно исключает даже возможность ходатайства: «оставь Меня» ( Иер. 7:16, 11:14 ). Милосердие сменяется гневом, который сказывается наказанием ( Наум. 1:2 и др.). Но наказание недостойных потомков Авраама не исключает возможности исполнить данные ему обетования: богоизбранный народ будет произведен от потомка Авраама – Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

15) Слово «святой» не значит «безгрешный», а значит «избранный» и «освященный» Господом. Так, например, Моисей называет еврейский народ «святым» и в то же время называет его «жестоковыйным», «строптивым», «глупым», «развращенным» и «несмысленным». «Ты народ святой у Господа Бога твоего, говорит Моисей об Израиле, тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» ( Втор. 7:6 ). А несколько далее говорит: «Знай (ныне), что не за праведность твою Господь, Бог твой, дает тебе, овладеть сей доброй землей, – ибо ты народ жестоковыйный» ( Втор.9:6 ). Или: «Они (израильтяне) развратились перед Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный. Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный?» ( Втор. 32:5–6 ). Также и ап. Павел в первой главе своего первого послания к Коринфянам называет всех их «призванными, святыми» (2 ст.), а в пятой и шестой главах называет Коринфян великими грешниками, у которых существовали тяжбы брата с братом (6:6), присвоение чужой собственности (6:7–8) и появилось «такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, – что некто вместо жены имеет жену отца своего». «И вы, говорит «святым» Коринфянам Апостол, возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать» (5:1–2). Св. Апостолы даже себя называли грешниками ( 1Ин. 1:8 ; Иак. 3:2 ). Теперь ясно, что «святым» в новозаветном Писании называется прежде всего тот, кто «освящен во Христе Иисусе» в св. Крещении ( 1Кор. 1:2 ), кто облекся во Христе в Крещении. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал. 3:27 ); кто соединен со Христом в Крещении: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» ( Рим. 6:3,5 ); «святым», наконец, может быть назван лишь тот, кто освящен и «спасен баней возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит. 3:5 ), то есть Крещением, – кто в крещении «омылся, освятился и оправдался» ( 1Кор. 6:11 ). Отсюда понятно, что дети коринфских родителей, из которых один верующий, а другой неверующий, называются «святыми» потому именно, что, благодаря верующему родителю, они были крещены, ибо нигде в Писании некрещенные не называются, да и не могут называться «святыми». Поэтому и сектантские дети, неомытые в крещении от первородного греха, не святы, а грешны и «нечисты», ибо во Христа они не «облеклись» в крещении, не «соединились» с Ним, не «омылись», не «освятились», и не «оправдались»; они все равно, что некрещенные дети язычников, пребывающие в рабстве диавола и первородного греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

3 . ( Исх.20:7 ) «Не произноси имени Господа Бога твоего понапрасну, ибо Господь не оставит ненаказанным того, кто произносит имя Его понапрасну». 4 . ( Исх.20:8–11 ) «Помни хранить свято день субботний. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои. А день седьмый и суббота Господу Богу твоему. Не делай никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба, ни скот твой, ни пришлец, который в твоих пределах. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море, и все, что в них, а в седьмой почил; и потому благословил Господь день седьмый и освятил его». 5 . ( Исх.20:12 ) «Почитай отца твоего и мать, чтобы ты был благополучен, и дабы продолжились дни твои на земле, которую и Господь, Бог твой, дает тебе». 6 . ( Исх.20:13–15 ) «Не убивай». 7. «Не любодействуй». 8. «Не кради». 9 . ( Исх.20:16 ) «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». 10 . ( Исх.20:17 ) «Не желай дому ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабы ни его, ни вола его, ни осла его, ничего чужого». Вот что называют Десятисловием, или десятью заповедями Божиими. Это не был новый закон, но тот самый, который Всевышний начертал в сердцах всех людей, поскольку правила сии содержат в себе первые начала Богопочтения и общества человеческого. Если Вечному угодно было их тогда возобновить, то для того, что невежество и страсти почти изгладили их из памяти смертных. Сыны Израиля были устрашены более нежели когда-либо, и в страхе, объявшем сердца их, отступили далеко от горы ( Исх.20:19 ). Глаголи ты с нами; сказали они Моисею, и да не глаголет к нам Бог, да не когда умрем ( Втор.5:27 ). Послушай вся, елика к тебе речет Господ Бог наш, и ты речеши к нам вся, елика речет Бог наш к тебе, и услышим и сотворим. Господь, услышав слова сии, сказал Моисею ( Втор.5:30 ): Гряди, рцы им: возвратитеся вы в домы своя. Ты же зде стани со Мною, и возглаголю к тебе вся заповеди и оправдания и суды ( Втор.18:18–19 ). Пророка возставлю им от среды братий их, якоже тебе: и вдам слово Мое во уста Его, и возглаголет им, яко же заповедаю Ему: и человек той, иже не послушает словес Его, елика возглаголет Пророк Оный во имя Мое, Аз отмщу от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Святого отца нашего Григория Паламы, архиепископа Солунского, Десятословие по христианскому законоположению 1)  Господь Бог твой, Господь Един есть (Втор. 6, 4), во Отце, и Сыне, и Духе Святом познаваемый: во Отце нерожденном, в Сыне рожденном безначально, безвременно и бесстрастно, яко Слове, Который, помазав Собою принятое Им от нас, наименовался Христом, и в Духе Святом, так же из Отца не рожденно, но исходно происходящем. Сей единый есть Бог и сей есть Бог Истинный, в Троице ипостасей – Господь един, естеством, волею, славою, силою, действом и всеми свойствами Божества не разделяемый. 2)  Его единаго возлюбиши, и Ему единому послужиши, всем помышлением твоим, всем сердцем твоим и всею крепостию твоею; и да будут словеса Его и заповеди Его в сердце твоем, чтоб творить их, поучаться в них и говорить о них, сидя в дому и идя путем, лежа и востая (Втор. 6, 5–7). Всегда помни Господа Бога твоего и бойся Его Единого, и никогда не забывай Его и заповедей Его; и тако Он даст тебе силу творить волю Его. Ибо Он ничего другого не требует от тебя, точию еже боятися Его, и любити Его, и ходити во всех путех Его (Втор. 10, 12). 3) Он хвала твоя, и Он Бог твой. Не дивись без меры бесстрастию и невидимости премирных Ангелов, ни крайнему лукавству ниспадших оттуда сил, их хитрости и злокозненности на прельщение нас, и не дерзай думать, что в них есть что-либо равночестное Богу. Не засматривайся на величие неба и многообразность его движения, ни на блеск солнца, ни на светлость луны, ни на других звезд сияние, на пригодность воздуха к дыханию и на многополезность моря и земли и бойся что-либо из сего сделать для себя богом. Ибо все сие работно Ему, как творение Его, словом Его из небытия к бытию воззванное. Яко Тойрече, и быша: Той повеле, и создашася (Пс. 32, 9). 4) Сего убо Единого славь, к Нему прилепися любовию и Ему кайся день и ночь в вольных и невольных грехах своих. Ибо Он щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив (Пс. 85, 15), – вечный Благодетель, обещающий и дающий Царствие Небесное непрестающее, жизнь беспечальную и бессмертную и свет невечерний в наслаждение чтущим Его и любящим, поклоняющимся Ему и заповеди Его хранящим. Но Он же есть и Бог ревнитель, Судия Праведный и страшный Отмститель, воздающий нечествующим в Него, не покоряющимся Ему и заповеди Его оставляющим муку вечную, огнь неугасимый, страдание непрестающее, скорбь безутешную, тьму кромешную, скрежет зубов, червь неусыпающий, – что уготовал первому отступнику лукавому и с ним всем, прельщенным от него и последовавшим ему и оставившим Творца своего делами, словами и помышлениями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Не преуменьшая значение духовного опыта, необходимо все же отметить, что движение «Новый Век» его явно преувеличивает. Нужно отличать опыт от истины, ведь сам по себе опыт истину определить не может, наоборот, его следует проверять, сопоставляя с истиной. Только зная истину и ориентируясь на нее, можно отобрать свидетельства достоверного опыта, славящие Бога. Тем же верующим, которым захочется подробнее ознакомиться с учением движения «Новый Век», следует все время помнить предостережения Библии. Господь через Моисея предупреждал ветхозаветных израильтян: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им»: то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает нас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» ( Втор.13:1–3 ). Как видно из этого отрывка, не все сверхъестественное обязательно исходит от Бога. Если послание не сообразуется с Писанием, не верь посланцу. Что же касается движения «Новый Век», то его учение противоречит Священному Писанию . Моисей предупреждал израильтян: «Не научись делать мерзости, какие делали народы сии. Не должен находиться у тебя... прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» ( Втор.18:9–12 ). «Нововековцы» виновны во многих из этих грехов. В магазинах, распространяющих их издания, обычно можно найти литературу о колдовстве и «оккультных науках», хотя Библия и предостерегает: «... мерзок пред Господом всякий, делающий это» ( Втор.18:12 ). Господь дал нам Свое откровение, чтобы избавить нас от необходимости выискивать информацию, прибегая к помощи спиритизма. Нужно просто глубже вникнуть в ясное учение Библии. Конечно, верующих должны интересовать и вопросы мира во всем мире, и проблемы окружающей среды, и гуманное отношение к животным, и задача полного развития во Христе духовного потенциала каждой личности. Однако интерес этот не должен искать удовлетворения в восточных религиях, которые учат вере в то, что все есть часть некоей Единой Сущности или безликой Силы. А самое главное, мы не должны быть слишком доверчивыми, когда слышим слова «Бог» и «Христос». «Нововековцы» подразумевают под ним и вовсе не библейского Бога и не библейского Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vo-chto-...

Итак, следовало, чтобы тот, кто продолжает [считать] иудеев соблюдающими закон, и говорит, что они суть те, кто живет согласно закону, не относил это 35 ко всем иудеям вообще. Если же он [все-таки] относит [это ко всем иудеям вообще], то ему [следует] признать, что иудеи делали это вопреки закону. Но опять-таки, так же как преступают закон ослепленные колдовством и грезящие туманными призраками, почитающие и поклоняющиеся тем, кто, как говорят, является им тайно где-то во тьме 36 , точно так же и приносящие жертвы Солнцу, Луне и звездам тем более преступают закон. И невозможно сказать в одном и том же отношении, что иудеи и остерегаются поклоняться Солнцу, Луне и звездам, и не остерегаются [поступать] подобным же образом по отношению к небу и ангелам. 10 . Если же необходимо, чтобы мы, в равной мере не поклоняясь ангелам, Солнцу, Луне и звездам, дали отчет в том, почему мы не поклоняемся тем, кого эллины называют «видимыми и чувственно воспринимаемыми богами» 37 , то мы скажем, что и в законе Моисеевом говорится, что Бог уделил их «всем народам под небом» ( Втор.4:19 ), но отнюдь не тем, кто был избран Богом в особый удел помимо всех народов земли 38 . И в самом деле, во Второзаконии написано: «И ты, взглянув на небо и увидев Солнце, Луну и звезды, весь срой небесный, не прельщайся и не поклоняйся и не служи тем, кого господь Бог твой уделил всем народам под всем небом. А вас взял Господь Бог и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела, как ныне это видно» ( Втор.4:19 ). Итак, народ еврейский, призванный Богом быть «родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел» ( 1Пет.2:9 ), о которых было предсказано Аврааму в обращенных к нему словах Господа: «Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: Столько у тебя будет потомков» ( Быт.15:5 ), [так вот, этот народ], имея надежду стать таким, как звезды на небе, не пожелал поклоняться тем, кому должен был уподобиться 39 благодаря послушанию и соблюдению закона Божиего. И в самом деле иудеям сказано: «Господь Бог размножил вас, и вот, вы ныне многочисленны, как звезды небесные» ( Втор.1:10 ). И в книге пророка Данииила содержится следующее пророчество о тех, кто воскреснет: «Но спасется в это время весь народ твой, записанный в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, а другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди [небесной], и обратившие многих к правде – как звезды, во веки, навсегда» ( Дан.12:1–3 ). Исходя из этого и ап. Павел говорит в словах о воскресении: »Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная – земных. Иная слава Солнца, иная слава Луны, иная слава звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых» ( 1Кор.15:40–42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Выражение: «не обвиняй в этом» может означать не только отрицание преступности факта, но и отрицание самого факта. А что первосвященник отрицал не преступность только факта (потому будто бы, что он, вопрошая Бога для Давида, вопрошал, как бы для самого царя), а самый факт, это можно видеть из более точного понимания слов: «теперь ли я стал вопрошать для него Бога“? Собственное, первоначальное значение глагола – просверливать, прокалывать, затем, он всего более употребляется в значении: убивать, поражать, ранить, как ( Иез. 28:9 , Ис. 51:9; 53:5 ), также в значении: оскорблять, бесславить, нарушать, как ( Числ. 30:3 , Иез. 25:3; 39:7 ). Наконец, этот глагол значит иногда и просто: стал, начал (что-либо делать). Но и в этом, последнем случае, как видно из мест, где он встречается, он означает не простое начинание, как ( Втор. 1:5 , 1Цар.17:39 ), а какое-нибудь особенное, так что его первоначальный смысл, заключающий в себе понятие разрушения, силы, и также отваги, несколько удерживается, напр., «сей (Нимрод) начал быть силен на земле», т. е., как нужно предполагать, Нимрод был первым царем завоевателем или первым организатором военной силы ( Быт. 10:8 ) «с сего дня я начну распространять страх и ужас перед тобой на народы под всем небом». ( Втор. 2:25 ). «И он (Самсон) начнет спасать Израиля от руки филистимлян», т. е., собственно, начнет поражать филистимлян. И начал дух Господень действовать в нем в стане Дановом» – значение то же, что и выше ( Суд. 13:5, 25 ). «Что они начали делать и не отстанут они от того». Здесь разумеется дерзкое предприятие людей в земле Сеннаар ( Быт. 11:6 ) и, потому, ближе к сущности дела это место можно бы было перевести так: на что они отважились, дерзнули, от того не отстанут. И вообще во всех вышеприведенных местах, кроме ( Втор. 2:25 ), смысл, заключающийся в глаг. , может быть выражен русскими словами: возъимел мужество или смелость, отважился, дерзнул. Точно так же и в ответе первосвященника слова всего лучше, по нашему убеждению, перевести так: осмелился или дерзнул вопросить.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Ст. 15. Этот стих предполагает, что Иерусалим уже разрушен. Ст. 16. ...устрашатся народы – ср.: Ис. 59:19 . Святые отцы относят слова этого стиха к Господу нашему Иисусу Христу. Ст. 17. Этот стих можно понять как пророчество о восстановлении Иерусалима после вавилонского плена и как пророчество о Церкви христианской. Ст. 21. Под пленниками св. отцы понимают людей, подчиненных греху, под сыновьями убитых отцов –тех, кто погибал от грехов своих. Ст. 23. Видение будущего, восстановленного, Иерусалима как центра притяжения для всех народов постоянно встречается у Пророков (см.: Ис. 60:3–5 ; Мих. 7:12 ; Зах. 14:16 ). Святые отцы понимают под царями в этом стихе апостолов. Ст. 26. ...сотворил – букв. «утвердил, основал». Ст. 26–28 цитируются апостолом Павлом (см.: Евр. 1:10–12 ). Ст. 27. Небо и земля часто рассматриваются как символы прочности и постоянства, однако по сравнению с Богом они подобны одежде, которая в конце концов ветшает. О том же см.: Ис. 34:4 .   Псалом 102 В этом псалме звучит благодарственный гимн Богу и раскрывается суть взаимоотношений Бога и человека: от Бога исходит милость, долготерпение, освобождение от грехов и болезней, справедливость, человек же приносит Ему свой благоговейный страх, свою верность Завету и заповедям. Пс. 102 входит в чин утреннего богослужения Православной Церкви (пятый псалом Шестопсалмия), а также в состав изобразительных антифонов на литургии. Ст. 1. ...сердце мое – букв. «то, что внутри меня». Псалмопевец описательно говорит о своей личности, словами душа и сердце он дает понять, что весь человек как одно целое благословляет Бога (ср. такой же способ выражения в заповеди: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» [ Втор. 5:5 ]). Ст. 2. ...не забывай – это предупреждение неоднократно повторяется в Законе Моисеевом («Смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» ( Втор. 8:14 ), см. также: Втор. 4:9, 23; 6:12; 8:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

9 Я освятил сей храм. Святостью храм наделило присутствие в нем Господа (8,10–13.29). 9 И если ты будешь ходить пред лицем Моим, как ходил отец твой Давид. Владычество потомков Давида над Израилем находилось в прямой зависимости от их верности Господу (см. 2,2.3.4 и ком.). 9 Я истреблю Израиля с лица земли. Факт построения и освящения храма не снимал ответственности за отступничество от завета впредь на все времена (см. 6,11–13 и ком.; Иер. 19,8 ). Это значит, что предусмотренные заветом наказания все так же угрожали Израилю в случае нарушения им своих обязательств ( Втор. 28,37 ; Иер. 19,8; 49,17 ). 9 за то, что они оставили Господа, Бога своего. Другие народы станут свидетелями невероятного события: Бог Израиля уничтожает Свой храм и отправляет в изгнание Свой собственный народ ( Втор. 29,24–28 ). 9 По окончании двадцати лет. Учитывая предыдущие хронологические указания (6,1.37.38; 7,1), речь может идти самое раннее о 946 г. до Р.Х. 9 царь Соломон дал Хираму двадцать городов в земле Галилейской. Соломон с Хирамом уже ранее заключили договор (5,1–12), однако сейчас, по-видимому из-за финансовых затруднений, Соломон в обмен на 120 талантов (приблизительно 4 тонны) золота (см. ст. 14), присланных Хирамом, предоставил в его распоряжение двадцать галилейских городов (ср. 2Пар. 8,1.2 ). 9 Милло. Милло принято отождествлять с насыпными террасами. По мере роста Иерусалима вширь приходилось насыпать земляные террасы для укрепления городских фортификационных сооружений (см. 24; 11,27; 2Цар. 5,9 ; 4Цар. 12,20 ; 2Пар. 32,5 ). Гацор, и Мегиддо, и Газер. Стратегически важные города, расположенные на главных торговых путях. Гацор и Мегиддо (Мегиддон) находились на севере: первый приблизительно в шестнадцати километрах западнее Галилейского моря, второй в тридцати километрах к западу от реки Иордан и в сорока восьми километрах от побережья Средиземного моря. Газер располагался приблизительно в тридцати двух километрах к северо-западу от Иерусалима. 9 Фараон... пришел и взял Газер. Газер оставался хананейским городом, несмотря на то, что был завоеван израильтянами ( Нав. 16,10 ; Суд. 1,29 ). Фараон отвоевал Газер, вероятно, у филистимлян. Поскольку Израиль и Египет были союзниками (3,1), в интересах обоих государств было не допустить, чтобы Газер оставался под контролем враждебных народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Глава 3 Брак Соломона; набожность его и мудрость. 3Цар.3:1 .  [Когда утвердилось царство в руках Соломона,] Соломон породнился с фараоном, царем Египетским, и взял за себя дочь фараона и ввел ее в город Давидов, доколе не построил дома своего и дома Господня и стены вокруг Иерусалима. Фараон, на дочери которого женился Соломон, был, вероятно, одним из последних представителей XXI, танитской династии, ближайшим предшественником Сусакима-Шишака ( 3Цар.11:40 ), родоначальника XXII египетской династии. Родственный союз с фараоном давал Соломону и стране его безопасность со стороны Египта, отчасти содействовал и расширению территории владений Соломона ( 3Цар.9:16 ). С религиозной точки зрения брак этот представлялся, по мнению раввинов, некоторым нарушением брачных запрещений закона ( Исх.34:16 ; Втор.7:3 ), хотя последние ближе всего касались собственно хананеян; раввины думали видеть в дочери фараона прозелитку иудейства, – без опоры в тексте; во всяком случае, она не принесла с собою в Палестину египетского идолослужения (последнее не упомянуто в числе иноземных культов в Иерусалиме при Соломоне, 114–7). «Город Давидов» – восточный холм Иерусалима. Уже Давид построил стены вокруг этой части города ( 2Цар.5:7–9 ; ср. Пс.50:20 ), Соломон же расширил объем стен, включив в них большую часть города: это так называемая «первая стена» Иерусалима (вторая стена – Езекии и Манассии). 3Цар.3:2 .  Народ еще приносил жертвы на высотах, ибо не был построен дом имени Господа до того времени. 3Цар.3:3 .  И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего; но и он приносил жертвы и курения на высотах. Общее замечание о состоянии богослужения в Израиле в первые годы царствования Соломона (ср. 3Цар.9:25 ): за отсутствием одного религиозно-национального центра – храма, жертвы приносились на различных местах, освященных какими-либо историческими событиями или воспоминаниями (напр., в Гаваоне, ст. 4; ( 2Пар.1:3 ) ). Жертвоприношения совершались «на высотах» бамот, π τος ψηλος, in excelsis), ст. 2 (ср. 1Цар.9:12 ; Ам.7:9 ; Мих.1:5 ; Ос.10:8 ; 4Цар.12:3 ): по общему обычаю древности служение Божеству совершалось на возвышенностях, естественных или искусственных («бамы»), служивших как бы символом возвышения людей к Богу. До построения храма такое служение Богу жертвами на многих разных местах не являлось предосудительным, почему его совершал даже пророк Самуил ( 1Цар.9:14 ); однако закон ( Лев.17:4 ; Втор.12:5–6 ) имел в виду предохранить евреев «от религиозного разобщения, которое могло произойти через произвольное избрание разных мест для богослужения» (проф. Гуляев, с. 146). Поэтому священный писатель считает Соломоново служение на высотах не вполне отвечающим совершенной любви к Богу (ст. 3, ср. блаженный Феодорит, вопр. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010